Флорентийская уния 1439 г. Изменение статуса православной церкви и ее взаимоотношений с гос-вом. Освященный Собор — как высший церковный орган

Флорентийская уния 1439 г. соглашение об объединении католич. и православных церквей, принятое на Базельско-Флорентийском соборе. Ф. у. была заключена в весьма сложной ситуации для Византии и папства. В 1430 г. турки взяли г. Фессалонику, и от Византии по существу остался только г. Константинополь, окруженный со всех сторон турецкими владениями. В этих условиях визант. император Иоанн VIII Палеолог обратился за помощью к папе римскому Евгению IV, рассчитывая на орг-цию крестового похода против турок. При этом император предложил начать переговоры об объединении католич. и православной церквей. Папа охотно принял предложение — и потому, что реальностью становились многовековые расчеты на подчинение вост. церквей, и потому, что Евгений IV получал шанс на победу в затянувшемся конфликте со сторонниками соборного движения. Созванный в 1431 г. в Базеле вселенский собор был объявлен папой распущенным, но продолжал заседать и принял решения, существенно ограничившие власть папы в церкви. Предложение визант. стороны было использовано Евгением IV для внесения раскола в ряды его противников. Папа призвал участников собора переехать в Феррару (а затем во Флоренцию) для переговоров с византийцами, и большинство собора последовало за ним.

На заседаниях собора в Ферраре и Флоренции (в 1438—1439 гг.) присутствовала визант. делегация (ок. 700 человек) во главе с императором и константинопольским па3архом. После долгих богослов, диспутов 6 июля 1439 г. был подписан документ об унии (объединении) католич. и православной церквей. Объединение состоялось при серьезных уступках православия: признание главенства папы римского, принятие католич. догматов о филиокве (об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и Сына), о чистилище. В течение последующих 6 лет на Флорентийском соборе были заключены соглашения об объединении с др. христианскими, течениями (египет. коптами, маронитами и др.). Ф. у. подняла престиж папы в Зап. Европе, однако она оказалась нежизнеспособной. Население Византии не приняло унию, глава рус. православной церкви митрополит Исидор, подписавший унию, был подвергнут заключению. Собор православных иерархов в Иерусалиме в 1443 г. предал Ф.у. анафеме.

Церковная организация и церковное право XV-XVII вв.

В XV в. церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В новой системе власти она заняла соответ.место. Сложилась система органов церковного упр-ия: епископаты, епархии, приходы. С 1589 г. в России было учреждено патриаршество, что усилило притязания церкви на политическую власть. Они вылились в конфликты патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, а на более широком уровне — в расколе, столкновении старых и новых политических позиций церкви.

Высший церковный орган («Освященный Собор») в полном составе входил в «верхнюю палату» Земского собора. Дух-во, как особое сословие наделялось рядом привилегий и льгот: освобождением от податей, телесных наказаний и повинностей.

Ц. в лице своих орг-ций являлась субъектом земельной соб-сти, вокруг кот.уже с XVI в. разгорелась серьезная борьба. С этой соб-тью было связано большое число людей: управляющих, крестьян, холопов, проживающих на церков.землях. Все они подпадали под юрисдикцию церков.властей. До принятия Соборного Уложения 1649г. все дела, относящиеся к ним, рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами кот. могли быть представители любых социальных групп.

Власть патриарха опиралась на подчиненных церковным организациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей церкви в сословно-представительных органах власти и управления. Церковные приказы, ведавшие вопросами управления церковным хозяйством и людьми, составляли бюрократическую основу этой власти.

Ц. в своей деят-сти опиралась на целую систему норм церковного права, содержащихся в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве (сборнике постановлений церковного Собора 1551 г.).

Семейное право в XV — XVI вв. в значительной мере основывалось на нормах обычного права и подвергалось сильному воздействию канонического (церковного) права. Юридические последствия мог иметь только церковный брак. Для его заключения требовалось согласие родителей, а для крепостных согласие их хозяев. Стоглав определял брачный возраст: для мужчин — 15 лет, а для женщин 12 лет. «Домострой» (свод этических правил и обычаев) и Стоглав закрепляли власть мужа над женой и отца над детьми. Устанавливалась общность имущества супругов, но закон запрещал мужу распоряжаться приданым жены без ее согласия. Влияние обычая сказывалось на такой особенности имущественных отношений супругов, как семейная общность имущества. При этом общее право супругов распространялось на имущество, предназначенное на общие цели семьи, а также на имущество, совместно приобретенное супругами в браке. Независимо от источника (принесенное супругами в семью или совместно нажитое в браке) семейное имущество подлежало сохранению и последующей передаче детям-наследникам. Имущество, ранее принадлежавшее одному из супругов, будучи включенным в комплекс семейного имущества, меняло свой характер и становилось общим. В интересах общего семейного бюджета, чтобы гарантировать сохранность приданого, принесенного женой, муж вносил своеобразный залог — «вено», обеспечивая его третьей частью своего имущества. После смерти мужа вдова владела вековым имуществом до тех пор, пока наследники мужа не выплачивали ей стоимость приданого.

После XV в. актом, обеспечивающим сохранность приданого, становится завещание, которое составлялось мужем сразу же после заключения брака. Имущество, записанное в завещании, переходило к пережившей супруге, чем и компенсировалась принесенная ею сумма приданого. В случае смерти жены к ее родственникам переходило право на восстановление приданого. При отсутствии завещания переживший супруг пожизненно или вплоть до вступления во второй брак пользовался недвижимостью, принадлежавшей покойному супругу.

В течение брака приданое оставалось в общем распоряжении супругов. Общность имущества подтверждал также установленный порядок распоряжения им, при котором все заключавшиеся с этим имуществом сделки подписывались одновременно обоими супругами.

Преступления против церкви до середины XVII в. составляли сферу церковной юрисдикции. Наиболее тяжкие религиозные преступления подвергались двойной каре: со стороны государственных и церковных инстанций. Еретиков стегали по постановлению церковных органов, но силами государственной исполнительной власти (разбойный, сыскной приказы).

С середины XVI в. церковные органы своими предписаниями запрещают светские развлечения, скоморошество, азартные игры, волхование, чернокнижие и т.п. Церковное право предусматривало собственную систему наказаний: отлучение от церкви, наложение покаяния (епитимья), заточение в монастырь и др. Внутрицерковная деятельность регулировалась собственными правилами и нормами, круг субъектов, им подчиненных, был достаточно широким. Идея о «двух властях» (духовной и светской) делало церковную организацию сильным конкурентом для государственных органов: в церковном расколе особенно очевидно проявились стремления церкви встать над государством. Эта борьба продолжалась вплоть до начала 18 века.

Судебник 1497 г.: общая хар-ка; основные правовые институты: соб-сть, обязательства, наследование; понятие преступления, классификация преступлений и система наказаний, судоустройство и судопроизводство, «суд» и «розыск», институт «облихования». Доказательства.

Первым кодифицированным актом является Судебник Ивана III 1497г.Его принятие было обусловлено процессом централизации, кот. затрагивал развитие не только гос-ва, но и права. Вместе с полит. происходит юридическое объединение путем составления общего сборника правовых норм для всего гос-ва. Судебник составлен дьяком Владимиром Гусевым, одобрен царем и Боярской думой. В него вошли нормы Русской Правды, обычного права, судебной практики и литовского закон-ва; ПСГ, уставные грамоты(нормативные док-ты, издаваемые верховной властью по вопросам местного управ-я), судные грамоты (постановления о судоустройстве, даруемые отдельным местностям и содержащие, кроме того, некот. нормы граждан. и уголов.права), судебные решения по отдельным вопросам.

В отличие от РП, кот. содержала обычные нормы и судебные прецеденты и была своеобразным справочником для поиска правды, Судебник уделяет основное внимание орг-ции судебного процесса — суда. Поэтому главное содержание Судебника — процессуальные постановления, перенятые из уставных грамот и объединенные в один акт. Уголовное право получило в Судебнике более широкое регулирование. Первая часть Судебника включает уголовные постановления, предположительно, Ивана III — о лихоимстве, об отказе в правосудии, о лжесвидетельствах и др. Вторая, меньшая часть Судебника состоит из норм гражданского права — о давности, о наследстве, о купле-продаже, о займе, о холопстве и др. Судебник является док-том, кот. знаменует новую эпоху в ИГПР — становление единого Русского гос-ва.

Судебник регулирует земельные отношения,кот. хар-ся полным исчезновением самост.соб-сти общины на землю и оформлением вотчинного и поместного землевладения. В Судебнике впервые исп-ся термин поместье, для обозначения особого вида условного землевладения, есть нормы о поземельных спорах и способах их решения.

Обязательственному правуСудебник уделяет меньше внимания, чем Русская Правда. Выделяются обязательства из причинения вреда (за потраву), правонарушения, связанные с судебной дея-стью.

Нормы о наследовании предусма3вали, что при наследовании по закону наследство получал сын, при отсутствии сыновей — дочери. Дочь получала не только движимое имущество, но и земли. За неимением дочерей наследство переходило ближайшему из родственников. В Судебнике 1497 отражались интересы феодалов-землевладельцев, поэтому в нем регламентируются правила перехода крестьян в Юрьев день (переходить можно было 26 ноября в Юрьев день, и в течение недели до и после этого дня, заплатив пожилое — ст.57), это был первый шаг к закрепощению крестьян. Источники холопства по Судебнику 1497 года: те же, что и в РП, кроме городских ключников. Кроме того, холоп автоматически получал освобождение при совершении побега из татарского плена.

Церковная должность викарий чаще встречается в католической традиции. Однако существует она и в православии. Если объяснять максимально просто, то это заместитель, кстати, именно так это слово переводится с латыни. В православной традиции за викарием закреплены важные обязанности, непосредственно направленные на оказание помощи главному священнослужителю. Как правило, им является архиерей или епископ.

Какую роль выполняет викарий в православном приходе?

Фото: Mitropolia-lip.ru

В православной традиции человек, занимающий эту должность, является главным помощником священника. Ключевая особенность этой должности в том, что у викария по определению не бывает собственной епархии.

Примечательно, что оставаясь в этой должности даже на протяжении определенного времени, ему разрешается становиться батюшкой. Единственное условие – поддержка со стороны епархии и самого епископа. По этой причине должность не считается постоянной, как правило, никто ее не занимает на протяжении длительного времени.

Иногда викарию поручается руководство некоторой частью епархии. Обычно это происходит, если священника по каким-то причинам нет, он не в состоянии выполнять свои обязанности. В истории православной церкви даже бывали прецеденты, когда викария ставили надзирать за всем городом. В число его непосредственных обязанностей входил контроль проведения богослужений во всех без исключения городских храмах.

Часто характер этой должности подчеркивается, когда ее обозначают викарный епископ или викарный архиерей, прямо указывая, чьим конкретно заместителем является служитель.

В некоторых храмах встречается иное обозначение этой должности – хорепископ. Это понятие стало известным при Петре I, закрепившись в православной традиции к концу XVIII столетия.

Должностные обязанности

Фото: Mitropolia-lip.ru

Викарий считается значительным духовным чином, поэтому в его ведении достаточно много обязанностей, так или иначе направленных на участие в жизни определенного прихода. К основным следует отнести:

  1. Оказание всесторонней помощи руководителю епархии в управленческих вопросах.
  2. Контроль выполнения распоряжений и указов архиерея.
  3. Официальная переписка с главами соседних приходов, относящихся к данной епархии. Как правило, эти обращения адресованы архиерею, викарий составляет текст и согласовывает его с ним.
  4. Визиты и проведение служб в соборах на территории епархии. Контроль за их деятельностью.
  5. Формирование списков клириков и руководителей приходов, которые необходимо отстранить от служения или наоборот назначить.
  6. Выдвижение кандидатов на рукоположение в сан.
  7. Составление рекомендаций для абитуриентов образовательных учреждений, основанных РПЦ.
  8. Формирование предложений о необходимости открытия монастырей или новых приходов.
  9. Выдача временных направлений клирикам для совершения богослужений. От викария они могут получить разрешение максимум на один месяц.
  10. Викарий несет ответственность за уровень образования духовников и всех служителей церквей прихода. При необходимости он организует специальные семинары или направляет их на дополнительное обучение.
  11. Формирование списков служителей монастырей и приходов, которые следует приставить к награде.
  12. Викарий – ответственный за составление и соблюдение графика отпусков служителей. Такой график каждый год направляется в епархиальное управление.
  13. Прием и рассмотрение жалоб, поданных на священнослужителей. Среди функций викария – решение возникающих конфликтов.
  14. Викарий несет ответственность за составление финансовых отчетов, которые требуется предоставлять в епархию.

Значение должности

При участии викария решается большинство организационных вопросов, касающихся духовенства, служащего в приходах.

Дополнительно о роли этой должности в РПЦ свидетельствует то, что обычно у викария имеется собственная печать и именной бланк, утверждаемые архиереем.

Архиерейский Собор: суть, механизм, функции и полномочия (справка)

1. Что такое Архиерейский Собор?

Высший орган иерархического управления Русской Православной Церкви, в котором участвуют исключительно архиереи (тогда как Поместный собор – собор епископов и других клириков, а также мирян поместной Церкви).

Архиерейский Собор состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих синодальные учреждения и духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. Иные викарные епископы могут участвовать в заседаниях Архиерейского Собора без права решающего голоса.

2. Кем, как и когда созывается Архиерейский Собор?

Архиерейский Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси (местоблюстителем) и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного Собора, а также в исключительных случаях, предусмотренных, в частности, п. 20 раздела V Устава РПЦ.

За подготовку Архиерейского Собора несет ответственность Священный Синод.

По предложению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода или 1/3 членов Собора – епархиальных архиереев может быть созван внеочередной Архиерейский Собор, который в таком случае собирается не позднее, чем через шесть месяцев после соответствующего синодального решения или обращения группы архиереев к Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду.

3. Когда проходил предыдущий Архиерейский Собор?

Предыдущий Архиерейский Собор Русской Православной Церкви состоялся 2-5 февраля 2013 года. В работе Собора приняли участие 280 из 290 входивших в него иерархов. Заседания Собора проходили в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.

Позапрошлый Собор состоялся 2-4 февраля 2011 года, а Архиерейский Собор 25-26 января 2009 года предварял Поместный собор 2009 года, на котором был избран Святейший Патриарх Кирилл.

4. Чем занимается Архиерейский Собор?

В обязанности Архиерейского Собора входит:

– хранение чистоты и неповрежденности православного вероучения и норм христианской нравственности;

– принятие Устава Русской Православной Церкви и внесение в него изменений и дополнений;

– хранение догматического и канонического единства Русской Православной Церкви;

– решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов, касающихся как внутренней, так и внешней деятельности Церкви;

– канонизация святых и утверждение богослужебных чинопоследований;

– компетентное истолкование святых канонов и иных церковных законоположений;

– выражение пастырской озабоченности проблемами современности;

– определение характера отношений с государственными органами;

– поддержание отношений с поместными православными Церквами;

– создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых Церквей, экзархатов и епархий, а также определение их границ и наименований;

– создание, реорганизация и ликвидация синодальных учреждений;

– утверждение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом Русской Православной Церкви;

– в преддверии Поместного Собора – внесение предложений по повестке дня, программе, регламенту заседаний и структуре Собора, а также по процедуре избрания Патриарха Московского и всея Руси, если таковое избрание предполагается;

– наблюдение за претворением в жизнь решений Поместного Собора;

– суждение о деятельности Священного Синода и синодальных учреждений;

– утверждение, отмена и внесение изменений в законодательные деяния Священного Синода;

– создание и упразднение органов церковного управления;

– установление процедуры для всех церковных судов;

– рассмотрение финансовых отчетов, представляемых Священным Синодом, и одобрение принципов планирования предстоящих общецерковных доходов и расходов;

– утверждение новых общецерковных наград.

Архиерейский Собор является церковным судом высшей инстанции. Как таковой он правомочен рассматривать и принимать решения в первой и последней инстанции по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха Московского и всея Руси.

Кроме того, Архиерейский Собор должен принимать решения:

– по разногласиям между двумя и более архиереями;

– по каноническим проступкам и вероучительным отступлениям архиереев;

– по всем делам, переданным ему общецерковным судом для окончательного решения.

5. Как проходит Архиерейский Собор?

Председателем Архиерейского Собора является Патриарх Московский и всея Руси или местоблюститель патриаршего престола.

Президиумом Архиерейского Собора является Священный Синод. Президиум несет ответственность за проведение Собора, а также за руководство им. Президиум предлагает повестку дня, программу и регламент заседаний Архиерейского Собора, вносит предложения о порядке изучения Собором возникающих проблем, рассматривает процедурные и протокольные вопросы.

Секретарь Архиерейского Собора избирается из членов Священного Синода. Секретарь несет ответственность за обеспечение Собора необходимыми рабочими материалами и за ведение протоколов. Протоколы подписываются председателем Собора и членами Священного Синода.

Открытие Собора и его ежедневные заседания предваряются совершением Божественной литургии или другого соответствующего уставного богослужения.

Заседания Собора возглавляет председатель или, по его предложению, один из членов Священного Синода.

На отдельные заседания Собора могут приглашаться без права решающего голоса богословы, специалисты, наблюдатели и гости. Степень их участия в работе Собора определяется регламентом.

Решения на Соборе принимаются простым большинством голосов открытым или тайным голосованием, за исключением случаев, специально оговоренных принятым Собором регламентом. Когда при открытом голосовании голоса разделяются поровну, то решающим является голос председателя. В случае равенства голосов при тайном голосовании проводится повторное голосование.

Никто из архиереев – членов Архиерейского Собора не может отказаться от участия в его заседаниях, кроме случаев болезни или иной важной причины, которая признается Собором уважительной.

Кворум Архиерейского Собора составляют 2/3 иерархов – его членов.

Постановления Архиерейского Собора вступают в силу сразу после их принятия.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви

Москва, 25 января 2009 г.

25 января 2009 года в Храме Христа Спасителя начал работу Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Перед началом первого пленарного заседания собравшиеся в Зале церковных соборов архипастыри пропели тропарь Пятидесятницы: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную. Человеколюбче, слава Тебе!».

Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл обратился к присутствующим со вступительным словом, отметив, в частности: «Настоящим мы открываем Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который является чрезвычайным. В июне прошедшего года мы имели возможность общаться, работать вместе как Освященный Архиерейский Собор, мы приняли важные документы, работали под водительством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II».

Владыка Кирилл призвал всех совершить молитву об упокоении почившего Предстоятеля Русской Церкви.
Участники Архиерейского Собора за литией, которую совершил Патриарший Местоблюститель, помолились о упокоении приснопоминаемого Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, Архиерейский Собор состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих Синодальные учреждения и духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. Иные викарные епископы могут участвовать в заседаниях Собора без права решающего голоса.

Председателем Архиерейского Собора является Местоблюститель Патриаршего престола. В президиуме Архиерейского Собора — члены Священного Синода Русской Православной Церкви: митрополит Киевский и всея Украины Владимир, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир, митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин, архиепископ Костромской и Галичский Александр, архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон, епископ Брянский и Севский Феофилакт, епископ Туровский и Мозырский Стефан. Кроме того, согласно решению Священного Синода от 24 декабря 2008 года (журнал №102), на время работы Архиерейского Собора в состав Священного Синода, являющегося по Уставу президиумом Собора, вошли Митрополит Токийский и всея Японии Даниил, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, митрополит Рижский и всея Латвии Александр, митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий.

Для участия в Архиерейском Соборе приглашены 202 архиерея.

В ходе заседаний Архиерейского Собора состоится избрание трех кандидатов на вдовствующий Московский Патриарший Престол. Избрание нового Патриарха Московского и всея Руси состоится на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

Пресс-служба Архиерейского Собора

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *