1. «Антизнойный» самомассаж за три минуты

Первый удар от жары принимают на себя наш мозг и вегетативная нервная система, рассказывает врач-физиолог Светлана Смирнова. Именно к ним по нервным окончаниям поступают жалобы от всех органов, мол, они перегрелись и «больше не могут работать в таких условиях». Мозг должен на это среагировать правильно и послать «в обратку» нужные распоряжения о смене ритма работы, чтобы органы адаптировались. Но жалоб так много, и он в панике. Снять эту панику и заставить мозг и нервы работать четко поможет очень простой самомассаж. Всего три упражнения, на каждое по минуте. Делать в любое время, когда неважно себя почувствуете от жары.

— Большим и указательным пальцами с силой надавите на мочки ушей.

— Большим пальцем с силой надавите в центр ямки между нижней губой и подбородком.

— Соедините подушечки больших пальцев и мизинцев, с силой надавите.

2. Умаялись от духоты? Вам — зеленый свет

Медики советуют в жару чаще смотреть на ту зелень, которая нас окружает (все-таки в Москве много зеленых мест), носить солнцезащитные очки с зеленоватыми стеклами. Дело в том, что зеленый цвет хорошо стимулирует нервные окончания на глазном дне, что необходимо для поддержания нормального тонуса и терморегуляции организма, рассказывает психотерапевт Татьяна Клименко. Также продукты зеленого цвета оказывают на организм охлаждающее действие. Так что налегайте на огурцы, кабачки, зелень, цуккини, листовые салаты. Заодно и сбросите пару лишних кило!

3. Устройте карнавал

Также для стимуляции нервных окончаний сетчатки глаза в жару стоит ярче одеваться, дает еще один совет доктор Клименко. Но без агрессивных красно-огненных тонов, а с предпочтением светло-зеленых, салатовых, желтых, розовых, сиреневых. В такой одежде кожа в жару лучше дышит.

4. Нас спасет элеутерококк

Это такое хитрое растение повышает устойчивость организма к стрессам — в том числе погодным. Это мощный природный адаптоген и стимулятор, помогает организму подстроиться под самые разные внешние условия, в том числе жару, духоту и нехватку кислорода. Его рекомендуют пить по 25-30 капель в день две недели. Лучше с утра, можно добавлять в чай.

5. Бодрость от мелиссы с розмарином

Фитотерапевт Елена Корсун называет эти травки лучшими природными энергетиками. Отлично помогает собрать мысли в кучу и раскачаться жарким утром. Заваривать как чай (чайная ложка мелиссы и листьев розмарина на стакан кипятка), можно осудить, добавить сока лимона и веточку мяты — получится супер-освежающий лимонад. Заготовьте с вечера литр и пейте потом в течение душного дня.

6. Песнь льда и пламени

Быстро встряхнуться и почувствовать себя лучше в жару поможет ледяной массаж. Заготовьте в холодильнике кубики льда (и в офисе тоже, тем более, что сейчас во многих супермаркетах продается уже готовый лед — замороженный в полиэтиленовых пакетиках).

Итак, берете два кусочка льда, сначала плавными круговыми движениями легонько массируете лоб, шею, приложите ненадолго к ямке под затылочным бугром (там находятся биоактивные точки, регулирующие артериальное давление). Затем приложите лед к локтям, коленям и щиколоткам.

7. На зарядку не становись?

Врачи советуют в жару сократить физнагрузки, особенно те, которые сопряжены с обильным потоотделением и расходом кислорода и белка. Это бег, силовые тренажеры, активные игры (футбол, баскетбол). Но это не означает, что не надо поддерживать себя в форме. Физиолог Светлана Смирнова советует просто временно переключиться на плавные аэробные нагрузки, которые, напротив, насыщают организм кислородом: размеренная ходьба (не по жаре, разумеется, а либо до 10 чаво утра, либо после 8 вечера), плавание, гимнастика с элементами йоги или у-шу.

КСТАТИ

Не морозьте простыни!

Чего лучше не делать, спасаясь от жары

Некоторые советуют положить на час перед сном простыню в морозилку. А потом быстро постелить ее на постель и заснуть в блаженной прохладе.

— Заснете-то вы, может, и в прохладе (если сумеете расправить стоящую колом замороженную простыню), но проснуться рискуете, извините, в соплях и с признаками цистита, — сокрушается отоларинголог Анатолий Смирнитский. — Это совет из разряда «помажьте ожог маслом»: в первые минуты будет легче, а потом только хуже. Не надо создавать резкого контраста температур. Все-таки самый безопасный вариант — поставить в спальне вентилятор — так, чтобы он дул в ноги (это эффективней с точки зрения терморегуляции).

Среди рецептов спасения от жары, которые приписывают азиатским народам, числятся блюда и напитки со жгучим перцем. Неверный ход. Диетолог Светлана Бережная объясняет:

— Самые вредные в жару — это сладкие и жгучие блюда. Они усиливают потоотделение, а с вас и так льет в три ручья. Самые полезные — богатые клетчаткой и белком. Например, салат из куриной грудки с хрустящими листьями салата — идеальное блюдо для жары. Напитки лучше пить с кисловатым вкусом, но лучше простой воды для утоления жажды ничего нет.

Как жить сегодня?

Дорогой ценитель литературы, погрузившись в уютное кресло и укутавшись теплым шерстяным пледом книга «Как жить сегодня?» Осипов Алексей Ильич поможет тебе приятно скоротать время. Чувствуется определенная особенность, попытка выйти за рамки основной идеи и внести ту неповторимость, благодаря которой появляется желание вернуться к прочитанному. Положительная загадочность висит над сюжетом, но слово за словом она выводится в потрясающе интересную картину, понятную для всех. Обращают на себя внимание неординарные и необычные герои, эти персонажи заметно оживляют картину происходящего. С помощью описания событий с разных сторон, множества точек зрения, автор постепенно развивает сюжет, что в свою очередь увлекает читателя не позволяя скучать. Гармоничное взаимодоплонение конфликтных эпизодов с внешней окружающей реальностью, лишний раз подтверждают талант и мастерство литературного гения. Глубоко цепляет непредвиденная, сложнопрогнозируемая последняя сцена и последующая проблематика, оставляя место для самостоятельного домысливания будущего. Увлекательно, порой смешно, весьма трогательно, дает возможность задуматься о себе, навевая воспоминания из жизни. Очевидно-то, что актуальность не теряется с годами, и на такой доброй морали строится мир и в наши дни, и в былые времена, и в будущих эпохах и цивилизациях. Приятно окунуться в «золотое время», где обитают счастливые люди со своими мелочными и пустяковыми, но кажущимися им огромными неурядицами. Многогранность и уникальность образов, создает внутренний мир, полный множества процессов и граней. «Как жить сегодня?» Осипов Алексей Ильич читать бесплатно онлайн будет интересно не всем, но истинные фаны этого стиля останутся вполне довольны.

РАЗДЕЛ 8. КТО СПАСЁТСЯ?

Есть три точки зрения: формально-каноническая, теософская, сотериологическая.

§1. Формально-канонический взгляд

Согласно этому взгляду спасение возможно только для членов Православной Церкви, вхождение в которую осуществляется через исповедание православной веры и принятие Крещения. Об этом, по-видимому, писал святитель КИПРИАН КАРФАГЕНСКИЙ: «Вне Церкви нет спасения». Все прочие люди погибнут, поскольку Христос сказал: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16: 16).

Этот взгляд не учитывает, что в данных евангельских словах речь идет лишь о тех, которым было проповедано о Христе. Поэтому и осуждены будут только те, которые осознанно отвергли эту проповедь. Если бы здесь говорилось вообще о всех не веровавших во Христа и некрещеных, тогда должны бы погибнуть все народы, не слышавшие Евангелия, в том числе ветхозаветные праведники и все те мученики за Христа, которые не приняли ни крещения, ни Евхаристии, которых, однако, сама Церковь именует святыми.

Апостол Петр сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10: 34-35). А апостол Иоанн: всякий, делающий правду, рожден от Него (1Ин. 2: 29). Апостол Павел утверждал, что и язычники могут по природе законное, то есть Богоугодное, делать, следуя : ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2: 14-15).

Святитель ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ писал поэтому: «…не принявшие крещения не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы». И продолжает: «не всякий… недостойный чести достоин уже наказания».

По формально-канонической, чисто законнической точке зрения спасение получат только ничтожное количество православных праведников, а участь всех нехристиан, всех неправославных и всех православных грешников – вечные мучения. Едва ли это соответствует словам Христа: Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию (Лк. 5: 32). Преподобный ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК писал: «Всех одарённых свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных… ибо нет лицеприятия у Бога (Рим. 2: 11)». А святитель ФЕОФАН ЗАТВОРНИК, объясняя слова апостола Павла: Христос за всех умер (2Кор. 5: 15), даже так пишет: «Апостол разумеет не верующих только, но всех людей, живущих во всякое время». (См. подробнее: Раздел 8. §3. Сотериологический взгляд)

§2. Теософский взгляд

Эта точка зрения не видит никаких принципиальных расхождений между всеми религиями мира и считает, что все их вероучительные и нравственные различия являются не более, как человеческими недоразумениями. Суть этого взгляда выразил индийский йог РАМАКРИШНА (XIX в.): «Тот, кто есть Кришна, в то же время – и Шива, и Божественная мать , и Христос, и Аллах». Крупный индийский философ Радхакришнан (XX в.) разработал систему единой универсальной «вечной религии», основанной на древнеиндийских религиозно-философских традициях, призванной заменить все существующие т.н. догматические религии.

Иллюстрацией теософского воззрения может служить следующее высказывание протоиерея А. МЕНЯ: «Следуя по пути, проложенному созерцанием, индийские брахманы приходят к тому же, к чему приходили все мистики, в какое бы время и в каком бы народе они ни жили. Яджнявалкья и Будда, Плотин и Ареопагит, Мейстер Экхарт и Григорий Палама, каббалисты и Николай Кузанский, Яков Беме, Рейсбрук и множество других ясновидцев Востока и Запада… Все они как один свидетельствуют, что там… нет ни добра, ни зла, ни света, ни тьмы… В священном мраке, скрывающем основу основ, они ощутили реальность Сущего, Абсолюта. Страшная непереносимая тайна!… Эту Бездну трудно даже назвать «Богом»; великий германский мистик Экхарт именует абсолютное Начало «Божеством»… За пределами всего тварного и ограниченного мистическому оку открылась Реальность, которую Лао-цзы называл Дао, Будда – Нирваной, каббалисты – Энсофом, христиане – Божественной Сущностью, Божеством».

Это – вполне теософская идея, которая совершенно обесценивает уникальную значимость Жертвы Господа Иисуса Христа и Его Благовестия в деле спасения человека. Своим опорным пунктом она имеет широкое понятие мистики. С его помощью оказалось очень просто не только поставить в один ряд, но даже отождествить (!) опыт христианских святых с опытом кабалистов (для которых Иисус Христос – лжемессия), буддистов (вообще отвергающих Личного Бога), отождествить Дао, нирвану, энсоф с Божественной сущностью, Божеством (ср.: Ин. 8: 42; 15: 23). Так уничтожается само понятие Истины в религии, и человек лишается даже мысли о возможности роковой ошибки в столь ответственной области жизни, как духовная. В результате, он легко превращается в слепую игрушку мечтательности, самомнения, а не редко и откровенно демонических сил.

Духовный наставник императорской семьи Г. РАСПУТИН утверждал: «Всякая вера от Господа, критиковать никакую веру нельзя». Видимо поэтому Николай II в 1905 году дал полную свободу всем религиям в России (кроме Русской Православной Церкви, которая так и осталась ведомством, подчиненным власти императора в лице обер-прокурора Святейшего Синода).

Но если все религии – это разные пути к одному Богу, то и спасение одинаково возможно во всех их, независимо от их нравственного учения и тех целей, которые они ставят перед человеком. Д. МЕРЕЖКОВСКИЙ очень точно выразил эту идею: «И зло, и благо – два пути, ведут к единой цели оба. И всё равно, куда идти». Но христианство отвергает такую толерантность. Апостол Павел прямо ответил на эту идею: Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? (2 Кор. 6: 15-16).

§3. Сотериологический взгляд

(см. Приложение №2).

Этот взгляд исходит из парадоксального факта взаимоисключающих свидетельств Священного Писания и Предания (святоотеческого учения) о конечной участи человечества: одно говорит о вечности блаженства праведников и мучений грешников, второе – о всеобщности спасения. При этом ни один из вариантов не утверждается в качестве безусловно истинного и не отрицается.

Эта двойственность обусловлена необходимостью сохранения за каждым человеком нравственной свободы в выборе пути своей жизни. Ибо утверждение, что спасутся только праведники, может любого христианина, естественно, видящего себя грешным, привести в отчаяние. Но и свидетельство о всеобщем спасении способно многих развратить. Поэтому, если бы Откровение однозначно раскрыло тайну вечной жизни человека, то она стала бы для него духовной катастрофой.

Святитель ГРИГОРИЙ НИССКИЙ прекрасно объясняет смысл этой двойственности свидетельств Священного Писания о вечной участи человека: «Посредством наших свойств Провидение Божие приспосабливается к нашей немощи, чтобы наклонные ко греху – по страху наказания удерживали себя от зла; увлечённые прежде грехом – не отчаивались в возвращении через покаяние».

Православие, будучи религией любви, напоминает человеку: «Внезапно Судья придет, и дела каждого обнаружатся» (утренняя молитва — руссифицировано). Поэтому, пока есть время, оно призывает человека: приложи все силы к тому, чтобы жить по совести, омыться покаянием – и таким образом избавиться там от тяжёлых, хотя бы и невечных, страданий. Святой ИСААК СИРИН предупреждает: «Остережёмся в душах наших, возлюбленные, и поймём, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания – степень страдания в ней».

Мудрая двойственность Откровения в этом вопросе снимает и с Церкви печать тяжёлого обвинения, будто она учит о вечной гибели грешников, которыми является, практически, всё человечество.

Литература

Цитируемые святые отцы.

Булгаков С., прот. Невеста Агнца. Париж, 1945.

Булгаков С. Н. Свет Невечерний. Сергиев Посад, 1917.

Булгаков С., прот. Проблема условного бессмертия. Из введения в эсхатологию. // Путь. 1937. №52-53.

Жураковский А., свящ. К вопросу о вечных муках. // Христианская мысль. 1916. №7-9;

Свящ. Анатолий Жураковский. Материалы к житию. Париж, 1984.

Льюис К. Расторжение брака. // Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992.

Михаил, еп. Об аде и вечных мучениях. // А. Палицкий. На запросы духа. Пгр., 1914. — Сборник.

Ориген. О началах. Казань,1899.

Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1918.

Туберовский А., проф. Воскресение Христово (Опыт православно-мистической идеологии пасхального догмата). Сергиев Посад, 1916.

Федоров Н. Философия общего дела. М.: Изд-во Юрайт, 2018.

Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. Письмо «Геенна». М., 1914.

Киприан Карфагенский, свщмч. Творения. Ч. 1. Письма. Письмо к Юбаяну о крещении еретиков. Киев, 1891. С. 346.

Григорий Богослов, свт. Творения. Т. 1. Св.-Тр. Сергиева Лавра, 1994. С. 558.

Григорий Богослов, свт. Творения. Т. 1. Св.-Тр. Сергиева Лавра, 1994. С. 558.

Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 1. §3. СПб., 1996. С. 15.

Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам второго. М., 2006. С. 246.

Провозвестие Рамакришны. СПб., 1914. С. 20.

Светлов Э. У врат молчания. Брюссель, 1971. С. 80-81.

Платонов О. А. Жизнь за царя (правда о Григории Распутине). СПб.: Воскресение, 1996. С. 279.

Мережковский Д.С. Собрание сочинений в 4-х томах. Т. 4. М., 1990. С. 546.

Григорий Нисский, свт. Творения. Ч. 6. М., 1864. С. 429.

Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. Беседа 41. М., 1998. С. 216.

Святитель Игнатий Брянчанинов «Как спасаться в миру»

В Санкт-Петербурге работает Православный лекторий. Лекции читают ученые из Собора православной интеллигенции, а также приглашенные специалисты. После каждой лекции проводится круглый стол по актуальным проблемам современности.
Начало лекций в 19:00. Встречи проходят по адресу: СПб, Каменноостровский проспект 21 (ст.м. Петроградская), в здании Александровского лицея в аудитории 213. Вход свободный.
Вашему вниманию предлагается видеозапись и текст лекции гранд-доктора психологии, кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза «Святитель Игнатий Брянчанинов: как спасаться в миру».
Другие лекции о. Алексия:
Бог: ч.1, ч.2, ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение.
Демонический мир и его воздействие на человека.
Человек: ч.1, ч.2, ч.3.
История происхождения религий. Церковь: ч.1, ч.2, ч.3.

Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства: ч.1, ч.2, ч.3. ч.4, ч.5, ч.6.
Семья: ч.1, ч.2, ч.3. Дети: ч.1, ч.2, ч.3.
Православная теория личности: ч.1, ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления: ч.1, ч.2, ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней: ч.1, ч.2, ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности: ч.1, ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. «О прелести»: ч.1, ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва: ч.1, ч.2.
О спасении в миру: св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм: ч.1, ч.2.
Текст лекции
Нам нужно знать путь ко спасению. Что такое спасение? На чём оно строится? К чему оно ведёт? И здесь необыкновенно актуальны работы святителя Игнатия Брянчанинова. Сейчас мы остановимся на его письмах, эпистолярном наследии, обращённом к мирянам, которые столь же актуальны сегодня, как и в те времена, когда они были написаны. Они касаются неизменяемой части человеческого бытия – духовной жизни. Она всегда одна и та же. Вот, посмотрим то, что говорит Игнатий Брянчанинов о спасении в миру. «Чин внимания к себе для живущего посреди мира» .
Цитата: «Душа всех упражнений о Господе — внимание. Без внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтоб он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами» . Дорогие мои, необыкновенно важные слова. Мы с вами знаем, что современный человек не привык быть в тишине, не привык внимательно предстоять Богу внутри своего сердца. Если вы посмотрите на свою жизнь, то увидите, что многим необходимо включать телевизор, другие включают радио. Пусть будет как фон. А что такое фон? Это непрестанное воздействие информации, это способ не дать человеку побыть наедине с собой, внутри своего сердца и увидеть, что же там твориться. Это забивание вот этой духовной тишины, а только в этой духовной тишине человек и может предстоять Богу. Поэтому очень важно беречь то время, когда мы можем побыть наедине с собой, не забивать себя пустой и ненужной информацией. Ибо она отвлекает человека, и мало того, что она отвлекает, она через ум входит в сердце. И если эта информация содержит какие-либо страстные начала, она будет влиять на наши сердечные чувствования, замутнять наше сознание и мешать нам увидеть Бога, увидеть Его волю, увидеть Промысел Божий. Очень многие люди часто ходят в церковь, а говорят, что «я не чувствую Бога в своём сердце, вот нет у меня ощущение живого общения с Ним». Но это общение не может осуществиться, если мы постоянно погружены в этот информационный поток. Монахи специально удалялись в дебри лесов, в пещеры, чтобы отсечь от себя всё лишнее. Чтобы внутри сердца предстать Богу. А если мы не только не отсекаем, но и постоянно забиваем своё сердце, то естественно, на можем мы увидеть живого Бога в своём сердце и не можем ясно увидеть тех страстей, демонических сил, которые там воюют. А там, как сказано в Священном Писании: «…тамо гади, имже несть числа, животная малая с великими» Пс.103:25. Действительно, как пишут Святые Отцы, «воздух сердца нашего» , который и определяет наше духовное состояние, не очищенный молитвой, не очищенный Словом Божиим, заполнен страстными помыслами и демоническими воздействиями. Отсюда и молитва бывает не чистая и, зачастую, разгорячённая, кровяная, а не такая, какой и должна быть.
О необходимости такого внимания пишет великий святитель: «Страх Божий пусть превозможет на весах сердца все прочие ощущения: тогда удобно будет сохранять внимание к себе, и в безмолвии келейном, и среди окружающего со всех сторон шума» . Страх Божий. Мы слышали много раз эти слова, а иногда очень часто сами его повторяли. Но сознаём ли мы, что такое страх Божий? «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом». Пс.2:11. А что значит работать со страхом? А это именно то ощущение живого Бога, когда ты понимаешь, что Он Творец неба и земли, что Он любит тебя, что Он призывает тебя, что ты можешь как прийти к Нему, так и отпасть от Него. Это именно видение себя, такого, какой ты есть на самом деле. А если ты видишь себя таким, каков ты есть на самом деле, то невольно повторишь слова Псалмопевца: «…всяк человек ложь» Пс.115:2, и сказано: «Аз же есмь червь, а не человек…» Пс.21:7. Действительно, страсти, грехи буквально наполняют наше сердце. И как сказал Апостол: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» Рим.7:24, «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое» Рим.7:19-21. И мы должны понять, что грех живёт внутри каждого человека. Это демон, который дан каждому человеку от его рождения, он искушает человека, а если человек живёт по страстям, то и вселяется в него и человек просто становится одержимым, непонимающим, что он делает, не контролирующим свои действия. Человек настолько сливается с этой демонической силой, что она им спокойно управляет. Вот об этом подробно написано в книге «Основы православной психологии». Поэтому внимание к себе крайне необходимо для спасения.
«Благоразумная умеренность в пище, уменьшая жар крови, очень содействует вниманию к себе, а разгорячение крови, как-то: от излишнего употребления пищи, от усиленного телодвижения, от воспаления гневом, от упоения тщеславием и от других причин, рождает множество помыслов и мечтаний, иначе, рассеянность» . Посмотрите, дорогие мои, именно излишнее употребление пищи, усиленное телодвижение, гнев, тщеславие, другие страсти – вот они и порождают мечтания. Ведь в нормальном состоянии человек должен наслаждаться тишиной своего сердца, но кто из вас часто бывает внутри своего сердца в мире и тишине? Постоянно у большинства людей голова занята какими-то помыслами, мечтаниями. Но если их проанализировать, то можно увидеть их страстную, я бы сказал, греховную основу. Человек воображает о себе, что он совершает какие-то подвиги – значит, упивается тщеславием. Человек воображает ситуацию, когда он зарабатывает и приобретает какие-то деньги – значит упивается сребролюбием. Я уже не говорю о блудных и тому подобных помыслах. Поэтому, любая мечтательность, если человек позволяет себе свободно в ней пребывать — это поле деятельности сатаны. Недаром Святые Отцы назвали фантазёром дьявола, потому что он вообразил себя тем, кем не является на самом деле. Поэтому всякий человек, который живёт в мире фантазий, грёз – это человек, который вступает в область мира падших духов, и не вольно испытывает от них воздействия и ведётся ими.

«Проснувшись — в образ ожидающего всех человеков пробуждения из мертвых…» . Когда мы просыпаемся, мы можем себе представить, что происходит наше воскресение из мертвых. Как сон Самсона – об этом в другом месте у святителя – олицетворяет смерть, уход из жизни.
«Проснувшись <…> направь мысли к Богу, принеси в жертву Богу начатки помышлений ума, еще не принявшего на себя никаких суетных впечатлений. С тишиною, очень осторожно, исполнив все нужное по телу для вставшего от сна, прочитай обычное молитвенное правило…» . Вот это очень важно, дорогие мои, когда человек просыпается, первыми его словами должны быть «Господи, помилуй», «Царю Небесный», предначертательные молитвы. И если кто-то чувствует сильное нападение нечистых духов, то он должен читать 90-й Псалом 12 раз. То есть, сразу ум направить к Богу. Дорогие мои, человек подобны антенне – на какую волну ты настроишься — такую информацию и будешь получать. Настроишься на Бога, настроишься на истинную Правду – и благодать Господня будет поступать. А настроишься на грех, на страсть, на суету – такого рода информация и будет забиваться в ум.
Поэтому с утра сразу же нужно начать с молитв к Богу, настроившись на ежечасное общение с Ним. «…прочитай обычное молитвенное правило, заботясь не столько о количестве молитвословия, сколько о качестве его, то есть о том, чтоб оно было совершено со вниманием, и, по причине внимания, чтоб освятилось и оживилось сердце молитвенным умилением и утешением» . Не количество, а внимание. Ведь, многие, спеша на работу, имея 10-15 минут, стараются вложить все утренние молитвы в этот период времени. Отбарабанят всё, а потом с чувством исполненного долга идут на работу. Вот так: Богу богово, ну а теперь кесарю кесарево. Дорогие мои, мы должны понять, что молитва – это не определённое количество слов, прочитанных в определённой последовательности – а это наши сердце и душа, предстоящие Богу и говорящие с Ним. Недопустима здесь никакая поспешность. Если есть 10 минут – помолитесь десять минут со вниманием. Сколько сможешь – столько успеешь. Не нужно стараться выполнить программу, не в ней дело, не в количестве дело, а, действительно, в качестве. «Со вниманием». Потому что, если человек привыкает барабанить молитвы, не вникая в их суть, не сопереживая сердцем содержание этих молитв, то он отлучает себя в молитве. Преподобному Силуану было как-то одно явление: как-то после службы приходит он в свою келью и видит беса, который стоит возле икон, крестится и кланяется, и чего-то бормочет под нос. — Как?! Ты молишься?! – удивился преподобный. – Нет! Над молитвой издеваюсь! – сказал бес и исчез. Мы даже с вами знаем, что и сатанисты, и экстрасенсы, и колдуны – они тоже употребляют молитвы, но читают их наоборот, тем самым ломая содержание молитв. Поэтому сам факт того, что человек прочёл молитву, ничего не значит. Молитва – это не магия, это не просто какие-то слова. Это наше сердце, вложенные в эти слова. Это вопль к Богу нашего сердца. Вспомним ветхозаветную историю с Моисеем: когда Моисей вывел народ израильский из плена египетского, и когда уже догонял фараон с войском своим, и уже был готов уничтожить еврейский народ – молчал Моисей, но в сердце своём взывал к Богу, переживая за судьбу народа, который доверился ему. И услышал Моисей глас Божий: «…что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли» Исх.14:15. А он молчал. Он молчал. Но сердце его вопило. Вот, дорогие мои, какая у нас должна быть молитва – сосредоточенная, полная чувства и направленная к Богу. А этого можно добиться, когда мы научимся молиться. А научиться молиться можно только со вниманием. Не разрешайте себе просто так что-либо бубнить, формально исполнить молитвенное правило. Бог не терпит формальностей. Только искренность, только абсолютная правда. Вот как ребёнок что-то лепечет перед мамочкой своей, а мамочке приятен его лепет, потому что он от сердца идёт. Вот так и Богу приятен даже наш лепет, но который идёт от сердца и от правды. И обязательно, ещё раз подчеркну, внимание.
«После молитвенного правила, опять всеми силами заботясь о внимании, читай Новый Завет, преимущественно же Евангелие. При этом чтении тщательно замечай все завещания и заповедания Христа, чтоб по ним можно было направлять свою деятельность, видимую и невидимую. Количество чтения определяется силами человека и обстоятельствами» . Да, дорогие мои, если есть время, очень хорошо после утренней молитвы читать Святое Слово. Хотя бы Новый Завет, Евангелие. Когда человек читает Евангелие, он внутренне общается с Богом. Его ум просвещается, воздух сердца очищается, он как бы наполняется каким-то глубинным миром, внутренним спокойствием, благодатью Господней. Поэтому, конечно, утреннее правило с чтением Евангелия просвещает как наш ум, так и наши сердечные чувства и приносит огромную пользу.
Но заметьте, что: «Количество чтения определяется силами человека и обстоятельствами. Не должно обременять ум излишним чтением молитв и Писания, также не должно упускать обязанностей своих для неумеренного упражнения молитвою и чтением. Как излишнее употребление пищи расстраивает и ослабляет желудок, так и неумеренное употребление духовной пищи ослабляет ум, производит в нем отвращение от благочестивых упражнений, наводит на него уныние» . Здесь святитель Игнатий цитирует Исаака Сирского, Слово 71. Почему же это происходит? А потому что каждый должен нести именно свою меру, которую он может, и к которой приспособлен. Человек есть дух, душа и тело. Дух – это высшая часть души, посредством которой мы общаемся с Богом, через которую мы входим в созерцание, получаем откровение. А душа – это наша психическая деятельность, она должна просвещаться духом. И если наша психика не готова, была выстроена на мирских основах, если мы долгое время жили миром и интересами плотскими, то мы не можем сразу всю полноту Слова Божия, не можем непрестанно молиться. Это не по нашим силам. То есть силы нашей души скованы, и в какой-то мере связаны демоническими силами. Вот здесь у меня в книге «Основы православной психологии» это прописано – что происходит с человеком, который попал под демоническое влияние. И только постепенно начинают наши психические силы высвобождаться из-под власти сил демонических и становятся способными к большему предстоянию перед Богом, к большему молитвенному труду. И тогда начинается гармоничное развитие человека. Образно, представьте себе круг, который заполнен тьмой – это было наше состояние, когда мы не знали Бога. Круг – это наша вера, она пропитана тьмой, страстями, грехом. И если мы не выдавим эту тьму, не заменим её светом, а просто попытаемся что-то вырезать – то вместо круга появится другая фигура, к примеру, треугольник. Таким же образом и человек не может мгновенно стать другим. Это долгий путь постоянного внутреннего делания, работы над собой, замены страстных установок на добродетели, уподобления Богу. Мы все с вами знаем, что смысл нашей жизни заключается в уподоблении Богу. Человек создан по образу и подобию Божию, а призван к богоуподоблению. То есть стать похожим на Христа, иметь такие чувства, мысли. Но это невозможно осуществить мгновенно, это долгий, упорный труд человека, растягивающийся на десятилетия. Недаром Святые Отцы говорят: чтобы развить в себе догматическое мышление, требуется от 20 до 30 лет упорной работы. Представляете? Огромный промежуток времени. Но это при условии упорного труда над собой, внимательности в жизни и в молитве. Но для этого нам жизнь и дана, дорогие мои. Она именно для этого дана – для внутреннего преобразования, для стяжания Духа Святого. «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» Матф.5:48, говорит Христос, идите к святости, он каждого из нас призывает к святости. Но путь этот не прост. Как говорят Святые Отцы: «Отдай кровь и приими Духа» . А что значит отдать кровь? Это значит приложить такие внутренние усилия по борьбе с грехом, находящимся внутри нас, которые весьма болезненны для человека. Это подобно пролитию крови, получению ран, но без этого усилия ничего не получится. «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищаютъ Его» Мф.11:12. Без усилия ничего невозможно – а это беда нашего времени – сегодня человек расслаблен. Есть такое психическое заболевание – абулия – паралич воли. Человек осознаёт, что ему необходимо что-то сделать и не делает, понимает, но не может. Это не что иное, как расслабление бесовское человеческого естества. А что делать в таком случае? Многие по себе знают об этом недуге – нужно прочесть вечерние молитвы, и нет сил. И спать хочется и голова болит – поэтому лучше ничего не делать, сказать «Господи помилуй», или прочитать правило св. Серафима Саровского, самое короткое. А если человек принудит себя и начнёт сидя читать молитвы, скажет себе: «ну ладно, сидя почитаю»… Через пять минут он встанет и спокойно закончит молитвенное правило. Демонические силы сковывают человека, не дают ему возможности восстать на молитву, а употребление усилия отгоняет падших духов, потому что при чтении молитв, Слова Божия, благодать как свет исходит на человека и прожигает те бесовские силы, которые сковывают его силы. Поэтому о даровании молитвы надо тоже Бога просить, сказать: «Боже, нет у меня сил на вечернюю молитву, помоги мне». Как то у меня был очень интересный случай. Двадцать с лишним лет я ездил в Новгородскую область, где служил в самой глухой деревне, ну и несколько раз «объехал земной шар» по количеству проезженных километров. И как то в Новгороде вижу идёт старушка-нищенка, подходит к урнам, роется в них и что-то про себя бормочет. Стало мне интересно. Я подошёл сзади и слышу: «Господи, помилуй меня, пожалуйста», «Господи, спаси меня, пожалуйста». И так он это говорила — от всего сердца, постоянно и непрестанно, что чувствовалось как от этой старушки исходит благодать Божия. И, как потом оказалось, эта старушка обладала даром прозорливости. Искренность, открытость сердца при обращении к Богу – это, конечно, необходимо и крайне важно.

«Для новоначального святые Отцы предлагают частые молитвы, но непродолжительные» . Посмотрите: частые молитвы, но не продолжительные. Так, в течение дня вы можете проговаривать краткие молитвы: «Пресвятая Богородице спаси нас», Иисусову молитву («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»), а если никак не сосредоточиться, то просто – «Господи помилуй», ну и другие короткие молитвы, чем чаще, тем лучше. При всяких делах – «Господи благослови», при важных делах – «Царю Небесный… «, или просто – «Господи благослови». Необходимо, чтобы память Божия не отходила от вас. Или стараться всё делать как бы в присутствии Бога, зная, что Господь здесь и видит все ваши дела и поступки – это тоже будет вас держать в определённом духовном состоянии.
«Когда же ум возрастет духовным возрастом, окрепнет и возмужает, тогда он будет в состоянии непрестанно молиться. К христианам, достигшим совершенного о Господе возраста, относятся слова святого Апостола Павла: Хощу убо, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобныя руки без гнева и размышления, то есть бесстрастно и без всякого развлечения или парения. Свойственное мужу еще несвойственно младенцу. Озарившись при посредстве молитвы и чтения Солнцем Правды, Господом нашим Иисусом Христом, да исходит человек на дела дневного поприща, внимая, чтоб во всех делах и словах его, во всем существе его царствовала и действовала всесвятая воля Божия, открытая и объясненная человекам в евангельских заповедях» . Известно, дорогие мои, что преподобный Серафим Саровский прочитывал всё Четвероевангелие в течение одной недели, а также все послания апостольские, всю Псалтирь. Представляете, сколько тысяч раз он читал это Слово Божие, которое насыщало его благодатью, делало его ум подобным уму Христову. Это нам с вами пример – что для каждого православного христианина существуют утреннее и вечернее молитвенное правило, а кроме молитв необходимо читать две главы Евангелия ежедневно, две главы Апостола, и одну кафизму из Псалтири. Больше можно, меньше нежелательно.
«Если выпадут свободные минуты в течение дня, употреби их на чтение со вниманием некоторых избранных молитв, или некоторых избранных мест из Писания, и ими снова подкрепи душевные силы, истощаемые деятельностью посреди суетного мира» . Обратите внимание: «душевные силы, истощаемые деятельностью посреди суетного мира». Человек подобен губке, которая впитывает в всё что вокруг неё находится. Недаром в народе говорят: «С кем поведёшься, от того и наберёшься». И подобное тянется к подобному. Вот почему нам, находясь посреди суеты мира сего, который преисполнен далеко не любовью и благодатью, важно сохранять внутреннее состояние любви и мира, а для этого подкреплять и подпитывать его или краткими молитвами, или чтением Священного Писания, Псалтири.
«Если же этих золотых минут не выпадает, то должно пожалеть о них, как о потере сокровища. Что утрачено сегодня, не надо потерять в следующий день, потому что сердце наше удобно предается нерадению и забывчивости, от которых рождается мрачное неведение, столько гибельное в деле Божием, в деле спасения человеческого. Если случится сказать или сделать что-нибудь противное заповедям Божиим, то немедленно врачуй погрешность покаянием, и посредством искреннего покаяния возвращайся на путь Божий, с которого уклонился нарушением воли Божией» . Да, дорогие мои, искреннее покаяние возвращает благодать Господню. И здесь нам замечательный пример подаёт святой праведный Иоанн Кронштадтский. Кто читал его дневники, тот знает, что св. Иоанн также иногда попадал во всякого рода неумышленные согрешения, но и молился до тех пор, пока не чувствовал, что Дух Святой вернулся в его сердце . Вот так и мы, дорогие мои, когда согрешим, должны стараться молиться, до тех пор, пока не почувствуем, что Бог нас простил. А Бог готов нас прощать, Он любит нас, и если мы будем поддерживать чистоту в нашем сердце, то это намного облегчит нашу жизнь. Когда мы с вами согрешаем? Когда действуем под кровяным давлением, когда мы выходим из себя, когда нас понесёт, когда кровяное давление усилится в нас, когда страстность в нас закипит, когда наша зависть, обидчивость всколыхнётся. Вот тогда мы нарушаем заповеди Божии. А когда мы находимся в состоянии духовного мира, тогда мы мнения других людей можем воспринимать спокойно, и жалеть о них, и молиться за них, как вредящих себе, а не нам. А когда мир потерян, то будет совершенно другая реакция… Знаете, существует такой закон духовной жизни – люди резонируют на те эмоции и страсти, которые предлагаются. В психологии это выражено так – что человек чаще всего реагирует не на слова, а на те эмоции, которые стоят за этими словами. Вы можете говорить совершенно правильные вещи, но если вы внутренне раздражены – человек ответит вам возражением. Если вы внутренне агрессивны – в ответ вы обязательно получите агрессию. Это в психологии называется зеркальным отражением психического состояния. Людям свойственно резонирование и отзеркаливание. И огромная сложность – не войти в состояние того человека, раздражённого, который с тобой говорит. Сдержаться, не выйти из себя, и не войти в резонанс на одной волне с ним, на волне страсти. На зло ответить добром. Невозможно зло победить злом. Зло побеждается добром. Почему? Да потому что когда на зло резонируешь злом, то даёшь место в себе злу, даёшь место в себе дьяволу. Только сохранив душевный мир, не выходя из спокойствия и благодатности, ты можешь правильно среагировать и увидеть волю Божию. Но как это тяжело! Но к этому надо себя приучать, это надо осознать и действовать, и работать над собой. Ежедневно. Ежечасно. Ежеминутно.

«Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как бы она ни казалась приманчивою и благовидною: всякая мечтательность есть скитание ума, вне истины, в стране призраков несуществующих и не могущих осуществиться, льстящих уму и его обманывающих. Последствия мечтательности: утрата внимания к себе, рассеянность ума и жесткость сердца при молитве; отсюда — душевное расстройство» .
В общем, мы подошли к концу лекции, но я ещё хочу остановиться на его работе «О жительстве по совету» . Он пишет о том, что: «Древним послушникам их духоносные наставники возвещали немедленно и прямо волю Божию: ныне иноки должны сами отыскивать волю Божию в Писании, и потому подвергаться частым и продолжительным недоумениям и погрешностям» . Действительно, дорогие мои, каждый из нас хотел бы иметь старца, прозорливца, который бы видел нас, всю нашу жизнь и чётко бы говорил нам волю Божию, как нам поступать. Но, к сожалению, современным людям это не дано. Нам нужно руководствоваться Священным Писанием, трудами Святых Отцов, наставлениями добрых пастырей и духовников и других мудрых людей, которые духовно более преуспели, чем мы, но при этом, даже их советы перепроверять Священным Писанием, на Святых Отцах. Вот, если то, что они советуют, соответсвует наставлениям Святых Отцов – тогда мы это принимаем, если не соответствует – не будем спешить это принять. Должна быть глубокая внимательность к себе, глубокая открытость для Священного Писания. Только это может помочь правильно ориентироваться и шествовать в этом мире.
«Советуйся с добродетельными и разумными отцами и братиями, но усваивай себе советы их с крайнею осторожностью и осмотрительностью. Не увлекайся советом по первоначальному действию его на тебя!» . Ну а с другой стороны, он предостерегает людей от совета друг другу. Не все из нас родились учителями. Ну, большинство из нас родилось ещё в Советском Союзе. Говорят, что у нас страна советов, все любят советы друг другу давать. А Игнатий Брянчанинов пишет: «Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что могут нанести ближнему неисцельную язву нелепым советом, который принимается неопытным новоначальным с безотчетливою доверенностью, с плотским и кровяным разгорячением! Им нужен успех, какого бы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая! Прослыть святыми, разумными, прозорливыми, старцами, учителями: им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню» . Поэтому крайне осторожно нужно относиться к современным младостарцам и к себе самому. Стараться не лезть с советами. Если спросят – помолиться и сказать, но лучше сказать не от себя, а от Святых Отцов: «… так говорят Святые Отцы», что по этому поводу говорит Святое Евангелие, учат Святые Апостолы, чтобы не повредить человеку.
«Изучай Божественное Писание, — говорит Симеон, Новый Богослов, — и писания святых отцов, особливо деятельные, чтоб с учением их сличив учение и поведение твоего учителя и сердца, ты мог их видеть (это учение и поведение) как в зеркале и понимать; согласное с Писанием усваивать себе и содержать в мысли; ложное же и худое познавать и отвергать, чтоб не быть обманутым. Знай, что в наши дни появилось много обманщиков и лжеучителей» . Нельзя не согласиться с Симеоном Новым Богословом. Действительно, в наше время появилось много обманщиков и лжеучитилей. Поэтому очень внимательно и очень аккуратно нужно доверять себя, и всё слышанное проверять на Священном Писании.
Святитель Игнатий Брянчанинов. «Аскетические опыты, том 1. Чин внимания к себе для живущего посреди мира»
Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Святоотеческие наставления о внутренней сердечной молитве. Изречения Исихия пресвитера Иерусалимского.
Святитель Игнатий Брянчанинов. «Приношение современному монашеству. Глава 41. Значение слова «мир»»
Скитский патерик. Не будь плотоугодлив.
Воспоминания епископа Арсения об отце Иоанне Кронштадтском. Иоанн Кронштадтский. Неизданный дневник
Святитель Игнатий Брянчанинов, «Приношение современному монашеству. Глава 13. О жительстве по совету».
Источник: Русская Народная Линия

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *