Биография царя Михаила Федоровича Романова

3 марта (21 февраля по старому стилю) 1613 года Земский собор избрал Михаила Романовича на царствование.

23 марта (13 марта по старому стилю) 1613 года послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол.

Поляки пытались помешать новому царю прибыть в Москву. Небольшой отряд отправился убить Михаила, но по дороге заблудился, поскольку крестьянин Иван Сусанин, согласившись показать дорогу, завел его в дремучий лес.

21 июня (11 июня по старому стилю) 1613 года Михаил Федорович в Москве венчался на царство в Успенском соборе Кремля.

В первые годы царствования Михаила (1613-1619) реальная власть находилась у его матери, а также у ее родни из бояр Салтыковых. С 1619 года по 1633 год страной правил вернувшийся из польского плена отец царя — патриарх Филарет. При существующем на то время двоевластии государственные грамоты писались от имени Государя Царя и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

В царствование Михаила Федоровича Романова были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир, 1617 год) и Речью Посполитой (Деулинское перемирие, 1618 год, позже — Поляновский мир, 1634 год).

Преодоление последствий Смуты требовало централизации власти. На местах выросла система воеводского управления, была восстановлена и получила развитие приказная система. С 1620-х годов деятельность Земских соборов была ограничена совещательными функциями. Они собирались по инициативе правительства для решения вопросов, требовавших одобрения сословий: о войне и мире, о введении экстраординарных налогов.

В 1630-е годы началось создание регулярных воинских частей (полков рейтарского, драгунского, солдатского), рядовой состав которых составляли «охочие вольные люди» и беспоместные дети боярские, офицерами были иноземные военные специалисты. Под конец царствования Михаила возникли кавалерийские драгунские полки для охраны границ.

Также правительство приступило к восстановлению и строительству оборонительных линий — засечных черт.

При Михаиле Федоровиче были установлены дипломатические отношения с Голландией, Австрией, Данией, Турцией, Персией.

В 1637 году срок поимки беглых крестьян был увеличен с пяти до девяти лет. В 1641 году к нему прибавили еще год. Крестьян, вывезенных другими владельцами, разрешалось искать до 15 лет. Это свидетельствовало о нарастании крепостнических тенденций в законодательстве о земле и крестьянах.

Москва при Михаиле Федоровиче была восстановлена от последствий интервенции.

В Кремле в 1624 году воздвигнута Филаретовская звонница. В 1624-1525 годах над Фроловской (ныне Спасской) башней был сооружен каменный шатер и установлены новые часы с боем (1621).

В 1626 году (после опустошительного пожара в Москве) Михаил Федорович издал ряд указов о назначении лиц, обязанных восстановить строения в городе. В Кремле были восстановлены все царские дворцы, в Китай-городе построены новые торговые лавки.

В 1632 году в Москве появилось предприятие по обучению бархатному и камчатному делу — Бархатный двор (в середине XVII века его помещения служили складом оружия). Центром текстильного производства стала Кадашевская слобода с государевым Хамовным двором.

В 1633 году в Свибловой башне Кремля были установлены машины для подачи воды из Москвы-реки в Кремль (отсюда ее современное наименование — Водовзводная).

В 1635-1937 годах на месте парадных покоев XVI века для Михаила Федоровича был выстроен Теремной дворец, заново расписаны все кремлевские соборы, в том числе Успенский (1642), церковь Ризоположения (1644).

В 1642 году началось строительство собора Двенадцати Апостолов в Кремле.

23 июля (13 июля по старому стилю) 1645 года Михаил Федорович скончался от водяной болезни. Погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Первая жена — Мария Владимировна Долгорукова. Брак оказался бездетным.

Вторая жена — Евдокия Лукьяновна Стрешнева. Брак принес Михаилу Федоровичу семерых дочерей (Ирину, Пелагею, Анну, Марфу, Софью, Татьяну, Евдокию) и трех сыновей (Алексея, Ивана, Василия). Не все дети дожили даже до отрочества. Особенно тяжело пережили родители смерть в один год сыновей Ивана и Василия.

Наследником престола стал Алексей Михайлович Романов (1629-1676, царствовал 1645-1676).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Русская Православная Церковь

Филарет, Патриарх Московский и всея Руси (Романов-Юрьев Феодор Никитич)

Дата рождения: ок.1553-54 гг.

Дата смерти: 1 октября 1633 г.

Страна: Россия Биография:

Феодор Никитич Романов-Юрьев родился около 1553-1554 гг., принадлежал к одному из видных боярских родов, был племянником первой жены Иоанна Грозного (его отец Никита Захарьин-Юрьев — брат супруги царя Анастасии Романовны). Воспитываясь в придворной обстановке, был широко образован, любим народом, принимал участие в государственных делах.

Разрядные книги свидетельствуют, что в феврале 1586 г. будущий Патриарх имел чин боярина и исполнял обязанности нижегородского наместника. В 1593-1594 гг. упоминается как псковский наместник. К концу царствования Феодора Иоанновича имел чин главного дворового воеводы и считался одним из трех руководителей ближней царской думы.

После смерти царя Феодора Иоанновича как его ближайший родственник стал одним из законных претендентов на русский престол. Подвергнутый опале при Борисе Годунове в 1600 г., был пострижен в монашество с именем Филарет и отправлен в монастырь святого Антония Сийского в Архангельской губернии. Его жена Ксения Шестова также была насильно пострижена в монашество с именем Марфа.

После смерти Бориса Годунова в 1606 г. поставлен митрополитом Ростовским, в том же году участвовал в прославлении святого царевича Димитрия и перенесении его мощей в столицу.

В Смутное время самозванец Лжедимитрий II, захватив митрополита Филарета в плен, нарек его Патриархом Московским. В 1610 г. был освобожден из тушинского плена, впоследствии назначен на должность духовного главы русского посольства у Сигизмунда III. За отказ писать в Смоленск о сдаче города полякам митрополит Филарет был взят под стражу и почти девять лет пребывал в плену.

В 1613 г. Земский Собор избрал на русское царство Михаила Романова, за его отцом был утверден титул «нареченного Патриарха». 1 июня 1619 г. освобожден в порядке обмена пленными в соответствии с условиями Деулинского перемирия 1618 г. и был торжественно встречен сыном. Прибыл в Москву 14 июня 1619 г.

24 июня 1619 г. интронизацию по чину поставления первого Патриарха Московского совершил находившийся в то время в Москве Патриарх Иерусалимский Феофан III.

Патриарх Филарет сделался ближайшим советником и фактическим соправителем царя Михаила Феодоровича Романова. В правительственных указах имя Патриарха стояло рядом с именем царя, он носил титул «Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич». Фактически именно при Патриархе Филарете оформилось то соотношение власти царя и Патриарха, которое впоследствии стало восприниматься как идеальное для православной державы правление «Премудрой Двоицы». Годы его Патриаршества ознаменовались рядом значительных церковных и государственных реформ.

Патриарх Филарет приложил много усилий для восстановления в стране гocyдapственности после периода Смуты. Он добился проведения поземельной переписи, благодаря которой были справедливо распределены подати, что увеличило доходы казны, облегчив одновременно налоговое бремя простого народа. С помощью церковного суда Патриарх укрепил дисциплину в государстве. Возобновились экономические и культурные отношения с иностранными государствами. Началось реформирование армии, строились новые заводы.

Деятельность нового Патриарха состояла в охране чистоты Православия, преследовании религиозного вольнодумства и нравственной распущенности, реформе церковной администрации. Особое внимание Патриарх Филарет уделял внешней политике.

Управление Патриаршим двором Филарет стремился устроить по образцу государева двора. Был создан новый класс патриарших дворян и боярских детей, получавших за службу поместные оклады. 20 мая 1625 г. Филарет на правах государя издал царский указ, по которому Патриарх получал право судить духовное и крестьянское население Патриаршей области во всяких делах, кроме воровства и разбоя. Таким образом, при Филарете окончательно сложилась Патриаршая область.

Патриарх заботился об устроении школ, призывал архиепископов к учреждению училищ при архиерейских домах. По его благословению при Чудовом монастыре в Москве было открыто Греко-латинское училище.

Первосвятитель много внимания уделял печатанию и исправлению богослужебных книг. Из Московской типографии, расширенной по указу Патриарха Филарета, в период его предстоятельства вышло множество изданий, в том числе полный круг богослужебных книг. Книги рассылались в монастыри и храмы по цене, в которую обошлось их напечатание, без прибыли, а в Сибирь — бесплатно.

В 1620 г. по благословению Патриарха была учреждена Тобольская епархия, имевшая огромное значение для распространения христианства среди народов Сибири.

При Патриархе Филарете возобновились прерванные в эпоху Смуты отношения Москвы с Восточными Церквами и приезды в Москву за милостыней многочисленных представителей духовенства этих Церквей.

Во время правления Патриарха Филарета был оформлен официальный взгляд на события Смутного времени, в основе которого лежало представление о необходимости сохранения веры предков, единственной хранительницей древнего благочестия признавалась Москва. Опыт, полученный в польском плену, убедил Патриарха Филарета в недопустимости унии для Русской Церкви, и, занимая Патриарший престол, он предпринял все усилия для ограждения России от западных религиозных влияний.

В период Патриаршества Филарета были канонизированы Макарий Унженский (1619 г.) и Авраамий, епископ Галицкий (1621 г.). В 1625 г. посол персидского шаха поднес Патриарху золотой ковчег с частью Господней ризы. Святыня была помещена в Успенском соборе Московского Кремля, в ее честь установлено празднование 27 марта. В настоящее время святыня находится в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

Патриарх Филарет скончался 1 октября 1633 г. Святейший Владыка сам указал себе преемника — архиепископа Псковского Иоасафа. Погребен Патриарх Филарет в Успенском соборе Московского Кремля.

Филарет, патриарх Московский и всея Руси (Романов-Юрьев Федор Никитич)

Родился около 1554–1555 годов в боярской семье Романовых.

Федор Никитич Романов был двоюродным братом (по материнской линии) царя Федора Иоанновича.

Получил прекрасное для своего времени образование. В Разрядных книгах впервые упоминается под 1585 годом.

С 1586 года начал службу в качестве наместника Нижегородского, а затем и Псковского. Выполнил ряд дипломатических поручений.

Был участником Земского Собора 1598 года, на котором был избран на царство Борис Годунов.

Ясный ум и открытый сердечный нрав сделали Федора Никитича популярным в народе, его прочили в преемники бездетному царю Феодору Иоанновичу.

В конце 1600 – начале 1601 года Федор Никитич подвергся опале.

Борис Годунов, достигнув царской власти и опасаясь, чтобы она не перешла из его рук кому-либо из братьев Романовых, как ближайших родственников Царя, нашел предлог разослать их в заточения.

Старший брат Федор сослан был в Антониев Сийский монастырь и насильно пострижен в монашество с именем Филарет. В монастыре сначала содержали его под строгим присмотром, не пускали даже в церковь, и к нему никого не допускали. Потом царь Борис смягчился к Филарету, позволил ему ходить в церковь, велел посвятить его в иеромонаха и сделать даже архимандритом Сийского монастыря.

Лжедмитрий I, заняв Московский престол и выдавая себя за истинного сына царя Ивана Грозного (царевича Димитрия), спешил вызволить из заточения и осыпать милостынями своих мнимых родственников, в том числе и братьев Романовых, и предложил архимандриту Филарету сан митрополита на Ростовской кафедре. В это время Ростовскую кафедру занимал митрополит Кирилл (Завидов; †1619), которому Лжедмитрий I приказал удалиться на покой в Троице-Сергиеву лавру, где он раньше был архимандритом.

В мае 1606 года Филарет хиротонисан во епископа Ростовского с возведением в сан митрополита.

В мае 1606 года был убит Лжедмитрий I.1 июня 1606 года царем был избран Василий Иванович Шуйский, который отправил в Углич митрополита Филарета за останками царевича Димитрия, чтобы развеять миф о спасшемся царевиче. 3–6 июня 1606 года святые мощи страстотерпца были обретены нетленными и перенесены в Кремлевский собор во имя Архистратига Михаила.

В июне 1608 года полчища нового самозванца Лжедмитрия II (он выдавал себя за погибшего в Москве царя Лжедмитрия I) подошли к Москве и разместились в селе Тушине, которое он обратил для себя как бы в столицу.

Проживая в Тушине и не имея сил овладеть Москвою, тушинский вор и царик, как его называли, посылал свои отряды в разные другие места, чтобы покорять их своей власти. Пастыри Церкви везде убеждали народ сохранять верность присяге, данной законному государю, и немного осталось таких священников, которые бы не пострадали за свою ревность. Когда один из отрядов Яна Петра Сапеги вместе с переяславльскими изменниками приблизился к Ростову (11 октября 1608 года) и жители города бежали в Ярославль, митрополит Ростовский Филарет с немногими усердными воинами и гражданами затворился в соборной церкви и, готовясь к смерти, причастился сам Святых Христовых Таин и велел священникам исповедать и причастить всех прочих. Двери церковные не выдержали напора врагов, началась резня. Митрополита Филарета схватили, сняли с него святительские одежды и босого, в одной свитке, повели в Тушино, подвергая его на пути разным поруганиям. В Тушине судьба пленника изменилась. Лжедмитрий II, считая себя сыном царя Ивана Грозного, захотел встретить своего мнимого родственника со знаками уважения, вновь облек его в святительские одежды и даже повелел ему быть «нареченным» патриархом Московским и всея Руси. Оказав столько почестей митрополиту Филарету, самозванец не доверял ему и окружил его стражами, которые наблюдали за каждым его действием.

В это время в России кроме самозванца действовал и другой враг – Польский король Сигизмунд III. В сентябре 1609 года король приступил со своим войском к Смоленску, объявив в своем манифесте, что идет спасти Россию от ее врагов, прекратить в ней междоусобия и кровопролитие, водворить порядок и тишину и что об этом его просили сами русские тайными письмами. В декабре послы Сигизмунда из-под Смоленска приходили в Тушино и между прочим предлагали находившимся здесь москвитянам и нареченному патриарху Филарету, что если они пожелают перейти под власть короля, то король примет их с большой заботливостью, сохранит их веру, права, обычаи церковные и судебные.

Филарет и прочие московские люди поверили обещаниям и чрез своих послов, во главе которых находился известный приверженец самозванцев Михаил Салтыков, объявили королю (27 января 1610 года), что желают иметь государем в Москве сына его Владислава, но при условии, если ненарушимо будут сохранены их православная вера, права и вольности народные.

Король прислал нареченному патриарху Филарету грамоту (в феврале 1610 года), в которой, соглашаясь дать сына своего, королевича Владислава, государем в Москву, удостоверял, что веры греческого закона не нарушит ни в чем. После бегства Лжедмитрия II в Калугу воинский стан в Тушине (5 марта) был зажжен самими поляками и оставлен всеми, а Филарет, которого поляки взяли было в плен и повели с собою «с великою крепостию», на пути был освобожден русскими ратниками и прибыл в Москву.

Когда по низвержении Василия Ивановича Шуйского (17 июля 1610 года) в Москве начали рассуждать, кого избрать в государи, польский гетман Станислав Жолкевский, стоявший с войском в Можайске, настоятельно требовал, чтобы Москва признала своим царем Владислава, и прислал (31 июля) договор, заключенный Сигизмундом с Михаилом Салтыковым и другими русскими послами, приходившими под Смоленск из Тушина. Первый боярин князь Федор Иванович Мстиславский и другие бояре, представлявшие в это время правительство, действительно согласились избрать Владислава и объявили о том всенародно. Патриарх Гермоген (†1612; память 17 февраля/ 2 марта, 12/25 мая, 5/18 октября) сильно противился, настаивая, чтобы избран был православный царь из русских, и указывал двух кандидатов – князя Василия Голицына и четырнадцатилетнего Михаила Федоровича Романова, сына митрополита Филарета.

Сам митрополит Филарет выезжал на Лобное место и говорил народу: «Не прельщайтесь, мне самому подлинно известно королевское злое умышленье над Московским государством, хочет он им с сыном завладеть и нашу истинную христианскую веру разорить, а свою латинскую утвердить». Но командующий польскими войсками гетман Станислав Жолкевский дал присягу за отсутствовавшего 15-летнего Владислава. Бояре заключили договор с гетманом Жолкевским, приняв за основание те условия, которые поставлены были самим королем под Смоленском с Салтыковым и его товарищами.

В сентябре правительство впустило в Москву польские войска. В сентябре 1610 года митрополит Филарет возглавил «великое посольство» под осажденный Смоленск, которое должно было окончательно закрепить статьи августовского договора.

В ходе переговоров митрополит Филарет отказался санкционировать условия договора, в результате чего он был арестован и отправлен в апреле 1611 года в Польшу.

С октября 1610 года вся реальная власть сосредоточилась в руках военных руководителей польского гарнизона и группы «тушинских» изменников, перешедших еще в феврале на службу к королю Сигизмунду III.

13 апреля 1611 года митрополит Филарет из-под Смоленска был вывезен в Польшу и там заключен в Мариенбургскую крепость.

21 февраля 1613 года, в Неделю Православия, был избран на царство Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, сын митрополита Филарета.

2 мая он торжественно вошел в Москву и вступил на царский престол.

Одной из главных забот царя Михаила Федоровича с самого избрания его на престол было освобождение из плена своего отца, митрополита Филарета. С этой целью еще в 1613 году все представители Русской земли, Земский Собор писали Польскому королю Сигизмунду, предлагая прекратить войну и разменяться пленными. В 1614 году такую же грамоту послали московские бояре в ответ польским и литовским панам, изъявившим согласие начать переговоры. К митрополиту Филарету написал и сам государь и послал к нему игумена Московского Сретенского монастыря Ефрема, который и оставался при нем до конца плена. В 1615 году переговоры действительно начались, но не привели к желанной цели; потом не раз возобновлялись, пока продолжалась война, но также не имели успеха, и только к концу 1618 года (1 декабря) окончились заключением Деулинского перемирия между Россией и Польшей на четырнадцать лет и шесть месяцев. Размен пленных, при котором был освобожден и митрополит Филарет, последовал только 1 июня 1619 года. Таким образом, митрополит Филарет пробыл в плену восемь лет, полтора месяца и два дня. Этот продолжительный плен, соединенный с тяжкими лишениями для владыки Филарета, чрезвычайно возвысил его в глазах всех сынов России: на него смотрели как на мученика, пострадавшего за Отечество и за православную веру.

14 июня 1619 года Москва встречала митрополита Филарета. Столица торжествовала: во всех церквах и монастырях пелись благодарственные молебны со звоном. Царь велел освободить узников из темниц, заложил в Москве церковь во имя пророка Елисея, празднуемого 14 июня.

24 июня 1619 года совершилось поставление митрополита Филарета в патриарха Московского и всея Руси.

Торжественное поставление в патриарший сан Филарет принял в Успенском соборе от Иерусалимского патриарха Феофана (прибывшего в Россию ради милостыни) и прочих русских иерархов.

Как отец юного царя и человек государственного ума и политической опытности, он стал первенствующим в направлении государственных дел и придворных отношений. Пользовался большим авторитетом и влиянием. С его именем связаны все государственные и дворцовые события, происходившие в Москве с 1619 по 1633 год.

Он был истинным представителем окрепшей его трудами государственной власти и устроителем государственного порядка. По инициативе патриарха Филарета была произведена перепись населения. Это был очень важный шаг, так как подати собирались с народа по старым писцовым книгам несправедливо, отчего, как писал патриарх, «одним теперь легко, а другим тяжело, и всем людям из Московского государства скорбь конечная».

В делах церковных он всячески поддерживал чистоту Православия. С восшествием на патриарший престол Филарета возобновилось исправление богослужебных книг. По его благословению был исправлен и напечатан несколько раз Требник и Служебник, кроме того, Минеи, Октоих, Шестоднев, Псалтирь, Апостол, Часослов, Триодь Цветная и Постная, Евангелие напрестольное и учительное. Патриарх Филарет сознавал, что для исправления книг нужна была подготовка, и прежде всего знание греческого языка.

В связи с этим он учредил в Москве греко-латинское училище при Чудовом монастыре и назначил его руководителем греческого иеромонаха Арсения, который и занялся тщательным исправлением книг. При патриархе Филарете было напечатано больше книг, чем вышло за все периоды от начала создания типографии. Книги рассылались в монастыри и храмы по цене, в которую обошлось печатание их, без прибыли, а в Сибирь – бесплатно.

По благословению патриарха Филарета были возобновлены и вновь отстроены многие монастыри. Он был милостив к духовенству, щедр для нищей братии, заботился о благолепном праздновании церковных торжеств и порядке в службе. При нем составлен целый устав о трезвонах, за выполнением которого он строго следил.

Устрояя церкви Божии в земле Московской, патриарх Филарет не забывал и далекую Сибирь. Там была учреждена архиепископская кафедра в городе Тобольске. В 1620 году патриарх созвал Собор, на котором был избран на кафедру Тобольского архиепископа архимандрит Новгородского Хутынского монастыря Киприан (Старорусенков; †1634). Патриарх наказывал ему озаботиться исправлением нравов русских поселенцев Сибири и обращать ко Христу племена инородцев.

При патриархе Филарете возобновились сношения Руси с восточными патриархами и в Москву стали охотно приезжать их представители.

Выдающимся событием для Русской Церкви в патриаршество Филарета было принесение из Персии Ризы Господней и установление празднования ей. В феврале 1625 года прибыли в Москву персидские послы, а в марте, представляясь царю и патриарху, поднесли Филарету золотой ковчег, украшенный камнями и бирюзой, говоря: «Государь, Аббас-шах прислал к тебе, великому святителю, ковчег золот, а в нем Великого и Славного Иисуса Христа срачица». Патриарх принял ковчег с благодарностью. После долгих испытаний о том, действительно ли это Риза Господня, патриарх собрал Собор, после которого торжественно было объявлено синклиту и народу о Ризе Господней, и она положена в «медной каморе», устроенной патриархом Филаретом.

В 1626 году по благословению патриарха митрополит Киприан (Старорусенков) написал службу празднику на Положение честной Ризы Господней в Москве.

Патриарх Филарет не был сребролюбив и отличался чувством благодарности, жаловал всех, кто стоял твердо на службе государя в «безгосударное время».

Любил во всем порядок, был расчетлив, нерасточителен, скромен и прост в своих издержках – менял верх на шубе, отдавал старые сапоги в починку, с необыкновенной предосторожностью отдавал чистить и мыть свой единственный белый шелковый вязаный клобук с шитым золотом и серебром херувимом.

Ему постоянно покупали к столу на рынке «хлеб да калачик на 4 или на 3 деньги и на 2 деньги клюквы». Покупка оловянной да деревянной посуды, в свою очередь, свидетельствовала о простоте повседневных потребностей этого святителя.

Патриарх Филарет скончался 1 октября 1633 года. На каменной гробнице патриарха в Успенском соборе была сделана надпись: «1-го октября, в последний час дня, преставися Великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея России Самодержца, по плотскому рождению отец, а по духовному чину отец и богомолец, Великий Господин и Государь, Святейший Филарет, Божиею милостию Патриарх Московский и всея России».

Поучение // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. – Т. 4. – С. 12.

06 исправлении церковных книг // Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 4. – С. 210–212.

Несколько поучительных грамот // Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. – 2-е изд. – М.. 1788–1791.

Богословский М. С., протоиерей. Московская иерархия. Патриархи. – М., 1895. – С. 16–18.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. И, кн. 1. – С. 1–71.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Кн. 2. – С. 580 и далее.

Голиков И. И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам. – 2-е изд. – М., 1837–1843. – Т. 12.

Четыркин Ф. В. Жизнеописания святейших патриархов Московских и всея России. – СПб., 1893. – С. 30.

Глинский В. В. Россия под скипетром дома Романовых (по случаю 300-летия Романовых) // Исторический вестник. – СПб., 1913, январь.

Орлов Ф. Легенда о митрополите Филарете в Варшаве 1614–1914 гг. (по поводу брошюры М.

И. Устиновича «Митрополит Филарет и царь Василий Шуйский в плену»). – Петроград, 1915.

Его же. Исконно-русское достояние в Варшаве и четвертый раздел (1610–1612) (по поводу сооружения памятника-часовни патриарху Филарету в Варшаве). – СПб., 1912.

Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. – М., изд. Кнебель, . – С. 20.

Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. – 2-е изд. – М., 1860.

Снессорева С. И. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. – 3-е изд. – СПб., 1909. – С. 211.

Карамзин H. М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. – 3-е изд. – СПб., 1842–1843. – Т. 11,12.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1405, 1418.

Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 98.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3– е изд. – СПб., 1884. – С. 220–221.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 644, 766, 631.

Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. – М., 1843. – С. 11,12.

Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. – Т. 2, № 38 и 54.

Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. – СПб., 1846–1875. – Т. 2, № 76.

Всероссийский календарь / Изд. Сойкина. – Пг., 1917. – С. 93–99.

Н. Д. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 11, 24.

Исторический вестник. – СПб., 1884, январь. – С. 23; декабрь. – С. 810.

– 1885, октябрь. – С. 116.

– 1886, январь. – С. 78.

– 1887, май. – С. 259.

– 1888, декабрь. – С. 116.

– 1889, июль. – С. 212.

– 1890, октябрь. – С. 190.

– 1891, январь. – С. 214; июль. – С. 194.

– 1894, июнь. – С. 768.

– 1896. – С. 82.

– 1900, январь. – С. 319, 323.

– 1904, март. – С. 1178–1179; май. – С. 767–768.

Церковный вестник. – СПб., 1891, № 7. – С. 104.

Православный собеседник. – Казань, 1866, январь. – С. 37–38; апрель. – С. 311–321.

– 1867, июнь. – С. 84,123.

– 1907, март. – С. 367.

Русская старина. – СПб., 1875, февраль. – С. 455; апрель. – С. 816, 819.

– 1879, апрель. – С. 733–734.

– 1888, февраль. – С. 394.

Русский паломник. – 1888, № 35. – С. 413–415, 425–426.

– 1913, № 7. – С. 108–109; № 10. – С. 153.

– 1914, № 3. – С. 45–47.

Скворцов H., священник. Московский Кремль // Русский архив. – М., 1893. – Кн. 3. – С. 12, 24.

Из рукописи древлехранилища при Нижегородской семинарии // Русский архив. – М., 1897. – Кн. 3. – С. 153–154,156.

Русский архив. – М., 1901. – Кн. 1, № 2. – С. 184,187–189.

– 1903. – Кн. 1, № 3. – С. 419; кн. 2, № 5. – С. 92.

– 1904. – Кн. 1, № 1. – С. 107; № 2. – С. 287–288.

– 1910. – Кн. 3, № 11. – С. 338.

Журнал Московской Патриархии. – М., 1944, № 9. – С. 13.

– 1945, № 6. – С. 68; № 10. – С. 5.

– 1954, № 5. – С. 33.

– 1957, № 12. – С. 36.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 2230–2231.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 21. – С. 94–103.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 35 (кн. 70). – С. 735–737.

Назаров В. Д. Филарет // Советская историческая энциклопедия. – М., 1974. – Т. 15. – С. 76, 77.

Минея май. – М., 1987. – Ч. 2. – С. 139.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. – М., 1996. – Т. 6. – С. 79, 80, 94, 96, 98–102, 111, 126–128, 137, 244, 275–298.

Мысли русских патриархов от начала до наших дней. – М., 1999. – С. 43–54.

Солодкин Я. г., Буланин Д. М. Филарет // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – СПб., 2004. – Вып. 3. – Ч. 4. – С. 161–168.

Почетному патриарху неканонической церкви Украины Филарету — 90 лет

Митрополит Филарет мог бы стать главой Русской Православной церкви, из которой был впоследствии низвергнут и предан анафеме, его обвиняли в сотрудничестве с КГБ и слишком ярой преданности советской власти. Сегодня он стал одним из лидеров неканонической «православной церкви Украины».

Реклама

Свое 90-летие митрополит Филарет встречает на мажорной ноте.

Президент Украины Петр Порошенко присудил Филарету звание героя Украины. Он также получил орден «Золотая звезда» и орден Украины.

Вручение наград прошло в ходе мероприятия по случаю Дня соборности Украины и 100-летия провозглашения акта воссоединения Украинской народной республики и Западно-Украинской народной республики. «Подчеркиваю, что Ваша награда — абсолютно заслуженная», — заявил Порошенко.

Порошенко, который вновь баллотируется на новый президентский срок, есть за что благодарить Филарета. Именно он встал во главе новой украинской церкви, которая образовалась в результате фактического раскола православия на Украине.

По иронии судьбы, почти 30 лет назад именно митрополит Филарет — в миру Михаил Антонович Денисенко — считался одним из трех кандидатов на место главы Русской православной церкви.

В июне 1990 года Архиерейский собор избрал тогдашнего митрополита Киевского и Галицкого Филарета одним из кандидатов на Патриарший престол.

Двумя другими были митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий и митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир.

Однако несмотря на попадание в «шорт-лист», патриархом всея Руси Филарет так и не стал — им был избран митрополит Алексий, а сам будущий украинский раскольник занял лишь третье место.

Известный священник Всеволод Чаплин в своей книге «Вера и жизнь» вспоминает, что реакция Филарета после объявления итогов голосования произвела на него впечатление. «Никогда не забуду взгляд, которым тот обвел собравшихся, — взгляд, полный удивления и ненависти», — пишет Чаплин, который не жалеет негативных характеристик для Филарета: «впечатление было отталкивающим».

Однако политолог Андрей Окара убежден, что в случае если бы патриархом стал Филарет, «СССР можно было бы сохранить». Эксперт призывает не мазать Филарета сплошь черной краской: «Его персона чрезвычайно многогранна: Это сложный человек, у которого было немало перипетий».

Нельзя не отметить, что в то время Филарет действительно вызывал немало симпатий — знаток церковной жизни, он хорошо знал и светскую, европейскую культуру, благодаря служению в таких странах, как Австрия и Чехословакия. «В среде православных богословов все чаще раздаются призывы к теоретическому осмыслению богословия. Так, митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), выступая в г. Прешове (ЧССР), при вручении ему диплома доктора богословия говорил об оживлении церковного богословия», — писал в работе «Модернизм церковного православия» публицист Юрий Калинин.

Имя митрополита Филарета в середине 1980-х звучит не только в церковных беседах, но и разговорах интеллигенции, а его биографию включают в книгу «500 имен перестройки». В то же время в прессе тех лет появляются заметки, что священник якобы сотрудничал с КГБ и даже имел кличку «Антонов».

Сам Филарет говорил об этом так в одном из интервью: «В советские времена никто не мог стать архиереем, если на это не давал согласие КГБ. Поэтому утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой. Был связан, как и все…»

Анафема и Вера

В 1990 году патриарх всея Руси Алексий Второй благословил Филарета на служение в качестве главы Украинской православной церкви Московского патриархата. Получив от Московского патриархата независимость в управлении, Филарет уже после провозглашения независимости стал задумываться о полной автокефалии от Московского патриархата. Не все священники и миряне приняли это решение, многие выступили против Филарета.

Тот обещал подать в отставку, но слова не сдержал. Священный Синод РПЦ пытался увещевать священнослужителя, однако Филарет не принял приглашение приехать на заседание Синода, чтобы обсудить ситуацию.

В мае 1992 года на Архиерейском соборе в Харькове Филарет был запрещен в служении до решения архиерейского собора. В июне того же года Архиерейский собор постановил «низвергнуть» митрополита Филарета «из сущего сана» за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж».

Сам Филарет на соборе не присутствовал — несмотря на трехкратный вызов на архиерейский Собор от патриарха.

В то время СМИ писали, что столь жесткое наказание Филарет понес за то, что якобы имел жену и детей, что было непозволительно для монаха. Впоследствии некая девушка по имени Вера засыпала редакции газет письмами, в которых утверждала, что она является родной дочерью митрополита: «Я готова пойти в суд, чтобы доказать свою правоту, чтоб в судебном порядке установить свое родство с владыкой Филаретом. Потому что я, Вера, — родная дочь Филарета по всем человеческим законам», — говорилось в ее письме.

Сам Филарет отрицал наличие дочери и считал, что написавшая письмо действовала из корыстных побуждений. Между тем, он сам продолжал бороться за независимость от Москвы — в июне 1992 года на Украине была создана Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП). В ней митрополит Филарет стал заместителем патриарха Мстислава, а после его смерти стал главой УПЦ.

В 1997 году в Свято-Даниловском монастыре в Москве была поставлена последняя точка в отношении Филарета с РПЦ. Он был предан анафеме за то, что «продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность».

Сам митрополит в интервью «Эху Москвы» в сентябре 2018 года признавался, что для него анафема «не имеет никакого значения».

«Что я под анафемой, что без анафемы — я чувствую себя одинаково. Знаю и убежден в этом, что анафема, которая дается православной церковью за ереси, за расколы, за сколы, которые ведут или к нарушениям канонов, или морали. Ничего этого за мной нет. Поэтому я считаю, что эта анафема недействительная. Она носит политический характер», — говорил священник.

Однако, имея колоссальный опыт подковерной борьбы в СССР, Филарет сам активно проявлял недюжинные качества политика — он активно поддержал «евромайдан» и одобрил жесткие действия украинской армии в Донбассе, «призывая ликвидировать всех террористов».

«Ставка патриарха Филарета на политическую силу и агрессивную антироссийскую риторику после 2014 года были для Киевского патриархата (и круга лиц вокруг Филарета) борьбой за самосохранение. Но призыв к власти чуть ли не уничтожить УПЦ и неумение уйти, даже поставив своего преемника, дискредитируют идею независимой церкви Украины», — отмечает в беседе с «Газетой.Ru» ведущий научный сотрудник института Европы РАН, религиовед Роман Лункин.

Рождение сверхнового

Несмотря на преклонный возраст, Филарет продолжает борьбу. Недавно, он заявил, что Киево-Печерская лавра должна быть отобрана у канонической УПЦ. «Они должны перерегистрироваться в Российскую православную церковь, а они не захотят, и тогда они не будут иметь права юридического лица. А не будут иметь права юридического лица — лишатся многого, в частности, и Лавры», — заявил Филарет.

«Патриарх» подчеркнул, что Киево-Печерская лавра — «украинская, а не российская святыня», и принадлежать поэтому должна ПЦУ.

У самого Филарета, похоже, возникло «головокружение от успехов». Недавно он даже заявил, что его следует именовать патриархом Киевским и всея Руси и Украины.

В документе от 16 января, который опубликовал в своем блоге священник Андрей Кураев, говорится, что во время службы Филарет должен упоминаться как «Святейший Филарет, Патриарх Киевский и всея Руси — Украины». Также распоряжение предусматривает, что главу «православной церкви Украины» Епифания следует упоминать как «митрополита Киевского и всея Украины».

«После создания новой церкви вместо диалога и примирения Филарет стал действовать старыми советскими методами интриг, но в силу возраста это выглядит гротескно, уже отправленный де-факто на покой, то есть на пенсию, лидер приказывает поминать себя на службе, именовать патриархом», — характеризует поведение Филарета религовед Лункин.

В свою очередь, глава пресс-службы патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр Волков заявил в эфире радиостанции «Говорит Москва», что глава бывшего Киевского патриархата может взять себе любой угодный ему титул. «Эти раскольники могут объявлять себя кем угодно — хоть патриархом всея Руси, хоть всея Африки, хоть всей Галактики», — заявил Волков.

В этих словах, хотя и ироничных, есть и определенная правда. После получения томоса от Константинополя митрополит Филарет действительно на какое-то время стал если не галактикой, то вспыхнувшей в ней сверхновой суперзвездой. «Он вошел в историю несколько раз, и в этот раз это было самое эффективное попадание», — уверен Окара.

Однако религовед Роман Лункин считает, что в истории Филарет «останется как создатель независимой, но непризнанной никем и в этом смысле ущербной церкви — Киевского патриархата» (имеется в виду структура, которой не удалось добиться томоса от Константинополя, в отличие от «православной церкви Украины»).

«Получается, как породил Филарет идею независимой церкви, так он ее и похоронил в «томос-туре» и как в зеркале — в образе собственного величия — противоречивого и одного из самых ярких исторических персонажей своей эпохи», — говорит Лункин, который называет Филарета «трагической фигурой» в Украинском православии.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *