Эдельштейн, Юрий Михайлович (священник)

В этой биографической статье не указано место рождения. Вы можете помочь проекту, добавив место рождения в текст статьи.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Эдельштейн.

Протоиерей Георгий

Имя при рождении:

Юрий Михайлович Эдельштейн

Рождение:

20 июля 1932 (80 лет)

Принятие священного сана:

24 ноября 1979 года

Юрий (Георгий) Михайлович Эдельштейн (20 июля 1932) — священник, участник диссидентского движения в СССР. Член Московской Хельсинкской группы.

Биография

Родился в семье смешанного происхождения (еврейские, польские корни). Молодым человеком, около 20 лет, принял крещение в Русской православной церкви.

В 1965 году Эдельштейн, будучи еще мирянином и аспирантом Московского областного педагогического института, участвовал в редактуре текста открытого письма Патриарху Алексию I, которое подробно рисовало картину противозаконного подавления органами государственной власти СССР прав и свобод верующих граждан страны. В итоге подписавшие письмо священники Николай Эшлиман и Глеб Якунин были «за вредную для Церкви и соблазнительную деятельность» уволены за штат «с запрещением в священнослужении, до полного раскаяния»; свящ. Глеб Якунин был восстановлен в служении в 1987 году, свящ. Николай Эшлиман лишился возможноти восстановления, поскольку вступил в повторный брак.

Долго добивался рукоположения, и лишь 24 ноября 1979 года был рукоположён в сан священника, после чего решением управляющего Курской и Белгородской епархией Хризостома назначен настоятелем церкви Иоанна Богослова в село Коровино Волоконовского района.

С 1992 года настоятель церкви в селе Карабаново Костромской области. Имеет сан протоиерея.

Выступает с обличениями в адрес иерархов РПЦ, обвиняемых им в сотрудничестве с КГБ, в том числе патриархов Алексия II и Кирилла.

Взгляды

Церковные взгляды прот. Георгия Эдельштейна характеризуются как консервативные, находясь в тесных приятельских отношениях со священником Александром Менем, он не разделял многих его воззрений, критически относится к деятельности свящ. Георгия Кочеткова; резко отрицает сергианство: «Сергианство — это убеждение, что Церковь и ложь совместимы».

Автор книги «Записки сельского священника» (М., 2005).

Семья

Сын Георгия Эдельштейна Юлий Эдельштейн был активистом еврейского движения за право эмиграции из СССР, одним из создателей подпольной сети изучения иврита. В 1987 году репатриировался в Израиль, где сделал политическую карьеру, с 2009 года министр информации и диаспоры Израиля.

Примечания

Московская Хельсинкская группа

Председатели

Людмила Алексеева • Юрий Орлов (почётный председатель)

Исполнительный
директор

Действительные
члены

Юрий Орлов • Людмила Алексеева • Валерий Абрамкин • Борис Альтшулер • Вячеслав Бахмин • Валерий Борщёв • Иосиф Дядькин • Борис Золотухин • Сергей Ковалёв • Виктория Маликова • Владимир Миронов • Каринна Москаленко • Сергей Пашин • Александр Петров • Мара Полякова • Лев Пономарёв • Генри Резник • Алексей Симонов • Сергей Сорокин • Юрий Эдельштейн • Глеб Якунин

Постсоветский
период

Эрнест Аметистов • Лариса Богораз • Кристофер Геттеруд • Дина Каминская • Кронид Любарский • Борис Пинскер • Алексей Смирнов • Галина Старовойтова • Леонард Терновский • Лев Тимофеев •

1976—1982

Юрий Орлов • Людмила Алексеева • Михаил Бернштам • Елена Боннэр • Александр Гинзбург • Пётр Григоренко • Софья Каллистратова • Иван Ковалёв • Александр Корчак • Мальва Ланда • Анатолий Марченко • Наум Мейман • Юрий Мнюх • Виктор Некипелов • Татьяна Осипова • Сергей Поликанов • Виталий Рубин • Феликс Серебров • Владимир Слепак • Леонард Терновский • Натан Щаранский • Юрий Ярым-Агаев

Петербург. Воскресенье: Отец Георгий Эдельштейн: «Мы все еще живем в «совдепии»

Виталий Дымарский― Добрый день, у микрофона Виталий Дымарский. Сегодня с большим удовольствием представляю своего собеседника. Редко когда такая удача для журналиста поговорить с человеком такой судьбы в первую очередь. А о человеческих качествах вряд ли одна передача сможет дать полную картину, но я думаю, вы поймете из нашего сегодняшнего не длинного разговора. Сегодняшний мой собеседник – отец Георгий Эдельштейн. Настоятель церкви… Как называется ваша деревня, отец Георгий?

Георгий Эдельштейн― Карабаново.

В. Дымарский― Деревня Карабаново Костромской области. И сколько вы там уже служите?

Г. Эдельштейн― Меня архиепископ Александр послал туда в марте 1992 года. Но сегодня я не настоятель, а заштатный священник Костромской епархии. И продолжаю служить в Воскресенской церкви села Карабаново Красносельской благочинии Костромской епархии.

В. Дымарский― Большой приход?

Г. Эдельштейн― Деревня Карабаново — это 5 или 6 жилых домов зимой и 25 или 30 домов – летом. Дачники.

В. Дымарский― А все ходят к вам в церковь на службу?

Г. Эдельштейн― Из нашей деревни Карабаново ходят из трех домов.

В. Дымарский― То есть это относительно небольшое количество людей?

Г. Эдельштейн― Приезжают из Костромы, и во время службы возле храма стоят 8-10 автомобилей.

В. Дымарский― То есть все таки… Но это день сегодняшний. Давайте окунемся в историю. Мы беседуем в Петербурге. Кстати, мы с вами впервые встретились на премьере фильма «Обязанность не молчать». Его сделал хорошо известный нашим слушателям Владимир Кара— Мурза младший. Фильм посвящен отцу Георгию. И вот на этой презентации, вы сказали, что не любите, когда город называют Ленинград. Тем не менее, последний раз до нашего сегодняшнего разговора, вы были в этом городе, который тогда назывался еще, тем не менее, Ленинград, в 1957 году. То есть прошло 63 года.

Г. Эдельштейн― Прошло…. Я тогда был студентом Ленинградского института иностранных языков. Он был на проспекте Стачек. Закончил и уехал, а потом через год меня дернули в здешний КГБ, в здание на Литейном проспекте. Больше не был здесь.

В. Дымарский― А по какому делу?

Г. Эдельштейн― Я был знаком с мальчиком из Курска Борисом Борисовичем Вайлем. Он вошел в группу Пименова. Они хотели построить здесь, в Советском Союзе, коммунистическое государство с человеческим лицом. Так вроде мне Борис Вайль объяснял. Пытались и меня в эту группу привлечь. Но потом раскололись все до единого. И назвали меня. Я в то время жил в Ялте, в Крыму. И меня на казенный кошт. Из Ялты в Петербург и обратно.

В. Дымарский― Отец Георгий, вопрос, который вам, наверно, часто задают. И на презентации фильма вам задавали. Я буду повторяться, потому что все крутится вокруг одного и того же. Не часто встречаешь, чтобы православный священник был этническим евреем, да? Но дело даже не в этом. Знаем, что и отец Мень был евреем. Меня интересует, почему вы разошлись в одной семье по разным религиям? Потому что вы не принимали советскую власть, как я понимаю, и самое удобное был уход в православие. А у Юлика была другая судьба. Поскольку он моложе и были другие возможности. Почему вы не приняли иудаизм?

Г. Эдельштейн― А потому что я был студентом и очень мало знал о церкви, о религии. Я жил рядом со Смоленской церковью. Пришел туда, встретил священника, и сказал: «Батюшка, я хочу креститься». А он спросил: «Что ты знаешь о Христе?». Я ответил: «Ничего не знаю». «Евангелие читал? – Нет, не читал. – У тебя Евангелие есть? – Нет». Я в то время не очень подозревал, что в Петербурге существует Синагога. Если бы я решил принять иудаизм, мне бы не очень приятно было бы, чтобы мне, двадцатитрехлетнему, делали обрезание. Крещение для меня было проще. Он сказал: «Хорошо, приходи завтра в 6 часов утра. Можешь придти?» Я сказал: «Могу». Пришел. Он спросил, почему у меня коричневая, а не белая рубашка. Я ответил, что он не сказал мне, что нужна белая рубашка. И он меня окрестил. Был август 1955 года.

А Юлик понял, что он еврей. Стал изучать еврейский язык, иврит, конечно. Думаю, что и обрезание сделал.

В. Дымарский― А Михаил, еще одни сын?

Г. Эдельштейн― А Михаил крещен. Сейчас христианский, но не практикующий.

В. Дымарский― Я еще обратил внимание на одну вещь: вы не любите, чтобы вас называли православным священником. Вы говорите, что вы христианский священник. Вы вообще верите в экуменизм? В то, что церкви, в конечном итоге, могут слиться в одну?

Г. Эдельштейн― Нет, никогда не сольются. Я твердо убежден. Но если кто-то ходит в баптистскую общину или лютеранскую, они мои братья во Христе. Но мне больше нравится православие, чем община пятидесятников, баптисты.

В. Дымарский― Вам больше нравится православие. Но вы очень критично относитесь к иерархиям. В РПЦ в первую очередь.

Г. Эдельштейн― Меня не очень волнует, что происходит наверху. Ну советские чиновники и чиновники. Например, предыдущий советский патриарх Ридигер говорил, что Ленина нужно похоронить по христианскому обряду. Я только пожимаю плечами. Как это можно такого человека хоронить по-христиански? Где найдется такой священник, действительно верующий христианин, который будет этого Анчутку отпевать. А потом думаю, ведь о Сталине молились, о других генсеках молились. Наверно, найдется какой-нибудь идеологически очень ангажированный человек, который и Володю Ульянова отпоет. Но не мое дело.

В. Дымарский― Но известно такое явление в русской православной церкви, как сергианство. Речь идет о митрополите Сергии, который пошел на сотрудничество с Советской властью. Те, кто защищает его, пытается понять, говорит, что он пошел на сотрудничество во имя сохранения хоть в каком-то виде церкви. Это был 1927 год. Вы отвергаете даже такие компромиссы?

Г. Эдельштейн― Я не отвергаю. Главное, что я отвергаю, что сегодня продолжают лгать о митрополите Сергии. Но в то время, понятно, любому иерарху, в том числе Сергию или Алексию Симанскому, грозили маузер и лесоповал. Я никогда не требую от людей, чтобы они были героями. Я очень люблю максиму, или не знаю, как назвать, что никто из нас не герой. Но сегодня не маузер, не лесоповал не грозят, а люди остаются сергианцами. Наш ныне здравствующий патриарх Кирилл типичный сергианец до мозга костей. Когда мне говорят, что компромиссами они спасали церковь, для меня это анекдот и коммунистическая пропаганда, потому что церковь спасают не компромиссами, а церковь спасает Господь наш Иисус Христос.

А в Советском союзе постоянно была формула пропаганды, что у нас религия – частное дело, и что любой советский человек может быть буддистом, православным, католиком, кем угодно, — это частное дело. И во всех наших Конституциях было записано. Не помню, какая там была статья, 52-ая что ли, чтобы вешать лапшу на уши зарубежным нашим друзьям и доброжелателям. То ли Хьюиту Джонсону, то ли Арагону, или Эльзе Триоле. Во всяком случае, в Москве, в Петербурге держали храмы, куда этих иностранцев приводили, показывали, не зависимо от того, как себя вели наши епископы, Сталин держал эту показуху именно для иностранцев.

В. Дымарский― Триоле, в конечном итоге, разочаровалась в советском коммунизме после событий 1968 года в Чехословакии. Получается, если окунуться подальше в историю, что православная церковь в России так или иначе всегда была связана с властью. Начиная с Петра, российский государь был главой православной церкви. Это такая традиция? Что б вы не записали в Конституции: отделяется церковь от государства, отделяется ли государство от церкви, но отделения никогда не получается. А я так понимаю, вы считаете, что нужно отделиться и достаточно плотно отделиться?

Г. Эдельштейн― Во-первых, у нас был митрополит Филипп при Иване Четвертом, при Екатерине был митрополит Ростовский, фактически Ярославский, Арсений Мацеевич, которые твердо стояли на позиции независимости церкви от государя. Но мы можем вспомнить примеры поближе. Это Соловецкое послание, о котором мы вчера говорили, того же самого 1927 года. И Соловецкие епископы-исповедники требовали именно полного отделения церкви от государства. А если мы будем говорить о законодательстве, о законах, то страна, в которой мы с вами живем, это страна, живущая не по законам, а по понятиям.

Мало ли что было написано в так называемой сталинской Конституции 5 декабря 1936 года. Ну, было написано: «золотыми буквами мы пишем всенародный сталинский закон». В Конституции написано одно, а в государстве делается другое. Но мы не должны одобрять такой порядок.

Сейчас собираются Конституцию менять, по-новому формулировать. Давайте не будем писать новые Конституции, сколько их написано с 1918 года? 5? 6? Я и счет им уже потерял. Давайте выполнять то, что написано. Есть закон, давайте его выполнять. Половина моих знакомых не хотят в машине пристегиваться. Я говорю, так полагается. А они: «Мало ли чего там написано!» Начиная с этого, мы никакие законы не научились выполнять. Не знаю…

В. Дымарский― Может, тогда их писать не надо?

Г. Эдельштейн― Не надо. Я и говорю, не надо писать новую Конституцию, нужно поправлять существующую.

В. Дымарский― Нужно сначала ее попробовать выполнить.

Г. Эдельштейн― Совершенно верно.

В. Дымарский― Скажите, а с этой точки зрения, когда Кирилл приходил на престол патриарха, он произносил либеральные речи, производил впечатление такого человека не мракобесного. Что поменялось? Что случилось с РПЦ? РПЦ само решило объединиться с государством или это государство подмяло под себя РПЦ, чтобы оно выполняло определенную функцию?

Г. Эдельштейн― Я могу повторить, что говорил вчера. У наших иерархов нет своей точки зрения. Почему вы считаете, что сменился и изменился Патриарх Кирилл? Может, глянуть чуть повыше? Может, там кто-то изменился? Кто-то произносил либеральные речи, а потом перестал их произносить. Кирилл – флюгер. Куда и откуда дует ветер, туда поворачивается и Его Святейшество Патриарх Московский и Всея Руси. Вот и все.

В. Дымарский― Вы во время этой встречи сказали, что церковь не должна быть ни с властью, ни с народом. Церковь должна быть с Богом. Так примерно?

Г. Эдельштейн― Это я просто цитировал декларацию митрополита Сергия Страгородского. В ней говорилось: «Мы с нашим народом и с нашим правительством». Для меня это ересь. Мы не должны быть ни с народом, ни с правительством. Церковь не бежит петушком за дрожками градоначальника.

В. Дымарский― У вас нет внутреннего противоречия или конфликта в связи с тем, что вы внутри, в лоне той церкви, той институции, с руководством которой вы не согласны? И как они относятся к вам?

Г. Эдельштейн― Я сельский священник, и что там происходит наверху, меня совершенно не волнует, и не интересует. Когда ныне здравствующий патриарх был не то архиепископом, не то митрополитом, мы с ним встречались за круглым столом редакции журнала «Огонек». Очень благожелательно говорили, пока один из сидящих здесь Андрей Бессмертный, ни произнес слово «сергианство». Кирилл тогда хлопнул по столу. И все. Никакого дальше разговора, никакого диалога быть не могло. Духовный наставник, духовный отец патриарха Кирилла, митрополит Никодим, наверно, больший сергианец, чем сам митрополит Страгородский. Для Кирилла Никодим высший авторитет, а Сергию он в Арзамасе поставил памятник. Но это его личное дело. Почему меня это должно интересовать? Он там наверху. Ему нет дела до моей деревни. А мне нет дела до того, кто у нас епископ города Москвы: Сергий, Алексей, Пимен, Алексей Второй, Кирилл… Для меня одно и тоже. Я в 1990-м году писал, что они различаются между собой только размером головного убора и степенью владения французским языком. Все. Это одно и то же. Все сергианцы.

В. Дымарский― Но, отец Георгий, нам, наверное, мирянам трудно это понять. Поскольку мы привыкли к другим субординациям в светской жизни: администрация, начальник, подчиненный. То, что вы рассказываете, свидетельствует, я бы сказал, о достаточном демократизме внутри РПЦ. То есть там допустимы разные точки зрения и разные взгляды?

Г. Эдельштейн― Категорически не допустимы, потому что сегодня РПЦ, к сожалению, мы говорим в «Символе веры» — «верую во единую, святую, соборную и апостольскую церковь». Демократия и соборность далеко не одно и тоже. Так вот церковь наша сегодня не является соборной. А принцип построения русской православной церкви сегодня – это демократический централизм, как была построена коммунистическая партия Советского союза. Наверху – генсек, а у нас патриарх, политбюро – а у нас синод. И не только любой священник, но любой епископ зависит от патриарха. Сегодня он епископ Владимира или Костромы, а завтра он епископ Тьмутаракани – на Чукотке и т.д. а почему переместили на Чукотку? А скажут – для пользы дела. Ради пользы церкви. Вот и все.

В. Дымарский― Ради пользы дела мы сейчас прервемся на выпуск новостей. После чего продолжим нашу программу.

НОВОСТИ.

В. Дымарский― Снова добрый день. Мы продолжаем нашу программу «Петербург. Воскресенье». Меня зовут Виталий Дымарский. И напоминаю, что я беседую с отцом Георгием Эдельштейном, священником в деревне Карабаново Костромской области, в которой он служит 28 лет. Правильно посчитал?

Г. Эдельштейн― Да, второй класс, арифметика.

В. Дымарский― Вот и замечательно. Отец Георгий, продолжая разговор, а то мы начали говорить о ситуации сегодняшней РПЦ. А с другой стороны, вам могут возразить те же верующие или иерархи: нам нужно дружить с государством. Оно сегодня столько делает для церкви. И Президент и премьер-министром сами ходят в церковь, и здания возвращают, многие храмы возвращают. И помогают и с финансированием, и с поддержанием порядка в храмах, и со строительством храмов. То есть с государством выгодно дружить.

Г. Эдельштейн― Церковь не построена на выгоде, прошу прощения.

В. Дымарский― Так и знал, что вы за это слово зацепитесь.

Г. Эдельштейн― Естественно. У нас есть своя Конституция. Эта Конституция называется Евангелие. Это закон прямого действия. И что самое главное? Вот вышел на проповедь Иоанн Креститель Он не говорил, давайте построим больше Синагог, больше свитков Торы. Он говорил – покайтесь! И когда мне сегодня говорят, что было то ли 2 то ли 3, то ли 10 возрождений церкви, я пожимаю плечами.

Для возрождения церкви необходимо покаяние. Все. Больше ничего не нужно. Если кто-то хочет содействовать РПЦ, он должен призывать к покаянию. Церковь много лет сотрудничала с людоедом Иосифом Виссарионовичем. Церковь должна быть церковью. А мы очень часто путаем, опять же мы об этом вчера говорили, часто путаем церковь и иерархию. Наша иерархия сегодня – это государственные чиновники. Чиновники отдела агитации и пропаганды. Это не дело церкви заниматься политикой. Это дело не наших иерархов заниматься политикой. Давайте вспомним пресловутую борьбу за мир в Советском союзе. Или комитет защиты мира, что ли, Фонд мира?

В. Дымарский― Было такое. Да. Он, по-моему, до сих пор существует. Как многое из того.

Г. Эдельштейн― Может и существует. И поэтому я и говорю, что я живу не в России, а в Совдепии. Сто два года, с октября 1917 года, со дня переворота, это коммунистическое государство. Сегодня в Государственной Думе все встают, когда играют гимн Советского союза. Да или нет?

В. Дымарский― Да, конечно, встают. Это официальный гимн, они обязаны вставать.

Г. Эдельштейн― Эта музыка написана в 1938 году композитором Александровым. Это гимн коммунистической партии большевиков. Гимн этот нравился Иосифу Виссарионовичу. В 1943 году, в ночь на 1944-тый, эта музыка была объявлена гимном Советского союза. Раньше слова были написаны Лебедевым-Кумачем, а потом новые слова написал Сергей Владимирович Михалков. Но это одна и та же музыка. И если сегодня музыка звучит без слов, то все встают, все государственные чиновники. В том числе и мой патриарх. В доме, в котором я живу в селе Карабаново, эта музыка никогда не звучала и звучать не будет. Потому что, повторяю, эта музыка гимна партии большевиков. Сегодня на Красной площади в Москве похоронены злейшие враги России: Ленин, Сталин, Свердлов, Дзержинский, Калинин…

В. Дымарский― Там целая стена.

Г. Эдельштейн― Нет, эти не в стене. В стене Вышинский. Так вот. Повторяю. Мне нет дела не до Свердлова, ни до Вышинского. Я не хочу знать, какая разница между Лениным, Сталиным, Троцким, Хрущевым. Мне нет дела до различия между ними. Я священник РПЦ, и я думаю, что церковь остается неизменной в своих основных принципах, по крайней мере, полторы тысячи лет.

В. Дымарский― А как вы относитесь к высказыванию, так многие считают в России, и не только в России, я и от эмигрантов его слышал. А недавно вполне официальное лицо, господин Толстой, тот который сейчас в Госдуме, заявил, не назвав напрямую евреев, он сказал, что эти люди, которые вышли из гетто, с пистолетами в руках и сделали революцию. То есть такое обвинение, что евреи внесли большой вклад в дело революции 1917 года.

Г. Эдельштейн― Ну, внесли, а мне какое дело до Зиновьева, Каменева или Свердлова? Какое мне дело до них? Может, их слишком долго держали в гетто. Еще со времен Екатерины Второй и Гавриила Державина. Ну, участвовали в революции. Ну и что? Я не знаю. Мы сейчас сидим в здании, которая была не то Желябова, то ли еще что-то. А рядом была улица Перовской. Лучшего государя России Николая Второго, Николая Александровича, 1 марта 1881 года кто убил? Желябов — мещанин, Софья Перовская – столбовая дворянка, Кибальчич – попович, еще был крестьянин Рысаков. Что нам сегодня требовать, чтобы российские мещане или дворяне покаялись за то, что среди мещан или дворян были такие негодяи? Ну что поделаешь?

Вы говорите, господин Толстой сказал. Насколько я знаю, Дзержинский не был евреем, Сталин не был евреем, Хрущев не был. Ну, мало ли кто участвовал в революции. Надо быть национал-социалистом, чтобы высчитывать, сколько процентов кого участвовало в революции. Давайте вспомним латышских стрелков.

В. Дымарский― У нас часто говорят, что преступность не имеет национальности.

Г. Эдельштейн― Христианство тоже не имеет.

В. Дымарский― Я думаю. Что революционеры тоже не имеют национальности.

Г. Эдельштейн― Думаю, что не имеют. Давайте подумаем, кто был контрреволюционером. Кто убил Урицкого? Сергей Каннегисер. Кто стрелял в Ленина? Фани Каплан. И мы отсюда будем делать вывод, что все контрреволюционеры – евреи? Меня вопрос национальности моей. Вашей или Феликса Эдмундовича не интересует. А Бокий кто был? А Лацис кто был?

В. Дымарский― Вы говорили, что путь к возрождению церкви – это покаяние. То же самое вы могли бы сказать по отношению вообще к нашему российскому обществу. Может, всему нашему обществу нужно покаяние, не только церкви, за годы советской власти. За годы сталинизма?

Г. Эдельштейн― Я не люблю и никогда не пользуюсь термином сталинизм. А чем ленинизм лучше или хуже? Они все друг друга стоят. А если бы Троцкий стал генсеком? Было бы то же самое. А если бы Киров? Вот у нас рядом с Костромой город Киров до сих пор. Думаю, это одно и то же общество. Но если вернуться к сути вашего вопроса. То понять само понятие «покаяние», наверно, все таки, понятии христианское. И начаться покаяние может только в церкви.

В. Дымарский― Но Германия в какой-то степени покаялась за годы нацизма.

Г. Эдельштейн― Германия покаялась, потому что она была побеждена. Поэтому был Нюрнберг. Поэтому главных немецких преступников признали преступниками и казнили. Повесили Кальтенбруннера, Розенберга, фельдмаршала Кейтеля. У нас Советский союз был одной из стран победителей, поэтому наших преступников и палачей не судили. И до сих пор эти палачи, мы с вами говорили, на Красной площади. До сих пор они уважаемые люди. Есть город Калининград, есть Киров, есть Ленинградская область, Свердловская область. Почему? Потому что Советский союз…

В. Дымарский― Я думаю, что и Дзержинский тоже есть.

Г. Эдельштейн― Наверно, где-то есть, но что поделаешь? В центре Москвы мавзолей. А где мы с вами вчера были? Лендок. А что такое Лен— док. Ленинградский. Вроде нет Ленинграда, а десятки и сотни названий есть. В центре Костромы – памятник Ленину, проспект Ленина. В нашем районном центре – памятник Ленину. Его перенесли сейчас и поставили перед зданием районной администрации. Какое покаяние, когда у нас десятки, сотни памятников главному разбойнику?

В. Дымарский― Увы, наше время истекло. Давайте, отец Георгий, завершим наш разговор надеждой, что когда-нибудь это исправится, что мы от этого освободимся.

Г. Эдельштейн― От чего?

В. Дымарский― От Советского прошлого. Оно будет в истории, но оно не будет присутствовать в настоящем.

Г. Эдельштейн― То есть будем жить в России, а не в Совдепии?

В. Дымарский― Да

Г. Эдельштейн― Я всегда в это верю, как верил в это мой любимый философ Иван Александрович Ильин.

В. Дымарский― Вот с этой верой мы сегодня наш разговор и заканчиваем. Спасибо. Это была программа, которую вел я, Виталий Дымарский. Напоминаю, моим собеседником был отец Георгий Эдельштейн. До встречи.

ИСТИНА

Деятельность стиль: обычный | ГОСТ | plain | abbrv | acm | alpha | amsalpha | amsplain | apalike | ieeetr | siam

  • Статьи в журналах

      • 2015 Литературно-критическая деятельность Е.Л. Янтарева в «Московской газете» (1911—1915)
      • Эдельштейн М.Ю.
      • в журнале Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 3
      • 2013 Недалеко от Пармы
      • Эдельштейн М.Ю.
      • в журнале Новый мир, № 12
      • 2012 Книжная полка Михаила Эдельштейна
      • Эдельштейн М.Ю.
      • в журнале Новый мир, № 3, с. 203-212
      • 2010 Вокруг одной рецензии В.В. Розанова
      • Эдельштейн М.Ю.
      • в журнале Энтелехия, № 21, с. 77-82
      • 2010 Книжная полка Михаила Эдельштейна
      • Эдельштейн М.Ю.
      • в журнале Новый мир, № 11, с. 194-204
      • 2008 XII ЛОСЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ — МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АНТИЧНОСТЬ И РУССКАЯ КУЛЬТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА» (К 85-ЛЕТИЮ ПРОФ. А.А. ТАХО-ГОДИ)
      • Эдельштейн М.Ю., Тахо-Годи Е.А.
      • в журнале Вестник Московского университета. Серия 9: Филология, издательство Изд-во Моск. ун-та (М.), № 2, с. 179-183
  • Статьи в сборниках

      • 2017 Об одной трансформации соловьевства: роман Владимира Шуфа «Кто идет?»
      • Эдельштейн М.Ю.
      • в сборнике Значение — смысл — символ — II: Теология, философия и эстетика на рубеже веков, место издания РГГУ М, с. 59-63
      • 2016 «Воздержанный римлянин» vs «сексуалист с отравой в крови»: к истории одной полемики
      • Эдельштейн М.Ю.
      • в сборнике Острова любви БорФеда: сборник к 90-летию Б.Ф. Егорова, место издания Росток Санкт-Петербург, с. 994-997
      • 2016 «Юдаизм» Василия Розанова: между гомосексуализмом и онанизмом
      • Эдельштейн М.Ю.
      • в сборнике Значение – смысл – символ: теология, философия и эстетика на рубеже веков. Материалы международной научной конференции 28-30 октября 2016 г. Кинерет, Израиль, место издания РГГУ Москва, с. 33-37
      • 2016 Рассказ Исаака Бабеля «Линия и цвет»: опыт комментария и интерпретации
      • Эдельштейн М.Ю.
      • в сборнике Исаак Бабель в историческом и литературном контексте: XXI век. Сборник материалов международной научной конференции в Государственном литературном музее 23–26 июня 2014 г, место издания Книжники Москва, с. 323-338
      • 2014 Лосевские чтения
      • Тахо-Годи Е.А., Малинаускене Н.К., Эдельштейн М.Ю., Шамшурин А.В.
      • в сборнике Дом растущей мысли: К 10-летию Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А.Ф.Лосева» / Отв.ред. и сост. Е.А.Тахо-Годи, отв.за выпуск В.В.Ильина, место издания Дизайн и полиграфия Москва, с. 282-332
      • 2014 Хроника культурной и научной жизни «Дома А.Ф.Лосева»
      • Тахо-Годи Е.А., Дмитриев П.В., Кудрин В.Б., Малинаускене Н.К., Михайлов И.М., Тахо-Годи А.А., Троицкий В.П., Эдельштейн М.Ю., Шамшурин А.В.
      • в сборнике Дом растущей мысли: К 10-летию Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А.Ф.Лосева» / Отв.ред. и сост. Е.А.Тахо-Годи, отв.за выпуск В.В.Ильина, место издания Дизайн и полиграфия Москва, с. 38-162
      • 2013 Неизвестная статья П.П. Перцова о Ф.М. Достоевском
      • Эдельштейн М.Ю.
      • в сборнике Ф.М. Достоевский и культура Серебряного века: традиции, трактовки, трансформации. К 190-летию со дня рождения и к 130-летию со дня смерти Ф.М. Достоевского, место издания Водолей Москва, с. 232-239
      • 2013 П.П. Перцов. По поводу «Идиота» на сцене. Подготовка текста и примечания М.Ю. Эдельштейна
      • Эдельштейн М.Ю.
      • в сборнике Ф.М. Достоевский и культура Серебряного века: традиции, трактовки, трансформации. К 190-летию со дня рождения и к 130-летию со дня смерти Ф.М. Достоевского, место издания Водолей Москва
      • 2012 Чилийский эпизод из жизни Владимира Дрентельна
      • Эдельштейн М.Ю.
      • в сборнике Потаенная литература, место издания Листос Иваново, том 6
      • 2011 «Мастодонт поэзии не кто иной, как Вяч. Иванов»: два письма Н.Н. Шульговского к В.В. Розанову. Подготовка текста, вступительная статья, примечания М.Ю. Эдельштейна
      • Эдельштейн М.Ю.
      • в сборнике От Кибирова до Пушкина: Сборник в честь 60-летия Н.А. Богомолова, серия Научное приложение, место издания Новое литературное обозрение Москва, том 92
      • 2011 Шуйский «Гриф» (К биографии Ефима Янтарева)
      • Эдельштейн М.Ю.
      • в сборнике Долг и любовь. Сборник филологических работ. К 65-летию профессора М.В. Михайловой, место издания Круг Москва, с. 250-259
      • 2010 Письма А.А. Смирнова к А.А. Ахматовой (1954–1957). Подготовка текста, вступительная статья, примечания М.Ю. Эдельштейна
      • Эдельштейн М.Ю.
      • в сборнике Vademecum: К 65-летию Лазаря Флейшмана, место издания Водолей Москва
      • 2007 Смирнов Александр Александрович
      • Холиков А.А., Эдельштейн М.Ю.
      • в сборнике Русские писатели. 1800 – 1917: Биограф. словарь, место издания М, том 5, с. 670-672
  • Книги

      • 2018 Собибор: хроника восстания в лагере смерти
      • Макарова Ю.Б., Могилевский К.И., Эдельштейн М.Ю.
      • место издания Эксмо Москва, ISBN 978-5-04-091444-9, 208 с.
  • Доклады на конференциях

      • 2019 «-вщина»: к истории одного пейоратива (Устный)
      • Эдельштейн М.Ю.
      • Сад расходящихся троп-IV: Булгаков, Розанов, Флоренский, Дурылин et cetera, Москва, Россия, 15-16 мая 2019
      • 2018 Ветхий Завет в рефлексии Николая Бердяева (Устный)
      • Эдельштейн М.Ю.
      • Значение — смысл — символ: теология, философия и эстетика на рубеже веков III, Рим, Италия, 26-28 ноября 2018
      • 2018 В.В. Розанов и Савелий Эфрон (Литвин) (Устный)
      • Эдельштейн М.Ю.
      • Сад расходящихся троп Розанов, Флоренский, Дурылин et cetera…, Россия, 10-11 мая 2018
      • 2017 Об одной трансформации соловьевства: роман Владимира Шуфа «Кто идет?» (Устный)
      • Эдельштейн М.Ю.
      • Значение — смысл — символ — II: Теология, философия и эстетика на рубеже веков, Мцхета, Грузия, 26-28 октября 2017
      • 2016 «Юдаизм» Василия Розанова: между гомосексуализмом и онанизмом (Устный)
      • Эдельштейн М.Ю.
      • Значение – смысл – символ: теология, философия и эстетика на рубеже веков, Кинерет, Израиль, 28-30 октября 2016
      • 2016 Мария Горячковская и Элеонора Диксон: полтора корреспондента Василия Розанова (Устный)
      • Эдельштейн М.Ю.
      • Сад расходящихся троп: Розанов, Флоренский, Олсуфьев et cetera…, Сергиев Посад, Россия, 28 мая 2016
      • 2016 Панславистский проект Петра Перцова (Устный)
      • Эдельштейн М.Ю.
      • Способы мысли, пути говорения. Международная научная конференция, Москва, Россия, 27-30 апреля 2016
      • 2016 Вячеслав Иванов и Петр Перцов: штрихи к истории взаимоотношений (Устный)
      • Эдельштейн М.Ю.
      • Международная научная конференция МУЗЫКА — ФИЛОСОФИЯ — КУЛЬТУРА (IV) «Родное и вселенское: к 150-летию Вячеслава Иванова», Москва, Россия, 6-8 апреля 2016
      • 2016 Василий Розанов vs Аким Волынский (Устный)
      • Эдельштейн М.Ю.
      • Международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2015 году. Информационный потенциал общества и ресурсы медиасистемы», Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, Россия, 5-6 февраля 2016
      • 2015 Василий Розанов: иудаизм как сексуальное извращение (Устный)
      • Эдельштейн М.Ю.
      • Socially disapproved sexual practices and the Jews, Иерусалим, Израиль, 11-12 октября 2015
      • 2014 Василий Розанов, Овадий Савич, раввин Мазе: к истории одного инскрипта
      • Эдельштейн М.Ю.
      • Пропилеи на Волге — 2014: Потенциальные и антиномичные начала в текстах русской культуры, Кострома, 2014
      • 2014 Рассказ И. Бабеля «Линия и цвет». Опыт интерпретации (Пленарный)
      • Эдельштейн М.Ю.
      • И. Бабель в историческом и литературном контексте: XXI век, Москва, Россия, 23-26 июня 2014
      • 2014 Чилийский эпизод в биографии Владимира Дрентельна (Устный)
      • Эдельштейн М.Ю.
      • Biographia sub specie semoticae, Таллинн, Эстония, 30 мая — 1 июня 2014
      • 2010 Об одной рецензии Розанова: Розанов и Шульговский
      • Эдельштейн М.Ю.
      • Пропилеи на Волге — 2010: Костромская земля в отечественной культуре, Кострома, 2010
  • НИРы

      • 1 января 2018 — 31 декабря 2022 Литература и литературная критика в истории и развитии журналистики
      • Факультет журналистики
      • Руководители: Богомолов Н.А., Орлова Е.И. Участники НИР: Бакунцев А.В., Богданова О.А., Волгин И.Л., Гуляева И.Б., Гусев Н.В., Ключковская Л.А., Корнилова Е.Н., Котариди Ю.Г., Кулагина О.Л., Купцова О.Н., Кустова Л.С., Лапшина Г.С., Линков В.Я., Лысенко А.В., Максимов Б.А., Микеладзе Н.Э., Михайлова Л.Г., Никулина Ю.Ю., Новиков В.И., Новицкая И.Я., Пирожкова Т.Ф., Поддубцев Р.А., Прохорова И.Е., Сартаков Е.В., Сергеева-Клятис А.Ю., Скарлыгина Е.Ю., Сурнина И.А., Толоконникова И.В., Шарыгина Е.В., Шестова Н.М., Шишкин А.П., Эдельштейн М.Ю., фролова н.в.
      • 1 января 2015 — 31 декабря 2017 Литература и журналистика в художественной жизни XX — начала XXI вв.
      • Факультет журналистики
      • Руководитель: Богомолов Н.А. Участники НИР: Ключковская Л.А., Кулагина О.Л., Купцова О.Н., Лысенко А.В., Максимов Б.А., Михайлова Л.Г., Новиков В.И., Новицкая И.Я., Поддубцев Р.А., Полевая М.Ю., Сартаков Е.В., Сергеева-Клятис А.Ю., Скарлыгина Е.Ю., Шестова Н.М., Эдельштейн М.Ю., фролова н.в.
      • 1 января 2014 — 31 декабря 2017 Теория литературы в контексте культуры начала XXI в.
      • Кафедра литературно-художественной критики и публицистики
      • Руководитель: Богомолов Н.А. Участники НИР: Кулагина О.Л., Купцова О.Н., Сергеева-Клятис А.Ю., Эдельштейн М.Ю.
  • Участие в редколлегии журналов

      • с 1 ноября 2019 Соловьевские исследования
  • Руководство дипломными работами

      • 2016 Фанфики как актуальный культурный феномен
      • Научный руководитель: Эдельштейн М.Ю.
      • Ядренцева Е.В. (Бакалавр)
      • 2016 Сообщество BookTube как новое медиапространство
      • Научный руководитель: Эдельштейн М.Ю.
      • Никулина П.С. (Бакалавр)
      • 2016 Образ автора и средства художественной выразительности в дневниковой прозе И.А. Бунина и З.Н. Гиппиус
      • Научный руководитель: Эдельштейн М.Ю.
      • Егорова А.Г. (Бакалавр)
      • 2015 Язык как сущность и материал в поэзии Иосифа Бродского и Андрея Вознесенского
      • Научный руководитель: Эдельштейн М.Ю.
      • Горовая С.Д. (Специалист)
      • 2015 Тема православия в современной культуре и ее отражение в СМИ
      • Научный руководитель: Эдельштейн М.Ю.
      • Смоленская В.В. (Специалист)
      • 2015 Сетевая поэзия и ее отражение в критике
      • Научный руководитель: Эдельштейн М.Ю.
      • Родькина Н.А. (Бакалавр)
      • 2015 Роман Захара Прилепина «Обитель» в литературной критике
      • Научный руководитель: Эдельштейн М.Ю.
      • Красноперова А.В. (Бакалавр)
      • 2015 Принципы циклизации в книге И. А. Бунина «Темные аллеи»: взгляд автора и отзывы критики
      • Научный руководитель: Эдельштейн М.Ю.
      • Колесникова И.Ю. (Бакалавр)
      • 2015 Надежда Тэффи: женский взгляд на русскую эмиграцию
      • Научный руководитель: Эдельштейн М.Ю.
      • Звягинцева В.С. (Специалист)
      • 2015 Л.-Ф. Селин в русской критике 1930-х годов
      • Научный руководитель: Эдельштейн М.Ю.
      • Дорожкова П.М. (Специалист)
      • 2015 Критическая рецепция иностранных экранизаций романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
      • Научный руководитель: Эдельштейн М.Ю.
      • Аносова Д.Ю. (Бакалавр)
      • 2015 Изображение сталинской эпохи в романе Анатолия Рыбакова «Дети Арбата»: авторская позиция и отзывы критики
      • Научный руководитель: Эдельштейн М.Ю.
      • Руденко Э.В. (Бакалавр)
      • 2015 Из писателей в военные корреспонденты. Литературная жизнь блокадного Ленинграда.
      • Научный руководитель: Эдельштейн М.Ю.
      • Ханина Е.В. (Бакалавр)
      • 2015 Еврейская тема в публицистике и прозе Ильи Эренбурга 1940-1960-х гг.
      • Научный руководитель: Эдельштейн М.Ю.
      • Белькина А.А. (Бакалавр)
      • 2015 Гендерная проблематика произведений Татьяны Толстой и Людмилы Улицкой в восприятии современной критики
      • Научный руководитель: Эдельштейн М.Ю.
      • Стуликова А.О. (Бакалавр)
      • 2015 Виктор Пелевин и его критики (на примере романа «Любовь к трем цукербринам»)
      • Научный руководитель: Эдельштейн М.Ю.
      • Терентьева Г.Д. (Бакалавр)
      • 2014 Стихотворения О.Э. Мандельштама 1937-38 гг. в контексте стихотворной «сталинианы»
      • Научный руководитель: Эдельштейн М.Ю.
      • М.С. Цицюрская (Специалист)
      • 2014 Сетература как феномен современного литературного процесса
      • Научный руководитель: Эдельштейн М.Ю.
      • Е.А. Дегтярева (Специалист)
      • 2014 Многомирье в книге М. Петросян «Дом, в котором»
      • Научный руководитель: Эдельштейн М.Ю.
      • К.А. Сыцко (Специалист)
      • 2014 Комиксы о супергероях: эволюция жанра и основные тенденции
      • Научный руководитель: Эдельштейн М.Ю.
      • Д.А. Башкирова (Специалист)
      • 2014 «Герой-творец» в произведениях Владимира Набокова: проблема выбора
      • Научный руководитель: Эдельштейн М.Ю.
      • Т.Н. Богатова (Специалист)
  • Авторство учебных курсов

      • 2014 Спецкурс «Литературная критика 1990-2010-х гг.: в поисках новой идентичности»
      • Эдельштейн М.Ю.
  • Преподавание учебных курсов

      • 1 февраля 2019 — 1 июня 2019 Новейшая отечественная литература
      • МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет журналистики
      • обязательная, базовой части, лекции, 32 часов
      • 1 сентября 2018 — 20 декабря 2018 Интерпретация художественного произведения
      • МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет журналистики
      • обязательная, вариативной части, лекции, 54 часов
      • 1 сентября 2017 — 20 декабря 2017 Интерпретация художественного произведения
      • МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет журналистики
      • обязательная, вариативной части, лекции, 54 часов
      • 1 сентября 2017 — 20 декабря 2017 Новейшая отечественная литература
      • МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет журналистики
      • обязательная, базовой части, лекции, 18 часов
      • 1 февраля 2017 — 1 июня 2017 Новейшая отечественная литература
      • МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет журналистики
      • обязательная, базовой части, лекции, 32 часов
      • 1 сентября 2016 — 20 декабря 2016 Интерпретация художественного произведения
      • МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет журналистики
      • обязательная, вариативной части, лекции, 54 часов
      • 1 сентября 2015 — 20 декабря 2015 Интерпретация художественного произведения
      • МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет журналистики
      • обязательная, вариативной части, лекции, 54 часов
      • 1 сентября 2015 — 20 декабря 2015 Новейшая отечественная литература
      • МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет журналистики
      • обязательная, базовой части, лекции, 18 часов
      • 2 февраля 2015 — 1 июня 2015 Новейшая отечественная литература
      • МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет журналистики
      • обязательная, базовой части, лекции, 32 часов
      • 2 февраля 2015 — 1 июня 2015 Новейшая отечественная литература
      • МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет журналистики
      • обязательная, базовой части, лекции, 32 часов
      • 1 сентября 2014 — 20 декабря 2014 Новейшая отечественная литература
      • МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет журналистики
      • обязательная, базовой части, лекции, 18 часов
      • 1 сентября 2014 — 20 декабря 2014 Спецкурс «Литературная критика 1990-2010-х гг.: в поисках новой идентичности»
      • МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет журналистики
      • обязательная, по выбору (спецкурс), лекции, 36 часов
      • 1 февраля 2014 — 1 июня 2014 Новейшая отечественная литература
      • МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет журналистики
      • обязательная, базовой части, лекции, 32 часов
      • 1 сентября 2013 — 1 июня 2014 История новейшей отечественной литературы
      • МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет журналистики
      • обязательная, базовой части, лекции, 50 часов
      • 1 сентября 2013 — 1 июня 2014 Современный литературный процесс
      • МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет журналистики, Проблемная научно-исследовательская лаборатория комплексного изучения актуальных проблем журналистики
      • обязательная, базовой части, лекции, 56 часов
  • Выступление в СМИ

      • 1 ноября 2016 г. Мы только с голоса поймем (Лехаим)
      • Автор (участник): Эдельштейн Михаил Юрьевич
      • 19 октября 2016 г. Дневник читателя (РИА-Новости)
      • Автор (участник): Эдельштейн Михаил Юрьевич
      • 8 октября 2016 г. Игра в бисер (Культура)
      • Автор (участник): Эдельштейн Михаил Юрьевич
      • 6 октября 2016 г. Вечность или отсутствие таковой (Афиша Daily)
      • Автор (участник): Эдельштейн Михаил Юрьевич
      • 1 августа 2016 г. Умер Фазиль Искандер: памяти последнего великого русского сатирика (Афиша Daily)
      • Автор (участник): Эдельштейн Михаил Юрьевич
      • 16 февраля 2016 г. Фигура речи (ОТР)
      • Автор (участник): Эдельштейн Михаил Юрьевич

Потомок польских шляхтичей, сын члена ВКП(б), отец вице-спикера Кнессета
и священник Русской православной церкви

Превыше всех наград и званий отец Георгий почитает предоставленную ему судьбой возможность ходить в рясе и с нательным крестом. Отправляться на требы в глухие селенья по первому зову – в любую погоду, по бездорожью. Нередко падал он в полном изнеможении в снег, лежал и не находил в себе силы подняться, но вставал и шел дальше. И это притом, что постоянно испытывает недовольство иерархов церкви своим незыблемым почитанием догматических определений Седьмого вселенского собора, прекрасно знает мнение чиновников от религии о себе лично и о всех прочих потомках Авраама, Исаака и Иакова. Как же дошел до жизни такой сын еврея-коммуниста, бывший завкафедрой университета, член Московской Хельсинкской группы?

Иррациональное событие

«Я не гражданин ГУЛАГа, – пишет он о себе, – но никто никогда не говорит и не пишет мне „товарищ“, а если где-то ненароком обмолвятся и по привычке скажут, я не отвечу и даже не повернусь к говорящему: это не ко мне. И сам, естественно, никого и никогда этим словом не зову. В последний раз, помнится, так обратился к моему собрату А. Блок в поэме „Двенадцать“: „Что нынче невеселый, товарищ поп?“ Долгополый собрат мой и в той поэме отвечать не пожелал, предпочел за сугроб схорониться, хотя подмечено было точно, и вопрос был очень существенный». Невеселый поп – это точно про Эдельштейна, только такое понимание пришло к нему спустя десяток лет.

Его дед работал на электростанции, дававшей свет в царский Ливадийский дворец. Позже в ранге белогвардейского офицера эмигрировал с армией Врангеля. Дочь деда, мать Георгия – Галина Михайловна Бигель – родилась в Ялте в 1905 г. Отец, Михаил Михайлович Эдельштейн, – из местечка Мошки, что неподалеку от Овруча. Он был на год старше жены. По образованию – инженер-экономист, член ВКП(б) с 1924 г., в предвоенные годы работал заведующим отделом книжной торговли в Совнаркоме Украины.

23-летним студентом выпускного курса Ленинградского института иностранных языков Георгий Михайлович Эдельштейн вдруг ясно осознал, что непременно должен стать священнослужителем. Именно осознал, понял, а не принял решение. «Это произошло как иррациональное событие моей жизни, – пишет он в книге „Записки сельского священника“. – Когда удивленные и возмущенные родственники и знакомые пытались расспрашивать меня, я не мог связно ответить ни на один вопрос, никак не мог разумно объяснить, зачем это нужно мне и зачем я нужен Православной церкви. По сей день не могу толково объяснить ни себе, ни другим, с чего всё началось, почему вдруг года за полтора до того стал регулярно ходить в церковь, как случилось, что однажды, осмелев, подошел после службы на Смоленском кладбище к старичку-священнику со словами: „Батюшка, я хочу креститься“».

Возможно, неизвестным путем дошли до его сердца молитвы прабабушки Каролины, истовой католички, которая всю жизнь мечтала, чтобы хоть один из пятерых ее внуков стал ксендзом и молился за упокой умерших родственников. Может, привели к такому решению католические гимны, что так часто пела в детстве мать. Может, слишком рано и слишком сильно, как он сам признается, полюбил Ф. Достоевского, Ф. Тютчева и В. Соловьева. А потом не мог воспринять официальной доктрины – от Добролюбова и Чернышевского до Жданова и Сталина.

Священства Эдельштейну пришлось ждать 24 года. Он обращался к правящим архиереям, просил принять на любое церковное послушание в Курске, Черновцах, Москве, Вятке, Ярославле, Саратове, Вильнюсе, Самаре, Пскове, Ташкенте, Туле. Говорили, что нет вакансий. Потом нередко поясняли, что вакансии, конечно, есть, да ведь многие священства ищут. К тому же уполномоченный райкома по делам религии «никак не велит таких рукополагать, особенно если с высшим образованием. А уж если кандидат наук, доцент, заведует кафедрой в университете – и подавно. И совсем плохо, честно признаться, что еврей: неспокойные они люди».

Благословение архиепископа

Глухая стена неожиданно рухнула в конце 1979 г. 1 октября Георгий Михайлович был на приеме еще у одного епископа. Поговорили минут 40, причем ничего обнадеживающего в этой беседе не было. А 18 ноября он уже был рукоположен в сан диакона, в следующую субботу – в сан иерея, еще через четыре дня отец Георгий решением его высокопреосвященства архиепископа Курского и Белгородского Хризостома был назначен настоятелем церкви Иоанна Богослова в село Коровино Волоконовского района.

С тех пор и по настоящий день у отца Георгия новые страдания и новая борьба. Те, кто сегодня ходят в храмы и демонстративно молятся перед камерами фото- и телекорреспондентов, не давали тогда восстанавливать церкви и приходы. Райкомы партии, чтобы отчитаться перед обкомами, выжимали с нищих епархий деньги в пресловутый Фонд мира. Весной 1980 г. отец Георгий решил начать ремонт в своем приходе: перекрыть крышу, починить карнизы, поменять рамы в восьмерике. «Бабуси, идя на службу, приносили в сумках кто пару кирпичей, кто кастрюльку цемента. А сельсовет и райисполком принялись всеми силами пакости творить: „Платите в Фонд мира!“ Мы им объясняем: „Кровельщики работают в долг, деньги согласились получить осенью и даже в конце года, священник зарплату несколько месяцев не получает, всё подчистую на стройматериалы ушло“. Отвечают: „Знать ничего не знаем, несите в Фонд мира!“ И ни дня отдыха, на каждом шагу всеми средствами изматывали».

Было и высосанное из пальца уголовное дело по «факту неуплаты налогов». И несанкционированный взлом квартиры, и обыск в доме «по факту кражи в церкви десятков книг и икон». И следствие велось, да всё ведь, как уже сказано, из пальца высосано было.

Отношение к лозунгам

Отцу Георгию всегда были чужды экуменические идеи и течения – начиная от интернационального призыва «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» до книг отца Александра Меня. Но отрицательно относиться к чужим воззрениям – это не значит враждовать. Он мне сам рассказал об этом: «С отцом Александром Менем мы познакомились в ноябре 1961 г. и без малого 30 лет приятельствовали. Особенно часто мы встречались, когда он служил в селе Алабино. Боюсь, мы никогда не принимали друг друга всерьез. Я очень редко обращался к нему “отец Александр“, намного чаще – „отец Алик“ или просто „Алик“. Он был прогрессистом-экуменистом – и первое, и второе мне всегда было чуждо. По этой же причине мне никогда не были интересны его книги. Последний раз мы встретились за пять дней до его гибели, когда он был уже митрофорным протоиреем. Минут пятнадцать шутили о его митре. Его последними словами при расставании были: „Я обязательно приеду на твой приход, поговорю с архиереем и подарю тебе свою митру“».

Всё это – в советские времена. А что же теперь, в XXI веке? По инициативе отца Георгия мюнхенская организация «Христианская помощь молодежи России», руководимая И. С. фон Шлиппе, материально поддерживает детскую колонию в Костроме, содержит там воспитателей, построила для детей теплицу. Но неугомонному священнику этого недостаточно: «Колония для несовершеннолетних преступников превратилась в дом отдыха, – говорит он. – А рядом – полная нищета и разруха. Теперь полезнее вкладывать деньги в другую колонию. Или хотя бы в восстановление самых бедных приходов. Ирина Сергеевна ежегодно передает Ченецкому детскому дому около 5000 евро. А ведь это доход нашего храма за три года!»

Государство и церковь

Он не только просит. Он и сам зарабатывает. Его лекции о сегодняшней Русской православной церкви, о церкви и государстве в посткоммунистической России, о новом законодательстве о религиозных организациях слушали студенты и профессора в Джорджтаунском университете, Высшей дипломатической школе и Католическом университете в столице США, в Принстонском университете. Почти всё заработанное отец Георгий отдает. Для других это считалось бы благотворительностью, для него – раз и навсегда принятый порядок жизни.

Говоря о сегодняшней связи государства и Церкви, отец Георгий отмечает, что, хотя по Конституции Церковь и отделена от государства, но сегодня Русская православная церковь и государство связаны чрезвычайно тесными узами. И чем дальше, тем они становятся теснее. При этом в первых рядах молящихся во всех соборах – вчерашние коммунистические лидеры и воинствующие безбожники.

Много ли противников у столь прямолинейного человека? «Противникам руку протягиваю редко, – отвечает он. – Думаю, у меня их немного (Хитрит. Много, и даже очень. Особенно среди высшего духовенства. – В. Ф.). Обычно просто отхожу в сторону (Ох, не отходит, ругается, добивается своего всеми средствами – и умом, и хитростью. – В. Ф.). Всегда считаю своим долгом любому другу и недругу по возможности изложить то, что считаю своим мировоззрением».

Отец и сын

Георгий Михайлович – человек, конечно, эмоциональный. И Россию любит истово, и энергично защищает ее от нападок критиков: «Я не верю, что в России постоянно идет гражданская война. Во время гражданской войны никто не герой. Сейчас в нашем обществе, как и в любом другом, есть честные люди, есть не очень честные, есть жулики. По законам физики золото тонет, а нечистоты всплывают. Но полагать, что всё наше общество состоит из одних нечистот, ошибочно».

Был бы его старший сын депутатом, скажем, Государственной думы России, возможно, возникла бы у Георгия Михайловича мысль обратиться к нему за помощью в ремонте сельских церквей и домов престарелых россиян. Так ведь он, его сын, ортодоксальный иудей, вице-спикер Кнессета. Вот и приходится обращаться за помощью к канадским баптистам и норвежским лютеранам.

Кстати, будучи в Израиле, задал сыну отца Георгия по телефону вопрос: «Знают ли Ваши избиратели про отца-священника?» Юлий Эдельштейн ответил: «В Израиле примерно 130 тыс. человек исповедуют христианство. Конечно, о судьбе моего отца им известно. 130 тыс. человек – весомый добавок к голосам моих избирателей».

Виктор Фишман, «еврейская газета»

«Записки сельского священника»

От автора

В ноябре 1979 года архиепископ Курский и Белгородский Хризостом рукоположил меня во иерея и послал на отдаленный сельский приход со словами: «Четырнадцать лет там не было службы. Храма нет, и прихода нет. И жить негде. Восстановите здание церкви, восстановите общину – служите. Не сможете, значит, вы не достойны быть священником. Просто так махать кадилом всякий может, но для священника этого мало. Священник сегодня должен быть всем, чего потребует от него Церковь». – «А лгать для пользы Церкви можно?» – «Можно и нужно».

Двадцать пять лет размышляю я над этими словами. Все, что написано в этой книге, – результат этих размышлений.

Говорят, что за последние пятнадцать лет в Московской Патриархии произошли огромные изменения. Я, сельский священник, вижу только внешние изменения. Нам дозволено восстанавливать храмы, публиковать книги, заниматься благотворительностью, посещать заключенных и болящих, но исцеление и возрождение каждой Поместной Церкви, так же, как и каждого человека, может и должно начаться только с покаяния, о чем свидетельствует проповедь Иоанна Крестителя, Спасителя и святых апостолов. До сего дня мы не покаялись ни в чем. И чем дальше, тем нелепее звучит даже призыв к покаянию. Со всех сторон я слышу: «Нам не в чем каяться». Отказ от покаяния – характерная черта не только Московской Патриархии. Оказывается, не в чем каяться и Русской Православной Церкви Заграницей, не в чем каяться «катакомбникам». Мы все видим соломинку в глазу брата, но не видим бревна в своем глазу.

Я убежден, что преступно замалчивать недуги своей Церкви. Каждый христианин знает, что «молчанием предается Бог». Мы призваны не только веровать, но и исповедовать, т. е. вслух свидетельствовать перед всем миром. Примером для каждого говорящего и пишущего о Церкви должны служить евангелисты. Они не побоялись сказать всю правду, которая, казалось бы, неизбежно вредила проповеди христианства. Они рассказали, что апостол Иуда продал Учителя за тридцать сребреников, что апостол Петр предал Христа и трижды отрекся от него, что первоверховный апостол Павел много лет был гонителем христиан, что Христа окружали мытари и грешники. Вся античная критика христианства была построена на анализе текстов Нового Завета, но евангелисты не побоялись этого. Они знали, что отец всякой лжи – дьявол, что всякий, кто лжет, становится его сыном и творит его волю. И поэтому христианство восторжествовало в мире.

Мне хочется обратиться ко всем своим собратьям-священнослужителям, ко всем православным христианам в России и за рубежом с несколькими важнейшими для меня вопросами.

– Как оценить семидесятилетнее сотрудничество иерархов нашей Церкви с государством воинствующих безбожников-коммунистов? Можно ли спасать Церковь ложью?

– С какого времени и почему наша Церковь стала официально именоваться Русской Православной Церковью? В «Своде законов Российской империи» и во всех документах Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов мы встречаем термин «Православная Российская Церковь». Украинец, белорус, татарин, якут выходят из Святой Купели такими же украинцами, белорусами, татарами, якутами, не становясь русскими. Каждый из нас имеет равное право сказать: «Это моя Церковь».

– Допустимо ли причислять к лику святых Новомучеников и Исповедников российских до покаяния и без покаяния перед ними?

– Почему мы намеренно предали забвению все решения Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов? Почему мы избираем Патриарха вопреки постановлению Собора? Почему Священный Синод формируется вопреки постановлению Собора? Почему епископы сегодня назначаются Синодом, а не избираются? Почему церковный народ полностью отстранен от избрания священника на свой приход? Почему мы именуем свою Церковь «Соборной», если Она строится по принципу «демократического централизма»?

Очевидцы Я никогда не дерзал говорить от лица Церкви. Все, что я писал и говорил, – только мое личное мнение. Еще до публикации копию каждой статьи я направлял правящему архиерею и в Священный Синод. Моей целью всегда был и остается диалог.

Эта книга – своеобразный дневник сельского священника на приходе: здесь собраны не только многолетние впечатления и размышления о приходской жизни, но и статьи, докладные записки, прошения, обращения к правящим архиереям. Понятно, что когда я писал эти тексты, трудно было предположить, что они будут опубликованы под одной обложкой.

Протоиерей Георгий Эдельштейн, «Записки сельского священника», М.: РГГУ, 2005.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *