Фильмы про священников

Продолжаем наши зимние киноподборки, на сей раз — фильмы о священниках. Понятно, что фильмов, где фигурирует священники, пруд пруди, поэтому подборка выйдет субъективная; но эту субъективность мы компенсировали разнообразием.

«Письма отцу Якобу» Клауса Хярё — может быть, не шедевр, но любимый многими фильм. Амнистированная уголовница устраивается работать к старому слепому священнику: читать ему письма разных людей, обращающихся к священнику за советом и молитвой. Одновременно грустный и радостный фильм о вере.

«Третье чудо» — фильм Агнешки Холланд. Замечательный фильм о чуде (и не только). В центре — священник, которому поручено «расследовать» подлинность чудес, и цыганка Хелен (умершая к началу действия), которую «подозревают» в святости.

«Месье Венсан» («Господин Венсан», «Монсеньор Венсан»; 1947 г.) Мориса Клоша — классика кинематографа, прекрасный фильм — «житие»: без пафоса, елейности и пр. Фильм рассказывает о главных вехах пути Венсана де Поля, католического святого, прославившегося делами милосердия. Лента включена в список 45 лучших, по мнению Ватикана, произведений кинематографа.

«Проблемные» фильмы

«Назарин»: Андрей Тарковский считал этот фильм лучшим у Бунюэля (и не только Тарковский). Священник пытается служить так, как этого требует Евангелие: удивительно ли, что у мира это не вызывает ничего, кроме ярости и отторжения? «Назарин» — история об отношениях святости и мира; некая вариация на тему Страстей. «Назарин» вызывает некоторое недоумение: добродетель священника показана как бы слишком беспомощной, зло мира — уж слишком невосприимчивым к святости; финал — неоднозначен и тревожен. Независимо от того, как это понимал сам режиссер, христиане знают: Евангелие — это отнюдь не пасторальная история; это история о том, как люди откликнулись на пришествие Бога Любви: они распяли Его; христиане же знают, что Он воскрес. Хотел или не хотел этого Бунюэль, фильм ложится в этот контекст.

«Причастие» (1962; название англоязычной версии — «Зимний свет») — вторая (центральная) часть «трилогии веры» Ингмара Бергмана. Священник, овдовев, теряет веру в Бога. «Какой абсурдный образ!» — говорит он, смотря на распятие. Через тяжелую хладность и пустоту в конце он всё же сможет сказать Богу: «Свят, свят, свят еси, Всемогущий Боже. Исполнены небо и земля славы Твоей»…

«В твоих руках» Аннетт Олесен — мощное современное религиозное высказывание. Анна поступает на работу священницей в женскую тюрьму. Там она встречает Кейт — великую грешницу и… святую, чудотворицу. Фильм о «всамделишней святости» и «всамделишном» грехе. Фильм входит в проект «Догма 95» Ларса фон Триера. Помимо «актуальности» женского священства, этот фильм интересен вот чем: протиборством священника (священницы), как бы благочестивой, но на деле — грешницы, и святого (святой), как бы грешницы, а деле — собственно святой.

Священство и царство

«Царь» Павла Лунгина — история о противостоянии Грозного царя и святителя Филиппа, палача и жертвы, великого грешника и святого. Сколь бы много бессмысленных споров ни велось вокруг Грозного и вообще вокруг власти, Церковь здесь высказалась вполне однозначно: Церковь, Чей Глава невинно казнен Римской империей, канонизировала святителя Филиппа, но — конечно! — не его убийцу. Об этом — прекрасный фильм Лунгина.

«Бекет» Питера Гленвилла — главный герой фильма — Томас Бекет, архиепископ Кентерберийский, святой католической Церкви, одна из центральных фигур английской истории XII в. Томаса Бекета можно назвать английским Златоустом. Как и константинопольский святитель, он восстал против власти — короля Генриха II, хотевшего использовать Церковь в своих интересах. Их борьба, как и в случае со Златоустом, окончилась мученической смертью праведника. Драма о противостоянии святости и мира, Церкви и власти, искушениях и мученичестве. Фильм прекрасен тем, что показывает житие святого «в динамике» — от бурной и грешной молодости к святости. Замечательный, уже давно ставший классическим фильм.

«Жизнь за жизнь» Кшиштофа Занусси — фильм, основанный на реальных событиях. Священник-францисканец Максимилиан Кольбе, канонизированный Католической церковью, был узником Аушвица — символе того зла, что несет власть. Там он добровольно пожертвовал жизнью ради незнакомого ему человека.

Экранизации великих романов о священниках

«Дневник сельского священника» — экранизация романа Жоржа Бернаноса. Вероятно, лучший фильм Робера Брессона, один из величайших фильмов в мировой истории. Молодой священник пытается преобразить жизнь своего прихода в истинно христианском духе, но сталкивается с мощным сопротивлением. Главная тема фильма — борьба святости и пошлости — исполнена здесь поистине гениально. Ко всему прочему «Дневник сельского священника» — прекрасная иллюстрация слов апостола Павла о том, что «мы сделались посмешищем миру»: святость для мира — нечто крайне позорное. Как позорен в глазах мира — Крест. Это главная тема Бернаноса, гениально воплощенная в «Дневнике сельского священника»: священник где-то в провинции, «в старом христианском приходе» пытается просто помочь людям жить по-евангельски: и, кажется, ничего кроме смеха, жестокости и подлости это живое присутствие святости не вызывает…

«Под солнцем Сатаны» — фильм Мориса Пиала, в роли аббата Донисса — Жерар Депардье. Фильм взял «Золотую пальмовую ветвь». Экранизация одноименного романа Бернаноса. «Под солнцем Сатаны» — ранний роман Ж. Бернаноса о девушке, которая оказалась в центре борьбы Сатаны и Бога. Бернанос, начав роман как социальную драму, превращает ее в метафизическую. В центре романа «Под солнцем Сатаны» — судьба двух героев: аббата Донисса — священника, сомневающегося в своем призвании, и девушки Мушетты — родившей мертвого ребенка, погрузившейся в безумие. Оба героя встречаются с самим Сатаной… «Под солнцем Сатаны» — роман крайне трагический, жесткий и в своем социальном плане, и в плане метафизическом: борьба добра со злом — действительно борьба, а не какая-то абстрактная схема.

«Ключи от Царства Небесного» Джона Стала — экранизация главного романа Арчибальда Кронина, образца подлинно христианской литературы. История священника Фрэнсиса Чизхолма: несчастная любовь, учеба, первый приход, проповедь в Китае и старость на родине. Кронин сумел показать, что истинная кротость и смирение не отрицают, а предполагают смелость, свободу и дерзание. Вечная борьба кротости и фарисейства, смирения и жестокости, святости и мира. «Ключи Царства» — редкий пример увлекательной, осознанно христианской литературы, вышедшей действительно «легкой» (по чтению, содержание «Ключей Царства» в общем трагическое), а главное — искренней, честной, без нравоучений (может быть, правда, несколько сентиментальной).

«Беглец» — экранизация романа Грэма Грина «Сила и слава». Режиссер: Джон Форд, один из выдающихся голливудских кинематографистов, один из классиков вестерна. Впрочем, своей «специальностью» (Дикий Запад) он тяготился и жалел, что мало снимал фильмов на другие темы. А вот «Беглеца» как раз он очень любил. К тому же в фильме играли лучшие актеры того времени. Экранизация получилась действительно достойная, во всяком случае фильм создавался более 50 лет назад и его до сих пор помнят (хотя надо признать, что образ главного героя «прилизан» по сравнению с книгой). «Сила и слава» — гениальный роман Грэма Грина, пример подлинно христианской литературы. Священник в эпоху гонений. Священник — блудник, алкоголик, трус… Зачем он остался в этой стране? Его презирают (как и он сам себя, впрочем), преследуют как зверя, наконец убивают. Искренняя, даже жесткая история о грехе, служении Христу, святости. О том, что святость в каком-то смысле неприглядна. О том, что есть единственное горе — не быть святым. И главное: то, что мир считает поражением, для Неба — величайшая победа. С. С. Аверинцев справедливо говорил о романе «Сила и слава» Грэма Грина как об одном из самых аутентичных свидетельств христианства XX века — христианства, оставившего себе только Крест.

Священники в жанровом кино

«Я исповедуюсь» — самый «христианский» фильм Альфреда Хичкока (берем в кавычки, так как сомнительно, что сам режиссер согласился бы с таким определением). Характерно, что этот фильм не пользовался признанием современников (хотя взял Гран-при в Каннах). Зритель насладится классическими для Хичкока саспенсом, тонкой психологией и напряженным сценарием. Священник исповедует убийцу и сам попадает под подозрение: но ведь он не может разгласить тайну исповеди… Опять же характерно, что, по первоначальной задумке режиссера, священника должны были казнить, но режиссеру пришлось изменить сценарий в сторону хеппи-энда.

«Ангелы с грязными лицами» Майкла Кёртиса — фильм 1938 г., общепризнанная классика. На первый взгляд, это обычный голливудский фильм, гангстерская драма, каких тогда было много (и чисто внешне опять же это шедевр данного жанра). В «Ангелах» мы, однако, видим, как, блестяще исполнив внешние черты жанра, создатели перевернули его суть, грубо говоря, «разоблачили» гангстерскую драму. Сюжет следующий: два подростка, Рокки и Джерри, совершают кражу, Рокки попадается. Вследствие этого он становится бандитом, а Джерри — священником. Это зачин. Бессмысленно рассказывать весь фильм, опишем лишь его гениальный финал. Пережив множество перипетий, Джерри оказывается приговоренным к смерти. Рокки, после той первой кражи сделавший делом своей жизни борьбу с криминалом и его популярностью в тогдашнем американском обществе, просит у Джерри невозможного: перед смертью не вести себя как герой, а унизиться, выглядеть «трусливой крысой», тем самым развенчав миф о «бравых бандитах». Так гангстерский фильм оборачивается историей про смирение, уничижение, про «быть посмеянием и позорищем миру».

«Отходная молитва» — не самый плохой пример «массового кино» с христианскими мотивами. «Драматический триллер» по форме (и вполне на уровне этого жанра), по сути — история раскаяния. Ирландский террорист случайно подрывает школьный автобус. В ужасе он решает покончить со своей прежней жизнью, но для этого он должен совершить еще одно убийство. Случайным свидетелем оного становится священник. Далее — история покаяния на фоне «драматического триллера». Режиссер: Майк Ходжес. В главных ролях: Микки Рурк, Боб Хоскинс, Алан Бейт.

«Пастырь» Левина Уэбба — типичный детективный триллер. Здесь мы его предлагаем как образчик «мейнстрима», но с христианской тематикой и не без «глубины». Ловкому и вполне «светскому» отцу Дэниэлу поручено загладить скандал: другого священника обвиняют в убийстве. Здесь начинается собственно «детектив» и «триллер». Детектив — прекрасная метафора поиска истины, триллер — стояния над бездной (Честертон и Достоевский с разных сторон показали, как все это можно использовать в христианском искусстве). «Пастырь» — неплохая попытка в этом духе: отец Дэниэл, все больше погружаясь в грязь и ужас в поисках истины, вспоминает, кто он: Божий служитель.

«Крест и нож» Дональда Мюррея — христианский проповедник обращает членов подростковых банд Нью-Йорка к Богу. Фильм «Крест и нож» создан по мотивам книг пастора Дэвида Вилкерсона «Крест и нож» и его друга бандита Никки Круза «Беги, малыш, беги». Обе книги повествуют об обращении подростковых банд к Господу. Книги и соответственно фильм основаны на реальных событиях.

«Город мальчиков» Нормана Таурога — классика кино. Пять номинаций на «Оскар» (два — приза). Своего рода христианская «Республика ШКИД» — католический священник создает приют для трудных детей. Эта идея пришла священнику после исповеди приговоренного к смертной казни. «Город мальчиков» в действительности существовал, как и его создатель отец Эдвард Дж. Флэнэгэн, и существует до сих пор. Воспитанники говорили о священнике: «он не суровый отец, а брат».

Под конец — экранизации рассказов об отце Брауне — одном из самых обаятельных образов священника в мировой культуре; сами рассказы — классика детектива и прекрасная литература:

— Британский телевизионный сериал в лучших традициях прекрасных английских ТВ-экранизаций классики.

— Английский фильм 1954 г. Священник-детектив в исполнении Алека Гиннесса многими до сих пор считается лучшим. Экранизация рассказа «Сапфировый крест».

— «Паршивая овца» и «Пагубная страсть» — две немецкие экранизации.

— Советский (литовский) двухсерийный фильм «по мотивам новелл Г. К. Честертона». Источником послужил не только «отец Браун», но и «Хорн Фишер».

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Владимир Шалларь

Редактор медиатеки «Предание.Ру»

  • 10 фильмов, которые стоит посмотреть: советует редакция Лайфхакера

    Бойцовский клуб

    Алексей Пономарь Издатель Лайфхакера

    Недавно я прочитал интересную мысль: «Бойцовский клуб» мог стать нетленным манифестом поколения Х, но 11 сентября 2001 года сделало из манифеста слишком мрачное пророчество. В любом случае этот фильм стоит посмотреть не только ради точно описанных проблем и болезней современного общества потребления (пускай это клише, но тут трудно подобрать другие слова), а также великолепных диалогов, моментально разобранных на афоризмы.

    Смотреть в iTunes →
    Смотреть в Google Play →

    Меня зовут Кхан

    Мария Верховцева И. о. главного редактора Лайфхакера

    Да, индийский фильм. Да, добрый, хороший, несущий свет и тепло. Здесь нет чернухи, убийств, манипуляций, которыми кишат современные фильмы и сериалы. Здесь есть настоящее, человеческое, вечное. Кино долгое, но насыщенное.

    Суть фильма хорошо передают слова матери главного героя: «В этом мире есть только два вида людей. Хорошие — это те, кто совершает хорошие поступки. И плохие, с плохими поступками. И это единственное различие между людьми. Другой разницы нет.

    Смотреть в iTunes →

    Спасти мистера Бэнкса

    Анастасия Сукманова Автор Лайфхакера

    Рекомендую смотреть фильм «Спасти мистера Бэнкса» тогда, когда единственное, чего вам хочется, — просто махнуть рукой и всё бросить. Это история о том, как известный мультипликатор Уолт Дисней целых ДВАДЦАТЬ ЛЕТ пытался уговорить очень упрямую писательницу Памелу Трэверс согласиться на экранизацию её книги о Мэри Поппинс.

    Только задумайтесь: он шёл к своей цели двадцать долгих лет. Если даже такой пример не поможет вам поверить в себя, то вряд ли вообще что-то поможет.

    Смотреть в iTunes →
    Смотреть в Google Play →

    Король-рыбак

    Наталья Скорнякова Редактор Лайфхакера

    «Король-рыбак» — трагикомедия Терри Гиллиама в жанре магического реализма. Пронзительная история популярного радиоведущего — язвительного циника, чья жизнь пошла под откос в результате одной неосмотрительной фразы, и городского сумасшедшего, который ищет святой Грааль на улицах Нью-Йорка.

    Замечательный фильм о потерях, силе воображения и о том, как во времена отчаяния спасает настоящая человеческая близость и душевная теплота.

    Смотреть в iTunes →

    Малхолланд Драйв

    Анастасия Середа Автор Лайфхакера

    Я советую посмотреть психологический триллер «Малхолланд Драйв». Думаю, что Дэвид Линч — один из лучших режиссёров в мире, а значит, с его работами нужно знакомиться в обязательном порядке.

    «Малхолланд Драйв» — это фильм, который хочется разгадать. Не могу назвать его сложным, но он точно заставит вас немного задуматься. А ещё эта лента невероятно красивая, и в ней звучит прекрасная музыка. Игра актёров, работа оператора, общая атмосфера и накал страстей — всё в этом фильме кажется идеальным. Наверное, именно поэтому «Малхолланд Драйв» был назван лучшим фильмом XXI века.

    Из машины

    Максим Волоцкий Автор Лайфхакера

    «Из машины» — интеллектуальный научно-фантастический триллер, прорывной дебют режиссёра Алекса Гарленда. Этот фильм доказал, что создать зрелищное и увлекательное произведение кинематографа можно без сумасшедших финансовых затрат.

    «Из машины» не подкупает известными именами актёров или многообразием съёмочных локаций. Но уже на первых минутах цепляет интригой и не отпускает до самого конца. К тому же фильм даёт серьёзный повод для размышлений, погружая зрителя в глубокую и, как никогда, актуальную проблематику машинного разума.

    Смотреть в iTunes →

    Вавилон

    Настя Радужная Автор Лайфхакера

    Я увлекалась творчеством Алехандро Гонсалеса Иньярриту ещё до того, как это стало мейнстримом. Поэтому, раз уж нужно выделить один фильм, остановлюсь на «Вавилоне». В нём есть всё, чтобы считаться идеальным: захватывающий сюжет, прекрасная режиссёрская и операторская работа, отличная музыка и актёрская игра, которой веришь.

    В фильме переплетены три, казалось бы, параллельных друг другу сюжета. Герои находятся в разных уголках планеты: Япония, Марокко, Мексика. Но всё это в общей философской канве. Фильм оставляет долгое послевкусие. После просмотра ещё неделю размышляешь, какая пропасть может быть между близкими людьми, почему мы не понимаем друг друга и не принимаем такими, какие есть, и какую роль в нашей жизни играет случай.

    Фильм снят десять лет назад, но, на мой взгляд, очень актуален именно сегодня. Только не стоит смотреть его сквозь политическую призму. Там не об этом. Мы живём в огромном Вавилоне, но разделяет нас не языковой барьер, а гордыня, цинизм и жестокость.

    Смотреть в iTunes →
    Смотреть в Google Play →

    Господин Никто

    Ангелина Морозова Автор Лайфхакера

    Я очень долго решалась посмотреть этот фильм. Меня пугали его продолжительностью (да, он идёт почти три часа) и запутанностью, поэтому я много раз говорила «Господину Никто»: «Не сегодня». Как оказалось, я откладывала просмотр напрасно. Фильм захватывает с первых минут и не отпускает до финальных титров.

    В нём есть всё: и научная фантастика, и драма, и мощная психологическая составляющая, и любовная линия (фактически не одна), и красивый визуальный ряд, и, несомненно, идея. Я знаю многих людей, которые посмотрели этот фильм, и каждый из них трактует его смысл по-своему. Для меня было удивительно узнать каждую версию. Я воспринимаю «Господина Никто» как фильм о выборе. С одной стороны, он говорит о том, что правильный выбор сделать невозможно. С другой — что любой выбор является правильным.

    Советую посмотреть эту картину и попробовать в очередной раз разгадать её идею. Возможно, она поможет вам принять какое-то важное решение. Мне помогла.

    Смотреть в iTunes →

    Воровка книг

    Мария Любимова Редактор Лайфхакера

    Я бы порекомендовала всем посмотреть фильм Брайана Персивала «Воровка книг», снятый по роману Маркуса Зусака. События фильма разворачиваются в нацистской Германии. Мы узнаём о жизни и трагической судьбе девочки Лизель. Её семья пострадала от фашистского режима, и малышка находит утешение в книгах, которые ворует. Они дают ей возможность понять окружающий мир, воспитывают её и помогают справиться с жестокой реальностью.

    Этот фильм обо всём: о войне, дружбе, любви, семье, несправедливости и, конечно же, книгах. Его стоит посмотреть всем, чтобы понять, как оставаться человеком несмотря ни на что.

    Смотреть в iTunes →
    Смотреть в Google Play →

    Рокки

    Артём Козориз Автор Лайфхакера

    Старый, но не теряющий своей актуальности фильм, который можно пересматривать бесконечно. Никаких спецэффектов и компьютерной графики — всё держится исключительно на сюжете, гениальной игре актёров и потрясающей музыке. «Рокки» нереально мотивирует и доказывает, что любой может добиться успеха. Главное — верить и, не отступая, идти к своей цели.

    После просмотра у моего пятилетнего сына появился новый герой, потеснивший в его персональном рейтинге Люка Скайуокера и Арагорна. А ещё он попросил купить боксёрский мешок.

    Смотреть в iTunes →

    Мы в редакции очень любим смотреть не только фильмы, но ещё и сериалы. Если как раз сейчас вы находитесь в поисках нового телешоу, то добро пожаловать вот сюда. 🙂

    30 ценных фильмов, которые необходимо посмотреть хотя бы раз в жизни

    Мы собрали 30 фильмов, которые, каждый в свое время, произвели на зрителей неизгладимое впечатление и оказали влияние на мировой кинематограф. Их до сих пор цитируют в новых картинах, им подражают и каждый режиссер втайне мечтает быть автором такой работы.

    2001 год: Космическая одиссея

    2001: A Space Odyssey, 1968

    Режиссер — Стэнли Кубрик

    Важная веха в развитии кинофантастики: тщательно выстроенные декорации «Космической одиссеи» показывают, что реалистичное погружение в неизведанный и удивительный мир возможно и без компьютерных спецэффектов. А отсылки к этому фильму можно встретить более чем в 500 картинах, созданных в самых разных странах.

    8 с половиной

    81/2, 1963

    Режиссер — Федерико Феллини

    Лучшая картина в творчестве культового режиссера Федерико Феллини считается также одним из величайших фильмов в истории кино. Андрей Тарковский о своих впечатлениях: «В нём глубина и утончённость замысла соединились с простотой и демократичностью формального выражения, с той органичностью формы, когда всё открылось нам так, как было задумано автором».

    Крестный отец

    The Godfather, 1972

    Режиссер — Фрэнсис Форд Коппола

    Криминальная сага о сицилийской мафии в Нью-Йорке занимает вторую строчку в списке лучших фильмов за всю историю американского кинематографа, составленного Американским институтом киноискусства. И, что важно, в своих оценках этому фильму совпадают и зрители, и кинокритики, ищущие в картинах совсем разных впечатлений.

    Малыш

    The Kid, 1921

    Режиссер — Чарльз Чаплин

    Первая полнометражная режиссерская работа легендарного Чарли Чаплина, который показал, что его стиль работы годится не только для смешных короткометражек, но и для серьезного трагикомического сюжета.

    Психо

    Psycho, 1960

    Режиссер — Альфред Хичкок

    Психологический хоррор Хичкока произвел на публику неизгладимое впечатление. Этому способствовал не только сильный сюжет, но и меры предосторожности: режиссер, работая над фильмом, постарался скупить как можно больше экземпляров книги, по которой ставилась картина, чтобы концовку знало как можно меньше людей.

    Токийская повесть

    Tokyo Story, 1953

    Режиссер — Ясудзиро Одзу

    Фильм японца Ясудзиро Одзу признали самым гениальным произведением мирового кинематографа в результате опроса 358 режиссеров, проведенного британским журналом Sight & Sound в 2012 году.

    Побег из Шоушенка

    The Shawshank Redemption, 1994

    Режиссер — Фрэнк Дарабонт

    История о несгибаемой воле и целеустремленности Энди Дюфрейна на протяжении последних десяти лет возглавляет списки лучших фильмов всех времен по версии зрителей как в России, так и за рубежом.

    Форрест Гамп

    Forrest Gump, 1994

    Режиссер — Роберт Земекис

    Лучший фильм в карьере режиссера Роберта Земекиса и один из самых ярких образов Тома Хэнкса. В 1994 году «Форрест Гамп» стал самым кассовым фильмом, забрал 6 «Оскаров-1995», среди них три главных, и еще 38 кинонаград по всему миру.

    Война и мир

    Режиссер — Сергей Бондарчук

    В 1969 году «Война и мир» получила «Оскар» за «Лучший иностранный фильм». Картина делалась очень тяжело, часто приходилось переснимать сцены из-за брака пленки. Но результат превзошел все ожидания. Режиссеры всего мира до сих пор вдохновляются потрясающими батальными сценами Сергея Бондарчука. Так, Питер Джексон рассказывал, что перед съемками сражения в последней части «Хоббита» специально пересматривал «Войну и мир».

    Король Лев

    The Lion King, 1994

    Режиссер — Роджер Аллерс, Роб Минкофф

    На момент выхода в 1994 году «Король Лев» стал самым кассовым анимационным фильмом в истории. Его рекорд был побит лишь девять лет спустя мультфильмом «В поисках Немо».

    Бойцовский клуб

    Fight Club, 1999

    Режиссер — Дэвид Финчер

    История о моральном крахе общества потребления зацепила зрителей как актуальностью идеи, так и мощной концовкой. Но это случилось далеко не сразу. В прокате фильм с треском провалился, критики, оценивая новаторские фишки режиссера, ругали картину за упоение насилием, а культовым «Бойцовский клуб» стал лишь спустя 10 лет. Сейчас он считается одним из самых резонансных кинособытий конца XX века.

    Начало

    Inception, 2010

    Режиссер — Кристофер Нолан

    Пожалуй, лучший на сегодняшний день пример того, как можно сделать головокружительный блокбастер с мощной картинкой, который при этом требует вдумчивого просмотра и, возможно, не один раз.

    Андрей Рублев

    Режиссер — Андрей Тарковский

    Мрачное размышление о природе творчества, о мучительном пути гения стало классикой мирового кинематографа. «Андрей Рублев» — в десятке самых гениальных произведений по результатам опроса 358 режиссеров, проведенного британским журналом Sight & Sound в 2012 году.

    Сталкер

    Режиссер — Андрей Тарковский

    Кинокритик Антон Долин: «Тарковский для нашего кино — столь же основополагающая фигура, как Пушкин для литературы, а „Сталкер“ — его „Евгений Онегин“. Фильм повлиял на такое количество явлений — от картин Ларса фон Триера, Георгия Данелии и Мамору Осии до компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R., — что знать его просто необходимо».

    Пианист

    The Pianist, 2002

    Режиссер — Роман Полански

    Лучший фильм Романа Полански, забравший трех «Оскаров» в 2003 году, снят по реальной истории пианиста Владислава Шпильмана, выживавшего в Польше, захваченной нацистами.

    Матрица

    The Matrix, 1999−2003

    Режиссер — Лана Вачовски, Лилли Вачовски

    «Матрица» ознаменовала собой начало нового тысячелетия: одним она дала новую философию, пересмотр природы реальности, нового героя, другим потрясающие визуальные эффекты, третьих увлекла сюжетом, и многим — разочарование уже ко второму фильму. И все же за последние восемнадцать лет только ленивый не процитировал в своем кино ту или иную сцену из «Матрицы».

    Властелин колец

    The Lord of the Rings, 2001−2003

    Режиссер — Питер Джексон

    Трилогия Питера Джексона — это, пожалуй, один из самых эффектных, поражающих воображение фэнтези, показанных в кинотеатрах. А третий эпизод — «Возвращение короля» — стал первой сугубо развлекательной картиной, получившей «Оскар» как «лучший фильм года».

    12 разгневанных мужчин

    12 Angry Men, 1957

    Режиссер — Сидни Люмет

    Эталонный образец камерной драмы, где действие происходит в одном помещении, но страсти разгораются такие, что становится страшно. На крупнейшем международном ресурсе о кино IMDb он занимает 5 место среди лучших фильмов всех времён.

    Титаник

    Titanic, 1997

    Режиссер — Джеймс Кэмерон

    Эпичный фильм-катастрофа Джеймса Кэмерона стал самым кассовым в истории кинематографа, пока не появился «Аватар» того же режиссера. В 1998 году «Титаник» был номинирован на 14 «Оскаров» и взял 11 из них.

    Молчание ягнят

    The Silence of the Lambs, 1990

    Режиссер — Джонатан Демме

    В психологическом триллере «Молчание ягнят» Энтони Хопкинс создал настолько мощный образ маньяка, что шлейф этой роли останется с ним навечно. Вряд ли с актером случится еще что-то столь же грандиозное, как Ганнибал Лектер тридцать лет назад.

    Криминальное чтиво

    Pulp Fiction, 1994

    Режиссер — Квентин Тарантино

    Успех этого нахально нестандартного фильма был довольно неожиданным: рваное повествование, странные киллеры с философскими разговорчиками, безумное количество отсылок к другим фильмам, а в результате — культовый статус и цитирование везде и всюду.

    Сияние

    The Shining, 1980

    Режиссер — Стэнли Кубрик

    До «Мизери», вышедшей в 1990 году, «Сияние» было самой прибыльной экранизацией романа Стивена Кинга. А вот сам писатель картину не любил, считал, что Стэнли Кубрик взялся снимать фильм ужасов, не имея ни малейшего представления о жанре. Но, судя по популярности фильма, зрители не согласны с Кингом.

    Терминатор (первые два фильма)

    Terminator, 1984−1991

    Режиссер — Джеймс Кэмерон

    Кажется, все, к чему прикасается Джеймс Кэмерон, становится эпохальным. Простой, как пять копеек, сюжет о неубиваемом роботе, преследующем беззащитную женщину, превратился в один из главных блокбастеров 80-х. «I’ll be back» — одна из самых популярных цитат в кино и не только.

    Звездные войны (первая трилогия)

    Star Wars, 1977−1983

    Режиссер — Джордж Лукас

    Многие фильмы можно вынуть из истории кино, и никто этого не заметит. А вот без «Звездных войн» представить себе сегодняшний мир просто невозможно. И дело не в диснеевских продолжениях, а в том, насколько прочно вошли в нашу жизнь герои космической сказки — Люк, Лея, Хан Соло и Дарт Вейдер. Вы могли ни разу в жизни не посмотреть ни одной серии «Звездных войн», но вряд никогда не видели мемов по мотивам этой саги. А если считаете, что не встречали такое, то надо срочно смотреть первые три фильма, откроете для себя много нового.

    Плюс первая трилогия — это важный этап в развитии космической фантастики и визуальных эффектов.

    Игры разума

    A Beautiful Mind, 2001

    Режиссер — Рон Ховард

    На рубеже тысячелетий вопрос о том, насколько реальная воспринимаемая нами реальность, волновал всех настолько живо, что картины об этом снимались просто пачками. Поэтому неудивительно, что лучшим фильмом 2002 года стала история именно на эту тему.

    Назад в будущее

    Back to the Future, 1985

    Режиссер — Роберт Земекис

    Обаятельные герои фильма Док и Марти скачут туда-сюда во времени, разруливая семейные проблемы. Казалось бы, в чем ценность? Это лучшее кино для подростков, наполненное увлекательными загадками о природе времени, четкими представлениями о том, что хорошо, а что плохо, чудесно придуманным сюжетом и просто смешное.

    В джазе только девушки

    Some Like It Hot, 1959

    Режиссер — Билли Уайлдер

    Одна из самых гениальных кинокомедий в истории кино с Мэрилин Монро в главной роли стала этапной для американского комедийного синематографа. Сейчас может показаться странным, но для своего времени тема с переодеванием мужчин в женщин была настолько рискованной, что ее могли не пустить в прокат за аморальность. Официально ее и не допустили к показу, но фильм вышел и дал новое дыхание голливудскому кино.

    Броненосец «Потемкин»

    Хотя бы раз в жизни надо посмотреть немой черно-белый фильм, снятый советским режиссером Сергеем Эйзенштейном на первой кинофабрике «Госкино» в 1925 году. Это один из самых влиятельных фильмов мирового кинематографа. Упоминания о нем и киноцитаты вы встретите в таких фильмах, как «Крестный отец», «Титаник», «Бонни и Клайд», «Банды Нью-Йорка», «Загадочная история Бенджамина Баттона» и даже в мультфильме «Красавица и чудовище».

    Аватар

    Avatar, 2009

    Новая эпоха в развитии визуальных эффектов, связанных с 3D, с усовершенствованием технологии захвата движения, компьютерной графики и прочими крутыми штуками. Трудно сказать, выйдет ли второй фильм в 2020 году, как обещано, слишком часто премьера переносилась. Но уверенность 99% — режиссер Джеймс Кэмерон опять сотворит что-нибудь эпохальное.

    Расёмон

    Расё:мон, 1950

    Необычная картина о поисках истины, которая всегда где-то рядом, открыла миру, что на свете существует японское кино, и породила жанр фильмов, показывающих одно событие с разных точек зрения.

    23 лучших фильма по версии зрителей, а не кинокритиков

    Экология познания. Все — шедевры! Успех той или иной киноленты обычно определяется ее кассовыми сборами и количеством просмотров на Netflix. Но самые лучшие, самые глубокие фильмы часто проваливаются в прокате.

    Все — шедевры!

    Успех той или иной киноленты обычно определяется ее кассовыми сборами и количеством просмотров на Netflix. Но самые лучшие, самые глубокие фильмы часто проваливаются в прокате.

    Поэтому большинство людей о них не знает и не слышит. И вот мы решили помочь вам.

    В этой подборке — только те фильмы, которые получили высокую оценку на IMDb и при этом имеют высокий рейтинг на Rotten Tomatoes. Это значит, что каждую из этих лент высоко ценят не критики, а рядовые зрители. При этом о большей части из них вы, вероятно, никогда не слышали.

    В общем, вот вам список отличных малоизвестных фильмов с высоким зрительским рейтингом.

    23. Учитель на замену (2011)

    Очень поэтичный фильм об учителе английской литературы, который заменяет штатных преподавателей в бедных городских районах. Личность главного героя (играет Эдриэн Броуди) полна темных тайн. Фильм получился глубоким и эмоциональным. Отлично подходит тем людям, которые слишком часто задумываются о жизни, о своем месте в мире и о том, какие у них отношениях с другими.

    22. Самый быстрый Indian (2005)

    Фильм рассказывает об истории жизни знаменитого новозеландца Берта Монро, который потратил десятилетия жизни на переоснащение своего любимого мотоцикла марки «Индиан» 1920 года выпуска с максимальной скоростью в 58 миль/ч в гоночный болид для установления рекорда скорости. И официальный рекорд (200 миль/ч) в конце концов был установлен! Это случилось в 1967 году…

    Это история о том, как важно никогда не предавать свою мечту, несмотря на все насмешки и упреки.

    21. Аквариум (2009)

    Реалистичное изображение жизни британского рабочего класса и современных трудных подростков. Кэти Джарвис играет эгоистичного 15-летнего подростка, чей мир резко меняется после того, как новый любовник ее матери обращает на нее внимание. Не смотрите этот фильм, если не готовы к жестким историям из реальной жизни.

    20. Самый пьяный округ в мире (2012)

    Том Харди, Гай Пирс, Гэри Олдман, Джессика Честейн и масса других звезд бандитских саг вместе снялись в бодром и жестком боевике, и при этом все это выглядит на экране так, будто все относятся к себе не слишком серьезно.

    Лента рассказывает о жизни братьев-бутлегеров, которые борются со всеми сразу: с конкурентами, с полицией, с собственными страстями.

    Отличная постановка! Смотреть этот фильм — одно чистое удовольствие.

    19. Олдбой (2003)

    Фильм рассказывает о рекламщике, которого некто похитил и 20 лет продержал в одиночной камере, никак не объясняя своих мотивов. Столь же неожиданно получив однажды свободу, он решает разыскать того, кто организовал его похищение, и обнаруживает, что неизвестный злодей продолжает мучить его загадками. Погоня за местью приводит его к юной социальной работнице и некоему человеку, в руках которого якобы находится ключ к его спасению.

    Фильм очень напряженный, смотрится на одном дыхании. И он изменит ваше восприятие жизни, хотите вы того или нет.

    18. Небраска (2013)

    Вудроу Т. Грант получил письмо счастья. И поверил в него. Ну, а что взять с Вудроу? Он уже старый, у него начинается Альцгеймер, он алкоголик… Вот Вуди и отправляется в город Линкольн, штат Небраска, чтобы получить «обещанный» письмом счастья 1.000.000 долларов. А поможет ему в этом сын по имени Дэвид, который хоть и понимает, что это «разводка», но хочет подарить своему отцу немножко счастья.

    Небраска — это фильм-стихотворение. В нем идеально все, даже тот факт, что так до конца и не понимаешь: это комедия или драма? Обязательно посмотрите этот шедевр.

    17. Катастрофа (2013)

    Спокойная жизнь таинственного затворника переворачивается с ног на голову, когда он возвращается туда, где провел детство, желая отомстить. Он ввязывается в жестокую борьбу, чтобы защитить свою семью…

    Это очень серьезная драма с пронзительным визуальным рядом. Здесь много насилия, много драматизма и много смысла.

    Первые 15-20 минут сюжет развивается очень медленно, но затем все окупается с лихвой.

    16. Одинокий мужчина (2009)

    Лос-Анджелес, 1962 год. Профессор английской литературы Джордж отводит себе один день для ответа на вопрос, есть ли у него будущее после внезапной смерти любовника Джима, с которым он прожил 16 лет. В рассыпающемся на части мире Джордж ищет утешения у давней подруги Шарлотты, пытается зацепиться за красоту окружающей реальности, чтобы заново открыть смысл жизни.

    Великолепный фильм в полном смысле этого слова. Здесь и отличный сюжет, и глубокие чувства, и бесподобная игра актеров.

    15. Самсара (2012)

    Фильм, снятый полностью на 70-миллиметровую пленку, представляет собой полуторачасовое путешествие по самым удивительным местам планеты (всего в фильме покажут 25 стран на 5 континентах). Действие «Самсары» переносит зрителя на священные земли и в зоны стихийных бедствий, в сердце промышленных объектов и природных чудес.

    Ни один другой фильм не покажет вам столько красоты. Здесь все: и путешествия, и разнообразие культур и религий, и городов, и отраслей, и природы. Вы должны посмотреть этот фильм, чтобы поверить, что он существует.

    14. Вышибала (2012)

    Даг — простой вышибала, работающий в провинциальном баре. Однажды, ввязавшись в драку на хоккейном матче с одним из игроков, он попадает в поле зрения тренера команды мастеров. Ему срочно нужен игрок, который сможет защитить на льду ведущего нападающего клуба. Даг не умеет стоять на коньках, но этому можно научиться, зато в драке ему нет равных! У команды-главного конкурента есть свой тафгай, Росс «Босс-Мать-Его» Риа, от одного вида которого дрожит вся хоккейная лига. Дагу и Россу предстоит сойтись в одном матче. Наш герой, с помощью своего друга, делает головокружительную карьеру, сплотив вокруг себя всю команду, и завоевывает любовь самой лучшей девушки на свете. С точки зрения Дага, конечно.

    Это не только веселая история о жизни «плуговатого» парня. Это еще и история большой любви — со всеми ее нелепостями и эмоциональной нагрузкой.

    12. Уже не дети (2012)

    Рэйчел — пятнадцатилетняя девочка из семьи мормонов-фундаменталистов штата Юта. Однажды она находит запрещенную кассету с рок-музыкой. Никогда не слышав ничего подобного прежде, Рэйчел переживает неповторимые эмоции. Три месяца спустя Рэйчел обнаруживает, что беременна, и утверждает, что произошло непорочное зачатие от прослушивания запретных рок-записей. Родители Рейчел готовят для неё свадьбу, но она бежит в ближайший город — Лас-Вегас, чтобы найти человека, который поет на кассете, думая, что он имеет какое-то отношение к её таинственной беременности …

    Тяжелая история, которая останется с вами надолго. Один из тех фильмов, который заставит вас задуматься о собственном детстве и отрочестве. С другой стороны, он помогает зрителям снова влюбиться в жизнь. Этот фильм даст вам чувство уверенности в собственных силах и заставит трепетать бабочки в вашем животе.

    12. Господин Никто (2009)

    История рассказывает о последнем смертном человеке в утопическом будущем, в котором уже никто вроде как и не умирает. Сюжет нелинейный, события постоянно переплетаются друг с другом, а хронометраж нарочито запутанный. Добавьте сюда шедевральный саундтрек. Вот почему многие люди считают его культовым.

    11. Самозванец (2012)

    1997 год. Пропавший три года назад Николас Баркли, мальчик из простой техасской семьи, невероятным образом найден в Испании. Семья счастлива: их не смущает даже то, что парень сменил цвет волос и глаз, говорит с акцентом и никого не узнаёт. На самом деле это Фредерик Бурден: самозванец-виртуоз и мастер обмана, менявший свою личность по меньшей мере 39 раз. Разоблачить мошенника Бурдена пытаются агент ФБР и частный детектив, но их ждёт встреча с куда более мрачными тайнами. Ведь у каждой лжи — две правды.

    Этот фильм снят настолько хорошо, а эта история так невероятна, что будет очень трудно поверить, что все это произошло на самом деле, а не просто фантастика. Повороты сюжета здесь на каждом углу. Если бы Кристофер Нолан снял по этой истории 48-часовой фильм, то в сравнении с этим шедевром он выглядел бы блекло!

    10. Парк культуры и отдыха (2009)

    Фильм с ретро-оттенком о подростках из Питтсбурга, которые работали в парке развлечений в 1987 году. Это сладкий, нежный, смешной и немного интимный шедевр о неразделенной любви.

    9. Охотники за головами (2012)

    Фильм-погоня, который стоит смотреть за его блестящий черный юмор. Любителям черного юмора, конечно.

    Темп ленты держит зрителя в напряжении от первой до последней минуты. И хотя многие сцены кажутся наивными или нереальными, оторваться от сюрреалистичного шарма «Охотников» просто невозможно.

    8. Вирунга (2014)

    Группа смельчаков рискует собственной жизнью, чтобы спасти последнего в мире представителя вида горных горилл, в разгар новой гражданской войны и борьбы за природные ресурсы Конго.

    Этот фильм, строго говоря, документальный, но выглядит он так как прекрасное игровое кино. Как отличный триллер. И когда знаешь, что все это происходило на самом деле, то понимаешь, что человечество еще не потеряно.

    Кино получилось мощным, насыщенным, смотрится на одном дыхании.

    7. Начинающие (2010)

    Романтическая американская комедия, в которой, однако, рассказывается еще и о сложных взаимоотношениях сына с отцом. Фильм великолепно снят и получился не только смешным, но и душераздирающим. Он как нельзя лучше демонстрирует важность семейных уз.

    А еще это кино — милое, смешное, и смотреть его очень приятно.

    6. Хант (2013)

    Незабываемое впечатление под названием «датский триллер». Кино рассказывает о жизни бедного сельского учителя, которого оклеветали в его неродной деревне. У режиссера получился редкий триллер, мысли о котором будут захватывать вас еще несколько дней спустя после просмотра. Чрезвычайно крутое кино!

    5. Станционный смотритель (2003)

    «Финбар МакБрайд — карлик. Этим он обречен на вечные высмеивания на улице и косые взгляды со стороны общества. Он всегда привлекает внимания, но не так как ему бы хотелось. Его оскорбляют, пользуются его бессилием, а кто-то и вовсе сразу берется за фотоаппарат, дабы сфотографировать «иного» человека. Как следствие, Фин привык жить в одиночестве, ему интересней читать книгу, чем поддерживать беседу с кем-либо, так как он не ожидает искренней беседы, в нем видят лишь предмет жалости, а он не терпит такого отношения. Общество не принимает таких, как он, он — изгой».

    Чудесное кино об одиночестве, переменах и дружбе. Звучит банально, да? Но фильм не такой. Он интересный, атмосферный, замечательный. Маленький фильм о маленьком человеке и о том, как важно иногда выходить за пределы комфорта.

    4. Мад (2012)

    14-летний Эллис живет с родителями в плавучем доме на берегу Миссисипи, в свободное время вместе с другом Некбоуном исследует реку. Однажды они находят на безлюдном острове лодку, застрявшую в ветвях дерева после крупного наводнения. Подростки хотят сделать лодку своим убежищем, но выясняется, что в ней уже кто-то поселился. Им оказывается некто по имени Мад, человек с татуировкой змеи, который явно от кого-то прячется и ждет с кем-то встречи…

    «Мад» — это красивая сказка о любви, потере и болезненном росте над собой. Вот он, настоящий шедевр с МакКонахи, а не «Интерстеллар».

    3. Станция «Фрутвейл» (2013)

    Оскар Грант был обычным жизнерадостным парнем двадцати двух лет от роду. Он обожал свою дочь, был примерным сыном, изменял, но смог помириться с женой, ещё он любил потрепаться с друзьями во дворе своего родного района…

    Очень мощное, взывающее к состраданию, кино о вселенской несправедливости. Которое к тому же рассказывает о том, как важно ощущать праздник жизни, пока он проходит, и как важно ценить минуты и часы счастья.

    2. Дорогой Закари: письмо сыну о его отце (2008)

    В 2001 году, через некоторое время после расставания со своей девушкой, был убит Эндрю Бэгби. Вскоре после того как девушка объявила о своей беременности, один из близких друзей Эндрю — Курт Куинн — начал съемки этого фильма, предназначенного стать подарком ребенку…

    Этот фильм считается одним из лучших фильмов десятилетия. Возможно, его немного трудно смотреть в начале, но он точно стоит того! Готовьтесь во время просмотра плакать, радоваться, орать, злиться и снова радоваться.

    1. Короткий срок 12 (2013)

    Фильм рассказывает историю девушки по имени Грэйс, которая работает в лагере для трудных подростков N12. Всё было спокойно, пока в лагерь не поступила девочка по имени Джейден, которая своим бунтарским поведением завоевала пристальное внимание Грэйс и вскрыла некоторые старые раны…

    Фильм — травма. Смотреть его местами тяжело и больно, но это едва ли не лучший спектакль, который вообще можно когда-нибудь увидеть. В эмоциональном плане он — настоящие американские горки. И мы уверены, что после просмотра эту ленту вы никогда не забудете.

    Порой этот фильм сладкий, порой — удручающий, порой — веселый. Он снят с невероятно малым бюджетом и считается одним из лучших фильмов последних 20 лет. А мы считаем, что он вообще — лучший!опубликовано econet.ru

    15 фильмов, не рекомендуемых верующим (16 фото)

    Страсти Жанны д’Арк (La passion de Jeanne d’Arc, 1928)

    Общепризнанная классика кинематографа, немая историческая драма Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» испытала столько ударов судьбы, что впору задуматься о том, нет ли во всех неприятностях, обрушившихся на картину, воли Божьей. Проблемы у ленты начались с того, что католическая церковь, и без того не особенно жаловавшая дьявольский синематограф, усмотрела в фильме ересь: Орлеанская Дева была показана не святой, а обыкновенной, хоть и боевитой девушкой. В своем первозданном, задуманном автором виде «Страсти» были показаны лишь на премьере, затем цензоры существенно купировали прокатный вариант, а оригинал незамедлительно погиб в пожаре. Собранная Дрейером из неудачных дублей новая режиссерская версия была уничтожена новым пожаром менее чем через год. Британия отказала ленте в прокате, мотивируя это тем, что английские солдаты показаны в фильме садистами.

    Сладкая жизнь (La Dolce vita, 1960)

    Существует несколько трактовок содержания сатирической трагикомедии Федерико Феллини «Сладкая жизнь», и большинство из них так или иначе соотносятся с религией: кто-то видит в мозаике сюжета семь смертных грехов, кто-то – семь дней сотворения мира, кто-то – семь сцен переосмысления библейских сюжетов. Католическая церковь особенно разбираться не стала, приняв ленту «в лоб», и картину вместе с режиссером осудила. На поводу у Церкви пошла Испания, где прокат «Сладкой жизни» был запрещен вплоть до 1975 года, и Италия, в которой запрет, впрочем, продержался менее полугода и даже сослужил прокату добрую службу – запретный плод оказался настолько сладок, что фильм стал одним из самых кассовых в карьере Феллини.

    Виридиана (Viridiana, 1961)

    Наиболее амбициозная и, по признанию многих, лучшая работа Луиса Бунюэля испытала на себе едва ли не средневековую ярость инквизиции. Бешенство, в которое режиссер привел Ватикан премьерой своей первой полнометражной ленты, снятой в Испании, сложно описать, скажем лишь, что даже привычные к склокам Канны, где фильм был впервые показан, содрогнулись и стыдливо умолкли. Католическая церковь усмотрела в фильме темы инцеста, насилия над женщиной, святотатства, суицида – прямо скажем, было от чего взорваться. Лента была немедленно запрещена в родной для Бунюэля Испании, не спасло даже то, что «Виридиана» получила «Золотую пальмовую ветвь» престижнейшего фестиваля. Запрет пал лишь в 1975 году.

    Мать Иоанна от ангелов (Matka Joanna od aniolow, 1961)

    Несмотря на то что в основе сценария картины польского режиссера Ежи Кавалеровича лежал реально произошедший в XVII веке случай массового помешательства среди монашек одного из монастырей, «Мать Иоанна от ангелов» показалась католикам кощунственной. Драматическая история одержимости, завершающаяся жертвоприношением, была провозглашена богомерзким произведением искусства и внесена польской католической церковью в особый список запрещенных к просмотру картин, а сам Кавалерович подвергся преследованию особенно религиозных сограждан. В пику верующим светский каннский киносмотр в 1961 году присвоил Кавалеровичу специальный приз жюри.

    Ребенок Розмари (Rosemary’s Baby, 1968)

    Ну еще бы «Ребенок Розмари» не получил от Церкви «нагоняй» – в фильме Романа Полански в финале силы зла одерживают верх! Претензии к ленте, впрочем, возникли задолго до начала проката, даже подготовка казалась религиозным верхам богомерзкой. Религиозные силы общества делали все, чтобы очернить будущий фильм, были запущены даже слухи о том, что Полански консультируется с основателем и верховным жрецом Церкви Сатаны, а костюмы «сатанистов» были предоставлены группе подлинными дьяволопоклонниками. Создатели ленты все нападки отвергли, но «осадочек» остался. В итоге Ватикан фильм осудил, но «кара» ждала Полански совсем с другой стороны – через год после выхода фильма последователи Чарльза Мэнсона убили жену режиссера Шерон Тэйт.

    Дьяволы (The Devils, 1971)

    Еще одна картина, основанная на событиях, произошедших в Луденском монастыре, увидела свет в 1971 году. Как и лента Ежи Кавалеровича, фильм Кена Расселла подвергся резкой критике католической церкви. Ладно бы в «Дьяволах» были показаны только пытки, резня и казни инквизиции, в 70-х этим уже мало кого можно было напугать, так ведь Расселл сделал упор на том, во что превратились одержимые монахини. Обнаженные сестры Христовы, надругательства над священнослужителями, осквернение религиозных символов – все это послужило для фильма пропуском на самые верхние места в списке лент, которым католическая церковь высказала свое жесткое «нет!».

    Изгоняющий дьявола (The Exorcist, 1973)

    Классический фильм ужасов Уильяма Фридкина и впрямь получился «дьявольским». Натурализм показанного на экране заставил многих зрителей поверить в то, что автор был как минимум свидетелем подобных обрядов, а как максимум снимал под диктовку Сатаны. Секрет, впрочем, был прост: Фридкин консультировался у высокопоставленного священника, получил в свое распоряжение лучших актеров и мог снимать так, как хочет. Результат превзошел ожидания, в том числе и Церкви: кроме совершенно очевидных богохульных сцен с распятием и обнаженным женским телом, которые религиозные верхи требовали вырезать из прокатной версии, в тупик поставил сам финал картины – последние кадры можно толковать по-разному, о полной и безоговорочной победе Добра говорить не приходится.

    Иисус Христос — суперзвезда (Jesus Christ Superstar, 1972)

    Рок-опере Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса пришлось много пережить еще до того, как она оказалась на больших экранах, что совершенно не удивительно – поющий и пляшущий Иисус не одну бабушку может отправить в Царствие небесное раньше отведенного срока. Отбиваться от религиозных фанатиков Уэбберу и Райсу пришлось еще в 1971 году, после первой постановки на Бродвее. Аргументация в стиле «Мы не рассматриваем Иисуса как Бога, а делаем из него человека, символ добра, участия и любви» вряд ли могла устроить истово верующих, поэтому практически ни один вечер постановки не обошелся без демонстраций у дверей театра. Аналогичная участь ждала и фильм – у порогов кинотеатров проходили демонстрации, а в адрес зрителей сыпались угрозы.

    Жизнь Брайана по Монти Пайтон (Life of Brian, 1979)

    Вряд ли в мире существует такая тема, которая была бы для комиков из труппы Монти Пайтон табуированной, так что верующим не стоит принимать весь саркастический яд, всю сатиру и юмор «монтипайтонов» на свой счет. Даже в своем экстрарелигиозном «Житие Брайана» режиссер Терри Джонс и его команда прошлись отнюдь не только по вере, досталось всем – феминисткам, политикам-популистам, националистам, террористам-фанатикам. Безусловно, сам сюжет уже грешноват – главным героем картины стал простой человек по имени Брайан, которого по ошибке принимают за Иисуса со всеми вытекающими вплоть до распятия. Несмотря на протесты Церкви, британцы от души посмеялись в кинотеатрах, а фильм превратился в культовую ленту.

    Последнее искушение Христа (The Last Temptation of Christ, 1988)

    Картина Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа» подверглась обструкции, критике и преследованиям еще на этапе замысла – столь вольную трактовку событий, описываемых в книгах Нового завета, религиозные организации допустить никак не могли. Финал же, довольно прямо говорящий о физической близости Иисуса и Марии Магдалины, и вовсе может довести истово верующего до сердечного приступа. Отсюда беспрецедентная кампания, организованная противниками фильма. В адрес актеров, режиссера, студии сыпались угрозы, наиболее активная христианская группа планировала выкупить негатив фильма и публично сжечь, прокат сопровождался акциями протеста и похищениями копий фильма. Под давлением фанатиков от проката отказались многие американские кинотеатральные сети и даже целые страны.

    Папа Римский должен похудеть (The Pope Must Die, 1991)

    Если до этого мы описывали случаи героического противостояния людей искусства нажиму религиозного авторитета, то вот вам пример явного прогиба. Комедия Питера Ричардсона «Папа должен похудеть» изначально имела менее игривое название – «Папа Римский должен умереть». Главный герой фильма совершенно случайно становится Римским Папой, заменив кандидата, которого поддерживали мафиози. Отказавшись от сотрудничества с бандитами, новоявленный понтифик становится их целью. С изначальным названием картина практически не имела шансов на прокат, продюсерам пришлось пойти на уступки: из названия исчезло слово «Римский», а к английскому слову «die» добавилась буковка «t», стилизованная под распятие. Плюс к этому официальная аннотация также была адаптирована к новому названию и от подлинного сюжета весьма далека.

    Догма (Dogma, 1999)

    Хотя Кевин Смит и оттоптался на религиозной тематике так, что иным постановщикам и не снилось, официальный Ватикан ленту проигнорировал. Зато от разрозненных фанатиков «Догма» получила сполна. Демонстрирующий отсутствие половых органов ангел, падшие ангелы, тринадцатый апостол, Бог в облике певицы Аланис Мориссетт – верующим было за что поносить Смита. И они воспользовались такой возможностью – у дверей студии религиозная общественность устроила митинг с объявлением бойкота прокату фильма. Ответ Кевина Смита оказался неожиданным для всех: режиссер инкогнито присоединился к протестующим, постоял в толпе, подержал плакат с оскорбительной надписью в свой адрес и даже дал гневное интервью, назвавшись чужим именем.

    Сестры Магдалины (The Magdalene Sisters, 2002)

    Коснувшийся темы насилия в религиозных исправительных учреждениях шотландский режиссер Питер Муллан подвергся критике сразу с двух сторон. Основанная на реальных событиях картина «Сестры Магдалины», рассказывающая о жутких буднях девушек, отправленных на перевоспитание в приют, управляемый монахинями Ордена святой Марии Магдалины, не устроила ни бывших подопечных учреждения, ни их воспитателей. Женщины, девушками прошедшие через насилие и разврат приюта, рассказывали, что автор не показал и десятой части того, что происходило за стенами благообразного заведения. Ватикан, в свою очередь, фильм предал анафеме за очернение христианских священнослужителей.

    Страсти Христовы (The Passion of the Christ, 2004)

    И без того противоречивое к себе отношение Мэл Гибсон усугубил своей мощнейшей режиссерской работой на тему последних часов жизни Иисуса Христа. Еще на этапе разработки многими высказывались опасения, что выбранная Гибсоном трактовка распятия может привести к эскалации национальной нетерпимости в адрес евреев, особенно со стороны мусульман на Ближнем Востоке. В Малайзии фильм был разрешен к просмотру только для тех, кто придерживался христианского вероисповедания, для этого билеты продавали исключительно в христианских церквях. В противовес неприятию со стороны мусульман католическая церковь приняла фильм с распростертыми объятиями, о своем одобрении неофициально заявил даже Римский Папа.

    Код Да Винчи (The Da Vinci Code, 2006)

    Колоссальному противодействию подверглась экранизация знаменитого бестселлера Дэна Брауна «Код да Винчи», фильму, в котором прямо указывается на существование потомков Иисуса Христа, вряд ли могли дать «зеленый свет» религиозные организации. Перед съемочной группой закрылись двери большинства исторических религиозных сооружений, где по сюжету должно было происходить действие. Еще большей критике фильм подвергся после выхода на экраны – прокат запретили Индия, Китай, Египет и ряд других стран. Московские верующие также выступили с обращением к Прокуратуре, требуя запретить прокат фильма, причем с редким единодушием высказались и христиане, и мусульмане. Забавно, что протесты не повлияли особо на зрительский интерес – в таких глубоко религиозных странах, как Испания и Италия, картина установила рекорды посещаемости.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *