Вышенская успенская обитель и святитель Феофан Затворник

Вышенский успенский женский монастырь, сайт которого можно посетить в любое время (указан внизу, в разделе «Контакты»), известен не только местным жителям.

У него есть своя история, полная радостных и печальных моментов. Но обо всех таких событиях нужно знать, так как именно из мелочей складывается полная историческая картина духовного и культурного наследия российского государства.

Сюда приезжают из разных уголков родной страны и даже из ближнего и дальнего зарубежья. Он привлекает паломников своей особой атмосферой спокойствия, умиротворения и возвышенности над мирскими проблемами.

Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир

Описание и месторасположение

Располагается в Выше, Шацкий район. Является женской обителью. Здесь располагаются мощи святителя Феофана Затворника. Именно благодаря данному факту, обитель приобрела известность и популярность. Построен достаточно давно и первоначально являлся мужским.

Рязанская область может гордиться тем, что на ее территории находится столь значимое творение рук человеческих. Непосредственное расположение от населенных пунктов – село Выша близ города Шацка (около 25 километров от него). Местечко достаточно живописное в любое время года, особенно летом.

Обратите внимание: само село удачно раскинулось там, где в реку Цну впадает Выша (ее приток).

История

История складывается из различных источников. Часть их них – это сказания, предания и легенда. А есть и документально подтвержденные факты.

О первоначальном существовании Вышенской Успенской Пустыни известно отчасти по преданию, отчасти по документам, приведённым в книге игумена Тихона (Ципляковского), изданной в Тамбове в 1881 г.

Основание его приурочивают к 16-17 векам. Однако достоверно известно, что уже в первой четверти 17 столетия, это строение существовало.

Стоит отметить: первоначально Вышинский монастырь, по некоторым данным, находился в нескольких километрах от его нового расположения.

В 18 в. святыня подвергалась разорению и грабежам, но обитатели ее уцелели. Свой расцвет монастырь получил в 19 в., когда перешел во владения Тамбовской епархии. Двадцатый же век ознаменовался для обители как разорением, так и новым возрождением.

Если вдруг Вы еще не знали, то советуем прочитать статью о том, чем примечателен храм Воскресения Словущего на Арбате.

Судьба во время революции и советское время

Как и многие религиозные объекты нашей страны, монастырский комплекс в начале 20 г. ХХ в. закрыли.

Все, что принадлежало монахам, перешло в государственную собственность.

Такое явление — не редкость того времени.

Интересный факт: Христорождественский собор стал единственным местом на небольшой промежуток времени, где совершались богослужения. Однако это продлилось всего до 1938 г.

В 70-х гг. 20 в. пара священнослужителей осмелились проникнуть в заброшенное здание. Они увидели полнейшее варварское разорение комплекса. Также нашли они останки епископа Феофана и совершили панихиду. Таким тайным путем священнослужители потихоньку наводили порядок здесь и вывозили значимые реликвии в безопасное место.

Современное состояние

1988 г. стал значимым для всего православного мира. В этот год канонизировали святителя, то есть причислили к лику святых. Этот факт стал отправной точкой для начала возрождения монастыря. Не стало лишним и привлечение общественности к этому событию.

Время не заставило себя долго ждать. Вот уже в 1990 г. началось активное восстановление объекта. Его передали в заботливые руки верующих. И в 2002 г. миру явился Вышенский успенский женский монастырь.

Важно знать: освящение произвел патриарх Алексий Второй, являвшийся патриархом московским и всея Руси. Он же благословил перенесение мощей св. Затворника.

Описание монастырского архитектурного ансамбля

В состав архитектурного ансамбля входит несколько строений. Среди них можно встретить Успенский храм, Казанский, колокольню и другие здания.

Стоит отметить: в таком составе монастырский ансамбль появился в 19 в.

Сегодня обитель представляет собой уникальный объект, который стремятся посмотреть многие паломники, прикоснуться к истории православного мира, окунуться в неповторимую атмосферу этого места, приложиться к святым мощам батюшки Феофана.

Христорождественский собор

В конце 19 века как часть настоящего архитектурного ансамбля комплекса построили собор, который ныне носит название Христорождественский.

Знаете ли Вы, что: с самого начала здание задумывалось в качестве «теплого» храма, где было бы возможно и удобно проводить богослужения в холодное время года. Особенно в зимний период, в лютые морозы.

У сооружения имеется 2 престола и 5 куполов.

Девять мучеников Кизических – такое название носит почитаемая и располагающаяся в соборе икона.

Казанский собор

Строительство шло более 10 лет, окончилось только в 1844 г. Саровский Успенский собор послужил основой проекта Казанского, который расположен в Рязанской области. Однако убранство и его размеры все же не смогли достигнуть уровня своего прототипа.

Постройка имеет 3 престола и является по своему строению пятикупольным. Сам по себе храм очень красив. Его колонны и фронтоны отличаются особенной утонченностью и изысканностью.

Полезно знать: епископ, богослов и публицист Феофан — является автором многих икон, украшающих соборный иконостас. А сам служитель был захоронен близ стен Казанского собора.

Успенская церковь

Её по праву можно назвать самым первым строением, которое появилось как часть архитектурного комплекса Вышенского монастыря.

Датируется ее возникновение еще 17 веком. Однако история церкви не так благополучна и прекрасна.

В настоящий момент она располагается не там, где стояла ранее, так как первую деревянную постройку перенесли. Сейчас церковь является каменной, заново отстроенной на месте сгоревшей.

Освещена она в 1988 г. после долгой реставрации. Кстати, это строение решено было приводить в порядок одним из первых.

Домовая церковь епископа

Комплекс включает в себя много различных строений.

Некоторые из них появились еще в 17 веке. А другие были отстроены несколькими веками позже.

Каждое из них уникально, имеет свою историю, архитектурные особенности. Так, в ансамбль входит и домовая церковь. Ее неразрывно связывают с именем епископа.

Так как этот святой человек был затворником, то все свои литургии он совершал именно тут.

Примите во внимание: на организацию домовой церкви получали официальное разрешение. Благословило ее устройство епархиальное начальство. Событие произошло в 1867 г.

Колокольня

В настоящий момент колокольня представляет собой разобранное здание. Случилось это ещё в 70-х гг. 20 в. Таковая учесть постигла множество православных построек. Не щадили ни маленькие церкви и часовни, ни большие соборы и храмы. Не брался в расчет даже факт того, что объекты имеют особую культурную, историческую ценность.

Примите к сведению: колокольню построили в первой половине 19 века. Имела ранее 14 колоколов уже в начале 20 столетия. Самым тяжелым колоколом был тот, чья масса составляла 726 пудов.

Другие здания

На территории располагались и иные здания, сооружения.

Так, чтобы вести грамотную хозяйственную и иную жизнедеятельность, использовались 12 каменных корпусов для братии.

Еще существовала 1 деревянная постройка. Она использовалась как амбар.

Богата внешняя территория была и гостевыми домами. Таковых насчитывалось два. Такое обустройство комплекс получил к началу нового 20 столетия.

Святые Вышенского монастыря

Прославленный в лике святителей Феофан жил в 19 веке. Он до сих пор является известнейшим в православных кругах богословом и проповедником. Еще одним его занятием называют публицистическую деятельность.

Феофа́н Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 10 (23) января 1815 — 6 (18) января 1894) — епископ Православной Российской Церкви; богослов, публицист-проповедник

Жизнь св. Феофана достаточно интересна. Он имел духовное образование и четкое намерение служить церкви всю свою жизнь. После окончания семинарии и духовной академии молодой человек принял монашество.

Важно знать: св. Феофан помог повысить уровень образования, создавая воскресные школы, церковноприходские и другие учебные заведения, например, епархиальное училище для женского населения.

Прибыв в Вышенскую пустынь, остался здесь до конца своих дней. Погребение его состоялось в Казанском соборе.

Святыни Вышенской обители

Среди святынь Вышенской пустыни особняком стоят мощи святителя Феофана. Причислили к лику святых в 1988 г.

До перенесения на свое постоянное местонахождение, они располагались недалеко от полностью закрытого в то время монастыря.

Хранится здесь и ковчежец со святынями. Таким образом предоставляется возможность людям поклониться святым мощам и попросить о помощи в одном месте, если нет возможность прибыть на место подвигов святых.

Икону Божией Матери Казанскую Вышенскую тоже можно найти здесь. Молиться, просить помощи и заступничества у Богоматери приезжают многие паломники. Никто не остается без ответа.

Возьмите на заметку: в обители хранятся в небольших ковчежцах мощи и других святых. Так, например останки четырех рязанских святителей, а также преподобных отцов киево-печерских.

Информация для паломников и туристов

Рассмотрим некоторые моменты:

Как добраться

Чаще всего в это место пребывают через Москву. Из столицы следует найти транспорт, который в своем маршруте может проехать до Шацка или транзитом через него.

На автовокзале этого города всегда есть микроавтобусы, маршрутные такси, которые отвезут вас до Выши. Именно там, по улице Заречной, 20 находится знаменитый монастырский ансамбль.

Где остановиться

Перед поездкой в Вышу, следует позаботиться о своем пребывании там. Для паломников и просто гостей села предусмотрено размещение в нескольких километрах от святынь в подворье Быково. Предоставляются многоместные комнаты до 10 человек. При этом выдаются постельные принадлежности.

Стоит учесть: здесь же можно пообедать и поужинать. Стоимость пребывания основывается на пожертвованиях паломников.

Контакты

Чтобы получить интересующую информацию, узнать подробную историю комплекса и жизнеописание святителя можно на официальном сайте: http://svtheofan.ru/. Там же можно найти ссылки на страницы в социальных сетях.

В случае необходимости, можно позвонить по телефону: +7 (49147) 2-73-73.

Расписание богослужений и престольные праздники

На официальном сайте можно найти расписание богослужений, которое представлено на определенный период.

Утром служба начинается в 7 утра. Вечернюю можно посетить в 18 часов.

В удобной таблице всегда содержится информация о сути и направленности богослужения.

Существует несколько престольных праздников. Один из них – это Успение Пресвятой Богородицы. Также, особо почитается день Казанской иконы Божией Матери и, конечно же, праздник в честь св. Затворника.

Всем верующим православным людям посещение данной обители в Рязанской области рекомендуется обязательно. Это одно из тех мест, которое имеет богатую, усыпанную многочисленными интересными фактами историю.

Наличие многочисленных святынь привлекает многих паломников в Вышу. Для них предусмотрены условия проживания и трансфер. Прибытие сюда не оставит равнодушным никого. Обитель производит только положительное впечатление на приезжих.

Предлагаем Вашему вниманию видео с жизнеописанием Святителя Феофана Затворника:

Фотогалерея

Другие статьи о святых местах

Феофан Затворник

2015 г. — празднование юбилея выдающегося церковно-государственного деятеля, великого подвижника и богослова святителя Феофана, Затворника Вышенского.

Отец Феофана затворника, Василий Тимофеевич Говоров, был священником и отличался истинным благочестием. Как выдающийся среди духовенства, он был назначен на ответственную должность благочинного и нес ее в течение 30 лет, заслужив одобрение начальства, а также любовь и уважение подчиненных. Отец Василий был человеком прямого и открытого характера, добросердечный и гостеприимный.

В прощальных словах владимирского духовенства звучала надежда на то, что Феофан Затворник, как и его великие предшественники, покинув многозаботливую святительскую кафедру, послужит Церкви своими писаниями и духовными трудами: «…как в древности св. Исаак Сирианин, а в недавнее время св. Тихон Задонский, – оба пребывая на безмолвии после трудов святительских, услаждали церковь Христову драгоценными для нее навеки писаниями и сими трудами своими обессмертили в христианстве свою святую память, которую прославил Сам дивный во святых Своих Бог, – так да процветет в летописях дней св. церкви и возлюбленное имя отшельника – иерарха нашего, дондеже облечется вечным бессмертием небесным от Отца Светов. Да сотворит Господь и да исполнит по сим желаниям нашим искренним, молитвами прославившихся зде угодников Своих, к которым благоговейно и всегда притекал с усердными мольбами о заступлении преосвященный Феофан Затворник» .

От отца же святитель Феофан затворник унаследовал сильный и глубокий ум. Отец-священник часто брал с собою сына в храм Божий, где он становился на клиросе или прислуживал в алтаре. При этом развивался в отроке дух церковности.

Так под мудрым руководством отца и нежной, любовной попечительностью матери при благочестивой настроенности всего семейства протекали первые годы детства: у родителей кроме Георгия было еще три дочери и три сына.

Учеба Святителя Феофана Затворника в училище и семинарии

Надо сказать, что первоначальное образование отрок Георгий получил в родительском доме: на седьмом году его начали учить грамоте. Отец Василий руководил обучением и прослушивал заданные уроки, а учила детей мать. «Еще в детстве Георгий обнаруживал ум весьма светлый, пытливый, доискивающийся первопричины явлений, быстроту соображения, живую наблюдательность и другие качества, приводившие нередко в удивление окружающих. Еще более возвысился, дисциплинировался и укрепился ум его школьным образованием», – пишет один из биографов святителя Феофана затворника И. Н. Корсунский.

Давая наставления о чтении духовной литературы, Феофан Затворник уточнял у своих адресатов, есть ли в их библиотеке творения святителя Тихона: «Читать для знания – одно дело, а читать для назидания – другое. При первом много читается, а при втором не надо много читать, а как только из читаемого что-либо падет на сердце, останавливайтесь и думайте, стараясь и разъяснить, а более углубить в сердце сию мысль. Это то же, что превратить сие в предмет богомыслия. Так питать будете душу и растить, а не насыпать ее, как мешок. … Св. Тихона читаете? – Добре? Никакая книга не может сравниться с его книгами» . А о. архимандрита просил в письме: «Поклонитесь св. мощам свт. Тихона, и приложитесь к ним, и скажите, что это за меня, чтоб помогал мне святитель Божий» .

Святитель Феофан Затворник участвовал в торжествах прославления святителя Тихона, которые прошли в 1861 году. В это время святитель Феофан Затворник находился на Тамбовской кафедре и его участие в торжестве открытия мощей новоявленного чудотворца-святителя «послужило как бы особым благодатным освящением его собственного святительского служения» .

Паломнические поездки.

Cвято-Успенский Вышенский монастырь принимает паломников из разных концов России, а также из дальнего и ближнего зарубежья.

Главное меню.

Вышенский монастырь

Со дня основания до революции монастырь был мужским. В начале XX века тогдашняя власть монастырь закрыла, здания и всё имущество национализировала, а монахов выселила. В книге «Красный террор в России» на странице 103 есть абзац: «Найдём ли мы в жизни и в литературе описание, аналогичное тому, которое приводит Штейнберг о происшествии в Шацком уезде Тамбовской губернии. Есть там почитаемая народом Вышинская икона Божьей Матери. В деревне свирепствовала испанка. Устроили молебствие и крёстный ход, за что местной ЧК были арестованы священники и сама икона… Крестьяне узнали о глумлении, произведённом в ЧК над иконой: плевали, шаркали по полу, и пошли «стеной выручать Божью Матерь». Шли бабы, старики, ребятишки. По ним ЧК открыла огонь из пулемётов. Пулемёт косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым, лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка, Заступница, спаси, помилуй, все за тебя ляжем… Страху уже в них не было никакого». Богослужения продолжались до 1938 года лишь в Христорождественском соборе. Территорию монастыря использовали под свиноферму, детский городок, а с 1938 года здесь обосновалась психиатрическая больница. В 60-х годах прошлого взорвали колокольню.

Задумались о судьбе заброшенного монастыря лишь после канонизации в 1988 году Феофана Затворника. В 1990 году часть зданий передали для женского монастыря. 29 июня 2002 года при участии патриарха Алексия II состоялось торжественное перенесение мощей Феофана в Вышенскую обитель. К 2009 году отреставрировали и Казанский собор. Христорождественский собор сегодня находится в процессе реставрации. С недавних пор с территории монастыря съехала и психиатрическая лечебница. Новые отстроенные корпусы Шацкой психиатрической больницы расположились на выезде из села Выша по дороге на Эммануиловку.

Вышенский затворник

Считается, что удивительно притягательной вышенская глухомань стала для епископа Феофана, который удалился сюда на покой в 1862 году. Сразу после молебна 28 июля Феофан отправился прямо на Вышу, поселившись в настоятельских покоях. Через пять лет он переселился в деревянный флигель, надстроенный над каменным просфорным корпусом специально для него архимандритом Аркадием. Ещё через год, ссылаясь на суетность должности настоятеля, нарушающей внутренний покой, Феофан стал подвижником — сам совершал литургии, в течение шести лет ходил по всем церковным службам. Но его не покидала мысль о полном затворе, ведь ради этого он и пришёл на Вышу. Об уединении Феофан говорил, что оно слаще мёда, а Вышу считал «жилищем Божиим, где Божий небесный воздух». Его самое известное в духовном мире высказывание о том, что «Вышу можно променять только на Царство Небесное». «Вы называете меня счастливым. Я и чувствую себя таковым, – писал он. – И Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество, если бы его восстановили у нас и меня назначили на него».

Обретение мощей святителя Феофана Затворника: как это было.

Источник: Журнал «Встреча»

Беседа архиепископа Верейского Евгения с протоиереем Георгием Глазуновым, настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка Шацкого района Рязанской области.

Отец Георгий, житие святителя Феофана Затворника известно многим, почти все его труды переизданы за последние годы, но очень мало кто знает о том, как происходило обретение его мощей. Канонизация святителя Феофана была большим событием, поэтому очень хочется поподробнее узнать предысторию этого прославления именно от Вас — свидетеля и непосредственного участника обретения честных останков.

Сюда, на этот приход в честь преподобного Сергия Радонежского, я был назначен после обучения в Московской духовной академии, в 1972 году, уже в сане священника. Вышенский монастырь тогда был закрыт, а наш храм был ближайшим из действующих — в двух километрах. Летом 1973 года из Академии приехали игумен Марк (Лозинский) — наш преподаватель гомилетики, и иеромонахи Елевферий (Диденко) и Георгий (Тертышников), которые в тот год только закончили МДА. Мы посидели за столом, попили чайку, побеседовали и решили поехать послужить панихиду по владыке Феофану — он был захоронен в храме Казанской иконы Божией Матери в Вышенской обители. Тогда, в 1973 году, отношение к Церкви было довольно жесткое, поэтому никакой речи об официальном обретении мощей и быть не могло.

А какая организация занимала в то время монастырь?

Психбольница. В Казанском храме у них был склад. Когда мы приехали, я попросил кладовщицу открыть нам храм, и мы увидели грустную картину: выбиты окна, все загажено голубями, набросаны дрова, бочки, кровати — и среди этого хаоса погребен святитель Феофан.

Его надгробие сохранилось цельным — это мраморная плита в метр толщиной, она стояла прямо над склепом. А в самом склепе сбоку была пробита дыра, и туда было набросано много всякого мусора: какие-то трубы и железяки.

Знакомая картина. Так разоряли многие могилы православных архиереев и священников, всегда искали какие-нибудь драгоценности…

Да-да, говорят, там золото искали. Мы почистили и помыли надгробие, отслужили панихиду, скорбно на все это посмотрели и поехали домой, задавшись целью как-нибудь вывезти честные останки святителя Феофана, чтобы они не были в таком поругании.

Через какое-то время снова приезжает отец Елевферий, на этот раз один, поскольку его прислал отец Марк (Лозинский). И мы вдвоем начали разбирать внутри склепа в Казанском храме. Сначала отец Елевферий выгреб хлам — я помогал ему сверху, — а потом мы вдвоем вскоре обрели разломанный гробик. Первым делом увидели голову святителя Феофана, она была разбита на три части — наверное, ее чем-то тяжелым ударили. Вынув дощечки гроба, мы стали перебирать все пальчиками, буквально сантиметр за сантиметром. И на удивление собрали абсолютно всё: голени, ребрышки, позвоночник, я даже посчитал, сколько каких косточек должно быть. Там же в склепе мы обнаружили Евангелие святителя Феофана. Все это мы собрали и привезли ко мне домой. Какое-то время мощи находились у меня, а потом к нам прислали человека, который приехал с чемоданом, все это упаковал и отвез в Троице-Сергиеву лавру.

Протоиерей Георгий Глазунов с внучкой

По сути дела — все было в строгом секрете?

Да, знали об этом только мы втроем, да еще отец Кирилл (Павлов). Мощи благословили поставить во Всесвятском храме — в подклете Успенского собора, и там они находились до 1988 года. Отец Георгий (Тертышников) готовил материал, который позже стал одним из оснований прославления. Мы с ним неоднократно встречались в Лавре, говорили на эту тему, и он был уверен: «Придет время, и канонизация состоится». Когда наступило «потепление» в отношении государства к Церкви, отец Георгий еще усерднее взялся за вопрос канонизации. Святитель Феофан стал одним из первых, кто был причислен к лику святых на Соборе 1988 года.

Как только состоялась канонизация, наш владыка, митрополит Рязанский Симон, благословил пристроить к нашему храму в Эммануиловке придел в честь святителя Феофана. Строительство прошло довольно быстро, и в том же 1988 году состоялось перенесение мощей святителя в наш храм. Служил владыка Симон, служба была торжественная, с крестным ходом с мощами вокруг храма, причащалось в тот день около двух тысяч человек. А многие мне потом рассказывали, как видели на ясном небе сверкающую молнию во время крестного хода.

А что стало с гробницей святителя Феофана, она так и оставалась в заброшенном Казанском храме?

Нет, я дружил с главврачом психбольницы, и он разрешил мне вывезти надгробие. Это мы сделали вскоре после того, как мощи были перенесены в Лавру. Целая глыба, весом в 6,5 тонн, на ней были высечены ноты и располагалась каменная митра — но в советское время митру сбили, даже осколков не сохранилось. Еле-еле, при помощи военной машины с лебедкой, вытащили надгробие и привезли сюда, в Эммануиловку. Здесь отмыли, поставили в церковную ограду, а когда сделали придел, то владыка Симон благословил поставить под алтарь. Так и сделали.

И долго ли находились мощи святителя у вас в храме?

14 лет, и за эти годы было много свидетельств о чудесах. Иногда я жалею, что не записывал их, и некоторые уже позабылись. Приведу некоторые из тех, которые были относительно недавно.

Одного мальчика, который от рождения не ходил, привозили три раза издалека, я его клал прямо на мощи, как младенца, хотя ему было годика два с половиной. Родители сначала купали его в источнике святителя Феофана, а потом приносили, и я клал его на мощи. И вот, когда они в третий раз привезли его, он на службе с ручек попросился на пол, мама его опустила, и он побежал. Прихожане говорят: «Что ты не возьмешь ребенка, он у тебя бегает по храму, мешает молиться!» — а она стоит и всю службу плачет от радости, сказать ничего не может: мальчонка от роду не ходил, а здесь побежал!..

Или вот такой случай: военный летчик из Волгограда приехал сюда как паломник, у него болела поясница — хронический радикулит, он много уже потратил денег на лечение, но все без толку. А здесь он искупался, боль полностью прошла — и на следующий год он снова приехал, поблагодарить святителя Феофана.

Вместе с паломниками сюда как-то приехала одна женщина, у нее была межпозвоночная грыжа. После того, как она искупавшись в источнике, вдруг уже не стала ощущать боли в своей спине. А перед тем она прошла томографию, и врачи оформляли ее на вторую группу инвалидности. Возвращается из паломничества, идет снова на томографию — а врачи говорят: «Никакой грыжи нет». И таких случаев очень много, люди приезжают и рассказывают свои истории.

Четырнадцать лет — немалый срок. Что происходило в это время в Вышенской обители?

В 1990 году часть зданий передали Церкви, началось восстановление, а с 1993 года возродилась и монашеская жизнь — была открыта женская обитель. Богослужения совершались в Успенском храме, единственном отреставрированном, сестры жили даже не в самом монастыре, а неподалеку, поскольку жилые помещения еще были заняты пациентами психиатрической лечебницы.

Но и эти сложные обстоятельства уже предоставляли возможность перенести мощи святителя в монастырь, который он называл «райским уголком». 29 июня 2002 года мощи крестным ходом были перенесены из Эммануиловки в Успенский храм Вышенского монастыря, где их встречал Святейший Патриарх Алексий II — именно по его благословению совершалось это дивное событие.

28 лет потребовалось на то, чтобы святитель смог снова с честью вернуться под своды любимой обители. И вслед за святителем туда смогли переселиться сестры возобновленного монастыря.

Игумен Марк (Лозинский) родился 4 июня 1939 года в Ивангороде Ленинградской области, в семье священника. Окончил Московскую духовную академию. Преподавал гомилетику, Священное Писание Ветхого Завета и пастырское богословие в МДА. В 1969 году защитил магистерскую диссертацию, в которой он собрал и систематизировал огромный материал из изданного и архивного наследия епископа Игнатия (Брянчанинова). С 1964 года и до конца земного поприща нес послушание помощника заведующего Церковно-археологическим кабинетом МДА. Скончался 29 января 1973 года.

Дом в Вышенском монастыре, в котором в течение 28 лет жил в затворе святитель Феофан

Архимандрит Елевферий (Диденко) родился 4 января 1940 года в городе Батайске Ростовской области. В 1973 году окончил Московскую духовную академию. В 1974 году назначен помощником инспектора. Преподавал Священное Писание и гомилетику. С 1974 по 1983 год — старший помощник инспектора, а с 1983 по 1985 год — заведующий Церковно-археологическим кабинетом. К началу 90-х — наместник Киево-Печерской лавры. В 1992 году смещен с настоятельства за отказ братии Киево-Печерской лавры поставить подписи в поддержку решения Собора Украинской Православной Церкви о даровании ей автокефалии. В настоящее время клирик храма в честь преподобного Сергия Радонежского в Самаре, духовник Самарской семинарии.

Архимандрит Георгий (Тертышников) родился 22 июня 1941 года в селе Книгино Ипатовского района Ставропольского края. В 1973 году закончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, тема диссертации: «Гомилетический элемент в эпистолярном наследии епископа Феофана Затворника». Изучение наследия святителя Феофана стало главным трудом жизни отца Георгия: им была составлена симфония по трудам святителя, к 1988 году он готовил материалы к канонизации святителя Феофана, в 1990 году защитил магистерскую диссертацию на тему «Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении». Архимандрит Георгий преподавал в МДА историю Русской Церкви, общую церковную историю, догматическое богословие, гомилетику. В 1989 году отец Георгий — старший помощник инспектора МДА. В 1990 году в течение нескольких месяцев был ректором Тобольской семинарии. Собрал материалы к канонизации радонежских святых: преподобных Кирилла и Марии, преподобного Варнавы Гефсиманского и архимандрита Антония (Медведева). Скончался 2 октября 1998 года.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *