Беседы перед крещением — что нужно знать крестным и родителям

Огласительные беседы перед крещением: что нужно знать перед крестинами ребенка — информация для родителей и крестных, ответы на вопросы о крещении в статье!

Огласительные беседы перед крещением

По милости Божией и с благословения правящего архиерея, мне приходится проводить огласительные беседы с людьми, желающими принять таинство Крещения. Это послушание приносит мне большую духовную радость. Ведь оно дает возможность в простой и непринужденной беседе рассказать людям о Христе, о Его искупительной жертве, о церковных таинствах и обрядах, о жизни во Христе. Люди на беседы приходят разные, к каждому приходится искать свой ключик, чтобы донести до разума истину Христову. В этой заметке хотел бы поделиться некоторыми наблюдениями, сделанными мной во время этих бесед.

Начну по порядку с самого начала. Первое, о чем я спрашиваю человека, изъявившего желание креститься – читал ли он Евангелие. Ответы на этот, казалось бы, весьма простой вопрос бывают различными. Большинство ответов бывают односложными: т.е. «да» или «нет». С этим все понятно. Человек, который осознанно принимает решение креститься и проявил усердие в своем желании, конечно же, прочитал если не всю Библию, то хотя бы Евангелие. У такого человека и вопросов будет достаточно и рассказывать ему о Христе и Церкви будет намного проще. Беседы в таких случаях достаточно эффективны. Но если человек читает Евангелие параллельно с посещением огласительных бесед, то и это очень хорошо, т.к. в процессе прочтения Священного Писания у него возникает множество вопросов, требующих подробного разъяснения. Лично для меня, чем больше человек задает вопросов, тем лучше. Это дает мне некоторое представление об уровне познаний человека в области христианского вероучения. Помимо этого, по вопросам можно понять, что наиболее интересно человеку в данный момент. Ведь ответ на поставленный им же вопрос будет для вопрошающего неким личным достижением в познании христианской веры. На опыте знаю, что беседа, в которой присутствуют ответы на задаваемые слушателем вопросы, намного продуктивнее, чем отвлеченный рассказ священника практически на ту же тему.

Несколько иначе обстоит дело с людьми, не читавшими Священное Писание до беседы со священником. Им трудно объяснить те или иные догматические положения православной веры. Как правило, подобные «собеседники» большей частью молчат, с трудом пытаясь переваривать сказанное священником. Большим достижением в беседе с подобными слушателями бывает какой-либо вопрос, заданный по теме разговора. Хотя, бывает совсем наоборот. Мне помнится один молодой человек, пришедший на беседу вместе со своей невестой. Евангелие он не читал, каких-то особых познаний в христианском вероучении у него также не было. Девушка, в отличие от него, имела некоторое представление о Православной Церкви и ее догматах. В течение двух часов я рассказывал этой паре о Христе, о Его искупительной жертве, о Церкви и ее таинствах. Все два часа молодой человек умно кивал головой на мои слова. Я даже обрадовался и в конце своего рассказа поинтересовался — нет ли у них вопросов по теме. И услышал: «Скажите, а правда, что тамплиеры были чернокнижниками и за это их жгли на кострах?». Стоит ли говорить, что в своем рассказе я никаким образом не касался этого католического рыцарского ордена и его истории.

Есть еще одна немногочисленная категория людей, посещающих огласительные беседы. Эти люди черпают «знания» о Боге из любых источников, кроме Священного Писания и православной литературы. Человек, знающий о жизни и проповеди Спасителя из бульварных газет и журналов, или, еще хуже, атеистических книг, имеет неверное представление о вероучении Православной Церкви. Такие люди обладают весьма туманным понятием о Святой Троице, зачастую смешивают понятия о Боге, присутствующие в различных религиях, приписывают Христу качества, чуждые Ему, как Богочеловеку. Порой к этим сумбурным знаниям примешиваются даже откровенно оккультные понятия. В итоге получается какая-то гремучая каша, составленная из совершенно противоречащих друг другу понятий, и которая, кстати говоря, не выдерживает никакой критики.

Приходится встречать и людей, которые верят в Высший Разум – неопределенную абстрактную субстанцию, которая правит вселенной и периодически открывает свои тайны человечеству. Мне приходилось встречать и людей, свято верящих в то, что миром управляют внеземные существа – инопланетяне, эдакие зеленые человечки из соседней галактики, которые намного умнее всего человечества, вместе взятого. Ну, а человечество у них, как подопытные кролики. Правда, первоначально мне было совершенно непонятно желание людей, верящих в подобную чушь, принять таинство Крещения. Оказалось, что во главе этой «зеленой марсианской братии» стоит Бог. А на мое предложение почитать Евангелие и Закон Божий однажды последовало: «А для чего это нужно, я и так знаю, о чем там написано. И вообще, раньше без всяких Евангелий крестили, и ничего». После долгих и тщетных попыток объяснить, что никакого отношения к марсианам Бог не имеет, более того, с точки зрения Православия эти самые зеленые человечки – суть бесы и их козни, а Христос – это воплотившийся Сын Божий, мне пришлось отказать этому человеку в Крещении. Вообще с подобной категорией людей работать труднее всего. Беседа не клеится с самого начала, т.к. эти люди требуют принять их в лоно Церкви такими, какие они есть со всеми их заблуждениями. Более того, зачастую пытаются навязать свое мнение, внести корректировки в «неправильное христианство», мотивируя свои домыслы потребностью пересмотреть догматы Православной Церкви в свете различных псевдонаучных исследований, сектантских заблуждений и извращенного понятия о Боге. Принять их в лоно Православной Церкви не представляется возможным в силу их нежелания расстаться со своими убеждениями.

Существует еще одна категория людей, приходящих креститься из-за различных языческих и оккультных верований. К примеру, очень распространено магическое поверие, что если на человека наслана порча и он покрестится, то всю порчу «как рукой снимет». Зачастую подобные «знания» бывают получены от гадалок, колдунов, экстрасенсов и прочих деятелей оккультных наук или из оккультных книг. Приходится объяснять, что посещение оккультистов – это обращение к дьяволу, что является несомненным тяжким грехом. Никак нельзя совместить жизнь во Христе и служение дьяволу. Некоторая часть этих людей после подробных разъяснений раскаивается в содеянном и впоследствии вполне осознанно принимает таинство Крещения. Большая часть пришедших просто уходит после разговора со священником, предпочитая еще поразмыслить над своим желанием креститься. Оставшаяся же часть остается при своем мнении, ставя мнение оккультистов выше авторитета Церкви.

Однажды мне пришлось столкнуться с молодой женщиной, которая хотела, во что бы то ни стало, креститься, чтобы избавиться от якобы наведенной на нее порчи. Поначалу я стал объяснять, чем чревато ее посещение оккультистов и укоренение в их заблуждениях. Это не имело ровно никакого эффекта. Более того, женщина начала упрекать меня в том, что не хочу помочь ей избавиться от порчи. Потом в ход пошли уговоры и мольбы, дошло до предложения определенной суммы денег в обмен на допуск до крещения. Само собой, я ей отказал, уже не пытаясь что-то объяснять. В итоге женщина ушла ни с чем. Что же, она сделала свой сознательный выбор.

Вот такие разные люди приходят креститься. Беседы с ними приходится вести тоже по-разному. С кем-то достаточно поговорить один раз и понять, что человек имеет достаточный запас знаний и твердую веру в Бога для принятия таинства Крещения. С другими приходится проводить не одну беседу, пока донесешь до них азы православной веры. Было пару человек, которые приходили ко мне в течение нескольких месяцев. Зато теперь я постоянно вижу этих людей в храме.

К сожалению, есть и такие, которые просто поприсутствовали на беседах, мало что вынеся из них для себя. Что поделаешь, все люди разные. Но больше всего мне запомнился один случай. Однажды ко мне подошел молодой человек, который в течение месяца прилежно посещал все беседы, параллельно читая Библию. Он очень активно задавал вопросы по прочитанному. Накануне он закончил чтение Священного Писания, о чем радостно отрапортовал почти сразу же, как только я зашел в класс. Когда после беседы я собирался уходить, он остановил меня, явно пытаясь сказать что-то очень важное. Я остановился, чтобы выслушать его. Парень сиял от радости, и мне было интересно узнать, какое столь радостное событие произошло у него. Вот, что он мне сказал: «Батюшка, вчера я закончил чтение Библии, прочитал все от корки до корки. Теперь я точно знаю, что Христос – это Бог, пришедший спасти мир от греха, и верю в Него всем сердцем». Оставалось только порадоваться за этого молодого человека. Очевидно, что мои усилия не прошли даром. Наверно, лучшая награда для священника – это то, что человек, которому он рассказал о Христе, уверовал в Него всем сердцем. Слава Богу за все!

Вы прочитали статью Огласительные беседы перед крещением. Читайте также: Таинства Церкви: сложные и актуальные практические вопросы

Огласительная беседа перед крещением 1

Некоторые спрашивали о беседах моего мужа перед таинством крещения, кто-то просил сам текст. Поэтому решила поместить сюда 1-ю беседу.
Для начала следует учесть психологию приходящего человека. На огласительные беседы чаще всего приходят люди, никогда не общавшиеся с представителями Церкви. Они приходят к незнакомым людям для того, чтобы получить разрешение на непонятный им, но совершенно необходимый ритуал. По опыту могу сказать, что люди приходят в ожидании того, что их сейчас будут упрекать за нехождение в храм, обвинять в разных грехах и вообще всячески осуждать. Исходя из присущей нам вредности, мы ни в коем случае не должны оправдать их ожидания.
Сначала вводные вопросы: «Знаете ли Вы Символ веры?» Самый распространённый ответ: «Знаю». Тогда следующий вопрос: «И что это?» Чаще всего отвечают: «Крест?»
Если отвечают, что не знают, отвечаю, что это текст, в котором говорится, в кого верят православные христиане. Он находится в любом молитвослове в утренних молитвах и поётся за каждой Литургией. Вам с этим текстом нужно хорошенько ознакомиться, т. к. Вы будете читать его вслух во время таинства крещения.
Дальше спрашиваю: 1. Зачем нужно крестить ребёнка? 2. Зачем нужны крёстные родители? (Самые распространённые ответы: Чтобы ребёнок стал ближе к Богу / принял христианскую веру. Крёстные нужны, чтобы помогать родителям в каких-либо трудностях, духовно наставлять.)
Выслушав ответы на эти вопросы, отвечаю:
1. Крестить ребёнка нужно, чтобы он стал членом Православной Церкви. Само крещение является духовным рождением. Погружение в воду символизирует умирание для греховной жизни, а восстание из воды рождение в жизнь духовную. Поэтому предполагается, что человек, который принял крещение уже не будет грешить, а будет жить праведной жизнью. Если же впадёт в какие-то грехи по своей слабости, будет в них раскаиваться и стараться больше не совершать.
Образно выражаясь, крещение открывает человеку врата в Царство Небесное и он ставится на первую ступеньку лестницы. А от Вас – родителей и крёстных родителей – уже зависит, пойдёт он по этой лестнице или останется стоять на месте, а то, может быть, вообще развернётся и уйдёт.
2. Крёстные родители нужны в первую очередь для того, чтобы молиться за крестника и помогать родителям воспитывать его в Православной вере. Конечно, нужно помогать и в жизненных трудностях, если таковые случатся. Крёстные – это вторые родители и они дают обещание Богу, что ребёнок будет воспитан в вере, и за это им отвечать перед Богом. Но для того, чтобы воспитывать ребёнка в вере, нужно самим знать свою веру и стараться жить по ней. Иначе, даже если вы будете носить ребёнка ко Причастию и потом водить его в храм, а сами ничего знать не будете, то он начнёт задавать вопросы. А когда Вы не сможете на них ответить, то он скажет Вам: «Зачем вы меня сюда водите, если сами ничего не знаете/самим ничего не интересно?» Если же вы будете знать многое, но ничего не соблюдать, то этот вопрос тем более возникнет: «Чего это родители всё знают, а ничего не соблюдают?»
Если же, наоборот, вы будете всё соблюдать, но ничего не будете знать, то тогда может родиться представление о родителях, как о зомбированных людях, которым внушили слушаться священника и они слепо этому следуют, не желая ничего знать и проверять.
В Церкви нет тайных знаний и всё, что знает священник, может знать любой христианин. Только не имея благодати священства, он не может совершать богослужения и молиться по служебнику, однако даже открыть и посмотреть священнический служебник может любой человек, чтобы узнать, что же там читает священник. В частности, любой(-ая) студент(-ка) православного университета обязан(а) знать содержание молитв священника во время Литургии, это входит в экзаменационные вопросы.
Итак, первой задачей родителей и крёстных родителей является изучение веры и стремление жить согласно ей.
3. Далее следует третий, самый серьёзный вопрос, который чаще всего никто не ожидает: «В чём смысл жизни?» Обычно следует ответ, что это слишком философский вопрос, ответ на который найти сложно, но например: в продолжении рода, в том, чтобы помогать родным. Тут можно перевести слово «философия», чтобы человеку было понятно, что тем более ответ на этот вопрос достаточно важен.
Далее я обычно спрашиваю, высшее ли у собеседника (или собеседников) образование. Чаще всего отвечают положительно. Спрашиваю, писали ли диплом? «Да».
Продолжаю: «Помните в дипломе есть цель и задачи? Задачи входят в пределы диплома, потому что когда их выполняешь, пишешь диплом. Когда он написан, задач больше нет, они все выполнены. А вот цель выходит за рамки диплома, т. к. предполагается, что диплом пишется не ради самого себя, а ради какого-то вклада в науку, культуру или в какую-то иную сферу. Если бы диплом писался ради самого себя, то был бы бессмыслен после его написания. Вот то же самое у нас в жизни: у нас в жизни множество задач, какие-то мы выполняем каждый день, какие-то много дней, недель, месяцев, лет, какие-то всю жизнь. Вот, например, воспитание детей может занять всю нашу жизнь, но всё же это – задача, так как входит в пределы нашей жизни. Хотя дети, вероятно, продолжат жить после нашей смерти, но всё же мы ими занимаемся здесь, а не за порогом смерти. Так и все другие задачи. А вот смысл жизни (или цель) должен выходить за рамки земной жизни. Вы верите в жизнь после смерти? Как вы себе её представляете? (Благо, если люди не начнут рассказывать что-нибудь вроде переселения в дерево или т. п., а скажут, что верят в рай и ад).
Православная Церковь верит в то, что после смерти нас ожидает либо рай, либо ад. Можете сказать, что такое рай? В чём его главная суть?» (Естественно, после каждого вопроса я выслушиваю ответ)
(Чаще всего отвечают, что это цветочки, деревья, там хорошо, солнышко, птички поют, нет болезней, нет страданий.) «На самом деле главная суть рая заключается, во-первых, в Боге. Бог – причина нашего бытия и источник всякого блага. Пребывание в общении с Богом для человека в раю является высшим счастьем. И во-вторых, в раю нет греха, поэтому тот, кто хочет жить с Богом, должен научиться жить без греха. (Уже всё остальное в раю является второстепенным).
И вот как раз смысл жизни заключается в том, чтобы за эту временную жизнь успеть подготовиться к жизни вечной, к раю. И готовиться к ней нужно как раз в этих двух направлениях: общением с Богом, т. е. молитвой и жизнью без греха, а те грехи, в которые мы по своей слабости впадаем, каяться в них и стараться больше их не совершать.
Но если с первым пунктом более-менее всё понятно, то вот со вторым надо разобраться поподробнее.
Дайте определение греха. Что такое грех? У нас в современном мире грех чаще всего понимается неправильно. Он понимается как преступление: Бог дал заповеди, человек их нарушает и становится преступником, который должен быть наказан, если не закроет свои преступления добрыми делами. Это католическое определение. К этому можно добавить, что суд над грешным человеком после смерти с этой позиции выглядит примерно так: грешник предстаёт перед Богом и Бог ему в гневе говорит: «Я дал тебе заповеди, ты их нарушал, вот теперь за это иди отправляйся в ад». Спасение же человека зависит только от Бога: захочет Бог и спасёт (как в нашем мире может быть дарована амнистия).
Однако, это юридический подход, чуждый Православной Церкви, который не учитывает, что человек будет делать с этой своей амнистией. Дело в том, что в богословие Католической Церкви со временем стала входить юридическая терминология Римского права, которая серьёзно исказила богословие Католической Церкви. Этот же юридический подход перенял и протестантизм. И там и там грех – это преступление, только если в католицизме Бог прощает преступника за добрые дела, то в протестантизме — просто за веру в Него и надежду на Его милосердие. (Подробнее можно посмотреть труд священномученика Илариона (Троицкого) «Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве»: http://www.pravoslavie.ru/sretmon/illarion/pokayanievcerkvi.htm#f4)
Православная Церковь понимает грех как болезнь – болезнь души человека. Если преступник может отказаться от своего преступления, то больной не может сказать: «Пожалуй не буду сегодня болеть, лучше завтра заболею». Также и грешник не может отказаться от своих грехов: «Стоит ли мне сейчас позавидовать? Пожалуй, сейчас не буду, лучше завтра позавидую (разгневаюсь, переем и т. д.)». Нет, обычно мы сначала сделаем какой-то грех, а потом только сообразим, что мы его совершили. Апостол Павел об этом пишет так: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:18, 19).
Итак, грех – это болезнь. При таком определении греха, что такое рай? Рай – это место, где живут здоровые люди. А чтобы жить со здоровыми людьми, нужно самому выздороветь. Как в больнице: если ты лечишься, тебя выписывают, а если не лечишься… списывают.
По учению Православной Церкви Бог хочет спасти каждого человека и совсем не гневом руководствуется при осуждении грешного человека. Суд над грешником выглядит примерно так: грешник предстаёт перед Богом. Бог хочет его спасти, но не может, потому что здесь недостаточно просто простить грехи, здесь нужно исцелить человека. А исцеление возможно лишь тогда, когда человек считает себя больным. В больнице врач готов помочь пациенту, но если пациент считает себя здоровым, то он не будет лечиться. Представьте, Бог возьмёт и поместит грешника в рай. Если для человека всю его жизнь был чуждым Бог и общение с Ним он считал сумасшествием (ну или, скажем, религиозным фанатизмом), а грех был для него нормой, то попав в рай он не обрадуется вдруг тому, что теперь он будет вечность общаться с Богом и никогда не будет грешить. Если бы только от Бога зависело спасение человека (его введение в рай), то Бог, который ради нас стал человеком, пострадал и умер на кресте, спас бы всех (ибо он «хочет, чтобы все люди спаслись» (1Тим. 2:4)). (Поэтому протестанты, понимая грех как преступление, так и считают, что Бог спасёт всех верующих во Христа.)
Чтобы было понятнее, приведём пару примеров.
1. Представьте себе человека, живущего распутной жизнью. Как вы думаете, что он ответит, если к нему подойти и сказать: «Слушай, мы тебя прощаем! Бросай ты свою эту никчёмную жизнь. Женись, у тебя будет много детей, будешь жить счастливой семейной жизнью»? Что он на это ответит? Наверное, если мягко выражаться, его слова будут примерно такими: «Да о каком счастье вы мне говорите! У меня тут каждый день веселье, а вы мне предлагаете скучную, однообразную семейную жизнь и копание в пелёнках!» Как вы думаете, как он отнесётся к тому, что его насильно женят? Наверное, он всю жизнь будет считать это чудовищной несправедливостью и будет пытаться от этого ярма избавиться. Но ведь это не означает, что семейная жизнь – это несчастье. Просто для этого человека в данный момент его жизни семейная жизнь представляется несчастьем.
Вот теперь эту ситуацию попробуем обратить к отношениям между человеком и Богом. Представьте, какому-то человеку доставляет радость грех, а общение с Богом и жизнь добродетельная для него представляется совершенно скучной. И вот, как отнесётся этот человек к тому, что он попадёт в мир, в котором счастье – это то, что для него всю жизнь было несчастьем, а то что всю жизнь доставляло ему радость, там делать невозможно?
(Знаете, как на обычной работе относятся к верующим людям, которые соблюдают посты, ходят в Церковь, исповедуются, причащаются, молятся дома и т. п.? Их считают «своеобразными», иначе говоря, не совсем нормальными, а где-то и вовсе сумасшедшими (я не говорю о тех, которые всем направо и налево грозят адскими муками, те действительно находятся в ложном духовном состоянии, называемом в Церкви «прелестью»). Ну какой нормальный человек будет ограничивать себя едой в пост? Какой нормальный человек будет делать добро тому, кто тебя обидел? Нет, свечку поставить – это, конечно, дело святое, но зачем же «ударяться» в веру? И вот представьте себе этого человека, попавшим в рай: вокруг одни «блаженные», только я один – «нормальный».)
2. Возьмём другой пример. Вот есть у нас БОМЖи. Не исключаю, что среди них есть люди, которым возможно помочь, но всё же, БОМЖ часто это образ жизни. Что нужно, чтобы помочь такому человеку? Тому, кто хочет выйти из этого состояния, нужно предоставить жильё и дать работу. А тому, для кого это образ жизни, нужно предоставить жильё, работу и постоянно присматривать за ним (даже контролировать его). Если же предоставить его самому себе, то он скоро вернётся к привычному образу жизни.
От этого примера перейдём опять к отношениям между человеком и Богом. Есть люди, которые искренне стараются не грешить, но у них это не всегда получается. А есть люди, которые грешат и считают это нормой. Иначе говоря, первые говорят Богу как бы так: «Господи, я согрешаю, но я не хочу так жить, я понимаю, что это – не нормально», а вторые как бы так говорят Богу: «Господи, а что такого? Все так живут, это вполне нормально, это – моя жизнь». Для того, чтобы спасти первых, нужно Богу только дать им силу победить грех. А для того, чтобы спасти вторых, Богу нужно сначала заставить их захотеть жить жизнью праведной (иначе говоря, подчинить их волю Своей), после чего дать силу так жить. Но Бог не нарушает свободной человеческой воли, поэтому человек выбирает сам, быть ему с Богом или без Бога.
Поэтому Бог, несмотря на то, что хочет спасти человека грешного, но вынужден отправить его в ад, потому что рай для него раем совсем не будет. И в этом как раз проявляется милосердие Божие по отношению к человеку, потому что Бог не заставляет человека пребывать вечность в чуждом ему мире. Здесь можно привести ещё один пример.
Может быть, вы смотрели наш русский фильм 1997-го года, который называется «Страна глухих»? Фильм этот не отличается благочестием, а скорее наоборот, но интересен нам он с психологической стороны. Там очень хорошо раскрывается психология грешника. В фильме показывается история молодого человека и девушки. Молодой человек был азартным игроком, при этом он не обладал вообще никакими нравственными достоинствами. Девушка, не смотря на это, его очень любила. Молодой человек постоянно проигрывал все деньги, которые ему попадались под руку. При этом девушка никогда его не упрекала, а только всегда успокаивала его, говорила, что всё будет хорошо, что она заработает денег. В какой-то момент ей действительно удалось заработать крупную сумму денег и она принесла их молодому человеку в надежде на то, что он раздаст долги и они начнут жить нормальной человеческой жизнью. Но он вместо этого все деньги просадил в казино, после чего пришёл к своей девушке и рассказал ей об этом. Она, как всегда, стала его успокаивать, говорить, что всё наладится, что она ещё денег заработает. И при этом ещё стала обвинять себя, что она его отпустила одного. Тогда молодой человек не выдержал и говорит: «Я так с тобой поступил и ты за это просишь у меня прощения? Да ты сумасшедшая! Нет, ты святая, а я нормальный живой человек. Ты представляешь, каково мне, каждую секунду рядом с тобой чувствовать, какая я мразь! А ты будешь смотреть на меня любящими глазами и даже словом не упрекнёшь, нет, ты ещё прощения будешь просить. И тогда бесконечное чувство вины! Оно будет давить на меня, давить на меня, давить на меня!.. Моё место среди таких же как и я. Меня не надо любить, меня не надо спасать! Я живу как я хочу и мне нравится моя жизнь!» (1 час 42 минуты от начала фильма) После этого он ушёл.
Эта девушка не была праведницей: она жила с ним свободными отношениями, она заработала денег благодаря бандитам. Но для этого человека даже она виделась святой. И вот этой жизни с праведницей, а особенно её любви, молодой человек не выдержал, потому что он видел себя на её фоне: он видел, что она для него делала всё, а он постоянно относился к ней предательски.
Теперь эту ситуацию попробуем соотнести с отношениями между Богом и человеком. Бог есть любовь и каждого человека Он хочет спасти. А каково наше отношение к Богу? Чаще всего более или менее равнодушное, часто оно потребительское: какие-то проблемы в жизни возникают, человек обращается к Богу, а потом вновь о Боге забывает. Человек считает, что Бог ему обязан помочь, но при этом нисколько не задумывается, что Бог тоже чего-то от человека требует. Но при этом требует не для Себя, ибо Бог ни в чём не нуждается, а требует для самого человека, ради спасения самого человека.
Однако, в человеческой душе места для Бога чаще всего не находится. На всё есть, а на Бога нет. И вот представьте, такой вот грешник умирает и предстаёт перед Богом. Он видит, что Бог его любит, и вот на фоне этой любви человек видит свою душу, он видит, что вся его жизнь была предательством по отношению к Богу. Он вспоминает те ситуации в жизни, когда Бог его призывал, и видит, как равнодушно он относился к этим призывам. К тому же он видит, что он совершенно чужд того мира, который Бог мог бы ему даровать. И вот такой человек сам хочет бежать от Бога, во много крат сильнее, чем тот молодой человек хотел уйти от своей девушки. И Бог не будет насильно человека затаскивать в рай, такого человека Бог вынужденно отправляет в привычный ему мир – в ад.
Что такое ад? Это место, в котором человек наконец понимает, до какого состояния он себя довёл и испытывает мучение совести от того, что за свою короткую жизнь (а по сравнению с вечностью любая жизнь – короткая) не сделал ничего для вечности. Ещё там такие же грешники, как и он. Если сравнить с земным существованием, то это такое злобное бандитское общество, в котором никто никого не любит, но к которому человек просто привык и не знает, как можно жить по-другому. К тому же это ещё место жизни злых духов, которые нас здесь искушают, а там им дана власть человека мучить. К этому миру человек начинает привыкать ещё здесь, на земле. Здесь могло создаться такое впечатление, что ад – место неплохое. Это ошибочное мнение. Рай и ад – это не только место, но это ещё и состояние души. Можно ли сказать, что завидующий, ненавидящий, жадный человек счастлив? Нет. Любой грешник здесь также чувствует мучения: человек завидующий в первую очередь мучается сам, также и гнев разжигает и мучает того, кто гневается, а не того, на кого гневаются. Также и другие грехи мучают человека. Только в аду это состояние не проходит, там оно постоянно и испытывается в наибольшей мере.
Итак, смысл жизни состоит в том, чтобы нам за эту нашу временную жизнь подготовиться к жизни вечной. Повторюсь: рай это не только место, но и состояние («Царствие Божие внутрь вас есть» Лк. 17:21). И вот если мы достигнем райского состояния, то рай станет нашим родным домом ещё здесь, на земле. В идеале христианская жизнь должна быть похожа на жизнь солдата-срочника в армии. Солдат, когда начинает служить в армии, берёт тетрадный лист, выделяет на нём 365 клеточек (сейчас 1 год служат) и каждый день одну из них зачёркивает. Он живёт домом, он понимает, что здесь ему быть необходимо, что всё, что от него здесь требуют, он выполнит. Но при этом он чётко осознаёт, что здесь он навсегда не останется, что он вернётся домой, что настоящая жизнь она там – дома. Вот такое же состояние в идеале должно быть у каждого христианина: мы должны осознавать, что земная жизнь нам необходима, что всё, что от нас здесь требуется, мы должны делать, но при этом мы должны чётко осознавать, что здесь мы не останемся навсегда, что наш настоящий дом – это Царство Небесное, и к этому дому мы должны стремиться всей душой.
Чем же отличается жизнь верующего церковного человека от жизни людей далёких от Церкви, хотя может быть «во что-то там» верующих? Тем, что верующий человек стремиться жить так, чтобы в каждый момент его жизни он был готов встретиться с Богом и ему не было стыдно ответить за свою жизнь. Мы же не знаем, когда мы умрём, когда Бог призовёт нас к себе. Это не значит, что мы должны бояться, что мы сегодня или завтра умрём. Нет. Но мы должны всегда жить такой праведной жизнью, чтобы смерть не застала нас врасплох, чтобы мы всегда были к ней готовы. Т. е. мы должны стараться жить в общении с Богом и не грешить, а если в какие-то грехи впадаем по своей немощи, должны в них раскаиваться и стараться больше не совершать. Вот это и есть христианская жизнь.
У преподобного аввы Дорофея (подвижника, жившего в 6-м веке) в его «Душеполезных поучениях» есть описание трёх состояний человека по отношению к Богу: раб, наёмник и сын (преподобный был настоятелем мужского монастыря, поэтому и пишет о сыновнем состоянии, а не о дочернем, но по сути имеется в виду, конечно, и то и другое). Только к одному из них должны мы стремиться. Первое состояние – рабское, это состояние, когда человек живёт по заповедям Божиим из боязни наказания: он боится, что если не будет жить по заповедям, то будет наказан. Это состояние не совершенное. Следующее состояние немногим лучше: наёмническое. Это когда человек живёт по заповедям Божиим из надежды на то, что он будет награждён Богом за это здесь, а потом ещё и в Царство Небесное попадёт. Это тоже неправильно. А вот состояние, к которому мы все должны стремиться – состояние сыновнее: когда человек любит Бога и любит людей, и жизнь по заповедям является для него нормой, он просто не может жить по-другому. Любя Бога и любя людей человек не может поступать по отношению к ним плохо.
Здесь же стоит рассказать, зачем нужна Церковь. Церковь нужна, в первую очередь, для двух вещей. Она является хранительницей знаний о Боге и о сотворённом Им мире. Бог не является каждому человеку и не говорит ему: «Я такой-то, такой-то, а от тебя требую того-то и того-то» (если бы Он так делал, то человек не обладал бы свободной волей, он был бы вынужден служить Богу, находясь под надзором и как бы так говоря: «Эх! Ну раз уж Ты есть, значит придётся жить по Твоим заповедям». Но Богу такого отношения не нужно). Но Бог открыл это Своим пророкам, апостолам и святым в древности и в наше время. И все эти знания Церковь бережно хранит. И тот, кто хочет эти знания получить, должен стать членом Церкви и тогда он поймёт, где и какие знания ему взять.
И второе, самое основное, зачем нужна Церковь заключается в том, что Бог в Церкви подаёт Свою невидимую благодать посредством видимых вещей: в крещении через воду подаёт духовное рождение, посредством хлеба и вина на Литургии подаёт Причастие Своих тела и крови. И так во всём. Бог так устроил, что всё подаётся через Церковь, чтобы мы привыкали жить совместной жизнью. Ведь рай это не место, где мы обобьёмся трёхметровым забором и будем один на один общаться с Богом. Рай – это такая огромная семья, в которой Бог является Отцом, а все люди друг для друга братья и сёстры. Это идеальная семья. Каждый церковный приход должен быть образом Царства Небесного, где священник является общим отцом, а все друг для друга – братья и сёстры. Конечно, в отличие от рая, здесь у нас у всех множество недостатков. Но Бог нас терпит, несмотря на наши недостатки, поэтому и мы должны терпеть недостатки наших ближних. И конечно, в храме человек, приходя на службу, на некоторое время вырывается из житейской суеты, чтобы хотя бы пару часов провести в молитве к Богу.
Домашнее задание:
1. Прочитать книгу «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) — http://azbyka.ru/fiction/nesvyatye-svyatye-i-drugie-rasskazy/
2. Потихоньку начать читать «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина) — http://www.ioann.org/duhovnoe-nasledie/pisma/

Огласительные беседы перед крещением

Крещение — необходимое таинство при принятии человеком христианства, оно носит символ духовного перерождения, началом новой жизни. Именно поэтому священнослужители так строго подходят к его реализации, к примеру огласительные беседы перед крещением теперь необходимый этап на пути к приданию таинству человека.

Но не стоит бояться и отступать от задуманного, огласительные беседы перед крещением можно с успехом пройти, если тщательно подготовиться.

Оглавление:

  • Что нужно знать крёстным для прохождения собеседования?
  • Какие вопросы задает батюшка перед крещением?
  • Есть ли курсы для крестных?
  • Сколько длятся огласительные беседы?
  • Как окрестить ребенка без бесед

Что нужно знать крёстным для прохождения собеседования?

Крестные родители должны понимать какую ответственность несут перед будущим крещенным.

Их вера сначала становится основой для обряда, а после — они отвечают за крещенного перед Богом. Поэтому надо ответственно подготовиться к священному действу.

В первую очередь, духовные наставники крестившегося не должны быть:

  1. Его кровными родственниками: бабушками, дедушками, родителями.
  2. Монахами, подстригающимися для службы.
  3. Человек, на которого наложена епитимия (запрет на посещение церкви) не может быть крестным до его снятия.
  4. Психически больные люди не могут участвовать в обряде

Какие вопросы задает батюшка перед крещением?

Все, конечно, зависит и от самого батюшки и от прихода, в который придут будущие крестные. Но примерные вопросы такие:

«Как часто вы ходите храм?»

«Как часто причащаетесь?»

«Венчаны ли с мужем/женой?»

«Какие молитвы вы знаете?»

Есть ли курсы для крестных?

Каких-то особенных курсов для крестных нет, но есть занятия для восприемников при храме, которые и являются беседами с духовным лицом.

Огласительные беседы проходят в несколько этапов. Сначала священник посвящает в суть крещения, рассказывает о том, что крестные берут ответственность за душу крестника.

Обязательно дается анкета для заполнения данных крестных, крестника и родителей, если крестят ребенка.

Далее обсуждается само таинство, что надо будет делать крестным в обряде. На дом выдается задание, поясняющее действия кума и кумы в обряде.

В задания входят следующие положения:

  1. Выучить наизусть 7 заповедей Христа и 10 заповедей Ветхого Завета.
  2. Знать основы Нового Завета.
  3. По возможности выучить Символ Веры.
  4. Обязательно знать наизусть две молитвы — «Отче наш», «Богородице Дево».
  5. Перед крещением держать трехдневный пост, а также исповедоваться, причаститься накануне.

Сколько длятся огласительные беседы?

Занятия могут проходить долго — до месяца, поэтому время для проведения обряда выбирается исходя из того, какие успехи делают обучаемые.

После окончания огласительных бесед, восприемники получают соответствующее свидетельство о прохождении курса. С ним, любой храм Московской епархии не откажет в проведении обряда.

Само свидетельство представляет собой лист А4, с информацией о крестном (фамилия, имя отчество, возраст), дате окончания бесед, с подписью священника или катехизатором-миссионером. Обязательно ставится печать храма.

Один оригинал свидетельства выдается на руки, другой остается в храме.

Как окрестить ребенка без бесед

Возможно ли окрестить ребенка без всяких предварительных бесед? К сожалению, таким вопросом чаще задаются люди, которые сами не являются воцерковленными и не понимают самого смысла таинства.

К решению крестить ребенка они обращаются по другим причинам, например: по семейной традиции, по преемственности и понятию «русский человек-православный», по исторически сложившейся культуре.

Именно с этими людьми, решившим покрестить ребенка случаются грустные истории, недоразумения, даже комичные ситуации при обращении в церковь. Они не представляют то, зачем обращаются, но настырно требуют выполнить то, о чем просят.

Отсюда целый гул неодобрения по поводу новых правил, в частности огласительной беседы. Люди ссылаются на 90-е годы, ведь крестили без всяких предварительных приготовлений.

Но в 2013 году все поменялось, приходы получили распоряжение в обязательном порядке перед крещением проводить катехизические разговоры. Поэтому найти в Москве храм, который возьмется крестить ребенка без бесед не так-то просто. Однако, такое возможно в области, других городах России.

Тем не менее многие священники единогласны во мнении, что постановление Патриарха Кирилла — великое достижение для Православной веры. Огласительные беседы помогают понять родителям и крестным: нужно ли им крещение, узнают много нового о вере. Немало случаев, когда люди после бесед со священником начинают регулярно посещать храм.

После нововведения в некоторых храмах упало количество крещений, тем не менее количество перешло в качество, так что положительная сторона бесед очевидна.

Но вера строится не только на знаниях, на то она и вера. Прежде всего это любовь к ближнему, его принятие, любовь к Богу. И священнослужители, как никто это понимают. Поэтому они идут навстречу, не устраивая строгих допросов и экзаменов.

Крещение-добровольный акт, поэтому крестить ребенка без бесед, конечно, можно, но лучше серьезнее подойти к этому вопросу.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *