Иерусалимский храм времен Иисуса Христа

50 заметок о Святой Земле
17: Иерусалимский храм времен Иисуса Христа
Нам с вами, дорогие, очень повезло! Благодаря уникальным исследованиям, которые сегодня доступны, мы можем узнать о некоторых моментах Евангельской истории больше, чем кто бы то ни было, начиная с 70-го года 1-го века по Р.Х..
А дело в том, что в 70-м году Иерусалим был стерт с лица земли. Погибли практически все его жители. Город времен Христа прекратил свое существование, и память о нем исчезла. Разрушению подверглась вся Святая Земля. Евреи были отсюда изгнаны, и здесь поселились римляне. Позже пришли другие, например, арабские племена.
Это забвение было настолько тотальным, что сегодня не установить, где находились многие из тех мест, о которых повествует Новый Завет. Едва ли все читатели моих заметок это знают, но многие из тех мест, – и, к сожалению, это правда, – которые сегодня показывают паломникам как места, связанные с жизнью Христовой, являются лишь предположительно теми самыми местами.
В начале 4-го столетия Евсевий Кесарийский, живший в Палестине, предпринял удивительное исследование. Он написал книгу Ономастикон, в которой привел все названия Библейских мест и точно указал, где они находятся. Это чрезвычайно ценная книга, так как позволяет установить где что находилось. Но и при том, что книга была написана всего через 300 лет после Евангельских событий, современные ученые говорят, что она верна лишь на 25%. Представьте, что уже во времена Евсевия не было никакой возможности установить, где находятся 75% Библейских мест Святой Земли!
Я взял из Интернета, наугад, несколько древних икон. Здесь представлены Евангельские сюжеты. На заднем фоне – Иерусалимский храм, как его понимали наши иконописцы, ориентирующиеся на византийские иконы. Нетрудно убедиться, что изображаемый на иконах Храм не имеет никакого отношения к реальному Храму времен Христа. Объяснить это просто: никто не знал, как этот Храм выглядел в действительности.





Когда писали наши великие святые отцы (Василий Великий, Иоанн Златоуст и прочие из плеяды отцов золотого века патристики, 4–5 вв.), Святая Земля была совсем иной, нежели в Библейские времена. Отсюда и непонимание ими многих обычаев и моментов Нового Завета. В отношении духовного или же нравственного толкования наши отцы – неподражаемы. Но в отношении исторического понимания (что на самом деле имел в виду Христос, когда что-то говорил, почему Христос выражается так или иначе и что Он имел в виду, и проч.) святые отцы часто ошибаются.
Благодаря развитию библейской археологии, всего спектра исторических исследований, предпринятых в последние два столетия, мы о Святой Земле времен Христа знаем больше, чем когда бы то ни было. А, значит, можем точно установить смысл слов Христовых, Его Учения, Его действий.
Я считаю это очень важным, потому что благодаря этому мы можем заново открыть и осмыслить свою веру. И она оказывается настолько прекрасной, настолько головокружительно интересной и актуальной, что, как мне кажется, может стать интересной даже современному человеку, про которого говорят, что он занят только поиском удовольствий.
Всеми своими трудами я стараюсь дать возможность переоткрыть веру тем, кто себя называет христианином, но для кого его вера перестала быть мощным стимулом изменять себя, предпочитать Божии ценности нашим земным и двигаться в направлении Жизни Вечной. А тем, кому что-то мешает верить, я стараюсь дать возможность открыть нашу веру.
И я хочу поделиться тем, что сам чувствую: вера Христова юна, жизнеутверждающа, интересна, актуальна! Для человека, ищущего Спасения, она поистине безальтернативна!
И сегодня я расскажу о месте, которое сыграло в жизни Христа важную роль, – о Иерусалимском храме:
Здесь, по преданию, трехлетнюю Марию, будущую Пресвятую Богородицу, ввели в Святая Святых (праздник Введения во Храм Богородицы);
Здесь Ангел благовестил Захарии о рождении сына, Иоанна Предтечи;
Сюда принесли малютку Христа, чтобы представить пред очи Господни, и здесь Его взял на руки старец Симеон Богоприимец (праздник Сретения);
Здесь двенадцатилетний Отрок Иисус беседовал с мудрецами, когда родители потеряли Его на пути из Иерусалима;
В Храме Иисус постоянно учил народ и произносил яркие речи, собиравшие толпы слушателей;
Здесь Иисус изгнал торгующих и о гибели именно этого Храма говорил много раз…
Впоследствии, после Вознесения Христова, в Иерусалимском храме собирались ученики – каждый день единодушно пребывали в храме (Деян 2: 46).
Храм был религиозным центром и самым святым местом для евреев по всему миру. И сегодня стена, которая когда-то служила подпоркой внешней стены Храма, является самой главной святыней для иудея: так наз. Стена плача.
Рассказ о Храме возможен благодаря кропотливым исследованиям, которые ведет в Израиле целый научный институт. Называется он «Институт Храма». Специалисты Института уже не одно десятилетие изучают все, что связано с Храмом. Знаете, наверное, щепетильность иудеев в выполнении всяких обрядовых предписаний. А теперь можете представить, с какой тщательностью они подошли к изучению всех аспектов, имеющих отношение к Храму. Это не просто оцеживание комара, о котором как-то сказал Христос (ср.: Мф. 23: 24), а препарирование комара с использованием лучших технологий.
При этом институте есть музей, в котором представлены реплики (точные копии) всех вещей Храма. Можете быть уверены, что эти копии с невероятной точностью воспроизводят то, что известно о Храме. Когда мы были в музее, сотрудница музея показала на одну картину, висящую на стене, и сказала, что эту картину сейчас уберут, потому что художник допустил неточность. Благодаря постоянным исследованиям, по мере новых уточнений того, как все выглядело и функционировало, в экспозицию вносят коррективы.
О Храме Соломона и том Иерусалимском Храме, что был до царя Ирода: Где обитает Бог?..
Давайте сегодня изучим, каким был Иерусалимский храм времен Христа. Этих фотографий и сведений в Интернете вы не найдете, это эксклюзивная информация.

Мы подходим к музею Института Храма.

Картина, изображающая, как выглядел Храм, построенный царем Иродом.
Обратите внимание на дорогу, которая ведет ко входу (она на первом плане). Эта дорога вела от Масличной горы к Храму. По ней Христос Спаситель вошел в Вербное воскресенье в Храм. Он направился туда, чтобы изгнать торгующих из Храма.
Об этом входе, ныне исчезнувшем, я писал: Золотые врата
Рядом с местом, где был этот вход, сегодня находятся замурованные Золотые врата.

Познакомьтесь с устройством Храма:
1 – Часть Храма, где находилось Святая Святых.
2 – Собственно Храм. Сюда могли заходить только священники, миряне не могли. Верх крыши, там, где зубчики, назывался крылами Храма. Сюда сатана поставил Христа, когда искушал: бросься перед народом вниз…
3 – Место для молитвы простых иудеев-мужчин.
4 – Палата назореев. Здесь приносили обеты, посвящая себя Богу. Здесь они сжигали состриженные по обету волосы.
5 – Палата прокаженных. Сюда приходили излечившиеся прокаженные показаться священникам, чтобы те могли засвидетельствовать их исцеление и допустить их в сообщество народа Божьего.
6 – Двор женщин. Женщины могли молиться только здесь, проходить дальше, во внутренний двор, они не могли.
7 – Палата дров. Здесь хранились дрова для Жертвенника.
8 – Врата Храма. В книге Деяний мы читаем:
Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога (Деян. 3: 1-7).
Возможно, речь идет об этих вратах. Хотя некоторые считают, что речь идет о вратах, которые у нас обозначены № 11.
9 – Палата масел. Здесь складировались вино и оливковое масло для светильников.
10 – Жертвенник всесожжения. На этом огромном Жертвеннике сжигали целые туши животных.
11 – Главные врата Храма, так называемые Ворота Никанора.
На всякий случай, кому нужно, – макет Храма без всяких надписаний.
Облачение священника и первосвященника. Первосвященник был один, и это был высший чин, вроде нашего Патриарха.
Вот как происходило богослужение в Храме во внутреннем дворе. Дымится Жертвенник всесожжения, поют и молятся священники, молятся мужчины. Женщины в эту часть не допускались.
Точная копия меноры – семисвечника Храма. Семисвечник символизирует семь очей Господа, смотрящих на наш мир. Слева – картина, изображающая, как священник заправляет семисвечник. В Храме таких семисвечников было много.
Первосвященник совершает воскурение ладана.
Теперь вы можете представить, как происходило следующее событие, описанное в Евангелии:
Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, – тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн (Лк. 1: 8-12)
Точная копия жертвенника кадильного. Наверху, кстати, стоит чашка с тем самым ладаном, который использовался при ветхозаветном богослужении.
Ну, что вам сказать… Держал я в руках этот ладан, нюхал. Очень похож на наш, православный, только менее сладкий, скорее горьковатый, аромат, потому что сделан на основе смирны.
Вот как выглядело внутреннее убранство Храма, куда входили только священники. Вдалеке – красная завеса, отделяющая Святая Святых. По преданию, Пресвятая Богородица, когда Она жила в Храме до времени Обручения, вышивала именно эту завесу.
Комплект принадлежностей для каждения. Точная копия.
Вот так выглядела завеса, отделяющая Святая Святых. Напомню, что Святая Святых было самым священным местом Храма. Сюда мог заходить только Первосвященник и только раз в году. Считалось, что, когда Бог является Своей Шехиной (Присутствием), Он является именно в Святая Святых.
Когда Христос умер, эта завеса разодралась на две части:
И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись (Мф. 27: 51)
Разорвавшаяся завеса символизировала, что отныне нет преграды между Богом и человеком. Через Христа мы примирились с Богом и вступили в новые, теснейшие и родственные отношения. (О событиях сопутствующих смерти Христа Спасителя, читайте: Смерть Христова.)
Ковчег Завета в Святая Святых.
Надо сказать, что в Храме Ирода Ковчега уже не было. Он пропал во время разрушения Храма Соломонова в 586 году до Р.Х. Во времена Христа Святая Святых было пустым.
Вот как происходило каждение в Святая Святых. Первосвященник входил туда, совершал каждение и вслух произносил священное Имя Божие. Только раз в году и один раз. Больше произносить Имя Божие было запрещено.
Евреи мечтают изгнать с Храмовой горы мусульман, разрушить их мечеть Аль Акса (мечеть Омара) и начать возводить свой новый Храм.
Эта картина из музея Храма иллюстрирует, как мог бы выглядеть современный Иерусалим, если бы удалось восстановить Храм.
В сувенирной лавке при музее Храма много книг. Открываю одну. Здесь представлена схема разделки животного для принесения его в жертву в Храме. Священники времен Христа были скорее мясниками, нежели служителями духа…
Здесь же можно приобрести конфеты, которыми лакомились священнослужители Иерусалимского храма
Израильская зарисовка возле входа в музей Храма. Маленькие иудеи мирно беседуют с евреями-военнослужащими. Все граждане Израиля обязаны проходить воинскую службу. (Фото нашей паломницы Виктории Светличной.)
А сейчас, дорогие, я хочу привести несколько выдержек из Нового Завета, в которых упоминается Храм. Вы теперь сможете более осмысленно воспринимать наш любимый священный текст.
Приведу цитаты и кое-где дам пояснения:
А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром… (Лк. 2: 22-29)
Знаменитый сюжет Сретения. Так как в рассказе упомянута Богородица, вероятней всего, это произошло во Дворе женщин (на плане это цифра 6).
….
Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2: 46-49)
Между помещениями 5 и 7 есть крытая галерея. Такая же галерея есть на противоположной стороне. В этих галереях любили сидеть и беседовать группы людей. Вероятно, в одной из таких галерей и сидел Отрок Иисус.
Реконструкция боковой галереи
Интересно увидел этот сюжет В.Д. Поленов
………….
Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4: 5-7)
Это произошло на крыше Храма (на плане –2). Эта позиция была выгодна еще и потому, что эта часть храма была видна отовсюду, даже со Двора женщин.
……………..
Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою (Лк. 21: 37).
И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне (Мк. 13: 1-2).
Здесь и так все понятно…
………………….
И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21: 12-13).
Это произошло во внешнем дворе. Огромный внешний двор (смотрите вторую фотографию в подборке) был предназначен для всех желающих и даже для язычников. Его заставили столами для продажи жертвенных животных и лавками для обмена денег.
Почему Христос изгнал торгующих, я рассказываю:
ВИДЕО: Рассказ о изгнании торгующих из Храма
……………….
…да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что все сие придет на род сей. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23: 35-36).
На нашем плане это пространство между Храмом – 10 и Жертвенником всесожжения – 2.
……………..
Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? (Ин. 18: 20).
………………
И сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. И, встав, первосвященник сказал Ему: ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал (Мф. 26: 61-63).
Только подумайте над нелепостью обвинения. До изобретения пороха оставалось больше тысячи лет. Как Христос, пусть с горсткой Апостолов, мог разрушить такой огромный комплекс как Храм? Христос говорил о теле Своем, которое будет убито, а потом воскреснет.
………………..
Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился (Мф. 27: 3-5).
Иуда встречается с первосвященником и старейшинами в храме, на мужской территории (3). Здесь и происходит разговор. Иуда бросает деньги и бросается их храма вон.
………………..
Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа (Деян. 2: 44-47).
Христиане собирались в Храме, возможно, в одной из боковых галерей на Дворе женщин. Чуть выше я привожу рисунок реконструкции такой галереи.
……………..
Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки, крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие. Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм. Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери. Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился. Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла (Деян. 21: 27-32).
Иудеи думали, что Ап. Павел нарушил чистоту Храма, введя на территорию язычника. Язычники могли молиться только на внешнем дворе.

  • Shares

Для стороннего человека Храм — это только исторический памятник. У каждого народа есть оригинальное, красивое архитектурное строение, которое уже стало символом. В Лондоне — Биг-Бен, в Париже — Эйфелева башня, в Москве — Кремль, а у евреев — Иерусалимский Храм… в прошлом. Был… и его разрушили 10 августа 70 г. н.э.

Кто это сделал и почему?

Храм разрушил Иисус?

Одно из обвинений, предъявленных Христу на суде Синедриона, напрямую было связано с Иерусалимским храмом. Нашлись свидетели, которые утверждали, что Христос собирался ни много ни мало — разрушить эту главную святыню Израиля: «… мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный» (Мк 14:58).

Обвинение, конечно же, очень серьезное. Но даже предвзятый суд первосвященников, желавших смерти Иисуса, почему-то не признал его достаточным для вынесения смертного приговора. В чем же дело? Неужели судьи посчитали, будто подготовка столь масштабного злодеяния — слишком слабый аргумент против галилейского проповедника? Ведь это было бы так эффектно — вывести к народу преступника и сказать: «Вот, люди, этот негодяй хотел разрушить нашу гордость и радость, он покусился на самое дорогое, что есть у каждого иудея, — на Иерусалимский храм! За это мы приговорили его к смерти».

Причина отказа от столь убедительного и пафосного обвинения достаточно проста, хотя и не сразу понятна, поскольку современный человек не очень хорошо представляет, каким же был Иерусалимский храм в то время. После реконструкции, произведенной царем Иродом Великим, храм представлял собой огромное сооружение, по размерам и роскоши отделки не имевшее себе равных на всем Востоке. Самая впечатляющая деталь нового храма — платформа размером 14 гектаров (приблизительно 12 футбольных полей) — частично сохранилась до наших дней. Для устройства этой платформы Ирод расширил вершину Храмовой горы, возведя по краям искусственные террасы. Южный край платформы, укрепленный гигантскими плитами белого мрамора, отвесно поднимался над землей почти на 40 метров. Все сооружение вдвое превосходило по площади знаменитый форум Траяна в Риме.

Обвиняя Христа в намерении разрушить столь величественный архитектурный комплекс, судьи попадали в ими же подготовленную ловушку. Если Иисус — обычный бродячий проповедник, такое обвинение выглядело бы нелепо: ведь нельзя же всерьез верить, будто один человек способен разрушить то, что тысячи людей строили на протяжении нескольких десятилетий. А если Он действительно Мессия, способный силой Божьей творить подобные чудеса, тогда как может народ Израиля судить своего Спасителя? Поэтому обвинение было признано недостаточным. Тем более что и подтверждалось оно показаниями людей, прямо названных в Евангелии лжецами: «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его» (Мф 26:59—61). В чем же тут была ложь? Неужели обманщики не могли придумать более правдоподобное обвинение, приписав Иисусу столь безумные угрозы? Один из крупных специалистов по лжи спустя два тысячелетия утверждал: чем чудовищнее ложь, тем легче ей верят люди. Но в случае с обвинением Христа ложь заключалась не в самом факте, а в деталях. Спаситель действительно два года назад говорил похожие слова в Иерусалимском храме: «…разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин 2:19), но подразумевал при этом вовсе не храм Иерусалимский, а собственное тело, так что Его слова были пророчеством о Его крестной смерти и воскресении: На это сказали Иудеи: «сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус» (Ин 2:19—21). Ложь свидетелей была в передергивании и подмене слов. Христос не говорил: могу разрушить, но — разрушьте, не говорил созижду, но — воздвигну. От таких «мелочей» общий контекст сказанного меняется очень существенно. Но в целом обвинение все же было абсурдным и могло рассматриваться лишь в качестве оскорбления в адрес храма, что для смертного приговора было явно недостаточно.

Однако тогда же Иисус говорил и о разрушении Иерусалимского храма: «И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф 24:1—2). Эти слова на суде могли прозвучать куда более убедительно, но слышали их только ученики, поэтому лжесвидетели не могли присовокупить их к своему обвинению. Конечно же, Иисус не собирался разрушать Иерусалим. Как Богочеловек, Он провидел трагическую судьбу храма, который был разрушен до основания спустя три десятилетия во время штурма восставшего Иерусалима римскими войсками. Но не было в Его словах ничего, кроме горечи и жалости к людям, не сумевшим узнать своего Спасителя, и обрекающим себя этим на грядущую гибель: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф 23:37—38).

Войска Тита

В Иерусалиме шла ожесточенная борьба партий, когда Веспасиан, взяв Хеврон, отправился принять на себя управление империей, и оставил своего сына Тита продолжать войну. Тит подошел к Иерусалиму с двух сторон (70 г.); отбивая непрерывные вылазки осажденных, он поставил под городом три укрепленные стана: два на севере, третий на юге, у горы Элеонской – и начал осаду. Он надеялся скоро овладеть Иерусалимом; его расчет не оправдался. Враждуя между собою, все три партии осажденных с одинаковым мужеством бились против римлян. В праздник Пасхи, Иоанн, самый отважный и хитрый из иудейских вождей, отчасти обманом, отчасти силой захватил храм; священническая партия зелотов принуждена была подчиниться ему, и власть была разделена только между ним и Симоном. Взяв с собою Иосифа Флавия, Тит подъехал к стенам Иерусалима и убеждал осажденных жителей Иерусалима сдаться. Ему отвечали стрелами; одна из них ранила Иосифа. Тит велел ставить против стены осадные машины. Иудеи мешали римским работам непрерывными вылазками; но как ни храбро бились они, через три недели наружная стена Иерусалима обрушилась в нескольких местах. Тит ворвался в Новый город и 7 мая расположился станом на Безефе, на том самом месте, где стояли некогда ассирияне, и которое еще сохраняло имя «ассирийского стана». Но вместе с опасностью росло и мужество осажденных иерусалимцев. Пять дней и ночей обе их партии, отложив свой раздор, обороняли вторую стену от непрерывного приступа римского войска, превосходившего их числом; они совершали чудеса храбрости и наконец добились блистательного успеха: нападающие были отбиты с уроном. Сам Тит едва не погиб; в несколько часов были уничтожены все успехи, добытые долгими, тяжелыми усилиями римлян. Титу надо было возобновлять осаду с начала.

Велика была радость жителей осаждённого Иерусалима: казалось, что Бог защищает свой храм крепкою рукою, как в старину, что оправдывается верование в неразрушимость храма. Но самонадеянность, которой предались иудеи, погубила их: они стали менее внимательно остерегаться врага; через четыре дня неутомимый Тит и его храбрые легионы разрушили вторую стену и стали готовиться к нападению на Старый город и гору храма. Тит послал Иосифа снова убеждать осажденных иерусалимцев, чтоб они сдались. Предложение было отвергнуто с насмешкою. Раздраженный Тит велел распинать на кресте всех захватываемых в плен. Мучимые голодом, люди толпами выходили из города за стены рвать траву для пищи себе; римляне хватали и распинали их. Защитники Иерусалима смотрели на это ужасное зрелище, повторявшееся каждый день, и оставались непоколебимы. Их отважные вожди велели вести подкопы под неприятельские осадные работы, сделали отчаянную вылазку, зажгли римские машины, разрушили работы, которые неприятель возводил 17 дней. Тогда Тит стал строить кругом города Иерусалима с башнями, чтоб отрезать всякий подвоз припасов к осажденным. Озлобленные римские воины построили стену с изумительной быстротою. Но осажденные продолжали с мужеством отчаяния и фанатизма выносить страдания голода и отбивать приступы врага. Иерусалим был переполнен народом, получать припасы было невозможно; голод свирепствовал так, что каждый день осады умирало множество людей; был даже такой случай, что мать зарезала и съела свое дитя. Иосиф говорит, что число умерших от голода простиралось в июле уже до 115,880 человек.

Римляне, взяли цитадель Антония и с каждым днем теснее окружали гору храма; но зелоты продолжали обороняться с непреклонным мужеством. Чтобы никто не смел говорить о покорности римлянам, они казнили многих важных людей, подозреваемых в склонности к миру. Жертвоприношения в иерусалимском храме были прекращены; но каждый день падало много людей в жертву отчаянной борьбе. Мужество осаждённых иудеев росло вместе с безнадежностью их положения; росло и ожесточение римских воинов. Напрасно Тит старался обуздать свирепость войска: всякое сострадание было заглушено в римлянах ненавистью к обороняющимся и жаждой разграбить сокровища храма. Алчность была так велика, что и римские и азиатские воины Тита взрезывали животы пытавшихся уйти из храма, разыскивая, не найдется ли проглоченных золотых монет в их желудке.

Осада и разрушение Иерусалима, картина Дэвида Робертса, 1850

Наконец пришел последний час осады. Это было 10 августа 70 года. Головня, брошенная одним из римских воинов, зажгла иерусалимский храм. В порыве алчности и злобы римские воины неудержимо ринулись на укрепления террасы храма и залили ее кровью, грабили, разрушали все. Были убиты тысячи людей, едва державшихся на ногах от голода. Где прежде звучали гимны молитв, раздавались теперь стоны убиваемых и дикие крики торжества победителей. В зале наружной колоннады храма искали спасения себе 6 000 безоружных людей; римляне зажгли зал, и все они погибли. Священники умирали на ступенях жертвенника, поражая врагов железными палками; некоторые бросались в пламя. Скоро вся гора храма стала морем огня. Когда иерусалимский храм был разрушен, победители, издеваясь над иудейской вероq, поставили на священном месте свои знамена с изображениями орлов и принесли языческие жертвы.

По уверению Иосифа, человеколюбивый Тит глубоко сожалел о разрушении иерусалимского храма; оно было делом случая или воли Божией. Но один из тогдашних поэтов, прославляя Тита, говорил: «Почерневший от пыли иерусалимского боя, он бросает зажженную стрелу и истребляет все».

Он говорил так, не опасаясь, что его слова не понравятся Титу. – В «хронике» аквитанского писателя V века, Сульпиция Севера, вообще следовавшего Тациту, разрушение иерусалимского храма во время осады приписывается самому Титу; вероятно, так говорил Тацит, рассказ которого о конце иудейской войны не дошел до нас. «Говорят, что Тит созвал военный совет и спрашивал, должно ли разрушить такое здание, как Храм. Некоторые полагали, что не следует уничтожать посвященного Богу здания, превосходящего великолепием все другие человеческие сооружения, что сохранение Храма будет свидетельством кротости римлян, а его разрушение опозорит их неизгладимым пятном жестокости. Но другие, и в том числе сам Тит говорили, что необходимее всего разрушить именно иерусалимский храм, чтобы совершенно искоренить веру иудеев и христиан, потому что эти два вида веры, хотя враждебны один другому, имеют одно и то же основание, что христиане произошли из иудеев. Если истребить корень, то легко погибнет и ствол дерева. По божественному внушению, этим воспламенились все умы, и таким образом храм был разрушен». Грец в своей «Истории иудеев» (Grätz, Geschichte der Juden) замечает на это, что христианская община, очень малочисленная, едва ли была известна Титу хотя бы только по имени. Но разве уже не было много говорено о христианах в Риме при пожаре в царствование Нерона?

После разрушения иерусалимского храма Иоанн и Симон с остатками своих воинов ушли в Старый город. Они предлагали Титу сдать его, если им будет позволено уйти с оружием в пустыню. Тит, которому воины на пылающей горе храма дали почетный титул императора, отверг с негодованием требование свободного пропуска. Отчаянная оборона возобновилась. Скоро запылали передовые укрепления Старого города. Бой шел ожесточенный. Зелоты убили 8 000 иудеев, укрывшихся с ними в Старый город Иерусалима, когда эти люди стали просить пощады у римлян. Непоколебимые фанатики не хотели слышать о подчинении римлянам. Они и римляне соперничали между собою в делах ярости. Восемнадцать дней длились приступы к Старому городу. Наконец, некоторые части стены и наименее крепкие башни были разрушены таранами. Последние защитники национальной независимости скрылись в подземные галереи. Римляне вошли в город, перерезали всех кого нашли, разграбили все и зажгли опустевшие дома.

Как пишет Флавий, будущий император не собирался поджигать храм, но римские солдаты ослушались. Храм пылал 10 дней. Интересно, что он был разрушен в тот же самый день, когда войска Вавилона сожгли Первый Иерусалимский храм.

Фото на обложке — Франческо Айец «Разрушение Иерусалимского храма»

  • Shares

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Иерусалимский храм времени Иисуса Христа

Главная святыня народа израильского – храм Иерусалимский – во время земной жизни Спасителя отличался великолепностью своих внешних форм, но его «святая святых» без ковчега завета была пуста.

В истории Иерусалимского храма различаются три периода. Первый храм, построенный Соломоном ок. 960 г. до Р.Х., был разрушен вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. Ковчег завета незадолго перед этим таинственно исчез. Второй храм был построен после возвращения из вавилонского плена в 516 г. при участии персидского царя Кира. Наконец, третий храм был построен царем Иродом Великим, который оставил после себя построек в Иерусалиме больше, чем какой либо его правитель за всю историю города. Жестокое правление Ирода оказало такое впечатление на его подданных, что иудеи говорили: после Иродовой реконструкции святости в храме стало в два раза меньше.

Между тем, именно этому храму было суждено принять в себя Храм Божества – Пресвятую Богородицу. Рождение Пресвятой Марии и начало поэтапного строительства нового храма произошли, можно сказать, одновременно. С 20 по 10 гг. до Р.Х. интенсивной реконструкцией руководил сам Ирод, нередко прибегавший к совету иудейской элиты. Все израильтяне, достигшие 20-летнего возраста, где бы они ни жили, должны были платить определенную подать на храм. Из 10 тысяч рабочих десятую долю составляли профессиональные каменщики, литейщики, художники, столяры. Во время грандиозных перестроек возрастала в храме и Преблагословенная Отроковица. В год освящения (10 до Р.Х.), достигнув 12-летнего возраста, Она была обручена Иосифу из Назарета и покинула храм Иерусалимский. Возможно, прав. Иосиф, будучи плотником, хорошо зарекомендовал себя во время реконструкции и обратил на себя внимание храмовых служителей своим благочестием.

Храм Ирода Великого по своей планировке предоставил больше места язычникам и прозелитам (новообращенным), чем было прежде. Со всех четырех сторон храмовой площади теперь отводились для них специальные галереи. Именно здесь обосновались различные торговцы животных и меновщики священных сиклей – денежной монеты для подати на храм. Перед каждым входом на стене висели грозные слова: «Ни один иноверец не имеет права войти за балюстраду, окружающую ограду храма. Кто будет застигнут в несоблюдении этого правила, того немедленно подвергнут смертной казни». Далее, за «красными воротами» внутри, с восточной стороны храмовой площади, под тенистыми навесами балюстрады находился притвор Соломонов, где часто собирались желающие послушать ученого раввина или благочестивого проповедника. Здесь Спаситель сказал в ответ книжникам: «Я и Отец – одно» (Ин.10,30). В центре открытой площади (дворе сынов Израилевых) находилось святилище, где приносились жертвы и святая святых. Это здание раввины любили сравнивать по форме со спящим львом. Перед входом в святилище висела богатая завеса, такая большая, что на ней было изображено звездное небо. Возможно, что Сама Пресвятая Богородица вместе с другими иудейскими девушками пряла эту драгоценную ткань. Декорация в виде виноградной лозы на одной из входных ворот храма могла послужить иллюстрацией к словам Христа: «Я есмь лоза, а вы – ветви» (Ин.15,6). Белый цвет мрамора и позолота в отделке святилища, мозаики галерей для язычников, резьба по кедровой крыше балюстрады, скульптуры и геометрические орнаменты (росписи храма велись до 28-30 гг. от Р.Х.) – все это дивно блестело и переливалось на солнце. Не зря один из учеников сказал Спасителю: «Учитель, посмотри, какие камни и какие здания!» (Мк. 13,1).

Но горьким был ответ Христа: «Видишь ли сии здания? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» (Мк.13,2). В 70 г. от Р.Х. римские войска под командованием Тита после тяжелой пятимесячной осады взяли и разрушили город. Храм был также разрушен. Его сокровища увезены в Рим. В 135 г. римляне строят на Сионской горе свой языческий храм. В 691 г., уже во время арабского владычества, на большей части бывшего некогда Иерусалимского храма строится мечеть Омара. Лишь один фрагмент древней храмовой стены возле ворот, которые вели из храма в город, сохранился до нашего времени, это т.н. «стена плача».

«Се, оставляется вам дом ваш пуст»,– эти слова Господа (Мф.23,38), сказанные об Иерусалиме, вместе с другими, сказанными Христом на виду храма – «восстаньте, идем отсюда» (Ин.14,31), – показывают, что внешнее служение не угодно Богу без внутреннего, без служения «духом и истиною». Как говорит в толковании на Евангелие бл. Феофилакт Болгарский: «Уразумеем, что ради нас Бог обитает в храмах, и когда мы делаемся безнадежными, оставляются Им и храмы».

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *