Патриарший экзарх всея Беларуси Павел – мишень в тайной битве за белорусскую автокефалию

«Дело Грозова» как этап большой игры против РПЦ в Беларуси

«Дело Грозова», бывшего руководителя издательства Белорусского экзархата Русской православной церкви, закончилось очень жёстким приговором – семь лет в колонии строгого режима плюс конфискация имущества. Приговор огласили 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Событие получило широкое освещение в белорусских СМИ, но это почти не проливает свет на то, что произошло. А произошло следующее.

Патриарший экзарх всея Беларуси Филарет, получивший назначение в 1989 году, в конце 2013 года в 75-летнем возрасте ушёл на покой. Существовали (и существуют) силы, которые планировали поставить на его место епископа из местных, заражённого идеями автокефалии. Однако эти планы разрушил Московский патриарх – предстоятелем Белорусской православной церкви был назначен митрополит Павел, постоянный член Священного синода Русской православной церкви, до этого возглавлявший Рязанскую митрополию РПЦ.

В этом назначении и кроется суть «дела Грозова» – как та самая сказочная игла в яйце, которое – в утке, а она – в зайце, а заяц – в сундуке, а тот – меж ветвей высокого дуба. А дуб, как мы помним, Кощей «как свой глаз бережёт». Так и в этой запутанной истории: про дуб и сундук на нём всем известно, а вот яйцо с иглой ни официальная, ни «свободная» пресса увидеть не захотели. Достаточно, что суд признал Владимира Всеволодовича Грозова мошенником.

А самое главное – заступничество митрополита Павла не возымело никакого действия. Хотя по ходу судебного процесса владыка трижды (!) просил прощения у бывшего директора издательства Белорусского экзархата «от себя лично и Церкви за все причинённые им тяготы и лишения», заявляя, что Владимира Грозова оклеветали, и ходатайствовал о снятии с него обвинений и об освобождении в зале суда.

Митрополит Павел – вот мишень тех, чьи задумки перечеркнул в 2013 году патриарх Кирилл. Не случайно после оглашения приговора Грозову оппозиционные белорусские СМИ с плохо скрытым удовлетворением разбирали детали выступления Патриаршего экзарха на процессе в качестве свидетеля и подчёркивали, что к свидетельствам митрополита Павла суд не прислушался. За приговором Грозову и демонстративным отказом суда принять во внимание свидетельство и просьбу митрополита Минского и Заславского – оскорбление Церкви. Грозов – лишь фигура в большой игре. Конечно, не пешка, но и не ферзь.

С 1990-х годов Запад внедряет в общественное сознание в постсоветских странах идею: каноническая территория Русской православной церкви должна быть разделена в соответствии с границами новых независимых государств. На Украине, кажется, это удаётся: в 1992 году раскольник Денисенко организовал «Киевский патриархат», а после февральского (2014) государственного переворота, когда бразды правления Украиной забрали США, обществу был навязан вопрос об «украинской автокефалии». В дело впрягли Константинопольский патриархат, а президент Украины сделал создание ЕППУЦ («единой церкви») своим предвыборным лозунгом. В начале сентября в Киев прибыли «вестники томоса» – «экзархи» Константинополя; один из них уже заявил, что «путь к автокефалии необратим», поскольку украинцы «имеют каноническое право на свою поместную церковь, которая свободно владеет своим родным языком».

В поддержку автокефалии на Украине выступил и Государственный департамент США (?!), назвав Константинопольского патриарха Варфоломея «голосом религиозной толерантности и межконфессионального диалога». А митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий занесён на сайт «Миротворец» и записан как «агент влияния Русской православной церкви в Украине». Занесены в разряд «врагов» и другие иерархи – «противники создания независимой поместной церкви в Украине». Впереди – захват храмов национал-радикалами и насилие в отношении УПЦ (МП). Публикация личных данных иерархов УПЦ на «Миротворце» – это лицензия на преследование Церкви и репрессии вплоть до физической расправы. Украину ждут углубление церковного раскола, издевательства над священниками и прихожанами, отказавшимися предать Церковь и переметнуться в религиозно-политическую секту ЕППУЦ.

Нетрудно понять: Беларусь станет следующей. «Дело Грозова», которое в первом приближении выглядит плодом труда клеветников, – это выпад против митрополита Минского и Заславского Павла и Русской церкви в его лице.

Реакция Священного синода Русской православной церкви на вторжение Экуменического патриархата на Украину показала, что создать «Белорусский патриархат» было бы гораздо труднее, чем получить в лице Патриаршего экзарха, назначенного Москвой, местного сторонника автокефалии.

Что мы видим на Украине? Филарет-Денисенко – скорее тормоз «украинской автокефалии», чем мотор. Анафема удерживает священников УПЦ, тайно поддерживающих автокефалию, от предательства Церкви. «Под Филарета» они идти не хотят, снять с него анафему по церковным канонам может только РПЦ. Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) – тоже неканоническая структура, признанная лишь своей белорусской сестрицей БАПЦ. Но если деятельность УАПЦ после бегства в 1930-х годах в США и Канаду снова развернулась на Украине в 1986-м, то у БАПЦ судьба сложилась иначе: на территории Беларуси этой организации нет. И у сторонников автокефалии одна надежда – заменить митрополита Павла на то лицо, которое в будущем поведёт Белорусскую православную церковь по «украинскому пути».

Кампания против назначения митрополита Павла Патриаршим экзархом всея Беларуси началась ещё в 2013 году. Белорусские националисты, продвигая лозунг «церковь в границах государства», обрушились на митрополита с обвинениями в отсутствии гражданства и незнании языка. «Дело Грозова» – подарок для тех, кто ждёт скорого удаления Павла из Беларуси. Речь митрополита на суде пресса разобрала буквально на цитаты. «Я переехал в Беларусь в первых числах января 2014 года. До этого я был всего два раза в Беларуси – в 1980-е и в 2013-м. Конечно, для меня здесь все было новым. Я должен был входить в курс дел», – цитирует владыку «Наша Ніва», зачем-то выделяя эти слова жирным шрифтом в статье под заголовком «Как митрополита Павла допрашивали в суде». Читая, не поймёшь: владыка – свидетель или преступник? «Ты ошибся – а человек в тюрьме», – так назвала свою публикацию «Хартыя-97», рассказывающая о выступлении митрополита в суде. «Свободные СМИ», прежде всего, свободны от правды: в заголовок этого издания вынесены слова владыки Павла о следователе, который признался ему в своей ошибке по «делу Грозова». Только кто это поймёт? И разве всё это – не преддверие к тому, что происходит в церковной жизни у украинских соседей?

В 2017 году Патриарший экзарх Беларуси, митрополит Минский и Заславский Павел назвал идею автокефалии «дьявольским искушением»: «Вот посмотрите, как здорово, чтобы у нас была церковь национальная, чтобы она была вот своя, самостоятельная, – повторил владыка аргументы автокефалистов. – Где ни служил, все были едины, никто никогда не разделял друг друга на какие-то языки, на национальности, мы все братья и сестры во Христе. А сегодня вот под таким благовидным предлогом – свобода, независимость – пытаются навязать новую идею, которая не объединяет людей, а разъединяет». В этих словах – «вина» митрополита. Он – препятствие для адептов раскола православия в Беларуси.

Владыка Павел, проникающий в планы разделения Церкви, – главное препятствие для реализации проекта белорусской автокефалии, а потому и главная мишень. «Дело Грозова» – лишь этап большой игры против РПЦ в Беларуси.

Арина Цуканова, ФСК

«А кому-нибудь восточный петух принес счастье?»

— Какие рождественские традиции были в вашей семье?

— В моем детстве была крепка советская власть и все церковное запрещалось. Мама была верующей, а папа, к сожалению, был убежденным атеистом и праздновал Новый год со своими друзьями. У нас же дома праздновали Рождество. Так и сейчас — Новый год для меня не праздник, а просто начало нового календарного года. В современном мире нам пытаются преподнести что-то экзотическое. На днях я общался с прихожанами и спросил у них, какой наступил год по восточному календарю. Отвечают: «Год Петуха». Задаю вопрос: «А принес ли петух кому-нибудь счастье?» Атрибуты восточного календаря — это целая индустрия, которая отвлекает людей от Бога, а производителям приносит огромные деньги. Получается, на духовной безграмотности людей кто-то зарабатывает.

— Вы служили в армии, работали шофером, слесарем. Как пришли к вере?

— В Казахстане, где я родился, жил святой старец Севастиан Карагандинский, который меня крестил. Было у него и много сподвижников — общение с ними имело на меня большое влияние. А во время службы в армии со мной происходило столько необычных событий, которые иначе как чудесами не назовешь. Много раз меня спасала божественная сила: молитва матери, монахинь, священников. В какой-то момент я понял, что жить в атеистическом обществе я не смогу, и ушел в церковь. Да, в ограде церковной бывают случаи, вызывающие чувства сожаления. И иногда мы слышим: «Посмотрите, что в церкви происходит. Бывают проступки, которые соблазняют людей». Но тот, кто совершает проступки, сам отпадает от церкви, иногда даже не осознавая это, а снова войти в нее сможет, лишь принеся покаяние.

Митрополит Павел: «Много раз меня спасала божественная сила: молитва матери, монахинь, священников. В какой-то момент я понял, что жить в атеистическом обществе я не смогу, и ушел в церковь»Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

«Бурыкин к моим словам не прислушивался»

— В конце прошлого года священника Константина Бурыкина задержали за незаконные действия в отношении боеприпасов. Кроме того, выяснилось, что настоятель храма носил татуировку в виде свастики. Он лишен сана?

— Отец Константин не лишен сана. Ко мне обращались верующие люди с жалобами на него и на его поведение. И за самовольные выезды за пределы епархии 18 ноября я освободил его от управления приходом в поселке Гатово (Минский район. — Ред.) и передал дело в Епархиальный суд. Утром я вручил ему указ, а днем его задержали. Сейчас идет следствие. Будем ждать выводов следственных органов.

Коллективные жалобы от людей свидетельствовали о его частом отсутствии в приходе, в том числе во время поездки в США на спортивные соревнования. Я неоднократно его предупреждал, что покидать приход, не имея на это благословения, — серьезное нарушение.

Люди жаловались и на то, что он придерживается фашистских взглядов. По словам самого отца Константина, это ошибки молодости. Во время последней беседы отец Константин сказал, что не считает себя виновным. И выразил желание защищаться в суде. После этого я принял решение — освободить его от обязанностей настоятеля храма и передать дело в Епархиальный суд.

Во время той встречи о боеприпасах не было и речи, и об этом мне не было известно. Возникает вопрос: зачем священнику заниматься тем, чем ему не положено? Ведь мы даем обещание исполнять заповеди Божии, проповедовать Евангелие, заниматься благотворительностью. Наша миссия — нести людям добро. Если священник увлечен чем-то другим, он свободен этим заняться, но тогда надо оставить священное служение.

«Церковь приветствует неприменение смертной казни»

Митрополит Павел: «Церковь приветствует введение моратория или неприменение на практике смертной казни. Но мера, которая бы держала человека в узде, должна быть»Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

— В ноябре прошлого года в Беларуси исполнили три смертных приговора. Недавно еще один мужчина был приговорен к исключительной мере наказания. Как вы относитесь к смертной казни?

— В Ветхом Завете смертная казнь была дозволена Богом для тех людей, которые не хотят избавиться от своих проступков или своего заблуждения. В Ветхом Завете была даже такая мера, как побиение камнями. Почему побивали камнями? Никто не знал, чей камень будет последним. И таким образом получалось, что не конкретный человек, а общество побивало человека. И сегодня, когда мы говорим о смертной казни, я не думаю, что надо в законе ее отменить. Пусть эта мера, как предупреждение для потенциальных преступников, остается в законе, но если это возможно, то мы за ограничение, мораторий на смертную казнь. Ведь известны случаи, когда людям выносили ошибочное или несправедливое решение. Поэтому Церковь приветствует введение моратория или неприменение на практике смертной казни. Но мера, которая бы держала человека в узде, в законодательстве должна быть. По моему убеждению, смертный приговор может применяться к тем людям, которые совершают страшные преступления. Я к ним отношу не только маньяков, но изготовителей и распространителей наркотиков. Конечно, они несчастные люди и, может быть, не знают, что делают. Но наркоторговцы покушаются на жизнь многих. Они убивают десятки, сотни, тысячи людей. Угроза справедливого возмездия для преступника должна быть как элемент воспитания.

«Вечером после новостей люблю пройтись по улице»

— Накануне приезда в Беларусь в 2014 году вы говорили, что будете учить белорусский язык. Уже выучили его?

— Я уже понимаю белорусский язык, но пока говорить на нем не умею. К сожалению, я специально не занимаюсь. В Беларуси многие говорят на русском языке, и это большое искушение. Почему я выучил английский? Я служил иногда в таких приходах, где никто не говорил на русском, и поэтому вынужден был говорить на языке прихожан. А в Беларуси меня расслабляет то, что здесь почти все говорят на русском. Кроме того, это второй государственный язык. Но я все равно держу возле себя учебник по белорусскому языку и надеюсь, что займусь его освоением.

— Увеличит ли Белорусская православная церковь количество храмов, где будут вестись богослужения на белорусском языке?

— Все зависит от людей. У нас нет запретов на использование национальных языков в богослужении, но специально форсировать этот вопрос не следует. В этом деле должна проявляться пастырская мудрость и терпение. Для каждого народа богослужение должно быть на доступном языке. Сейчас в некоторых храмах — правда, их немного — совершаются богослужения на белорусском языке. В начале 90-х годов было пожелание у некоторых священников вести службы на белорусском языке. Но когда это решение принималось скоропалительно, люди переставали ходить в храм. Я понимаю людей: заставить ходить молиться в храм, где служат на непонятном мне языке, невозможно. Все должно созревать естественным путем, не должно быть никакого насилия.

— В Беларуси вы служите уже три года. Какое место стало для вас любимым?

— Для меня, конечно, это Свято-Духов кафедральный собор, где я чаще всего веду службы. Надо сказать, что вся земля белорусская — это особое, любимое и благодатное место. Вся она полита кровью многих и многих тысяч и миллионов людей, которые защищали ее на протяжении всей ее истории.

— Как проводите свободное время? Может быть, ходите в театр или читаете книги?

— Очень не люблю читать разные жалобы, но как раз приходится это делать. Огромное количество бумаг отрывает львиную долю моего времени. На книги остается очень мало времени. Но вечером после просмотра вечерних новостей я люблю пройтись по улице.

— У патриарха Кирилла есть страничка ВКонтакте. Не хотите ли вы общаться со своими прихожанами в соцсетях?

— К интернету отношусь по-особому. И всех призываю быть рассудительными. Как мы говорим, пчела всегда летит на мёд, а муха на другие запахи. В интернете есть очень много доброго, полезного и даже спасительного, но много имеется нечистого и недоброго. Поэтому призываю всех к благоразумию. Сам я пока воздерживаюсь от соцсетей.

Митрополит Павел: «Вы знаете, я бы не сказал, что все священники живут шикарно. Кто-то живет средне, а кто-то очень даже скромно. Думаю, что именно поэтому бизнесмены частенько дарят хорошие машины или помогают строить дома для священников»Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

«Не все священники живут шикарно»

— Верующие часто задаются вопросом: «Почему священники живут на широкую ногу -строят коттеджи, ездят на дорогих машинах?» Как вы сами к этому относитесь?

— Я всем говорю: «Если священник так хорошо живет, то почему так мало людей ими становятся?» В ответ слышу: «Это тяжелый труд». Вот видите, даже дома и машины вас не прельщают. Я вспоминаю историю, которая произошла с митрополитом Московским Платоном. Однажды ему принародно сказали: «Вы же образ Христа Спасителя, пастырь. Как вы можете ездить на карете, запряженной шестью лошадями? Ведь Христос пешком ходил, когда проповедовал Евангелие. Вас совесть не обличает ездить на шестерке?» И митрополит Платон ответил: «Да, Христос ходил пешком. Но обратите внимание: он ходил пешком, а толпы народа за ним шли, чтобы послушать его слово. А я за вами на шестерке не угонюсь». Если око завистливое, то мы будем везде искать то, что удовлетворит нашу зависть. Вы знаете, я бы не сказал, что все священники живут шикарно. Кто-то живет средне, а кто-то очень даже скромно. Думаю, что именно поэтому бизнесмены частенько дарят хорошие машины или помогают строить дома для священников. Но Господь каждому все компенсирует. Есть такая аскетическая мысль: слава, деньги и власть убегают от тех, кто за этим гонится, и бегут за теми, кто от этого уходит.

— Может быть, в храмах появятся скамейки, которые есть в костелах? Выстоять всю службу непросто.

— В отличие от кинотеатра в церкви вход и выход свободный. Для тех, кому тяжело стоять, например для пожилых людей, возле стен храма есть скамейки.

— Как относитесь к девушкам, которые заходят в церковь в брюках?

— Что лучше: юбка выше колен или брюки? Для чревоугодника, конечно, лучше, если женщина будет в короткой юбке. Если вы идете в храм в брюках, то пусть они будут свободного кроя. Как и во времена апостолов, нужно одеваться так, чтобы вы не мешали молиться другим — скромно. Наша одежда и прическа, т. е. внешний вид, должны соответствовать тому месту, куда мы приходим.

— С праздником вас Светлого Рождества Христова!

— В эти праздничные дни мне хочется пожелать всем Вам, дорогие братья и сестры, искренней, крепкой веры в Бога, надежды несомненной на Бога. Хочется пожелать, чтобы не только в эти праздничные дни, но и во все дни нашей жизни мы совершали как можно больше добрых дел. Как мы говорим, творили бы дела любви, милосердия, сострадания к людям. Это и будет яркое свидетельство нашей веры в Бога. Мы таким образом будем проявлять любовь к Богу, проявляя любовь к людям. Хочется пожелать всем в наступившем новом году благополучия, счастья и Божьего благословения. С праздником всех Вас!

ДОСЬЕ «КП»

Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси в миру — Георгий Васильевич Пономарёв. Родился 19 февраля 1952 года в Караганде в семье рабочих. Учился в средней школе, служил в армии, а после демобилизации работал шофером, слесарем. В 1973-1976 годах учился в Московской духовной семинарии. А в 1980 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

В 1977 году принят в число братии Троице-Сергиевой лавры. В 1979-1981 годах — референт Отдела внешних церковных сношений.

С сентября 1981 года — член Русской духовной миссии в Иерусалиме. В августе 1986 года Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан архимандрита.

В последующие годы был наместником Псково-Печерского монастыря, епископом Зарайским, управляющим Патриаршими приходами в США и временно в Канаде, епископом Венским и Австрийским. В 2001 году возведен в сан архиепископа с титулом Венский и Будапештский. В 2011 году назначен главой Рязанской митрополии. В 2013 году назначен Преосвященным Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси. Решением Священного Синода от 23 октября 2014 года присвоен титул Минский и Заславский, назначен главой Минской митрополии.

БУДЬ В КУРСЕ!

Куда идти на рождественское богослужение

Дарья ЛОМОНОВСКАЯ

«Комсомолка» публикует расписание служб в православных храмах Минска.

В субботу, 7 января, православные верующие празднуют светлый праздник — Рождество Христово. Сегодня, в сочельник, в храмах будет всенощное бдение, после чего пройдет Божественная литургия.

Свято-Духов кафедральный собор (ул. Кирилла и Мефодия, 3)

6 января:

8.00 — начало утреннего богослужения;

8.30 — исповедь;

16.00 — исповедь;

17.30 — всенощное бдение.

7 января:

0.00 — литургия (ночная);

6.30 — исповедь;

7.00 — литургия (ранняя);

8.30 — исповедь;

9.00 — литургия (поздняя).

Петро-Павловский собор (ул. Раковская, 4)

6 января:

8.00 — начало утреннего богослужения;

17.30 — исповедь;

18.00 — всенощное бдение.

7 января:

0.00 — исповедь:

2.00 — литургия (ночная);

7.00 — литургия (ранняя);

10.00 — литургия (поздняя).

Храм великомученика Георгия Победоносца (ул. Голодеда, 53/1)

6 января:

7.30 — исповедь;

8.00 — начало утреннего богослужения;

17.30 — исповедь;

22.00 — всенощное бдение.

7 января:

0.30 — литургия (ночная);

9.00 — литургия.

Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (Партизанский пр., 147)

6 января:

18.00 — исповедь, всенощное бдение.

7 января:

8.00 — исповедь, литургия.

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (ул. Притыцкого, 65)

6 января:

8.00 — исповедь, начало утреннего богослужения;

18.00 — всенощное бдение.

7 января:

0.00 — литургия (ночная);

8.30 — исповедь;

9.00 — литургия (ранняя, учебный корпус);

9.30 — исповедь;

10.00 — литургия (поздняя, в Евфросиниевском храме).

Храм благоверного великого князя Александра Невского (ул. Козлова, 11)

6 января:

8.00 — начало утреннего богослужения;

18.00 — всенощное бдение;

20.30 — исповедь.

7 января:

0.00 — литургия (ночная);

9.00 — литургия.

Храм равноапостольной Марии Магдалины (ул. Киселева, 42)

Митрополит Павел: Сознательное несоблюдение санитарных норм в период эпидемии — преступление против ближних и Бога

Митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси Павел призвал священнослужителей и верующих строго соблюдать санитарные нормы и правила, препятствующие распространению коронавируса. Соответствующее заявление митрополита размещено на официальном портале Белорусской православной церкви.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

— К сожалению, не все верующие жители Беларуси и чада нашей Церкви отнеслись к рекомендациям специалистов Министерства здравоохранения и призывам Священноначалия Церкви с должным вниманием и послушанием. Мы не закрывали храмы и обители для посещения в дни пасхальных торжеств, призывая всех соблюдать санитарные нормы и меры предосторожности, но беспечное отношение к нашим призывам, а часто и безответственное отношение к исполнению инструкций по предупреждению заболеваемости со стороны отдельных клириков привели к случаям заражения коронавирусной инфекцией ряда священнослужителей, монашествующих и мирян, как из числа приходских тружеников, студентов духовных школ, так и простых прихожан, — заявил Павел.

Он отметил, что большая часть заразившихся переносит заболевание в относительно легкой форме, но есть и те, кто нуждается в госпитализации. Некоторые из заболевших священнослужителей находятся в отделениях интенсивной терапии. От коронавируса 29 апреля умер клирик Петро-Павловского собора Минска, иерей Геннадий Бутько.

— В связи со сложившейся на сегодняшний день непростой ситуацией я вновь призываю архипастырей, пастырей, игуменов, игумений и всех верных чад Белорусской Православной Церкви прислушаться к призывам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и рекомендациям Министерства здравоохранения, которые проявляют сильное беспокойство за наше здоровье и даже жизнь.

Митрополит призывает строго придерживаться санитарных норм: во время богослужений соблюдать безопасную дистанцию, воздерживаться от посещения храмов и мест общего собрания людей при наличии признаков заболевания.

— Помните, что халатное отношение или сознательное несоблюдение санитарных норм, а также любые призывы игнорировать основанные на компетентном мнении врачей инструкции Священноначалия Церкви в период эпидемии являются не свидетельством веры или «стояния в Истине», но преступлением против ближних, а значит — и против Бога. И отвечать за эти преступления каждый виновный будет перед Богом по Евангельскому закону, а перед людьми — по законам государства. В случае выявления откровенного пренебрежения санитарными нормами клирики будут подвержены самым строгим каноническим прещениям и могут быть привлечены к церковному суду.

Священнослужителям митрополит Павел рекомендует совершать богослужения, руководствуясь ситуацией на местах. В случае заболевания клириков и певцов допускается уменьшение числа еженедельно совершаемых богослужений. В теплое время рекомендуется совершать общественные молитвы на улице.

В местах со сложной эпидемиологической ситуацией богослужения проводить без участия верующих, чтобы не подвергать риску возможного заражения людей.

— Прошу продолжать возносить свои молитвы о даровании здравия, крепости сил и стойкости духа врачам, стоящим на передовой борьбы с эпидемией. Всех, кто имеет возможность, призываю оказывать посильную моральную и материальную помощь Министерству здравоохранения Республики Беларусь, а также заболевшим и членам их семей.

Будем надеяться на помощь Божию и Его милосердие, не теряя при этом благоразумие и трезвость рассуждения. Призываю всех молиться о даровании скорейшего выздоровления заболевшим, о упокоении душ почивших и о даровании каждому жителю Беларуси терпения, крепости и силы духа, искренней веры в Бога и надежды на Божественное милосердие, — пишет Павел.

Глава Белорусской православной церкви не первый раз обращается к верующим и священнослужителям из-за вспышки коронавируса. Так, накануне Пасхи, он призвал воздержаться от посещения храмов, заявив, что «освящение куличей — это второстепенное, жизнь человека намного дороже».

На минувшей неделе стало известно, что на карантин закрыты Минская духовная академия и храм святителя Кирилла Туровского, 41 человек из монастыря и семинарии в Жировичах попали в больницу, у священников из Свято-Петро-Павловского собора и архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия — пневмония. Коронавирус подтвержден у монахинь из Свято-Елисаветинского монастыря. 30 апреля в монастыре сообщили, что ближайшие две недели богослужения будут проходить без участия прихожан.

Служба подходила к концу. На монастырском дворе было немноголюдно. Молодой мужчина на скамейке грустно смотрел куда-то вдаль. Я присела рядом.

— У вас тоже что-то случилось? — первым вступил в разговор мужчина.

— Нет, я журналистка, двенадцать лет назад приезжала к отцу Серафиму, делала с ним интервью. Тогда еще не было этого монастыря. Была Хмелевская пустынь. А сейчас приехала посмотреть на монастырь, поговорить, если получится.

— Без веры сюда не едут, — заметил мой собеседник.

Я задумалась: мне было радостно и спокойно. Но разве радость и спокойствие на душе — признак неверия? Другое дело, что к отцу Серафиму люди действительно едут чаще не радостью поделиться, а бедой. В Спасо-Преображенский монастырь в Хмелево, деревня в 5 километрах от Жабинки, в 20-ти — от Бреста, народ стекается отовсюду, по номерам машин на стоянке легко определить — вот это паломники из России, эти — из Украины, а вот несколько машин с европейскими номерами. Едут из Москвы, Симферополя, Вологды, Мордовии, Забайкалья, Польши, Украины, Франции, Канады и Америки. Слава об игумене Серафиме (Петручике) столь же велика, как сила его молитвы, исцеляющей от страшных недугов — от беснования, раковых болезней, пьянства, наркомании. Ничего удивительного, что в день, когда игумен проводит молебен о недужных — чин изгнания бесов (люди называют это просто — отчитка), в монастырском дворе яблоку негде упасть, сюда стекаются по четыреста — пятьсот человек. Прежде отчитки проходили каждую субботу, сейчас — раз в месяц.

— Тяжело это очень, нет уже того здоровья, что было прежде, — объясняет отец Серафим.

Старинный деревянный храм, куда многие едут за исцелением

«В церковь ходить — не значит верить»

Поговорить с настоятелем подробно в эту встречу не удалось.

— А что ж вы, барышня, без крестика? — с улыбкой посмотрел на меня старец. — Крестик надо носить. А интервью не буду давать. Смотрите, слушайте, пишите, что видите…

Вообще-то, он со всеми строг и краток. Желающих получить «рецепт» исцеления от отца Серафима много, и большинство стремится улучить минутку, чтобы лично подойти к старцу.

— Батюшка, у меня такое горе, — вытирает слезу женщина. — Дочка не хочет работать врачом.

— И не заставляйте. Она будет плохим врачом. Пусть учится на того, на кого сама хочет.

— Так она уже отучилась. Такое горе… Уехала в Лондон. Там работает, но не нравится ей.

— Все хорошо с вашей дочкой, нет у вас никакого горя, — определяет старец. — Найдет она свой путь.

— Не складывается у нее там. Она и в церковь ходит, молится, и все равно не складывается.

— В церковь ходить — не значит верить. Без веры молитва не поможет, — заключает отец Серафим и дает понять: разговор окончен.

Молодая пара что-то шепчет старцу на ухо. Он пристально всматривается в лица парня и девушки и успокаивает:

— Все у вас будет хорошо.

Молодые девчонки подхватываются со скамейки:

— Батюшка, благословите на учебу в институте.

Отец Серафим, кажется, на глазах молодеет. С улыбкой благословляет.

— Батюшка, я к вам за советом. С мамой плохо совсем, в больнице она, — скороговоркой выдает женщина. — Может, к вам ее привезти?

Отец Серафим не расспрашивает подробно, что за болезнь, но пристально всматривается в женщину. «Я слышала, он может, даже не видя человека, определить, поможет он ему или нет», — шепчет мне на ухо кто-то.

— Не надо привозить, пусть все принимает, что врачи приписывают. А вы закажите молебен за здравие, я буду за нее молиться.

«Я только молюсь, а исцеляет Господь»

Рассказы о том, как и кому помог старец, в Хмелево передают из уст в уста.

— У нас в больнице в Жабинке одна медсестра никак не могла от язв на ногах избавиться. Чем только не лечила! Посоветовали ей сюда, в Хмелево, съездить. Она не особо верила, но поехала. Всего один раз съездила на отчитку — на следующий день все язвы позаживали. Ей-богу, сама видела! — крестится для пущей убедительности женщина.

— А я видела, как девочку в припадке мама на руках принесла, а отец Серафим положил ей руку на голову, и девочка успокоилась, — охотно поддерживают разговор прихожане.

— Люди тут и костыли оставляют. Алкоголики пить бросают. Даже от рака, бывали случаи, исцелялись.

— А бесплодные после молитвы отца беременеют…

— А как из людей бесы выходят — так это страшно смотреть. Люди и корчатся, и воют, как волки. Отец Серафим после отчитки сам сильно болеет. Исцеляя других, «сжигает» себя.

В том, что исцеления при посещении монастыря бывают, сомневаться не приходится. Но настоятель монастыря не устает напоминать, что это не чудеса, сотворенные его руками, а Божья благодать. «Я только молюсь, а исцеляет Господь», — не устает напоминать он. И терпеливо после каждого молебна о недужных объясняет: причина наших бед — грехи, а скорби и телесные болезни — это уже следствие. Так что есть универсальный «рецепт» для всех: не надеяться на чудо и на заказанный молебен за здравие, а трудиться над своей душой. Раз в месяц исповедываться и причащаться, читать каждый день хотя бы по одной главе Евангелия, делать добрые дела.

Людей отец Серафим видит, кажется, насквозь.

— Бывает, что пара подходит, просит благословить, а он уже видит, что им не судьба жить вместе. И не благословляет, — рассказывают прихожане.

Сидеть на скамеечке у церкви и слушать все эти истории, кажется, можно бесконечно, но женщин ждут обычные мирские дела, и мы прощаемся. А я замечаю, что к отцу Серафиму дождался своей очереди мой самый первый собеседник, грустный молодой мужчина. Явно смущаясь, он что-то шепчет батюшке на ухо.

— А ты брось пить, найди работу, докажи ей, что ты можешь быть хорошим мужем. И тогда она к тебе вернется, — громогласно вразумляет старец.

Такой простой рецепт счастья… Уверена — мужчина сто раз слышал эти же слова от своих друзей и родных, но УСЛЫШАЛ он только отца Серафима. Чудеса, да и только…

КСТАТИ

От болезней исцеляет чудотворная икона

Хмелевская Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1725 году, за триста лет ни разу не осквернялась, не закрывалась и не горела, хоть и деревянная. Пробуешь вбить в стену гвоздь — он нагревается, но не идет, словно это не дерево, а камень. Внутри намоленных деревянных стен — множество святынь: очень редкая икона Николая Чудотворца, на которой он изображен в белой ризе, Покровская икона Божией Матери, обновившаяся в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, частичка Животворящего Креста Господнего из Иерусалима. Но главная святыня — Ченстоховская икона Божьей Матери, точнее, очень древний список с той иконы, оригинал которой написан евангелистом Лукой и хранится в польском городе Ченстохове.

Именно с этой иконой связана легенда. Когда-то святой лик хранился в часовне у местного помещика. Однажды часовня сгорела, а икона осталось целой и невредимой, только сильно потемнела. А помещику было откровение: построить для иконы новый храм. Он построил Спасо-Преображенскую церковь, которая стоит и сегодня.

В ХХ веке икону неоднократно пытались украсть, но всякий раз она снова возвращалась на место. А в конце 90-х с иконой случилось еще одно чудо. К отцу Серафиму привезли 10-летнюю девочку, которая не могла ни стоять, ни сидеть. Через неделю после молебна она сама вошла в церковь. В тот самый день Ченстоховская икона Божьей Матери обновилась, на ней проявились лики и венцы. После этого люди свято уверовали в ее чудотворную силу и стали получать у святого лика исцеления от болезней.

Дорогие читатели!

В случае беды мы все ищем помощи не только у врачей. Мы готовы верить в чудеса, и они действительно происходят. Если это случилось с вами или с вашими родными и знакомыми, напишите нам. Возможно, кому-то из наших читателей именно сейчас нужна помощь, и ваш рассказ о чудесном исцелении станет спасительной соломинкой.

Пишите на адрес: 2200005 Минск, а/я 192, или по электронной почте на ящик: natka@belkp.by с пометкой «Чудесные исцеления».

Просмотры: 2 701

Об этом сообщает Наталья Василевич:

«В от covid-19 скончалась одна сестра, а против одной из сестер, которой удавалось информировать нас о ситуации, начались репрессии. Неизвестно, будем ли теперь получать хоть какую-то информацию из гуру-секты, которая сделала в сегодняшней ситуации ставку на Лукашенко, и поэтому может позволить себе посылать и Митрополита Павла, и Патриарха — куда подальше, потому что они „предали церковь“. Митрополиту Павлу в данной ситуации без привлечения Патриарха Кирилла с Лемешонком и его общиной, кажется, уже не справиться. Я бы написала, что захватывающе наблюдать за развитием событий, но нет, не захватывающе, это больше не спор хозяйствующих субъектов, это уже война, на которой гибнут люди».

Сообщают, что умерла монахиня Мария (Ковальчук).

Ранее минский священник Александр Шрамко написал:

«Вот так. Все немного вздохнули, что Свято-Елисаветинский монастырь закрылся для прихожан, а зря. По свидетельствам очевидцев, негласно вход для прихожан по-прежнему открыт. А пространство храма позволяет скрыть их присутствие от камеры трансляции. Во время причастия камера отводится в сторону: на хор или на купол. Раньше таких манипуляций с камерой не было.

Причастие сегодня длилось 15 минут, и при этом среди прочего были хорошо слышны мирские, в том числе и мужские имена, тогда как присутствовать там должны только насельницы монастыря с немногими служащими.

«Все закрыто», — лицемерно сетует глава монастыря протоиерей Андрей Лемешонок, упорно продолжая содействовать распространению инфекции, хотя сам же признает, что «очень много сестер» болеют. Да и у него самого явно болезненные симптомы: слабый и дрожащий голос, паузы и путаница в словах.

Бросилось в глаза, как на отпусте акафиста сегодня он запнулся и долго никак не мог вспомнить имени празднуемого сегодня праведного Иосифа Аримафейского. После неловкой паузы, услышав подсказку «Иосифа», он назвал совершенно другого Иосифа — Обручника. Конечно, священники нередко делают нелепые ошибки и оговорки, но здесь, в общем контексте, смотрелось как дополнительный признак нездоровья.

В проповедях Андрей Лемешонок продолжает винить всех и вся, кроме себя. Монастырь закрыт по грехам самих болящих сестер, потому что они живут не по-монашески, «болтают по телефону» и т. д. И вообще закрывается доступ прихожан в монастырь (как оказалось, фиктивно) с одной лишь злонамеренной целью: «только не собирайтесь вместе во имя Христово, только не будьте у Чаши вместе».

На днях, как мы помним, митрополит Павел в специальном заявлении очень строго отозвался о случаях невыполнения противоэпидемических инструкций на приходах и монастырях, назвав это преступлением против ближних, за что виновные клирики, кроме ответственности по государственным законам, будут, по его словам, «подвержены самым строгим каноническим прещениям и могут быть привлечены к церковному суду».

Но, скорее всего, церковная власть, как была, так и останется совершенно бессильной перед такими «ревнителями». А подобными грозными заявлениями, по примеру Понтия Пилата, всего лишь умывает руки, ограждая себя от возможных обвинений».

Из последней опубликованной на сайте монастыря проповеди протоиерея Андрея Лемешонка:

«…Вот почему чем раньше мы скинем кожу греха с себя, тем больше сможем успеть, большему научимся и больше в нас будет Бога. Не надо бояться, что больно будет скидывать эту кожу. Ничего там болезненного нет, уже все прогнило насквозь, надо начинать новую жизнь. А когда ее начинать? „Начнем завтра…“ Да доживем ли? Вот в чем дело… Надо уже спрашивать человека прямо: „Хочешь ли ты жить со Христом?“ Не хочешь? Ну и уходи!.. А то все нянчимся-нянчимся: „Ой, посмотрите, какой! Ой, посмотрите, какая! Ой, смотрите — такая недотрога…“ Бог нам дает Свои Кровь и Тело, а нам это все безразлично, нас волнуют какие-то наши проблемки, которые не стоят выеденного яйца. А что Христос на Кресте, а что во мне Кровь Христа — это так, само собой… И это страшно. И надо как-то приходить в себя. Надо все-таки дерзнуть нам как-то начать новую жизнь. А лучше начинать ее прямо сегодня. Каждый день на вес золота».

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *