Зачем православные крестятся при виде каждого храма

Сейчас многие считают, что традиция креститься при виде православного храма не является чем-то обязательным для православного человека и на этот счет не существует никаких особых правил и канонов. Однако испокон веков православный русский человек крестным знамением при виде храма исповедовал перед всеми Христа, заявляя о своей вере и поступая по словам Священного Писания, в котором сказано: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего…» (Мк. 8:38).
Еще одна причина, по которой христианину следует налагать на себя крест при виде храма – это знак уважения, любви и бесконечного почитания Святых Даров, ведь в алтаре каждого храма находятся в чаше – Тело и Кровь Господа, и сам Он невидимо пребывает на престоле.

Лучше – воздержаться?

Даже православные священники трактуют этот обычай по разному. Например, священник из Санкт-Петербурга Константин Пархоменко считает, что крестное знамение на себя налагать надобно не каждый раз, а сообразуясь с обстоятельствами. Он рассказывает. что однажды стал свидетелем того. как женщина перекрестилась при виде храма, что позволило сидевшей на лавочке молодежи долгое время зубоскалить по поводу веры, Христа и попов. Иногда более полезно, проезжая мимо храма, мысленно помолиться. Священник указывает, что намеренное отсутствие крестного знамения в том случае, если над верой могут посмеяться, – благо, и в этом нет слабости.
При этом бывают случаи, когда человек истово креститься при виде каждых куполов, но мира в душе нет, а значит, и пользы от крестных знамений не будет никакой. Для иллюстрации этой мысли о. Константин приводит случай, когда он ехал в такси в одежде мирянина, и за короткий отрезок дороги машина проехала мимо шести храмов. Каждый раз таксист истово крестился, но заметив удивление пассажира, злобно засверкал глазами и спросил с угрозой: «Что? Не нравится!?» Было очевидно, что мира в душе у водителя нет.

Лучше – не воздерживаться!

Известный православный батюшка протоиерей Игорь Фомин, наоборот, считает, что отсутствие крестного знамения при виде храма свидетельствует о том, что христианин по каким-то причинам стыдится проповедовать Христа. Каждый православный должен подумать на эту тему сам и сам же решить для себя, как именно ему поступать.
Отец Игорь считает, что смелость в этом вопросе свидетельствует о близости верующего к Церкви и о его искренней вере.
Другие священники указывают, что накладывать на себя крест следует по ситуации: иногда это просто невозможно в толпе или в тесноте трамвая или автобуса. В таком случае лучше сделать это » про себя», мысленно.
Но если вы подходите к храму пешком или едете на машине, следует с достоинством перекреститься, обозначив этим себя как верующего человека и дав понять окружающим, что вы открыто и с чистым сердцем проповедуете Христа.

31. Когда кажется — креститься надо!

Часто говорят: «Когда кажется — креститься надо!» А в словах этих заключена ведь Великая Мудрость! Которую не замечают из-за духовной лени и сонности. Поэтому и используют эту фразу в основном лишь в ироническом тоне, тогда как на самом деле в ней нет ничего подобного! Ибо она являет собой Лучший и Великий Совет духу человека, что ему делать, если он сбился с правого пути! А именно: креститься! В земном смысле это, конечно, звучит нелепо; однако, в духовном — нет ничего яснее и естественнее! Поскольку связано всё это только с неверным, то есть ложным пониманием самих слов фразы, их приземлением! Ибо подлинный смысл фразы призывает человека обратить свой дух к Истине, если он вдруг начал ложно воспринимать окружающий его Мир, то есть Творение, то есть когда ему что-то начало казаться! Ведь «казаться» ясно говорит о том, что человек перестал видеть ясно, то есть он уже не видит, каким есть окружающим его мир и происходящее в нём на самом деле! И для того, чтобы снова начать видеть правду, подлинное, то есть видеть ясно, человек должен окреститься, должен окрещать себя до тех пор, пока его дух полностью не прозреет, то есть просветлеет, преобразится! Это единственное, что может ему помочь! Окреститься не только один раз, но окрещаться постоянно, всегда — то есть просветить и всегда просвещать себя Истиной, ибо Крест — есть Истина как Её Живая Видимая Форма! Креститься — означает просветлять себя Истиной, которая и есть Крест! А не отбивание поклонов и крестных знамений! Окрещайся постоянно! То есть живи Истиной постоянно! А не время от времени! И именно в просветлении себя Истиной лежит залог, что тебе не будет казаться, ибо Истина показала тебе всё в подлинном свете! Она просветила тебя! То есть пронизала тебя Своим Светом, изгнав из тебя мрак, который и затуманивал твой взор! Сделала тебя внутренне светлее! Показала тебе всё, как оно есть на самом деле! А не как это тебе казалось! Истина есть! У Неё нет двойных трактовок! Она всё освещает однозначно и ясно! Только Она — залог ясного зрения духа! Ничто иное! Кто не имеет Истины, тот не может видеть ясно! Только Истина дарует ясное, незамутнённое зрение! Только Она исключает иллюзии и миражи! В Её Свете невозможно «казательство», ибо Она всё освещает! Именно поэтому, когда кажется — то есть воспринимается ложно, надо креститься — то есть нужно просветить себя Истиной! Истиной — которая пришла Свыше! — В изданном в 1931 году Послании Граля ‘В Свете Истины’*) Бог в последний раз дал всему человечеству Вечную ИСТИНУ, которой человек может просветить себя, если захочет! Человек не станет автоматически просветлённым лишь только от наличия Самой Истины! Нет! Всё зависит только от самого человека! Потому что только он сам должен сам просветить себя с помощью Истины! Именно только он сам должен впитать Её в себя, если хочет просветиться Ею, то есть креститься или окреститься, чтобы никогда больше впредь не «казалось»! Ибо «казаться» — это значит жить «в иллюзии», то есть значит вести жизнь воображаемую, следовательно, быть мёртвым для жизни подлинной, то есть для Истины! А это — быть духовным мертвецом, ибо все живые духом ведут жизнь по Истине! — «Пока гром не грянет — мужик не перекрестится!» — ещё одно свидетельство того, что человек разлюбил Истину! Ему нет до Неё никакого дела! Ибо думать о Ней, то есть начинать креститься, он начинает только тогда, когда грянет гром, то есть пока его не настигнет какой-либо удар Судьбы, который уже принуждает его обратить свой взгляд на Истину, которая до этого его вообще или весьма мало интересовала! Настолько всё омертвело! Это ужас, что человеку безразлична Истина! Что ему нет до Неё никакого дела, пока у него «всё хорошо»! Пока его не ударил удар грома! Который один ещё иногда способен отряхнуть дух человека от спячки! Это печально. Ибо всё это говорит о сегодняшнем чудовищно плачевном духовном упадке людей, когда им безразлична Истина, когда они не тоскуют по Ней! Когда они не стремятся к Ней всем своим сердцем, изо всех своих сил! Поскольку то, что должно было распознать Её, Ею воспламениться и ожить Ею — дух человека — обленился, зачах, уснул или даже умер! Поэтому если ваш дух ещё не заснул навсегда — окрещайтесь непрестанно! Сама Истина дана нам Богом для этого! Истина способна дать всё! Но из этого ты сможешь взять только то, что и насколько ты в состоянии воспринять! В соответствии со зрелостью своего духа! Истина освещает всё! Но увидеть всё это, то, что Она освещает тебе уже сейчас, ты сможешь только тогда, когда твой дух откроется Истине и в этом! — Всё, что во взгляде человека соответствует Истине — означает, что он это действительно видит, всё остальное должно отнести к категории «кажется»! И до тех пор, пока в его жизни есть «кажется» — он должен продолжать постоянно креститься! Ибо это лучший совет и единственное спасение от духовной смерти! И из этого также видно, почему говорится, что только крещённые могут спастись и войти в Царство Божье! И что в действительности значит креститься и быть Крещённым! —

* * *

Зачем нужно креститься

Для чего люди крестятся?

Крестное знамение является малым священнодействием. Тот, кто изображает его на себе или осеняет им других людей (например, собственного ребенка), привлекает Божью благодать Святого Духа. Считается, что сила благодати дана именно крестному знамению не случайно. Крестное знамение – это не только часть религиозного обряда. Оно является и великим оружием веры. Житие святых приводит различные примеры доказательства реальной духовной силы, сосредоточенной в образе креста.
Дело в том, что Иисус Христос своей земной смертью на кресте победил сатану и его гордыню. Христос освободил людей от рабства греха. Именно Иисус освятил крест как победоносное оружие, даровав его земным людям в качестве оружия для борьбы с врагами. Распятие Иисуса Христа на кресте – это акт величайшего божественного самопожертвования во имя спасения человечества.

Сила крестного знамения для человека

Креститься может любой человек, однако не каждый делает это правильно. Православный христианин должен знать, что крестное знамение имеет Божью благодать только тогда, когда его совершают правильно и, самое главное, благоговейно.
Священнослужители говорят, если человек делает это как попало, например, беспорядочно размахивает руками, то считается, что этому «бесы радуются». Для того чтобы бесы не ликовали, необходимо осенять себя крестным знамением как положено, сложив пальцы правой руки таким образом: указательный, большой и средний необходимо сомкнуть воедино и ровно, а безымянный и мизинец – пригнуть к ладони. Любой православный христианин, верующий в Бога, обязан креститься в начале молитвы, во время молитвы и по ее окончанию. Кроме того, осенять крестным знаменем себя нужно при приближении к чему-либо святому: иконы, храм и т.д.

Дело в том, что пальцы православного христианина, верно образующие крестное знамение, символизируют его выражение веры в Бога Отца, в Бога Сына и в Бога Святого Духа как в нераздельную и единосущную Святую Троицу. Два пальца, пригнутые к ладони, – это выражение двойственной природы Сына Божьего – человеческой и Божеской.

Креститься нужно не по принуждению, а по воле своей!

Священнослужители считают, что Господь никого ни к чему никогда не принуждал. Поэтому осенять себя крестным знамением или нет – свободный выбор человека. Вот только выбор этот не должен омрачаться неумелыми жестами и взмахами, пародирующими великое священнодействие! Правильно креститься – это истинно доказывать свою веру в Христа. Только в этом случае христианин может рассчитывать на благодать Божью.

Обычно при входе в храм и при выходе из него молящийся крестится и кланяется три раза.

Число три символизирует Святую Троицу. По входе в храм главное, что нужно сделать, это подойти и поцеловать храмовую икону или икону праздника, лежащую на центральном аналое посреди церкви. Делается это обычно так: дважды совершаем поклон с крестным знамением, целуем икону и после этого – еще один поклон с крестным знамением. Целуя храмовую икону или икону праздника, мы тем самым будто бы приветствуем хозяина дома – самого Бога или же небесного покровителя церкви (к примеру, Святителя Николая).

Дальнейшие передвижения и моления в храме – это ваше личное дело. Можно подать записочки, купить свечи, поставить их перед любым образом, к которому расположена ваша душа. Помолиться перед ним. Если есть в храме рака с мощами, конечно же, после целования храмовой иконы или иконы праздника следует подойти к ней.

Единственное ограничение на передвижение по храму – это время богослужения. В идеале мы должны прийти хотя бы за полчаса – пятнадцать минут до службы, чтобы совершить необходимые дела: подать записочки в алтарь, поставить свечи и прочее, чтобы потом стать на свое место, успокоиться и настроиться на богослужение, во время которого желательно уже не ходить по храму.

Но, конечно же, случаи бывают разные: забежал в храм перед работой, в обеденный перерыв или во время какого-то совершающегося в твоей жизни важного события, чтобы попросить у Бога помощи. В таком случае подавайте записочки, ставьте свечечки, но делайте все как можно тише, чтобы не мешать богослужению и не отвлекать молящихся.

Но хочется, дорогие братья и сестры, предостеречь всех нас от формализма. Священномученик Григорий Шлиссельбургский в проповеди в неделю о самарянине сказал следующее:

«Церковь не есть спасающий автомат. Надо каждому встретить в Церкви живого Бога. Конечно, Господь, по Его слову, – всегда в Своей Церкви, но Христа надо встретить, почувствовать, как бы осязать, для этого необходимо обращение к Церкви сделать живым, как обращение к Самому Христу, невидимо присутствующему в Ней. Ведь обращение к Церкви сделалось теперь какой-то бездушной формальностью. Думают, что раз человек пришел в храм и крестится, и кланяется, то он все уже сделал, и Бог обязан слышать его и сделать по его желанию. Если человек принял таинство, он уже уверен, что гарантировал себе обязательную помощь Христа. Это ошибка, братия. “Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!», войдет в Царство Небесноеˮ. Можно быть в Церкви – и остаться без Христа. Можно молиться и креститься – и ничего не получить. Можно принять в себя таинство – и навлечь на себя еще большее осуждение. Повторяю, Церковь не есть спасающий автомат. В Церкви – живой Бог, и когда ты послужишь Ему живою душою, тогда будешь услышан и соприкоснешься с источником Жизни, и тебе подадутся благодатные силы. Значит, надо, чтобы твое соприкосновение с Церковью было не только пространственным нахождением в Ней, а чтобы ты осязал в Ней присутствие живого Бога, и не только совершал телом известные действия: кресты, поклоны, а вкладывал в служенье Христу живую душу. Когда твое служенье будет таким, то не сомневайся: у колодца Церкви сядет Христос, и через Него ты почерпнешь воду жизни, свое освящение».

Исходя из этого, дорогие читатели, хочется обратить наше внимание на довольно распространенную ошибку. Бывают такие случаи, когда положение на себя крестного знамени превращается в непонятное махание руками.

Мы должны понять, что крестное знамение уже является молитвой. Само складывание пальцев десницы (правой руки) определенным образом при крещении – видимый знак того, что человек исповедует два главных догмата православия: о Святой Троице (согнутые соответственно три пальца) и о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа (Божьей и человеческой). Визуально-тактильным телесным приемом – наложением на себя крестного знамени – мы исповедуем эти истины и освящаем ими себя: свою голову (то есть ум), свой живот (то есть сердце), правое плечо и левое плечо (свое тело). И крестимся мы всегда во имя Отца и Сына и Святого Духа, призывая на себя Божью благодать, которая освящает наше падшее человеческое естество.

Кроме того, нам нужно помнить, что мы, с одной стороны, не должны сотворять идола из формального этикета поведения в храме, с другой – нам не следует обращать все это в действие на автомате. Нужно понимать, Господь – это Иегова (с еврейского языка Сущий, то есть Живой), и мы приходим в храм для того, чтобы не просто механически исполнить Устав, но для того, чтобы научиться с живым Богом общаться.

Иерей Андрей Чиженко

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *