Мученица Васили́сса Египетская, игумения

Жития мучеников Иулиана, игумена, Келсия, Антония, Анастасия, мучениц Василиссы, игумении, и Мариониллы, семи отроков и 20-ти воинов

Свя­той му­че­ник Иули­ан ро­дил­ся в еги­пет­ском го­ро­де Ан­ти­ное и по во­ле ро­ди­те­лей всту­пил в брак с бла­го­род­ной и бо­га­той де­ви­цей Ва­си­лис­сой. В бра­ке су­пру­ги оста­лись дев­ствен­ни­ка­ми. По смер­ти ро­ди­те­лей сво­их они устро­и­ли две оби­те­ли: муж­скую и жен­скую, са­ми при­ня­ли ино­че­ство и на­сто­я­тель­ство­ва­ли в этих оби­те­лях. В цар­ство­ва­ние Дио­кли­ти­а­на в 313 го­ду свя­той Иули­ан же­сто­ко по­стра­дал за ве­ру Хри­сто­ву и сво­им му­же­ством об­ра­тил ко Хри­сту Кел­сия, сы­на сво­е­го му­чи­те­ля иге­мо­на Мар­ки­а­на, и же­ну его, Ма­ри­о­нил­лу. Вос­кре­сив умер­ше­го языч­ни­ка, свя­той об­ра­тил и его. Об­ра­щен­ные при­ня­ли Кре­ще­ние от пре­сви­те­ра Ан­то­ния. Языч­ник в Кре­ще­нии на­зван Ана­ста­си­ем. По­сле тем­нич­но­го за­клю­че­ния все при­ня­ли му­че­ни­че­ский ве­нец, бу­дучи усе­че­ны ме­чом. С ни­ми му­че­ни­че­ски по­гиб­ли 20 во­и­нов и 7 от­ро­ков.

См. так­же: «Жи­тие и стра­да­ние свя­тых му­че­ни­ков Иули­а­на и Ва­си­лис­сы и дру­гих с ни­ми» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

День памяти Святой Мученицы Василиссы Никомидийской

Икона Святой мученицы Василиссы Никомидийской (День памяти установлен Православной Церковью 3/16 сентября) — покровительницы женщин по имени Василиса, — помогает в обретении силы в вере. Икона Святой Василисы Никомидийской Она помогает практически во всех случаях жизни, когда требуется серьезная молитвенная поддержка молящемуся.

Если имя Василисы носит кто-то из родных или Вы – эта мученица, юная свидетельница о Христе, станет Вашей небесной покровительницей.

День памяти установлен Православной Церковью 3/16 сентября.

Мученица Василиса Никомидийская – удивительный пример того, что мученичество как свидетельство о Боге даровалось не только взрослым, но и детям, ведь во время свершения своего подвига Василисе было всего 9 лет. Пример юной Василисы, прошедшей невозможные пытки и оставшейся невредимой, – свидетельство о любви Бога к тем, кто готов пренебречь временной физической жизнью, чтобы обрести жизнь вечную. Сам пример святой мученицы, осознание его величия – уже защита от заблуждений и сомнений. От нас не требуется таких подвигов, и, возможно, именно это отсутствие испытаний позволяет духу верующего человека, как говорится, расхолаживаться. Тогда спасительной защитой от этого теплохладного состояния становится молитва первомученикам, которая станет еще искренней, если мы будем знать историю их подвига.

Во времена царствования римского императора Диоклетиана пролилось огромное количество крови. В месяц насчитывалось более 17 тысяч убиенных за веру во Христа и двадцать тысяч сожженных в церкви в день Рождества Христова. Длительное время проводилось убиение верующих. Святая Василиса была одной из пострадавших мучениц.

В возрасте 9 лет ее привели на суд к игемону, то есть к правителю Никомидии Александру и Василиса очень смело для своего возраста исповедала Христа. Все присутствующие были удивлены свободному разговору с игемоном. Правитель попытался с помощью ласки и различных обещаний склонить ее к почитанию своих богов. Но Василиса была непреклонной. Тогда игемон стал бить ее по лицу, за что она возблагодарила Господа Бога. С нее сняли одежду и стали избивать розгами, и в этот раз она возблагодарила Бога. Император разозлился от таких слов и приказал бить Василису еще сильнее. Когда тело мученицы Василисы было похоже на сплошную язву, она выкрикнула: «Боже, благодарю Тебя за всё сие!»

Правитель Александр дал приказ развести костер и кинуть в него олово, смолу, масло, серу и подвесить Василису вниз головой, в надежде, что мученица быстро испустит дух после такого смрада и дыма. Но Василиса и при таких мучениях была словно в райской прохладе, при этом постоянно воспевала и благодарила Господа Бога. Император, видя пренебрежение Василисы к мучениям, приказал бросить мученицу в разожженную печь. Войдя в печь, святая мученица Василиса долгое время находилась там без всякого вреда. Присутствующие с недоумением смотрели на это чудо. Василису вывели из печи и выпустили двух разъяренных львов, которые должны были съесть Василису, но и тут она осталась невредимой. Император Александр был потрясен происходящим и воскликнул: «Это судьбы Божии!». Он припал к ногам Василисы и стал просить ее о помиловании и прощении. Он просил мученицу помолиться ее Богу, чтобы он не погубил его, ибо он теперь верует в Господа Бога. Василиса, прославив истинного Бога, отвела императора Александра к епископу Антонию, чтобы он научил и разъяснил истинную веру.

Александр принял крещение и покаялся в своем прежнем нечестии и причинении всем христианам жестоких мучений. Он просил святую Василису о том, чтобы она испросила прощения у Господа Бога. Благодаря молитвам святой мученицы Василисы правитель Александр преставился в скором времени и был похоронен с почестями христиан, неподалеку от города. Почувствовав жажду, Василиса стал на камень, и помолилась Господу Богу, и из камня потекла вода. Утолив свою жажду, она отошла с этого места, и помолясь, отдала свой дух Богу. Епископ Антоний похоронил великомученицу вблизи от того камня, где потекла вода.

Молитвы перед иконой Святой мученицы Василиссы Никомидийской:

Тропарь мученице, глас 4-й

Агница Твоя, Иисусе, Василиса зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю, и, Тебе ищущи, страдальчествую, и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак мученице, глас 2-й

Храм Твой всечестный яко цельбу душевную обретше, вси вернии велегласно вопием ти, дево мученице Василиса, великоименитая, Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Величание мученице

Величаем тя, страстотерпице Христова Василиса, и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.

Молитвенное призывание святого, имя которого носишь:

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий , яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Мученица Васили́сса Коринфская

Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан (в III ве­ке) од­на бла­го­че­сти­вая жен­щи­на, по име­ни Ру­фи­на, бе­жа­ла из Ко­рин­фа в го­ры, спа­са­ясь от пре­сле­до­ва­ний. Там она ро­ди­ла сы­на Ко­дра­та и вско­ре по­сле ро­дов скон­ча­лась. Про­мыс­лом Бо­жи­им мла­де­нец остал­ся жить и был вскорм­лен чу­дес­ным об­ра­зом: на него опус­ка­лось об­ла­ко, пи­тав­шее его слад­кой ро­сой. Дет­ство и юно­ше­ские го­ды свя­то­го Ко­дра­та про­шли в пу­стыне. Бу­дучи уже взрос­лым, он од­на­жды по­встре­чал хри­сти­ан, ко­то­рые про­све­ти­ли его све­том ис­тин­ной ве­ры. Ко­драт вы­учил­ся гра­мо­те, а поз­же изу­чил вра­чеб­ное ис­кус­ство и до­стиг в нем боль­ших успе­хов. Но бо­лее все­го Ко­драт лю­бил пу­стын­ное без­мол­вие и боль­шую часть вре­ме­ни про­во­дил в го­рах, пре­да­ва­ясь мо­лит­ве и бо­го­мыс­лию. Про­шло мно­го лет. В пу­сты­ню к свя­то­му ча­сто при­хо­ди­ли его дру­зья и по­сле­до­ва­те­ли, чтобы по­слу­шать его на­став­ле­ния. Сре­ди них бы­ли Ки­при­ан, Ди­о­ни­сий, Анект, Па­вел, Кри­с­кент и мно­гие дру­гие.

По при­ка­зу го­ни­те­ля хри­сти­ан нече­сти­во­го Де­кия (249–251) в Ко­ринф при­был во­е­на­чаль­ник Иа­сон. Свя­той Ко­драт был схва­чен вме­сте со сво­и­ми дру­зья­ми и бро­шен в тем­ни­цу. На до­про­сах Иа­сон ча­ще все­го об­ра­щал­ся к Ко­дра­ту как стар­ше­му по воз­рас­ту. Свя­той му­же­ствен­но за­щи­щал свою ве­ру во Хри­ста Спа­си­те­ля. То­гда его ста­ли ис­тя­зать. Свя­той Ко­драт, несмот­ря на нече­ло­ве­че­ские стра­да­ния, на­хо­дил в се­бе си­лы под­дер­жи­вать дру­гих, убеж­дая их не стра­шить­ся и твер­до сто­ять за ве­ру. Не до­бив­шись ни от ко­го от­ре­че­ния, Иа­сон при­ка­зал бро­сить му­че­ни­ков на рас­тер­за­ние зве­рям. Зве­ри же не тро­ну­ли их. Свя­тых при­вя­за­ли за но­ги к ко­лес­ни­цам и во­ло­чи­ли по го­ро­ду, мно­гие из тол­пы бро­са­ли в них кам­ни. На­ко­нец му­че­ни­ков при­су­ди­ли к усе­че­нию ме­чом. На ме­сте каз­ни свя­тые по­про­си­ли се­бе немно­го вре­ме­ни для мо­лит­вы, а по­том один за дру­гим ста­ли под­хо­дить к па­ла­чу, скло­няя го­ло­ву пе­ред за­не­сен­ным ме­чом.

Осталь­ные уче­ни­ки свя­то­го Ко­дра­та так­же по­стра­да­ли за Хри­ста: Ди­о­ни­сий (дру­гой) был за­ко­лот но­жом; Вик­то­рин, Вик­тор и Ни­ки­фор бы­ли за­жи­во раз­дроб­ле­ны в огром­ной ка­мен­ной сту­пе; Клав­дию от­ру­би­ли ру­ки и но­ги; Ди­о­дор сам бро­сил­ся в при­го­тов­лен­ный для него ко­стер; Се­ра­фи­он был обез­глав­лен; Па­пия и Лео­ни­да уто­пи­ли в мо­ре. Под­ра­жая муж­чи­нам, на му­ки за Хри­ста доб­ро­воль­но по­шли и мно­гие свя­тые же­ны.

См. так­же: «Стра­да­ние свя­тых му­че­ни­ков Ко­дра­та и про­чих с ни­ми» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *