«Благовещение» Леонардо да Винчи

«Благовещение» Леонардо да Винчи – одна из самых известных картин мировой живописи на этот классический библейский сюжет. Она находится в знаменитой галерее Уффици во Флоренции. Работа прибыла в музей в 1867 году из монастыря Сан Бартоломео в Тоскане. До 1869 года она считалась произведением Доменико Гирландайо, и лишь позже была атрибутирована историком искусства и коллекционером Карлом Эдуардом фон Липгартом как картина кисти Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи написал свое «Благовещение» примерно в 1472–1475 годах, еще будучи молодым художником. Распространенная практика того времени, когда ученики помогали мастеру в выполнении крупных заказов, явилась причиной трудности определения авторства или меры участия молодого Леонардо в работах 1470-х годов, нередко выполнявшихся совместно с учителем Веррокьо и другим его известным учеником — Лоренцо да Креди. Характерный анекдот об этом приводится в знаменитом жизнеописании Леонардо да Винчи, написанном Джорджо Вазари: «В юности своей, как было помянуто, он по решению сера Пьеро совершенствовался в искусстве у Андреа Делла Верроккьо, который, выполняя заказ на одну картину—»Иоанн, крестящий Христа», поручил Леонардо написать ангела, держащего одеяния. И хотя тот был юнцом, однако выполнил это так, что ангел Леонардо вышел много лучше, нежели фигура Верроккьо. Это явилось причиной того, что никогда больше Андреа не хотел прикасаться к живописи, считая обидным, что у мальчика больше мастерства, нежели у него.»

И все же сохранилось как минимум несколько ранних полотен художника, где авторский почерк проявился в полную силу и чья принадлежность уже не находит сомнений у искусствоведов. Одна из них – «Благовещение».

В основе картины лежит сюжет, взятый из Евангелия от Луки. Работы на подобную тему были вполне типичны для художников итальянского Возрождения, среди которых нельзя не отметить таких мастеров, как Фра Беато Анжелико, Симоне Мартини или Тинторетто. Картина Леонардо имеет, однако, ряд ярких и отличительных свойств. Созданная в качестве алтарного образа, крупная по масштабам XV века и вытянутая по горизонтали композиция (длина ее около 2,5 метров) изображает Марию и архангела Гавриила в пространстве, не типичном для традиционного изображения данного сюжета. Художник разместил сцену не в комнате Богоматери, а вынес ее на террасу около дома, более похожего на богатую тосканскую виллу. Кроме того, одним из новшеств стало большое внимание, которое Леонардо уделил пейзажу с изображением сада, выполненном с необыкновенной тщательностью.

Помимо этого, на картине присутствуют символы, связывающие библейский сюжет с жизнью Италии времен художника. Цветок лилии в руке архангела Гавриила — одновременно и символ чистоты Богоматери, и символ города Флоренции, а орнаменты на мраморном подставке для Библии, расположенной перед Марией, практически списаны с надгробия Пьеро и Джованни Медичи из базилики Сан Лоренцо, над которым в это же время работал учитель Леонардо Андреа Верроккьо.

Одной из оригинальных особенностей, показывающей особый интерес молодого художника к природе, является тот факт, что по позднейшему признанию самого Леонардо, крылья архангела Гавриила были написаны им с этюдов настоящих птичьих крыльев.

Чуть позже Леонардо еще раз возвратился к теме «Благовещения» и создал небольшую по формату работу для алтаря собора в Пистойе, находящуюся сейчас в Лувре. Авторство ее до конца не подтверждено, возможно, это был еще один коллективный труд мастерской Верроккьо, однако многие исследователи отмечают особую ценность именно этой работы, так как она — единственная, из сделанных во флорентийский период, дошла до современности в законченном виде. Из более поздних картин, сделанных уже после того, как Леонардо ушел от Верроккьо, одни остались неизвестны, а другие — не закончены.

Обе работы написаны необыкновенно мягко и чисто по цвету, без присущей предыдущим поколениям итальянских художников угловатости в изображении складок и черт лиц. Ощущение простора и свободы перспективы несомненно свидетельствуют о появлении нового великого мастера, свободного от сухих канонов, и в тоже время сохраняющего лиризм и проникновенность в трактовке одного из самых трогательных и радостных евангельских событий.

Леонардо да Винчи (1452-1519) — один из самых знаменитых и популярных художников в истории искусства. Его фигура, олицетворяющая все достижения Высокого Возрождения в Италии, остается окутанной завесой тайны, а каждое творение — загадкой. Инженерия, живопись, изучение природы, философия, скульптура — вот далеко не полный список занятий, в которых в равной силе проявился гений этого поистине неординарного человека.

Леонардо родился в 1452 году в местечке Анкиано близ Винчи, неподалеку от Флоренции. Он был внебрачным сыном флорентийского нотариуса Пьеро да Винчи, мать его — простой крестьянкой. Художественные способности проявились у мальчика рано, и отец отдал его на обучение к знаменитому скульптору Андреа Верроккьо. Мастерская Веррокьо была не просто местом освоения ремесла художника — изучения свойств красок, упражнения в этюдах и зарисовках и небольших доделках в полотнах учителя. Здесь ученики получали всестороннее образование вполне в духе эпохи Возрождения, обретая навыки одновременно в живописи, скульптуре, архитектуре, инженерии и ювелирном деле.

Ангел возвещает о рождении Иоанна Предтечи

  • Основы Православия
    • Введение. Человек и его вера
    • Начальные понятия о Боге и духовной жизни
      • Бог — Отец наш Небесный
      • Без Бога ни до порога
      • Откуда мы знаем о Боге
      • Свойства Божии
      • Где и как общаться с Богом. Крестное знамение
      • Храм — дом Божий
      • О Божией Матери
      • Человек — образ Божий
      • Семья — малая Церковь
      • Православные — право славящие Бога
    • Молитва — дыхание души
      • тест 3
        • test 5
      • test 5
      • Молитва — дыхание души
      • test2
      • Молитвенное правило
      • Детская молитва
      • Первые молитвы и объяснение их
    • Священная и церковная история
      • Божественное Откровение
      • Священное Писание
      • Библейские рукописи
      • Священная история Ветхого Завета
        • Сотворение мира
        • Сотворение мира и наука
        • Земной рай и грехопадение
        • Первое обетование о Мессии
        • Падшие прародители изгоняются из рая
        • Дети Адама
        • Всемирный потоп
        • Возобновление Завета. Божественное благословение
        • Вавилонское столпотворение
        • Появление идолопоклонства
        • Призвание патриарха Авраама
        • Патриарх Исаак
        • Патриарх Иаков (Израиль)
        • Патриарх Иосиф
        • Праведный Иов: тайна страдания праведника
        • Пророк Моисей
        • Исход из Египта. Первая Пасха
        • Бог дал народу закон
        • Скиния — походный храм
        • Ветхозаветное священство
        • Сорок лет странствия в пустыне
        • На Моавитских равнинах
        • Перепись народа
        • Смерть пророка Моисея
        • Иисус Навин ввел народ в землю обетованную
        • Господь посылает судей
        • Пророк Самуил
        • Царь Саул — первый царь Израиля
        • Давид избирается на царство
        • Гонимый помазанник
        • Давид — царь над всем Израилем
        • Моровая язва — последняя скорбь царя
        • 90-й псалом
        • «Вот, я отхожу в путь всей земли»
        • Псалмы царя Давида
        • Царствование Соломона
        • Иерусалимский храм
        • Книга Екклесиаст
        • Два царства
        • «И делал Иуда неугодное пред очами Господа»
        • Новая столица Израильского царства
        • Ахав вводит культ Ваала
        • «И восстал Илия пророк, как огонь…»
        • Наказание за нечестие — засуха
        • Благочестивая вдовица
        • Испытание веры
        • Пророк Божий Елисей
        • Пророк Иона
        • Конец Израильского царства
        • Иудейское царство
        • Царь Иосафат
        • Царь Езекия
        • «Ветхозаветный евангелист» — пророк Исаия
        • Царь Манассия: нечестие и покаяние
        • Благочестивый царь Иосия
        • Последние иудейские цари
        • Пророк Иеремия
        • Вавилонский плен
        • Пророк Иезекииль
        • Пророк Даниил
        • Конец плена
        • Второй Иерусалимский храм
        • Неемия: восстановление стен Иерусалима
        • Малахия — последний пророк
        • Религия в жизни избранного народа
        • Между двумя Заветами: ожидание Мессии
        • Языческий мир в ожидании Спасителя
      • Евангельская история
        • Ангел возвещает о рождении Иоанна Предтечи
        • Архангел Гавриил возвещает о рождении Христа
        • Богородица спешит к Елисавете
        • Ангел извещает Иосифа о рождении Христа
        • Рождение Иоанна Предтечи
        • Рождество Христово. Поклонение пастухов
        • Обрезание Христово. Сретение Господне
        • Поклонение волхвов и бегство в Египет
        • Отрок Иисус в Иерусалимском храме
        • Проповедь Иоанна Крестителя
        • Крещение Господа Иисуса Христа
        • Сорокадневный пост и искушения Господа
        • Первые ученики Христовы. Чудо в Кане
        • Изгнание торгующих. Беседа с Никодимом
        • Беседа с самарянкой
        • Взятие под стражу Иоанна Крестителя
        • Нагорная проповедь
        • Чудеса Христовы
        • Убиение Иоанна Крестителя
        • Послание на проповедь двенадцати апостолов
        • Учение о Царствии Небесном в притчах
        • Чудо насыщения пятью хлебами
        • Христос идет по водам за Своими учениками
        • Христос беседует о хлебе жизни
        • Апостол Петр исповедует Иисуса Христом
        • Преображение Господне
        • Исцеление бесноватого отрока
        • Господь покидает Галилею и идет в Иудею
        • Притча о добром самарянине
        • Исцеление десяти прокаженных
        • Притчи и поучения о молитве
        • Обращение мытаря Закхея
        • Притчи и поучения о покаянии
        • Беседа с богатым юношей
        • Господь благословляет детей
        • Притча о богаче и Лазаре
        • Воскрешение Лазаря
        • Вифанское помазание
        • Вход Господень в Иерусалим
        • Господь обличает иудеев
        • Иудеи задают Господу искусительные вопросы
        • Беседа Господа на горе Елеонской
        • Иуда решается предать Господа
        • Тайная Вечеря
        • Предсказание отречения Петра
        • Гефсиманская молитва. Взятие Господа под стражу
        • Суд над Иисусом Христом
        • Суд у первосвященника Каиафы
        • Распятие. Смерть и погребение Господа
        • Погребение. Стража у гроба
        • Жены-мироносицы у гроба. Явление Ангелов
        • Явления воскресшего Господа
        • Вознесение Господне
      • История Церкви
        • История Церкви
        • Рождение Церкви Христовой
        • Церковь Христова в апостольское время
        • Распространение Церкви Христовой
        • Мученики и исповедники Христовы
        • Святители — домостроители тайн Божиих
        • Монашество. Преподобные и подвижники
        • Спасение в миру. Святые праведники
    • Вера христианская
      • Вера в Бога и смысл человеческой жизни
      • Символ веры
      • Кратко о церковных Соборах
      • Иноверие и инославие
      • Мысли святителя Феофана Затворника
      • Вера и наука
    • Духовная жизнь
      • Грех и борьба с ним
      • Почему добрые дела творить сложнее
      • Что такое страсти
      • Посты и их духовный смысл
      • Заповеди Божии
      • Евангельские заповеди блаженства
    • О храме и богослужении
      • Почему мы молимся в храме?
      • Храм и его устройство
      • Внутреннее устройство храма
      • Колокольный звон
      • Степени священства
      • Монашество и монастыри
      • Богослужения суточного круга
      • Всенощное бдение
      • Божественная литургия
      • Семь Таинств Церкви
      • Молебен
      • Освящение жилища
      • Загробная участь души и поминовение усопших
    • Церковные праздники
      • Праздник в жизни православного христианина
      • Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
      • Праздники месяцеслова (непереходящие)
      • Дни памяти святых. Чины святости
      • Икона — образ невидимого горнего мира
    • Духовный мир
      • Мир ангельский
      • Духовность истинная и темная
      • Православные чудеса
      • Схождение Благодатного огня
      • Облако на горе Фавор
      • Чудо крещенской воды
      • Мироточивые иконы и святые мощи
      • Туринская плащаница

В изысканную атмосферу куртуазной церемонии в духе Позднего Средневековья погружены персонажи знаменитого алтарного образа из Уффици, написанного Симоне Мартини в сотрудничестве с художником Липпо Мемми для алтаря Святого Ансания в городском соборе Сиены.

Эта картина словно бы в сгущенном виде демонстрирует нам все стилистические особенности сиенской школы живописи, среди которых важнейшей оказывается яркая красочность колорита. В ней насыщенные темно-синий, карминно-красный, пурпурный и пепельно-серый тона предстают нашему взору среди ослепительного сияния золотого фона картины и нарядной позолоты ее обрамления.

В декоративных формах резной рамы отчетливо заявляет о себе готическая направленность творчества художника, одного из самых «готических» живописцев Италии своего времени. Мы видим стрельчатые арки, тонкие вертикальные башенки-пинакли, резные детали, украшающие края (так называемые краббы). Само событие Священной истории обретает здесь вид настоящей придворной церемонии в духе Позднего Средневековья, обставленной с невероятной роскошью: облаченный в парчовое одеяние архангел склоняется, словно придворный, перед восседающей на инкрустированном троне Марией. Обе фигуры связывает нанесенная золотыми латинскими буквами надпись — цитата из Евангелия (в переводе означающая «Радуйся, Благодатная, Господь с тобой»). Граненая ваза с лилиями (символ чистоты Марии), стоящая на выстланном цветным мрамором полу, в центре композиции — еще одна драгоценная подробность в декоративном ансамбле этого изумительного по своей нарядности произведения.

Как известно, многие библейские сюжеты нашли свое отражение в мировом искусстве. В большой степени это относится к сценам из Нового Завета. Например, широкое распространение приобрела в мировом искусстве тема «Благовещение». Картины с этим сюжетом мы можем встретить во всех христианских странах. Кратко рассмотрим эти произведения относительно русского искусства.

Древний сюжет иконы Иконы с темой «Благовещения» появились в русском искусстве в христианскую эпоху. Однако сначала они принадлежали кисти византийских мастеров. Только гораздо позже стали создаваться оригинальные русские сюжеты. Можно рассмотреть икону, принадлежащую кисти знаменитого иконописца Андрея Рублева. Она написана предположительно в 1408 году. На золотистом фоне изображено две фигуры: Богородица в красных одеждах и ангел, протягивающий к ней руки.

Общий тон иконы нежный и волнующий. Богородица склоняет голову в знак покорности Божественной воли. Ангел прекрасен и невозмутим. Его Лик полон божественного спокойствия и глубины веры. Собственно говоря, в этом художественном воплощении библейского сюжета есть уже все то, что будет поражать воображение потомков великого иконописца: само Благовещение, картина мирной и тихой жизни Марии, чудесное явление к ней посланника Бога.

Ненаписанная картина А. Иванова

Знаменитый русский художник Александр Иванов любил писать свои произведения на религиозные темы. Однако не все свои полотна мастер успел завершить. Это относится и к его работе под названием «Благовещение», картины, которая дошла до наших дней только в виде набросков. К слову сказать, Иванов во многом следует русской иконописной традиции. Фон полотна, который выбирает художник, также золотистый, правда, видны мягкие тени греческих колонн. В центре полотна – фигура Богородицы в традиционных для нее одеждах. Фигура Богоматери вся окружена сиянием, которое исходит из рядом стоящего ангела, облаченного в белые одежды.

Ангел благословляет прекрасную Марию, которая тихо опускает голову в знак своей покорности воле Божьей. Картина легкая и воздушная, написанная с помощью полутеней. Жалко, что это полотно в своей целостности так и не было представлено на суд зрителей.

Творение Нестерова

Михаил Нестеров также внес свой значительный вклад в развитие русского искусства. Интересовала художника и тема «Благовещение». Картины с этим сюжетом есть в творчестве этого русского живописца. Рассмотрим одно из самых известных полотен. На картине присутствует две фигуры: Ангел, пришедший объявить Марии благую весть, и сама Богородица. Богоматерь одета в синие и белые одежды, ее лицо прекрасно, глаза полузакрыты, казалось бы, юная Мария полностью погружена в размышления о прочитанном (в руках она держит книгу).

К ней с небес спускается ангел в белых одеждах с мощными крыльями и несет в руках прекрасную лилию в знак ее избранности Богом. Сама картина погружает зрителей в атмосферу чистоты и таинственности всего происходящего. «Благовещение»: картины современных художников: особенности сюжета

И, наконец, рассмотрим еще одно произведение, посвященное этому известному библейскому сюжету. Эта картина была написана совсем недавно — в 2005 году. Принадлежит она перу современного русского художника Андрея Шишкина. Интересно, что автор как бы совмещает классическую живопись и традиции русской иконописи. Перед нами сидящая Богородица Мария, читающая книгу. Сверху к ней приближается ангел и протягивает ей лилию. Лик ангела юн и спокоен, Мария несколько удивлена. С ее головы чуть спадает накинутый белый платок, который гармонирует с ее голубым одеянием.

Сама картина погружает зрителей в атмосферу красоты и величия библейского сюжета. Таким образом, яркое воплощение в русском искусстве нашла тема «Благовещение». Картины русских художников, посвященные ее воплощению, без труда можно увидеть во многих музеях нашей страны. Этим произведениям свойственна определенная преемственность. Все они воплощают сюжет, который передавала зрителям русская икона: образ Марии и ангела, общий светлый настрой происходящего действия. Поэтому сама тема «Благовещение», картины художников, написанные за этим сюжетом, входят в сокровищницу русского живописного искусства.

http://fb.ru/article/254644/syujet-blagoveschenie-kartinyi-i-ikonyi-russkih-hudojnikov

Боттичелли и Леонардо да Винчи, Эль Греко и Делакруа, Владимир Боровиковский и Василий Суриков. Встреча Девы Марии с архангелом Гавриилом, что принес благую весть о будущем рождении Христа, — один из любимых библейских сюжетов художников разных эпох. Одно из первых изображений датировано III веком, но из столетия в столетие живописцы вновь и вновь обращаются к этой вечной теме. Предлагаем взглянуть на полотна вместе с Натальей Летниковой.

Владимир Боровиковский. Благовещение. 1810–1820

Признанный портретист Владимир Боровиковский, автор загадочного портрета графини Лопухиной, обращался к теме Благовещения не раз. Художник учился иконописи у отца, участвовал в росписи Казанского собора и Троицкой церкви Петербурга. Создав галерею блистательных светских портретов, к концу жизни работал лишь над духовными сюжетами. Трепетный образ Девы Марии вдохновил поэта Владимира Бенедиктова на строки: «Кто сия? / Покров лилейный / Осеняет ясный лик, / Долу взор благоговейный / Под ресницами поник…»

Михаил Нестеров. Благовещение. 1901

Выходец из купеческой семьи, лауреат Сталинской премии Михаил Нестеров всю жизнь создавал духовные образы на фоне русской природы и почти четверть века посвятил росписи храмов, в том числе и Марфо-Мариинской обители. Потеряв жену, художник с головой окунулся в работу, вписывая в женские образы любимые черты. Благовещение — один из любимых сюжетов Нестерова. Писал его художник во Владимире, Петербурге и Москве. «В нем много христианского», — говорил об этой работе Нестерова Виктор Васнецов.

Василий Суриков. Благовещение. 1914

«Благовещение» Василия Сурикова. Последняя картина художника, которую автор представил в 1915 году на ХII выставке Союза русских художников, не вызвала восторга критиков и коллег. По версии искусствоведов, причина в том, что Суриков к тому времени был признанным мастером исторических полотен. Художник-реалист обошелся без привычных для изображения Благовещения деталей — лилии, веретена и Библии в руках Девы Марии. Радость встречи и величие момента подчеркнуто теплом золотого сияния.

Константин Юон. День Благовещения. 1922

«День Благовещения» — как праздник. В картине Константина Юона золотые купола храмов на фоне синего неба словно отголоски библейских событий. Благая весть вписана в весенний пейзаж с яркими и чистыми красками. Солнечное полотно словно пронизано колокольным звоном первого праздника, который богослов Иоанн Златоуст именовал «началом всех христианских праздников». А театральный художник Константин Юон изобразил таким земным и радостным.

Наталья Сюзева. Благовещение. 2009

Птицы, кружащие в небе. Весенняя примета и древняя традиция Благовещения — выпускать в этот день на волю птиц. Старинный красивый обычай, забытый в ХХ веке, стал возрождаться к началу нового столетия. Современной художнице из Пензы Наталье Сюзевой нравится изображать женские образы — хрупкие и нежные. Так и на картине «Благовещение» юная девушка открывает клетку, птица вырывается и взмывает ввысь. Словно душа, что стремится к высокому…

Благовещение (картина Леонардо да Винчи)

Смотреть что такое «Благовещение (картина Леонардо да Винчи)» в других словарях:

  • Поклонение волхвов (картина Леонардо да Винчи) — … Википедия

  • Леонардо да Винчи — (Leonardo da Vinci) (1452 1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный и инженер эпохи Высокого Возрождения. Создал гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам того времени. Учился у А. Верроккьо (1467… … Художественная энциклопедия

  • Леонардо да Винчи — Запрос «Леонардо» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Леонардо да Винчи (значения). Леонардо да Винчи Leonardo da Vinci … Википедия

  • ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ — (Leonardo da Vinci) (1452 1519), великий итальянский художник, изобретатель, инженер и анатом эпохи Возрождения. Леонардо родился в городке Винчи (или рядом с ним), к западу от Флоренции, 15 апреля 1452. Он был незаконнорожденным сыном… … Энциклопедия Кольера

  • Леонардо да Винчи — (Leonardo da Vinci) (1452 1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам… … Энциклопедический словарь

  • Спаситель мира (Леонардо да Винчи) — … Википедия

  • Святой Иероним (Леонардо да Винчи) — … Википедия

  • Иоанн Креститель (Леонардо да Винчи) — … Википедия

  • Дама с горностаем (картина, Леонардо, ок.1484) — Леонардо да Винчи Дама с горностаем, 1489–1490 гг. Dama con l ermellino Дерево, масло. 54 × 40 см Музей Чарторыйских, Краков «Дама с горностаем» (итал … Википедия

  • Мадонна с гвоздикой (картина, Леонардо, 1478) — Леонардо Мадонна с гвоздикой, 1478 Дерево, масло. 42 × 67 см Старая пинакотека, Мюнхен «Мадонна с гвоздикой» картина, приписываемая молодому Леонардо да Винчи … Википедия

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *