LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Aritan_Ashtar
Духовная Иерархия. Ченнелинг VIII.
Составитель серии А. Костенко
Пер. с англ. В. Ципле. — К.: «София», 1999. — 160 с.
Избранные моменты

МОНАДА, ДУША И ЛИЧНОСТЬ
Джуал Кхул
МОНАДА
Вначале непостижимый Великий Источник создал то, что в эзотерических учениях называется монадами — отдельные частички Самого Себя. Величайшая тайна Творения заключается в том, что эти частички Великого Источника, будучи индивидуальными, в то же время не отличаются от Самого Источника, как искры не отличаются от породившего их огня, а волны — от океана. Монада — это то, что в метафизике носит название «Я-ЕСМЬ — Присутствие», или дух. Это ядро каждого индивидуального живого существа, его Божественное «Я».
Человек рождается на Земле в конечном (а точнее, в начальном) счете потому, что его монада, или духовная искра, обладающая свободой воли, решила получить опыт бытия в более плотном мире, чем мир Великого Источника. Силой своего сознания монада создала двенадцать душ. Можно представить себе это как пламя, выпустившее двенадцать огненных языков. На конце каждого языка находится отдельная душа. Каждая душа — представительница создавшей ее монады, своего рода «филиал» главного учреждения. Душа — это Высшее «Я» человека, его сверхсознательный разум.
Итак, Источник создал бесконечное множество монад, или духовных искр, а затем каждая монада создала двенадцать душ для обретения опыта бытия на более плотных планах мироздания. Но образование душ из монады — это только первый этап этого процесса. Каждая душа, желая получить опыт жизни в еще более плотной материальной вселенной, создала по двенадцать личностей, или расширений души, которые воплотились на самом плотном плане бытия. Каждый человек на Земле является расширением души, как каждая душа является расширением более великого сознания — монады. А каждая монада — расширение еще более великого сознания — Бога, Источника всего мироздания.
Таким образом, у каждого человека на Земле есть «душевная семья» — одиннадцать других расширений той же души. Эти одиннадцать расширений могут быть воплощены как на Земле, так и на других планетах бесконечной Вселенной. Некоторые из них в любой данный момент могут быть, и не воплощены на физическом плане, пребывая на более тонких планах бытия.
Кроме того, каждая личность входит в «монадическую семью», в которой, как легко посчитать, 144 члена.
В земной планетарной системе действует 60 миллиардов монад. Если мы умножим это число на 144, то получим число расширений души, или личностей, участвующих в процессе эволюции на Земле.
ДУША
Существует множество способов определения и понимания души. Для начала, к примеру, можно сказать, что душа — это посредник между воплощенной личностью на земле и монадой, или духом, на небесах. Для всех человеческих воплощений, вплоть до четвертого посвящения, душа служит наставником и учителем личности. Однако в четвертом посвящении тело души, или каузальное тело, мистическим образом сгорает и душа возвращается наверх, в монаду, а ее цель и функция для всего множества реинкарнаций на протяжении веков завершается. Монада, или дух, теперь становится наставником и учителем души.
Материя — это средство выражения души на физическом плане, так же как на более высоком плане душа служит средством выражения духа. Душа не является ни духом, ни материей: она является отношением между ними двумя. Она есть связующее звено между Богом и формой. Душа — это одно из названий аспекта Христа.
Душа является также тем качеством, которое проявляет всякая форма. Она есть то неуловимое качество, которое отличает один элемент от другого. В мире растений она определяет, появится ли из земли цветок либо морковь. Ту же функцию выполняет душа и в животном мире. Все, что было сотворено, имеет душу. Сознательная душа человека состоит во взаимосвязи с душами всех вещей. Она является неотъемлемой частью вселенской души.
Процесс контакта с душой начинается тогда, когда стремящийся впервые получает душевные впечатления; и затем душе все больше и больше позволяется брать под свой контроль тройственную личность. Наконец, полное отождествление с душой достигается при третьем посвящении, которое называется слиянием с душой.
Интересно, что душа, или Высшее «Я», на самом деле обращает не так уж много внимания на воплощенную личность до тех пор, пока воплощенная личность не начинает обращать внимание на духовные проблемы. Душа занята медитацией и другими вопросами служения. Но как только воплощенная личность начинает проявлять интерес, душа начинает играть очень активную роль. То же можно сказать и об отношениях души и монады. Монада не обращает большого внимания на душу до момента третьего посвящения, когда начинает возникать монадический контакт.
Душу можно определить как притягивающую силу сотворенной физической вселенной, которая удерживает вместе все формы, чтобы Бог мог проявить и выразить Себя через них. Физическое, эмоциональное и ментальное тела, составляющие личность, являются своего рода «одеяниями» души. В процессе духовной эволюции они становятся одеяниями монады.
Душа может быть описана как дитя Отца-Бога и Матери-Земли, которое пришло на Землю, чтобы раскрыть природу Бога, который есть любовь. Душа также может быть описана как принцип разумности, который населяет все формы. В человеческом царстве этот принцип проявляется как мышление, обладающее способностью к анализу, различению и самоосознанию.
Душа, или Высшее «Я», как и личность, постоянно эволюционирует, то есть находится в процессе познания и роста. Не все души находятся на одном и том же уровне эволюции. Одним из главных факторов, определяющих ход эволюции души, является то, что двенадцать расширений души делают в своих материальных воплощениях.
Некоторые считают, что душа является совершенной. Это не так.
Она эволюционировала гораздо выше, чем воплощенные личности, но и она эволюционирует дальше. То же можно сказать и о монаде — она эволюционирует на своем плане. Не все монады находятся на одном и том же уровне эволюции. Некоторые из них эволюционировали выше, чем другие. Это, опять же, в большой степени зависит
от того, что успели сделать их двенадцать душ и сто сорок четыре расширения душ в своих материальных воплощениях. Здесь важно то, что люди как личности зависят от руководства ими их души и монады, так же как и их монада и душа зависят от них.
Работа стремящегося состоит в том, чтобы научиться рассматривать себя как душу, а позднее, в процессе Посвящения — видеть себя как монаду, дух, или Бога в воплощении. Чтобы полностью это осознать, исключительно важно научиться видеть это и в других. То, что мы видим в других, — это в действительности просто зеркальное отражение того, что мы видим в себе.
КАК ДУША ОБРЕТАЕТ ТЕЛА
Душа вступает во владение физическим, эмоциональным и ментальным телами (составляющими личность) постепенно, в течение медленного и длительного процесса. Душа входит в тело непосредственно перед рождением или фазу же после него. Обычно между четырьмя и семью годами душа вступает в контакт с физическим мозгом ребенка. Астральным телом душа овладевает примерно в возрасте между 21 и 25 годами. Контакт с душой обычно наступает между 35 и 42 годами. Потенциальная возможность контакта с монадой начинается после того, как душа пройдет третье посвящение. Этот процесс, однако, может быть несколько ускорен.
СТАРЫЕ ДУШИ
Все монады, или индивидуальные духовные искры, были сотворены «в начале», в один и тот же момент. В этом смысле все монады имеют одинаковый возраст. Термин «старая душа» обозначает то, как много жизней душа прожила в земном или материальном воплощении. Средняя душа на Земле, со всеми ее двенадцатью личностями, или расширениями души, прожила около двух тысяч жизней. Более старые души прожили по 2500 и даже по 3000 жизней.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДУШИ
Необусловленная любовь, самодостаточность, радость, счастье, божественное безразличие, безличность, непривязанность, свобода, безмятежность, внутреннее спокойствие, ответственность, мудрость и интуиция — таковы характеристики души.
СВЕТ ДУШИ
Внимание Учителя привлекается к воплощенной личности сиянием того Света, который пребывает в этом индивидууме. Когда Свет достигает определенной интенсивности, аура — определенного оттенка, а общая вибрация — особой частоты, тогда приходит Учитель. В выборе ученика Учитель руководствуется кармой, прошлыми связями, а также лучом, на котором находится воплощенная личность.
ДУША И ИЕРАРХИЯ
Духовная Иерархия — это в основном мир душ. По отношению к душе различаются три типа иерархических работников:
1. Души: те посвященные, которые приняли четвертое посвящение
и в ком тело души, или каузальное тело, уже разрушено. Они являются хранителями Плана.
2. Личности под влиянием души: те ученики и посвященные первых
трех посвящений, через которых души работают над осуществлением Плана.
3. Разумные стремящиеся: те, которые еще не находятся под влиянием души, однако признают Божественный План и стремятся помочь благополучию других людей.
РАННИЕ СТАДИИ ЭВОЛЮЦИИ ВОПЛОЩЕННЫХ ЛИЧНОСТЕЙ
Самое раннее состояние эволюции заключается в открытии линии связи между личностью и душой, чтобы душа могла все в большей степени самоутверждаться через эту личность. Расширение души (личность) развивается все больше, и наконец, душа получает возможность полного доминирования и контролирует личность настолько, что та уже не будет иметь отдельных от нее мыслей и воли.
Обычный земной человек практически не имеет связи с душой. Отчасти поэтому люди и творят такие ужасные дела. Они не имеют связи с душой, поэтому ими руководит личность, или негативное эго*. Они отрезаны от интуиции, от совести, от воли к добру и любви, которые заключает в себе душа. И так же как эволюция личности состоит в том, чтобы научиться выражать только душу, так эволюция души состоит в том, чтобы научиться выражать только монаду. Неразвитое расширение души, или воплощенная личность, забывает об этой связи со своей душой и ощущает себя вполне отдельным и независимым индивидуумом.
***************************************************************************************************************
Позитивное эго, или просто Эго в терминологии Джуал Кхула, — это то же, что Высшее «Я», или душа.
Душа вовлечена в водоворот деятельности на своем собственном плане. Если кто-то желает привлечь к себе ее внимание, он должен показать душе, что может сделать свою личность полезной для нее. Душа знает, что определенные этапы ее эволюции могут быть про¬деланы только через ее личности на Земле. Если мы посмотрим на многие из личностей здесь на Земле, то увидим и такие расширения души, чьи астральные тела наполнены негативными эмоциями, а ментальные тела интересуют только деньги, власть, удовольствия и развлечения. Не трудно увидеть, что душа может ими не заинтересоваться, а обратит свое внимание на кого-нибудь из одиннадцати остальных ее расширений.
Душа на своем плане настолько экспансивна, что для нее невозможно полностью проявить себя только через одно из своих расширений. Подобным же образом и монада на своем плане не способна полностью проявить себя только через одну душу.
ДУХОВНАЯ ТРИАДА
Духовная триада — это тройственный дух, через который выражает себя монада. Тройственный дух включает в себя духовную волю, интуицию и высший разум. Монада выражает себя через эти принципы так же, как душа выражает себя через низшую духовную триаду тройственной личности — физическое, эмоциональное и ментальное тела.
ДУША И МОНАДА
Ученик должен научиться контролировать и тренировать свое мышление, чтобы получать сообщения из трех источников:
1. Из обычного материального мира.
2. От души, таким образом, сознательно становясь учеником, тружеником в одном из ашрамов Учителя.
3. От духовной триады (духовная воля, интуиция, высший разум), которая действует как посредник между монадой и мозгом воплощенной личности на Земле. Это происходит потому, что в третьем посвящении личность и душа сливаются, поэтому руководство теперь может исходить из духовной триады и монады. Двойственность приходит на смену тройственности (расширение души — душа — монада), благодаря чему становится возможным более высокий уровень руководства.
АНТАХКАРАНА
При четвертом посвящении завершается строительство антахкараны, моста, соединяющего личность, душу и монаду. После завершения строительства антахкараны каузальное тело сгорает, и душа сливается с монадой.
ДУША НА ЕЕ СОБСТВЕННОМ ПЛАНЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ
Душа на своем собственном плане сознательно осуществляет свои отношения с Учителем и стремится сообщить это осознание воплощенной личности. Время и пространство для души — не помеха. На уровне души время и пространство не существуют в таком линейном смысле, как здесь, на Земле. На своем собственном плане душа имеет также взаимоотношения и с другими душами, обычно находящимися на том же луче. (Понятие луча будет подробно обсуждаться в следующей главе.) Душа работает над формированием группы и групповым сознанием. Групповое сознание — это то, что душа особенно хочет увидеть также и на физическом плане. Это произойдет тогда, когда большинство расширений души на этом плане примут свое третье посвящение.
С точки зрения Учителя, наибольший интерес представляет способность души управлять своим инструментом — воплощенной личностью — и осуществлять через него свою работу.
ДУША И АШРАМ УЧИТЕЛЯ
Многие из Вознесенных Учителей имеют на внутренних планах ашрамы. Ашрам — это интернациональная группа, состоящая из душ, которые находятся как в воплощениях, так и вне их. В ашрам входят посвященные различных ступеней, а также принятые ученики. В группе Учителя можно встретить многих людей, но члены ашрама — это избранные из этой группы. В ашраме присутствует только то, что от души. Ничто от личности (низшего «я») туда не допускается.
Таким образом, ашрам в основе своей формируется из тех, кто через свою преданность пути открыл себе доступ из общей группы во внутренний центр, который и есть ашрам. Ашрамы — это группы душ, собранные вместе с целью служения.
Для ученика важнее всего — сделать природу своей жизни такой, чтобы она содействовала достижению целей группы, чтобы она увеличивала силу группы и тем самым приближала достижение той цели, ради которой группа сформирована. Ученик тоже должен стараться принести пользу в выполнении планов Учителя.
ДУША И БОЖЕСТВЕННАЯ ВОЛЯ
Когда сила притяжения материи угасает и желания преодолены, доминантой становится сила притяжения души. На место важности индивидуального приходит высшая важность групповых целей и усилий. Сила притяжения души теперь также совпадает с притяжением Духовной Иерархии и работы Вознесенных Учителей. Когда происходит такая смена полярности, тогда вступает в игру и ясно ощущается влияние динамической силы «волевого аспекта Божества».
ДУША И ТЕМНЫЕ СИЛЫ
Темные братья — это те души, которые заблудились и избрали путь левой руки вместо пути правой руки, то есть путь служения своему «я» вместо служения Богу и единству всего сущего.
Темный брат рассматривает других людей не как родственные души, а как объекты эксплуатации, служащие для достижения его эгоистических целей. Его не волнует то, что он может причинить им страдания или боль. Задача всех остальных — защитить себя от таких заблудившихся душ — как на физическом плане, так и на планах внутренних, Законы кармы, в конце концов, настигнут их, и та боль и страдания, через которые они пройдут, заставят их в будущем отыскивать истину.
Еще один очень важный момент, касающийся темных братьев, заключается в том, что, если воплощенная личность находится на таком ложном пути слишком долго, она может навлечь на себя разрушение до конца манвантары, или великого цикла эволюции. Каким-то образом в данном процессе «физический постоянный атом» полностью разрушается и душа лишается контакта с Божественным «Я» на зоны времени.
ВЫРАВНИВАНИЕ ДУШИ И ЛИЧНОСТИ
Идеальным для воплощенной личности будет выровнять, или согласовать, все три своих тела (физическое, эмоциональное и ментальное) с Высшим «Я», с душой. Когда такое выравнивание достигнуто, ментальное тело будет спокойным и умиротворенным, эмоциональное тело — стабильным, ровным, радостным, а физическое тело •— здоровым, обладающим хорошей, ровной энергией на протяжении всего дня. Для ученика также существует и более высокая степень выравнивания. Она заключается в следующем:
1. Выравнивание души и личности с соответствующим ашрамом, в результате чего устанавливаются сознательные отношения с Учителем ашрама.
2. Выравнивание посвященного, находящегося на более высоком уровне, со своей духовной триадой (духовной волей, интуицией и высшим сознанием), в результате чего появляется сознательное распознавание монадической энергии.
3. Выравнивание всех чакр в эфирном теле ученика.
ПУТЬ ПРОДВИЖЕНИЯ ДУШИ
Развитие воплощенной личности, которого она может добиться в отведенное ей время жизни, практически не имеет предела. Оно полностью зависит от ее умения находиться в состоянии концентрации и дисциплины, быть безоговорочно преданной духовному идеалу. Очень часто расширения души достигают большого прогресса еще и благодаря тому, чего они уже достигли в предыдущих жизнях.
Несмотря на то, что такой рост может показаться некоторым сверхускоренным, даже они всего лишь готовятся к следующему периоду медленного, постепенного и усердного роста. Эти постепенные и часто требующие огромного труда усилия являются результативным методом для всех идущих по духовному пути, независимо от уровня их духовной эволюции. Здесь нет обходных путей. Минута за минутой, час за часом, день за днем идем мы к достижению своей цели. И очень часто самым важным здесь будет такая мелочь, как улыбка, дружеское объятие или рука, протянутая для помощи.
ДУША И УЧЕНИЧЕСТВО
Есть три главные цели, которым ученик должен быть предан превыше всего остального:
1. Служение человечеству.
2. Сотрудничество с Планом Великих.
3. Развитие сил души и послушание душе, а не трем низшим телам и негативному эго.
ДУХОВНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОТ ВНУТРЕННЕГО ПЛАНА
Существует четыре источника духовных впечатлений, о которых стремящийся и ученик обязательно должны знать:
1. Впечатления, идущие из собственной души ученика.
2. Впечатления, идущие из ашрама, к которому ученик прикреплен.
3. Впечатления, идущие непосредственно от Учителя.
4. Впечатления, поступающие от духовной триады и монады через антахкарану.
СУТРАТМА
Сутратма — это серебряная нить, спускающаяся от монады и проходящая через душу в воплощенное расширение души на Земле. Душа властвует над своей формой через посредство сутратмы, называемой также нитью жизни. Не следует путать сутратму с антахкараной. Сутратма существует у людей с рождения. Это энергетическая линия, направленная от монады к личности, то есть сверху вниз. Это своего рода духовный электропровод, который дает личности энергию и поддерживает жизнь в физическом, эмоциональном и ментальном телах.
Антахкарана же — это своего рода мост, который личность должна построить посредством медитации, учебы, и духовной работы. Хотя личность получает в этом помощь от души, а позже — и от монады, большая часть должна быть проделана самостоятельно. Таким образом, антахкарана направлена снизу вверх.

Душевная сила: умение любить и держать удар

Эти люди — огромной душевной силы. Они умели держать жизненные удары и быть сильнее обстоятельств. А еще — они умели любить.

Душевно сильный человек — человек одновременно и душевный, и сильный. Чаще всего так называют людей, способных нести душевную нагрузку, стойко преодолевать жизненные трудности, но развивших эту способность на основе сильной любви или высокого долга.

Подчеркнем это: в отличие от просто стойких и мужественных людей, душевно сильными называют все-таки тех, кто при этом умеет любить. Тупые и недалекие люди тоже могут стойко преодолевать жизненные трудности, но тупая упертость и душевная сила — не одно и то же.

Мария Волконская поехала в Сибирь за мужем-декабристом не потому, что привыкла покорно следовать своей женской доле. Её отговаривали все, но она приняла решение свое и разделила каторгу вместе с тем, кого любила.

Мать Тереза ежедневно поднималась в 3.30 утра и ухаживала за больными, повторяя молитву: «…Господи, помоги мне почесть благо ближнего превыше моего собственного. Да буду я трудиться понять его, а не искать у него понимания, да буду я трудиться любить его, а не искать у него любви…». Но она была не тупая фанатичка, а мудрый бизнесмен, философ и поэт. Почитайте ее стихи!

Как любая способность, душевная сила тренируется. Поставил высокие цели, учился преодолевать жизненные трудности — наработал душевную силу. Уходил от трудностей — приучил себя сдаваться.

Ещё уточнение: душевно сильный человек и сильная личность — не одно и то же. Если душевная сила проявляется в способности нести душевную нагрузку, в преодолении жизненных трудностей, то личная сила проявляется в столкновении с другими сильными личностями, в умении оказаться сильнее при прямом личном столкновении.

Известным примером душевно сильного человека является Авраам Линкольн: прежде чем стать президентом Соединенных Штатов, Линкольн проиграл в 18 выборах. Можно сказать, что неудачи преследовали его всю жизнь, но он раз за разом поднимался и упорно шел вперед, оставшись в памяти страны как самый достойный из всех американских президентов. Некоторые события его жизни:

  • 1831 – Линкольн прогорел в бизнесе, объявлен банкротом;
  • 1832 – потерпел поражение на выборах в законодательную палату своего штата;
  • 1834 – вновь прогорел в бизнесе и опять объявлен банкротом:
  • 1835 -1836 – личные неудачи и в итоге тяжелейший нервный срыв, долго лечился;
  • 1838 – потерпел поражение на очередных выборах;
  • 1843, 1846, 1848 – потерпел поражение на выборах в Конгресс США;
  • 1855 – потерпел поражение на выборах в Сенат;
  • 1856 – потерпел поражение как кандидат на пост вице-президента США;
  • 1858 – потерпел поражение на выборах в Сенат;
  • 1860 – избран президентом США.

Хрестоматийный лозунг душевно сильного человека сформулировал Уинстон Черчилль: «Успех — не окончателен, неудачи — не фатальны. Значение имеет лишь мужество продолжать!». Проваливший в 1915 году Дарданелльское сражение и став причиной гибели ста двадцати тысяч человек, он не сдался. В 1940 году он стал премьер-министром Англии, защитил свою страну и возглавил вместе с Рузвельтом и Сталиным антигитлеровскую коалицию.

Душевная сила — характеристика человека-личности, живущего не сиюминутными эмоциями, но разумом, волей и высокими ценностями. При этом нередки ситуации, когда человек, душевно сильный в одной ситуации, проявляют душевную слабость в другой. В ситуации вызова и в столкновении с внешними жизненными трудностями более сильными чаще оказываются мужчины, а в ситуациях долгого внутреннего напряжения они же первые ломаются. Женщины более стрессоустойчивы, чем мужчины, легче переносят напряжение и разрыв в отношениях (хотя по видимости нередко кажется наоборот). Там, где мужчины бросаются навстречу вызову и стараются решить вопрос напрямую, в лоб, силой, женщины проявляют большую гибкость. Иногда это оценивается как женская мудрость, иногда — как женская слабость. Мужчины не любят сдаваться и часто в результате ломаются; девушки как бы сдаются, но внутренне продолжают оказывать сопротивление. Девушки часто изображают душевную слабость там, где мужчины хвастаются своей душевной силой.

Едва ли это природная особенность, в большей степени это вопрос воспитания: у мальчиков бояться стыдно и плакать не принято, девочкам плакать можно и бояться — нормально. Более того, мужчинам нравятся девушки, рядом с которыми они чувствуют себя сильными, и девушки с удовольствием им подыгрывают, разыгрывают из себя слабых — и привыкают быть слабыми.

Впрочем, последние несколько десятилетий, в связи с тем, что мужское воспитание исчезает и мальчиков воспитывают преимущественно мамы, мужчин среди подросших мальчиков становится все меньше, стойкость и душевная сила им все менее характерна. Когда мужчины не проявляют мужских качеств, их приходится проявлять женщинам, и все больше становится женщин с мужским поведением и мужским душевным строем: женщин сильных и стойких.

Юрий Либединский: Воспитание души

Юрий Либединский

ВОСПИТАНИЕ ДУШИ

Воспоминания

Сыну Саше

ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!

Старейший советский писатель Юрий Николаевич Либединский свою последнюю повесть, «Воспитание души», написал для тебя, молодого человека наших дней.

Нам очень хочется знать, понравилась ли тебе эта книга.

Напиши нам по адресу: Москва, А-47, ул. Горького, 43. Дом детской книги.

О нашем друге

«Воспитание души» — так называется книга, написанная Юрием Либединским незадолго до смерти. Это была последняя работа писателя. Работа, которой он отдал весь жар своего, такого уже больного сердца. «Воспитание души» — не роман, не повесть, не цикл рассказов. Это воспоминания. Писатель как бы освещает волшебным фонарем весь свой жизненный путь, начиная с тех дней, когда он, по его словам, «не дорос еще до подоконника», и кончая торжественной минутой вступления в партию в 1920 году.

Давая рекомендацию молодому Либединскому, в то время рядовому бойцу Красной Армии, комиссар автопарка так закончил свою краткую напутственную речь: «Раньше ты был папин-мамин, а теперь ты принадлежишь партии… Учись сам и учи других!»

На первой странице книги — посвящение: «Сыну Саше». Но, конечно, не только своему черноглазому мальчику посвятил Юрий Николаевич «Воспоминания», а многим и многим таким же юным, как Саша. Тем, которым надлежит сформироваться в смелого, честного, мужественного человека, гражданина Советской страны, коммуниста.

«Воспитание души»… Не совсем обычное название. Как понимать слово «душа»? И можно ли ее «воспитывать»?

«Душа» — это духовный мир человека. Его мысли, чувства. Его убеждения. Его идеалы. Окружающие люди, прочитанные книги, жизненные обстоятельства — все это «воспитывает» душу. Подрастая, человек сам становится «воспитателем» собственной души. Он выносит суждения, оценивает события, вырабатывает мировоззрение. Выбирает жизненный путь. Но «воспитание души» на этом не кончается. Можно сказать, что оно продолжается всю жизнь. Нет предела духовному росту человека, развитию человеческой личности.

Светит, светит волшебный фонарь, от страницы к странице освещая картины детства маленького сынишки врача на уральских приисках.

Малыш еще так мал, что носит ребяческие лифчики.

«Я никак не мог научиться застегивать три его пуговки у себя на спине». Случается, что под утро маленькому не спится. Покидая кроватку, он начинает бродить по комнате. «А дом старый, половицы скрипят; мать, с ее на редкость чутким сном, просыпается и будит отца:

— Он где-то ходит, — жалуется она.

Отец идет из комнаты в комнату… На его заспанном лице добрый интерес.

— Чего ты бродишь здесь, беспокойный дух? — ласково спрашивает папа».

«Беспокойный дух». Это определение выходит далеко за пределы детства. Оно становится характерным для всей жизни Юрия Либединского.

Годы и годы не проходит «беспокойство» за свое писательское умение, за долг гражданина, за достижения советских людей.

Проходит юность, наступает зрелость, а там — преддверие старости. Седина сменяет темную шевелюру. Но «беспокойство», благородное волнение души все длится и длится.

А как хорошо понимал Юрий Николаевич чужое беспокойство. Как умел постичь чужую тревогу. Помочь добрым словом, мудрой улыбкой, а иногда и укором. Как он радовался чужому счастью!

Часто, сидя в столовой у Либединских, можно было слышать голос писателя или переводчика из Грузии, Осетии, с Украины. Разнообразные акценты доносились из комнаты хозяина дома. Доносился и его собственный участливый голос.

Судьба чужой рукописи волновала Юрия Николаевича. «Неплохая вещь, — говорил он, — но есть слабости. Язык, композиция… Нужна редактура». И, отложив собственную работу, Юрий Николаевич садился бок о бок с товарищем редактировать его повесть или даже роман.

Легко устанавливалась между Юрием Николаевичем и собеседником та «магнетическая связь», о которой упоминает Герцен, вспоминая Грановского.

Придешь, бывало, к Юрию Николаевичу в зимний вечер, на его городскую квартиру, в его комнату. Настольная лампа бросает свет на раскрытую книгу. Чаще всего — это нечто неожиданное: Нартский эпос, роман Артема Веселого, том Ключевского.

Либединский читал необыкновенно много. Круг его интересов был чрезвычайно велик.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *