Федор Михайлович Достоевский принадлежит к той сравнительно небольшой части человечества, которая именуется людьми живыми, людьми, несущими в себе огонь, никогда не перестающий возгревать их души в искании Истины и следовании ей. Может быть, наилучшим фоном для изображения этих людей является другая часть человечества, о которой Господь Иисус Христос сказал Своему ученику: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8:22). Эти другие – люди мировоззренчески безразличные. Они не задумываются о душе, о нравственной ответственности перед совестью и Богом, об истине, о каком-то ином смысле жизни, кроме посюстороннего, исключительно земного, преходящего. Это те «теплохладные», о которых Писание говорит: «Извергну тебя из уст Моих» (Отк. 3:15).

Как далек от них по типу своей личности Достоевский! При всей сложности характера и нравственных проявлений своей непростой натуры это был человек, горящий исканием, ищущий святыни, высшей Правды – не философской отвлеченной истины, большей частью ни к чему не обязывающей человека, но Правды вечной, которая должна воплощаться в жизнь и сохранять человека от духовной смерти. Однако только с точки зрения вечности можно, по Достоевскому, говорить о Правде, ибо она есть Сам Бог, и потому отречение от идеи Бога неминуемо приведет человечество к гибели. В уста беса в «Братьях Карамазовых» Достоевский влагает следующие знаменательные слова: «По-моему, и разрушать ничего не надо, а надо всего только разрушить в человечестве идею о Боге, вот с чего надо приняться за дело! С этого, с этого надобно начинать, – о, слепцы, ничего не понимающие! Раз человечество отречется поголовно от Бога, то само собою, без антропофагии, падет все прежнее мировоззрение и, главное, вся прежняя нравственность, и наступит все новое. Люди совокупятся, чтобы взять от жизни все, что она может дать, но непременно для счастья и радости в одном только здешнем мире. Человек возвеличится духом божеской, титанической гордости и явится человеко-бог… а ему «все позволено»… Для Бога не существует закона! Где станет Бог – там уже место Божие! Где стану я, там сейчас же будет первое место… «все дозволено» и шабаш!» Мысль о великом значении для человека веры в Бога и бессмертие души Федор Михайлович высказывает и развивает во многих своих сочинениях и выступлениях, и она, бесспорно, заключает в себе основной стержень его жизни и творчества, источник его целожизненного, прошедшего в великих интеллектуальных и нравственных борениях богоискательства, приведшего его ко Христу и Православной Церкви.

Ф. М. Достоевский как личность, говоря о нем его же словами о человеке, «широк… слишком даже широк, я бы сузил». Но нельзя «сузить» его, иначе это уже будет не Достоевский. Поэтому, чтобы как можно меньше погрешить против него, не будем касаться «широты» его личности, давать оценку его гениальным трудам, оставим подробности его жизни и деятельности, уклонимся от анализа художественных достоинств и недостатков его произведений, умолчим даже о том колоссальном влиянии, которое имело и оказывает до сих пор его творческое наследие на все мыслящее человечество. Сейчас попытаемся, насколько это возможно, осветить только один вопрос, лежащий совсем не в горизонтальном измерении личности писателя и его творчества, а в той глубине души, из которой проистекал необыкновенно богатый поток ценностей, оставленных русским гением своим потомкам. Итак, какова основополагающая идея, точнее, дух творчества Достоевского и как можно было бы охарактеризовать его не с точки зрения земных человеческих достоинств, но sub specie aeternitatis?

Эдгар По однажды записал: «Если какой-нибудь честолюбивый человек возмечтает революционизировать одним усилием весь мир человеческой мысли, человеческого мнения и человеческого чувства, подходящий случай у него в руках – дорога к бессмертию лежит перед ним прямо, она открыта и ничем не загромождена. Все, что он должен сделать, – это написать… маленькую книгу. Заглавие ее должно быть простым – три ясных слова: «Мое обнаженное сердце». Но эта маленькая книга должна быть верна своему заглавию».

Если обратиться к истории человеческой мысли, то оказывается, что Эдгар По запоздал со своим предложением по меньшей мере на две тысячи лет. Такая книга уже написана, и она с предельной полнотой обнажила глубины сердца человеческого. Правда, эта маленькая книга называется несколько иначе – Евангелие. Оно открыло миру путь к совершенному познанию души человеческой: как ее невыразимой красоты, равной которой, по выражению Макария Египетского, нет ни на небе, ни на земле, так и того безмерного зла, которое возникло в том же сердце в силу отступления человека от Самой Истины и Жизни – Бога. Оно, Евангелие, и стало для живых духом людей источником и основой познания как своего собственного сердца, так и познания вообще человека, и создания многих «маленьких книг».

Один из весьма редких писателей, кто стал строить здание своего художественного творчества на этом основании, – Федор Михайлович Достоевский.

Что является главным предметом мысли Достоевского? На этот вопрос легко ответить – человек, его сердце, его душа. «А любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением» – так говорил на могиле Достоевского 1 февраля 1881 года В. С. Соловьев.

Но человека рассматривал Достоевский не обычно, не как большинство. Он видел свою задачу не в простом изображении его жизни, всеми видимой, не в реализме, часто напоминающем натурализм, но в раскрытии самой сущности души человека, самых глубоких ее движущих начал, откуда возникают и развиваются все чувства, настроения, идеи, все поведение человека. И здесь Федор Михайлович показал себя непревзойденным психологом. Что же представляет собой человек в понимании Достоевского?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить основные точки зрения, которые господствовали в просвещенном обществе того времени. Их три.

1. Человек – это коварная, чувственная и эгоистическая обезьяна, несущая в себе наследие своих животных предков.

2. Человек – добр, любвеобилен, способен к самопожертвованию и т. п. Дурные качества, которые мы замечаем в человеке, не суть свойства его природы, но прямые следствия развития цивилизации, которая внесла в человека дисгармонию, отдалив его от природы, от естественной жизни.

3. Человек не зол и не добр по природе, он – чистая доска, на которую лишь социальная среда во всем многообразии ее факторов наносит соответствующие письмена.

Достоевский в существе своих воззрений очень далек от всех этих теорий. Для него противоестественна первая точка зрения, хотя, по-видимому, редко кто из писателей смог изобразить с такой силой и яркостью «дно» души человеческой, как он. Достоевский не согласен и со второй теорией, несмотря на то что сама идея неизгладимого и всегда действующего в человеке добра и правды была ведущей во всем его творчестве. В «Дневнике писателя» читаем даже такое: «Зло таится в человеке глубже, чем предполагают обычно». Резкую критику вызывает у Достоевского и третья теория. Он не согласен с тем, что «если общество устроить нормально, то разом и все преступления исчезнут, так как не для чего будет протестовать и все в один миг станут праведными». «Ни в каком устройстве общества, – писал он, – не избегнете зла… душа человеческая останется та же… ненормальность и грех исходят из нее самой».

У Федора Михайловича иное воззрение на человека, воззрение, которое можно назвать исходящим из Евангелия.

«Маленькая книга» – Евангелие – открыла ему тайну человека, открыла, что человек – это не обезьяна и не ангел святой, но тот образ Божий, который хотя по своей богозданной природе добр, чист, прекрасен, однако в силу грехопадения человека глубоко исказился, в результате чего на земле его сердца стали произрастать «терние и волчцы». Таким образом, в падшем человеке, природа которого теперь называется естественной, одновременно присутствуют и семена добра, и плевелы зла. В чем же спасение человека по Евангелию? В опытном познании глубокой поврежденности своей природы, личной неспособности искоренения этого зла и через то – действенное признание необходимости Христа как единственного своего Спасителя, то есть живая вера в Него. Сама эта вера возникает в человеке лишь через искреннее и постоянное понуждение себя к совершению евангельского добра и борьбу с грехом, открывающую ему его реальное бессилие и смиряющую его.

Величайшая заслуга Достоевского в том и состоит, что он не только познал свое падение, смирился и пришел через труднейшую борьбу к истинной вере во Христа, как и сам говорил: «Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла», – но и в том, что в необычно яркой, сильной, глубокой художественной форме раскрыл миру этот путь души. Достоевский как бы еще раз благовествовал миру христианство, и так, как, по-видимому, никто из светских писателей еще ни до, ни после него не сделал.

В смирении видит Достоевский основу для нравственного возрождения человека и для принятия его Богом и людьми. Без смирения не может быть исправления, в котором нуждаются все без исключения живущие, ибо во всех присутствует зло, и великое зло. «Если б только, – говорит Достоевский устами князя в «Униженных и оскорбленных», – могло быть (чего, впрочем, по человеческой натуре никогда быть не может), если б могло быть, чтобы каждый из нас описал всю свою подноготную, но так, чтобы не побоялся изложить не только то, что он боится сказать и ни за что не скажет людям, не только то, что он боится сказать своим лучшим друзьям, но даже и то, в чем боится подчас признаться самому себе, – то ведь на свете поднялся бы тогда такой смрад, что нам бы всем надо было задохнуться».

Потому-то везде и всюду, если не прямо словом, то всей изображаемой жизнью героя, его падениями и восстаниями Достоевский призывает человека к смирению и труду над самим собой: «Смири свою гордость, гордый человек, поработай на ниве, праздный человек!» Да и как не смириться тому, кто прямо посмотрит на себя и признается честно самому себе во всем? Смирение не унижает человека, а, напротив, ставит его на твердую почву самопознания, реалистического взгляда на себя, вообще на человека, поскольку смирение и есть тот свет, благодаря которому только человек видит себя таким, каким он является на самом деле. Оно есть свидетельство великого мужества человека, не убоявшегося встретиться с самым грозным и неумолимым соперником – совестью своей. Для самолюбивого и тщеславного это не под силу. Смирение является твердой основой, солью всех добродетелей. Без него они вырождаются в лицемерие, ханжество, гордыню.

Эта мысль постоянно звучит в творчестве Достоевского. Она является для него своего рода фундаментом, на котором он строит редкий по глубине прозрения психоанализ человека. Отсюда необычайная правда изображения им внутреннего мира человека, сокровенных движений его души, его греха и падения и одновременно глубинной чистоты его и святости образа Божия. При этом никогда не чувствуется со стороны автора ни малейшего осуждения самого человека. В уста старца Зосимы Достоевский вкладывает замечательные слова. «Братья, – поучает старец, – не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо сие уже подобие Божеской любви и есть верх любви на земле… И да не смущает вас грех людей в вашем делании, не бойтесь, что он затрет дело ваше и не даст ему совершиться. Бегите сего уныния… Помни особенно, что не можешь ничьим судьею быть. Ибо не может быть на земле судьи преступника, прежде чем сам судья не познает, что он такой же точно преступник, как и стоящий перед ним, и что он-то за преступление стоящего перед ним, может, прежде всех виноват».

Но познать-то это не так просто. Далеко не многие способны увидеть в себе, «что и он такой же точно преступник». Большинство мнит себя в общем-то хорошими. Именно потому и мир так плох. Те же, которые становятся способными увидеть, что «все виноваты за всех», видеть личную свою преступность перед внутренним законом правды и раскаиваются, – глубоко преображаются, потому что начинают видеть в себе Божию правду, Бога.

Да и что значат пред Богом все дела человеческие! Все они не более как «луковка», о которой говорит Алеше Грушенька («Братья Карамазовы»): «Всего-то я луковку какую-нибудь во всю жизнь мою подала, всего только на мне и есть добродетели». То же самое говорит Алеше во сне и его праведный старец Зосима, удостоившийся чести быть на брачном пире Господнем. Старец подошел к Алеше и говорит ему: «Тоже, милый, тоже зван, зван и призван. Веселимся. Я луковку подал, вот и я здесь. И многие здесь только по луковке подали, по одной только маленькой луковке… Что наши дела?» Это состояние – действительно состояние евангельского мытаря, вышедшего из храма, по слову Самого Господа, оправданным.

Подобное же настроение мы видим и у пьяницы Мармеладова («Преступление и наказание»), когда он говорит о Страшном суде Божием: «И всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смирных… И когда же кончит над всеми, тогда возглаголет и к нам: «Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!» И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: «Свиньи вы! Образа звериного и печати его; но приидите и вы!» И возглаголят премудрые, возглаголят разумные: «Господи! Почто сих приемлеши?» И скажет: «Потому их приемлю, премудрые, потому их приемлю, разумные, что ни един из сих сам не считал себя достойным сего»… И прострет к нам руце Свои, и мы припадем… и заплачем… и все поймем! Тогда все поймем… и все поймут». Так изумительно переложил Достоевский начало и основу евангельского учения о спасении – «Блаженны нищии духом, яко тех есть Царство Небесное» – на язык современности: «потому что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего».

Только на этой незыблемой основе «нищеты духа» возможно достижение и цели христианской жизни – любви. Ее утверждает Евангелие как закон жизни: только в ней обещает оно благо, счастье человека и человечества. Эта любовь как сила исцеляющая, возрождающая и проповедуется Достоевским во всех, можно сказать, произведениях, к ней зовет он людей.

Не о романтической, конечно, любви идет речь. Любовь Достоевского – это жалость того же князя Мышкина к ударившему его купцу Рогожину, это сострадание к страждущему телом и душой ближнему, неосуждение его: «Братья, не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его».

Вспомним заключительную сцену из «Братьев Карамазовых», когда Ракитин, семинарист, зло радуясь, приводит Алешу к Грушеньке, надеясь увидеть позор праведника. Но позора не случилось. Напротив, Грушенька была потрясена чистой любовью – состраданием к ней Алеши. Все дурное враз исчезло у нее, когда она увидела это. «Не знаю я, – говорила она Ракитину, – не ведаю, ничего не ведаю, что он мне такое сказал, сердцу сказалось, сердце он мне перевернул… Пожалел он меня первый, единый, вот что! «Зачем ты, херувим, не приходил прежде, – обратилась она к Алеше, упав перед ним на колени, как бы в исступлении. – Я всю жизнь такого, как ты, ждала, знала, что кто-то такой придет и меня простит. Верила, что и меня кто-то полюбит, гадкую, не за один только срам!» «– Что я тебе такого сделал, – умиленно улыбаясь, ответил Алеша, нагнувшись к ней и взяв ее за руки, – луковку я тебе подал, одну самую малую луковку, только, только!» И, проговорив, сам заплакал».

Хотел Достоевский показать и показал со всей силой своего таланта, что живет Бог в человеке, живет в человеке добро, несмотря на всю ту наносную грязь, которой покрывает он себя. Хотя и не ангел человек по жизни своей, но и не злобное он животное по своей сущности. Он именно образ Божий, но падший. Потому Достоевский и не произносит суда над грешником, что видит в нем искру Божию как залог его восстания и спасения. Вот Дмитрий Карамазов, человек взбалмошный, распущенный, с нравом дерзким, необузданным. Что творится в душе этой страшной личности, кто он? Мир произнес свое окончательное суждение о нем – злодей. Но верно ли это? «Нет!» – утверждает со всей силой своей души Достоевский. И в этой душе, в глубине ее, горит, оказывается, лампада. Вот что исповедует Дмитрий Алеше, брату своему, в одной из бесед: «… мне случалось погружаться в самый глубокий позор разврата (а мне только это и случалось)… И вот в самом-то этом позоре я вдруг начинаю гимн. Пусть я проклят, пусть я низок, подл, но пусть и я целую край той ризы, в которую облекается Бог мой; пусть я иду в то же самое время вслед за чертом, но я все-таки и Твой сын, Господи, и я люблю Тебя, и ощущаю радость, без которой миру нельзя стоять и быть…».

Вот почему, в частности, так верил Достоевский в русский народ, несмотря на все его прегрешения. «Кто истинный друг человечества, – призывал он, – у кого хоть раз билось сердце по страданиям народа, тот поймет и извинит всю непроходимую наносную грязь, в которую погружен народ наш, и сумеет отыскать в этой грязи бриллианты. Повторяю: судите русский народ не по тем мерзостям, которые он так часто делает, а по тем великим и святым вещам, по которым он и в самой мерзости своей постоянно вздыхает… Нет, судите наш народ не по тому, что он есть, а по тому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы, и они-то и спасли его в века мучений».

Как желал Достоевский показать эту красоту очищенной души человеческой, этот бесценный бриллиант, который большей частью весь завален, захламлен, загажен грязью лжи, гордыни и плотоугодия, но вновь начинает сверкать, омытый слезами страданий, слезами покаяния! Достоевский убежден был, что потому и грешит человек, потому и зол он часто и дурен, что не видит красоты своей подлинной, не видит души своей настоящей. В материалах к «Бесам» находим у него такое: «Христос затем и приходил, чтобы человечество узнало, что и его земная природа, дух человеческий может явиться в таком небесном блеске на самом деле и во плоти, а не то что в одной мечте и в идеале, – что это и естественно и возможно». Кириллов в «Бесах» говорит обо всех людях: «Они не хороши, потому что не знают, что они хороши. Надо им узнать, что они хороши, и все тотчас же станут хороши, все до единого». Именно об этой красоте, представшей духовно очищенному взору человека, говорил Достоевский, когда утверждал, что «красота спасет мир» («Идиот»).

Но, оказывается, красота эта спасающая, как правило, открывается человеку в страданиях, через мужественное несение им креста своего. Не случайно страдания в творчестве Достоевского занимают господствующее место, а его самого по справедливости называют художником страданий. Ими, как огнем золото, очищается душа. Они, становясь раскаянием, возрождают душу к новой жизни и оказываются тем искуплением, которого жаждет каждый человек, глубоко осознающий и переживший свои грехи, свои мерзости. И поскольку все грешны, то и страдания, по Достоевскому, необходимы всем, как пища и питие. И плохо той душе, которая не чувствует этой необходимости. «Если хотите, – пишет он в «Записной книжке», – человек должен быть глубоко несчастен, ибо тогда он будет счастлив. Если же он будет постоянно счастлив, то он тотчас же сделается глубоко несчастлив». «Горе узришь великое, – говорит старец Зосима Алеше, – и в горе сам счастлив будешь. Вот тебе завет: в горе счастье ищи». Ибо через страдания, к которым ведут иногда и страшные преступления, освобождается человек от своего внутреннего зла и его соблазнов и вновь обращается к Богу в своем сердце, спасается.

Это спасение Достоевский видит только во Христе, в Православии, в Церкви.

Христос для Достоевского не отвлеченный нравственный идеал, не абстрактная философская истина, но абсолютное, превысшее личностное Благо и совершенная Красота. Поэтому он пишет к Фонвизиной: «Если б кто доказал мне, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели со истиной». Именно потому он с таким сарказмом говорит через Алешу Карамазова о псевдопоследовании Христу: «Не могу я отдать вместо всего два рубля, а вместо «иди за Мной» ходить лишь к обедне». В таком случае действительно от Христа остается лишь «мертвый образ, которому поклоняются в церквах по праздникам, но которому нет места в жизни».

Но Христос, по глубокому убеждению Достоевского, сохранился неповрежденно лишь в Православии, в народах славянских, и особенно в русском народе. Отсюда и особенность взгляда Достоевского на русский народ как на народ-богоносец, народ, который может и должен спасти Европу – это «дорогое, – по словам Ивана Карамазова, – кладбище (давно уже кладбище, и никак не более)», а с нею и весь мир. «Все, все, чего ищет русский народ, – пишет он, – заключается для него в Православии – в одном Православии и правда и спасение народа русского»; «главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах всего человечества и состоит в том, чтоб сохранившийся в Православии Божественный лик Христа, когда придет время, – явить всему миру, потерявшему свой путь».

Почему так пишет Достоевский? Разве Европа не была христианской? «В Европе, – отвечает он, – и теперь есть христиане, но зато страшно много извращенного понимания христианства» («Записная книжка»). «На Западе, – пишет он Н. Страхову (1871 год), – Христа потеряли – благодаря католицизму, и оттого Запад падает». Отсюда и роковые для Европы последствия. За год до смерти Достоевский писал: «Да она накануне падения, ваша Европа, повсеместного и общего. Муравейник, давно уже создавшийся в ней без Церкви и без Христа, с расшатанным до основания нравственным началом, утратившим все общее и все абсолютное, – этот созидавшийся муравейник весь подкопан».

Причину духовного омертвения Европы Достоевский видит в извращении самых основ христианства в католичестве. Именно это привело Запад к грандиозной религиозной катастрофе в XVI веке, оно же ныне породило и великую трагедию европейской культуры. При этом Достоевский подчеркивает: «Я не про религию католическую одну говорю – но про всю идею католическую». В «Легенде о Великом Инквизиторе» Достоевский раскрывает свое понимание этой идеи. Он убежден, что католичество, по существу, отвергло Христа, поскольку отвергло важнейшую предпосылку Его учения: благовестие о свободном, и только свободном обращении человека к Богу, о свободном ответе человека на любовь Божию. Католическая церковь, по Достоевскому, стремится любыми средствами, в том числе насилием и хитростью, подчинить человека власти Рима. И эта идея исходит не из любви ко Христу, а из горделивого стремления к господству над всем человечеством. То есть цель католичества чисто земная, бездуховная, и потому ее осуществлению более всего мешает именно Христос Своею проповедью о любви и свободе как непременных условиях достижения человеком истинного блага. В уста Великого Инквизитора Достоевский вкладывает ужасное признание. «Я не хочу любви Твоей, – говорит он Христу, – потому что сам не люблю Тебя. Может быть, ты хочешь услышать нашу тайну из моих уст, так слушай же: мы не с Тобою, а с ним, вот наша тайна».

Отвергая Церковь Католическую, Достоевский в то же время решительно настаивает на необходимости Православной Церкви в качестве безусловного духовного начала жизни и носителя той истинной культуры, которую должна принести миру Россия. Протоиерей Василий Зеньковский писал: «Оцерковление всей жизни – вот тот положительный идеал, который одушевлял Достоевского и который он понимал не как внешнее подчинение всей жизни Церкви (как это именно и думало католичество), но как свободное и внутреннее усвоение жизнью во всех ее формах христианских начал». Но задолго до него то же самое говорил и В. Соловьев: «Если мы хотим одним словом обозначить тот общественный идеал, к которому пришел Достоевский, то это слово будет… Церковь» («Первая речь в память Достоевского»).

Таким образом, говоря о творчестве Достоевского, можно с несомненностью сказать, что основное его направление и дух его – евангельские (хотя с богословской точки зрения у него и были отдельные ошибочные высказывания и идеи). Как все Евангелие пронизано духом покаяния, необходимости осознания человеком своей греховности, смирения, – одним словом, духом мытаря, блудницы, разбойника, припавших со слезами раскаяния ко Христу и получивших очищение, нравственную свободу, радость и свет жизни, – так и весь дух произведений Достоевского дышит там же и тем же. Достоевский, кажется, только и пишет о «бедных людях», об «униженных и оскорбленных», о «карамазовых», о «преступлениях и наказаниях», возрождающих человека. «Возрождение, – подчеркивает митрополит Антоний (Храповицкий), – вот о чем писал Достоевский во всех своих повестях: покаяние и возрождение, грехопадение и исправление, а если нет, то ожесточенное самоубийство; только около этих настроений вращается вся жизнь всех его героев». Еще пишет он о детях. Дети везде в сочинениях Достоевского. И везде они святы, везде как ангелы Божии среди ужасного, развращенного мира. Но не детей ли и есть Царство Божие!

Замечательны последние минуты жизни Достоевского, раскрывающие нам духовное устроение автора бессмертных творений. «В 11 часов горловое кровотечение повторилось. Больной почувствовал необыкновенную слабость. Он позвал детей, взял их за руки и попросил жену прочесть притчу о блудном сыне». Это было последнее покаяние, увенчавшее далеко не простую жизнь Федора Михайловича и показавшее верность духа его творений «маленькой книге» – Евангелию.

Правильно говорил В. Соловьев в своей «Второй речи» о Достоевском: «Творят жизнь люди веры. Это те, которые называются мечтателями, утопистами, юродивыми, – они же пророки, истинно лучшие люди и вожди человечества. Такого человека мы сегодня поминаем!»

А.И. Осипов,
профессор МДА

11 ноября 1996 года в Издательстве Московской Патриархии в рамках «Издательских сред» состоялся вечер, посвященный 175-летию со дня рождения великого русского писателя Ф. М. Достоевского. Вечер организовал Отдел церковной благотворительности и социального служения Московского Патриархата, возглавляемый архиепископом Солнечногорским Сергием. С докладом о творчестве писателя-христианина выступил профессор Московской Духовной академии А. И. Осипов.

Из слов, сказанных Владимиром Соловьевым на могиле Достоевского

1 февраля 1881 года

«Любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением. Приняв в свою душу всю жизненную злобу, всю тяготу и черноту жизни и преодолев все это бесконечной силой любви, Достоевский во всех своих творениях возвещал эту победу. Изведав Божественную силу в душе, пробивавшуюся через всякую человеческую немощь, Достоевский пришел к познанию Бога и Богочеловека. Действительность Бога и Христа открылась ему во внутренней силе любви и всепрощения и эту же всепрощающую благодатную силу проповедовал он как основание и для внешнего осуществления на земле того царства правды, которого он жаждал и к которому стремился всю свою жизнь».

Журнал Московской Патриархии, № 1, 1997 г.

Примечания

Соловьев В. Вторая речь в память Достоевского // Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1988.

Русские мыслители и Европа. Париж, 1995. С. 245.

Достоевский Ф. М. Сочинения. СПб., 1911. Т. 2. С. 469.

Достоевский Фёдор Михайлович (1821 — 1881) — Великий русский писатель, публицист и философ.
Все мы знаем его знаменитые произведения, такие как «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др. Писатель внес огромнейший вклад в русскую литературу, но до сих пор его окружают тайны и споры историков…

Отец Достоевского, Михаил Андреевич, был врачом, а мама, Мария Фёдоровна, происходила из богатого купеческого рода, который разорился во время Отечественной войны 1812 года.

Кроме Фёдора, у них было ещё трое сыновей и четыре дочери (одна из них умерла почти сразу после рождения). Семья жила дружно и много времени уделяла воспитанию детей. У Феди была няня, подобная пушкинской, которая с трёх лет читала ему старые сказки. Уже в 4 года мать научила Достоевского читать и писать с помощью Библии. В их доме было много книг – от Пушкина до зарубежной классики, вроде Сервантеса, Гёте и Гомера.
Увы, но мама скончалась от туберкулёза, когда Фёдору исполнилось 16 лет. Отец умер загадочной смертью, о которой биографы до сих пор спорят. Возможно его отравили собственные крепостные, после смерти жены отец стал пить и жестко обращаться с крепостными за неповиновение. Достоевскому тогда было всего 17 лет.
В 25 лет Достоевский опубликовал свой первый роман «Бедные люди», и на него обратили внимание. Сначала писатель прибился к либерально настроенной группе вольнодумцев во главе с Петрашевским. Достоевский просидел в Петропавловской крепости 8 месяцев. Это закончилось тюрьмой, имитацией расстрела… и ссылкой.
Как прошла инсценировка казни Достоевского и других «петрашевцев»
О бесславном конце «Народной воли»
После смерти Николая I Достоевский вернулся в столицу и начал много писать. Его заметил император Александр II и Достоевский даже приглашался на обеды с детьми императора. Проходившие во время еды нравоучительные беседы, по мнению императора, должны были оказать моральное влияние на его отпрысков (что странно, ведь он сидел за вольнодумство).
Достоевский постоянно находился меж двух огней. Когда он проигрывался в хлам, то начинал бегать в поисках денег на покрытие долгов. А когда писать не получалось, то сразу тянуло успокаивать нервы игрой на рулетке. От кредиторов Достоевский скрывался за границей (например, прожил 4 года в Европе, чтобы его не достали). Свой роман «Игрок» он написал в сжатые сроки для погашения карточного долга.
Однажды Достоевского рядом с домом ударил по голове пьяный пролетарий…
Про Достоевского и пролетариат
Достоевский широко использовал реальную топографию Петербурга в описании мест своего романа «Преступление и наказание». Как признался писатель, описание двора, в котором Раскольников прячет вещи, украденные им из квартиры процентщицы, он составил из личного опыта — когда однажды прогуливаясь по городу, Достоевский завернул в пустынный двор с целью справить нужду. Дом Раскольникова на канале Грибоедова..

Дом где жила старуха-процентщица…

Достоевский так смущался в женском обществе, что мог упасть в обморок при виде красавицы. Так было, например, в 1840 году, когда его представили известной петербургской «диве» – Александре Сенявиной. Великий классик неприлично часто посещал женщин с пониженной социальной ответственностью, и это обстоятельство долгое время мешало ему создать семью.
Стенографистка Анна Сниткина, которая была моложе писателя на 25 лет, стала его спасением во всех смыслах. Сначала она помогла ему с книгой «Игрок» – только благодаря её самоотверженной работе Фёдор Михайлович сумел уложиться в сроки, поставленные издателем. Как Достоевский закончил роман «Игрок»
Потом она согласилась выйти за него замуж. Затем взяла на себя контроль над его финансовыми делами и сумела притушить не только претензии кредиторов, но и страсть Достоевского к азартным играм.
Фёдор Михайлович был безумно ревнив. У него были большие комплексы по поводу собственной внешности и он опасался, что его жену-красавицу (по его мнению), могут у него увести. Он мог неожиданно вернуться час домо… и начать обшаривать шкафы и заглядывать под все кровати… Анна, явилась для него и ангелом-спасителем, и помощником, и той самой сексуальной игрушкой, с которой можно было делать все, без чувства вины и угрызения совести. Ей было 20, ему — 45.

Федору Михайловичу бесплатно достался один из лучших менеджеров его современности. Этот менеджер беззаветно любил его, спал с ним, рожал детей и терпеливо вел за копейки (отдавая кровно заработанные тысячи рублей кредиторам) домашнее хозяйство. Кроме того, все 14 лет замужняя Анна Григорьевна еще и бесплатно работала у своего мужа стенографисткой.
Достоевский ненавидел Тургенева и называл его «дрянным человеком». Тургеневу за лист текста платили по 400-500 рублей, а Достоевскому – всего 150. К тому же Фёдор Михайлович сильно любил свою родину и был религиозным человеком, а Тургенев эмигрировал из России во Францию и признавался в безверии, да еще и периодически поливал Россию дерьмом. Тургенев же назвал Достоевского «русским маркизом де Садом».
В 1873 Достоевский начал редактировать газету-журнал «Гражданин», где не ограничился редакторской работой, решив печатать собственные публицистические, мемуарные, литературно-критические очерки, фельетоны, рассказы. Так начал создаваться «Дневник писателя», которому Достоевский посвятил в последние годы много сил, превратив его в отчет о впечатлениях от важнейших явлений общественной и политической жизни и изложив на его страницах свои политические, религиозные, эстетические убеждения. По сути это был первый «Живой Журнал». Если почитать его статьи то понимаешь — в мире ничего не изменилось с тех пор. И тогда в Европе также ненавидели Россию, приписывали себе заслуги и поддерживали в России 5 колонну из либерастов. Ниже ссылка. Достоевский писал словно про наши дни…
Прошло 140 лет — ничего в мире не изменилось!

По натуре Достоевский был странником. Практически каждые два года он менял жилье и всегда жил на перекрестках дорог, желательно с видом на храм или воду. Он любил бесцельно бродить по Петербургу, выбирая самые темные и отдаленные улицы. Иногда даже разговаривал сам с собой сильно жестикулируя, от чего прохожие сторонились, считая его сумасшедшим. Ниже на фото последнее место жизни Достоевского в Кузнечном переулке. Он жил на 2 этаже. Сейчас здесь музей Достоевского.


В Тобольске Наталья Фонвизина, жена декабриста, подарила Достоевскому Евангелие, с которым он не расставался всю жизнь, и часто, когда надо было принять затруднительное решение, искал в нем ответ: раскрывал Евангелие на случайной странице и читал.
Достоевский был эпилептиком… Он сумел прожить полноценную, полную разнообразных приключений жизнь, но ближе к концу его болезнь осложнилась заболеванием лёгких. Согласно легенде, роковое обострение случилось прямо во время работы. Достоевский уронил перо, а когда наклонился за ним, у него пошла горлом кровь. 28 января, рано утром, он раскрыл свою заветную книгу и попросил жену, Анну Григорьевну, прочесть то, что открылось. Это было способом погадать на судьбу. Книгой на которой гадал Достоевский была та самая подаренная — Евангелие от Матфея. В то утро его жена прочла:
«Иоанн же удерживал его и говорил: «Мне надобно креститься от тебя, и ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус сказал ему в ответ: «Не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду».
«Ты видишь, — «не удерживай» — значит, я умру», — сказал Фёдор Михайлович жене… и умер в тот же день… 28 января (по новому стилю 9 февраля) 1881 года, в 20 часов 38 минут, в возрасте всего лишь пятидесяти девяти лет.
Его отпевали во Владимирском соборе, рядом с которым он жил (собор, к счастью не снесли)…
Как умер Достоевский
Анна Григорьевна сохранила верность мужу до своего конца. В год его смерти ей исполнилось лишь 35 лет, но она сочла свою женскую жизнь конченной и посвятила себя служению его имени. Она издала полное собрание его сочинений, собрала его письма и заметки, заставила друзей написать его биографию, основала школу Достоевского в Старой Руссе, сама написала воспоминания. В 1918 году, в последний год ее жизни, к Анне Григорьевне пришел начинающий тогда композитор Сергей Прокофьев и попросил сделать в его альбом, «посвященный солнцу», какую-нибудь запись. Она написала: «Солнце моей жизни — Федор Достоевский. Анна Достоевская…»
Несколько интересных фактов о книгах Достоевского:
1. В романе Ф. Достоевского «Бесы» цинично-надменный образ Ставрогина вам станет более понятен, если знать, что в рукописном оригинале романа есть признание Ставрогина об изнасиловании девятилетней девочки, которая после этого повесилась. Из печатного издания этот факт изъят.
2. Достоевский, в прошлом состоявший в революционной организации беспредельщиков Петрашевского, в романе «Бесы» описывает членов этой организации. Подразумевая под бесами революционеров, Фёдор Михайлович прямо пишет – это было «…противоестественное и противогосударственное скотское сладострастное общество » и что это «…не социалисты, а мошенники…». За правдивую прямоту о революционерах В.И.Ленин обзывал Ф.М.Достоевского «архискверный Достоевский».
Бесы и Достоевский
3. Грех отцеубийства в «Братьях Карамазовых» лежит на Иване, но не ясна причина преступления. В рукописном оригинале «Братьев Карамазовых» указана истинная причина преступления. Оказывается, сын Иван убил отца Ф.П.Карамазова из-за того, что отец насиловал малолетнего Ивана содомским грехом, в общем, за педофилию. В печатные издания этот факт не вошёл.
4. Достоевского часто обманывали издатели. За право издать популярнейший роман «Бесы» Достоевскому предложили всего 500 рублей «авторских», причем с выплатой частями в течение двух лет. В то же время, как оказалось,итипографии, при условии известности писательского имени, охотно печатали книги с отсрочкой платежа на полгода. Но за дело взялась его жена и изданные Анной Григорьевной «Бесы» вместо предложенных издателями 500 рублей «авторских» принесли семейству Достоевских 4000 рублей чистого дохода. В дальнейшем она не только самостоятельно издавала и продавала книги своего мужа, но и занималась, оптовой торговлей книгами других авторов, нацеленной на регионы.
В Петербурге каждый год проходят «День Достоевского». «День До» или «День Достоевского» обычно начинается 5 июля на станции метро Достоевская. И празднуется несколько дней в разных районах города (уточните в инете). Празднику исполнилось 10 лет. Обычно в округе и на Кузнечном переулке движение перекрывают.
А еще в «День Достоевского проходит маскарад.

Бродилка по Петербургу в день Достоевского. Часть 1
Красота неземная и музей Достоевского в Старой Руссе
Советская власть сначала Достоевского не любила, но затем простила и стала активно печатать. По советским данным на ноябрь 1981 года (к столетию со дня смерти писателя), в СССР Достоевский издавался 428 раз, собрания его сочинении — 55 раз тиражом 6 миллионов 468 тысяч экземпляров, а суммарный тираж всех его изданий — 34 миллиона 408 тысяч экземпляров. Сейчас все это можно умножить на три, как минимум…
А вы любите Достоевского?!
Инфа и часть картинок (С) интернет

Евангелие Достоевского

Евангелие (Новый завет) (от греч. «благая весть») — часть Библии, рассказывающая о жизни и деяниях Иисуса Христа.

Не случайно Евангелие Достоевского помещается на сайте в разделе Биография. В Тобольске, по дороге в омскую каторгу, произошло незабываемое событие, сыгравшее важнейшую, возможно, даже решающую роль в духовной биографии Достоевского. Жены декабристов Ж.А. Муравьева, П.Е. Анненкова с дочерью О.И. Ивановой и Н.Д. Фонвиина добились («умолили», по словам Достоевского) тайного свидания с петрашевцами на квартире смотрителя пересыльной тюрьмы. В «Дневнике писателя» за 1873 год Достоевский вспоминал: «Мы увидели этих великих страдалиц, добровольно последовавших за своими мужьями в Сибирь. <…> Они благословили нас в новый путь, перекрестили и каждого оделили Евангелием — единственная книга, позволенная в остроге. Четыре года пролежала она под моей подушкой в каторге. Я читал ее иногда и читал другим. По ней выучил читать одного каторжного», а еще раньше в «Записках из Мертвого дома» Достоевский писал об этом Евангелии: «Эту книгу, с заклеенными в ней деньгами, подарили мне еще в Тобольске те, которые тоже страдали в ссылке и считали время ее уже десятилетиями и которые во всяком несчастном уже давно привыкли видеть брата».

После запрета «русской Библии» и приостановки деятельности РБО (1826 г.) уже отпечатанные книги Нового Завета (первый полный перевод на русский язык) 1823 г. продолжали распространяться среди заключенных и ссыльных. «Вечная книга», испещренная многочисленными и еще недостаточно изученными пометами Достоевского, в дальнейшем сопровождала его всю жизнь, сыграв исключительную роль в творчестве писателя. Эту священную реликвию Достоевский за два часа до своей смерти передал сыну Федору (Достоевская А.Г. Воспоминания. М., 1987. С. 399). «Русский перевод Нового Завета» упомянут в «Записках из Мертвого Дома». По нему Александр Петрович Горянчиков учил читать татарина Алея и познакомил его с Нагорной проповедью. «Новый Завет в русском переводе, испещренный карандашом на полях и с отметками ногтем», упомянут в «Униженных и оскорбленных». Он описан в романе «Преступление и наказание»: «На комоде лежала какая-то книга <…> Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете». По этому изданию Достоевский обычно приводил евангельские тексты в своих романах послекаторжного периода. О «каторжном экземпляре» Нового Завета и пометах на нем см.: Kjetsaa G. Dostoevsky and his New Testament. Oslo: Humanities Press. New Jersey, 1984; Коган Г.Ф. Вечное и текущее (Евангелие Достоевского и его значение в жизни и творчестве писателя) // Достоевский в конце XX в. М., 1966. С. 147–168; Балашов Н.В. Спор о русской Библии // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1996. Т. 13. С. 3—15. См. также: Плетнев Р. Достоевский и Евангелие // Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994. С. 160—190.

Рассказывая в «Дневнике писателя», как он принял атеистическое учение В.Г. Белинского и что «Нечаевым, вероятно, я бы не мог сделаться никогда, но нечаевцем, не ручаюсь, может быть, и мог бы… во дни моей юности», Достоевский задавался вопросом, как это могло произойти. «Я происходил из семейства русского и благочестивого… Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства… Каждый раз посещение Кремля и соборов московских было чем-то торжественным».

Однако детская вера была хрупкой, и молодой Достоевский оказался бессилен перед атеистическим учением В.Г. Белинского. Оно «захватило его сердце». Новая встреча с Христом произошла на каторге, где Достоевский читал одну книгу — Евангелие — вечную книгу о божественном происхождении мира и человека, о бессмертии души человеческой, о воскресении Христа, о смирении.

А.Г. Достоевская вспоминает, что в день своей смерти, 28 января 1881 г., утром писатель открыл этот экземпляр Евангелия, подаренный ему тридцать лет назад женами декабристов: «…он часто, задумавшись или сомневаясь в чем-либо, открывал наудачу это Евангелие и прочитывал то, что стояло на первой странице (левой от читавшего). И теперь Федор Михайлович пожелал проверить свои сомнения по Евангелию. Он сам открыл святую книгу и просил прочесть.

Открылось Евангелие от Матфея. Гл. III, ст. II: «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».

— Ты слышишь — «не удерживай» — значит, я умру, — сказал муж и закрыл книгу».

В 2010 г. в издательстве «Русскiй Мiръ» вышло двухтомное издание «Евангелие Достоевского»: в первом томе представлены факсимиле и описание личного экземпляра Евангелия Достоевского (Новый Завет 1823 г.), подаренного ему женами декабристов, в составе второго тома публикуются исследования и комментарии ученых к маргиналиям Ф.М. Достоевского, внесенным писателем на страницы его личного экземпляра Нового Завета. Впервые дано подробное описание отражений Евангельского Слова в текстах Достоевского, раскрыто значение Евангелия в его жизни и творчестве.

В настоящее время этот экземпляр Евангелия с пометами писателя хранится в НИОР РГБ в Москве, а также представлен здесь в формате PDF.

105 Мб

Данный файл PDF — собственность сетевого издания FedorDostoevsky.ru
Размещение файла на других Интернет-ресурсах ЗАПРЕЩЕНО!

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ

Ф. М. Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как писатель-философ, потому что в центре его романов всегда стояла философская проблематика. Раскрытие этой проблематики объясняет глубокий интерес писателя к тайнам внутреннего мира человека, к психологическому анализу его личности. Его герои обычно сосредоточены на разрешении какой-либо философской проблемы, их не интересует бытовая сторона жизни. «Русские мальчики», как называл Достоевский своих любимых героев, переполнены идеями и страстями. Основу конфликтов в его романах составляет внутренняя борьба в душах героев и борьба этих героев, раздираемых противоречиями, между собой. Суть этой борьбы — решение вопроса о добре и зле.
Современному миру, поправшему вечные духовные ценности, забывшему о нравственных идеалах, Достоевский противопоставляет идеал Христа, понимаемый им как духовная красота, которая спасет мир.
Герои Достоевского мучаются проблемами, которые волновали самого автора. В связи с этим особое внимание следует уделить общественной позиции писателя, истокам его философии. Сведения о жизни Ф. М. Достоевского помогут воссоздать общественно-политическую картину жизни России во время создания «Преступления и наказания» — одного из самых сложных в мировой литературе романов. Вкраплениями в рассказ учителя о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского могут послужить короткие доклады учеников по темам: «Детство», «Отрочество», «Литературный дебют», «Деятельность в кружке М. В. Петрашевского», «Каторга».
Мировоззрение писателя, которое находит отражение в его произведениях, достаточно противоречиво. Писатель не разделял взглядов ни революционеров-демократов, ни западников, ни славянофилов на будущность России. Он пытался найти свое собственное решение, был уверен, что у России особая историческая миссия. Вместе со своими героями Достоевский напряженно ищет истину; не какую-то высшую, философско-абстрактную, а истину, выстраданную человеком на нелегком пути личных поисков, заблуждений и сомнений. Эта истина, по мнению писателя, находится рядом, она всегда была глубинной сущностью России, ее народа. Не вновь изобретенные учения и теории возродят Россию, а возврат к высшим духовным ценностям добра, любви и милосердия, известным еще с библейских времен.
Проблемы выбора пути стоят перед героями Достоевского. От верного решения этих вопросов зависит не только их собственная судьба, но и судьба России, поэтому на героях лежит невероятная тяжесть ответственности за все происходящее в мире. «А почему все именно так, кто виноват во всем? Или мир не есть божественное творение, где все происходит по законам, записанным в древнейших книгах человеческих, определяющих: это возможно, а это запрещено и греховно?» Этот вопрос неотступно преследует Раскольникова, усомнившегося в хрестоматийных заповедях. Это сомнение привело героя Достоевского к страшной трагедии. Забвение вечных святынь, по мысли Достоевского, ведет Россию к катастрофе.

ТЕМАТИКА УРОКОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Вводная тема

Основные вопросы:

1. Место Ф. М. Достоевского в истории русской и мировой литературы. Писатель-философ и психолог.
2. Общественно-политическая атмосфера в России в 60—70-х гг. ХIХ века. Социальный кризис. Распад вековых духовных ценностей.
3. Русская жизнь в понимании Ф. М. Достоевского. Истоки философии. Противоречивость мировоззрения.
4. Художественный мир романов Ф. М. Достоевского (темы, идеи, конфликты). Любимые герои. «Русские мальчики». Двойники.
5. Актуальность романов Ф. М. Достоевского.
Вопросы:
1. В чем своеобразие творчества Ф. М. Достоевского? Почему его называют писателем-философом? С творчеством каких писателей-философов вы уже знакомы?
2. В чем особенности мировоззрения Ф. М. Достоевского, что новое вносит писатель в представления о дальнейших исторических судьбах России?
3. Какие произведения Достоевского вы знаете? Что их объединяет?
4. Как Ф. М. Достоевский называет свой излюбленный тип героя? Как вы думаете, почему? Каковы основные черты героя подобного типа?
5. Кто такие «двойники» Ф. М. Достоевского?
6. Почему произведения Ф. М. Достоевского актуальны в наше время?
Задания:
1. Подготовьте краткие сообщения по биографии писателя (темы были указаны в общих замечаниях).
2. Составьте план ответа на вопрос: «Прав ли Ф. М. Достоевский, утверждая, что мир спасет красота?»

Тема первая
Этапы биографии и творчества

Родился 30 октября (11 ноября) 1821 г. в Москве, в семье врача Мариинской больницы для бедных. Детство прошло на Новой Божедомке. Воспитывался в православных традициях. Детские впечатления — начало формирования взглядов писателя.
1837 г. — смерть матери Марии Федоровны.
1838—1843 гг. — учеба в Петербургском военно-инженерном училище. Унизительная бедность, занятие нелюбимым делом. Увлечение литературой.
1839 г. — скоропостижная смерть отца Михаила Андреевича от апоплексического удара. Это известие настолько потрясло будущего писателя, что с ним случился нервный припадок, который усугубился слухами о том, что отец умер не своей смертью (убит мужиками). Болезнь развилась в эпилепсию, которая мучила писателя всю жизнь. В романе «Идиот», рисуя образ князя Мышкина, Достоевский пишет, что в последнее мгновение перед эпилептическим припадком усиливается ощущение жизни и открывается высшая гармония и красота мира.
1843 г. — зачисление на службу в чертежную инженерного корпуса при Санкт-Петербургской инженерной команде.
1844 г. — выход в отставку, начало литературной деятельности.
1846 г. — роман «Бедные люди». Необычайный успех. Положительный отзыв Некрасова и Белинского. В романе впервые возникают образы, темы и проблемы, которые пройдут через все творчество писателя (образ Петербурга, образ «маленького» человека, тема психологической двойственности человеческой личности. Эта тема продолжается в произведениях 40-х годов: «Двойник», «Господин Прохарчин» (1846), «Белые ночи» (1848), «Неточка Незванова» (1846—1849).
1847 г. — становится участником кружка М. В. Петрашевского. Увлечение социалистическими идеями.
1848 г. — чтение на одной из «пятниц» Петрашевского запрещенного, ходившего в списках «Письма Белинского к Гоголю».
1849 г. — вместе с другими членами кружка арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Восемь месяцев следствия и приговор военного суда — смертная казнь.
22 декабря 1849 г. — ожидание на Семеновском плацу приведения приговора в исполнение. Страшные минуты перед казнью и осознание на пороге смерти, что самое прекрасное — это жизнь. Замена смертной казни 4-летней каторгой.
25 декабря 1849 г. — путь в кандалах в Сибирь. Встреча в Тобольске с женами декабристов. Подаренное Евангелие — святыня на всю жизнь.
1850—1854 гг. — годы каторги в Омском остроге. Переломные этапы в мировоззрении Достоевского. Духовные мучения. Новое постижение России и ее народа. Источник нравственной силы народа — преданность христианским заповедям. Носитель истины — народ. Спасение интеллигенции лежит через приобщение к народному религиозному началу.
1854—1859 гг. — служба рядовым в Семипалатинске. Поиск новых путей общественного развития России. Начало формирования «почвеннических» убеждений.
1859 г. — отставка и возвращение в Петербург. Возобновление литературной деятельности. Повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели».
1861—1865 гг. — издание вместе с братом журнала «Время» (1861—1863), а после его запрещения — журнала «Эпоха» (1864—1865). В журналах пропагандировалась идеология «почвенничества».
1860—1880 гг. — создание крупнейших произведений: «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871—1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879—1880).
Художественное творчество писателя в это время сочетается с публицистической деятельностью. Журнал «Гражданин», редактируемый Достоевским, начинает печатать «Дневник писателя» (с 1873 по 1881 г.), поначалу представлявший собой цикл очерков злободневного характера, а затем переросший в сплав публицистики и художественных произведений. В 1874 г. Достоевский отказывается от редактирования «Гражданина» в связи со столкновениями с издателем — писателем и публицистом князем Мещерским. С 1876 г. возвращается к изданию «Дневника писателя» в качестве самостоятельного издания.
1880 г. — речь о Пушкине. Призыв к объединению враждующей партии русского общества и совместной работе на «родной ниве».
28 января (9 февраля) 1881 г. — смерть писателя в Петербурге.
Вопросы:
1. Какие события детских и юношеских лет повлияли на формирование мировоззрения Ф. М. Достоевского?
2. Каковы образы, темы и проблемы первого романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди»?
3. Какие события привели писателя в Алексеевский равелин Петропавловской крепости?
4. Какое влияние оказало на писателя ожидание смертного приговора?
5. Что значила для писателя встреча в Тобольске с женами декабристов?
6. Почему годы каторги стали переломными в мировоззрении Ф. М. Достоевского?
7. В чем смысл «почвеннической» программы Ф. М. Достоевского?
8. В чем заключалась публицистическая деятельность писателя?
9. Перечислите наиболее характерные, на ваш взгляд, черты личности Ф. М. Достоевского.
Задания:
1. Напишите газетные заметки: «Чем близок Ф. М. Достоевский современному читателю?», «За что я люблю творчество Ф. М. Достоевского?», «Заблуждения Ф. М. Достоевского», «Почему мне не нравится творчество Ф. М. Достоевского?».
2. Составьте статьи для энциклопедии: «Ф. М. Достоевский», «Почвенничество».

Тема вторая
История создания и идейно-художественное своеобразие романа «Преступление и наказание». Место романа в истории русской и мировой литературы

Основные вопросы:

I. История создания романа. Ф. М. Достоевский о замысле будущего романа.
II. Идейно-художественное своеобразие романа:
1. Тематика, проблематика, идейная направленность. Особенности реализма и психологизма Ф. М. Достоевского.
2. Жанровое своеобразие романа. Новый тип романа. Элементы драматургического изображения: сконцентрированность действия (11 дней), напряженность действия, изображение героев в переломные моменты жизни.
3. Система образов. В центре — герой-идеолог. Раскрытие идеи через столкновение с другими персонажами, которые тоже являются в какой-то мере идеологами. Герои с раздвоенным сознанием. «Двойники».
4. Своеобразие сюжета и особенности конфликта.
5. Особенности композиции. Двучастность структуры романа. Постепенное осложнение композиции новыми сюжетными линиями. Главы внутри каждой части располагаются по степени напряженности страданий, которые ведут к катастрофе. Открытый финал.
6. Особенности речи. Взаимодействие разных форм речи (внешний и внутренний монолог, диалог, авторские комментарии). «Ключевые» слова. Психологические отступления (сны и видения).
7. Роль деталей (пейзаж, портрет, интерьер, цвет, запах, числа).
III. Место романа в истории русской и мировой литературы.
Вопросы:
1. Какие события в жизни России и самого писателя повлияли на создание романа?
2. Как менялся ответ на вопрос, почему Раскольников совершил преступления, по мере работы над романом?
3. В чем заключается жанровое своеобразие романа?
4. Кто такие «двойники» Раскольникова?
5. В чем состоит основной конфликт произведения?
6. Почему в романе лишь одна глава посвящена преступлению, остальные же пять — наказанию?
7. Какова роль снов и видений в романе?
8. На что более всего обращает внимание Ф. М. Достоевский, давая портретную характеристику героя?
9. Какова роль пейзажа и интерьера? Каково значение цвета и чисел в романе?
10. Для чего в романе нужен эпилог?
Задания:
1. Сравните «Преступление и наказание» и роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В чем отличия его композиционной структуры от романа Ф. М. Достоевского? Как основная идея произведения влияет на его композицию?
2. Найдите в тексте романа несколько портретных характеристик. К каким деталям более всего приковано внимание автора?
3. Найдите в тексте романа прямые или косвенные упоминания о Наполеоне и наполеонизме.

Тема третья
Суть философии Раскольникова. Путь к преступлению

Основные вопросы:

1. Личность Раскольникова — идейный центр романа.
2. Суть философии Раскольникова: а) общество и человек преступны, поэтому понятия «преступление» не существует; б) страстное желание Раскольникова помочь людям; в жестоком мире можно действовать, не выбирая средств; «простая арифметика»; в) трансформация желания помочь обездоленным в желание проверить, кто же он сам; г) теория, разделяющая людей на две категории. Статья Раскольникова «О преступлении»; д) соединение протеста против несправедливого мира с теорией сильной личности; е) теория овладевает Раскольниковым, избавиться от нее можно, только проверив на деле, т. е. совершив преступление.
3. Путь к преступлению: а) душевные муки и поиски выхода из тупика; б) уязвленная гордость и уверенность в своей исключительности; в) случайно услышанный разговор студента и молодого офицера; г) поиски неопровержимых доказательств возможности «убийства по совести» — теория о «двух разрядах»; д) крайний нигилизм Раскольникова — отрицание жизни; е) случайности, подталкивающие на преступление (история Мармеладовых, пьяная девочка на бульваре, письмо из дома, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой); ж) решение: «Во что бы то ни стало решиться хоть на что-нибудь»; з) Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести». Одновременно уже идет поиск выходов из тупика.
Вопросы:
1. Каковы социальные истоки преступления Раскольникова?
2. Каковы философские истоки преступления Раскольникова?
3. Что такое «кровь по совести», «простая арифметика» в теории Раскольникова?
4. Почему для автора так важны случайности, толкающие Раскольникова на преступление?
5. В чем сомневается Раскольников, идя на преступление? Для чего ему нужна была «проба»?
6. Когда у Раскольникова возникли сомнения в верности своей теории?
Задания:
1. В тексте первой части найдите факты, подтверждающие правоту теории Раскольникова, и факты, раскрывающие бессмысленность и отвращение Раскольникова к задуманному преступлению. Какой вывод напрашивается из этих взаимоисключающих фактов?
2. Ответьте, какая именно мысль толкнула Раскольникова на преступление. (Найдите ответ в тексте первой и второй части.)

Тема четвертая
Крушение теории Раскольникова. Путь назад

Основные вопросы:

1. Душевные муки Раскольникова начинаются еще до совершения преступления.
2. Несовершенность теории (к какому разряду отнести мать и Дуню, захотят ли близкие воспользоваться результатами преступления).
3. Несоответствие замысла и результатов (задумал осчастливить человечество, заставил страдать близких и мучается сам).
4. Столкновение с «двойниками» — возможные варианты завершения пути Раскольникова: а) Лужин — подлец «по убеждению». Разные с Раскольниковым цели, но средства те же; б) Свидригайлов — жизненная позиция вседозволенности. Сниженный вариант теории Раскольникова. Совершает преступление не ради пользы человечества, а для утверждения собственной личности.
5. Психологические поединки с Порфирием Петровичем — опровержение теории Раскольникова.
6. Первый, второй и третий сны Раскольникова (бессмысленность бунта, неминуемое наказание).
7. Случайное убийство Лизаветы (раскрытие правды о себе — он обыкновенный человек, а значит, просто грешник).
8. Встреча с Соней. Чтение Евангелия. Притча о воскрешении Лазаря. Признание Соне — последняя правда о себе. «Я просто убил, для себя убил, для себя одного…»
9. Самоубийство Свидригайлова (последнее доказательство ошибочности теории).
10. Публичное покаяние на Сенной и явка с повинной в полицейскую контору. Внешнее, а не внутреннее раскаяние. Герой сбрасывает с себя груз тайны и разъединения с людьми, но продолжает оправдывать свою теорию.
Вопросы:
1. Как Ф. М. Достоевский раскрывает несовершенность теории Раскольникова?
2. Зачем Ф. М. Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?
3. В чем суть теории Раскольникова в понимании Порфирия Петровича?
4. В чем смысл первого, второго и третьего сна Раскольникова?
5. Как убийство беззащитной Лизаветы повлияло на душевное состояние Раскольникова?
6. Почему Раскольников со своим страданием приходит именно к Соне?
7. Каков смысл притчи о воскрешении Лазаря?
8. О чем говорит самоубийство Свидригайлова?
9. Было ли покаяние Раскольникова истинным?
Задания:
1. Определите, по какому принципу расположены главы в третьей, четвертой, пятой и шестой частях романа. Найдите и отметьте в тексте кульминационные эпизоды в этих частях.
2. Найдите в тексте описание первого, второго и третьего психологических поединков Порфирия Петровича и Раскольникова. Как они характеризуют Раскольникова, а как Порфирия Петровича?
3. Определите по тексту, кому принадлежат слова:
«Ну, не правду я сказал, что мы с вами одного поля ягоды?»
«Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».
«Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!»
«…Действительность и натура… есть важная связь, и ух как иногда самый прозорливый расчет подсекают!»
«Что вы, что вы это над собой сделали!»
«Страдание принять и искупить себя им, вот что надо».
«Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем».

Тема пятая
Наказание за преступление. Финал романа

Основные вопросы:

1. Нравственные муки Раскольникова: а) до совершения убийства; б) после совершения убийства.
2. Соня как пример христианского смирения, человеколюбия и кротости. Оба «переступили», но Соня соединена с ближними, а Раскольников разъединен.
3. Последнее свидание с Соней.
4. Смерть матери Раскольникова и страдания сестры — расплата за то, что он сознательно вмешался в «промысел Божий».
5. Осмысление и осуждение Раскольникова теми самыми «униженными и оскорбленными», ради которых он шел на преступление: а) реплика пьяного, когда Раскольников идет на «пробу»: «Эй ты, немецкий шляпник!»; б) насмешка Настасьи, услышавшей рассуждения Раскольникова: «А тебе бы сразу весь капитал!»; в) осмеяние героя толпой на Сенной площади.
6. Ненависть каторжан к Раскольникову и их любовь к Соне. Начало поворота к новой жизни. Путь к Соне.
7. Сон о моровой язве.
8. Противопоставление христианской идеи искупления своих и чужих грехов через страдание антигуманной теории Раскольникова.
9. Открытие мира христианских ценностей через любовь к Соне.
Вопросы:
1. Когда впервые Раскольников почувствовал несостоятельность своей теории?
2. Почему Соня соединена с ближними, а Раскольников разъединен?
3. Почему после преступления Раскольников почувствовал свою разъединенность с людьми?
4. Как в душе героя борются сознание и подсознание? Что побеждает в этом споре?
5. О чем говорят эпизоды с пьяным в телеге, Настасьей и людской толпой на Сенной?
6. Как Соня противостоит идее Раскольникова?
7. За что ненавидят Раскольникова каторжане?
8. О чем говорит сон о моровой язве?
9. Раскаялся ли Раскольников в своем преступлении?
Задания:
1. Перечитайте основные моменты эпилога. Докажите, что он состоит из двух частей. Где начинается вторая часть и кончается первая?
2. Найдите примеры, доказывающие, что человеческая натура Раскольникова сильнее его бесчеловечной теории.
3. В последних главах каждой из частей романа найдите ключевые слова. Пользуясь ими, докажите, что душевные муки постоянно терзали Раскольникова.
4. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Можно ли иногда нарушать нравственные правила для достижения общего счастья?».

Тема шестая
Петербург в изображении Ф. М. Достоевского.
Влияние города на теорию Раскольникова

Основные вопросы:

1. «Преступление и наказание» — петербургский роман. Отличие Петербурга Достоевского от Петербурга Пушкина, Гоголя, Некрасова.
2. Образ «желтого Петербурга». Только в фантастическом городе может родиться фантастическая теория Раскольникова.
3. Реальный Петербург и мир, существующий в воспаленном сознании Раскольникова.
4. Противоречивость Петербурга: а) голодный студент и разряженные женщины; б) богатые особняки, широкие проспекты и распивочные, трущобные гостиницы, мансарды студентов, закоулки и глухие дворы; в) летний Петербург (духота, толкотня, пыль и вонь); г) прекрасный, но холодный фасад города и улицы, прилегающие к Сенной площади, на которых творится зло.
5. Жизнь петербургской бедноты (жизнь Раскольникова, жизнь Мармеладовых, трактиры и распивочные, полунищенское положение матери и сестры Раскольникова).
6. Дети Петербурга.
7. Душное, замкнутое пространство действия. Социальное и нравственное разложение.
8. Петербург — символ страшного мира, дьявольское создание цивилизации, ошибка природы, неживая материя, порабощающая человека.
9. Изменение пейзажа в финале романа. Перемена в судьбах героев.
Вопросы:
1. Почему «Преступление и наказание» называют петербургским романом?
2. Как вы понимаете выражение «желтый Петербург»?
3. В чем выражается двойственность, контрастность Петербурга?
4. Какие слова чаще всего употребляются при описании жизни петербургской бедноты?
5. Как меняется реальность города в зависимости от состояния главного героя?
6. О чем говорит пейзаж в финале романа?
Задания:
1. Найдите описание каморки Раскольникова. Перескажите близко к тексту. Какую фразу вы считаете ключевой?
2. Найдите у А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова описание Петербурга. Составьте сравнительную таблицу «Петербург в описании А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского».
3. Напишите сочинения-миниатюры на темы: «Почему Петербург Достоевского желтый», «Петербург — „двойник“ Раскольникова», «Прогулка по Петербургу Достоевского», «Трущобы Петербурга».

Тема седьмая
Раскольников в системе образов романа

Основные вопросы:

I. Раскольников — центральная фигура, вокруг которой группируются все персонажи.
II. Свидригайлов и Соня Мармеладова — две стороны натуры Раскольникова:
1. Свидригайлов — темная, злая сторона натуры Раскольникова: а) закон жизни Свидригайлова — «все дозволено»; б) «проба» Раскольникова — путь к Свидригайлову; в) самоубийство Свидригайлова — крах теории Раскольникова.
2. Соня — светлая, добрая сторона натуры Раскольникова: а) закон жизни Сони — христианские истины, искупление через страдание; б) душевные муки Раскольникова после свершения преступления — путь к Соне; в) Соня верит в чудо, а Раскольников уверовал в Соню — начало нравственного возрождения героя.
III. Лужин — один из «двойников» Раскольникова: а) одинаковые средства достижения цели; б) Лужин — подлец «по убеждению», маленький «Наполеон»; в) образ Лужина — иллюстрация возможного завершения пути Раскольникова.
IV. Раскольников и Порфирий Петрович:
1. Психологические поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем — трагедия в трех действиях: а) первый поединок — начало борьбы, проба сил, первые подозрения; б) второй поединок — борьба достигает высшей точки. Раскольников почти сломлен. Порфирий Петрович готовит почву для неожиданного удара. Внезапное признание Миколая; в) третья встреча — катастрофа. Порфирий Петрович прямо обвиняет Раскольникова в убийстве, не сомневаясь в его человеческих качествах.
2. Особое положение Порфирия Петровича в романе. Различные трактовки образа Порфирия Петровича в литературоведении.
V. Столкновение Раскольникова с различными персонажами — многократное обсуждение его теории в различных аспектах.
Вопросы:
1. Кто является «двойниками» Раскольникова в романе? Как они раскрывают ошибочность философии Раскольникова?
2. Чем сходны и различны образы Раскольникова и Сони Мармеладовой?
3. Каково место Сони и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова?
4. Для чего Ф. М. Достоевскому понадобилось сталкивать своего героя с другими персонажами?
5. Кто из персонажей играет наиболее важную роль в опровержении идей Раскольникова?
Задания:
1. Составьте литературную композицию-монтаж диспута Раскольникова со своими оппонентами.
2. Составьте планы развернутых ответов: «Раскольников и Свидригайлов», «Раскольников и Соня», «Раскольников и Лужин», «Раскольников и Порфирий Петрович».

Итоговые работы:

Творчество Ф. М. Достоевского — одна из самых сложных для проверки и закрепления знаний тема. Программа предусматривает проведение по этой теме сочинения. Но одним сочинением здесь не обойтись. Перед сочинением целесообразно провести зачет (устный или письменный), тестирование или семинар. Эта тема также удобна для проведения театрализованного диспута. Сочинения-миниатюры, рецензии, отзывы, заметки и статьи как один из видов промежуточной проверочной работы проводятся во время изучения определенной темы.

Примерные темы сочинений:

Идея Родиона Раскольникова и ее проверка в романе.
«Разве я старушонку убил, я себя убил!»
Петербург в романе Ф. М. Достоевского.
Изображение мира «униженных и оскорбленных» в романе.
Своеобразие гуманизма Достоевского.
Женские образы в романе Достоевского.
Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции Достоевского.
Психологический анализ в романе Достоевского.
Идейно-художественное своеобразие романа.
Система «двойников» Раскольникова как критика индивидуалистического бунта.
Тема гордости и смирения в романе Достоевского.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *