Однако естественное богопознание и естественное откровение представляют собой лишь начальный и весьма ограниченный способ богопознания. Такое богопознание может привести нас только к самым общим и неопределенным представлениям о Боге как о Творце и Промыслителе вселенной.

Кроме того, после грехопадения естественное богопознание отягощено еще и тем, что отношения между человеком и окружающим его миром исказились, и человек далеко не всегда созерцает в мире красоту и гармонию, к тому же и сами познавательные способности человека после грехопадения ослабели и помрачились.

Следующей после естественного откровения ступенью богопознания является познание из Священного Писания и творений святых отцов. Этот вид богопознания занимает промежуточное положение между познанием естественным и познанием сверхъестественным.

По своему источнику — это сверхъестественное знание, потому что Священное Писание есть Слово Божие, однако по способу усвоения оно является естественным, и следовательно, ведение, которое мы приобретаем через изучение Священного Писания или творений святых отцов остается естественным и ограниченным. Из Священного Писания мы приобретаем знания о Боге, но знание о Боге и знание Бога вещи далеко не однозначные.

Преподобный Симеон Новый Богослов обличает тех, «которые говорят и думают, что знают Сущую Истину, Самого Бога, из внешней мудрости и из письмен изучаемых, и что сими средствами они стяжевают познание сокровенных тайн Божиих, которые открываются только Духом».
Подлинным богопознанием, или богопознанием в подлинном смысле слова, может называться только сверхъестественное богопознание. Оно дается человеку только в опыте, при непосредственном наитии Святого Духа. Все истины христианской веры в Священном Писании и Предании Церкви лишь приоткрываются нам, а в полноте они познаются только в опыте благодатной жизни.

Святые отцы усматривают в сверхъестественном богопознании две последовательных ступени. Первая ступень характерна для Ветхого Завета, «дохристианского» человечества. Это Откровение в некоторых внешних образах, например, такие образы, как «Неопалимая Купина», лестница, которую видел в видении патриарх Иаков и др. Эти образы имеют для человека воспитательное значение.

Второй уровень сверхъестественного богопознания возможен только в Новом Завете, только в Христианской Церкви. Это, так называемое, умное Откровение — откровение без всякого внешнего образа, которое выше всякого образа и всякого слова.

Это молитвенные созерцания, откровения, которые совершатся внутри человеческой души. Во время таких откровений Бог не показывается человеку как нечто внешнее, но ощущается и переживается человеком в самом себе. При этом человек видит Бога потому, что он (человек) уже в Нем и Божия сила в нем действует. Наиболее ярким примером такого богопознания является практика исихастов.

Свернуть

Как?

Для того чтобы ответить на вопрос «как познать Бога?» сперва необходимо разобраться в том, искренне ли вы верите в Его существование. Из-за того, что Господь не открывает Себя явно, многих берут сомнения, в действительности ли он существует? И Библейские писания нам не приводят точных доказательств этого.

Но определение существования Всевышнего – это не математическая задача, для решения которой необходимы доказательства и не результат работы вашего ума. Путь познания Господа лежит не через ум к сердцу, а наоборот, от вашего сердца к уму. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

Надо учитывать то, что путь познания Господа выглядит совсем иначе, нежели познание какой-либо другой информации. Невозможно рассматривать Господа как какой-либо физический объект и Его нельзя вымерить качественно или количественно. Шагая по пути познания Бога, мы должны целиком и полностью следовать правилам и принципам Библейского Писания, и до конца поддаться Божьему откровению. История уже показала нам печальные события, когда во времена Иисуса Христа люди не узрели Божьего откровения и предали кресту Того, Кто пришел спасти их. Причиной этому послужили не головы этих людей, а их «нечистые», запертые сердца.

К сожалению, разум человека далек от совершенства, и такой глубокий и сложный вопрос «как познать Бога», человек никогда не постигнет до конца. Это происходит из-за того, что человек по своей сути уже при рождении имеет склонность к грехопадению. Кроме того, немаловажное значение имеет и то, что Господь по своей природе непостижим и безграничен. Наше мышление замкнуто в определенных рамках, и даже изучив Библейские писания, представления о Всевышнем будут далеки от истины.

Задумываясь о том как познать Бога, мы должны понимать, что Он обладает рядом качеств, которые свойственно только Ему. Господь «имеет жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26), которая существует в Нем и никто эту жизнь Ему не даровал. Господь вечен. Для Него нет понятия времени и все, что с ним связано. Наше время ограничено, а Он существовал и будет существовать всегда. Кроме того, Бог имеет свойство неизменности. В Библии прямо говориться, что у Господа «нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17). Иногда это свойство трактуется неправильно. Многие богословы говорят, что раз Господь неизменен, то с Ним не могут быть связаны какие-либо чувства или переживания. Такое суждение сложилось под влиянием греческой философии. Но это не так. На протяжении всей истории человечества Господь выстраивал отношения между собой и людьми. Бог не только давал людям любовь, Он сам есть любовь. «…Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:37, 38). А значит, чтобы понять, как познать Бога, надо полюбить самому. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Иоанн 4:8).

Но познать Бога можно и в гневе. «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Прит.6:16-19). Но гнев этот находиться в равновесии с Его любовью, и направлен лишь на спасение человечества. Несмотря на все проступки человека, Господь дал возможность искупить эту вину через сына Своего Иисуса Христа.

Неотделимой частью Божьей сущности является всезнание. Бог создал Вселенную, Он все знает о ней. Он также единственный кто обладает полными знаниями о Себе. «…Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:11). Поэтому ничто живое на земле не сможет до конца познать Бога на протяжении всего мира. Как и не сможет изменить ничего из структуры созданной Богом реальности. Все уже задумано Господом и предопределено. Иными словами это называется Божественным планом по спасению человечества.

Господь сотворил вселенную и поэтому Он является неотъемлемой ее частью. Он находиться не только на Небесах, но и здесь с нами. Посмотрите, что окружает вас! Любой объект или вещество обязательно содержат частичку Господа. Такое явление в теологии называется имманентностью.

Мы часто слышим о том, что Бог един. В Божественных писаниях неоднократно встречается указания на то, что Господь один единственный. «…Это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Ис. 43:10). Человеку сложно представить, как единый Бог может одновременно быть Отцом, Сыном и Духом Святым. Чтобы понять, как познать Бога вы должны четко в этом разобраться. Ветхий Завет ничего не говорит нам о Святой Троице, но там также и не указано о внутренней сущности Бога. Уже только пришествие Иисуса Христа дает нам яснее картину триединства Господа. Многие исследователи придерживаются мнения, что Бог имеет простую природу, т.е. она не имеет каких-либо составляющих. Но богословы утверждают, что сущность Господа сложна и многогранна. В Священных Писаниях мы не раз встречаем повествование о Боге, как не о множественной личности. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Иисус говорит: «И ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48:16). Все эти Божественные личности имеют свои свойства, но в то же время между ними не может быть разделения и они наделены равной властью. Поэтому существование личностей Божества не опровергает единство Бога, которое дано в Писании. Отец, Сын и Святой Дух есть единый Господь.

В Новом Завете теория о многогранности Божественной сущности в едином Боге утверждается еще больше, но не имеет дальнейшего прогресса. По средствам Иисуса Христа лишь еще больше раскрывается множественность Божественной природы. Понять, как познать Бога, поможет нам изучение этой центральной фигуры Нового Завета. Ветхий Завет предвещал его блаженное явление. А Новый Завет рассказывает нам о Его пришествии, давая надежду на повторное появление. Он тот, Кто помогает нам иметь взаимосвязь с Господом. Его воскресение показало нам постоянство пребывания Господа в истории. Для грешного человека нет пути к пониманию того, что стоило Богу смерть Иисуса. Всевышний имеет план спасения человека и Он Тот, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Бог так любит нас, что пожертвовал единородным сыном, чтобы любой познавший Его, обрел жизнь вечную.

В новозаветном писании мы можем встретить несколько моментов, где Христу придаются свойства Господа или Он назван Богом. Жесткое понимание теории об единоличности Бога воплотило бы всю его сущность в прообразе Иисуса Христа. Но изучая Новый Завет мы видим, что хоть Сын Божий и отражал в Себе неограниченность Бога, все же полнота его природы была воплощена не полностью.

Следующее, что может вызывать затруднение в поиске ответа на вопрос как познать Бога, это отношение между Господом и Иисусом Христом. Для человека естественно думать, что сын был зачат отцом. Но случай Иисуса нельзя сопоставлять с процессом рождения человека, несмотря на то, что в Библейских Писаниях все же указывается на нечто подобное. Как говорил Арий: Бог сотворил Сына. Мы нигде не встречаем ни духовного, ни физического зачатия. Отсюда следует, что с Библейской точки зрения нет оснований полагать, что Отец родил Сына.

Изучая Писание, мы видим, что Иисус полностью зависел от воли Бога. «…Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Ин. 5:19). Он всегда поступал так, как велел ему Господь, потому что Бог был превыше Него. «…Я (Иисус) сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня…Я (Иисус) люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю» (Ин. 14:28, 31). Такие доводы ясно говорят нам о том, что между Отцом и Сыном существовала иерархия. Не нужно понимать такую иерархию в буквальном смысле. Трактовка подчинения в Библии не показывает внутреннее устройство Божественной действительности, а указывает на отношения, которые помогают реализовать план по спасению человечества.

Иисус, молясь, обращался только к Отцу своему. Мы также обращаясь к Господу называем Его Отцом своим, показывая насколько важен нам Господь и наши с ним взаимоотношения. Апостол Павел называет Бога Отцом «Господа Иисуса Христа» (Кол. 1:3). Отсюда мы видим, что в Библии прообраз отца и сына показывают нам индивидуальные свойства личности, а также характерные признаки отношений между множеством личностей единого Бога.

Таким образом, ответ на вопрос как познать Бога, кроется в нас самих, в нашем сердце. Господь обращает взор наш на лучшее, что нам дано, на способность любить и пропустить этот дар через Его сына Иисуса Христа. Он просит нас последовать Его указаниям и выбрать единственно правильный путь, путь, ведущий к нашему спасению, вечной жизни и к единению с Господом.

ПОЗНАНИЕ БОГА

Бог неисповедим. Иов. 11:7–8, 26:14, 36:26, 37:23. Пс. 89:11, 91:6, 138:6, 144:3, 146:5. Ис. 40, 28. Мф. 11, 27. Рим. 11, 33–35.

Его дела неисповедимы. Иов. 5:9, 9:10, 37: 5, 14–16; Еккл. 3:13, 8:17, 11:5.

Его суды непостижимы. Пс. 35, 7. Рим. 11, 33. Лк. 13, 4.

Бог невидим. Иов. 9:11, 23:8, 9; Рим. 1, 20; Кол. 1, 15; 1Тим. 1:17, 6:16; Евр. 11, 27; 1Иоан. 4, 20.

Никто никогда не видел и не может видеть Бога. Исх. 33, 20, 23; Втор. 4, 12; Иоан. 1:18, 5:37, 6:46; 1Тим. 6, 16; 1Иоан. 12, 20.

То, что людям необходимо знать о Боге, открыто им через Его откровение. Рим. 1, 19.

Его невидимые совершенства видимы очами в творении. Рим. 1, 20; Ис. 40:21, 22, 26; Пс. 18, 2.

Небеса и земля поведают славу всемогущего Бога и пр. Пс. 18:2–5, 8:2, 10, 144:10; Ис. 6, 3.

Земля – полна милости Предвечного. Пс. 32: 5, 118:64.

Истина и правда во всех путях и делах Вечного. Втор. 32, 4; Пс. 110:7, 144:17; Дан. 4:37, 9:14; Откр. 15, 3.

Благость и щедроты Вечного во всех делах Его. Пс. 144, 9, 17.

Бог дал познать Свое могущество

в творении. Пс. 18:2, 110:6; Ис. 40:26, 48: 13; Иер. 10:12, 27:5, 32:17, 51:15; Рим. 1, 20.

в Своих судах. Исх. 7:4, 5, 9:14–16. Ис. 33, 12, 13.

Бог открыл Свою премудрость и Свое величие

Бог открыл благость Своего провидения

Бог открыл Свою правду в

Своих делах. Дан. 9, 14.

Своих путях. Втор. 32, 4. Пс. 144, 17. Дан. 4, 37. Откр. 15, 3.

Своем законе. Втор. 4, 8. Неем. 9, 13. Пс. 118, 172. Рим. 7, 12.

Своих наказаниях. Неем. 9, 33. Пс. 18:10, 118:75. Дан. 9, 14.

Своих судах. Неем. 9, 33. Иез. 7:9, 28: 22, 38:16, 22, 23, 39:21.

наказании нечестивых. 3Цар. 8, 32; 2Пар. 6, 23; Пс. 9, 17; 2Фес. 1,6; Откр. 19, 2.

Бог открыл Свою истину в

Своих делах. Неем. 9, 33. Пс. 32:4, 110:7. Дан. 4, 37.

Своих путях. Пс. 24, 10. Откр. 15, 3.

Своем слове и Своих свидетельствах. Пс. 118, 138, 160; Иоан. 17, 17; 2Тим. 2, 15; Откр. 21, 5.

твердости и непреложности Своих обещаний. Нав. 21:45, 23:14; Неем. 9, 8; 3Цар. 8, 56; Ис. 54, 9; Мих. 7, 20; Лк. 1, 45; Евр. 10, 23.

исполнении Своих угроз. Числ. 26, 65; 4Цар. 10,10; Ис. 25:1, 2, 31:2, 48:3; Иер. 44, 29; Плач. 2, 17; Дан. 9, 12; Зах. 1, 6.

Бог открыл Свою святость

в Своем законе. Втор. 4, 8; Неем. 9, 13; Иов. 6, 10; Пс. 11:7, 18:9, 118:140; Рим. 7, 12, 16; Откр. 15, 3, 4.

в Своем отвращении от зла. Втор. 17, 2. Пс. 44, 8. Притч. 6:16–19, 15:9, 26. Ис. 61, 8. Иер. 44, 4. Аввак. 1, 13.

в Своем наказании греха. Исх. 32, 34; Лев. 26, 18, 24; 1Цар. 3, 13; Ис. 42, 24; Иер. 16, 18; Иез. 39, 23; Дан. 9, 11; Ос. 8:13, 9:9.

Вечный открыл мышцу Своей святости пред всеми народами. Ис. 52, 10. Пс. 97, 1, 2.

Бог открыл Израилю Свои совершенства

Бог открыл Израилю Свой закон и Свою волю

на горе Синае. Исх. 20:1, 24:12, 31:18, 32:16, 34:1, 28; Втор. 4:12, 13, 26, 5:4, 22, 10:4; Неем. 9, 13.

Бог открыл Себя Своим пророкам и Своим посланникам

многоразличными способами. Евр. 1, 1.

Бог открыл Своим святым пророкам

Свои пути и свои намерения. Быт. 18, 17. Пс. 24:14, 102:7. Амос. 3, 7. Еф. 1, 9.

будущее. Числ. 24, 14. Ис. 39:5, 6, 42:9, 48:5. Иер. 37, 17. Дан. 2:29, 30, 10:14. Амос. 3, 7.

Свое будущее спасение. Пс. 97, 2; Ис. 45: 17, 28, 46:13, 49:6, 52:10, 59:20; Ос. 1, 7; Зах. 9, 16; Рим. 16, 25, 26.

пришествие Христа Мессии. Числ. 24, 17. Ис. 7:14, 59:20, 62:11. Дан. 9, 24–26. Мих. 5, 2.

В Новом Завете Бог открыл чрез Евангелие

Свою любовь к миру через Искупление. Иоан. 3, 16. Рим. 5:6–8, 8:31, 32; Еф. 2, 4–7; Тит. 3, 4, 5; 1Иоан. 4, 9, 10.

безмерное богатсво Своей милости через Крестные страдания и смерть Сына Божьего. Еф. 2, 7; 2Тим. 1, 9, 10.

Свою милость к грешникам. Деян. 14:3, 20:24; Еф. 3, 2, 3; Кол. 1, 5, 6; 2Тим. 1, 9, 10; Тит. 2, 11.

Свою благодать и Свое милосердие в прощении грехов. Пс. 77:38, 102:8–12. Мих. 7, 18. Еф. 2, 4, 5.

Свое милосердие в спасении человека. Еф. 2, 4, 5; 1Петр. 1, 3–5.

Свои щедроты в прощении грехов. Пс. 102, 8–12. Мих. 7, 19.

Свою правду в искуплении. Рим. 3, 24, 25.

Евангелие открывает нам, что Бог есть любовь. 1Иоан. 4, 8, 16; 2Кор. 13, 11.

О, глубина богатства и премудрости и ведения Божия ! Рим. 11, 33.

Бог открыл Себя в Иисусе Христе, Который есть

вочеловечившийся Сын Божий. Мф. 11, 27. Лк. 10, 22. Иоан. 7:29, 8:55, 10:15. Иоан. 1:18, 6: 46.

в недре Отца и который открыл нам Бога. Мф. 11, 27. Лк. 10, 22. Иоан. 1:18, 3:2, 13, 34, 14:7, 9, 17: 6, 26; 1Иоан. 5, 20.

едино с Богом. Иоан. 10:30, 38, 12:45, 14:7–9, 17:11, 22.

обиталище полноты Божества. Кол. 2, 9.

совершенный образ Бога Отца. 2Кор. 4, 4; Кол. 1, 15; Иоан. 14, 9; Евр. 1, 3.

Бог, явившийся во плоти. 1Тим. 3, 16; Иоан. 1, 1, 14.

Иисус Христос открыл нам

Бога Отца. Мф. 11, 27; Иоан. 1:18, 17:6, 26, 15:15, 14:7–9; 2Кор. 4, 6; 1Иоан. 5, 20.

любовь Божию к людям. Лк. 15, 20. Иоан. 3: 16, 14:21, 23, 16:27, 17:23.

учение и слово Божие. Иоан. 3:34, 7:16, 14: 10, 24, 17:8.

новую заповедь. Иоан. 13:34, 15:12; 1Иоан. 2:8–10, 4:21.

то, что Он услышал от Бога. Иоан. 8:26, 28, 40, 15:15. Иоан. 12, 49, 50. Евр. 1, 1, 2.

Свою любовь, даруя Свою жизнь для спасения мира. Мф. 20, 28; Иоан. 15, 13; Гал. 2, 20; Еф. 5, 2, 25; Тит. 2, 14; 1Иоан. 3, 16.

тайны царствия небесного. Мф. 13, 11. Марк. 4, 11. Лк. 8, 10. Иоан. 15, 15.

Откровение славы Божией находится в Иисусе Христе. 2Кор. 4, 4, 6. Кол. 2, 9.

Иисус Христос открывается

Своим последователям. Иоан. 14, 19–22.

тому, кто любит Его и сохраняет Его заповеди. Иоан. 14, 21.

Мы познали ум Христов. 1Кор. 2, 16.

Бог чрез Св. Духа

апостолам было раскрыто учение, преподанное Христом Лк. 12, 12; Иоан. 14:26, 16:13; 1Кор. 2:12, 13, 12:8.

преподал все верующим. 1Иоан. 2, 20, 27; Иоан. 14, 26.

Бог открывается каждой верующей душе

чрез Духа Своего. 1Кор. 2, 10, 11; 1Иоан. 3:24, 4:13.

как прощающий Отец. Рим. 8, 15, 16; Гал. 4, 6; 1Иоан. 3, 1.

изливая Свою любовь в сердце Духом Святым. Рим. 5, 5; 1Иоан. 4, 12–16; Иоан. 17, 26.

в молитве. 2Пар. 15, 4; Пс. 144, 18; Ис. 55:6, 58:9; Откр. 3, 20.

отвечая на молитву. Быт. 35, 3; Иов. 33, 26; Пс. 3:5, 16:6, 19:7, 33:5, 80:8, 98:6; Иер. 33, 3; 1Иоан. 3:22, 5:14, 15.

в общении чрез Христа. Иоан. 14, 22, 23; Откр. 3, 20.

Бог

обещает дать сердце, чтобы познать и почитать Его. Иер. 24:7, 32:39.

есть скоро обретаемый. Пс. 45, 2.

находится недалеко от каждого из нас. Деян. 17, 27.

бывает близ верующих. Пс. 33:19, 118:151, 144:18. Ис. 55, 6. Откр. 3, 20.

обитает в верующих. 2Кор. 6, 16; 1Кор. 3: 16, 6:19; Еф. 4, 6; 1Иоан. 4, 12–16.

Бог скрывает много от мудрых и открывает то младенцам. Мф. 11, 25; Лк. 10, 21.

Познавать Бога – подразумевает:

быть рожденным от Бога. 1Иоан. 4, 7. Кол. 3, 10.

быть познану Им. 1Кор. 8, 3; Гал. 4, 9.

любить своего ближнего. 1Иоан. 4, 7, 8.

творить правду бедному и скорбящему. Иер. 22, 16.

сохранять Его заповеди. 1Иоан. 2, 3.

познать Христа. Иоан. 8:19, 14:7, 9, 16:3.

Познание Бога и Христа есть жизнь вечная. Иоан. 17, 3; 1Иоан. 5, 20; 2Петр. 1, 3.

Познание Бога освящает и очищает от скверн мира. Ис. 11, 9; 2Петр. 2, 20.

Познание Бога производит милость и мир. 2Петр. 1, 2.

Познание Христа

способствует исправлению и оправданию грешника. Ис. 53, 11.

доставляет все то, что принадлежит жизни и благочестию. 2Петр. 1, 3.

начинается страхом Божиим. Притч. 2:5, 1:7, 9:10.

более угодно Богу, чем жертвы. Ос. 6, 6.

стремиться к единению с Богом, со Христом – составляет важнейшую цель человеческой жизни. Деян. 17, 26, 27. Еккл. 12, 13.

Я разсудил ничего другого не знать, кроме Иисуса Христа распятого. 1Кор. 2, 2.

Я все почитаю тщетою в сравнении с превосходством познания Иисуса Христа. Филип. 3, 7, 8.

Верующие должны

искать познания Бога 1Пар. 16:11, 22:19, 28:9; Пс. 104, 4; Ис. 55, 6.

возрастать в познании Бога Кол. 1, 10; 2Петр. 1:2, 3: 18.

быть исполненными всякого познания Бога Кол. 1, 9.

славиться тем, что они имеют разумение и познание Бога Иер. 9, 23, 24.

исповедывать дела и чудеса Божии между народами. 1Пар. 16:8, 9; Пс. 9:12, 95:3, 104:1, 106:22; Ис. 12, 4.

Верующие

имеют познание Бога. Пс. 9:11, 35:11, 138:14; Гал. 4, 9; 1Кор. 8, 3; 1Иоан. 2, 13, 14.

знают Христа. Иоан. 6, 69; 2Тим. 1, 12; 1Петр. 1, 8.

знают благодать Божию. Кол. 1:6, 2:13, 3:13; Рим. 6, 14.

знают любовь Божию. Рим. 5, 8–10; Еф. 2, 4; 1Иоан. 3:1, 4:16.

знают благость Божию. Пс. 30:22, 33:9, 99:5, 134:3; 1Петр. 2, 3.

не бывает без успеха и плода в познании Бога. 2Петр. 1, 8.

просят у Бога познать Его волю и Его пути. Пс. 5:8, 24:4, 5, 26:11, 85:11, 118:26, 33, 142:10.

Молю Бога дать вам познание чрез Св. Духа. Еф. 1, 17; Кол. 2, 2; 2Петр. 1, 2.

чтобы мы были соединены в познании Бога. Еф. 4, 13. Кол. 2, 2.

Те, которые основаны и укоренены в любви, могут познать безмерность любви Христовой, превышающей всякое познание. Еф. 3, 18, 19.

Тот, кто имеет познание Бога, духовную близость с Богом:

полагается на Бога. Пс. 9, 11.

находится под покровительством Бога. 2Пар. 15, 2.

пользуется милостию и благостию Божиею. Пс. 35, 11. Плач. 3, 25.

будет услышан. Пс. 90, 14, 15.

будет избавлен Богом. Пс. 90, 14–16.

будет жить вечной блаженной жизнью. Пс. 21:27, 68:33. Амос. 5, 4, 6.

Верующие

знают отчасти только. 1Кор. 13, 9, 12.

любят Спасителя, в Которого они веруют. 1Петр. 1, 8. Иоан. 20, 29.

видят и созерцают неясно, как в зеркале, славу Господа. 1Кор. 13, 12; 2Кор. 3, 18.

видят верою невидимое Божие. 2Кор. 4, 18. Евр. 11, 13.

видят и созерцают Господа верою. Пс. 62, 2, 3; Ис. 38, 11; Деян. 2, 25; Пс. 15, 8; Иоан. 6:40, 8:56, 20:29; Евр. 11, 27.

молят о том, чтобы вечно созерцать дивное присутствие Господа. Пс. 26:4, 62:3. Филип. 3, 10.

Все народы увидят Господа в будущее Его пришествие. Ис. 40:5, 66:18. Мф. 24, 30. Лк. 21, 27. Откр. 1, 7.

Верующие, по воскресении

будут созерцать славу Христа. Иоан. 17, 24; 1Фес. 4, 17; Кол. 3, 4; 2Фес. 1, 10; Иуд. 1, 24; Ис. 35, 2.

познают Господа, как они познаны были. 1Кор. 13, 12.

познают Бога и будут продолжать познавать Его. Ос. 6:3, 2:20.

святость верующих является залогом того, что они будут созерцать Бога . Евр. 12, 14; Иоан. 3, 3; 1Иоан. 3, 2, 3.

Я открылся не вопрошавшим Меня. Рим. 10, 20. Ис. 65, 1.

Мой народ познает мое имя, дом Израилев познает, что Я есмь его Бог. Ис. 52, 6. Иез. 39, 22. Исх. 29, 46.

Египет познает Бога. Ис. 19, 21.

Я откроюсь многим народам, и они узнают, что Я есмь их Бог. Иез. 38, 23.

Они все научены будут Богом. Ис. 54, 13. Иоан. 6, 45. Иер. 31, 33, 34. Евр. 8:10, 10:16.

Все познают Бога. Иер. 31, 34. Евр. 8, 11.

Всякая плоть, все народы узрят славу Божию. Ис. 40:5, 66:18.

Концы земли, все народы узрят спасение Бога. Пс. 97, 2, 3; Ис. 49:6, 52:10; Лк. 2, 30–32; Деян. 13, 47.

Земля исполнена будет познания Бога, как море своих вод. Ис. 11, 9. Аввак. 2, 14. Иер. 31, 34.

Бог есть свет и Отец светов. 1Иоан. 1, 5. Иак. 1, 17. Пс. 26, 1. Ис. 60, 19, 20.

Христос есть свет мира. Ис. 49, 6. Лк. 2, 32. Иоан. 1:9, 8:12, 9:5, 12:46, 3:19.

Бог заповедал свету светить тьме, чтобы открыть познание Бога. Лк. 1, 79; 2Кор. 4, 6.

Бог призывает из тьмы в свет, чтобы объявить познание славы Своей во Христе. Деян. 26, 18; 2Кор. 4, 6; 1Петр. 2, 9.

Нечестивые любят более тьму, чем свет. Иоан. 3, 19.

Нечестивые ненавидят свет и не ходят во свете. Иоан. 3, 20. Иов. 24, 13, 16.

Сатана противится познанию Бога. 2Кор. 4: 4, 10:5; 3Цар. 22, 22.

Те, которые не имеют познания Бога,

не сохраняют заповедей. 1Иоан. 2, 4.

не любят своего ближнего. 1Иоан. 4, 8, 20.

грешат и делают зло. 1Иоан. 3, 6; 3Иоан. 1, 11.

Нечестивые

не знают всемогущества и премудрости Божией. Иов. 22, 13; Пс. 58:8, 72:11, 93:7; Ис. 29, 15; Соф. 1, 12; Мф. 22, 29; 2Петр. 3, 5.

не знают благости и промысла Божия. Иов. 22: 13, 17, 18; Пс. 9, 34; Иез. 8:12, 9:9; Ос. 2, 8; Соф. 1, 12; Рим. 2, 4.

не знают правды Божией. Пс. 9:34, 49:21, 93: 7; Соф. 1, 12; Мал. 2:17, 3:14, 15.

не знают пути и правды Божией. Иов. 21:14, 24:13, 34:27; Пс. 94, 10; Ис. 26, 10, 11; Иер. 5:4, 8:7; Евр. 3, 10.

отрицают бытие Божие. Пс. 9:25, 13:1, 52:2. Еф. 2, 12.

не знают ни Бога, ни Христа. Иоан. 8:19, 16: 3.

Мир не знает

Бога. Иоан. 17, 25; 1Кор. 1, 21; 1Иоан. 3, 1.

Христа. Иоан. 1:10, 16:3.

Духа истины. Иоан. 14, 17; 1Кор. 2, 14.

Человек естественный или плотской

не знает дел Божиих. Пс. 91, 5, 7; Ис. 5, 12.

не разумеет вещей Божественных. Мф. 13:11, 16:23; Марк. 8, 33; 1Кор. 2, 14; Еф. 4, 18.

не познает планов Божиих. Мих. 4, 12; Иоан. 8, 17.

Нечестивые не знают Бога, потому что

они не ищут Его. 2Пар. 12, 14. Иов. 35, 10. Пс. 13:2, 3, 52:3, 4; Иер. 2, 8; Рим. 3, 11.

они не обращают внимания на дела Божии. Иов. 34, 27. Пс. 27, 5. Ис. 5:12, 22:11, 42:20. Рим. 1:20, 21.

они отказываются искать Его и познавать Его. Исх. 5, 2. Иов. 21, 14, 15. Иер. 9, 6. Рим. 1, 28.

Те, которые не познают Бога,

безответны. Рим. 1, 20.

безумны. Пс. 13:1, 52:2. Иер. 4:22, 5:4.

несмысленны. Пс. 91, 7, 8, Ис. 1, 3.

слепцы и ожесточенные грешники. Ис. 42, 20; 2Кор. 4, 3, 4; Еф. 4, 18.

поклоняются Богу неведомому. Деян. 17, 23.

идолопоклонники. Деян. 17:23, 29, 30, 14:11–13; Рим. 1, 23; 1Кор. 10, 20; Гал. 4, 8, 9.

неверующие и безбожники. Пс. 9:25, 58:8, 93: 7. Ис. 29, 15. Соф. 1, 12.

злы. 1Цар. 2, 12; Иер. 4:22, 9:3.

живут во грехе и предаются всем порокам. Ис. 1, 3, 4; 1Фес. 4, 5; Рим. 1, 28–31.

преданы постыдным страстям. Рим. 1, 24, 28.

не имеют истинной надежды в сем мире. Еф. 2, 12.

преследует верующих. Иоан. 15:21, 16:3.

Безумие и неблагодарность со стороны тех, которые не имеют познания Бога. Иов. 22:17, 18; Ис. 1:3, 42:19; Иер. 5:4, 8:7; Ос. 2, 8.

О познании Бога

Познание Бога – это основная и первоочередная задача каждого христианина, стоящая перед нами на пути внутреннего совершенствования и спасения. По сути, это и есть цель нашей жизни. Но познание это не должно ограничиваться лишь теоретическим умножением знаний о Боге. Подлинное познание открывается христианину через стяжание благодати Святого Духа.

Православный портал «Русский Афон» подготовил подборку размышлений прп. Силуана Афонского о подлинном познании Господа.

1. В Духе Святом познается Господь, и Дух Святой бывает «во всем человеке: и в душе, и в уме, и в теле».

2. Чтобы познать Господа не надо иметь ни богатства, ни учености, но надо быть послушливым и воздержным, иметь смиренный дух и любить ближнего, и Господь возлюбит такую душу, и Сам явит Себя душе, и будет учить ее любви и смирению, и все полезное даст ей, чтобы обрела она покой в Боге.

3. Богатые и цари не знают Господа, а мы, нищие монахи и пастухи, знаем Господа Духом Святым.

4. Сколько бы мы не учились, все равно невозможно познать Господа, если не будем жить по Его заповедям, ибо Господь познается не наукою, а Духом Святым. Многие философы и ученые дошли до веры, что Бог есть, но Бога не познали. И мы, монахи, учимся в законе Господнем день и ночь, но далеко не все познали Бога, хотя и веруют.

5. Иное дело веровать, что есть Бог, и иное – знать Бога.

6. Душа, которая не познала Духа Святого, не разумеет, как можно любить врагов, и не принимает этого; но Господу всех жалко, и кто хочет быть с Господом, тот должен любить врагов.

7. Кто ругает плохих людей, но не молится за них, тот никогда не познает благодати Божией.

8. Если хочешь познать, как нас любит Господь, то возненавидь грехи и плохие помыслы, и молись усердно день и ночь, и тогда даст тебе Господь благодать Свою, и ты познаешь Господа Духом Святым, и после смерти, когда придешь в рай, то и там ты узнаешь Господа Духом Святым, как познал Его на земле.

9. Каждый из нас может рассуждать о Боге настолько, насколько познал благодати Святого Духа.

10. Душа, познавшая Господа, невидимо ощущает присутствие Создателя своего и бывает в Нем зело покойна и радостна. И чему можно уподобить эту радость? Она подобна тому, как если бы возлюбленный сын из далекой страны, после долгой разлуки вернулся в свой отчий дом и в сытость беседует с дорогим отцом и с любимой матерью, и с милыми братьями и сестрами.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *