Почитать родителей – это поклоняться им или как? А если они меня «прессуют» ежедневно? Почему любовь к родителям – это любовь к Богу? О пятой Синайской заповеди в нашем сегодняшнем материале.

Верховный Родитель

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе

(Исх. 20:12)

Пронзительная, трогательная и исполненная болью, но в то же время и теплом, покоем, надеждой и мирной уверенностью – заповедь. Она стоит на границе Синайских «постановлений», разделяя блок предписаний в отношении Бога и общества. И заповедь о почитании принадлежит в равной степени и первым четырем и следующим пяти.

Первые люди

7527 лет назад родились первые люди, Адам и Ева. Интересно, что каждый из них произнес, появившись на свет? Папа? – обращаясь к Богу, любовь Которого пронизывало все человеческое естество, ощущалось каждой струной чистой и непорочной души. Первый Отец первых людей – Бог, Причина начала жизни человеческого рода.

Джованни ди Паоло, «Изгнание из рая», Музей Метрополитен, 1445 г.

Дети получили от Отца задание, наставления, щедрый дар в виде Эдемского сада. Казалось бы, что еще нужно для счастья? Человек создан свободным, а значит финишной чертой его желаний всегда будет горизонт. Любопытство, как это свойственно маленьким детям, оказалось сильнее страха ослушаться родителя.

Взрослые ведь предупреждали нас, что не стоит совать пальцы в розетку, трогать раскаленную конфорку и играть с ножницами? Мы смиряемся с непоседливостью и искренней любознательностью малышей, принимая это как естественную данность. Увы, последствия непослушания нередко становятся причиной травм детей, дай Бог, чтобы незначительных, пополняющих копилку их личного опыта.

Адам и Ева не попытались спросить у Господа еще раз, на всякий случай, чтобы уж наверняка разрешить внутреннее противоречие: а стоит ли вкушать от древа, нарушать предостережение Отца? Если мы искренне желаем своему чаду добра, а он горделиво идет нам наперекор, мы испытываем тихое сожаление. Нам больно от того, что близкий человек совершает губительную ошибку, «роет себе яму», пренебрегая по-настоящему ценным советом родителя.

Пятая заповедь

П.Г.Доре “Моисей и нарушители заповедей”

Наверное, и Господь сожалел, но уже ничего не мог сделать с людьми, спалившими мосты с вечностью. Нужно было искать решение проблемы. Поэтому в разговоре с Моисеем Бог и устанавливает заповедь почитания родителей. С одной стороны, Он дает ей широкое понимание о родительстве. С другой – устанавливает послушание как инструмент подавления внутреннего бунта человека, учит его кротости, способности обуздывать гнев, несогласие, эмоциональные срывы. Первый бунтовщик – денница. Бунт ради бунта, ради самомнения и самоутверждения не имеет пользы.

А родители – те самые «тормоза», которые вырабатывают в человеке нужные качества, посредством которых он легко сможет принять Бога. Послушание, забота милосердие,

уважение, терпение, кротость, смирение, любовь… Все это бессознательно растет в человеке, наученному уважать отца и мать. В нем рождается некоторая внутренняя степенность, божественный ритм, настраивающий душу на звуки вечности.

Будешь долголетен на земле…

Я не раз обращал внимание, что долгожители среди русских – люди верующие или происходившие из патриархальных, верующих семей. Недавно читал о бабушке-старообрядке, которая через месяц справит 109-летие. Поморский наставник из Пенсильвании, отец Лаврентий, ведет богослужения в свои 104 года. Пару лет назад в одной из экспедиций мне довелось пообщаться с современницами священномученика Иоанна Ильинского, трем соседкам от 92 до 96 лет, они в силах и в памяти.

Господь обещает долголетие тем, кто с уважение и почтительностью, любовь и заботой относится к родителям.

«Считается величайшим благом… счастливая старость и долгая жизнь, это (Бог) назначил в награду почитающим их ; а что кажется крайним несчастием… ранняя смерть, это Он назначил в наказание оскорбляющим их», –

писал святитель Иоанн Златоуст

Презрение завета и наставлений отцов можно рассматривать в исторической ретроспективе. Набивший оскомину, но довольно яркий пример – революция 1917 года и последующая богоборческая вакханалия с красным террором вперемешку.

Недаром белоэмигранты с грустью писали, что тогда Россию захватил сплошной Хам. Хам – это не просто сын Ноя, а нарицательное имя человека, с презрительно, без почитания отнесшегося к своему родителю, целому наследию предков, укладу и быту народа. Разрушение храмов, убийство священников, издевательство над верующими – что это? Настоящий бунт непослушания отцам, предкам. Да, возможно, на фоне каких-то противоречий в обществе. Но это все равно показатель нетерпеливости, неспособности вести пусть длительную, но созидательную работу. Отсутствие внутреннего духовного стержня у человека приводило его к зависимости от революционных идей или их апологетов.

В широком смысле модерн, пришедший на смену традиции, также попрал основы 5 заповеди. Христианский мир не может отделаться от последствий насильного расцерковления общества и по сей день. Институт семьи в масштабном преломлении разрушен. Нет преемственности, а значит, нет традиции послушания и благоговения перед многовековыми традициями, передававшимися из поколения в поколение.

Проблема в том, что незнание закона не освобождает от ответственности. Непослушание и непочтение к родителям и старшим вообще приводит к деградации и гибели не только целых родов, но и целых народов.

Претерпеть за веру и любить

Хорошо, а что делать с почитанием родителей, когда они, вот хоть тресни, но не правы? Или, еще хуже, встают между Богом и детьми, сами будучи невоцерковлены, а то и враждебно настроены в отношении веры?

Святитель Филарет (Дроздов) так высказывался на этот счет:

«Если случится, что родители… потребуют чего-либо противоречащего вере или закону Божию, тогда следует сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: Судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога? (Деян. 4:19). И следует претерпеть за веру и закон Божий всё, что бы ни последовало».

Григорий Палама, создатель учения о нетварном Свете, радикальнее высказывается о духовных противоречиях отцов и детей:

«Посему и ты почитай и люби их после Бога, если любовь к ним споспешествует любви к Богу. Если же она не ведет к любви Божией, убегай от них вовсе».

Очевидно, что речь идет о требованиях родителей, которые противоречат Божьему закону. Убегай можно рассматривать не как буквальный призыв к побегу, а выбор дистанции в общении, дабы негативное родительское влияние не принесло вреда душе. Но это все же скорее редкость, да и у нас давно не традиционное общество, когда слово родителей – непререкаемый закон, а у нас нет даже моральных сил им возразить. Увы и к счастью. Разногласия в вере также могут стать моментом проявления терпения для того, чтобы любовью попытаться повлиять на родительское сердце.

Родители – образ Бога

Достойное отношение к родителям делает нас христианами. В общении с ними мы учимся общению с другими людьми. Мы критикуем их про себя или даже вслух, но если разобраться, становимся ли мы лучше от этой критики?

Мы, молодые, уже привыкли критиковать прошлое, при этом оценивая то самое прошлое через сухие страницы истории, доктрины и идеологии. Белые критикуют красных и наоборот; старообрядцы сходятся в схватке с новообрядцами и получают отпор; атеисты атакуют верующих и верующие переходят в контратаку.

А ведь за всем этим потоком критики мы, почему-то, в последнюю очередь видим конкретных людей, обстоятельства их жизни, поступки, внутренний надрыв. Нецерковные родители в годы перестройки и «лихие 90-е» сумели не только выжить, но и дать жизнь нам, воспитать, накормить, одеть, обуть, дать образование, выпустить в жизнь, в которой у нас кое-что, но получилось. Ведь мы сейчас, такие умные, в своей самоуверенности стоим именно на том фундаменте, который нам заложили вот эти самые люди, подверженные нашей критике и становящиеся жертвами нашей несдержанности.

Вот эти дедушки и бабушки, те самые «совки», оплот воинствующего коммунизма, детьми пережили войну, работали годами ради небольшой зарплаты, возможности съездить с семьей в санаторий и отправить детей в лагерь, получить квартиру или машину. И стали родителями наших родителей. И так далее. И при всем мраке прошлого, в котором мы себя убеждаем, история нашего рода, теряющаяся в веках, каким-то образом не пресеклась, а вынесла в современность нас, таких умных и замечательных.

Генрих Семирадский “Блудный сын”

Нам не хватает не просто послушания, а искренней благодарности. Наше рождение стало волей Бога. Наши родители – это воля Бога о нас, смысл которой нам еще предстоит раскрыть. Родители познали Бога прежде нас, даже если они в Него не верили. Ведь они уже кое-что пережили, как бы не пытались себя убедить в их спокойной молодости. Они смогли пережить наше рождение, наше взросление, нашу неспокойную молодость. Для кого-то они по-прежнему остаются материальной опорой. Для всех безусловно – подспорьем для души.

Они всегда готовы принять нас, как блудных детей, обнять, подарить любовь и заботу. Так через них с нами говорит Бог, без гласа с небес, громов, и молний, а обычным, но столь желанным обедом за семейным столом, живым участием и искренним переживанием, окутывающим нас теплом, спокойствием и уверенностью.

Если мы хотим быть счастливы, нам стоит чаще вспоминать о пятой заповеди Бога. Почитая родителей, мы почитаем Его. Помогая старым и немощным родителям, да даже и еще в силах, – мы воздаем благодарность Богу. Вспоминая о родителях, мы вспоминаем о Боге.

Любите родителей. Они у нас одни. Так же, как и Бог у нас один.

По теме » Как нужно относиться к своим родителям

Родители в жизни каждого человека — это самые близкие и родные люди. Кто, как не родители с нами с самого рождения. Сколько бессонных ночей им пришлось пережить, когда мы были маленькими. И мы должны быть благодарными им за все. Существует мнение, что мать и ребёнок имеют энергетическую связь. Мать всегда чувствует сердцем, когда ребёнку плохо.

Родители имеют большой жизненный опыт и хотят передать его детям, но мы, часто, возможно, в силу переходного возраста, не прислушиваемся к их советам, и только спустя время, понимаем, что они были правы.

Мы взрослеем:

  • появляются новые друзья;
  • первая влюбленность;
  • стремление быть самостоятельными.

А родители продолжают нас опекать и не видят, что мы уже почти взрослые.

Проблема отцы и дети

Родители часто не хотят осознавать, что их маленький ребёнок уже совсем не маленький, а здравомыслящий человек. Многие родители стремятся ограничить свободу своему «чаду», думая, что этим они оградят своего дорогого ребеночка от всего плохого и тут они могут столкнуться с протестом со стороны ребёнка. Своими запретами они только порождают в душе ребёнка недоверие и стремление сделать все наоборот, проявить свое «Я».

Я считаю, что родители должны в первую очередь быть друзьями для своих детей. А когда ребёнок взрослеет, нужно это принимать как должное, вспомнить себя в юности. В этом случае, полезные советы, примеры из своей жизни, подействуют лучше, чем запреты и ограничения. Проблема отцов и детей существовала всегда, во все времена и во все века.

Как нужно относиться к родителям

Родителей, как и Родину, не выбирают. Я считаю, что к родителям нужно, безусловно, относиться с уважением и пониманием, помогать им в домашних делах, радовать своими успехами, чтобы они могли нами гордиться.

Мы с родителями являемся людьми из разных поколений. Возможно, что-то у них было по-другому, а у нас так. С родителями нужно общаться и уметь находить компромисс и общий язык. Ведь они всегда желают нам только добра. А родительский дом, это то место, где нас всегда будут ждать и всегда нам будут рады.

Отношение детей к родителям

Отношение детей к родителям, как правило, создают сами родители, хотя и не всегда осознанно. Важнейший фактор здесь — семья, в которой живет и воспитывается ребенок.

Родители — всегда значимые люди для детей, но любовь детей к родителям сама не рождается и не гарантирована. Рождаясь, дети своих родителей еще не любят. Рождаясь, дети любят своих родителей не больше, чем вы любите есть яблоки. Ваша любовь к яблокам проявляется в том, что вы их с удовольствием едите. Любовь детей к родителям проявляется в том, что они родителями с удовольствием пользуются. Дети будут вас любить — но будет попозже, когда вы их этому научите. Чтобы дети быстрее научились любить своих родителей, их нужно этому просто учить. Все начинается — с родителей, с того времени и сил, которые они готовы выделить своим детям. С той квалификации, которую они, как родители, имеют; с того образа жизни, который они ведут — и с тех образцов отношений, которые они своей жизнью демонстрируют своим детям. Если для вас самих естественно о ком-то любить и заботиться, если для вас самих это доставляет искреннюю радость — вы уже этим подаете своим детям замечательный пример… См.→

Отношения отцов и сыновей даже в хороших семьях с годами меняются. Достаточно распространено такое отношение сына к отцу: 4 года: мой отец знает все! 6 лет: мой отец всего не знает. 8 лет: во времена моего отца все было по-другому. 14 лет: мой отец такой старый. 21 год: мой старик вообще ничего не рубит! 25 лет: мой отец кое в чем шарит, но это обычное дело в его возрасте. 30 лет: думаю, стоит спросить совета у отца. 35 лет: мне ничего не стоило делать, не спросив совета у отца. 50 лет: что бы сделал мой отец? 60 лет: мой отец был таким мудрым человеком, а я это не ценил. Если бы он был сейчас рядом, я бы столькому у него научился. См.→

Долг детей перед родителями. Есть ли он? В чем он? Можете ли вы ответить уверенно: должны ли дети любить своих родителей? А как вы ответите на другой вопрос: должны ли взрослые дети следовать родительским заветам?

Как поддерживать теплые и душевные отношения между родителями и детьми? См.→

Знакомство с новым папой. После развода женщина знакомится с новым мужчиной, который будет новым папой для ребенка. Как сделать так, чтобы хорошие отношения сложились быстрее? См.→

Одни родители ожидают от ребенка возврата какого-то долга, другие называют детей инвестицией в будущее, третьи скромно упоминают о «стакане воды на старости лет»… Но разве семья строится не на любви и заботе? Разве она строится на долгах?

Сегодня редакция «Так Просто!» постарается найти, где закралась ошибка. Мы выясним, кто кому и сколько должен в отношениях, и должен ли вообще. Ведь именно это недопонимание и разница в мировосприятии и порождают проблемы между родителями и детьми.

Отношение детей к родителям

В первые годы жизни родители для ребенка — целый мир. Они для него воплощение добра, заботы, нежности, защиты… В эти сладкие моменты знакомства с огромным миром маленький человечек еще не знает, что за всё позже придется заплатить, вернуть тот самый долг.

А как же в отношениях образуется долг? Он возможен только если кто-то дает, не получая ничего равноценного взамен. Вкладывая в малыша деньги и время, жертвуя ради него амбициями, отдыхом и личной жизнью, родитель желает получить что-то столь же ценное взамен.

Проходят годы, и подросший ребенок начинает получать сначала прозрачные намеки, а затем и прямые требования делать для родителей то и это, потому что он должен.

©

Мысли о долге зарождаются в головах родителей. И если папа и мама чувствуют, что родительство стало для них бесполезной жертвой, без радостей и бонусов, они, конечно же, считают это безобразием. Как так, 20 лет старались — и ничего взамен?

Проблема в том, как люди воспринимают свое родительство. Если для них это сплошные проблемы, из-за которых они забрасывают собственную жизнь, то позже естественно хочется компенсации.

А разве ребенок не может ничего отдавать взамен уже с первых дней своей жизни? Его объятия, первые слова, улыбка, робкие шаги, любознательность, умение наслаждаться жизнью… Родителю достаточно просто отложить свои «важные-преважные» дела и получить хотя бы частичку того счастья, которое исходит от малыша.

Если же мама и папа всегда заняты, или они где-то в разъездах, или строят карьеру, или заняты делами поинтереснее, то ребенок не может им ничего дать. А потому у родителей и возникают претензии вроде «столько вложили, а от тебя никакой отдачи».

Разве мало на улицах таких вечно занятых мамочек, бегущих с каменными лицами по делам. Куда же ты бежишь, ведь наибольшее чудо рядом с тобой. Оно ждет тебя! С каждой минутой оно излучает столь тепла, радости и любви, а ты безразлично пропускаешь всё мимо себя. Ты сама похожа на ребенка, который лепит песочный замок, не замечая в песке крупинок золота.

©

Нередко бывает, что мама и папа пропадают на работах, обеспечивая и себя, и малыша, и услуги нянечки. Именно няне малыш дарит все те лучики счастья, которые мог бы подарить родителям. А если и для няни он в тягость, и ей такое счастье ни к чему, то скоро ребенок разуверится в себе, решит, что ничего прекрасного в нём нет.

А ведь родители могут просто наслаждаться жизнью, если захотят. И ребенок для них будет не обузой, а прекрасным дополнением, которое не только много требует, но и многое позволяет получить. Важно только, чтобы и родители умели жить полной жизнью, а не закапывали свои амбиции, копя всю оставшуюся жизнь разочарования и обиды.

Недаром говорят, что самые счастливые дети рождаются у счастливых людей. И если родители умеют сохранять баланс между работой, своими мечтами и семьей, то и дети будут им за это благодарны. Ведь вкладывая в ребенка всё, что имеешь, ты делаешь ему медвежью услугу — он никогда не сможет отплатить и будет мучиться от чувства вины, ощущая долг перед родителями.

А как считаешь ты?

Понравилось?! Поделись с друзьями!

Богдан Стасюк Мечтает, чтобы люди бережнее относились к природе. В будущем планирует заниматься охраной диких животных, защитой окружающей среды и прочими полезными делами, которые улучшат состояние планеты. Богдан считает, что в таком труде больше смысла, чем в каком-либо другом! Хочет однажды вернуться в Финляндию, поразившую его кристально чистыми озерами и доброжелательными людьми. Также хотел бы приехать в Санкт-Петербург надолго, чтобы поближе познакомиться с городом. Богдан — энергичный и жизнерадостный футболист. Любимая книга нашего редактора, после прочтения которой он начал писать статьи, — «Мартин Иден» Джека Лондона.

Шесть способов почитать отца и мать

Божьи заповеди совершенно четко говорят, что требуется от их исполнителя. Но когда мы переходим в практическую плоскость следования заповедям, начинаются трудности. И тогда требуется молитва, размышления и творческий подход. С пятой заповедью дело обстоит именно так. «Почитай отца и мать» кажется слишком размытым понятием, особенно для повзрослевших детей. Маленькие дети почитают родителей послушанием, а вот взрослым что делать? Что будет уместно для взрослых исполнителей пятой заповеди?

Мы уже довольно большой путь прошли до сегодняшнего разговора. И медлили мы с темой практического применения намеренно. Слишком уж часто мы стремимся «проскочить» основы и сразу перейти к практике: просто дайте мне список дел, и я побегу их делать! Но глубокие перемены в нас и наиболее правильный порядок почитания родителей приходит лишь с пониманием, что эта заповедь значит, почему она нам дана, почему она так важна. Я надеюсь, что вы прочитали четыре предыдущие статьи из этой серии. Если так, то к разговору о практике вы готовы.

Чтите тех, кому причитается почтение

В прошлой статье мы уже упоминали, что почтение к родителям – это форма почтения ко всякой власти, включая власть Самого Бога. Как говорит Тим Келлер: «Почтение к родителям – это основа любого другого уважения к любой другой разновидности власти». Я также указал, что в заповеди нет «срока давности», мы должны почитать родителей в детстве, равно как и в зрелом возрасте, мы обязаны относится к ним с почтением, и эта обязанность никогда не прекращается.

Так какое же почтение к родителям хочет увидеть Бог? Я собираюсь озвучить список из шести пунктов, но, разумеется, этих пунктов может быть гораздо больше. Спешу вас предупредить, при ознакомлении с каждым пунктом вам захочется сказать: «Да, но ты не знаешь моих родителей, как они со мной обходились, что они сделали со мной». Я понимаю, что в некоторых случаях почитать отца и мать трудно и почти невозможно. Но для начала давайте просто посмотрим, как почтение к родителям может выглядеть на практике.

Прощайте их

Наверное, самый важный способ почтить родителей – это прощать их. Придется признать, что совершенных родителей не бывает. Все родители так или иначе не дотягивают до планки ожиданий, выставленной их детьми. Да что греха таить, даже до своей собственной планки они не дотягивают. Наши родители согрешили против нас. Они поступали немудро, требовали от нас невозможного, говорили и делали то, что ранило нас. Именно из-за этого многие дети вырастают в людей с багажом гнева и горечи, не способных оставить позади ошибки и грехи своих родителей.

Лучший способ почитать родителей – простить их. И это можно сделать, если мы служим и подражаем нашему всепрощающему Спасителю. В Библии мы видим, как Иисус прощает тех, кто наносил Ему раны. В тот самый момент, когда гвозди вонзались в Его плоть Он произносит: «Прости их, Отче, ибо не ведают, что творят» (Лк. 22:34). Когда мы стоим у подножия Креста и размышляем о нашем Спасителе, как мы посмеем не прощать своих родителей? Мы чтим отца и мать, относясь к ним с благодатью и прощением.

Говорите о них добрые слова

Еще один способ проявлять почтение к родителям – говорить о них с уважением. Мы живем во времена, когда высказывать свои недовольства считается «целительным», когда вываливать на людях свое «грязное белье» уместно в «терапевтических целях». Мы, не задумываясь, с удовольствием сообщаем миру о том, что мы думаем о правительствах, начальниках, родителях. Но Библия предостерегает нас, говоря, что мы должны уважать и чтить любую власть, которую Бог поместил в нашей жизни (Рим. 13:7). Библия предупреждает, что наши слова имеют способность почитать и бесчестить. Мы не можем беспечно забыть о наказаниях, которые в Ветхом завете причитаются тем, кто проклинает родителей или нападает на них (Исх. 21:15-17, Лев. 20:9), потому что корень греха всегда один. Проклинать или бить родителей – это преступление против пятой заповеди и также шестой.

Нам следует говорить о родителях добрые слова. Добрые слова, когда они живы, и добрые слова, даже когда они уже умерли. Добрые слова, когда разговариваем со своими братьями и сестрами, со своими супругами, со своими детьми. Мы должны говорить о них добрые слова, когда рассказываем о родителях в церкви и обществе, показывая пример универсального почтения и уважения, применимых в любой культуре, и которые в наши дни кажутся утраченными в таком большом спектре контекстов. Христиане, говорите о родителях добрые слова, не говорите о них плохо.

Уважайте их на людях и в уединении

Третий способ почитать отца и мать – проявлять уважение к ним на людях и в уединении. В одной из проповедей Тим Келлер призывает детей: «Уважайте желание родителей увидеть себя в вас!» Родителям важно видеть, каким образом они положительно повлияли на своих детей, отражение в них своих ценностей и способностей. «Вы не представляете, как важно отдавать им должное там, где это возможно. Вы не представляете, как важно иногда просто сказать: «Знаешь, распоряжаться деньгами я научился у тебя». Или: «Знаешь, папа, ты меня всегда учил поступать вот так… И я теперь только так и делаю».». Это кажется чем-то простым, но именно это приносит радость нашим родителям.

Мы можем говорить такие слова лично в разговорах наедине, а можем говорить об этом публично, когда за семейным праздничным столом нужно «толкнуть речь» или произнести тост. Деннис Рейни даже призывает детей написать «официальное письмо» родителям, которое потом следует прочесть перед ними вслух. Мы можем почитать родителей через уважение к ним.

Спрашивайте у них совета

Мы почитаем родителей, когда спрашиваем у них совета в различных жизненных ситуациях. Библия довольно часто ассоциирует возраст с мудростью, а молодость с безрассудством (Пр. 20:29, Иов 12:12) и говорит нам о том, что пожившие подольше набрались побольше мудрости. Поэтому не зазорно полагаться на советы и мудрость старших, когда нужно принимать важные решения в жизни. В некоторых культурах это в порядке вещей, в других этого сторонятся. Но в любом случае, когда мы обращаемся к родителям за помощью, мы проявляем этим почтение к ним, даже если впоследствии не сможем воспользоваться их советами.

Поддерживайте их

Мы проявляем почтение, когда поддерживаем наших родителей. И я не говорю лишь о финансовой помощи, но и о других формах любви и заботы. Я вспоминаю историю Давида в очень трудный момент его жизни, когда от него отвернулись друзья и напали враги. В этой ситуации он воззвал к Богу: «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя…» (Пс. 70:9). Давид страшился ситуации, когда соединяются преклонный возраст и изоляция, боялся оказаться старым и одиноким. Наши родители этого тоже боятся.

Когда мы молоды, у нас есть силы, мы жаждем независимости. Наши родители воспитывают нас сильными и свободными. Но есть тут загвоздка, плата, так сказать, за все это: отдавая нам независимость, они с каждым годом теряют ее сами (Еккл. 12:1-8). Мы почитаем родителей, когда обещаем им не оставить их в преклонном возрасте в одиночестве. Как они заботились о нас, мы будем заботиться о них. Это наша обязанность, и это должно стать нашей радостью.

Во времена, когда миллионы стариков живут в одиночестве, отданные в дома престарелых или помещенные в больницы, окруженные профессионалами, а не семьей, христиане получили возможность показать всему миру особое почтение к родителям. Кент Хьюз говорит, что даже когда родителям не нужны деньги, «христиане все равно несут на себе ответственность проявлять свою личную заботу о них». Можно нанять сиделок, но этого недостаточно. Заботу невозможно отдать на «аутсорсинг». Нельзя отказать родителям в эмоциональной поддержке и общении, потому что даже у неверующих так не принято.

Обеспечивайте их

И последнее, мы почитаем родителей, заботясь о них материально. В 1 Тим. 5 мы читаем, как Павел дает Тимофею советы по заботе о вдовах в церкви. В своих инструкциях Павел упоминает два принципа: дети должны «вернуть должок» своим родителям (4) и христиане, не помогающие своим членам семьи поступают хуже неверующих (8). Все толкователи этого отрывка в один голос утверждают, что данные принципы распространяются на детей и их пожилых родителей. В некоторых церквях что-то является обычным делом, а других церквях то же самое вызывает разделения. Стотт однажды заметил, что «африканские и азиатские культуры, где семья – это все родственники, в этом вопросе являются живым обличением всему западу».

Когда дети маленькие, Бог их обеспечение возлагает на родителей (2 Кор. 12:14). Но, по словам Стотта, «когда родители стареют и слабеют», роли меняются местами. Хьюз пишет: «Христианские дочери и сыны несут ответственность за финансовую заботу о вдовах и, как видно из текста, за финансовую заботу о беспомощных родителях и бабушках с дедушками». Уильям Баркли говорит похожие слова: «Воспитание детей требует огромных жертв со стороны родителей, и это честно, когда дети готовы в свою очередь идти на жертвы ради своих родителей». Можно еще вспомнить отрывок из Ев. от Марка 7:9-13, когда Иисус ругает фарисеев за отказ заботиться о родителях.

Возможно, никакая другая форма «почтения» не дается так тяжело западному миру, как эта. Но все довольно просто: Библия призывает христиан к ответственности за заботу о членах своей семьи. И эта заповедь равным образом распределяется и на родителей маленьких детей, и на детей пожилых родителей.

Заключение

Бог призывает детей всех возрастов проявлять почтение к отцу и матери и не бесчестить их. Он призывает нас почитать их из почтения к Нему Самому. Он призывает нас быть людьми, уважающими Его власть через уважение к родителям, которых Он посчитал уместным дать нам. Каким образом Бог призывает вас лично проявлять почтение к вашим родителям?

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *