Предвосхищая Достоевского, Тютчев ставит точный диагноз болезни, поразившей европейское общество. В сти­хотворении «Наш век» он видит причину распада личнос­ти в утрате религиозной веры:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует…

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,

Невыносимое он днесь выносит…

И сознает свою погибель он,

И жаждет веры — но о ней не просит… Возникшая в эпоху кризиса европейского гуманизма эпидемия неверия не только распространяется по Западной Европе, но и угрожает любимой Тютчевым России. Поэт считает, что в эпоху реформ и революций этой болезни России не избежать. Но он же и предсказывает, что обуз­дает русский хаос «сердечное знание Христа», которое вслед за Тютчевым будет считать спасительным для рус­ского человека и Достоевский:

Над этой темною толпой

Непробужденного народа

Взойдешь ли ты когда, Свобода,

Блеснет ли луч твой золотой?..

Блеснет твой луч и оживит,

И сон разгонит, и туманы…

Но старые, гнилые раны,

Рубцы насилий и обид,

Растленье душ и пустота,

Что гложет ум и в сердце ноет,—

Кто их излечит, кто прикроет?..

Ты, риза чистая Христа…

Если все рушится в Вашей жизни …

Если в Вашей жизни прямо сейчас все рушится… Возможно Вас оставил любимый человек, или вы потеряли работу, остались совершенно без денег, без веры в себя, без поддержки и помощи из вне, если Вы опустились на самое дно своей жизни, знайте, что в этот момент пробуждается Ваша Душа…

Она долго ждала, когда вы за суетой и спешкой начнете слышать ее тихий голос… Ей пришлось создать такую ситуацию, когда Вы останетесь наедине с Собой… Создать момент, в котором Вы взмолитесь Высшим силам и сдадитесь обстоятельствам… Момент, когда готовы услышать мудрые советы своей собственной Души…И этот момент- самый лучший подарок для Вашего пробуждения , для воссоединения с Истинным Собой, для выбора своего нового пути, на котором Вы можете реализовать все желания Вашей Души,все Ваши удивительные таланты…

Самое главное мое пожелание для всех Вас, сейчас стоящих перед таким выбором – знайте, если этот момент пришел в Вашу жизнь и Вы именно сейчас читаете эти строчки, то Вы всего лишь в одном шаге от Нового, Вы уже готовы к Новому Пути, к своей Новой жизни, Вселенная вам уже ответила на ваши мольбы и вы здесь, доверьтесь Себе и просыпайтесь!!! Отталкивайтесь от этого дна, бросайте ненужный балласт и… всплывайте !!!

Теперь это для Вас – БЕЗОПАСНО!!! Скажите себе эти слова, эти слова – пусть станут главной молитвой на этот период для Вас… Все Ваши Новые Выборы, Выборы Вашей Души – теперь для Вас – БЕЗОПАСНЫ!!!

Вы готовы !!! Вы пробуждаетесь от глубокого сна… Вы долго спали, просто потому, что решили познать множество страхов и ограничений в жизни… Вы решили пройти все опыты и все состояния… Вы узнали, что такое предательство и боль, вы узнали, что такое ничтожность и нелюбовь к себе, Вы прошли через безденежье и страх болезней и смерти, через множество обид и непониманий с родом…

Вы познали многое… Вы – мудрая Душа, знающая на практике все стороны жизни… Теперь пришло время пробуждения… Вам дана эта ситуация, чтобы Вы поскорее проснулись ( вспомните когда под утро Вам снится страшный сон и Вы не можете больше спать, Вы просыпаетесь в холодном поту, и … выясняется, что будильник не прозвонил и этот кошмар вас разбудил вовремя))).

Это происходит и в жизни… Если Вы оказались сейчас на дне, Вы просто играли не свою роль, Вы выбрали не “свой сон” и не слушали голоса своей Души, ведь если вернуться назад, то вспомнится, что было много звоночков Вам, что идете Вы не туда…

Мне эти звоночки были в виде книг “Анастасия” В.Мэгре еще 15 лет назад от мамы в подарок, в виде советов моего дяди менять свою жизнь, потом множество болезней детей и неприятностей на работе и в семье … Все эти звоночки были голосом моей Души, но мой сон был настолько крепок, что только погружение на самое дно моей жизни, о котором я написала в самом начале ( это была и моя личная история), смогла меня направить по другому пути, смогли меня заставить наконец-то услышать голос Своей Души !!! И я благодарна за это себе и своей Душе…

И если вы сейчас тоже в критической ситуации – знайте, это Ваше Новое Рождение, это тот момент к которому Вы шли не одну жизнь… И это теперь для вас – безопасно!!!!Для вас теперь безопасно учиться доверять себе и слышать себя!

Безопасно открывать свое сердце и любить!

Безопасно быть честной(ым) и смелой(ым)!

Безопасно взять ответственность за свою жизнь!

Безопасно идти в Новое!

Безопасно выйти из рамок и границ!

Безопасно мечтать!

Безопасно желать!

Безопасно БЫТЬ СОБОЙ!!!

Безопасно просто БЫТЬ!!!

Вы готовы к этому и я обнимаю, понимаю Вас и поздравляю ! Это ваше Новое Рождение, Ваши Новые Возможности, Ваш Новый Путь!!!

Для Вас теперь этот Путь к себе безопасен!

В ваших руках сейчас совершить этот выбор проснуться или повернуться на другой бок и заснуть снова… Выбирайте , просыпайтесь и присоединяйтесь к нашему кругу.

Для Вас теперь безопасно быть счастливой(ым) и жить в Любви!!!

Создавайте ваши Новые выборы, идите путем Любви и Света! Как только Вы примете этот выбор, решите стать на новый Путь, Вам сразу пойдут возможности – это люди, которые вам помогут, ситуации сами собой начнут разрешаться, книги, посты, открывающие внутри новые энергии, вся Вселенная станет Вашим Союзником на пути к Себе!!!

Вы – великие Волшебники !!! Вспомните об этом ! Теперь это для вас -безопасно!!!

С любовью и благодарностью к каждому Творцу Своей Жизни, Ирина Болгова.

В 1975 г. окончила Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. М.Тореза, в 1981 г. — факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1991 г. защитила кандидатскую диссертацию по педагогической психологии на тему «Формирование когнитивного компонента межличностного восприятия у старшеклассников», в 2005 г. — докторскую диссертацию на тему «Способы межличностного познания, их развитие и формирование у учителей, родителей и школьников».

С 1973 г. работает на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова лаборантом, переводчиком, старшим лаборантом, младшим научным сотрудником, научным сотрудником, доцентом, с 2006 г. — профессор Учебного центра по переподготовке работников вузов в области психолого-педагогических основ кафедры психологии образования и педагогики.

С 1991 г. была заместителем заведующего кафедрой по учебной работе.

С 2012 по 2015 гг. — член диссертационного совета при МГЛУ.

Область научных интересов:

  • педагогическая психология
  • диагностика и развитие способов межличностного познания у представителей различных социальных групп
  • развитие и диагностика личности в детском и подростковом возрасте
  • психологическое консультирование, воспитание и развитие личности
  • девиантное поведение детей и подростков

Разработала концепцию стратегий когнитивного компонента межличностного познания, определила принципы качественного познания личностных особенностей.

Н.А. Рождественской был предложен психолого-педагогический подход к совершенствованию межличностного познания, а также проанализированы типичные ошибки, совершаемые людьми в процессе познания друг друга.

Предложены методики «Совершенствование стратегий межличностного познания» и «Методика диагностики межличностного познания» (совместно с А.В. Сориным).

Читает курсы:

  • Введение в педагогику и психологию
  • Диагностика личности и психологические тренинги в детских, подростковых и молодежных службах
  • Диагностика трудностей личностного развития и девиантного поведения школьников
  • Диагностика, развитие и коррекция личностных особенностей подростков и юношей в школьной психологической службе
  • Личностно, бихевиорально и телесно ориентированные тренинги в практической работе с детьми и подростками
  • Методы психологического консультирования в образовательной среде
  • Общеучебные умения студентов как фактор понимания научных знаний
  • Основы педагогики и психологии
  • Основы практической психологии
  • Основы рисуночной психодиагностики (спецпрактикум)
  • Оценка и развитие социального и эмоционального интеллекта
  • Педагогика
  • Педагогика: теории воспитания
  • Педагогическая психология
  • Практическая психология
  • Приемы учебной деятельности студентов-психологов
  • Применение художественных средств самовыражения в психологическом консультировании (спецпрактикум)
  • Проективные методы исследования личностных свойств (с практикумом)
  • Психодрама в практике психологического консультирования детей и взрослых
  • Психодраматическая ролевая игра: поиск скрытых резервов и возможностей
  • Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
  • Психологическое консультирование, воспитание и развитие личности: исторический и научно-практические аспекты
  • Психологическое консультирование: теория и практика
  • Психология девиантного поведения
  • Психология и педагогика
  • Тенденции и проблемы развития психологии воспитания
  • Теория и практика психологической коррекции личности
  • Теория и практика психологического консультирования
  • Тренинг как технология развития личностных свойств детей, подростков и юношей
  • Формирование базовых навыков практической работы с детьми, подростками, юношами и взрослыми (с практикумом).

Основные труды: более 40 работ, в том числе

  • Способы межличностного познания: психолого-педагогический аспект (2004)
  • Как понять подростка (1998)
  • Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков (2015)
  • Педагогическая психология. Психолог-практик в сфере образования. Сборник программ / ред. совм. с И.И. Ильясовым (1998)

Духовный кризис: причины, динамика, последствия

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС: ПРИЧИНЫ, ДИНАМИКА, ПОСЛЕДСТВИЯ

В настоящее время в обществе происходит коренной перелом, переход от коллективистического типа мышления и индивидуалистического к их совместной форме. Также, происходят быстрые изменения в сфере отношений, как между людьми, так и человека к самому себе и миру в целом. Указания на духовный кризис и пути его прохождения содержатся в современном кинематографе и литературе. Прежде, чем перейти к рассмотрению духовного кризиса, как такового, необходимо сказать пару слов о том, что понимается под духовностью в данной работе.

У такого понятия, как «духовность», в современной науке, нет чёткого определения, однако, в большом психологическом словаре под духовностью понимается «поиск, практическая деятельность, опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для достижения истины, для самоопределения» . Также, там отмечается, что «духовность – духовно практическая деятельность по самосозиданию, самоопределению, духовному росту человека» . При этом В. И. Слободчиков и Е И. Исаев отмечают, что духовность это «способность переводить унивёрсум внешнего бытия во внутреннюю вселенную личности на этической основе способность создавать тот внутренний мир, благодаря которому реализуется себе-тождественность человека, его свобода от жестокой зависимости перед постоянно меняющимися ситуациями» . То, о чём пишут исследователи: «себе-тождественность», «свобода от… зависимости перед меняющимися ситуациями» достигается за счёт «взращивания» своего внутреннего стержня личности, её развитие через деятельность, развитии своего мышления и своего понимания происходящего. Как отмечает юнгианский аналитик Л. Корбетт, духовность это «наш персональный миф, наша способность понимать природу вещей» . Он пишет также, что духовность находит своё отражение в наших ценностях, убеждениях, мыслях, поисках смысла, нашей вере и способности «позволить чему-то невидимому, неуловимому вести нас» . Отмечается также и то, что «наша духовность выражается в нашем отношении к этому уровню бытия, в чувстве тайны, в эстетическом чувстве и отношении к смерти» . Важно указать на тот факт, что духовность приобретает особую важность в период страданий , помогает смириться с неизбежным, принять смерть , пережить болезнь и наполнить смыслом каждое мгновение нашей жизни.

И важность духовного кризиса заключается в переосмыслении человеком своих ценностей и взглядов на смысл жизни и жизнь в целом, отношения к смерти и болезням. Изменения, происходящие в период духовного кризиса, затрагивают человека полностью, его поступки и действия, изменяют деятельность личности и взгляды на жизнь. В период духового кризиса у человека проявляется воля к жизни, происходит проверка ценностей на прочность .

В. Козлов выделяет три причины духовного кризиса:

— деформация структуры Эго (болезнь, рождение ребёнка, деформация социальных связей, потеря смысла жизни, попадание в тоталитарные секты);

— невозможность реализовать основные тенденции личности (нищета или быстрое накопление излишних материальных благ, резкое изменение социального положения, быстрое накопление знаний);

— кризис витальности (упадок сил или буйство энергии, гиперактивность, неадекватная к жизненным обстоятельствам) .

Автор также выделяет специфические психоэмоциональные паттерны, характерные для духовного кризиса к которым он относит переживания: страха, одиночества, отчуждённости, состояния «безумия», символической смерти . Кроме перечисленных выше симптомов, у лиц, находящихся в процессе переживания духовного кризиса наблюдаются также симптомы, характерные для II-IV стадий переживания кризисных ситуаций (по Л. А. Китаеву-Смык): предболезненное состояние, повышение или понижение кровяного давления и температуры тела, снижение активности, появление заболеваний сердца (гипертония, ишемия) и раковых опухолей, снижение социальной и познавательной активности, повышение агрессивности; возможны попытки суицида .

Итак, духовный кризис, как и любой другой, имеет свою динамику и В. Козлов выделяет следующие его этапы :

  1. Обыденное существование. Это привычная форма жизни человека. На этой стадии кризиса, как такового, ещё нет. В жизни человека ничего особенного не происходит и подходит под описание «нормы жизни». Это период стабильности и безопасности, комфорта. Существование в зоне комфорта поддерживается такими переменными, как: бесконфликтность между основными структурами личности; жёсткое следование нормам общества и подавление теневых сторон своей личности; снижение порога чувствительности и повышением ригидности Эго. Данный этап завершается, как только человек выходит за рамки привычного.
  2. Зов. Эта стадия связана с изменениями, ломкой устоявшего уклада жизни: изменение социальных отношений; отношений к телу и возникновение болезни; потеря работы; изменение привычных представлений и убеждений. Автор также указывает на то, что «зов кризиса» лучше слышен при большей интенсивности опыта и ставит человека перед выбором: осваивать новые способы «бытия-в-мире» (Л. Бинсвангер) или игнорировать его.
  3. Смерть и возрождение. На данной стадии происходит расширение границ личности за счёт разрушения старой структуры Эго, отношений. Этот этап символизирует смерть (разрушение) прежних устоев. Как правило, это разрушение происходит неожиданно для человека и связана с шоком, в качестве выхода из которого автор видит четыре пути: 1) позитивная дезинтеграция с переходом на качественно новый уровень целостности сознания и личности; 2) сумасшествие; 3) негативная дезинтеграция с последующим возвращением в зону комфорта; 4) смерть.
  4. Урок. После прохождение шоковой стадии кризиса у человека появляются новые: способы разрешения конфликтных ситуаций; ценности; способы адаптации. Также, на данном этапе появляется состояние равного отношения ко всему (ощущение взаимосвязи всего-со-всем), происходит признание самоценности личности и её прав.
  5. Интеграция. Это этап завершения кризиса, основной характеристикой которого является проявление опыта, полученного в результате кризиса, в обыденных отношениях и служении другим .

В процессе прохождения и проживания духовного кризиса происходит пробуждение духовности, основным признаком которого (по В.Н. Колесникову) является больший приоритет «субъективного» над «объективным»:

— субъективное пространство становится приоритетнее объективного, что проявляется в ощущении наполненности душевного мира и чувстве родства со всем живым окружением;

— субъективное время становится приоритетнее объективного, что проявляется в ощущении полноты жизни;

— субъективная чистота становится приоритетнее объективной, что проявляется в обострении у человека чувства чистоты на физическом, физиологическом и психологическом планах .

Резюмирует автор свои выводы такими признаками свободного человека, как самостоятельность, оптимизм и душевная чистота , которые являются следствием прохождения духовного кризиса и пробуждения духовности.

Таким образом, мы видим, что духовный кризис, пробуждая духовность, с одной стороны, может, в случае неадекватного течения, послужить причиной психологических и соматических заболеваний – с другой.

Список литературы

§13. Закат Римской империи



1. Какой период называют золотым веком Римской империи? С деятельностью каких императоров связано могущество империи?

Золотой век Римской империи связывают с правлением пяти хороших императоров из династии Антонинов, правивших с 96 по 180 гг. Они последовательно сменяли друг друга без династических кризисов, при этом все пять активно участвовали в управлении империей лично решая возникавшие проблемы. Имеются в виду:

— Марк Кокцей Нерва (96-98 гг.):

— Марк Ульпий Траян (98-117 гг.):

— Публий Элий Адриан (117-138 гг.):

— Антонин Пий (138-161 гг.):

— Марк Аврелий (161-180 гг.).

2. Укажите экономические и политические причины кризиса Римской империи. Как менялись хозяйственный уклад и социальная структура римского общества и права его граждан?

Причины кризиса Римской империи.

— Падение среднегодовых температур привело к кризису в сельском хозяйстве.

— Император Септимий Север изменил систему управления армией. До него командирами (легатами) легионов были политики, для которых эта должность была всего лишь кратким эпизодом в карьере. Солдаты не считали их своими. Север ввёл практику назначения легатов легионов из командиров низшего звена. Вскоре появились люди, всю жизнь проведшие в армии, которым доверяли солдаты и которые стали получать высшие командные должности, то есть политический вес. Именно такие люди становились так называемыми солдатскими императорами, гражданские войны между которыми несколько десятков лет терзали Римскую империю.

— После хороших императоров настало правление нескольких плохих на рубеже II-III веков. Некоторые из сменявших тогда друг друга императоров совсем не занимались управлением империей, а только удивляли народ своими чудачествами и жестокостями.

— Длившиеся несколько десятков лет гражданские войны нарушили экономические связи между провинциями, сделав нерентабельными товарные хозяйства, процветавшие до этого крупные латифундии, большинство хозяйств становилось натуральными, экономически единая империя при натуральном хозяйстве уже не была нужна.

— Легионы несколько десятков лет занимались войной друг с другом, а не с внешними врагами. За это время дикие племена на границах империи привыкли к успешным походам в империю, которые приносили богатую добычу, разведали маршруты таких походов и не собирались отказывались.

– Во время гражданских войн все стороны привыкли использовать варваров в качестве наёмников, после окончания гражданских войн эта практика была продолжена. В результате римская армия состояла уже преимущественно не из римлян, а из варваров, причём на всех уровнях, включая высшие командные должности.

— Казавшаяся людям нескончаемой полоса бедствий привела к духовному кризису в империи в результате которого популярность набрали новые культы, главными из которых оказались митраизм и христианство.

В результате гражданских войн, как было сказано выше, в Римской империи возобладало натуральное хозяйство. При натуральном хозяйстве, в отличии от товарного, использование рабов перестало быть эффективным, их доля в обществе сокращалась. Вместо них увеличивалось число колонов – зависимых людей, работавших на земле хозяина за часть урожая (из этого института позже развилось сословие крепостных). В ходе кризиса римскими гражданами стали все жители империи. Из-за этого гражданство перестало быть привилегией, как раньше, оно перестало нести дополнительные права, остались только обязанности в виде налогов. А после обожествления правителя граждане окончательно превратились в подданных.

3. Подумайте: какие цели преследовали административные реформы Диоклетиана и Константина?

Диоклетиан и Константин обожествили власть императоров, надеясь этим предотвратить дальнейшие выступления военно начальников (добиться этой цели они не смогли). Кроме того, новое административное деление империи на более мелкие по размеру провинции и перевод многих чиновников с денежного на натуральное довольствие (которое проще было доставлять в центры более мелких провинций) отвечала изменившимся экономическим условиям, фактическому переходу империи к натуральному хозяйству.

4. Заполните таблицу. Какие факторы, по вашему мнению, сыграли решающую роль в упадке Рима?

Как видно из таблицы, внутренних причин падения Западной Римской империи было больше, они играли большую роль. Рим времён хороших императоров, возможно, смог бы выдержать натиск Великого переселения народов, ослабленное кризисом государство с этой задачей не справилось. С другой стороны, именно варварский натиск привёл к усугублению кризиса и не дал времени на его преодоление. Потому по-настоящему нельзя разделять внутренние и внешние причины, к падению Западной Римской империи привело их сочетание.

5. В чем выразился духовный кризис римского общества? Почему христианская церковь превратилась в сплоченную организацию, ставшую влиятельной политической и экономической силой?

Духовный кризис выразился в росте популярности многочисленных нетрадиционных для римского общества культов. И речь не только о христианстве и митраизме, восточные культы самого разного толка расцветали в большом количестве.

В условиях долгого кризиса уверенности в завтрашнем дне не было у всех слоёв общества. Христианство давала эту уверенность относительно пусть не этого мира, но будущего. Из-за этого христианами становились и многие представители привилегированных слоёв общества. Они привносили в христианскую церковь многие элементы римского гражданского устройства, что делало церковную жизнь более упорядоченной, придавала ей структуру. Начавшиеся гонения на христиан активизировали эту структуру и сплотили христианскую церковь, пытавшуюся противостоять гонениям. Учитывая, что эта церковь объединяла многих людей из высших слоёв общества, она располагала их капиталами и политическим влиянием, становясь мощной силой в государстве.

6. Составьте развернутый план ответа по теме «Падение Западной Римской империи».

1. Усиление натиска народов из потока Великого переселения на границы Римской империи.

2. Разрешение вестготам селиться на римской территории.

3. Восстание вестготов в 378 г. и их успешные действия против римских войск.

4. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную после смерти Феодосия Великого в 395 г.

5. Поселение новых варварских племён на римской территории и их восстания.

6. Периодические восстания римских полководцев (со временем всё чаще из числа варваров), их попытки узурпировать престол.

7. Борьба против вторжения гуннов.

8. Правление в Западной Римской империи часто сменявшихся слабых, нередко малолетних императоров.

9. Переворот Одоакра, конец Западной Римской империи.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *