Алкоголизм: достигнуть дна, чтобы исцелиться

Сегодня, 5 ноября на IX церковно-общественной выставке-форуме «Православная Русь — ко Дню народного единства» состоялась презентация книги «Странички трезвости» игумена Ионы (Займовского), руководителя центра помощи зависимым от алкоголя и наркотиков «Метанойя» при Даниловом монастыре г. Москвы.

Мы беседуем с отцом Ионой (Займовским) о путях преодоления алкогольной зависимости.

Игумен Иона (Займовский)

— Отец Иона, светские психологи часто говорят, что проблема алкоголиков, людей страдающих другими видами зависимостей в том, что в их жизни нет цели. Вы согласны с таким утверждением?

— Не могу согласиться, что это единственная и главная причина развития алкоголизма. Развитию алкоголизма способствует комплекс биологических, психологических, социальных причин.

Человек может пить потому, что в его жизни нет Бога, нет силы, которая его поддерживает, любит, заботится о нем.

— Как построена работа с зависимыми людьми в вашем центре?

— Наш центр называется «Метанойя» — покаяние, изменение ума в переводе с греческого. Мы ориентируем пришедших к нам людей на главные ценности Православия, читаем Евангелие, говорим о молитве, исповеди, причастии, а также о методах избавления от зависимости.

В нашем центре действуют группы самопомощи, объединяющие людей стремящихся избавиться от своей болезни.

— Существуют неоднозначные оценки деятельности групп анонимных алкоголиков. Есть мнение, что зависимость от алкоголя переходит в зависимость от группы.

— Наш центр уже более одиннадцати лет работает по этой программе. Это эффективный метод преодоления болезни. Часть людей из групп анонимных алкоголиков выздоравливают и воцерковляются благодаря своему выздоровлению, становятся прихожанами нашего монастыря, других храмов.

— Алкоголику, как правило, очень сложно признать свою болезнь и начать лечение. В какой момент люди решаются прийти в ваш центр?

— Отрицание болезни свойственно страдающим от различных недугов, не только от алкоголизма. Человеку бывает очень страшно признать, что с ним происходит. Алкоголик деградирует на духовном уровне и поэтому не видит, в кого превратился. Страшно признать, что ты потерял семью, работу, тебя никто не любит.

Опыт показывает, что алкоголику, чтобы признать себя таковым и начать путь к выздоровлению, нужно достичь своего «дна».

— Что вы имеете в виду?

— Анонимные алкоголики говорят, что у каждого свое «дно».

Женщина очнулась после алкогольного опьянения и увидела, что потеряла ногу. Кроме того, ей сообщили, что она сбила человека насмерть, и ей грозит двадцать лет тюрьмы. Для нее наступил момент покаяния и осознания, что нужно изменить себя и свою жизнь.

Священник выпил лишнего на Пасху. Прихожане стали свидетелями. Это было его «дно».

Другому человеку сын сказал: «Ты мне больше не отец». И это стало поворотным моментом в его жизни.

Человек должен увидеть свою грязь, понять, что он омерзителен. У него должна возникнуть потребность покаяния.

Приведите, пожалуйста, пример выздоровления человека с помощью программ вашего центра.

Ко мне на исповедь пришла пожилая женщина. По виду – типичная консьержка. «Я алкоголичка. У меня и муж пил, уже умер. Спиваюсь. Помогите. Умираю». Я посоветовал ей присоединиться к группе самопомощи, но думал, что вряд ли что-то получится. Уже два с половиной года она не пьет. Участвует в работе группы трезвости. Ходит ко мне на исповедь. Это фантастика.

— Какие свойства характера помогли ей?

— Честность. Она признала свою проблему. Она стала сразу выполнять рекомендации.

Бывает, приходит человек и говорит: «Я готов раз в месяц к вам приходить. У меня нет времени». А надо каждый день. Понятно, что ничего не получится, он не готов к работе над собой. Надо все отринуть и просить у Бога попечения и защиты.

— Кто чаще приходит в ваш центр сами алкоголики или их родственники?

— Чаще приходят родственники. Им тоже нужна помощь. Обычно родственники не понимают, что имеют дело с больным, а не с плохим, лживым, безнравственным человеком. Для них в нашем центре действуют специальные группы. Часто приходят жены, мамы — это созависимые, «слипшиеся» с алкоголиком люди. Преодоление такого состояния – сложный процесс, требующий духовного роста. Девиз этой группы: «Отстранись с любовью».

— Почему в этой ситуации родственникам важно отстраниться?

— Потому что важно не мешать человеку достигнуть своего дна.

— Ваша новая книга «Странички трезвости» создана по аналогии с западными образцами?

— Это ежедневник в поддержку выздоравливающим от алкогольной зависимости. Каждая страничка содержит соответствующие дню жития православных святых, литургические чтения, а также цитаты из книг, посвященных теме преодоления алкогольной зависимости. На западе есть подобные ежедневники, но их содержание ограничивается цитатами из специальной литературы, в них нет духовных примеров. Поэтому «Странички трезвости» не имеет аналогов.

Беседовала Марина Меренченко

Recent Posts from This Journal

  • Мои книги

    • Аннотация к «Рассказам русской француженки» «Рассказы Татьяны Масс обладают особым свойством: в них всё наглядно, всё…

  • (без темы)

    Однажды, когда было мне лет 13, сбежали мы с подружкой с отчетного концерта нашей музыкальной школы. Концерт был в парке, легко было сбежать. Мы обе…

  • БУНТ МИГРАНТОВ В МОСКВЕ

  • Моя статья на сайте ИНОСМИ

    Татьяна Масс Деревенские врачи из французских департаментов Дром и Бретань рассказывают, что они играют в онлайн-игры, чтобы скоротать…

  • Моя свежая статья: Франция берёт курс на продовольственную автономию

    Однажды на каникулах в Нормандии меня поразили огромные пустые поля, затянутые красной лентой летом – в разгар страды. Оказалось, это…

  • Что такое радость?

    Друг из Москвы хорошее письмо прислал: (Я писала ему о том, что в нынешней ситуации привычные радости уходят — шопинг, ужин в ресторане с друзьями…

  • И это после того, как народ два месяца честно отсидел по домам взаперти…

    Министр национального образования Франции Жан-Мишель Бланке отвечает на протесты родителей отпускать детей в школы: «Больше риска заразиться…

  • Мой пост о русском бойце Сопротивления во Франции помог найти его родных в Донецке

    Несколько лет назад на одном из братских кладбищ Франции времен второй мировой войны, я случайно увидела надгробную плиту с русским именем:…

  • Они наводили страх на всю Европу, пока не встретились с нашими дедами! Горжусь своим дедом

Православный центр помощи МЕТАНОЙЯ

Таня…Татиана, давно собирался написать Вам, но не было времени. Я с творчеством Растеряева познакомился, когда скачал несколько его альбомов для ознакомления. Есть у меня такое хобби — искать и коллекционировать редкую и красивую музыку… О творчестве Игоря могу сказать, что почти ничего из его песен не смог слушать в силу… некоторой самобытности его текстов, себе в коллекцию забрал «звонаря» и «метель в Раковке»;
Вы приводили здесь цитату о. Антония о песнях, ложащихся прямо на сердце, а я недавно написал статейку о песнях, спетых сердцем — приведу ее здесь, с примерами, желающие могут свободно найти их в сети :
Никто не поет с такой природной чувственностью, как цыгане ( см. Loyko — Good day, gypsies) — это у них в крови, они даже без музыкального образования сразу, машинально, попадают в терцию, также им без всяких усилий подвластны сложнейшие вокальные партии с вариациями, которые доступны обычно только после профессионального обучения, да и всем известно некоторое «волшебство» цыганского исполнения (достигается также технически, но больше, повторюсь, в крови)… Никакая техника не научит главному в цыганском вокале, да и вообще, если разобраться, в любом вокале — всегда подкупает правда, искренность и чувство, вложенное в каждое спетое слово — у цыган это получается, почему-то, лучше всех, почти каждый их вокалист поет так (см. Леонсия Эрденко — Прохожий);На таком же уровне стоят греки, французы и украинцы — причем все они обязаны этому также красотой своего языка (французский — на первом месте в мире по мелодичности, украинский — на втором, греческий — не помню))), но у греков, несмотря на красоту языка, с эмоциями в вокале — явный перебор, нигде больше ничего подобного не слышал, они поют так, будто вся песня — это одна большая и надрывная эмоция — с начала это может впечатлять, а потом очень быстро надоедает (см. ησουνα φεγγαρι — γιωργος νταλαρας), французы утонченно -элегантны и нежны в вокале, по-цыгански «волшебны» (см. l’amour dans l’âme -M), также у французов присутствует потрясающая (как и у цыган) свобода в вокале (см. Zaz — je veux), украинцы же, к сожалению, почти никого не интересуют и почти не известны гениальнейшие их вокалисты даже у них на родине (см. Василий Жданкин — «Журавли»,Квика Цысык -«Колысь, дивчыно мыла») — на последнем примере мы видим, как прочувствывается и проживается в песне каждое слово (эта исполнительница, кстати, долгое время была самой высокооплачиваемой певицей рекламы в США); конечно же, нельзя обойти стороной российских певцов, которые пели душой — самый яркий, на мой взгляд, пример — это Аркадий Звездин, выступавший под псевдонимом «Северный»(см., например, песни «Журавли»,»Старый мотив»и т.д.) — вся жизнь для него была песней, да и кроме песни, по-моему, у него ничего и не было в жизни, это слышится в каждом слове. Редко встретишь такого душевного, хотя и непрофессионального вокалиста, хотя такие вокалисты есть. Аркадий же, кстати, не дожил до 40 лет — умер от алкоголизма, причем в последние 5 лет его жизни не дал ни одного концерта — его не приглашали, потому что он не был уже в состоянии петь. Прекрасную песню «Самолет мой» написал Дольский, который бросил пить году, по-моему, в 87-м… Дольский до сих пор жив и ездит по всему бывшему Союзу с концертами, а Аркадий перед смертью не весил и 40 килограммов — дистрофия на фоне крайнего алкоголизма… После Аркадия осталась огромная дискография — даже больше, чем у Высоцкого; говорят, Медяник выкупил авторские права на его песни — а зачем ? Все равно лучше Аркадия он не споет, да и другие пытались, но — ни у кого не получилось, примеры даже не хочу приводить… Мне достаточно услышать голос Аркадия — и все… Несмотря на непрофессионализм — столько обертонов в его голосе и столько души… Дольский, кстати, из той же категории (см. еще песни «Два мальчика на длинном берегу» «Пианист», «Туманы»…),для меня это «маг вокала»… Из современных российских певиц так, с душой в каждом слове поет Светлана Копылова (см. ее песню «Записка» (она, кстати, на алкогольную тематику и клип есть), «Роза», «К сыну», «Люблю»,»У моря», и т.д., и т.д…) , и хотя не все ее песни могут нравится, но если никто не был на ее концертах — настоятельно рекомендую при первой же возможности сходить — такого, я уверен, многие не переживали в жизни ! Так же хороша Людмила Кононова (см. песни «Снег идет по Божьей воле», «Калика перехожая» и пр.), если прислушаться — каждое слово спето сердцем, так же у Людмилы слышна свобода в вокале. Да и много их еще, таких (цыганские корни в музыке и в вокале вездесущи, еще при Союзе была такая теория и направление у советских музыковедов))). А может, есть что-то общее в душах певцов от Бога ? Ну и, конечно же, не нужно забывать о величайшей вокалистке всех времен и народов (см. песню «Колокольчик мой хрустальный»)

Зависимость как возможность прийти к Богу

Центр «Метанойя» разработал одноименную программу, рассчитанную на людей, страдающих разными формами зависимости и созависимости, значительная часть из них больна алкоголизмом и наркоманией. Участие в программе помогает не только в преодолении недуга, но и в обретении православной веры. Недаром выздоравливающие сформировали собственную православную общину. О том, как сегодня живет и развивается программа «Метанойя», рассказал один из ее руководителей протоиерей Алексей Гостев.

Освящение храма в честь иконы «Неупиваемая Чаша». Фто Алексей Реутский

— Ваше Высокопреподобие, в чем заключается идея программы «Метанойя»?

— Начнем с этимологии. Слово «метанойя» означает покаяние, обращение ума, преображение жизни, что соответствует выздоровлению зависимого. Наша программа — это своеобразная духовная надстройка для групп АА (анонимных алкоголиков) и АН (анонимных наркоманов), а также анонимных созависимых, то есть родственников и близких страдающих от этих недугов людей. Ее идея — в оказании духовного, с православной точки зрения, содействия выздоравливающим в группах АА и АН и помощи тем, кто осознал, что избавление от зависимости — это духовная проблема. Программа позволяет ее участникам конкретизировать свое понимание Бога и отношение к Нему.

Кроме того, людей, сомневающихся в том, ходить или не ходить на встречи групп взаимопомощи, мы убеждаем, что все-таки не стоит пренебрегать этим эффективным, действенным инструментом.

На наши занятия, которые мы называем просто «встречи», приходят не только православные верующие, но и атеисты (см. Справку). Мы никому не навязываем православную веру, однако в своих рассказах участники программы делятся радостью встречи с Христом, примерами Его помощи, и это многих воодушевляет.

— Как «Метанойя» связана с известной программой «12 шагов» и с группами взаимопомощи?

— У «Метанойи» есть отличия от «12 шагов». Например, на каждой встрече обязательно присутствует священник, она начинается с молитвы, затем священник читает Евангелие. Как правило, выбирается отрывок ближайшего дня или праздника. И в пастырском слове не только разъясняется этот евангельский сюжет применительно к сегодняшнему дню, но и говорится, какую духовную пользу от него может обрести выздоравливающий. После этого участники программы по желанию делятся своими мыслями о евангельском отрывке или рассказывают о личном опыте выздоровления (здесь мы похожи на анонимные группы). Можно задать священнику волнующий вопрос и, соответственно, услышать ответ.

На этих встречах также присутствует православный психолог, который помогает в обмене мнениями и тоже отвечает на вопросы о проблеме зависимости. Он может остаться после встречи и проконсультировать. То есть это не лекции, не богослужение, не прием у каких-то целителей — это именно встреча и разговор о личном духовном и жизненном выборе и пути.

Кроме того, в программе «Метанойя» участвуют врачи-наркологи (в частности, главврач Наркодипансера № 11 Сергей Владимирович Долгий), которые рассказывают о медицинских аспектах зависимости и выздоровления, о пользе групп само­помощи. Иногда врачи просто приходят на наши встречи, чтобы, по их словам, понять проблему в духовном измерении.
Таким образом, мы работаем для людей выздоравливающих (не разделяя их по форме зависимости) и одновременно находящихся в состоянии духовного поиска. Практика показывает, что в России такой поиск очень часто приводит в Православную Церковь. Но к нам приходит немало и тех, кто уже живет и участвует в ее таинствах, но при этом оказался из-за своей болезни или болезни своих близких в тупике. Они приходят к нам в надежде на духовную поддержку. Далеко не каждый священник понимает природу зависимостей, поэтому отношение к ним таково: если, например, человек пьет, то пусть покается и возьмет себя в руки. К сожалению, мы имеем дело с людьми, где так просто проблема не решается, потому что это уже не только грех (что возможно на каких-то начальных этапах), а болезнь со всеми вытекающими последствиями. Здесь нужна уже специальная помощь. Как говорит игумен Иона, автор и руководитель нашей программы, в нашем случае вопрос о соотношении греха и болезни лежит в плоскости химической зависимости. Алкоголики или наркоманы — не просто безнравственные и распущенные люди (болезнь не знает ограничений), а люди с генетически неблагополучной природой, с серьезными духовно-, психо-, социобиологическими нарушениями (часто хорошо сознающие всё происходящее и глубоко от этого страдающие).

— Существует мнение, что за алко- и наркозависимостью в конечном счете стоят человеческие недостатки: гордыня, самоволие, неумение решать жизненные проблемы. Но как взаимосвязано одно с другим?

— Есть биологический аспект, когда у человека нарушены защитные механизмы психики и соматики. Предположим, человек выпил лишнее, и ему стало плохо. И когда ему предлагают еще, то он в силах отказаться. Это реакция здорового человека.

Также и утром его не потянет опохмеляться. Но если в человеке этот защитный механизм сломан в силу наследственности или своей распущенности, то отсутствие самоконтроля или несоблюдение духовных заповедей может привести к алкоголизму.
Это типичная пастырская история, когда священник советует злоупотребляющему задуматься об избыточном потреблении и прекратить. Но если человек не следует совету батюшки и продолжает уступать греху, то его защитный механизм ломается, и он в итоге превращается в алкоголика. Например, ему нужно выступить перед большой аудиторией, у него стресс. Он выпил — стало легче. У него семейные неурядицы или ему трудно общаться в коллективе — снова к рюмке и т.д.

Но если вы знаете, что у вас сломаны механизмы защиты (то есть вы зависимый), однако стремитесь ко Христу, участвуете в жизни Церкви, ведете духовный образ жизни, вы всё время контролируете эту опасность и вам удается ее избежать. А если я живу как все и не отслеживаю свои разрушительные действия, я при сломанном механизме попадаю в эту ловушку. Конечно, это путь Эго. Мне не нужен Бог, я не хочу учиться решать свои проблемы с помощью Христа: я просто пользуюсь химическим веществом и деградирую. И однажды выясняется, что эти частые возлияния отбросили человека в его духовном развитии назад. Мы видим, что он не научился общаться, не научился любить, работать в коллективе, понимать своих ближних и т.д. Он, как ребенок, как больной человек. Поэтому работа на выздоровление не только набор методов «не пить», это духовная работа — научиться выходить из тех лабиринтов, куда он ушел когда-то, бездумно следуя своим желаниям.

— Вы могли бы привести конкретный пример успешного результата программы?

— Об этом рассказывают сами участники в своих отзывах на нашем сайте. Но вот совсем недавняя история. К нам пришла пожилая женщина (ей было около 70 лет), ее муж и сын — алкоголики. Жизнь с ними сделала ее созависимой. Она была прихожанкой храма, но этого оказалось недостаточно, чтобы найти силы что-то изменить. Она уже не могла отделить от себя проблему, чтобы начать заниматься собой и собственной духовной жизнью. Прошло некоторое время, и она, к удивлению своих домочадцев, вдруг покупает паломническую поездку в Иерусалим и отправляется в Землю обетованную. И вернулась полная духовных впечатлений и переживаний. Нужно добавить, что до этого она никогда никуда не ездила, всё время была с головой погружена в свой безрадостный быт. То есть в ней произошло внутреннее преображение, она увидела свою жизнь со стороны, а главное, выход из тупика. И перемены в ней самой, ее изменившееся отношение к близким привели к тому, что и муж, и сын задумались о своем выздоровлении. В частности, муж — тоже пожилой человек — первый раз в жизни исповедовался и причастился, его болезнь вошла в ремиссию, то есть он не пьет.

А сын начал ходить в группу взаимопомощи, стал меньше пить. Понятно, что выбраться полностью из ее ситуации, которая складывалась десятилетиями, за два-три месяца нельзя, но начались перемены. В чем причина? Если эта женщина прежде брала ответственность за своих родственников на себя, то здесь она отделила себя от их проблемы. Когда выздоравливающий созависимый начинает по-новому выстраивать отношения в семье, говоря алкоголику примерно так: «Ты сделал этот выбор, но теперь ты сам будешь за него отвечать, а мне есть чем заняться», это неизбежно влияет на зависимого, даже если он не признает свою болезнь.

— С какими проблемами руководителям программы «Метанойя» приходится сталкиваться?

— Сегодня мы подошли к тому, чтобы систематизировать весь накопленный материал и опыт в методическом пособии, которое будет рассчитано на священников и психологов. Оно учитывает именно наш опыт, как сочетать православную духовность с выздоровлением по программе «12 шагов». Но пока этому препятствует недостаток времени и средств. По этой же причине у нас нет возможности более широко распространять нашу программу в Москве и других регионах. Средства позволили бы арендовать больше помещений, нанять больше психологов (пока у нас их двое), а значит, оказывать помощь большему количеству людей. Хотя наш опыт работы по программе «Метанойя» уже заинтересовал священника Алексия Агапова, настоятеля храма Михаила Архангела в Жуковском Московской области, и он организовал группу взаимопомощи у себя на приходе.

— Если оглянуться назад, какие основные итоги существования программы «Метонойя» вы могли бы подвести сегодня?

— Главным итогом мы все-таки считаем благословение Святейшего Патриарха Кирилла на освящение храма-часовни в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которое состоялось в Наркодиспансере № 11. Это очень важно, потому что стало серьезным достижением, можно сказать венцом, всей нашей работы. Была просто программа, люди приходили за выздоровлением, а в итоге сложилась православная община. Ее члены не только объединены одной проблемой, но и общей радостью обретения и пребывания во Христе. Два раза в месяц по субботам мы служим в этом храме Литургию. И каждый раз это 60–80 причастников. Храм важен для выздоравливающих, потому что здесь у священников есть понимание их проблемы. Люди сами признавались мне, что им трудно исповедоваться на другом приходе, потому что священники там не всегда могут понять их состояние и адекватно отреагировать. А к отцу Ионе в Даниловском монастыре не всегда на исповедь попадешь — так много к нему приходит исповедников.

Кроме того, я вижу, как меняются те, кто участвуют в нашей программе. Даже если они ходят в храм, поначалу это, по сути, разрушенные изнутри люди с потухшим взглядом, убитые своим горем, замкнутые, зажатые, сгорбленные, не в состоянии с кем-либо открыто обсудить свою проблему. Но проходит время, и происходит чудо: они распрямляются, оживают, у них становятся другие глаза, начинают говорить, получают огромную поддержку и начинают по-настоящему жить. Я считаю, это самый главный результат всей нашей работы.

Справка

С 2006 г. московский Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь осуществляет духовное руководство и окормление православного реабилитационного центра «Метанойя», где помогают алкозависимым и наркозависимым людям, а также людям с нехимическими зависимостями (такими, как игромания, интернет-зависимость и пр.) и их родственникам. За десятилетний период существования через программу «Метанойя» прошло от 5 до 7 тыс. человек. По своей структуре их можно условно разделить на три группы: крещеные, но не воцерковленные (около 40 %), воцерковленные, участвующие в церковных таинствах (35 %), не крещеные, но интересующиеся проблематикой выздоровления (25 %). У программы есть свой сайт metanoia.msdm.ru. Занятия проходят по субботам в молодежном отделе Свято-Данилова монастыря (в группе «Метанойя-1», ул. Даниловский Вал, д. 22), по четвергам — в Наркологическом диспансере № 11 (группа «Метанойя-2», м. «Полежаевская», ул. Куусинена, д. 4, корп. 3).
Руководитель направления по работе с наркозависимыми и алкоголиками — игумен Иона (Займовский), e-mail:iona@msdm.ru.
«Метанойя» не является коммерческой организацией, этот православный центр существует на благотворительные средства.
Игуменом Ионой (Займовским) написано две книги, посвященные проблематике зависимости: «Лоза истинная» и «Странички трезвости на каждый день». По его благословению семь лет назад была написана икона «Лоза Истинная», молитва перед которой способствует, по отзывам страждущих, не только душевному и духовному укреплению, но и решению жизненных проблем.

Cправка

Протоиерей Алексий Гостев родился в 1967 г. в Москве. Окончил в 1989 г. филологический факультет Московского университета. Хиротонисан 27 мая 1990 г. архиепископом Можайским Григорием. Настоятель храма Святителя Николая с. Аксиньина Одинцовского р-на Московской обл. Уже десять лет участвует в реализации программы «Метанойя» вместе с ее автором игуменом Ионой.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *