Смеялся ли Иисус?

Oronce Fine «Christ with a Globe» (1530)

Существует мнение, что Иисус «всегда сохранял серьезное выражение лица», что Он «никогда не смеялся, но часто плакал»1Гладков Б. Толкование Евангелия. С. 218. См. также: Николай (Велимирович), святитель. Библейские темы. С. 178–179. Это постоянно повторяемое мнение основано на словах из средневекового апокрифа, известного как «Послание Лентула» («никогда никто не видел Его смеющимся, но часто видели плачущим»), которые, в свою очередь, могли быть заимствованием из Иоанна Златоуста. Последний, осуждая неумеренный смех, писал в своем толковании на Евангелие от Матфея:

…Часто бывало, что Его видели плачущим, а чтобы Он смеялся, или хотя бы немного улыбался, этого никогда никто не видел, — почему и ни один из Евангелистов не упомянул о том… Впрочем, я говорю это, не запрещая смеяться, но удерживая от неумеренного смеха. Скажи мне, чему без меры радуешься и смеешься, когда подлежишь такой ответственности, должен некогда предстать на Страшный суд и дать строгий отчет во всем, что сделано тобою в жизни?2Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-Евангелиста 6, 6

Действительно, слезы Иисуса в Евангелиях упоминаются, а смех — никогда. Однако argumentum ad silentio3Аргумент от молчания (лат.). — Прим. ред. не всегда может служить надежным доказательством того или иного утверждения. Евангелия не содержат ни одного рассказа, из которого можно было бы предположить, что Иисус смеялся, но несколько эпизодов свидетельствуют о том, что в Его жизни были моменты, когда Он радовался.

В частности, в Евангелии от Луки повествуется о том, как семьдесят учеников вернулись с задания, на которое Он посылал их. Существительное «радость» и глагол «радоваться» многократно использованы в этом тексте, который мы уже приводили выше:

Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. В тот час возрадовался духом Иисус… (Лк. 10:17–21).

В этой сцене радость Иисуса становится ответной на радость возвратившихся учеников. Мы видим, как остро Иисус ощущает Свое единство с учениками, как близко к сердцу принимает их радости и скорби. При этом в Его беседе с учениками присутствует Отец, к Которому Он обращается так, как будто для прочих участников беседы Его присутствие было столь же очевидно. Подобную ситуацию мы увидим в последней беседе Иисуса с учениками на Тайной вечере. Там тоже будет много сказано о радости (Ин. 16:19–23), и Иисус тоже прервет разговор с учениками, чтобы вознести молитву Отцу (Ин. 17:1).

Откуда Евангелист узнал, что Иисус «возрадовался духом», услышав об успехах Своих учеников? Есть только один способ узнать о настроении человека: по выражению его лица, по глазам, по улыбке. Приведенный рассказ подтверждает не только то, что Иисус умел радоваться, но и то, что эта радость была заметна другим.

Улыбка — это, конечно, не смех. Мы действительно не имеем никаких свидетельств о том, чтобы Иисус когда-либо смеялся. Но на самом деле нет и никаких сведений, что Он «всегда сохранял серьезное выражение лица». Воспринимал ли Он смех как порок? По крайней мере, однажды, в речи на равнине, Он упомянул о смехе как награде: «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (Лк. 6:21). С другой стороны, в той же речи Он говорит: «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6:25). Общий контекст речи позволяет говорить о том, что смех как таковой не был в центре внимания Иисуса в данных изречениях, и если во втором из приведенных изречений смех осуждается, то не сам по себе, а как одна из характерных особенностей жизни по законам мира сего, наряду с богатством и пресыщением.

Митрополит Иларион (Алфеев),
Иисус Христос. Жизнь и учение. Том 1. Начало Евангелия. Глава 8, раздел 5

«За» улыбку Христа

Прочитал главу из книги «Общение: в поисках общего» ведущего канала «Культура» Андрея Максимова. Автор задается философским вопросом: «Почему в своих проповедях Иисус Христос всегда столь серьезен? Почему Он не иронизировал, ведь ирония, казалось бы, облегчает понимание?»

Святые отцы учат нас тому, что полезно рассуждать о вещах сотериологических. На первый взгляд может показаться, что вопрос «Улыбался ли Христос?» не имеет к теме спасения человека в вечности никакого отношения. Но с другой стороны, постановка вопроса определенным образом рисует христианство чем-то мрачным, унылым и недобрым. Ведь, если развивать эту мысль дальше, то на выходе может получиться отталкивающая доктрина о том, раз наш Бог в земной жизни никогда не улыбался и не смеялся, то мы должны подражать Ему и в этом. На мой субъективный взгляд, думы в этом направлении могут привести к гибельным выводам, балансирующим на грани монофизитства.

Математика в яблоках

Возвращаясь к вопросу публициста Максимова, хочется обратить внимание на то, что ирония, вообще, с греческого языка дословно переводится как притворство. И неудивительно, что американские психологи, о которых упомянул автор книги, советуют своим реципиентам притворяться – надеть перед выходом из дома «дежурную» улыбку. Перед ними стоят совершенно другие задачи. Думается, что смотреть через призму синтетического счастья на евангельские события как-то не совсем уместно.

Более того, лично я очень сомневаюсь, что Христос преследовал цель понравиться большинству. В противном случае Он был бы более учтив с книжниками и фарисеями. Но Господь пришел в мир с несколько иной миссией, прекрасно зная, что часть тех, кто имеет очи и уши — не увидят и не услышат. И никакая ирония им не поможет, а только еще больше запутает.

По мнению педагогов всех времен и народов, понимание облегчает совсем не ирония. Для того, чтобы материал лучше усвоился, учителя используют примеры из жизни. Да, взять хоть математику в школе. Каждый читатель, наверное, вспомнит примеры с яблоками. Также и Божественный Учитель использовал различные примеры из жизни иудеев того времени. Именно поэтому Он и говорил притчами. Спаситель мог запросто вспомнить детскую игру («мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» (Мф. 11, 17)) или бытовую ситуацию с мехами (Мф. 9, 17), которые в то время использовали как фляги для переноса влаги.

На этом фоне неудивительно, что для обозначения Царства Небесного Христос привел сравнение с браком, ведь в брачный период иудеи на целую неделю освобождались от исполнения нескольких сотен религиозных предписаний в быту.

Смеяться по-человечески

Ведущий «Культуры» упустил одну главную мысль – Христос был не только Богом, Которому могут быть и не свойственны проявления человеческих чувств. Он был еще истинным, живым Человеком, а значит, наверняка, мог улыбнуться, добро пошутить. Неужто на браке в Кане Галлилейской Иисус сидел с каменным лицом? Вы можете себе это представить? Я лично не могу.

Шенфельд Иоганн Генрих. Брак в Кане Галилейской

И тот факт, что Евангелие не описывает смех или улыбку Христа, совсем не говорит о том, что Он не смеялся вообще. Евангельские тексты молчат об отрезке жизни Спасителя размером в 30 лет, не считая инцидента в храме в 12-летнем возрасте. Вы серьезно считаете, что Иисус за время своего детства никогда не играл, не бегал, не смеялся? Да, несомненно, Он был не просто Человеком, но, по церковному учению, Его Божественная Сущность нисколько не мешала проявлениям человеческого естества, потому что они сочетаются в Христе – неслитно и нераздельно.

Более того, мы знаем, что Христос в Вифании заплакал о Своем умершем друге Лазаре. Но если Он мог плакать, значит, наверняка, Ему было свойственна и радость, когда все сидели рядом с воскресшим Лазарем. А радость у любого человека проявляется улыбкой и теплым смехом. Просто в Евангелии человечеству дана только та информация, которая поможет ему направить свои стопы в сторону вечного спасения. Именно по этой причине некоторые стороны жизни были не описаны. Например, вы нигде не прочитаете, что земные участники евангельской истории ходили в туалет. Но, уверен, никто не возьмется утверждать, что они этого никогда не делали.

О. Александр Мень: 70% притч с улыбкой

Можно предположить причину, по которой евангелисты не зафиксировали тех фактов, когда Господь мог хохмить во время проповедей. Это было невозможно. Так же невозможно, как, например, смеяться на похоронах. Речь о серьезности ситуации. Ведь Спаситель говорил не о чем-нибудь отвлеченном, а о вопросах спасения, от которых зависит жизнь и погибель человеческой души. Более того, чем ближе приближался момент крестных страданий, тем сильнее томилась душа Его. В Гефсиманском саду мы видим, что Господь по своей человеческой природе впадает в уныние, чувствует Богооставленность. Тогда Ему было, действительно, не до смеха. Но это ничуть не свидетельствует о том, что Христос совсем не улыбался.

В своих рассуждениях Андрей Максимов опирается на книгу Александра Меня «О Христе и Церкви», в которой, по его словам, священник соглашается с тем, что Спаситель якобы не улыбался. Но обратимся к главе этой книги «Человечество Иисуса» и читаем анализ притч Христа, где отец Александр утверждает обратное: «я бы сказал, что семьдесят процентов притч должны были быть произнесены и услышаны с улыбкой».

Никто не спорит с преподобным Ефремом Сириным, что можно дошутиться и до ада. Но ведь шутка шутке рознь. Уверен, что в жизни христианина всегда есть место доброй шутке, которая может творить чудеса. Недавно узнал о том, что в России работают волонтеры в костюмах клоунов и идут к детям в онкологию и ожоговое отделение. Своими шутками они заставляют улыбаться тех, кто успел вдоволь наплакаться за свою коротенькую жизнь.

Иисус любит тебя (Buddy Christ, Дружище Иисус) – изображение статуи улыбающегося и подмигивающего Иисуса Христа, который одной рукой показывает на тебя, другой рукой делает жест “большой палец вверх”.

Происхождение

Картинка с подмигивающим Иисусом – это кадр из фильма “Догма” (1999 год).

По сюжету католический священник (которого играет известный стенд-ап комик Джордж Карлин) представляет публике обновленный “мажорный” образ Иисуса Христа в рамках кампании “Вау-Католицизм”.

Кадр, на котором Христос улыбается и подмигивает, стал популярным макросом в интернете.

Значение

У мема “Дружище Иисус” нет какого-то определенного значения. Чаще всего макрос используют, чтобы приободрить человека, сделать ему комплимент. В некоторых вариантах мем используется, чтобы намекнуть о чем-то (подмигивающий Иисус очень напоминает мем с Мистером Бином – “Если вы понимаете, о чем я”).

Но в большинстве случаев картинка с улыбающимся Христом просто обыгрывает различные стороны христианства или католицизма. Это могут быть шутки, анекдоты, каламбуры, в которых вера раскрывается с позитивной стороны.

Галерея

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *