К Николе на Озерцах

Стоило выйти из подъезда на улицу, как ветер швырнул в лицо потоки проливного дождя и принялся срывать с голов шапки. Ничего себе погода для февраля! Соседи, которых какая-нибудь надобность выгнала в это субботнее утро на улицу, перешагивая лужи, с недоумением поглядывали на лыжи в наших руках. Мы уже приготовились, что поход в храм свт. Николая в с. Озерецкое не будет приятной прогулкой, а окажется настоящим испытанием твердости и терпения. С другой стороны, мы же и не на прогулку собрались, а к святителю Николаю, а он и не в таких бурях помогал путешественникам. Тех, кто не испугался непогоды и кто не слег с разными болезнями, оказалось 15 человек: семь прихожан Льяловского храма и восемь — зеленоградских. Для зеленоградской части группы это уже четвертый поход, в котором они выполняют послушание для местного краеведческого музея: собирают информацию о храмах нашей округи, их истории — дореволюционной, периода гонений на веру и последнего времени.

В деревне Веревское, откуда начинался маршрут, спели тропарь святителю Николаю, и двинулись в лес. И тут постепенно стало ясно, что все не так уж плохо, как казалось сначала. Дождь прекратился, луж в лесу не было, лыжи пластиковые скользили вполне нормально, ветер почти не чувствовался. На некоторое время даже выглянуло солнышко. А больше всего удивило то, что через тот участок, где пару недель назад я пробивал лыжню практически по целине и там, где шла узкая и неудобная для лыж пешая тропа, тянулся плотный след снегохода – мечта лыжного туриста… Словом, добежали легко и без проблем. Только возле самой цели нашего путешествия столкнулись с необычным препятствием из области «промышленного туризма»: нам пришлось на лыжах пробираться через стройку по размокшей глине…

На привале зашел разговор о помощи, которую подает святитель Николай путешествующим. Тут выяснилось, что и в льяловской, и в зеленоградской частях группы на собственном опыте убеждались в действенности молитвы к нему.

И вот мы у цели. Конечно, мы знали, что нас там ждут, но в реальности гостеприимство отца настоятеля превзошло все наши ожидания. Сходили на Всенощную, поужинали, а вечером читали канон к причащению, т.к. многие причащались.
На следующий день после литургии о.Алексий, настоятель храма, провел для нас экскурсию. В воскресной школе есть небольшой музей, с которого и началось наше знакомство с историей храма.
В этом году храм отмечает трехсотлетие. Строительство нынешнего каменного храма было завершено в 1708 году, до этого на этом же месте была небольшая деревянная церковь. Построен храм был по указу Петра I. Есть предание, что царь охотился в этих краях, заблудился, стал молиться и вышел как раз к церкви на Озерце. В благодарность за чудесное спасение царь и повелел выстроить на этом месте большой храм.
С 1902 года настоятелем церкви был о. Павел Виноградов. О.Алексий разыскивал информацию о своем предшественнике-мученике, и вот что ему удалось узнать. Отец Павел служил в храме «Николы на Озерце» больше 30 лет. Его очень любили местные жители. Безбожная власть не могла терпеть такого популярного священника, а поводов к аресту он никаких не давал, законов не нарушал, к властям относился лояльно. Тогда арестовали нескольких молодых людей, младшему из которых было 14 лет, и заставили их подписать невообразимые показания – будто бы они планировали нарядиться в пионерскую форму, выйти на Красную площадь и застрелить Сталина и Ворошилова из пистолета. А подучил их якобы никто иной, как отец Павел. В 1935 году батюшка был арестован, храм закрыт, но использовался под овощехранилище. Отец Павел прошел Ленинградскую тюрьму, Свирьлаг, Соловецкий лагерь особого назначения, а при закрытии СЛОНа был казнен вместе с сотнями других заключенных. Новомученики и исповедники российские, молите Бога о нас!
Новая жизнь церкви началась в 1990 году. Она была в таком же удручающем состоянии, как и многие и многие другие храмы по всей России – обшарпанные стены да прогнивший пол. В стене со времен войны зияла дыра от снаряда. В 1992 году сюда прибыл нынешний его настоятель о.Алексий, начались реставрационные работы. Мало-помалу помещение приобретало достойный облик.
Храм имеет три придела. Главный в честь Святителя Николая Чудотворца. Левый — в честь священномученика Харалампия, память его празднуется 23 февраля н.с., то есть мы пришли в Озерецкое в день престольного праздника. Третий придел – Крестовоздвиженский, он еще не восстановлен. В основной части храма стены расписаны фресками, рассказывающими о житии св.Николая. Самая удивительная фреска – последняя в ряду. Называется она «Чудо святителя Николая в селе Озерецкое».
Вот что рассказал нам о.Алексий:
«Это было в самый первый год моей службы в храме. Мне тогда помогал мой близкий друг Михаил. Летом сельские власти наконец-то выселили из уже официально переданного церкви дома занимавшую его в течение ряда лет ветеринарную лечебницу. Бывшие хозяева оставили нам настоящие руины, особенно в той части дома, которую они не занимали. Ремонт нужно было делать срочно, так как приближалась осень. Нам удалось вскоре найти рабочих и договориться с ними. Оставалось только достать необходимую сумму денег. В храм ходило очень мало людей, но нам опять повезло: по милости Божьей мы скоро эти деньги собрали. Когда сообщили об этом бригадиру рабочих, услышали от него следующее: «Цены изменились, вы нам заплатите в полтора раза больше, или мы уходим на другой объект». Нам с Михаилом больше ничего не оставалось, как войти в наш храм, и среди исковерканных, обожженных, с торчащей арматурой стен воздеть руки к Небу и обратиться к истинному настоятелю: «Отче святителю Николае, ты все видишь. Как тебе угодно, так пусть и будет». Мы не ожидали ничего. Не прошло и пяти минут, в дверь входит человек и, мы сами были поражены, жертвует ровно столько денег, сколько нам не хватало. Осенью мы уже жили в Церковном доме»

Среди почитаемых святынь в храме – икона Божьей Матери. То ли писал ее не очень грамотный иконописец, то ли еще по какой причине, но не подходит она ни под один из известных типов Богородичных икон. Думали даже убрать ее, чтобы не смущать никого. Но оказалось, что эту икону очень почитают молящиеся, чувствуют большую помощь от нее. Так и осталась она под неофициальным названием «Озерецкая».

Особое отношение и к образу апостола Петра, ведь он был небесным покровителем Петра I, которому храм и обязан своим появлением. Когда икону передали в храм, только по просвечивающим сквозь черноту ключикам и смогли определить, чье же там изображение. А через некоторое время икона обновилась без всякого вмешательства реставраторов.
Для тех, кто захочет побывать в этом замечательном храме, мы расскажем, как туда добираться. На машине это совсем несложно. В Черной Грязи нужно свернуть налево (из Москвы — направо), ехать по указателям на Поярково и через него, за Поярково на Т-образном перекрестке свернуть направо, проехать вокруг Круглого озера, въехать в деревню Рыбаки и вскоре после выезда из нее свернуть налево на Рогачевское шоссе. Храм не пропустите, он стоит прямо на шоссе.

Да, обязательно надо упомянуть и о такой важной вещи. С 2001 года в храме свт. Николая действует братство трезвости в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Перед каждой воскресной литургией служится акафист перед этой иконой, настоятель храма проводит занятия с членами братства, все они молятся друг за друга, совершают паломнические поездки и крестные ходы, учатся жить без алкоголя.

Свято-Никольский храм в Озерецком

е должно тебе иметь ее. 14:5 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. 14:6 Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, 14:7 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. 14:8 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. 14:9 И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, 14:10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице. 14:11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. 14:12 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу. (Мф. 14, 1—12) и Марка Евангелие от Марка
6:14 Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. 6:15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков. 6:16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. 6:17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. 6:18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. 6:19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. 6:20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. 6:21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским,- 6:22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; 6:23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. 6:24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. 6:25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. 6:26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. 6:27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. 6:28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. 6:29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе. (Мк. 6, 14—29). У царя была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову Св. Иоанна Крестителя на блюде. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы. Св. Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Злобная Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла Святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело Св. Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его. Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову св. Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Аравийский царь Арефа двинул свои войска против Ирода и нанес ему поражение. Римский император в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в Испанию, где они погибли. День Усекновение главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанн в Православной Церкви постный.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *