Сочинение на тему: Семья и брак

Семья и брак

*****

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!

*****

Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Брак или брачный союз, супружество — регулируемая обществом и, в большинстве государств, регистрируемая в соответствующих государственных органах семейная связь между двумя людьми, достигшими брачного возраста, порождающая их права и обязанности по отношению друг к другу, а также, при появлении у пары детей, — и к детям. Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижение ими брачного возраста. В ряде стран при оформлении брака заключается брачный контракт.

В браке упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой. Во многих обществах существует запрет на близкородственные браки. Однако, существуют браки, в которых детей не может быть ввиду бесплодия одного или обоих супругов, либо из-за того, что супруги вышли из репродуктивного возраста.

Как правило, брак подразумевает ведение супругами совместного хозяйства и наличие общего имущества, передаваемого по наследству, а также воспитание ими детей. Брак пользуется охраной и покровительством законов лишь при совершении по известным формам, с соблюдением установленных в законах условий; влечет за собой известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям (право на содержание, наследование и пр.).

Святые отцы о семье и браке

— Святые отцы и подвижники благочестия о семье и браке.

Святитель Иоанн Златоуст

В супружестве надо всем жертвовать и всё терпеть для сохранения взаимной любви; если она утрачена – всё пропало.

В том состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается всё в мире.

*

Любовь есть крепкая стена, неприступная не только для людей, но и для дьявола.

*

Мать, рождая дитя, даёт миру человека, а потом должна она в нём же дать небу ангела.

*

Ничем так не сохраняется любовь, как прощением обид виновным пред нами.

*

Будем так наставлять наших детей, чтобы они предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто.

*

Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности к житейскому.

*

Хотя бы у нас всё житейское было благоустроено, мы подвергнемся крайнему наказанию, если не заботимся о спасении детей.

*

Не сам ли ты причиняешь себе скорбь необузданностью твоего сына? Ты должен был тщательно обуздывать его, приучать его к порядку, к аккуратному исполнению своих обязанностей и врачевать болезни его души, когда он был ещё молод и когда это сделать было гораздо легче.

*

Если есть между мужем и женой единодушие, мир и союз любви, к ним стекаются все блага. И злые наветы не опасны супругам, ограждённым, как великой стеной, единодушием в Боге.

*

Если каждый будет исполнять свой долг, то всё будет крепко; видя себя любимою, жена бывает дружелюбна, а встречая повиновение, муж бывает кроток.

*

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию (1 Кор. 7, 5). Что это значит? Жена не должна воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и разлад семейной жизни. Хорошо сказал апостол: Не уклоняйтесь. Это делают многие жёны, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и всё приводя в расстройство.

*

Кто небрежен к своим детям, тот, хотя бы в других отношениях и порядочен, понесёт крайнее наказание за этот грех. Всё у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях.

*

Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на неё с великой любовью и иметь с ней большое согласие, а с миром и согласием войдут в его дом все блага.

*

Такова сила любви: она не задерживается дальностью расстояния, не слабеет от долговременности, не побеждается наведением искушений; но, побеждая всё это, становится выше всего и восходит на высоту недосягаемую.

Священномученик Киприан Карфагенский

Отними у любви терпение, и она, как разорённая, перестанет существовать.

Преподобный Исаак Сирин

Не променяй любви к ближнему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что любя ближнего ты приобретаешь в себе Того, Кто драгоценнее всего в мире.

Преподобный Марк Подвижник

Невозможно иначе спастись, как только через ближнего, как заповедал Господь, сказав: Прощайте, и прощены будете (Лк. 6, 37).

Преподобный Нил Синайский

Ничего не предпочитай любви к ближнему, кроме тех случаев, когда из-за неё презирается любовь к Богу.

Святитель Василий Великий

Заботьтесь не на земле оставить детей, но возвести на небо; не прилепляйтесь к супружеству плотскому, но стремитесь к духовному; рождайте души и воспитывайте детей духовно.

Преподобный Геннадий Костромской

Чего между вами в семье бывает, не выноси из дома своего в люди, и если что увидишь или услышишь худое вне дома, того не вноси в свой дом.

Святитель Тихон Задонский

Многие родители обучают своих детей иностранным языкам, иные художествам обучают, но о христианском учении и воспитании небрегут: таковые родители рождают детей к временной жизни, и к вечной жизни их не допускают. Горе им, ибо не тела́, но души человеческие убивают своим нерадением!

*

Дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают её в своих юных душах, чем слушают их слова.

Святитель Феофан Затворник

Вы – жена, вы – мать, вы – хозяйка. Обязанности по всем этим частям изображены в писаниях апостольских. Просмотрите их и возьмите на совесть исполнять. Ибо сомнительно, чтобы спасение могло устроиться помимо исполнения обязанностей, которые налагаются званием и состоянием.

*

Не нужно смотреть, что дитя мало, – следует с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юношестве, и после них легко и свободно можно было управляться с этою потребностью. Первая закваска очень дорога.

*

Любовь супружеская есть любовь, Богом благословенная.

*

Имей жену подругой и сильной любовью заставляй её быть себе покорной.

Преподобный Антоний Оптинский

Кротость и смирение сердца – такие добродетели, без которых не только Царства Небесного наследовать, но ни счастливым быть на земле, ни душевного спокойствия ощущать в себе невозможно.

Преподобный Амвросий Оптинский

Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь к спасению.

*

Праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиной всех зол и несчастий. Без внушения страха Божия чем детей ни занимай – не будет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни. При внушении же страха Божия всякое занятие хорошо и полезно.

Преподобный Анатолий Оптинский Младший

Мы обязаны всех любить, но чтобы нас любили, мы не смеем требовать.

*

Мир семейный хранить – святое Божие повеление. Муж должен, по апостолу Павлу, любить жену, как самого себя; и сравнил апостол жену с Церковью. Вот как высок брак!

Преподобный Нектарий Оптинский

Счастье в брачной жизни даётся только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к таинству христианской Церкви.

Преподобный Никон Оптинский

Нам недоступны дела тех, с которыми мы имеем различный образ жизни. Например, мать, имеющая грудных детей, не может ходить ежедневно в церковь ко всем службам и дома подолгу молиться. Из этого будет не только смущение, но и даже грех, если, например, в отсутствие матери ребёнок без призора искалечит себя или натворит шалостей, когда будет подрастать. Не может она совершенно отречься от имущества ради личного подвига, ибо она обязана содержать и кормить детей.

*

Если кого любишь, то и смиряешься перед ним. Где любовь, там и смирение, а где злоба – там гордыня.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Друг для друга вы должны быть примером кротости и незлобия, воздержания, благодушия, честности и трудолюбия, покорности Божией воле, терпения и упования; помогайте друг другу; берегите друг друга, снисходите один другому, покрывая немощи друг друга любовью.

*

Будь сколько возможно искренен, добр и ласков к своим домашним: тогда все неприятности с их стороны уничтожатся сами собою, тогда ты победишь благим злое, если они будут иметь на тебя зло и высказывать его.

*

Ничем не озлобляйся, побеждай всё любовью: всякие обиды, капризы, всякие неприятности семейные. Не знай ничего, кроме любви. Вини всегда искренно себя, признавая себя виновником неприятностей.

*

Если будете жить во взаимной любви, вы низведёте на себя и потомство своё Божию благодать и Бог вселится в вас и увенчает все начинания и дела ваши благословенным успехом, ибо где любовь, там Бог, а где Бог, там всё доброе.

Подвижники благочестия о семье

Игумен Никон (Воробьёв)

«Сохраняйте мир в семье любою ценою!»

«Любовь вы­ше всего, всех подвигов…»

Со всем убеждением, со всей силой души моей, с любовью умоляю тебя: смирись пред Сергеем, сочти себя виновной пред ним (хотя бы ты и была в чём-либо права), попроси прощения за всё прошлое; затем дай обет Богу всё делать ради мира и спасения обоих. Ты не можешь спастись без Сергея, а он без тебя. Погибель одного будет гибелью и другого. Вы повенчаны, вы составляете одного человека. Если твоя рука заболеет, ты не отрезаешь её, а лечишь. Не можешь ты отрезать от себя Сергея, как и он тебя. Вам надо спасаться вместе или вместе погибнуть.

*

Скажу несколько слов о Вашем состоянии, которое Вы как будто склонны считать принадлежностью только Вашей, именно чувства одиночества, покинутости и проч.

Я не встречал ни одной девушки или одинокой женщины, которые не страдали бы от этого. Это, очевидно, кроется в природе женской. Еве Господь сказал по падении: И к мужу твоему влечение твое (Быт. 3, 16). Это влечение (не плот­ское только, а ещё в большей степени психическое, а иногда исключительно психическое), очевидно, и действует во всех одиноких, преломляясь и приукрашиваясь бессознательно самым разнообразным способом. Взятая от ребра Адама, она тянется на своё место, чтобы создать одного целого человека.

*

Любите друг друга, жалейте всех, сохраняйте мир любою ценою, пусть пострадает дело, но сохранится мир!

Вам обязательно нужно это время быть с семьёй, помочь устроиться, выполнять все поручения без ропота, оказать любовь своим в это трудное время. Любовь вы­ше всего, всех подвигов. Потом, когда всё устроится, можно будет думать о себе.

*

Любовь даже к человеку стремится выразить себя де­ланием приятного любимому, каких бы жертв это ни стоило. Чем сильнее любовь, тем больше стремление доказать её, а доказать бескорыстную любовь можно только жертвой, и как истинная любовь не имеет предела, так не имеет предела и жажда жертвы как проявления любви.

*

Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8); не сказано, что Бог «имеет любовь», а – есть Любовь, Любовь Божественная, превосходящая вся­кое разумение человеческое. Если человеческая любовь жертвует жизнью ради любимого, то как всемогущий Господь, Которому не трудно одним Словом создать целые миры, Который есть Любовь, – как Он, столь возлюбив­ший грешного падшего человека, оставит его без Своего Промышления, без помощи в нужде, в скорби, в опас­ности?! Никогда этого не может быть!

*

Страсть не видит недостатков другого, поэтому (и по многому другому) она и называется слепою – дружба и любовь видят всё, но покрывают недостатки и помогают другу избавляться от них, преодолевать, подниматься со ступени на ступень.

Схиигумен Иоанн (Алексеев), Валаамский старец

«Пламенная любовь без религии очень ненадёжна».

«Боже упаси тебя уходить от мужа…»

Не советую тебе мечтать о монастыр­ской жизни. Господь ведёт тебя в вечную жизнь мирской супружеской жизнью. Умудряйся жить ради Христа семейной жизнью, и Господь, видя твоё произволе­ние, поможет тебе спастись и в семейной жизни – в этом не сомневайся. Препо­добный Макарий Великий приводит в пример двух женщин, угодивших Богу, которые пришли в совершенство в духов­ной жизни, были даже выше отшельни­ков. У них было желание проводить жизнь в монастыре, но по некоторым причинам они имели мужей. Господь, ви­дя их произволение угождать Ему в монастыре, помог им спастись и в семейной жизни. В данное время жизнь в монасты­рях не такая, как вам рисуется, и вы, по своей неопытности в духовной жизни, можете только соблазниться монастыр­скою жизнью.

*

Христос посреди нас!

Хорошо иногда вспомнить прошлые свои грехи, ибо от этого рождается смире­ние, а когда от воспоминаний прошлых грехов приходит отчаяние, тут уж явно враг старается возмутить душу. Не слу­шай его, успокойся, не мятись, не уны­вай, старайся молитвой отогнать подоб­ные возмутительные мысли. Дух Святой говорит через пророка Иезекииля: «Если грешник обратится от грехов своих, то не помянутся ему грехи его» (см. Иез. 33, 11). Господь не хочет смерти грешника. Так и живи для семьи, будь мудра, как змий, а кротка, как голубь, а о внутренней своей жизни умолчи, да они и не поймут тебя. Если когда споткнётся твой муж, потерпи, не смущайся, но усерднее молись. Вспомни: и ты ведь спо­тыкалась.

*

Вот что я заметил: под старость вре­мя летит быстрее, ибо чувствуется, что всё кончено, приближается время пере­хода в вечность; как-то и интересы все пропали. А вот открой ум у молодых и увидишь, как у них фантазия-то игра­ет: побудут они и счастливы, получат хорошего жениха, будут богаты, и хо­рошо пойдёт семейная жизнь, и многое другое на эту тему, эти картины прой­дут у них в голове, и опять останутся одни.

*

Радует меня, что у тебя есть стремле­ние о едином на потребу. Старайся духа не угашать. Брачный союз не должен те­бя смущать, ибо он Богом благословлён. Однако старайтесь друг друга тяготы носить и так исполнять закон Христов. Умудри вас, Господи! Конечно, мир требует своего: труды, хлопоты и заботы, иначе и быть не может.

*

Когда вы приехали в Нью-Йорк, твой муж искал церковь православную, даже всю службу пасхальную простоял; а теперь очень изменился, даже не хочет, чтобы сына своего водила в церковь. К несчастью нашему, можно ждать, что не пожелает, чтобы и ты ходила в церковь. Хоть он и хороший человек, как ты пишешь, но под влиянием своих родных уже и изменился. А пламенная любовь без религии очень ненадёжна. Жалею я тебя, что ты попала в такую среду. Впрочем, не унывай и не малодушествуй, молись и надейся на помощь Божию и Царицы Небесной.

*

Христос посреди нас!

Вот мой совет тебе: отклони просьбу дамы, которая просила тебя поговорить с её мужем. Пусть они сами разбираются, тебе ведь неизвестны причины, да и не надо узнавать семейные неурядицы. Нам, духовникам, приходится выслушивать рассказы о разных семейных неприятнос­тях, мы, конечно, обязаны, поскольку сможем и посоветовать. Ты хорошо сдела­ла, что посоветовала ей молиться, и сама помолись, но просьбу поговорить с её му­жем и посоветовать ему что-либо отклони повтор­но. Умудри тебя, Господи.

*

Когда мы подвержены страстям – го­ворю о самомнении, тщеславии, гневе, лу­кавстве и бесовской гордости, – то под влиянием их думается нам, что все люди виноваты и нехороши. Однако мы не имеем такой заповеди, чтобы требовать от других любви и справедливости, а сами обязаны исполнять заповедь о любви и быть справедливыми…

*

Человечество изобрело вежливость вместо любви, и под этой вежливостью скрываются: тщеславие, лице­мерие, лукавство, гнев и прочие страсти душевные. Встретишь такого – на вид просто душа-человек, сразу и не поймёшь его. А так как фундамент основан не на любви, очень скоро обнаруживается его внутрен­нее состояние, ибо такой человек двойственен: на словах говорит так, а на деле иначе.

А у кого в корне любовь, такой чело­век уже не двойственен, ибо у него про­стота, откровенность и естественность. Эта черта бывает только у подвижников благочестия. Есть люди, которые от при­роды имеют такие дарования, но они уз­наются по плодам. Уксус и вода имеют один цвет, но вкус разный, ибо гортань пищу различает.

*

Не отчаивайся, не унывай, успокойся. «Грех и беда с кем не была», — говорит русская пословица. Фарисеи привели ко Христу взятую в прелюбодеянии женщину, и говорят ему: «Учитель, что повелишь сделать с ней» (прочти в Евангелии от Иоанна 8, 3–11).

Боже упаси тебя уходить от мужа, терпи и молись, Господь по своему милосердию поможет вам пережить эту неприятность. Муж твой очень смирился, плачет и просит прощения, ты по заповеди Божьей прости его, и никогда не укоряй его, и не напоминай ему об этом искушении. Довольно ему стыда и позора, когда застала его на месте преступления, это очень тяжело переносить ему, помоги ему, Господи. Не печаль его, а старайся показывать ему весёлый вид, ты этим облегчишь его терзание душевное. Святой апостол говорит: «Друг друга тягость носите, и так исполните закон Христов» (см. Гал. 6, 2). Если так поступишь, тогда молитва у тебя чище пойдёт. Святые отцы пишут: «Покрой грехи ближнего, Господь и твои покроет». Конечно, это с ним случилось в пьяном виде…

*

На твои вопросы второго письма отвечаю так: своему мужу старайся быть верной, не изменяй ему и слушайся его во всём. Конечно, исключая требования православной веры. На религиозные темы беседовать не надо, а если сам заговорит, отвечай, что знаешь, но сперва мысленно помолись Богу. Учи его не словом, а добродетельной христианской жизнью. Не принуждай его ходить в церковь; если сам пожелает – это другое дело; будь довольна и благодарна, что тебе не препятствует ходить. Молись о нём просто, по-детски: «Спаси, Господи, и помилуй моего мужа Н., сохрани и вразуми его». И прочее всё предоставь Божию милосердию и будь спокойна.

*

О своём муже молись, но не докучай и не говори ему быть православным: своими советами можешь оскорбить и оттолкнуть его от Православия; молись и расположись на волю Божию и всё прочее предоставь Божию милосердию.

*

Не скорби и не осуждай его, ведь у всякого свои немощи и недостатки. Он ведь тоже не без немощей и не без недостатков. Так вот, учитесь друг у друга тяготы носить и так исполните закон Христов.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Счастье надо выращивать терпеливо и многими трудами».

«Дети – это ведь живые иконы, потрудитесь над ними,

не исказите в них образ Божий…»

… А семью Вам нужно сохранять мудрым и терпеливым отношением к супругу. Это только ск­азать легко: «Разведусь!»

*

Не надо Вам становиться кем-то другим, а не той, которую любил муж. Нужно и одеться со вкусом, и причесаться к лицу, и всё прочее, ведь Вы не монашествующая.

И интересы с супругом у Вас должны быть общие, и не смущайте его своей показной религиозностью, но соблюдайте во всём меру и учитывайте постигшую его духовную болезнь. Молитесь о нём тайно. Одним словом – сохраняйте в семье мир и любовь, терпеливо снисходя к его душевной немощи. Вера придёт к нему в ответ на Ваши труды и мудрое поведение с ним во всём.

*

С кем бы человек ни начинал строить семейную жизнь, он пройдёт периоды искуса. Ведь готового счастья не бывает… Счастье надо тоже выращивать терпеливо и многими трудами с обеих сторон.

*

Примите все скорби, какие переживаете через своё чадо, как очистительное наказание за своё прошлое, и научитесь благодарить Бога за всё, сознательно и ответственно принимая всё от Руки Божией.

*

Не оставляйте детей и их воспитание на самотёк, на телевизор и на улицу. Это грех, и немалый. Молитесь и, насколько возможно, влияйте на их выбор в жизни. Конечно, не насилием, а внушением и осознанием гибельности современного, навязываемого извне сознания.

*

Дети – это ведь живые иконы, потрудитесь над ними, не исказите в них образ Божий своим невниманием и небрежением.

Здравствуйте, друзья! Представляем вашему вниманию свежий обзор проектов православной соцсети “Елицы” – Вопросы психологу и Советы психолога (видеоблог). В данной подборке представлены вопросы о семье, отношениях между супругами, отношениях с родными, воспитании детей. Возможно, советы православных психологов будут актуальны и Вам!

Когда жене не хватает общения с мужем

– Подскажите, пожалуйста, как можно вызвать интерес к общению у молчаливого и необщительного мужа? Мы 9 лет в браке, четверо детей. Он слушал много лекций и бесед на тему семьи, но от общения всегда “уходит”. Чувствую одиночество и безразличие к себе. Молитва и общение со священником не заменяют супруга. Кажется, что мы друг друга вообще не знаем.

Отвечает Сергей А.Белорусов:
– Девять лет брака и четверо детей – очень неплохой показатель качества брака. Вам кажется, будто вы не знаете друг друга. Но если вы оба церковные ребята, то что мешает вам поговорить с батюшкой втроем? Возможно, есть что-то, что тяготит Вашего мужа и он, не решаясь Вам признаться в этом, уходит в себя?
Если задать ему прямой вопрос – любимый, мне не хватает общения с тобой, он что, скажет – отстань и закрой дверь?

Интерес к себе можно только вызвать интересом к нему. Повторите про себя несколько раз эту фразу и руководствуйтесь этим принципом в общении.
Да, в браке бывают кризисы. Но в вашем случае они преодолимы. Потому что дети – ваш общий предмет интереса. Вот, даже если интерес к Вам у мужа ослаб, то вполне можно выстроить общение на тему детей.
Но давайте пока начнем с малого. Разговоры только о детях, а там даст Бог возникнет освеженное неравнодушие друг к другу. Если, повторюсь, не окажется проблемы, над которой она мучительно думает, а Вам озвучить не может.

Секс до брака

– Существует ли сексуальная несовместимость или её выдумали противники сохранения девственности до вступления в брак? Можно ли понять, что человек тебе подходит сексуально, не вступая с ним в интимную близость?

Отвечает Сергей А.Белорусов:
– Сексуальность в браке никогда не играет доминирующей роли.
Интимность после первого года брака занимает четвертое-пятое место после совпадения вкусов и ценностей, взаимоуважения, радости от совместной деятельности.
Нет человека с которым другой человек противоположного пола несовместим сексуально. Да, случается разность темпераментов, но если сближающие душевные и духовные ценности совпадают, то компромиссы возникают естественным путем.

Надо только принять для себя изумительную сексологическую аксиому апостола Павла – “Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена”,- и все быстро и гарантировано становится на свои места.

Связь мужа на стороне. Что делать

– Добрый день. Муж гуляет, но упорно скрывает, хотя я общалась с любовницей, она не отрицает. Я не работаю, двое маленьких детей. У младшего аутизм. Муж гонит на работу, ничего не хочет слышать про ребёнка, что ему не рекомендован пока сад. Отношения держатся, на моём молчании. Я молчу, все идёт без ссор. Как только предъявляю, ругань. Муж сказал, все его устраивает и уходить не собирается. Подскажите как можно обрести душевное равновесие? Есть ли шанс сохранить семью? Игра в семью какая-то.

Отвечает Светлана Ткачева:
– Да, Вы совершенно правы, это очень напоминает игру… Вот только вопрос, у кого какие роли и какова ответственность?

Конечно, важно разобраться в ситуации, понять чего Вы сами хотите от этих отношений? На что готовы пойти, чтобы их сохранить, или закончить? Пока выбор не сделан, можно, как Вы сказали, постараться обрести душевное равновесие. То есть заняться собой и своими интересами, своим развитием. Сколько в день у Вас есть времени на себя лично? На “побыть наедине с собой”, на “принять ванну и выпить чашечку кофе”, на “посмотреть кино, когда никто не отвлекает”, на “прогулку одной в парк, или по магазинам”, на “маникюр и прическу, наконец”… ?

Почему я спрашиваю – потому что душевное равновесие начитается с отношения к себе, к своим элементарным потребностям: полноценный сон, правильное питание, активный отдых.

Затем, важно обратить внимание и на психологические: есть ли у Вас человек, с которым Вы можете поделиться, который не осудит и не станет критиковать, советовать и так далее. А в целом, конечно, психолог Вам может помочь разобраться в себе и восстановить этот баланс, помочь понять, чего же Вы хотите и как поступить в этой ситуации. Где Ваша ответственность, а где ответственность мужа? Каковы возможные пути? Помогай Вам Бог!

Как научить ребенка пониманию семейных ценностей

Почему дети протестуют? Они внутренне чувствуют, что эти ценности могут быть лживыми. Дети очень честные. Некоторые родители считают, что нужно причащать ребенка каждое воскресение, а сами не причащаются даже один раз в год… Отвечает Агоева Яна, психолог, арт-терапевт

Когда родные не разделяют вашей веры

– Я верующий человек, работаю в храме, живу с мамой и бабушкой. Мама и бабушка не разделяют моих убеждений. В связи с этим часто возникают недопонимания, ссоры и даже скандалы. Где-то виновата я: не всегда сдерживаюсь и не отвечаю вежливо. И еще вопрос: как помочь маме: не работает, подруг нет, хобби нет, очень замкнута. Если бабушка начинает делать ей какие-то замечания по этому поводу, начинается как минимум крик, как максимум скандал.

Отвечает Сергей А.Белорусов:
– Чем отличается христианин от тех, кто пока далек от духовности? Тем, что другим хочется стать таким как он или она. Или как пишет апостол Иоанн, о том, как в мире распознать христианина: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь”.

А любовь она ведь по-разному проявляется. Иногда нужно промолчать и всегда нужно не осудить. Вежливость, милосердие, сочувствие, готовность к помощи и состраданию – вот фирменные “бренды” Православия.

Увы, мы не всегда соответствуем им, но знаем куда стремиться. Бабушка учит маму? Отстраняйтесь от этого. Если мама увидит кроткое, доброе, улыбчивое Ваше состояние – она потянется к Вам: “Дочь, открой секрет, почему тебе так хорошо живется?” А там и бабушка подтянется.
В общем, начните с себя, постарайтесь раскрыть перед ними, что по церковному жить – оно как-то душеспасительней не только на Небе, но и на земле. Открыть не словами, а поведением и обликом и манерами и тембром речи и готовностью всегда прийти на помощь, если попросят.

Вспыльчивый муж

– Муж очень вспыльчивый, кричит, не цензурно выражается – как не обижаться на него?

Отвечает Сергей А.Белорусов:
– Знаете, некоторые покупают себе домой велотренажер или беговую дорожку – укреплять мышцы и сердце. Вот пусть раздраженный муж и станет Вашим тренажером – укреплять добродетели терпения, выносливости и незлобия.

Святые отцы пишут – “Неосуждение – самое легкое спасение”, не нужно особых подвигов, вериг, затворничеств. Только кротость, которая вырабатывается снисходительно доброжелательной улыбкой.

Как только он перестанет вызывать Ваши эмоции гнева и взаимо-разбирательств и оправданий, что, возможно и преследует своей несдержанностью, как только он постоянно будет сталкиваться с Вашим равнодушием к его крику, так крики прекратятся ибо перестанут достигать цели.

Не хочу, чтобы гулящая сестра родила ребенка

– Здравствуйте. Не знаю что делать, узнала что сестра беременна(ей 28 лет). Она ведет непорядочную жизнь и не знает от кого забеременела. Я ужасно боюсь что она может бросить ребенка на меня и маму. Мама у меня очень больной человек, а я живу в деревне, где нет ни работы, ни условий, у меня и своя жизнь еще не сложилась. Мысли не дают покоя, каждый день плачу, боюсь, и не хочу чтобы этот ребенок рождался.

Отвечает Сергей А.Белорусов:
– Я думаю, что Вам не стоит печалиться, тем более желая прекращения жизни человеку находящему не в Вашей утробе. Скажу, что не делать в любом случае – не принимать сейчас на себя ответственности за судьбу будущего ребенка. Озвучить сестре сразу, что рассчитывать только на вас – ей нельзя. Будет скорее детский дом, чем ребенок на наших хрупких плечах. Это должно быть сказано не для того, чтобы погнать ее на аборт, а чтобы, по возможности поднять степень ее ответственности за плод. Только в этом состоит доступная Вам сейчас задача. Бывает, что родив, просыпается материнский инстинкт и это позволит преодолеть ее лень и легкомыслие. Так что воспитывайте сестру, возвращая ей ответственность за то, что ее жизнь вскоре поменяется, прекратятся скандалы и гулянки, что ближайшие пятнадцать лет ей предстоит стать тихой мамой-домоседкой. Так, твердя ей это день за днем, Вы можете “запрограммировать” ее на правильный стиль жизни или, во всяком случае, все для этого сделать. Остальное – в руках Божиих.

Семья и поиск истины одним из супругов в сектах

– Через протестанскую церковь мы с мужем пришли к Богу. Спустя время я ушла в православие и по сей день. Всеми моими уговорами муж не смог принять православие, но и у протестантов он не нашел Бога. Теперь он везде ищет истину, пытается видеть ее в каждой секте, дома ни о чем другом ни со мной, ни с детьми общаться у него не получается. В окружение друзей всех обличает в грехах, и учит жить по библии, хотя сам внутри дома так не живет. Посоветуйте как мне его вразумить? И как мне себя вести с ним?

Отвечает Светлана Ткачева:
– Да, довольно часто “поиски истины” затрагивают близких. И кажется, что изменить другого проще, чем себя. В реальности же, я могу лишь изменить свое отношение к происходящему. В Вашем случае, открытый разговор может быть одним из шагов к изменению ситуации. Важно говорить о своих чувствах, стараясь не затрагивать другого человека, опуская критику. Вы можете так и сказать, что очень устали от скандалов и хотели бы, чтобы ваши разговоры были ближе к реальным ситуациям, к вам двоим и вашим детям. Ведь, вне зависимости от конфессий, Господь не ждет от нас больших подвигов, мы можем проявлять любовь в малом. Да и прийти к бОльшему можем только начиная с малого. Это как если требовать от человека, только научившегося ходить мировых рекордов по марафонскому бегу. Попробуйте договориться, о чем Вы будете говорить в семье, при детях, а что будете обсуждать наедине. Возможно, даже, каждый из вас составит список, чего бы он хотел и сравнить их, с чем Вы можете согласиться, а что совсем не готовы принять. Помогай Вам Бог!

Измена: как простить

– По семейным обстоятельствам мы с мужем жили, около двух лет в разных городах. Позже от его друга, я узнала, что у мужа были близкие отношения с другой женщиной. Муж попросил прощение, ссылаясь на физическое влечение. Уверяет, что ничего серьезного, что жить без меня не может)). А если без иронии, то я потеряла покой, чувство радости. Прошло несколько лет, а я все ношу этот груз на сердце. Невролог выписала успокоительное, но результата не вижу.

Отвечает Сергей А.Белорусов:
– Измена… Что может быть страшнее этого слова?
Но нет ничего такого, что христианин не может простить.
Если просьба о прощении искренна, конечно. Впрочем, если и обманчива, то в Евангелиях есть указания прощать до 490 раз на дню. Так может проблема в том, что вы не простили? Нет ничего хуже чем жить с недоверием и пить при этом ненужные антидепрессанты.

Предлагаю – обсудить с ним Ваше недоверия к нему. Ваше неверие ему – не Ваша проблема, а Ваша взаимная. Так что не замазывайте. Если в процессе этого выяснится, что он с момента своего падения и последующего раскаяния абсолютно чист в поведении и помыслах, то Вы получаетесь дура. И осознание этого бывает спасительно для отношений.

Можно ли полюбить мужа, которого никогда не любила

– В браке уже более 40 лет. Выходила замуж не по любви, просто попался человек хороший и сильно меня любил и любит. На старости лет хотелось бы и мне полюбить его, ибо за все годы жизни он не разу мне не причинил боль, только я ему. Очень нравилось иметь мужа-подкаблучника. Теперь став христианской понимаю, что сделала его несчастным и так хотелось бы ему подарить свою любовь, но вот беда – в сердце пустота. Можно ли полюбить того, кого не любил никогда?

Отвечает Марина Юрьевна Хромогина:
– Вы пишите, что став христианкой, захотели полюбить мужа, которого никогда не любили, но прожили с ним 40 лет. И спрашиваете, можно ли полюбить того, кого никогда не любил? Так об этом все христианство!!! Вы пишите, что в сердце пустота. Так у христиан Бог есть! Просите Его постоянно о помощи в том, чтобы Он помог Вам полюбить мужа. А просящим у Него Он еще как помогает! Богу по силам все. Он ад разрушил, мертвых оживил. Оживит и Вашу душу к любви! Просите и будет Вам дано, без просьбы Бог не помогает, чтобы не нарушать свободу воли человека. А то, что Вы такие вопросы задаете, говорит о том, что Бог уже действует целительно на Вашу душу.

О почитании родителей

– Что сказать матери на такие слова: ” Я всю жизнь посвятила тебе. Если ты уедешь, я умру!”?

Отвечает Марина Юрьевна Хромогина:
– Это смотря что Вы хотите после слов, которые хотите сказать. Слова-то матери непростые очень, так как мать слишком сильно любит и из-за этого не видит того, что привязывает своего ребенка к себе, а значит словно не дает вылететь из гнезда выросшему птенцу, которому самому нужно свое гнездо вить и летать самостоятельно.

Родителей заповедано почитать: «почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» и «кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исход, глава 20, стих 12 и глава 21, стих 17) – но это не значит, что не разрешено не слушаться, так как в Евангелие написано и вот это: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником» (Лк, глава 14, стих 26). При этом том же Евангелии от Луки говорится, что до тридцати лет Господь жил с родителями и был в повиновении у них (см. глава 2, стих 51). Или, находясь уже на кресте, страдая от невыносимой боли, Спаситель думает о Своей Матери и просит апостола Иоанна Богослова взять Ее к себе в дом и заботиться о Ней (Евангелие от Иоанна, глава 19, стихи 25-27).

Как в выборе духовной жизни (следование за Христом), так и пути земной жизни без самостоятельности и порой оставления родителей психологически невозможно становление человека. А вот как сделать это почитая, так как заповедь соблюдать нужно, другой вопрос.

А что сказать? Можно как-то так: ” я могу предположить, как это тяжело – расставаться со своим ребенком, когда он вырос. Но если ты меня любишь, желаешь того, чтобы я научилась (научился) жить самостоятельно, то справишься со своими страхами и тревогами. Я никуда не денусь, я буду на связи, я навсегда останусь твоим сыном (дочерью), хотя и повзрослевшим и теперь живущим свою жизнь состоятельно. Мне нужно жить дальше самой (самому). Наверно, тебе было бы удобней иметь рядом всегда маленького и зависимого от тебя ребенка. Но дети растут, мама. Растут и улетают из гнезда, чтобы свить своё”.

Интимное прошлое каждого из супругов.

Видимо, нельзя сказать просто: «Не твое дело, не интересуйся!» Это порой будет тревожить, а иногда и мучить. Вопрос этот актуален не только для людей, недавно воцерковленных и имеющих “прошлое”, но и для молодых людей, придерживающихся норм, до вступления в брак. И насколько священник может регулировать интимную жизнь супругов, расспрашивать, говорить, что допустимо, а что нет – в интервью Иеромонаха Макария Маркиша с психологом Маркеловой Викторией Борисовной.

15 цитат о семье, любви и верности

Христиане называют семью малой Церковью. По слову Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, верующие говорят так в подражание Самому Христу. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 19–20), – увещевает Господь. Он словно указывает нам на то, что принцип созидания Церкви схож со способом и смыслом устроения семейного союза, который является частью Вселенской Церкви и сохраняет свою силу и в жизни будущего века. О малой Церкви и камне ее основания рассуждают святые отцы и современные богословы.

1. Любовь терпит и долго терпит, а если немного не дотерпит, ничего не будет претерпевый бо до конца, той спасен будет.

Преподобный Амвросий Оптинский

2. Долг любви не чем иным, как любовью платится, ибо любовь не чем иным, как взаимной любовью удовлетворяется.

Святитель Тихон Задонский

3. Истинно христианская супружеская любовь может быть действительно только между одним мужем и одной женой. Коль скоро муж и жена составили одну плоть, то нет уже нужды им разделять свою любовь между кем-либо еще третьим, четвертым. Муж и жена составляют один живой организм. Организм, рассеченный умирает, так и супружеский союз, разъединенный при многоженстве или многомужии, теряет свою жизнь и значение.

Преподобный Серафим Саровский

4. Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великой любовью и иметь с ней большое согласие, а с миром и согласием войдут в его дом все блага.

Святитель Иоанн Златоуст

5. Все женщины, преданные целомудрию, достойны названия мужественных.

Святитель Иоанн Златоуст

6. Как только зарождается ребенок, надо знать, что до него доходит все, что свершается с матерью или с отцом, или с окружением. Поэтому матери рекомендовалось молиться, но не формально, не только произносить молитвы, не только молитвословить, а общаться с Богом, делиться с Ним всей своей радостью, всем своим трепетом, дать Богу действовать в ней.

Митрополит Антоний Сурожский

7. Есть непостижимая для нас связь души родителей с душею детей, и мы не можем определить, до какой степени простирается влияние первых на последних: и вместе, до какой степени, при заразительном влиянии первых, простирается милосердие и снисхождение Божие к последним.

Святитель Феофан Затворник

8. Кто небрежен к своим детям, тот хотя бы в других отношениях и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех. Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях.

Святитель Иоанн Златоуст

9. Молитвою усердною молитесь о детях, и Бог сохранит в добрых порядках тех, кои хотят быть сохраненными и ищут сего.

Святитель Феофан Затворник

10. И друг для друга вы должны быть примером кротости и незлобия, воздержания, благодушия, честности и трудолюбия, покорности Божией воле, терпения и упования; помогайте друг другу; берегите друг друга, снисходите один другому, покрывая немощи друг друга любовию.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

11. В семейной жизни каждый должен забывать себя совершенно, думать только о других и таковое отношение друг к другу членов семьи между собою спаяет семью так, что они все почувствуют, что каждому из них без других жить невозможно.

Святой праведный Алексий Мечев

12. Мудрая женщина, стало быть, постарается сделать так, чтобы ее муж стал ей единомышленником в том, что ведет к общему счастью. Но если это окажется невозможным, то она сама во всем должна стремиться к праведности, во всем повинуясь мужу и ничего не делая против его воли, за исключением тех случаев, когда речь идет о самой праведности и спасении.

Климент Александрийский

13. Супругам поможет вот что: ни один из них не должен себя оправдывать. Если каждый из супругов оправдывает себя, то сколько бы духовных книг они ни прочли пользы не получат.

Старец Паисий Святогорец

14. Такова сила любви: она не задерживается дальностию расстояния, не слабеет от долговременности, не побеждается наведением искушений; но, побеждая все это, становится выше всего и востекает на высоту недосягаемую.

Святитель Иоанн Златоуст

15. Царство Божие уже пришло, когда двое уже не двое, а одно. И, однако, это единство, которое составляет Царство Божие, дается зачаточно, а должно быть взращено подвигом. Ибо любовь есть и радость, и умиление, и ликование друг о друге, но любовь есть тоже подвиг: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов.

Митрополит Антоний Сурожский

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *