Главная

ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ОБ ЭПИДЕМИИ

ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ЮВЕНАЛИЯ В СВЯЗИ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

В связи с резким ухудшением эпидемиологической
ситуации в Московской области

главным государственным санитарным врачом по Московской области

ПРЕДПИСАНО:

— богослужения во всех храмах и монастырях Московской епархии должны совершаться только при участии клира, а также сотрудников и волонтеров храма.

— обеспечить соблюдение строгого дезинфекционного и противоэпидемического режима, путем проведения мероприятий, рекомендованных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с целью предупреждения возникновения и распространения среди населения Московской области новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19.

Дорогие братья и сестры!

Призываем всех воздержаться от посещения храма.

Любой из нас может быть носителем вируса.

Если заболеет священник, то весь храм закроют на карантин.

Категорически запрещается посещать храм:

1. Лицам старше 65 лет;

2. Лицам страдающим хроническими болезнями;

3. Лицам с симптомами простуды, ОРВИ и других заразных болезней.

Те, кто все же посещает храм, должны соблюдать дистанцию 1.5 м.

Можно прослушать службу во дворе храма и в конце зайти причаститься.

Желательно надеть маску.

При целовании икон и креста необходимо протирать их дезинфицирующим раствором. А лучше вообще вместо целования положить три поклона.

Для исповеди следует заранее записать на бумагу список грехов, желательно надеть маску.

Игумен Валерий (Ларичев)

Главная | Клир Храма | Игумен Валерий (Ларичев)

Настоятель храма во имя святых мучеников Флора и Лавра в селе Ям Домодедовского района Московской области

ИГУМЕН ВАЛЕРИЙ (ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ ЛАРИЧЕВ)

14 декабря 2013 года исполнилось 75 лет игумену Валерию, настоятелю храма во имя святых мучеников Флора и Лавра

Домодедовского благочиния Московской епархии,

настоятеля храма св. страстотерпцев Борися и Глеба г. Домодедово, духовника Московской епархии.

Родился отец Валерий 14 декабря 1938 года в Москве. Жил с родителями на Большой Переяславской улице. Крестили его в детстве в церкви святых апостолов Петра и Павла в Малаховке, где у родителей была дача.

Несколько поколений его предков по отцовской линии обитали в Вологодской земле. Дед Афанасий был по профессии шорник*, славился как замечательный мастер и даже получал медали и премии на выставках и ярмарках за свои работы. Бабушка Евдокия Ивановна происходила из мещан города Грязовца. Там же в Грязовце в 1892 году родился отец будущего игумена – Павел Афанасьевич Ларичев. По окончании городской гимназии он поступил в Вологодский учительский институт на отделение математики. С 1914 года он работал учителем математики в городе Тотьме Вологодской губернии.

* Шорник – ремесленник, изготовляющий конскую упряжную сбрую.

После октября 1917 года прежняя устроенная и налаженная жизнь разрушилась, и люди сдвинулись с насиженных мест. Павел Афанасьевич, как и многие его современники, уехал искать счастья в Москву. Здесь он работал учителем математики в разных московских школах. Те, кто хорошо знали его, говорили, что он был учителем от Бога. Ученики очень любили его, он умел привить детям любовь к своему предмету и воспитал целую плеяду замечательных математиков – продолжателей традиций русской математической школы. Обобщая опыт преподавания алгебры, он составил задачник, по которому училось несколько поколений детей в России, и который был переведен на многие языки мира.

Преподавание Павел Афанасьевич совмещал с научной работой, был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Кроме того, в течение многих лет он работал главным методистом по математике в Министерстве просвещения СССР, так что все учебники математики, выходившие в стране, проходили через его руки. Умер Павел Афанасьевич в 1962 году.

Мать игумена Валерия – Елена Петровна Зубовская происходила из старинного священнического рода. Много поколений ее предков-священников служили в храмах Белой Руси,– в Могилеве, Быхове и других местах. Прадед игумена Валерия по материнской линии протоиерей Николай служил в одном из храмов г. Могилева. Дед протоиерей Петр был настоятелем храма во имя Святой Троицы в городе Быхове. Семья была большая – девять детей. Старший сын погиб на Германской войне в 1914 году. После октябрьского переворота храм закрыли; дед служил по разным храмам в Белоруссии. Но храмы один за другим закрывались, и служить стало негде. Тогда дед уехал из Белоруссии и жил у дочери в Саратове до самой своей кончины, последовавшей в 1941 году.

Родилась Елена Петровна в 1907 году и была младшим ребенком в семье. К 1917 году ей исполнилось 10 лет. В 1923 году она уехала из Быхова в Москву, окончила библиотекарские курсы и была направлена по распределению заведующей библиотекой на Домодедовский кирпичный завод. В 1927 году она познакомилась с Павлом Афанасьевичем, и они поженились. В 1929 году родилась дочь Инна, а в 1938 году появился на свет сын Валерий.

По своему характеру и поведению она была истинной христианкой, во время предсмертной болезни отец Валерий постоянно исповедовал ее и причащал. Скончалась Елена Петровна в 1992 году.

Учился Валерий в московской школе № 273 в одном классе с Владимиром Высоцким. Сохранилась фотография класса, которую у батюшки взяли почитатели поэта. После четвертого класса родители перевели сына в первую специальную английскую школу, открывшуюся в Сокольниках в 1949 году. По окончании школы Валерий поступил в Первый Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова. С 1962 года поступил в ординатуру по специальности психиатрия и тем самым окончательно выбрал себе специальность. Затем три года учился в аспирантуре на кафедре психиатрии Первого Московского мединститута. В 1968 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Атеросклеротические нарушения головного мозга» под научным руководством профессора В. М. Банщикова.

После защиты диссертации работал на кафедре психиатрии Первого Московского мединститута, а затем перешел в Московский институт психиатрии Минздрава РСФСР в отдел суицидологии* на должность старшего научного сотрудника.

* Суицидология – от «суицид», т.е. самоубийство.

Во время учебы в институте (в 1960 г.) Валерий Павлович женился на Маргарите Аркадьевне Вартанянц, студентке Московского энергетического института. В 1962 году у них родился сын Алексей.

В 1960-е годы, работая в Московском НИИ психиатрии, Валерий Павлович начал заниматься суицидологией, развивая новое по тем временам направление – кризисные состояния. Оказывал психотерапевтическую помощь в стационаре, в только зарождающихся кабинетах социально-псхологической помощи, проводил консультации по телефону, групповые занятия с пациентами, в том числе алкоголиками, имевшими суицидальные, невротические и другие проблемы.

За семь лет работы в суицидологии Валерий Павлович опубликовал более двадцати научных работ. Все эти годы он готовил материалы для докторской диссертации, и эти труды помогли ему обратиться к Православию. Вся наша психиатрия в те годы, (да и сегодня мало что изменилось) была проникнута атеистическим духом. Как вспоминает отец Валерий, в работе над докторской диссертацией он понял, что основные причины самоубийств кроются в духовно-религиозной сфере. Но подобные взгляды тогда было невозможно ни высказать, ни тем более опубликовать. Поэтому он решил уйти из науки и до 1990 года работал в психоневрологическом диспансере врачом-психиатром и психотерапевтом.

Основным направлением помощи больным в эти годы были попытки разрешения эмоционально-кризисных состояний и духовно-личностных проблем. Много сил и времени уходило и на помощь алкогольнозависимым. К Валерию Павловичу обращалось множество людей. К счастью, после 1988 года можно было открыто говорить с приходящими за помощью о вере, о религиозных убеждениях, и давать соответствующие советы. Немало из тех, кто приходил к Валерию Павловичу, как к врачу, становились верующими людьми. А сейчас некоторые из них стали священниками и монахами.

Поистине подарком от Господа в эти годы явилось знакомство Валерия Павловича со старцем иеросхимонахом Сампсоном (Сиверсом). Он принял супругов Ларичевых в число своих духовных детей и дал благословение приходить к нему в любое время. Для них это была удивительная школа духовной жизни. После воскресных богослужений они постоянно присутствовали на беседах отца Сампсона в квартире у метро «Профсоюзная», где он жил. Перед беседами батюшка обязательно исповедовал каждого их пришедших. Отец Сампсон благословил Валерия Павловича на священство.

После кончины отца Сампсона, последовавшей 24 августа 1979 года, Ларичевы стали прихожанами храма во имя святого апостола Филиппа в Афанасьевском переулке. До 1990 года все воскресные и праздничные дни они обязательно молились в этом храме. Валерий Павлович проходил послушание чтеца и алтарника, а Маргарита Аркадьевна пела на клиросе.

***

В 1990 году Валерию Павловичу неожиданно предложили стать священником и получить для восстановления разрушенный храм в Московской области. Для этого необходимо было немедленно оставить прежнюю работу и какое-то время пройти послушание алтарника в Успенском храме Новодевичьего монастыря. Супруга с радостью дала согласие, и у Ларичевых началась новая жизнь.

24 марта митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий рукоположил Валерия Павловича Ларичева во диакона в храме Рождества Пресвятой Богородицы Старосимонова монастыря (где находятся гробницы героев Куликовской битвы Осляби и Пересвета). А в следующее воскресенье 31 марта 1990 года владыка Ювеналий рукоположил его во иерея в Успенском храме Новодевичьего монастыря.

Почти сразу после хиротонии отец Валерий получил место настоятеля храма во имя святых мучеников Флора и Лавра в селе Ям Домодедовского района Московской области. На следующий же день поехал он с матушкой Маргаритой в Ям и, наконец, они увидели то, что некогда было храмом.

В акте передачи здания храма было написано: «Складское помещение с куполами». В здании бывшего храма они увидели два этажа с цехами и не вывезенными станками. Отопительная система были заморожена, все батареи и трубы полопались. Здание принадлежало Мосэнерго, которое сдало помещение в аренду организации, выпускающей женские колготки. Долго разыскивали алтарные врата в приделе святителя Николая, где и начали совершать богослужения. Потом обнаружили куски старой храмовой росписи, после чего загорелась надежда: а вдруг росписи сохранились и их можно будет восстановить! Было очень холодно, начали топить единственную печь углем. Ночевать приходилось в ледяном храме. Только Божией милостью удалось выстоять в этот период. Потом Мосэнерго сдал в аренду две комнаты складского помещения, где Ларичевы и устроились.

Первая служба в полуразрушенном храме состоялась 14 апреля 1990 года в Великую Субботу: вместе с первыми прихожанами храма был отслужен водосвятный молебен, затем началось освящение куличей и пасок, в полночь начался первый после 53-летнего перерыва Пасхальный крестный ход, а вслед за ним и Пасхальная заутреня.

Многолетний опыт работы клиницистом-психотерапевтом очень пригодился отцу Валерию в священнослужении. При общении с психически больными, людьми с теми или иными отклонениями в поведении прежние навыки психиатра и диагноста помогали молодому священнику во время исповеди или в ходе бесед разобраться в проблемах, мучающих человека. С 1996 года и поныне, по благословению митрополита Ювеналия, несет послушание епархиального духовника.

Как только Валерий Павлович стал священником, матушка Маргарита сразу уволилась с работы и была главной помощницей и вдохновительницей общих трудов по устроению прихода и восстановлению храма. Матушка разделила все труды отца Валерия по возрождению храма и до конца дней своих была счастлива тем жребием, который выпал на ее долю. Умерла матушка Маргарита 17 декабря 1999 года от сердечного приступа, оставаясь до последнего мгновения жизни на своем посту хранительницы и устроительницы жизни прихода. В 2000 году отец Валерий после смерти супруги принял монашеский постриг с сохранением имени

Ныне благодаря усилиям отца Валерия и приходского совета храм святых мучеников Флора и Лавра обрел первозданную красоту: была заново отстроена огромная колокольня (полностью разрушенная в 1940 году). Во всех трех приделах воссозданы иконостасы и написаны иконы. Более десяти лет заняла работа по реставрации росписи сводов храма и алтаря. Благотворителями пожертвованы колокола, и теперь колокольный звон слышен во многих окрестных деревнях и поселках.

Во дворе построен и освящен крестильный храм во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (в центре этого небольшого храма находится купель, позволяющая совершать крещение с полным погружением).

При храме более 20-ти лет работает воскресная школа для детей и взрослых. В здании церковно-приходской школы дореволюционной постройки проведена реконструкция и создан православный детский центр, в котором работают кружки живописи, хорового пения, настольного тенниса, проводятся развивающие занятия для малышей. Имеется библиотека духовной литературы, осуществляется издательская деятельность.

В течение 15 лет при храме проводилась работа по реабилитации людей, зависимых от алкоголя и наркотиков

Ныне воссоздается когда-то существовавшее при храме сестричество по монашескому уставу, в задачи которого входит окормление престарелых и болящих монахинь, чтение Псалтири по живым и усопшим, материальная и духовная помощь беременным женщинам, которых удалось убедить не совершать грех детоубийства, помощь находящимся в госпиталях раненым воинам. Кроме того, ежемесячно по субботам совершаются молебены Спасителю и Божией Матери о всех кающихся в грехе детоубийства, собирающие множество женщин со всех концов Московской земли. В сестричестве совершается ежедневное чтение акафиста Божией Матери «Неупиваемая чаша» за страдающих грехами винопития, наркотической и игровой зависимости.

Восстанавливаются и древние традиции приходской жизни. Каждый год 31 августа, в день святых мучеников Флора и Лавра совершается праздничный молебен, а потом начинается особенно радостное и долгожданное для детей катание на лошадях.

Есть у храма и приписная часовня при воинской части, освященная в честь святого праведного Феодора (Ушакова) – знаменитого русского адмирала. Полным ходом идет строительство нового храма во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба.

Апогеем многолетнего кропотливого труда в деле восстановления храма и возрождения духовной жизни стало великое освящение Флоро-Лаврской церкви, которое состоялось 29 ноября 2008 года. Возглавил торжество митрополит Ювеналий в сослужении благочинных Домодедовского, Видновского, Мытищинского, Воскресенского, Наро-Фоминского и Ступинского церковных округов, а также клириков Домодедовского благочиния.

Поистине этот день стал праздником не только для прихожан храма, но и для многих гостей, присутствовавших за богослужением. В своем архипастырском слове по окончании Литургии митрополит Ювеналий сказал: «Я считаю, что отец игумен Валерий является примерным священником, который показывает, как можно преображать души людей, как через молитву и смирение вести их к Царствию Божию, как помогать им преодолевать грехи, пороки, болезни, которые Господь посылает для очищения души. И я думаю, что не нужно куда-то ехать далеко, а вот провести одно утро в этом храме, пообщаться с таким замечательным священником, чтобы получить и радость духовную, и земное утешение.

Поздравляю вас, возлюбленные братья и сестры, с тем подвигом, который вы совершили на этом месте, в этом святом храме, потому что понимаю, что один отец Валерий без вашей помощи, и материальной, и моральной, не мог бы совершить чуда возрождения этого святого храма.

Пусть Господь воздаст вам Своими небесными, ни с чем не сравнимыми дарами за ваш жертвенный труд, за вашу любовь к Святой Христовой Церкви. И я думаю, что для благочинных других церковных округов и настоятелей храмов, сослуживших мне сегодня,– это великое утешение и вдохновение, потому что всюду мы видим еще находящиеся в руинах и монастыри, и храмы, которые предстоит восстанавливать им.

Дорогой отец Валерий, не могу сегодня не сказать о Вашем огромном подвиге, который Вы совершили здесь почти за два десятилетия. И этот храм – не самое главное. Главное – Ваше душепопечение, Ваша пастырская любовь к людям, которые тянутся к Вам и любят с Вами молиться. Я благодарю Вас за жертвенные усердные труды. Святейший Патриарх, зная о Ваших подвижнических трудах, о подготовке к освящению этого храма и в связи с предстоящим семидесятилетием со дня рождения, удостоил Вас ордена Русской Православной Церкви преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России, чудотворца. Я хотел бы и от себя горячо и сердечно поблагодарить Вас, поздравить с предстоящим юбилеем и заверить, что мы все в этот день с любовью будем Вас вспоминать и молиться о Ваших дальнейших пастырских трудах. И как видимый знак я хочу передать Вам в благословение этот образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Которая да будет Вашим Покровом, Предстательницей и Заступницей во все дни жизни Вашей!»

Владыка митрополит вручил Патриаршие награды активным участникам восстановления порушенной святыни: ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени была удостоена казначея Флоро-Лаврской церкви М. Ф.Андрианова, благотворителям и активным помощникам отца настоятеля Владыка также вручил медали Русской Православной Церкви, патриаршие грамоты и благодарственные митрополичьи грамоты.

14 декабря 2013 года настоятелю храма святых мучеников Флора и Лавра с. Ям игумену Валерию (Ларичеву) исполнилось 75 лет. После Божественной Литургии на которой собралось большое количество прихожан и духовных чад отца Валерия благочинный Домодедовского церковного округа протоиерей Александр Васильев зачитал поздравление митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия: » Дорогой отец Валерий! Сердечно поздравляю Вас с 75-летием со дня рождения. Желаю Вам здоровья, долгоденствия и помощи Божией в Ваших усердных пастырских трудах». От себя отец Александр произнес проникновенное слово и преподнес икону Божией Матери именуемой «Милующая», а так же от лица духовенства и верующих Домодедовского округа возгласил юбиляру многолетия. От имени главы городского округа Домодедово Л. П. Ковалевского поздравила заместитель руководителя администрации городского округа Е. К. Добрина, которая вручила игумену Валерию благодарственную грамоту.

Флоро-Лаврский храм (село Ям)Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская епархия (областная), Домодедовское благочиние

Контактная информация

hramfl@mail.ru 496-796-2165 http://www.floralavra.ru/ Адрес: Московская обл., Домодедовский р-н, с. Ям, ул. Школьная, стр. 25.

  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко):В БУДНИ:
    Вечерня, подробная Исповедь в 18:00
    Утреня — 7:00
    Часы, краткая Исповедь — 8:00
    Литургия — 8:30
    Причащение младенцев — 9:30
    В ПРАЗДНИКИ:
    Бдение, подробная Исповедь- в 16:30
    Часы, Исповедь, Литургия — 6:00
    Молебен, краткая Исповедь- 8:00
    Часы, Литургия- 8:30
    Причащение младенцев -10:00
  • Настоятель:игумен Валерий (Ларичев)
  • Престольные праздники:
    • Флора и Лавра — Август 31
  • Краткая историческая справка:Впервые деревянная церковь во имя Флора и Лавра упоминается в писцовой книге за 1627 г. Церковь несколько раз перестраивалась и обновлялась. Как каменная и крытая железом она записана лишь в 1819 г., а в 1823 г. сообщалось, что церковь в селе «утварью довольна» и придел во имя святых апостолов Петра и Павла уже освящен. Тогда же приступили к устройству Никольского придела, освященного в 1825 г.
    Усердием священника Феодора Шеметова в 1837 г. при церкви была открыта богадельня. По инициативе отца Феодора в начале 1850-х гг. архитектор А.Елагин разработал проект перестройки трапезы и колокольни храма, а 7 мая 1852 г. было разрешена перестройка. Средства на это пожертвовали прихожане и доброхотные люди. В 1855 г. завершилось строительство колокольни, а в последующие пять лет — более обширных приделов, один из которых освятил святитель Филарет, митрополит Московский.
    В 1888 г. епархиальный архитектор В.Крыгин разработал новый план перестройки храма. Старый холодный храм разобрали в 1889 г., позже разобрали и своды трапезной. В соответствии с проектом стены трапезы нарастили, над ними возвели новые, более высокие своды с центральным световым барабаном, для поддержания которого поставили четыре каменных столба. По углам новых сводов разместили четыре малых глухих барабана.
    В 1893 г. состоялось освящение правого придела во имя святителя Николая. Внутренние стены в дальнейшем были богато расписаны. Храм украсили три новых вызолоченных иконостаса. Перестроенная церковь принимала одновременно до тысячи верующих. 12 июля 1898 г. освятили левый придел во имя апостолов Петра и Павла, а 23 августа — главный престол во имя святых мучеников Флора и Лавра.
    Церковный староста купец В.С.Леонов пожертвовал две тысячи рублей на строительство женской церковноприходской школы, открытой 3 октября 1889 г.
    В августе традиционно совершались крестные ходы с Иерусалимской иконой Божией Матери, написанной в 1500 г.
    В 1912 г. при церкви было создано Общество хоругвеносцев. Председателем Общества стал священник Петр Павлович Колосов, он же возглавил попечительский совет по оказанию помощи семьям прихожан, призванных в армию, и участковое попечительство о бедных вдовах Домодедовской волости. Оба попечительства возникли в 1914 г.
    Вскоре в имении З.Г.Рейнбот-Резвой появилась новая церковь. В клировой ведомости церкви за 1916 г. Покровская церковь указана как приписная к Флоровской церкви. Здесь же упомянута и церковная богадельня, открытая в двухэтажном деревянном доме на каменном фундаменте священником В.И.Востоковым еще в 1899 г.
    В советское время Фроловский храм закрыли. С 1929 по 1937 гг. в храме служил протоиерей Ярослав Савицкий, ныне причисленный к Собору новомучеников и исповедников Российских.
    Богослужения возобновлены с Пасхи 1990 г.

Церковь села Ям и блаженный Иван Степанович

Бывшее торговое село Старый Ям на Каширском тракте издавна было местом, где селились конюхи, кучера, трактирщики, жил ямщик. Местный храм был назван в честь святых бессребреников Флора и Лавра, считавшихся покровителями лошадей и домашнего скота. Ям и несколько окрестных сел и деревень связаны с подвигами юродивого Ивана Степановича. Он создал при церкви Флора и Лавра женскую общину, на основе которой впоследствии возник Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь в селе Лукино.

Блаженный Иван Степанович упоминался в книге Ивана Прыжова «Двадцать шесть московских лже-пророков, лже-юродивых, дур и дураков». Сам Прыжов был критиком юродства, считая его результатом темного суеверия купцов и купчих, однако в его книге собраны многие малоизвестные факты из жизни блаженных, которых он считал притворщиками. Иван Степанович в описании Прыжова выглядел так: «Мужик лет пятидесяти, плешивый, с бородой, одет наподобие монастырского служки, говорит сладко и красноречиво». Блаженный был из крестьянского сословия, работал извозчиком-лихачом в Москве и стоял в хорошем месте «у Ермолая на Садовой возле Козихи». После болезни Иван Степанович оставил извоз, странствовал по русским монастырям, и вернулся в Москву уже в качестве босого юродивого. Многие собирались на улицах старой столицы послушать блаженного. Привлек странник и внимание полиции: Иван Степанович был арестован за бродяжничество. Выйдя из острога, юродивый стал наведываться в дома московских купцов, наставляя их в духовных вопросах и собирая подаяние.

Чаще всего Иван Степанович появлялся в Замоскворечье и на Самотеке. Считалось, что если блаженный придет веселым, то будет благословение дому, а если хмурым – быть беде. У Ивана Степановича имелся скотный двор, где держали коров, телят и кур. Своим московским благодетелям блаженный часто присылал гостинцы: яйца, сметану, творог. Получить горшок сметаны от Ивана Степановича считалось за высшее благословение старца. Таким образом, юродивый собрал много пожертвований, на которые, как писал его критик И. Прыжов, «основал на реке Пахре какой-то приют».

Этот «приют» при храме Фрола и Лавра в селе Ям и скит в Ново-Съяново стали причинами новых проблем Ивана Степановича с властью и полицией. История неудавшегося скита подробно описана на сайте прихода храма села Ям. Вернувшись в 1849 году в Съяново из длительного паломничества по монастырям, Иван Степанович вместе с бывшим фабричным рабочим Иваном Антиповым решили выстроить келью примерно в трехстах метрах от деревни. Примером им послужили пещеры Филиппушки в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры.

Скит двух пахринских отшельников состоял из маленького деревянного сруба с одним окном и тремя пещерами. В келье располагались иконы, медный крест, кипарисовый образ святителя Николая Чудотворца, церковные книги, аналой и прочая церковная утварь. Рядом с кельей на улице подвижники поставили деревянный восьмиконечный крест высотой с человеческий рост и каменные солнечные часы. Пещеры состояли из трех достаточно просторных подземных комнат. Хотя жители Ново-Съяново дали пустынникам свое согласие на постройку кельи около деревни, о подземных пещерах никто не знал: Иван Антипов и Иван Степанович рыли их по ночам Великим постом, ссыпая землю в овраг. Ничего не знал о подземелье и местный священник, который на Пасху совершал у кельи молебен с водоосвящением, но принял углубление в земле за погреб.

Когда слух о постройке подозрительного скита в Съяново дошел до властей, в деревню поехали чиновники с проверкой. Признаков какой-либо секты или раскола обнаружено не было, но Ивана Антипова и Ивана Степановича на всякий случай посадили в тюрьму Подольска, а с кельей поступили следующим образом: деревянный сруб сломали, подземные комнаты завалили землей, иконы и кресты велели передать в ближайшую церковь. После краткого пребывания в тюрьме обоих пустынников перевели в Даниловский монастырь «для вразумления». При этом Иван Степанович утверждал на допросе, что на строительство кельи его благословил сам московский митрополит Филарет Дроздов.

После неудачной попытки устроить келью и пещеры вблизи Съянова Иван Степанович начал собирать средства на создание богадельни и молитвенного дома в селе Ям. Блаженный быстро собрал необходимые средства, и в 1855 году богадельный дом для неусыпного чтения Псалтыри уже был построен и освящен. Хотя Иван Степанович вновь добился благословения на постройку у святителя Филарета Московского, начались допросы, преследования и попытки закрыть приют.

Нападки властей и рост общины заставили Ивана Степановича искать новое место для богадельни. Он безуспешно ходатайствовал о переводе общины в село Пахрино, где незадолго до этого освободились помещения бывших императорских конюшен. Уже после смерти блаженного община переехала из села Ям в Лукино, где позже был основан Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. Сам Иван Степанович был погребен в Пахрино, но могила его утрачена: в 1930-е годы Троицкую церковь сломали, а потом исчезло с карты и село. В музее Новомучеников и Исповедников в селе Ям есть фотография церкви в Пахрино, где был погребен блаженный.

ФЛОРО-ЛАВРСКАЯ ЦЕРКОВЬ с. ЯМ

Адрес в Интернете: www.floralavra.ru

Дата постройки: 1898 год
Престольный праздник: свв. бесср. Флора и Лавра (31 августа)
Приписные храмы:
часовня прав. Феодора Ушакова при воинской части, часовня свт. Николая на трассе «Дон».

ачало ее истории уходит в далекое прошлое, и сказать о нем что-либо определенное ныне невозможно. Однако, учитывая расположение села, можно предположить, что поселились здесь люди очень давно. Это подтверждают археологические исследования, проводившиеся в окрестностях сотрудниками Государственного исторического музея г. Москвы в 1995 году. На территории села Ям удалось выявить два селища, датируемых ХIII-ХVII вв. Одно из первых письменных свидетельств о селе относится к 1543 году, когда архимандрит Симонова монастыря жаловался великому князю Ивану Васильевичу на флоровских ямщиков, которые с крестьян принадлежавшего монастырю сельца Коробово «емлют по все дни под гонцы подводы многие и в том крестьянам от ямщиков чинитца нужа и обида великая». Видимо, уже в то время существовала и церковь, названная в честь святых мучеников Флора и Лавра, почитавшихся на Руси покровителями домашнего скота, а особенно лошадей.

По давней традиции, в день памяти святых 18/31 августа устраивался «лошадиный праздник», когда со всей округи к церкви сводили разукрашенных кумачовыми лентами, под расшитыми попонами и в лучшей сбруе коней, купали их в реке Пахре и в «Ямских озерках». В самой церкви, по обычаю, служили торжественный молебен, после которого священник кропил коней святой водой.

Сведения о церкви содержатся в писцовой книге Ратуева стана Московского уезда 1627–28 гг.

«Погост приходной на реке Пахре на Каширской большой дороге, — записано в ней, — а на погосте церковь Флора и Лавра деревянная, а в церкви и образы, и свечи, и книги, на колокольнице колокола…, у церкви на погосте во дворе поп Архип Васильев, во дворе церковный дьячок Илейка Прокофьев, во дворе пономарь Гришка Федоров, во дворе просвирница Ориньица Прокофьева дочь, да на погосте на церковной земле два двора бобыльских, да того Флоровского погоста попа Архипа на р. Пахре перевоз».

Сельская церковь до начала ХIХ века была деревянной. Таковой она упоминается в «Словаре Географическом Российского Государства», изданном в 1805 г. Видимо, достраивалась она, как Пахринская и Ермолинская, уже после Отечественной войны 1812 года.

Как каменная и крытая железом, она значится в клировых ведомостях за 1819 год. Через четыре года священник Михаил Васильев и церковный староста Николай Исидоров в письме архиепископу Московскому и Коломенскому Филарету сообщали, что церковь в селе каменная и «утварью довольна». А престол во имя святых апостолов Петра и Павла в приделе уже освящен, и просили разрешения на устройство второго придела во имя Святителя Николая в соответствие с храмозданной грамотой. В 1855 году завершено строительство колокольни, а в 1860 году завершены работы в Никольском приделе.

В 1888 г. священник Иоанн Никитин, церковный староста московский купец, ранее бывший крестьянином д. Павловской, Василий Семенович Леонов, сельские старосты прихода Сергей Андреевич Шурыгин, Борис Иванович Михеев представили митрополиту Иоаникию новый план перестройки храма, составленный епархиальным архитектором В. Крыгиным. В прошении о перестройке подчеркивалось, что по новому плану храм «с внешней стороны будет много величественнее, а по внутреннему устройству открытее, поместительнее, во всем удобнее», и средства и строительные материалы для перестройки имеются, а кирпич и камень старого храма будут употреблены на постройку нового.

После того, как было получено разрешение митрополита, старый холодный храм в 1889 г. разобрали, а затем разобрали и своды трапезной. В соответствии с проектом стены трапезы нарастили, над ними возвели новые, более высокие своды с центральным световым барабаном, для поддержания которого поставили четыре каменных столба. По углам новых сводов разместили четыре малых глухих барабана.

В основном строительство храма было закончено в 1893 г., когда состоялось освящение правого Никольского придела. «В большом торговом селе Подольского уезда Старый Ям, — сообщали «Московские церковные ведомости», — происходило торжество освящения одного из приделов перестраиваемого вновь сельского храма. Старый храм был невелик и не отличался особым благолепием. В новом своем виде церковь будет иметь величественный вид. Архитектура храма напоминает собою московскую церковь Василия Кесарийского. Работы производятся исключительно на доброхотные пожертвования».

Строительство предусмотренных проектом трех алтарных помещений, примыкающих к трапезе, и внутренняя отделка храма велись в последующие годы. В ходе отделки внутренние стены были покрыты штукатуркой и окрашены, а затем богато расписаны. Храм украсили три новых вызолоченных иконостаса. Перестроенная церковь могла принять одновременно до тысячи верующих. 12 июля 1898 г. освящен левый придел во имя апостолов Петра и Павла, а 23 августа — главный престол во имя св. мучеников Флора и Лавра.

Заслугой служителей церкви Флора и Лавра является и открытие в селе церковно-приходских школ. Первая школа здесь открыта удельным ведомством еще в 60-е годы ХIХ века. В 1868 году в ней обучалось 54 мальчика. Но после ее передачи земству она из-за нехватки средств закрылась, а дом, в котором она размещалась, был продан. Однако потребность в обучении ребятишек оставалась и с каждым годом возрастала.

Упадок храма начался в годы советской власти. В 1922 году из него изъяли 2 пуда ценной церковной утвари, в том числе серебряные кресты, чаши. В 30-е годы был запрещен колокольный звон, а в 1937 году арестовали и вскоре расстреляли в Бутово священника, протоиерея Ярослава Савицкого. Перед Отечественной войной разобрана колокольня, упразднено церковное кладбище, старинные могильные плиты которого использовали при закладке фундамента под колхозный свинарник. Позже были утрачены церковные главы, иконостас, уцелевшая утварь, ограда.

14 апреля, на Пасху 1990 года, состоялась первая служба в полуразрушенном здании храма во имя святых мучеников Флора и Лавра, которую возглавил настоятель храма протоиерей Валерий Ларичев. До этого в здании церкви много лет находился склад Мосэнерго, а позднее — кооператив по изготовлению колготок. Вход в здание был через алтарь, крыша протекала, устроен был второй этаж, где стояли станки и другое оборудование.

Более всех прихожан потрудилась для возвращения храма Клавдия Тимофеевна Самкова. Ее энергия и настойчивость заставила бывших арендаторов освободить здание церкви. До 1992 года в восстановлении храма большое участие принимал Н. Н. Буданов, а с 1993 по настоящее время все работы по восстановлению храма и устроению прихода ведутся под руководством казначея храма М. Ф. Андриановой. Для проведения богослужений отделили перегородкой часть Никольского придела.

Реконструкция храма началась с разборки перекрытий и перегородок, демонтажа старого оборудования, устройства системы отопления. Затем были восстановлены пять куполов храма, на которых установили временные кресты. В течение трех лет внутренность храма окончательно освободили от всего постороннего, после чего началось устройство алтарей.

В 1993 году храму передали находящиеся вблизи помещение конторы Мосэнерго, которое использовалось для жилья священника и дома приюта. С прилегающей к храму территории было вывезено 150 КАМАЗов мусора.

В 1995–96 гг. началось восстановление колокольни, которое на сегодня завершено. С помощью жертвователей на колокольне появился подбор колоколов, самый большой из которых весит 1370 кг. Восстановлены фрагменты оставшейся не сбитой живописи конца XIX века и расписано все внутреннее пространство. В работах по росписи храма более всех потрудились Н. А. Крапивенцева и Н. И. Орешко.

В период 1997–2004 гг. по оригинальному проекту иконописца Владимира Сидельникова было завершено устройство иконостасов всех трех приделов храма.

В 1997 году по проекту архитектора Алексея Неймана был воздвигнут крестильный храм во имя св. Иоанна Предтечи.

Трудами настоятеля, по образованию врача-психиатра и нарколога, при храме было организовано Братство трезвости во имя святых мучеников Флора и Лавра. В настоящее время строится здание братского корпуса и производственные мастерские.

С самого открытия храма начала действовать воскресная школа для детей, которой заведовала супруга настоятеля Маргарита Аркадьевна Ларичева. Ее трудами и заботами храм обрел свое лицо — она шила облачение для храма и для священников, хоругви и все необходимое для праздничного убранства церкви. 17 декабря 1999 года матушка Маргарита скончалась и была погребена на приходском кладбище возле храма.

Через год после смерти супруги настоятель храма отец Валерий принял монашеский постриг.

В настоящее время продолжается работа воскресной школы для детей под руководством Масловой Людмилы Григорьевны.

С 1992 года отец Валерий является священником домовой церкви во имя иконы Божией Матери и Целительницы при НЦПЗ РАМН — первом больничном храме г. Москвы.

Усилиями отца Валерия храм получил в многолетнюю аренду здание бывшей церковно-приходской школы, в котором планируется организация детского православного центра.

На фундаменте старого гаража Мосэнерго к 2004 году было построено здание, в котором размещены часовня во имя Иерусалимской Божией Матери, церковный магазин и приходской совет.

В 2002 году при воинской части 56135 была освящена часовня во имя святого праведного Феодора Ушакова и устроен духовно-просветительский центр с бесплатной видеотекой. Духовное окормление ее прихожан совершает второй священник храма — иерей Димитрий Свердлов. Кроме того, он руководит воскресной школой для взрослых, организованной в 2002 году.

  • Проезд

    • из Москвы на электропоезде с Павелецкого вокзала до ст. Ленинская или от станции метро «Домодедовская» автобусом № 466 до остановки «Ям».

  • Адрес

    • 142030, Московская область, Домодедовский район, с. Ям

    • Тел: 8 (279) 6-21-65

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *