Обучение иконописи

В нашей мастерской на протяжении многих лет работает иконописная школа для желающих окунуться в мир иконы и овладеть мастерством иконописи. Обучение иконописи разделено на курсы и обучающиеся могут выбрать для себя нужный. Стать учеником иконописных курсов может любой желающий без специальной подготовки, важно лишь ваше желание. Сделать это очень просто: надо ознакомиться с расписанием занятий ниже на этой странице, или позвонить в мастерскую по номерам: 8 (495) 642-55-16, 8 (800) 333-00-37

Курсы ведут опытные дипломированные художники-иконописцы. Наши преподаватели не только опытные педагоги, но и прекрасные мастера, работающие в разных направлениях: миниатюре, живописи и фреске, и постоянно повышающие свое мастерство в совместной работе с известными московскими иконописцами. Занятия построены по уникальной программе совмещающей теоретический и практический курсы, постепенно открывающей глубину древнерусского искусства.

Программа начального курса:

  • Знакомство с основами иконописания
  • Введение в историю иконописи
  • Основы иконописного рисунка
  • Композиция и цветоведение
  • Золочение нимбов на полимент
  • Экскурсии в музеи Андрея Рублева и Третьяковскую галерею
  • В течение учебного года учащиеся пишут икону Пресвятой Богородицы «Владимирская» размером 30Х40см. Начальный курс обязательно включается посещение музеев: Третьяковской галереи и музея имени Андрей Рублева. Подробнее о начальном курсе смотрите

В процессе обучения Вы узнаете массу интересного, окунетесь в процесс создания иконы от начала до конца, каким он был несколько веков назад и сами напишите настоящую икону! После окончания обучения Вы не только будете владеть основными навыками иконописца, но и научитесь ориентироваться в христианском искусстве разных веков. Для нас важно, чтобы учащиеся не только научились художественным приемам иконописи, но и полюбили икону всей душой!

Название курса Период обучения Период обучения Преподаватели
Первый курс для начинающих продолжительность 6 мес. октябрь 2019-апрель 2020 Идет набор 144 часа Веснина Светлана Юрьевна
Курс по позолоте Октябрь 2019- Декабрь 2019 Идет набор.
Суббота 14-00 до 19-00
72 часа Гоглова Ольга Сергеевна
Второй, углубленный курс по рисунку и написанию сложных икон начало сентябрь 2019 Воскресение с 12:00 до 18:00 144 часа Черепанов А.Е. Гоглова О.С.

Смотрите видео ролик: «Обучение иконописи»

Вышла книга СЕКРЕТЫ ИКОНОПИСЦА — самоучитель по иконописанию

Вышла книга Екатерины Ильинской СЕКРЕТЫ ИКОНОПИСЦА. В книге раскрыта техника написания икон, автор делится своим многолетним опытом. На 180 страницах книги представлено более 1000 фотографий, подробно раскрывающих процесс иконописи. Ее размер 32 на 23 см., печать высокого качества на мелованной цветной бумаге. Книгу можно приобрести в нашей мастерской по цене 2000 рублей.

Видеосюжет с выставки ИКОНА В ДОМЕ — СЕМЕЙНОЕ ДОСТОЯНИЕ, на которой состоялась и презентация книги Екатерины Ильинской: «СЕКРЕТЫ ИКОНОПИСЦА»

Архив фотографий за прошлые годы

Педагог Светлана Юрьевна Веснина с учащимися иконописных курсов 2018-2019 учебного года.

Обучение иконописи 2017 — 2018

Ольга Сергеевна Гоглова с учащимися курсов позолоты и Евгения Викторовна Маслакова с учащимися иконописных курсов.

Обучение иконописи 2016 — 2017

Ольга Сергеевна Гоглова с учащимися курсов позолоты и Алена Александровна Емельянова с учащимися группы иконописи.

Обучение иконописи 2015 — 2016

На фотографиях отец Александр Птицын, методист Елена Александровна Петяскина, педагог Александр Евгениевич Черепанов и педагог Светлана Юрьевна Веснина вручают сертификаты выпускникам.

Обучение иконописи 2014 — 2015

На фотографиях методист Елена Александровна Петяскина и педагог Светлана Юрьевна Веснина с выпускниками 2014-2015 года.

Обучение иконописи 2013-2014

Обучение 2012 — 2013

Обучение 2011 — 2012

На фотографиях Екатерина Ильинская с преподователями: Виктором Александровичем Криворотовым, Сергеем Викторовичем Никифоровом, Вадимом Александровичем Калякином вручают сертификаты и поздравляют своих студентов с написанием образа Пресвятой Богородицы «Владимирская».

Молебен перед началом учебного года и освящение икон в храме Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке.

2010-2011 учебный год

Молебен перед началом учебного года и освящение икон в нашей мастерской

Вручение сертификатов

Праздники

Молебен перед началом учебного года

С 5 по 7 июля 2016 года пройдут вступительные экзамены нового учебного года на Иконописное отделение СПбДА. Помимо устных экзаменов и собеседования, поступающие сдают экзамен по профилю иконописной школы, который состоит в следующем задании: нарисовать и выполнить в цвете образец или фрагмент иконы. Материал — акварель с белилами, гуашь или темпера (по выбору), бумага размером 30 х 20 см, время выполнения — 4,5 часа (в 1 день). К экзаменационной работе предъявляются следующие требования: грамотное расположение изображения на листе бумаги, передача характера изображения, движения, пропорций, соблюдение соответствующих образцу цветовых и светотоновых отношений. Необходимо также представить не менее 10 собственных работ, желательно иконописного направления: иконы, миниатюры, эскизы к иконам и росписям, копии (допустимо часть из них представить в фотографиях; при отсутствии или недостаточном количестве подобных работ можно представить иные художественные работы). Мы бы хотели рассказать нашим абитуриентам как подготовиться к практическому экзамену и просмотру домашних работ. В качестве домашних работ можно предоставить :

  1. Прориси икон. Прорись—в древнерусском искусстве и иконописи контурный рисунок, сделанный с оригинала кистью через кальку.

В более широком смысле сам по себе художественный термин обозначает подготовительный контурный рисунок, предшествующий живописи. Линия в иконе очень важна не только на этапе знаменования иконы на доску, но и на всех последующих этапах. Ведущие иконописцы продолжают тренировать линию с помощью прориси даже имея многолетний опыт работы. Поэтому владение линией так важно на раннем этапе становления иконописца. Для работы над прорисью вам понадобятся:

  • Образец качественной прориси древней иконы (см. альбом)
  • Лист кальки того же размера
  • Кисть (белка или колонок) среднего или малого размера (№1-3).
  • Тушь черная

К прориси – образцу прикрепляется лист кальки (скрепками или бумажным скотчем). Тушь для работы лучше немного развести водой. На кальке необходимо повторить контурный рисунок. Работая кистью, следует соблюдать толщину линий оригинала, постараться линией построить форму.»Линия сухая, однообразная, везде тонкая, как проволока, не есть достижение; она должна идти свободно, сочно, живописно, но в ней не должно быть беспорядка, небрежности, каждая должна быть оправдана строгой, продуманной необходимостью» – пишет монахиня Иулиания (Соколова) в своей книге «Труд иконописца». С. И. Голубев так писал о значении линии в иконе «Каждая линия прориси должна петь, каждую надо прочувствовать, создать, дать ей жизнь». Для наглядного представления работы на просмотре лучше оформить лист кальки с прорисью на белый лист. Образцы прорисей вы можете в альбоме в нашей группе Вконтакте: https://vk.com/album-80064689_229315450

  1. Рисунки ростовых фигур, горок, архитектуры.

На просмотре работ также важно предоставить графические рисунки иконописного направления. Можно начать с горок, архитектуры постепенно переходя на рисунок фигур. Абитуриентам, имеющим серьезную художественную подготовку также можно представить рисунки ликов. Абитуриентам, не имеющим художественного образования, лучше не выполнять подобных рисунков, так как есть большая вероятность серьезных ошибок. Рисунок и письмо ликов – уровень второго курса иконописной школы и, не имея должной художественной подготовки, к нему следует идти постепенно. Образцы рисунков нужно брать с древних икон, фресок. Для начинающего иконописца икона, взятая для образца, должна быть хорошей сохранности, чтобы избежать ошибок в рисунке. В качестве образцов можно взять иконы — таблетки Великого Новгорода (https://vk.com/album-80064689_228976462), иконы Кирилло – Белозерского монастыря ( https://vk.com/album-80064689_229132728 и https://vk.com/album-80064689_229020849 ), в т. ч. и, хранящуюся в Русском музее икону «Похвала Богородицы» (https://vk.com/album-80064689_228775602). Монахиня Иулиания (Соколова) так писала о значимости рисунка в иконе: «Относительно же рисунка надо заметить, что он является очень ответственным моментом работы. В старых иконописных мастерских нанесение рисунка на доску поручалось наиболее опытным мастерам — «знаменщикам», которые «знаменили» рисунок, то есть наносили его на левкас. К рисунку могут быть предъявлены следующие требования: он должен быть графически четким, в нем требуется линия уверенная, твердая, легко намечающая детали иконы — архитектуру, ландшафт, — черты ликов, пряди волос, грамотно набрасывающая складки одежд, которые, в свою очередь, должны лаконично намечать строение фигур. С точки зрения композиции рисунок должен быть правильно размещен на плоскости, без перекосов и смещений. Прекрасные образцы всех этих достоинств рисунка дают древние иконы лучших мастеров. Хороший рисунок сразу не дается, он достигается постепенно, незаметно, соразмерно со старанием, терпением и настойчивостью человека. Необходимо постоянной практикой вырабатывать в себе твердость руки, остроту глаза. Выполни поставленную перед собой задачу, будет ли она самая простая или сложная, со всей старательностью и умением, каким ты обладаешь сегодня, тогда завтра ты сделаешь лучше».

  1. Работы, выполненные в цвете: иконописный пейзаж и ростовые фигуры.

Изображение ростовой фигуры в цвете является профильным вступительным экзаменом. Выполняя домашние работы, Вы можете подготовиться к этому заданию. Для выполнения работы в цвете необходимо брать плотные альбомные листы (или акварельную бумагу). Материал — акварель с белилами, гуашь или темпера. Образцами для подобных работ также должны служить древние иконы и фрески хорошей сохранности. Рисунок и построение формы в иконе своеобразны. Письмо фигуры можно разделить на следующие этапы:

  1. Роскрышь или раскрытие (закладка основных тонов). Роскрышь не должна быть очень плотной и, наоборот, очень прозрачной.
  2. Высветление одежд (пробела) — построение формы поэтапным светом. Обычно свет строится в 3-4 этапа. Каждый последующий меньше по площади, чем предыдущий и светлее.
  3. Притенения (построение формы тенью).

Во время работы над фигурой и в конце (по необходимости) можно обновить контурные описи. Описи должны быть цветными (не черными), с разной насыщенностью (в зависимости от формы). Для людей, не знакомых с техникой иконописания, приведем слова монахини Иулиании (Соколовой): «Когда рисунок готов, икона, как говорят иконописцы, «раскрывается». Раскрыть икону — значит, заложить основные тона. При решении этой задачи необходимо помнить, что каждая икона имеет свой особый целостный колорит, который следует беречь. Поэтому не рекомендуется брать цвета произвольно; это не рекомендуется особенно начинающим знакомиться с иконописью. <…> Начинать надо с простых изображений, например, отдельных святых, и переходить к более сложным. Раскрываются сначала основные тона, то есть те, которые наносятся прямо на левкас и лежат в основе последующей работы — высветлений и притенений. На иконах можно наблюдать тона, наложенные и густоравномерно (достигается нанесением краски в 2–3 слоя), и легко — «наливом», то есть жидко или даже прозрачно — «водко», часто и не вполне равномерно. Лучше всего, чтобы левкас слегка просвечивал. Некоторая неравномерность создает эффект вибрации тона и придает живописи особую жизненность и легкость. Работа, выполненная в густых непроницаемых тонах, выглядит тяжелой, и этого следует избегать. Однако как бы искусно ни был проложен основной тон, после полного высыхания на нем могут обнаружиться такие неровности, которые требуют поправок. Поэтому каждый тон надо составлять с учетом последующих поправок, чтобы по высыхании проложенного тона им же полусухо пройти кисточкой самые светлые места (и раз, и два, и три). Но это выравнивание возможно только после полной просушки раскрытой поверхности, и делать его надо так, чтобы кисточка не оставляла клякс. Начинать закладку тонов лучше с тех, которые на иконе занимают большую площадь по сравнению с другими; во всяком случае с «доличного», то есть с того, что пишется до ликов. После раскрытия всех тонов общий колорит иконы должен подсказать, каков должен быть в основном и тон ликов. Если общий колорит изображения решен в холодных тонах, то основной тон ликов должен быть теплым, и наоборот. При нанесении тонов следует закрывать и черные линии прориси. Взять правильно тон, который мы видим в оригинале, не так просто, особенно на первых этапах работы. Трудность заключается в том, что искомый тон в оригинале находится в окружении других тонов, которые сильно на него влияют, а на новой доске — чистый белый грунт, своей белизной значительно утемняющий тон. После того как икона «раскрыта», по едва просвечивающейся под тоном прориси прописываются все лики и контуры рисунка. Цвет описи бывает или в том же тоне, что и основной, лишь немного темнее, или другой. При описи контуров и складок одежд необходимо обращать особое внимание на их живописность и не впадать в сухость и однообразие линий. Красота линии зависит от изящества ее вибрации, различной насыщенности и ритмической плавности. Ритмом в иконе называется искусство проведения линии определенного размера, определенной силы, на определенном месте и в определенном направлении. Чувство иконописного ритма развивается путем наблюдений. После росписи по одеждам искусно наносятся пробела — высветления по выпуклым местам фигуры. Пробела разделываются 2–3 раза, каждый раз сокращаясь в площади. Их первый тон лишь немного светлее основного тона, второй значительно светлее и меньше по площади, наконец, третий — самые светлые черточки, которыми отмечают наиболее выступающие места складок. Большей частью пробела делаются в том же цвете, что и основной тон одежды, но иногда — в другом цвете. Так, например, иногда по ярко-красному и темно-малиновому тону пробела даются зеленоватые или слабо-голубые; по желтому — также голубые и т. п. При этом надо иметь в виду, что белила, положенные в чистом виде на любой тон, всегда приобретают голубоватый оттенок, поэтому, если требуется погасить эту голубизну, в составляемый тон пробелов добавляют какую-нибудь желтую краску, чтобы приблизить высветления к основному цвету одежды. Если же, наоборот, надо дать голубоватые пробела, нельзя добавлять к белилам, которые сами по себе синеют, еще синюю краску, достаточно взять черную и для смягчения охру светлую. При нанесении пробелов следует внимательно относиться к их характеру и точнее придерживаться образца. Опыт покажет, как глубоко понимал свое дело древний художник и как осмысленно давал он каждый мазок и штрих в драпировках фигур. При этом не следует забывать, что чрезмерная сухость и графичность пробелов не есть достижение. Наоборот, они должны лежать сочно и обязательно на своем месте. Пробела, положенные неграмотно, могут исказить всю фигуру, поэтому необходимо, внимательно всматриваясь, осознавать закономерность этих высветлений. Пробелами высветляют не только одежды, но и горки, и постройки, которым на языке иконописи усвоено название «палаток», и деревья. Вдумчивое копирование древних хороших образцов передает их характер и значение. После нанесения пробелов-высветлений, выявивших фигуру, обычно углубленные места притеняются прозрачной краской того же тона, а также (часто) по контурам наносится, как говорят иконописцы, «приплеск» — притенения большей или меньшей силы. Основной цвет (зеленовато — коричневый) телесных частей в иконе — санкирь закладывается при общем раскрытии всего изображения». Для наглядного представления работы на просмотре лучше оформить лист с изображением на белый лист. Образцы работ, выполненных в цвете, представлены в альбомах Вконтакте, посвященных иконописному пейзажу и фигурам и разделкам одежд:https://vk.com/album-80064689_229203355 и https://vk.com/album-80064689_229313847 соответственно.

  1. Разработка высветлений в технике «гризаль»

Потренироваться в построении формы можно не усложняя цвет – в технике «гризаль». Подобные работы можно выполнять и краской, и карандашом. Гризаль краской: закладывается основной цвет одежды, пробелами строится форма, каждый последующий уровень высветлений светлее, в него добавляется больше белил. Можно выполнить эту технику на тонированном листе белилами. Гризаль карандашом: цветным карандашом на белом листе выполняется построение формы в негативном варианте. В пособиях для иконописцев — Лицевых подлинниках — традиционным является использование негативного изображения разделки пробелов: самый темный мазок соответствует самому светлому. Разработка высветлений в этой технике может являться и подготовительной частью выполнения работы в цвете. Это поможет еще в черновом варианте решить возникшие вопросы, более обдуманно подойти к построению формы, избежать ошибок и исправлении в работе. Для наглядного представления работы на просмотре лучше оформить лист с изображением на белый лист. Рекомендуемая литература:

Желаем успехов! Если у вас возникли вопросы, задавайте их в теме https://vk.com/topic-80064689_33801611

  • Византийская иконопись

    Величественная византийская культура распространялась на обширные территории Малой Азии, Сирии, Палестины, Египта, Балканского полуострова, Армении, Древней Руси и это еще не весь список локаций. Произведения иконописи, созданные в этих местах, причисляют к византийской школе, однако все эти регионы интерпретировали столичное, константинопольское искусство согласно своей специфике. Поэтому в контексте византийской школы иконописи выделяют иконы, написанные недалеко или непосредственно в Константинополе.

  • Владимиро-Суздальская школа

    В среднерусских землях со второй половины XII века центрами искусства стали Владимир и Суздаль, сыгравшие большую роль в сохранении традиций киевской школы. Иконы «Богоматерь Боголюбская» (середина XII в.), «Спас Еммануил с ангелами» (конец XII в.) вместе с ранними новгородскими образами относятся к наиболее византинирующим памятникам XII века.

  • Вологодская школа

    Вологодская иконописная школа охватывала большой по территории регион, который включает современные Вологодскую область, а также часть земель Пермской, Архангельской областей и Республики Коми. На этом пространстве выделилось несколько художественных подцентров, таких как Вологда, Белоозеро, Великий Устюг, Устюжна, Тотьма, Пошехонье, Сольвычегодск и некоторые наиболее крупные северные монастыри.

  • Греческая школа иконописи

    После падения Константинополя в 1453 году главным центром греческой иконы оказалась столица острова Крит — Кандия, куда стали переселяться константинопольские мастера, спасаясь от турецких завоеваний. С 1210 по 1669 годы Крит находился под властью Венецианской Республики, что обеспечило ему широкие торговые связи и защиту от Турции. В этот период множество икон делалось здесь на заказ для католических и православных стран и монастырей. Самыми крупными заказчиками были греческие монастыри Синая, Афона, Патмоса. В связи с печальной судьбой Константинополя, интерес к его культуре возрос в Италии, Франции, Фландрии и в Западной Европе в целом. В связи с этим, выделяют два основных направления иконописи Крита: “in maniera latina” опирающееся на венецианскую готику и “in maniera greca” продолжающее традиции палеологовского стиля.

  • Московская школа

    О ранней московской живописи XII-XIII веков говорить сложно, так как памятников этого времени не сохранилось. Скорее всего, местные иконописцы опирались на традиции Владимиро-Суздальской земли. С XIV века, когда отчетливо проявилось стремление Москвы к государственному и духовному лидерству, на художественную жизнь Московского княжества большое влияние начали оказывать князь и митрополит. Так как Москва провозглашала себя преемницей властных институтов Владимиро-Суздальского княжества, то и в иконописи это привело к последовательной ориентации на владимирские традиции. Кроме этого, характерной чертой искусства XIV и особенно XV века стало прославление местных святых и святынь — святителей Московских Петра и Алексия, Сергия Радонежского и его учеников.

  • Новгородская школа

    Уже с середины XI-XII веков в иконах Новгорода появляются черты, которые в дальнейшем станут характерными для местной иконописной школы, сложившейся в XIII веке. Например, локальные цветовые пятна почти лишенные оттенков иконы «Св. Георгий» (XII в.) составят колористический строй, характерный для живописи более позднего времени. XIII век становится временем окончательного формирования новгородской школы живописи. Светотеневая моделировка лиц уступает место графическим приемам, складки тканей обозначаются изломанными линиями и почти лишены пробелов, яркие локальные цвета, часто контрастно противопоставлены друг другу.

  • Палехская школа иконописи

    Палехская школа иконописи как самостоятельное явление возникла в конце XVII века. Но еще в начале столетия, сперва в московскую, а потом и в иконопись суздальских деревень, проникли натуралистические тенденции светской европейской живописи, что в конечном итоге, нашло непосредственное отражение в палехских образах.

  • Псковская школа

    Псковская иконописная школа начала складываться в XIII веке и достигла своего расцвета в конце XIV – XV в. Своеобразие псковской живописи во многом было определено историей Псковской земли, ее обособленностью от других центров древнерусского государства и пограничным расположением. «Младший брат» Великого Новгорода, Псков, конечно, воспринял, новгородскую художественную традицию, но к концу XIV века она была уже настолько переработана, что можно говорить о самостоятельной псковской школе. Икон этого времени дошло до нас очень немного, но их объединяет схожий, по наличию темно-зеленого, белого и розового цветов, колорит. Здесь можно вспомнить икону Собор Богоматери (XIV в.), где в центре композиции, на розовом троне, восседает Богородица, а фон занимают сплошные темно-зеленые горки.

  • Ростовская школа

    С начала XIII века в Ростове возобновляется каменное строительство, приостановленное началом монгольского ига, и появляются первые, известные нам, иконописные образы. Их отличает ярко выраженная преемственность византийских памятников и домонгольской местной традиции, эллинизм и архаизация.

  • Старообрядческая меднолитая пластика

    «Образ чистый, достойный почитания»… Этими словами можно определить меднолитые иконы и кресты, созданные мастерами-старообрядцами на бескрайних просторах России – в скитах Поморья и мастерских Москвы, в селах Подмосковья и Поволжья, в потаенных кузницах на Урале и в Сибири – в течение неполных трехсот лет от конца XVII в. до начала XX в.

  • Старообрядческая школа

    Старообрядческая иконопись ведет свое начало от церковных реформ патриарха Никона, проведенных в середине XVII века. Староверы разделились на поповцев и беспоповцев. Последние предпочли остаться без священства и наиболее ревностно относились к нововведениям в иконе.

  • Строгановская школа

    Строгановская иконописная школа (2-я половина XVI – 1-я половина XVII в.) – наиболее яркое явление в поздней древнерусской иконописи. Возникновение этой иконописной школы напрямую связано с жизнью и деятельностью купцов Строгановых. После покорения Новгорода Иваном Грозным купцы Строгановы переехали оттуда в Сольвычегодск и организовали иконописную мастерскую. Стилистически Строгановская школа стала преемницей традиций московской иконописи.

  • Тверская школа

    С 1240-х по 1485 год Тверь была политическим, экономическим и культурным центром крупного самостоятельного княжества. После победы Москвы над Тверью за роль объединяющего Русь центра летописи и многие другие тверские древности были уничтожены.

  • Школа Оружейной палаты

    Иконописная школа Оружейной палаты возникла в 40-х годах XVII века, когда иконный приказ был расформирован, и Иконная палата была приписана к Оружейной. Во главе ее стоял тонкий ценитель искусства боярин Хитрово. Все живописные работы возглавлял Симон Ушаков. Кроме него, среди наиболее значительных мастеров палаты можно перечислить фамилии Кондратьева, Безмина, Якова Казанца, Иосифа Владимирова, Георгия Зиновьева, Никиты Павловца, Тихона Филатьева, Федора Зубова, Кирилла Уланова.

  • Школа Царских мастеров

    В иконописи XVII века сочетаются строгое соблюдение сложившихся православных традиций и иностранные веяния, повлекшие за собой обновление художественных приемов. Стремление подчеркнуть красоту и великолепие земного мира как отражения красоты мира небесного привело к декоративной насыщенности, детализованности, изобилию форм, развитию архитектурных фонов, усилению роли орнамента в иконе. Повышенная эмоциональность живописи этого периода достигается не столько выразительностью ликов и поз, сколько насыщенностью композиций и подвижностью форм.

  • Ярославская школа

    К 1218 году Ярославль становится центром удельного княжества. Здесь ведется активное храмовое строительство, что способствует и развитию местной школы живописи. Для ярославской иконописи характерными чертами стали чистые, открытые цвета, свободная и смелая манера письма.

Полный курс рассчитан на 3 года. Одно занятие — 4 астрономических часа. Занятия 1 раз в неделю.
Основные задачи обучения на первом курсе.
Знакомство с реставрацией и консервацией икон. Теория. Практика.

За один учебный год по итогам занятий возможно отреставрировать одну икону, иногда возможно даже две. В случаях работ особой сложности, большая часть реставрационных работ над одной иконой выполняется за первый год, оставшаяся часть работ переносится на следующий курс.

Примерный план занятий на 1 учебный год (около 20 занятий).
1 занятие

Знакомство. Составляем список материалов, необходимых для реставрации, а также список рекомендуемой литературы. При необходимости преподаватель выдает на руки учащемуся старую икону для реставрации. Допускается и приветствуется приносить для работы свою икону. Вводная лекция: основные принципы реставрации, строение иконы, виды разрушений.
2 занятие

Составляем программу реставрационных мер по каждой иконе. Подробней о материалах для реставрации. Фотофиксация. Грамотно снимаем на фотоаппарат каждую икону: лицевая сторона и оборот, общий вид и фрагменты. Изучаем и выделяем виды разрушений на своей иконе. Коротко о реставрационной документации. Что такое реставрационный паспорт.
3 занятие

Тема укрепления. Учимся варить клей нужной процентности. Укрепляем свои иконы.
4 занятие

Продолжение темы укрепления. Возможно, что часть группы переходит к реставрации оборота.
5 занятие

Завершаем тему укрепления, очень важную в процессе любой реставрации. Тема реставрации оборота: чистка, восполнение утрат.
6 занятие

Учимся готовить реставрационный левкас. Нанесение первого слоя левкаса. Возможна параллельная работа с оборотом иконы.
7-9 занятие

Тема подведения левкаса. Учимся восполнять утраты левкаса на старой иконе, создавая идеально ровную поверхность, по толщине идентичную авторской. Возможно совмещение с другими работами над иконой (оборот или лицо). Фотофиксация иконы с подведенным левкасом: общий вид и фрагменты.
10 занятие

Тема вощения. Фотофиксация оборота иконы после реставрации. Возможен переход к теме пробной расчистки.
11 занятие

Пробная расчистка потемневшего покровного слоя иконы. Учимся грамотному подбору растворителя и разным способам расчистки. Фотофиксация фрагмента пробного раскрытия.
12-14 занятия

Процесс расчистки.
15-19 занятие

Тема тонировок. В зависимости от техники, в которой выполнена икона, тонировки выполняются либо акварелью с последующим уточнением тонировок масляными красками, либо желтковой темперпой.
20 занятие

Тема реставрационного покрытия лаком.
Примечание. Каждый случай реставрации отдельной иконы индивидуален. Какие-то процессы в отдельных случаях получаются по времени быстрее, а какие-то дольше.

Способы нанесения рисунка на левкас

Прежде чем приступить к нанесению красочного слоя, на основу необходимо было перевести рисунок. Это весьма ответственный момент работы. В старых иконописных мастерских нанесение рисунка поручалось наиболее опытным мастерам – «знаменщикам», которые «знаменили» рисунок, то есть переносили его на левкас.

Способы нанесения рисунка на левкас весьма разнообразны. Раньше знаменщики могли делать на грунте сначала легкий набросок углем, затем детально прорисовать его черной краской. Многие старые иконописцы, держа перед глазами оригинал, могли наносить рисунок на доску сразу кистью. Это давало им возможность творчески перерабатывать принятый в иконописи канон.

Ученики или менее опытные мастера пользовались так называемыми «про- рисями» или «переводами».

Прорись – это схематический линейный контур, несущий в себе общий строй изображения, а также относительно разработанные детали: лики, складки, одежды, палаты, пейзажи и так далее.

Для того чтобы перевести рисунок с прориси, ее обратную сторону натирали углем или графитом и передавливали с помощью затупленной иглы. При

этом, естественно, оставались на грунте графитовые или угольные линии. Их усиливали кистью тоном охры или черной краски. Иногда линии, оставшиеся после перевода, процарапывали острой иглой. Такие линии принято называть «графьей». Прием процарапывания иглой хорош тем, что углубления остаются заметными даже после нанесения красочного слоя. Это помогает мастеру использовать их как вспомогательные линии при окончательном прорисовывании голов, рук, одежды и прочих элементов композиции.

Иногда рисунок с прориси на левкас переносился методом припороха. Для этого по основным образующим линиям рисунка на бумаге острой иглой прокалывали ряд близлежащих точек – отверстий. Затем марлевым тампоном, в который насыпан тонко измельченный древесный уголь, проводили (или слегка ударяли) по проколотым отверстиям рисунка, лежащего на грунте, осуществляя тем самым перенос рисунка на поверхность левкаса. Затем следовала прорисовка линий краской или карандашом. Лишний уголь смахивался гусиным пером.

Чтобы приготовить необходимую краску, надо взять сухой пигмент жженой кости или сажи и тщательно перетереть его на чесночном соке или меде в деревянной ложке. Затем желтком куриного яйца, смешанным с квасом, протереть красочную поверхность иконы. После высыхания желтка приготовленной краской прорисовать линии рисунка, соблюдая при этом все толщины линий оригинала. Когда рисунок просохнет, на него накладывают лист чистой бумаги. Чтобы рисунок четко пропечатался на бумаге, его «придувают», то есть согревают дыханием. Это придает ему способность давать «отлипь». При этом рисунок должен четко отпечататься на бумаге. В сущности, это и есть прорись (перевод), но в обратном виде. Раньше этот способ так и назывался «переводом на отлипь». Не забывать, что после снятия прориси икону нужно протереть 2–3 раза влажной ватой или губкой. Для того чтобы получить с обратного рисунка прямой, его переводят на кальку.

Снять рисунок с иконы на кальку можно и сразу, но для этого необходимо увеличить прозрачность кальки. Это делают путем протирания ее с двух сторон маслом или олифой с последующей тщательной просушкой. На промасляной кальке карандаш ложится хорошо, а краска может «побегать». Чтобы этого не происходило, поверхность кальки необходимо протереть срезанной долькой чеснока или слегка протереть старательной резинкой.

Переносить рисунок на доску с кальки можно или «на отлипь», или при помощи копировальной бумаги, передавливая его твердым карандашом. Чтобы перенести рисунок «на отлипь», надо обратную сторону кальки прорисовать краской, разведенной на чесночном соке или на меде. В первом случае пропись на кальке или на бумаге аккуратно накладывается на доску, придувается под кальку и осторожно прижимается к ее поверхности. Во втором случае переведенный через копирку рисунок прорисовывается сначала карандашом, затем краской или тушью. Надо иметь в виду, что загрязнения и черноту убирают с помощью сухой пемзы пальцем, так как стирательная резинка размазывает линии и портит левкас.

Прорисовывать рисунок на левкасе удобнее не краской, а тушью. Если какой-либо ошибочно положенный красочный слой потребуется удалить, то рисунок тушью сохранится, а рисунок краской нет.

Фрагмент иконы «Успение». Липа, паволока, левкас, темпера. Вторая половина XV века. Третьяковская галерея.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *