Вкушать от древа познания добра и зла

Смотреть что такое «Вкушать от древа познания добра и зла» в других словарях:

  • Вкушать от древа познания добра и зла — крыл. сл. Выражение возникло из библейского мифа о произраставшем в раю дереве познания добра и зла, вкушать плоды которого Адаму было запрещено богом под страхом смерти. Но змий искуситель убедил Еву, что вкусившие плодов этого дерева не умрут,… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • Вкушать/ вкусить от древа познания добра и зла — Книжн. 1. Приобретать знания, постигать смысл разнообразных явлений. 2. Узнавать что л. важное и запретное, учиться чему л., прежде утаивавшемуся. БТС, 891; ШЗФ 2001, 37; Янин 2003, 100. /em> Выражение возникло на базе библейского мифа. БМС 1998 … Большой словарь русских поговорок

  • древо познания добра и зла — Ср. Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Гр. Л.Н. Толстой. Война и мир. 3, 2, 25. Ср. От всякого дерева в саду ты будешь есть; … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Дерево Познания Добра и Зла — Микеланджело. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы, 1508 1512 гг. Дeрево познания Добра и Зла (ивр. עֵץ הַדַּעַת טוֹב וָרָע‎) согласно библейской книге Бытие, особое дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада. Символизирует познание, прежде … Википедия

  • Дерево познания добра и зла — Микеланджело. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы, 1508 1512 гг. Дeрево познания Добра и Зла (ивр. עֵץ הַדַּעַת טוֹב וָרָע‎) согласно библейской книге Бытие, особое дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада. Символизирует познание, прежде … Википедия

  • Древо познания Добра и Зла — Микеланджело. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы, 1508 1512 гг. Дeрево познания Добра и Зла (ивр. עֵץ הַדַּעַת טוֹב וָרָע‎) согласно библейской книге Бытие, особое дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада. Символизирует познание, прежде … Википедия

  • Древо познания добра и зла — Микеланджело. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы, 1508 1512 гг. Дeрево познания Добра и Зла (ивр. עֵץ הַדַּעַת טוֹב וָרָע‎) согласно библейской книге Бытие, особое дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада. Символизирует познание, прежде … Википедия

  • Дерево познания Добра и Зла — У этого термина существуют и другие значения, см. Древо познания (значения) … Википедия

  • Древо жизни и древо познания добра и зла — – о первом из них повествуется в Библии, как о дереве, которое не только украшало рай и давало плоды, но и обладало особым свойством: его плоды сообщали вкусившему их вечную продолжительность жизни (Б. 2, 9) и (Б. 3, 22). Указанное свойство… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • ДРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА — , одно из деревьев в Эдемском саду, упомянутых в библейском рассказе о грехопадении (Быт 2 3) (см. Грех первородный). Это дерево выд … Православная энциклопедия

Плодитесь и размножайтесь

Плодитесь и размножайтесь — заповедь, которая была дана Адаму, Первому Человеку. На иврите — «пру у-рву». Эта заповедь распространяется на каждого мужчину и, согласно Торе, предполагает произведение на свет двух разнополых детей, способных, в свою очередь, к рождению потомства. Однако, как указывают еврейские мудрецы, на этом не следует останавливаться: человек должен стремиться привести в мир как можно больше детей.

Заповедь «плодитесь и размножайтесь» и ее значение

Заповедь произведения потомства — «пру у-рву», то есть «плодитесь и размножайтесь» — согласно Пятикнижию, была дана Первому человеку, Адаму, после того, как он и его жена Хава (Ева) были сотворены в шестой день Творения: «И благословил их Б — г, и сказал им Б-г: Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю…» (Берешит, 1:28).

Еврейские мудрецы указали на исключительно важное значение этой заповеди. Талмуд говорит, что тот, кто отказывается от ее выполнения, как будто проливает кровь, и такое «уклонение» приводит к изгнанию Шхины, Б-жественного присутствия (Йевамот, 63а). В трактате Талмуда Шабат(Шабат 31) также сказано, что, когда человек после смерти предстает перед Небесным Судом, один из первых вопросов, которые ему задают, это — занимался ли он выполнением заповеди «плодитесь и размножайтесь» (Шабат, 31). При этом важно именно «заниматься», приложить для этого все силы, а удостоился человек потомства или нет — находится в руках Вс-вышнего.

К кому относится заповедь произвести потомство?

Заповедь «плодитесь и размножайтесь» относится к мужчине и означает, что он обязан найти себе жену и произвести потомство.

Женщина при этом является его помощницей, однако на ней не лежит эта обязанность, как таковая.

Границы заповеди

Существуют установленные границы выполнения заповеди «плодитесь и размножайтесь». Чтобы ее выполнить, необходимо произвести на свет, по крайней мере, двух разнополых детей, каждый из которых способен сам произвести потомство.

Но не следует останавливаться на этом. В Книге Коэлет (Экклезиаст), написанной мудрейшим из людей — царем Шломо (Соломоном) сказано: «С утра сей семя свое, и вечером не давай отдыха руке своей, ибо не знаешь, что удастся, это или то, или оба равно хорошо» (Коэлет 11:6). Талмуд (Йевамот 62 б) делает отсюда вывод, что и после того, как человек выполнил заповедь плодиться и размножаться, он должен стараться, чтобы у него были еще дети — чтобы воспитать как можно больше достойных людей.

Другая причина для рождения как можно большего количества детей — выполнение желания Вс-вышнего, чтобы мир наполнялся Его созданиями. Т.е., умножая количество детей, мы выполняем непосредственный замысел Творца в создании этого мира, и это также является предписанием мудрецов.

Есть еще одна традиция, которая приводится в Талмуде: Машиах не придет, пока не спустятся в мир все те души, которые Вс-вышний запланировал привести. Другими словами, с рождением каждого ребенка мир приближается к своему полному исправлению.

Предписания мудрецов в конкретных случаях

Для того, чтобы выполнить заповедь «плодитесь и размножайтесь» в минимальном объеме (произвести на свет двух разнополых детей), пара обязана приложить максимум стараний, то есть быть вместе во все периоды, когда зачатие максимально вероятно. Чтобы освободить от этой заповеди, пока у супругов еще нет двух разнополых детей, нужны очень веские аргументы, например, состояние здоровья жены или мужа (как физическое, так и психическое), которое не позволяет продолжать деторождение.

Если же речь идет о расширенном понимании заповеди «пру у-рву», компетентный раввин может дать совет сделать перерыв в деторождении. При этом учитываются такие факторы, как физиологическое состояние женщины после последних родов, ее психологическое состояние, физиологическое и психологическое состояние отца, особенности пары: их происхождение, менталитет, мироощущение — «совместимость» всего этого с большим количеством детей, способность родителей дать внимание, доброту и ласку всем детям.

Что касается материального достатка, то, несмотря на сложившееся в современном мире представление о том, что это фактор решающий, большой роли он не играет. Таково мнение Торы, переданное по традиции нашими мудрецами. Вс-вышний, посылая ребенка, «обязуется» дать ему пропитание. А если у пары есть материальные проблемы, то это связано не с количеством детей, а со многими другими факторами, которые учитывает Вс-вышний, выделяя нам заработок. Из-за нового ребенка денег меньше не станет; это может повлиять на наш материальный достаток только положительно.

LiveInternetLiveInternet


Существовал ли Эдемский сад на самом деле, или это просто метафора? А если существовал, то где именно он находился?
Насколько же проще было раньше, когда мы знали, что есть официальная наука, которая все знает и все может объяснить, а того, что выходит за ее рамки, просто не может быть, потому что этого не может никогда. Сейчас же, когда авторитет этой всезнайки пошатнулся, появилось такое количество различных научных и около научных версий и гипотез, часто взаимоисключающих друг друга, что мозг уже просто отказывается вмещать в себя эту противоречивую информацию.

Ответов больше, чем вопросов!
Первые люди появились не в Африке?
Наука утверждает, что человек разумный появился примерно 150 тыс. лет назад в районе центральной Африки и уже оттуда медленно, но верно начал расселяться по планете. Это один из немногих постулатов, который никогда не подвергался сомнению. Однако последние находки археологов свидетельствуют о том, что это вполне может оказаться научным заблуждением. В 2008 году во время раскопок в пещере Кесем израильские археологи нашли предметы быта древнего человека, а среди них и человеческие останки. И ничего бы не было в этом необычного, если бы ни одно «но» — их возраст 400 тыс. лет притом, что они ничем не отличаются от современного человека.

Но как современные люди могли оказаться на побережье Средиземного моря за 200 тыс. лет до официального появления человека в Африке? Окрестности Кесема, согласно Библии, то самое место, где располагался рай, а в нем и первые люди планеты Адам и Ева. Так что же получается, ветхозаветная история совсем не миф, и недавняя находка археологов тому подтверждение? Путь к библейскому саду, где жили Адам и Ева, в священных книгах описан детально. Задача ученых была расшифровать Библию и начертить реальный маршрут.
Шумерская обитель богов Дильмун и есть земной рай?
В книге Бытия говорится: и насадил Господь рай в Эдеме на востоке. Есть и другой ориентир для Эдема : его омывают четыре реки – Евфрат, Тигр, Гихон и Фесон. Можно предположить, что рай находится к востоку от Израиля, на берегу четырех великих рек. На карте Земли есть только одно место, которое точно соответствует этому описанию – Это Месопотамия.

В междуречье Тигра и Евфрата в 42 веке до н.э. действительно существовала одна из самых древних цивилизаций нашей планеты – Шумерское царство. Современники считали их земли райскими. Образ рая неразрывно связан с теплым климатом и цветущими садами, полными спелых плодов. В Месопотамии круглый год цвели сады и одно из чудес света висячие сады Семирамиды тоже родом отсюда.

Так просто поверить, что это дар Божий! На самом деле все это достигалось огромным трудом. Шумеры изобрели гончарный круг и колесо, кирпич и лунный календарь, письменность, математику, архитектуру и даже систему школьного обучения. Археологические раскопки в Месопотамии показывают, с каким трудом человек достигал новых знаний, на каждое с современной точки зрения, незначительное событие (изобретение колеса, клинописи и т.д.) уходили сотни и тысячи лет.

Шумерские племена обосновались в междуречье после всемирного потопа. Свой край они назвали Кенги – земля праведника, а сами верили, что на востоке от Месопотамии, где встает солнце, находятся райские земли, обитель богов Дильмун. В шумерских мифах точно повторяются библейские описания рая – это страна вечного блаженства, где нет болезней и старости. Возможно, к востоку от Месопотамии действительно существовал рай земной. Но куда он исчез? Есть версия, что райские земли были смыты с лица земли всемирным потопом. В результате катастрофы территория, где находился эдемский сад, опустилась на полтора десятка метров, и воды персидского залива затопили ее. Сейчас там большое озеро Хор. Поэтому библейские и шумерские легенды о земном рае в междуречье Тигра и Евфрата так похожи. Только тот ли это рай, в который стремятся вернуться люди на протяжении многих тысячелетий?
Где текут библейские реки?
Большинство ученых сходятся во мнении, что Эдемский сад находился на территории древней Месопотамии, где расположены современный Ирак, северная Сирия и южная Турция. Это убеждение основано на бесспорных археологических фактах появления первых домашних растений и животных именно там. Если принять версию, что Эдем находился в междуречье Тигра и Евфрата, то куда делись две другие реки, упоминаемые в книге Бытия – Фесон и Гихон?
Профессор археологии Юрис Зариньш предполагает, что место, где располагался Эдемский сад, погребено сейчас водами Персидского залива недалеко от Бахрейна. Неподалеку протекает река Карун и ее имя очень созвучно названию библейской реки Гихон.

В православной церкви существует две версии соответствия этих рек современным. По одной версии это реки Ганг и Нил, а по другой – Ганг и Инд. Следует учитывать, что на заре существования наша планета выглядела совершенно по-другому. Единый материк Пангею омывали воды древнего океана, затем он раскололся на континенты, которые теперь дрейфуют. Факты, подтверждающие движение континентов были обнаружены еще в пятидесятых годах прошлого века. Так вот, на основе карты дрейфа материков и топографического анализа исследователи пришли к выводу, что глубоко в древности реки Тигр, Евфрат, Ганг и Нил имели слияние, как и описывается в Библии, а Нил и Инд были одной рекой. С разрывом единого материка произошел и разрыв библейских рек.

Вот еще интересный факт. На высоте 720 км над землей геосинхронные спутники сделали удивительную находку: на территории междуречья Тигра и Евфрата в древние времена было не две реки, а все четыре, как и указано в Библии.

Но существуют и другие гипотезы, некоторые полагают, что две другие реки нужно искать в Африке или даже Китае.
Эдем — географическое место или эпоха?
Исходя из теории Пангеи, поиск рая и колыбели жизни на земле получил совершенно другое направление. Ученые выдвинули сенсационную гипотезу: Эдем – это вообще не географическая точка, а эпоха, в течение которой вся планета была цветущим райским садом. Тогда на планете был совершенно иной климат, который создавался пароводяным куполом, окружавшим землю. В тот период, который относится к Сатья-Юге — палеогеновый период, особенно его ранняя часть (палеоцен и эоцен — от 65 до 35 млн лет тому назад) — севера и юга как такового не было. Вся земля представляла собой оазис, это доказано геологическими данными.
Такие климатические условие специалисты объясняют тем, что у Земли помимо атмосферы была еще и вторая водно-паровая оболочка. Планета была покрыта защитным куполом, внутри которого отсутствовала атмосферная циркуляция, не было ни ветра, ни погодных катаклизмов. Наличие водно-паровой оболочки объясняет и другой феномен райской жизни – бессмертие. Защитный купол отражал ультрафиолетовые лучи, которые являются главным и чуть ли не единственным источником старения организма. Именно по этой причине, по мнению ученых, люди, жившие в раю, то есть в ту эпоху, могли быть практически бессмертны. Ибо водно-паровая оболочка создавала условия для высокого содержания кислорода в атмосфере, а значит и условия для совершенно другого биологического существования.
Однако постепенно паровой купол разрушался, в результате естественным путем уменьшился не только рост людей, но и продолжительность жизни. Вначале она упала до тысячи лет, об этом, как известно, пишет Библия. Затем, когда над головой появилось голубое небо, продолжительность жизни сократилась до нынешних ста лет.
Северный полюс – потерянный рай человечества?
Эта карта появилась в середине 16 века, на ней северный полюс и арктический материк – четыре острова, разделенные проливами. Они точно соответствуют библейским описаниям Эдема.
Автор – знаменитый картограф Герхард Меркатор, человек, посвятивший жизнь поиску райских земель. Этот картографический атлас был издан в Германии еще в 1595 году, невероятная точность сделала его бестселлером. Правда в атласе была одна странность — на Северном и Южном полюсах автор почему-то нарисовал материки, о которых на тот момент никто не знал. Современники сочли это причудой старого картографа и забыли об этой маленькой неточности.
Однако время показало, что Меркатор был прав — спустя 400 лет земли на Северном полюсе были найдены. В 1948 году советские ученые обнаружили на дне Ледовитого океана горную гряду, простирающуюся почти на 2 000 км. Они назвали ее хребет Ломоносова. Хребет Ломоносова был детально изучен учеными, оказалось, что на дне океана находится затопленная земля. Горные склоны изрезаны каньонами со следами ветровой эрозии. На дне под слоем ила галька, валуны, гравий, песок – породы, над которыми потрудился морской прибой. Ученые уже не сомневаются, на Северном полюсе был материк, который ушел под воду несколько тысячелетий назад.
Откуда Герхард Меркатор, кабинетный ученый, никогда не покидавший пределов своего городка, узнал о существовании в Арктике неизвестной земли? Говорят, что при составлении атласа он использовал Библию и древние карты, которые привозили ему мореплаватели из разных стран. Меркатор был уверен, что на Северном полюсе он нашел потерянный человечеством рай, древнюю прародину, где появились первые люди.
Но могла ли земля за полярным кругом быть раем? Полгода ее окутывает тьма и лишь на горизонте то и дело появляются отблески северного сияния. По мнению некоторых исследователей, местом рождения человечества может быть только приполярная область, так как много лет назад на нашей планете условия, пригодные для жизни сложились в первую очередь именно на полюсах, там, где сегодня вечные льды и вечная мерзлота. Возможно, поэтому перелетные птицы каждый год мигрируют именно на север, их зовет на эту мертвую землю генетическая память о теплой прародине. Ученые утверждают, что в межледниковый период именно там был идеальный климат, который можно сравнить с современными африканскими субтропиками, и тому есть реальные научные подтверждения.
Существуют и другие гипотезы местоположения Эдемского сада, некоторые исследователи даже помещают его внутрь полой Земли. Однако полагаю, загадка потерянного рая так и останется для нас загадкой еще долгое-долгое время.

БОГИ ЭДЕМА

В своем повествовании мы вернулись далеко в прошлое — к событиям почти 200 000-летней давности, когда рядовые боги подняли мятеж и когда был создан род человеческий. Но в какой мере эти события соответствуют библейскому описанию райского сада — Эдема, и что там в действительности произошло? Кто такой Змий, который разговаривал с Евой? Что это был за фрукт, который съели Адам и Ева, сорвав его с Древа Жизни? Почему было так важно не допускать их к Древу Жизни? В этой главе мы попытаемся сбросить завесу мифологии и отрешиться от религиозного символизма, чтобы добиться полного научного понимания всех этих событий.

Начнем с того, что определим местоположение и значение Эдема. В Книге Бытия (2) говорится, что Эдем омывали четыре реки. Две из них — это Тигр и Евфрат. На этом основании большинство ученых склонялось к тому, чтобы поместить Эдем в Месопотамию. Однако две другие реки — Фисон и Гихон, судя по названиям, как будто африканского происхождения. Это в свое время доставило ученым, занимавшимся толкованием Библии, немало хлопот. Может быть, на самом деле существовало два Эдема?

В главе 6 мы говорили, что шумеры называли своих богов DIN.GIR, что дословно означает «Праведники с ракет». На шумерском языке E.DIN буквально означает «Дом праведников». Не подлежит сомнению, что E.DIN — это то же самое, что Эдем. Таким образом, Эдем был местом обитания богов.

Установив значение названия Эдем, мы вправе ожидать, что таких обиталищ богов должно было быть больше чем один. В главе 6 мы говорили о том, что Земля была разделена между двумя главными группами богов, потомками двух братьев — Энлиля и Энки. Мы установили, что владения Энлиля находились на востоке — в Месопотамии, а владения Энки — в юго-западной Африке. Представление о существовании двух различных Эдемов дает нам возможность устранить некоторые несоответствия, которые давно уже отмечались в библейском рассказе о сотворении мира. Так, например, в Книге Бытия, как в 1, так и в 5 разделах говорится, что Элоим сотворил мужчину и женщину одновременно на «шестой» день:

«Он сотворил мужчину и женщину, и в день сотворения благословил их и назвал Адамом».

Книга Бытия 5:2.

Однако, во 2 разделе Книги Бытия говорится, что сначала был создан мужчина, а женщина — его помощница — была сотворена из мужчины, чтобы составить ему компанию!

Далее, имеется основание полагать, что мужчина был уже сотворен заранее, а уж затем Господь поместил его в Сады Эдема:

«Затем Господь Бог посадил на востоке сад, в месте, которое называется Эдемом, и поместил там сотворенного им человека» (курсив мой. — А. Э.).

Книга Бытия 2:8.

Эти тексты плохо согласуются с рассказом в разделе 2, где говорится, что сотворение Евы происходило в восточном Эдеме. Может быть, этот пассаж из Библии был помещен не в том месте? Может быть, в действительности сотворение обоих — и мужчины и женщины — уже состоялось на западе?.

Здесь мы должны вспомнить текст «Атрахасис» (приводившийся в главе 1), где говорится, что четырнадцать богинь-акушерок одновременно произвели на свет семь человек мужского и семь женского пола, дабы облегчить «труды» богов. И нужно также отметить, что все мссопотамские тексты приписывают сотворение человека главному богу африканских земель — Энки.

Итак, возможно. Господь Бог взял человека из африканского западного Эдема, а затем переместил его в восточный Эдем? Один текст, названный профессором Сэмюелом Крамером «Мифом о мотыге», отчасти проливает свет на этот вопрос и дает понять, что Господом Богом в данном случае был Энлиль:

Ануннаки подступили к Энлилю…

Они потребовали у него Черноголовых.

Они хотели, чтобы Черноголовым

Роздали мотыги.

Господин Энлиль,

Решения которого непоколебимы,

поспешил отделить Небо от Земли;

он проделал в DUR.ANKI дыру, чтобы Сотворенные могли выйти из Места-Где-Нарастает-Мясо.

Господин вызвал AL.ANI, отдал приказы. Он насадил бур как корону,

и направил его в То Место-Где-Нарастает-Мясо. В дыре показалась голова человека;

Из-под земли люди прорывались к Энлилю. Он глядел на Черноголовых твердым взглядом.

В других источниках Место-Где-Нарастает-Мясо называется Бит Шимти — «Дом» Шимти. Шумерские знаки SHI.IM.TI буквально переводятся как «Вдыхание-Ветра-Жизни». Это словосочетание вполне созвучно с тем местом из Книги Бытия (2:7), где говорится о том, как Господь Бог создал человека и «вдохнул ему в нос дыхание жизни».

Зачем Энлилю понадобилось силой захватывать Черноголовых? Из текста видно, что между Энлилем и его братом Энки возникли раздоры. Энки хотел обладать исключительным правом на использование рабочих, чтобы снять бремя труда с богов в своих африканских владениях, тогда как Энлиль считал, что он должен облегчить труд богов в Месопотамии.

Таким образом получилось, что Адам был насильственно взят и помещен в Сады Эдема. Теперь, когда нам известна эта предыстория, мы сможем понять последующие события.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Священное Предание Церкви: кто первым попал в рай

Священное Писание повествует о распятии Христа. Это один из центральных моментов всей новозаветной истории. Из евангелия ясно, что вместе со Христом были распяты два разбойника. Один справа от Него, другой слева. Именно тот человек, который находился справа от Христа на кресте, по преданию Церкви, первым и попал в рай. Благоразумный разбойник, так называют распятого, удостоившегося Царствия Небесного, на кресте искренне покаялся в своих злодеяниях. Об этом повествует евангелист Лука.

Распятие на кресте считалось самой позорной и страшной казнью в Римской империи. Только самые жестокие преступники могли подвергнуться такому наказанию. Можно предположить, что разбойники, распятые рядом со Христом, занимались разбоем, грабежами и убивали людей. Распятый слева от Христа хулил Господа, оскорблял его и требовал, чтобы Иисус явил свою божественную силу и сошел с креста. Второй же разбойник открыто выступил в защиту Спасителя, говоря о том, что у Христа нет никакой вины. Затем благоразумный разбойник обратился к Спасителю с просьбой: «Помяни меня Господи, когда будешь царстовать» (так с церковно-славянского можно перевести слова разбойника из евангелия от Луки). Сердце разбойника прониклось покаянным чувством, он видел плачь многих женщин у креста, возможно слышал о великих чудесах Христовых. Также разбойника могло поразить чувство любви Христа к людям, ведь Иисус с креста молился за своих распинателей. Может быть, это предопределило чувство веры в Христа как Мессию и вызвало покаяние. На слова благоразумного разбойника Христос ответил:»Сегодня-же будешь со Мной в раю».

Получается, что первым обетование наследия Царства Небесного получил покаявшийся на кресте разбойник. В этом православная Церковь усматривает великую любовь Бога даже к самым нечестивым людям. Христианство учит о том, что нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного. Каждому человеку дана возможность покаяния и примирения с Богом. Вне зависимости от тяжести грехов, при чистосердечном раскаянии, Господь может простить. Однако это не означает, что всякое наказание для человека не должно иметь места в случае раскаяния. Так, Церковь не отвергает возможности тюремного заключения за грехи. В данном контексте речь идет о прощении человека Богом и возможности попасть в рай для любого, кто чистосердечно покаялся и решил изменить свою жизнь к лучшему.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *