Большая книга славянской мудрости

© ИП Сирота, текст, 2015

© ООО «Издательство «Эксмо», 2016

Введение

Мудрость славян, накопленная за тысячи лет, не исчезла в глубинах веков, она сохранилась в обычаях и традициях, в генах и памяти поколений, в самой душе народа и, конечно, в языке. Несметные сокровища – ценные мысли, многовековой опыт, светлые озарения – переданы при помощи слова.

Жемчужины народной мудрости – пословицы. В них в меткой и складной форме хранятся знания обо всем на свете от национальной истории до устройства быта. Пословицы, сказки, былины – все это плоды коллективного творчества, отшлифованные многими поколениями. Они позволяют нам в любой момент обратиться к опыту далеких прародителей, занять у них немного прозорливости, практичности и здравого смысла.

Наши славянские предки были семи пядей во лбу, но и потомки ни в чем им не уступают. Продолжая славные традиции, они приспосабливают старые мудрости к новым обстоятельствам и рождают новые, сообразные времени. Какую область ни возьми – военную науку или любовную премудрость, воспитание подрастающего поколения или этапы духовного пути, способы сохранения телесного здоровья или умение нажить благосостояние – обо всем думали самые светлые головы. И, к нашему счастью, сохранили итоги своих размышлений на бумаге.

Сколько можно найти светлых мыслей, свежих идей, остроумных выводов на страницах повестей и романов русских писателей, в стихотворениях поэтов, в письмах и дневниках как известных, так и самых обычных людей! Часть их представлена в этой книге, которая является не просто сборником цитат, а собранием знаний и размышлений на различные темы. На ее страницах оживают представители разных эпох и социальных слоев; каждый из них рассказывает свою историю или излагает свои воззрения, с которыми можно соглашаться или не соглашаться, но которые, несомненно, будет интересно узнать.

Читая эту книгу, кто-то, возможно, найдет ответы на мучающие его вопросы, кто-то увидит проблему с неожиданного ракурса, кто-то задумается о том, чем раньше никогда не интересовался, а кто-то просто получит удовольствие от яркого, живого языка представленных цитат, афоризмов и отрывков. «Премудрость одна, а мудростей много», – гласит русская пословица. Здесь представлено много разных мудростей, но основа у них одна – славянская, народная, идущая из глубокой древности.

I
Мудрость народная
Где народ, там и правда

Говорить о народной мудрости – это все равно, что пытаться объять необъятное. За что ни возьмись, какой вопрос ни задай, а у предков всегда найдется мудрый совет, будь то разговор о времени сева, солениях на зиму, рыбалке и охоте, приметах, чести, верности или о душе. Сами того не замечая, мы с раннего детства впитываем память предков с пословицами, поговорками и сказками. Со всем пылом юношеского максимализма стремимся доказать, что правила и традиции, освященные столетиями, не для нас, а став взрослыми, однажды вдруг понимаем, что живем, следуя мудрости отцов и дедов.

Что противопоставить смерти? Чем ценно честное слово? Опасна ли наивность? Читайте и узнаете!

Одна жизнь за всех и за россию

Спроси любого человека, есть ли что-то важнее жизни? И мудрый ответит: да! В истории тому есть множество примеров.

В 1613 году решением Земского собора был избран на царство первый из династии Романовых, Михаил Федорович. Его правление стало окончанием Смутного времени и принесло России долгожданный мир и спокойствие. Но всего этого могло бы не быть, если бы не подвиг Ивана Сусанина, прославивший деревенского старосту в веках.

Наш народ зря не любит говорить, а если сказал, то связал.

Пословица

Семнадцатилетний Михаил Романов с матерью Марфой в то время жили недалеко от Костромы, в селе Домнино. Узнав о провозглашении его царем, польско-литовский отряд направился туда, пленение или смерть юного властителя – вот что было его целью. Встретивший отряд Иван Сусанин не мог не понимать, что дойди поляки до Домнино, беды не избежать. Иван Сусанин решил, что одна его жизнь – малая плата за жизнь царя и судьбу России, и увел интервентов в противоположную от села сторону. Открыв обман, поляки казнили Сусанина в болотах под Исуповым.

* * *

«Время тогда было ненастное, начинало вечереть, как поляки, сбившись с дороги, встретили близ деревни Деревнищ крестьянина Ивана Сусанина и спросили его о дороге в село Домнино к боярскому двору, где тогда был юный Михаил. Умный Сусанин, подозревая коварство их, решается спасти Богом избранного Михаила, вызывается сам проводить их, и между тем показывая, что будто чего-то ищет, успевает приказать зятю ж своему, чтобы он как можно скорее спешил в Домнино для уведомления Михаила о предстоящей опасности. Сам, помолясь Богу и препоруча себя Его святой деснице, ведет злодеев в противну сторону; притворяясь, что ищет дороги, которую в темноте будто потерял, блуждая с ними по болотам и глубоким оврагам.

Наконец рассчитывая, что Михаил уже мог окольными дорогами удалиться в Кострому, прекращает нетерпеливость поляков объявлением, что он с намерением завел их в противоположную сторону, дабы сим спасти жертву их. <…> Верный Сусанин в селе Исупове принял мученический венец. Михаил же, извещенный зятем Сусанина об угрожавшей ему опасности, уехал окрестными дорогами в Ипатьевский монастырь, куда прибыла и его родительница. Злодеи, не смея следовать к Костроме… удалились к Белоозеру. Во время пребывания в Ипатьевском монастыре Михаил Федорович получил весть об избрании его на престол. <…> Верностью престолу и самопожертвованием для блага Отечества докажем, любезные соотчичи, что и в нас течет кровь Сусаниных и щедроты монархов не втуне изливаются на потомков тех доблестных мужей, которых верность и беспрекословная преданность вместо крепких стен служили твердою оградою жизни родоначальнику ныне благополучно царствующего Дома, Михаилу».

А. Козловский, «Взгляд на историю Костромы»

10 ноября в Авсюнинской поселковой библиотеке мы собрались с ребятами, чтобы поговорить на тему – что значит – жить по совести и чести. Мероприятие было направлено на воспитание у школьников активной жизненной позиции, честности и порядочности, а также углубление теоретического уровня познания учащимися такого явления, как коррупция. Проблема коррупции затрагивает интересы каждого человека. И очень важно, чтобы каждый понимал – что такое коррупция, какой вред она приносит и как с ней можно бороться. В ходе беседы были рассмотрены причины возникновения и факторы, способствующие развитию коррупции, а также отдельные возможные случаи коррупции и обсуждены меры по нейтрализации или минимизации ее проявлений.

Спокоен и счастлив тот, кто живет в согласии со своей совестью. Нельзя равняться на тех, кто поступает по-своему, кто пренебрегает моралью ради временной выгоды. Искушения современного общества, его строй и порядок очень часто склоняют людей к эгоизму, нечестным поступкам, аморальным действиям, а также к методам получения материальных ценностей путем обмана и бесчестия. Безусловно, всё это влечет за собой определенные последствия, а точнее, так называемые «угрызения совести». Чаще всего эти люди становятся замкнутыми, ассоциативными, порой агрессивными, так как внутри них начинается ежедневная борьба мнимого удовольствия и моральных, совестливых убеждений. Чтобы понять, как это происходит, нужно ответить на один простой вопрос: Что же такое совесть? Совесть — это прежде всего то, что заставляет задуматься над совершенными поступками, оценить их, проанализировать их последствия. Она живет в каждом человеке, у каждого она своя: кто-то не спит ночами, кому-то она нисколько не мешает, у кого-то она незапятнанная и чистая, у кого-то живет глубоко и не напоминает о себе, а в ком-то, наоборот настолько сильна, что не позволяет совершить аморальный проступок. Стоит сказать, что совесть – это нечто весьма положительное, доброе и светлое, находящееся внутри любого из нас. Это нравственность, справедливость, порядочность, воспитанность.
Главное, опускать руки не стоит, важно помнить, что каждому человеку своевременно придется сделать нравственный выбор и решить, как жить, и не просто жить, а жить достойно — то есть жить в доброте, по закону чести и достоинства, с верой в светлое будущее и в согласии с моралью, нормой и в ладу с собственной совестью. Ведь если руки чисты, то и совесть спокойна, а жизнь безгрешна.

Жизнь по совести

Позавчера со мной произошел исключительно удивительный случай. Нет, не то чтобы случилось что-то из ряда вон выходящее или даже чудесное. Абсолютно бытовая и житейская ситуация, в которой удивительного лишь то, что сначала я удивил людей, а потом люди удивили меня. Незнакомые люди. Обычные, но так дорогие моему сердцу, россияне.

Банальный вечер, банальный поход в магазин, расположенный неподалеку от моего дома, банальные покупки. На кассе небольшая очередь. Предпраздничный день всегда обостряет покупательский спрос. Рассчитываясь за покупки я начинаю понимать, что девушка на кассе просит у меня сумму несколько меньше той, которую я планировал заплатить за товар, уже любовно упакованный мною в пакет. Говорю ей о своих сомнениях и предлагаю пересчитать стоимость товара в большую сторону. Она настаивает на своей правоте, перечисляет мне товары по списку, и вручает сдачу. Простая такая, русская девушка, Анастасия, запомнил ее имя. Пытаюсь быть настойчивым. Очередь начинает волноваться. Беру чек, сдачу, продукты и выхожу на улицу. Покинув магазин рассматриваю чек и понимаю, что перечень товара соответствует тому, что у меня в пакете, а вот с количеством – беда. Просчет явно не в пользу магазина. Просчет, который не сделает меня богаче, но принесет неприятности девушке Насте, которой прийдется долго разбираться в пересортице и еще и компенсировать недостачу из своего кармана.

— Salik.biz

Возвращаюсь. Очередь, которая еще не успела рассосаться, смотрит на меня крайне настороженно. Громко, чтобы привлечь внимание кассирши, сообщаю ей о том, что она ошиблась, и даже называю точную сумму просчета. Она понимает что я, скорее всего прав, раз вернулся в магазин до этого покинув его, но в работе у нее уже другие клиенты. Я сообщаю что готов подождать, но к диалогу подключается заведующая магазином, которая закрывает эту кассу и переводит клиентов на другую. Путем несложных манипуляций мне удается убедить двух сотрудниц торговой сети что у меня неправильно взяли деньги за товар, и вручить им выданную мне ошибочно сумму. Они меня благодарят, искренне, благодарят так, что я начинаю понимать, что совершил что-то удивительное.


Искренность продавщиц мне в какой-то мере понятна. Наверное не каждый гражданин вот так вот вернется в магазин и отдаст лишнюю сдачу. Но самое удивительное начинается позже. Люди, с соседней кассы, начинают подходить ко мне, знакомиться и жать мне руку! Кто-то показывает меня детям и говорит, что с меня нужно брать пример. Я понимаю что совершил нечто выдающиеся, но при этом присутствует понимание того, что я не совершил НИ-ЧЕ-ГО! Я незатейливо в простой житейской ситуации принял единственно правильное и приемлемое для меня решение. Я поступил ПРАВИЛЬНО, поступил ПО СОВЕСТИ. Но почему это так удивило других посетителей магазина?

Анализируя ситуацию, произошедшую со мной в магазине, и оценивая реакцию других покупателей, я понял, что большинство из них, окажись они на моем месте, поступили бы точно так же. Но еще я понял, что хорошие поступки, правильные поступки, вызывают не только уважение, но и желание быть похожими на тех, кто поступает правильно. Я понял, что хорошим людям для того чтобы стать еще лучше, не хватает в повседневной жизни простых примеров. Примеров, которых раньше у нас было больше чем нам требовалось, а потом вдруг не стало вовсе.

Совсем недавно мы с Вами обсуждали вопрос национальной идеи, государственной идеологии, спорили о том, какой она должна быть и, зачастую, расходились в формулировках. Кто-то постоянно кивал в сторону власти и искал причину всех бед именно в ней, возводя смену строя в рамки национальной идеи, кто-то говорил, что в многонациональной России не может быть национальной идеи до тех пор, пока не устоится суперэтнос РОССИЯНЕ. Были те, кто утверждал, что нам еще рано думать об идеологии, им перечили те, кто говорил что это делать уже слишком поздно. Много мнений, много идей. Справедливость. Власть народа. Победа над коррупцией. Национализация недр. Сплочение перед лицом внешней угрозы. Патриотизм. И лишь единицы несмело заявили о том, что нужно жить ПО СОВЕСТИ. А ведь это возможно и есть ответ на вопрос, какой она должна быть, наша национальная идея? Жить по совести! Как это просто и в то же время глобально!

Рекламное видео:

Я всегда старался жить по совести, но мне крайне трудно объяснить другому человеку что нужно проделать над собой, чтобы прийти к пониманию этого образа жизни. Если вернуться к описанному выше моменту, произошедшему со мной в магазине, то логики в нем нет. Что остановило меня? Страх перед ответственностью? Нет. Доказать что я положил себе в карман лишние деньги – невозможно. А если и кто-то сможет сделать это, то ответственность за данный поступок вряд ли наступит. Сумма убытка несущественна. Мне стало жалко продавщицу? Поверьте, я даже не успел так глубоко погрузится в свои эмоции. В общем, логического объяснения этому нет. Просто я поступил так, как должен был поступить. Без какой-либо корысти и личной заинтересованности. Поступил по совести, не взяв чужого даже при осознании своей полной безнаказанности.

Что может остановить человека и не дать ему совершить противоправный поступок или какое-либо деяние, способное нанести вред другому человеку? Закон? Страх перед наказанием? Нет. Если бы это было так, то тюрьмы в России сейчас бы пустовали. Закон учит нас не только тому, что делать нельзя, но и тому, как поступать, чтобы избежать суровой ответственности. Закон, а точнее страх перед неизбежным наказанием, учит тому, что если Вы совершили ДТП, в котором пострадал один или несколько человек, то нужно любыми правдами и неправдами «убедить» все заинтересованные стороны в том, что Вы были абсолютно трезв. Условный срок всегда приятнее реального. И несмотря на то, что закон запрещает управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, каждый третий садится за руль после возлияний. И Вас не останавливает ЗАКОН. Вас может остановить только устойчивое понимание того, что Вы поступаете НЕПРАВИЛЬНО. Это понимание превыше всех законов и заповедей. Только оно способно остановить человека и не дать ему совершить роковую ошибку. Это внутренний стрежень, который должен быть у каждого. И тогда нам будет не нужна идеология, а законы станут пустой формальностью. Потому что человек, который живет по совести, не способен поступать неправильно. Или скажите что я не прав и что понятие совесть, понятие растяжимое? Да нет, это понятие крепкое как гранит. Просто многие в себе еще не нашли эту самую СОВЕСТЬ. Живут абы как, точнее обитают в рамках законов и понятий, которые пытаются нарушить, но бояться сделать это открыто. К совести это не имеет никакого отношения.

Жить по совести я начал когда мне было лет четырнадцать. Я жил в бедной семье. Тогда все, в принципе, жили не важно, время такое, начало 90-х. Но нам было особенно трудно. Бабушка, пенсионерка, Дед, пенсионер с переломом шейки бедра, который навсегда приковал его к постели, мать, находящаяся в декретном отпуске по уходу за моим двухгодовалым братом, и собственно я, в то время еще ни на что не годящийся подросток. Главой семьи была бабушка. Мягкий но одновременно прагматичный человек, переживший все ужасы войны в сознательном возрасте, и послевоенное восстановление разрушенной Державы. Весь наш более чем скромный бюджет она держала в своих заботливых руках. И вот однажды, отправившись на рынок за покупками, она попала в ситуацию, которую можно назвать понятным и емким словом – КАТАСТРОФА. В автобусной давке ловкий вор-карманник вырезает у нее из сумки кошелек. Выйдя из автобуса и придя на рынок, она понимает что ее обворовали. Вместе с этим приходит понимание того, что как минимум две недели, до следующей пенсии, ее мужу-инвалиду, дочери, находящейся в декрете, и двум внукам, один из которых едва научился говорить, банально будет нечего есть. Кто помнит то время, может подтвердить, что занять денег у кого-либо в начале 90-х было очень не просто. И от подобного понимания ситуации она встала посредине рынка и разрыдалась. Разрыдалась от понимания вопиющей несправедливости, жертвой которой она стала, от осознания своей беспомощности и от отсутствия ответа на казалось бы такой простой вопрос «Что делать?». И в тот момент люди, наши уже российские но еще до сих пор советские люди, подошли к ней и выслушав о ее горе, помогли. Кто сколько мог. Буквально в считанные минуты незнакомые люди вернули ей все то, что украл у нее карманник. Мы выжили. Хотя наверняка выжили бы и без денег, но наверное озлобились бы, зачерствели.


В тот момент я понял что законы и все прочее, стоят в иерархии человеческих ценностей намного ниже чем абстрактное и мало понятное мне в то время понятие СОВЕСТЬ. Тот карманник, БЕССОВЕСТНЫЙ человек, понимал, что поступает неправильно, обворовывая беззащитную старушку. Он понимал, что скорее всего забирает у нее последнее, и знал о том, что нарушает закон, точнее Уголовный кодекс. И это его не остановило. Он принес людям горе, осознанно, потому что он не привык поступать по совести. А те люди, на рынке, которые вкладывали в руки моей бабушки свои кровные деньги? Как поступали они? Вот они поступали именно по совести. Потому что другого механизма, способного заставить человека добровольно достать из кармана что-то свое и отдать это совершенно незнакомому человеку, просто нет. Помогать людям, попавшим в беду, не может заставить ни один суд. Это решение сугубо добровольное. Это решение, которое способны принять люди, живущие исключительно по совести. И именно совесть является высшим мерилом человеческих поступков. СОВЕСТЬ, а не закон. Потому что многие готовы нарушать законы в каких-то мелочах, но далеко не все готовы пойти против совей СОВЕСТИ. В общем, в тот день, когда моя бабушка вернулась с рынка после того злосчастного происшествия, я сделал для себя единственно правильный выбор. Выбор, которому я остаюсь верен по сей день.

Вот так вот, не найдя ответа на глобальный и в какой-то мере философский вопрос о национальной идее, я нашел его совершенно случайно, пойдя в магазин за хлебом и водой. Точнее я даже не нашел его, я понял, что я знал ответ на этот вопрос много лет подряд, знал, но не мог понять, что истина лежит на поверхности. ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ. Жить в состоянии, в котором мерилом твоих поступков и высказываний служит даже не закон, а какой-то внутренний голос, четко знающий что правильно, а что неправильно. Голос, который не позволит тебе обворовывать бедных, пройти мимо нуждающихся, ударить слабого и беззащитного, промолчать при виде творящейся несправедливости, забыть свои долги и обещания, обманывать тех, кто доверяет тебе и унижать тех, кто волею судеб находится в твоей власти. И это превыше любых законов и заповедей! Этот голос, если он в тебе звучит, нельзя заставить замолчать и его невозможно обмануть. Нужно только разбудить его в себе, а потом безропотно к нему прислушиваться. Единожды начав, жить до конца дней своих исключительно ПО СОВЕСТИ.

Представьте себе, как измениться Россия, когда в ней большинство населения начнет жить по совести? Когда сдерживающим фактором станет не закон, который можно обойти, а некий внутренний стержень, не позволяющий отклониться ни на градус от сознательно выбранного образа жизни? Сколько грязи и несправедливости просто исчезнет из нашей повседневной жизни! Насколько мир станет чище и светлей! Скажите – утопия? Возможно. Но ведь я не призываю Вас раскрыть или развить в себе какие-то сверхспособности! Я говорю о том, что есть у каждого. Жить по совести это для нас так же естественно, как для рыбы плавать в воде, а для птицы – летать. Просто мы разучились это делать. Вернее у нас пропала необходимости оценивать свои поступки, анализируя правильно ли мы поступаем или неправильно. Для это есть масса органов, которые опираясь на законы, делают это за нас. Сегодня мы не несем ответственности за свои поступки. Точнее несем, но крайне редко, когда совершим что-то противозаконное. И узнаем мы о том, что поступили неправильно, исключительно от посторонних людей, на которых возложили те функции, которые изначально лежали на нашей совести. Но судя по всему, настало время вернуть себе право оценивать свои поступки. Настало время начать жить ПО СОВЕСТИ, оставив суды, полицию и прокуратуру для БЕССОВЕСТНЫХ, тех, кто навсегда или на время потерял человеческий облик.

Предвкушаю простой и ожидаемый вопрос. Вы наверняка спросите о том, как быть с теми людьми, порою властьимущими, которые не захотят жить по совести? Вы однозначно опасаетесь, что начав жить исключительно по совести, окажитесь во власти людей бессовестных, не готовых и нежелающих отказываться от своих привычек и принципов? Да, этот вопрос несомненно должен возникнуть у любого здравомыслящего человека. Но вместе с тем, Вы уже и сами знаете на него ответ. Скажите, а сможет ли человек, живущий по совести, промолчать, если увидит что кто-то где-то творит несправедливость? Это исключено! Совесть молчать не позволит! Те, кто примет для себя решение и начнет жить исключительно по совести, не только станет примером для окружающих, но и человеком, который объявит беспощадную войну тем, кто не хочет жить по совести, продолжая лавировать в законодательном поле, находя лазейки и используя их в своих корыстных целях. Если мы будем требовать чтобы все вокруг жили по совести и поступали исключительно правильно, то кто выступит против нас?


Вот такая в моей голове родилась картина, которая подбила меня к тому, чтобы я вынес на всеобщее обсуждение свой формат национальной идеи. Формат, который никто и никогда не сможет насадить декларативно, сверху, но который сможет объединить все население в единой порыве, будучи запущен снизу, добровольно и сознательно. Жить ПО СОВЕСТИ. Так легко и одновременно так сложно. Поступать ПРАВИЛЬНО. Всего-то… Казалось бы какие простые истины! А быть может в непонимании простых вещей и погоне за сложными и кроется наша основная проблема? Быть может именно в этих простых понятиях и кроется ключ к процветанию нашего государства?

Алексей Зотьев

Продолжить пословицу в рифму. По совести жить легко, а… Добрый друг дороже… Попусту обижаться все равно что… Честь и честность… Тот,кто совести не слышит, тот..

Как называет автор иронично место, где живут зенитчицы? а) железнодорожный разъезд б) курорт в) санаторий 3. На ком женился Федот Евграфыч перед финской войной? а) на соседке из колхоза б) на санитарке из гарнизона в) на зенитчице 4. Как зовут хозяйку Федота Евграфыча? а) Мария Васильевна б) Мария Никитична в) Мария Никифоровна 5. Девичья фамилия Риты Осяниной? а) Мухтакова б) Муштакова в) Муштыкова 6. Когда погиб лейтенант Осянин? а) в июне 1942 б) в июне 1941 в) в июле 1941 7. Отчество Риты Осяниной? а) Степановна б) Михайловна в) Игоревна 8 .Какой цвет волос был у Жени Комельковой? а) русый б) рыжий в) каштановый 9. Какой позывной был у Васкова? а) 19 б) 17 в) 9 10. С помощью чего девчата и Васков переходят болото? а) палка б) веревка в) слега 11. Любимый поэт Сони Гурвич ? а) Пушкин б) Есенин в) Блок 12. Родина Лизы Бричкиной? а) Вологодчина б) Брянщина в) Орловщина 13. Сколько немцев увидели Васков и Гурвич, когда немцы вышли из глубины кустов? а) 20 б) 15 в) 16 14. В кого преобразились девчонки, чтобы немцы пошли в обход? а) лесорубы б) строители в) отдыхающие 15. «А глупости не надо делать даже от …? а) по любви б) от скуки в) от безделья 16. Как погибла Лиза Бричкина? а) утонула в болоте б) убили в бою в) зарезали немцы 17. Что было написано на кисете Федота Евграфыча? а) дорогому защитнику Отечества б) дорогому защитнику Родины в) дорогому бойцу 18. Кем по профессии был отец Сони Гурвич? а) военный б) учитель в) врач 19. Какое слово пропущено во фразе «Так глупо, так несуразно, так … было умирать в 19 лет»? а) несправедливо б) неправдоподобно в) неправильно 20. Как зовут сына Риты Осяниной? а) Александр б) Альберт в) Антон 21. Какое слово пропущено. «Не надо, — тихо сказала она. – Родина ведь не с…. начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а потом …..» а) разъезд б) город в) канал 22. Как сын Риты именует Федота Евгафыча посконно и домотканно? а) папой б) тятей в) отцом

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *