Знатоки говорят, что Суриков создал семь шедевров. Всего семь исторических полотен, не считая, разумеется, многочисленных этюдов к картинам, портретов, акварелей и росписей в храме Христа Спасителя. Напомним, что первые три картины, по времени написания, находятся в Третьяковской галерее: «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова»; остальные четыре – в Русском музее Петербурга: «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Ермаком Сибири» и «Степан Разин». Однако, мало кому известно о восьмом шедевре Сурикова – «Исцеление Иисусом Христом слепорожденного». Искусствоведы и биографы упоминают вскользь об этой картине, или не упоминают вообще. В книге Титовых «В. И. Суриков» (Красноярское книжное изд-во, 1956 год), говорится, что картина успеха не имела. «Она осталась одиноким и незначительным произведением в творчестве Сурикова, как выражение его душевного смятения в ту пору». Что же это была за пора?

Память рода и опыт «внутреннего человека»

Предков Сурикова считают одними из основателей города Красноярска. Род их в течение трёх столетий участвовал во всех походах, подвигах и бунтах Донского и Сибирского казачества. Суриков сохранил родовую память, она раскрылась в его искусстве с такой психологической силой, какой не знала доселе русская живопись.

Детство и юность будущего художника прошли среди вольной природы и жестоких нравов. Казни и телесные наказания проходили публично на площадях. Эшафот стоял недалеко от училища, где учился Суриков. Дважды в детстве ему пришлось видеть смертную казнь. Зимой на Енисее устраивались кулачные бои, и мальчишки сурово дрались. Двух его товарищей в ту пору убили. Трагические впечатления детства выковали в Сурикове стойкий сибирский характер. Он видел людей, которые внушали ему глубокое уважение. «Мощные были люди. Смелые, сильные духом. Размах был во всем широкий», – вспоминал он.

В детстве Суриков много и охотно рисовал. В уездном училище судьбе было угодно свести его с талантливым учителем рисования художником Николаем Васильевичем Гребневым. Он угадал талант Сурикова, горячо уверовал в него и энергично поддержал в нём решение посвятить себя живописи. Нашёлся покровитель – золотопромышленник П. И. Кузнецов, который и отправил его в Петербург, с выплатой ежегодного пособия.

Только со второго раза поступил Суриков в Академию художеств. Инспектор, немец Шренцер, один из «генералов от искусства», что распоряжались в Академии, небрежно просмотрел папку с рисунками Сурикова и вызывающе произнёс: «Да, вам за такие рисунки даже мимо Академии надо запретить ходить!»

От таких слов люди впадают в отчаяние. Но молодой сибиряк не растерялся. Он записывается в школу Общества поощрения художеств и усиленно практикуется в рисовании с гипса. С необычайным упорством, он за три летних месяца освоил курс, рассчитанный на три года и в августе 1869 года успешно сдал вступительные экзамены в Академию. Пять лет обучения Сурикова в Академии сопровождались непрерывными успехами, наградами и денежными премиями; на четвёртом году его стипендия составляла 350 рублей в год.

Теперь представьте молодого художника из глубокой провинции в блистательной столице. Сколько всяких соблазнов: пирушки, политические страсти и газетная шумиха, мода и общественное мнение, мышиная возня самолюбий и метание от темы к теме… Красноярский казак посмотрел на все это и выбрал для себя, раз и навсегда, русский исторический ориентир. Путь, надо признаться, не из легких. В старости он вспоминал: «Ведь у меня какая мысль была – Клеопатру Египетскую написать! Ведь, что бы со мной было!..»

В одной из монографий говорится, что Суриков был скуп и жаден. Какая чушь! Его творчество и разумные жизненные поступки опровергают эту сплетню. Был бы скуп, то при его таланте, писал бы день и ночь портреты на заказ, которые давали бы желанные деньги…

Суриков обладал железным характером и ясно видел цели. Это цель православного человека – подвижника, готового идти по пути самопознания и возрастания духовной личности. Он смотрел на деньги с единственно правильной точки зрения – они давали ему независимость творческого поведения.

В 1875 году Суриков окончил Академию с золотой медалью, что давало право на двухгодичную поездку за границу на казённый счёт. Суриков отказывается от поездки и просит позволения расписывать храм Христа Спасителя. Перебравшись окончательно в Москву, Суриков, по его словам, «прямо спасён был, старые дрожжи поднялись… Иду по Красной площади, кругом ни души. Остановился недалеко от Лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного – и в воображении вспыхнула сцена Стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось…»

Роспись храма сделала Сурикова вполне обеспеченным человеком. Больше он никогда не возвращался к художественным заказам и решительно отказался от предложения стать профессором Академии. В 1878 году он счастливо женился на Елизавете Августовне Шарэ, внучке известного декабриста П. Н. Свистунова. Счастливая семейная жизнь и материальное благополучие позволили художнику целиком посвятить себя любимому искусству.

В 1881 году он закончил картину «Утро стрелецкой казни» (2, 18×3, 79м); в 1883 году «Меньшиков в Березове»(1, 69×2, 04); в 1887 году – «Боярыня Морозова» (3, 04×5, 88). Специально указываю размеры картин, чтобы показать, сколько квадратных метров холста расписано мастером. За этой арифметикой скрыто серьёзное изучение исторических документов, предметов быта, костюмов, оружия. Настойчивый поиск натуры для персонажей, зарисовки, этюды… Художнику сообщают, что в Тульской губернии есть редкая по красоте телега. Он тотчас мчится туда, пишет этюд телеги, упряжки, лошадей… А затем большой чистый холст на подрамнике, палитра – и работа, работа, до потери сил. Сколько терпения и мужества!

Сурикову было сорок лет, когда он завершил свою третью картину. В. Солоухин пишет: «Его искусство катилось, словно огромные океанские валы… У художника было всё: любимая работа, любимая семья, любимое отечество и ощущение кровной, сыновьей связи с ним…» И вдруг ударила молния. Умерла жена. Умерла прекрасная молодая женщина, та, что сидит у ног опального Меньшикова, завернувшись в соболью шубку.

Смерть самого близкого, дорогого и любимого человека художник переживал тяжело. Суриков забросил работу. Михаил Васильевич Нестеров рассказывал о своем друге: «После мучительной ночи вставал он рано и шел к ранней обедне. Там, в своем приходе, в старинной церкви, он пламенно молился о покойной своей подруге, почти исступлённо, бился об плиты церковные горячим лбом… Затем, иногда во вьюгу и мороз, в осеннем пальто бежал на Ваганьково, и там, на могиле плакал горькими слезами, взывал, молил…»

Более года художник не брал кисть в руки. Весной 1889 года он покинул Москву и вместе с двумя детьми (старшей Оле было 10 лет) отправился в Красноярск. И здесь, на родине, он некоторое время находился в состоянии уныния. Затем, на едином дыхании, он пишет «Исцеление…» Сюжетом картины послужила глава 9 Евангелия от Иоанна:

«И проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать…

И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы…

Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?

Суриков – глубоко религиозный человек – хорошо знал эти строки из Нового Завета и, конечно же сообразил, что он зрячий, но подвергнут УНЫНИЮ. А это большой грех. Огорчение и тоска, ленность ко всякому доброму делу есть отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих.

По словам старцев, «искушений никому не избежать, но можно избежать падений». Пришло оздоровление. Могучие душевные резервы пришли в движение. Именно в Красноярске, после «Исцеления…», Суриков создаёт самое удивительное свое полотно – «Взятие снежного городка». Всплеск радости, веселья, сибирского здоровья…

Но вернемся к «Исцелению… Смятение и даже ужас человека прозревшего передано с поразительной экспрессией, а жест Христа, положившего ему руку на голову – это величие и спокойствие. Фигура Христа – олицетворение торжественного ритма, тишины и благодати. Это образ-символ приобретает огромную силу воздействия. Принцип любого высокого мастерства верно отметил М. Волошин: «Всё, что в душе художника звучит, как вопль, в произведении искусства должно выражаться молчанием».

Тонко прорисован светящийся нимб у Христа, а над правым плечом Ангел, в котором мы узнаём жену художника… Помните у Ф. И. Тютчева:

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут,

Любви и радости забытой!..

«Нас отравившая свобода»

Так почему же не попала картина Сурикова «Исцеление…» в искусствоведческий оборот? И сейчас ее не просто увидеть. Хранится она в Церковно-Археологическом кабинете Московской Духовной Академии, что в Сергиевом Посаде. Картина была подарена Патриарху Алексию I московским духовенством в 1955 году. Выкупили они её за 50 тысяч рублей.

Причина, по-видимому, одна: уж очень не хотелось тогдашней обезбоженной публике говорить о Сурикове, как о художнике религиозном, а в советское атеистическое время – тем более.

Эпоха «Серебряного века» – период богоборческого и демонического восстания, охватившего творческую интеллигенцию. Занималась она богоискательством и чёртоискательством одновременно: В. Соловьев и В. Брюсов, А. Блок и А. Белый, М. Кузьмин и М. Волошин – один из первых биографов Сурикова…

Вспомните картины художника В. Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах», или того же И. Репина: «Крестный ход в Курской губернии», «Протодиакон», «Отказ от исповеди» и многие другие. Это же откровенное глумление над духовенством и монашеством.

И. Репин – так он был воинствующий атеист. Вот строки из его письма к В. В. Стасову: «Все христианство – это рабство, это смиренное самоубийство всего, что есть лучшего и самого дорогого и самого высокого в человеке». Такой обличительный пафос льстил либеральной и революционной интеллигенции. А она во все времена одинакова.

Недаром Иван Егорович Забелин – коренной москвич и её бытописатель, четверть века руководивший Историческим музеем, писал: «Самое вредное животное в России – это адвокатура. Самое глупое, бездарное политическое существо в России – это русская интеллигенция… Чего, чего они не придумали, чтобы выразить, как можно ярче, как можно омерзительней всю гадость русского бытия…» Виновными были у него и Л. Толстой, и М. Горький, и Л. Андреев…

Окно в духовный мир

Религиозно-исторический жанр середины и конца XIX века привлекал повышенное внимание живописцев. «Явление Христа народу» А. Иванова, «Христос в пустыне» И. Крамского, «Евангельский круг» В. Поленова, картины Перова, Ге, Васнецова, Нестерова пользовались заслуженным успехом у публики.

Все картины, упомянутых художников, с точки зрения познавательной, особенно для неофитов, интересны. С точки зрения живописи, многие из них блестящи. Особенно у Поленова. Однако религиозная тема в живописи передвижников – это всего лишь их авторская позиция. Здесь проходит водораздел между светским искусством и церковным каноном.

И. Крамской о своей картине «Христос в пустыне» говорил: «Итак, это не Христос, то есть я не знаю, кто это. Это есть выражение моих личных мыслей…» На что искусствовед Марина Петрова заметила: «…Это означало подмену личности и совершенства Бога личностью самого художника… со своими всеми страстями и заблуждениями…» О, какая «прелесть», сказали бы воцерковленные люди.

Прекрасны картины «Евангельского круга» Поленова. Психологические портреты иудеев и их древние костюмы, в этюдах и на полотне «Христос и грешница». Но… это отражение исторического мира на бытовом уровне. Христос везде, как странствующий мыслитель. Он принадлежит Земле а не Небу. Вспомните его прекрасное полотно «Христос на Тивериадском озере».

На вековечный вопрос Христов: «За кого Меня почитают люди» – ответ, увы, ясен – за человека. Лишь Васнецов, Нестеров и некоторые другие художники возродили в религиозных произведениях ореол, как символ Божественности.

Титан русского духа

Творчество Сурикова являет собой образец высочайшего художественного постижения мира. Даже трудно подобрать аналог. Но есть сравнение: в те же годы у всех на устах были французские импрессионисты, с их радостной живописью сиюминутной красоты в пейзажах. Кстати, световые эффекты в живописи, которые им приписывают, как первооткрывателям, были давно известны и решены русскими художниками: Васильевым, Саврасовым, Шишкиным, Куинджи, Поленовым и многими другими. Так вот, импрессионисты совершенно не задумывались о социальных проблемах. Историческая тематика их не интересовала. В чём дело? Жили они в ту же эпоху социальных потрясений, войн, наступления технической цивилизации… и никакого отражения бурных драм? Французы не могли даже задаться подобными вопросами. Ни вчера, ни сегодня.

Сегодняшняя западная «культура» породила человека со вставленными зубами, пустым взглядом и приклеенной счастливой улыбкой…

Культурный русский человек измерял дела земные религиозным мировоззрением. Искать святость и правду – его сущность. Постижение внутреннего опыта народа, его быта, поведения давало творческие силы. Суриков был именно таким человеком, титаном духа.

Владимир Князев

Сюжет картины описан в евангельской притче, рассказанной Иисусом Христом своим ученикам.

«Один человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Так же и левит, быв на том месте; подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же, проезжая, увидел его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливал масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем…».

Суриков изображает момент притчи, когда самарянин склонившись над несчастным, пытается помочь ему. Вдалеке видны очертания фигуры удаляющегося левита. Художник вводит в картину фигуру слуги, не упоминаемого в притче. Этот дополнительный персонаж, необходим ему для создания уравновешенной композиции. Работая над картиной, Суриков демонстрирует все знания и умения, полученные за время учебы в Академии. Одно из ее достоинств – создание художником особой световоздушной среды: рассеянный солнечный свет, мягкие контуры, прозрачные тени позволяют зрителю чувствовать атмосферу горячей, безжизненной пустыни.

За это произведение художник был удостоен малой золотой медали Академии художеств. После окончания учебы Суриков подарил картину П.И. Кузнецову, своему «самарянину», в знак глубокой благодарности за оказанную ему поддержку во время учебы в Академии; так работа оказалась в Красноярске.

Самаряне (самаритяне) – этно-религиозная группа, проживавшая на западном берегу реки Иордан.

Жест милосердия – композиционный смысловой центр произведения.

Годом раньше Суриков провел лето в Хакасии, где много писал на открытом воздухе; эти уроки пленэра сказались в стремлении передать световоздушную среду: рассеянный солнечный свет, мягкие контуры, прозрачные тени.

На третьем плане изображена удаляющаяся фигура левита, не оказавшего помощь страждущему.

LiveInternetLiveInternet

Bo4kaMeda



Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Искушение Христа 1872
Бумага на картоне, уголь, белила
68 x 50 см
Академическая программа
Государственный Русский музей

Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде 1872
холст, масло
89 х 71
Академическая композиция
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1873 году Суриков получил за эту композицию премию в 25 рублей

Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Богач и Лазарь
Академическая композиция
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В 1873 году Суриков получил за эту композицию премию в 75 рублей

Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Милосердный самарянин 1874
140 х 210
Художественный музей имени В. И. Сурикова, Красноярск


4 ноября 1874 года за картину Милосердный самарянин Суриков получил малую золотую медаль. Картина экспонировалась на академической выставке тогоже года; была подарена Суриковым П. И. Кузнецову — меценату, оплатившему обучение художника в Академии художеств.


Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Пир Валтасара 1874
холст, масло
81 х 140
Академический эскиз
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Пир Валтасара 1874
холст, масло
81 х 140
Академический эскиз
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

4 ноября 1874 года Суриков получил денежную премию за эскиз Пир Валтасара
Рисунок с эскиза Пир Валтасара был гравирован на дереве К. Крыжановским и помещен в журнале Всемирная иллюстрация 1875, №339, с. 8-9. Пояснение к репродукции заканчивалось словами: …от молодого таланта, умеющего заключить так много смысла и идей в рамку срочного эскиза, вправе ожидать мы многого в будущем


Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Нерукотворный образ. 1872
холст, масло
54 х 86
Академический эскиз
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

28 октября 1872 года Суриков получил премию в 25 рублей за эскиз Посол Авгаря, князя Эдесского, к Иисусу Христу. По этому эскизу им была написана картина того же названия.

Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Изгнание Христом торгующих из храма 1873
холст, масло
78 х 118
Академическая композиция
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников.
(Мф. 21:12-13)

Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Борьба добрых духов со злыми 1875
бумага, уголь, сангина
Академическая программа
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

21 февраля 1875 года за этот эскиз Суриков был удостоен премии в 100 рублей.

Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Апостол Павел объясняет догматы веры царю Агриппе, его сестре Веронике и проконсулу Фесту 1875
холст, масло
142 х 218.5
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Программная работа была выполнена на большую золотую медаль. Конкурировали: В. И. Суриков, Н. П. Загорский, И. Н. Творожников и Н. К. Бодаревский, но никому из конкурентов большая золотая медаль присуждена не была. {/b]



Апостол Павел перед судом иудейского царя Агриппы и римского проконсула Фесты.
Литография с картины В. И. Сурикова 1876
бумага
29 х 49
паспарту: 36.4 х 60
Санкт-Петербург. Типография А. М. Котомина

В 1876 году В. И. Суриков получил заказ на роспись строившегося Храма Христа Спасителя в Москве. Художнику было поручено написать в нижней части северной стены на хорах собора четыре больших фрески (402 х 363 см) на темы Первого, Второго, Третьего и Четвертого Вселенских Соборов. Они должны были показать историю христианской церкви с I по Х век нашей эры. Первоначальные четыре эскиза (30 х 32), подписанные Суриковым, исполнены маслом в 1877 году (ныне хранятся в ГРМ). Вслед за эскизами маслом (в связи с требованиями Комиссии по строительству храма), Суриков подготовил так называемые «картоны» — большие эскизы, исполненные карандашом (впоследствии с них писались картины на стене). Все четыре «картона» к четырем Вселенским Соборам работы В. И. Сурикова находились в своё время в собрании семьи художника. Они были представлены в экспозициях юбилейных выставок
Для предварительной работы над эскизами Сурикову (по его просьбе) была предоставлена мастерская в Академии художеств. Работа протекала под контролем специальной комиссии, что препятствовало осуществлению первоначальных замыслов художника, ограничивало его творческие возможности, вынуждало идти на уступки официальным требованиям. Работы по росписи Храма Христа Спасителя Суриков закончил летом 1878 года.
Одна из фресок, изображающая Четвертый Вселенский собор, была сохранена после разборки храма и передана в Музей Истории Религии и Атеизма Академии наук СССР (сейчас Государственный музей истории религии), располагавшийся тогда в Казанском соборе в Ленинграде. Четыре первоначальных эскиза: 1, 2, 3, 4-й Вселенские соборы (30 х 32), подписанные Суриковым, исполнены маслом в 1876-1877 гг., ныне хранятся в Государственном Русском музее; вариант эскиза к 1-му Вселенскому собору — в Государственной Третьяковской галерее.
Кроме того, есть сведения, что помимо эскизов маслом Суриков подготовил так называемые «картоны» — большие эскизы, исполненные карандашом (впоследствии с них писались картины на стене). Для их изготовления Академией Сурикову была предоставлена мастерская 16 марта 1877 года. Они хранились в семье художника. Возможно, в настоящее время находятся в частных коллекциях.

Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Первый Вселенский собор 1876
холст на картоне, масло
33.9 х 32.3
Эскиз росписи верхней части северной стены на хорах Храма Христа Спасителя в Москве
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Первый Вселенский Никейский собор 1876-1877
бумага на картоне, масло
47 х 35
Эскиз росписи Храма Христа Спасителя
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Второй Вселенский Констанотинопольский Собор 1876
холст на картоне, масло
30.5 х 32
Эскиз росписи нижней части северной стены на хорах Храма Христа Спасителя в Москве.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Третий Вселенский Эфесский собор 1876
холст на картоне, масло
33.6 х 32.2
Эскиз росписи верхней части южной стены на хорах Храма Христа Спасителя в Москве
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Четвертый Вселенский Халкидонский Собор 1876
холст на картоне, масло
30 х 32
Эскиз росписи нижней части южной стены на хорах Храма Христа Спасителя в Москве
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Четвертый Вселенский Халкидонский Собор 1876
Фреска
Государственный музей истории религии
Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Второй Вселенский Константинопольский Собор 1876-1878
бумага, итальянский и графитный карандаш
134 х 109
Эскиз росписи для Храма Христа Спасителя в Москве
Частное собрание
Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Четвертый Вселенский Халкидонский Собор 1876
бумага, итальянский и графитный карандаш
140 х 110
Эскиз росписи для Храма Христа Спасителя в Москве
Частное собрание
Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Богословский диспут на одном из Вселенских соборов 1899
бумага, графитный карандаш, гуашь
32 х 44
Частное собрание
Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Исцеление слепорожденного Иисусом Христом 1888-1993
холст, масло
162 х 107
Музей Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Сергиев Посад Московской области

Начатая Суриковым в 1888 году работа над картиной «Исцеление слепого Иисусом Христом», в период душевного смятения, упоминается им впервые в письмах 1892 — 1893 годов. В дальнейшем, отвечая В.А.Никольскому на вопрос, где эта картина находится, коротко сообщает: «Она у меня». Можно предполагать, что произведение, которое оставалось у художника до конца жизни, имело для него особый смысл, поскольку создание его было связано с глубоко личными тяжелыми переживаниями после смерти жены

Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Благовещение 1914
Холст, масло
160 х 206
Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова

Для «Благовещения» Сурикову позировал Н. С. Ченцов. Василий Иванович писал его руки. Суриков так трактовал «Благовещение»: «В протянутых руках Гавриила должна быть земная страсть, хотя он и архангел. Не надо забывать что мужем Марии был старец, а у нее все же родился сын». (Г. А. Ченцова)
Выставленная в 1915 году на XII выставке Союза русских художников картина не вызвала восторга критиков и коллег. По версии искусствоведов, причина в том, что Суриков к тому времени был признанным мастером исторических полотен. Художник-реалист обошелся без привычных для изображения Благовещения деталей: лилии, веретена и библии в руках Девы Марии. Радость встречи и величие момента подчеркнуто теплом золотого сияния.

Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Мария
холст, масло
89 х 50.5
Этюд к картине «Благовещение» 1914
Красноярский художественный музей им. В. И. Сурикова
17.jpg
Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Голова Марии
холст, масло
Этюд к картине «Благовещение» 1914
Музей-усадьба В. И. Сурикова в Красноярске

В собрании Музея-усадьбы представлены этюды к большинству знаменитых полотен В. И. Сурикова. Один из них — Голова Марии к картине «Благовещение», последней большой картине Василия Ивановича, законченной в 1914 году. Этот этюд был подарен музею правнуком художника Н. С. Михалковым в 150-ю годовщину со дня рождения мастера, и на сегодняшний день является последним живописным произведением художника, поступившим в фонды.

Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Голова Марии
Этюд к картине «Благовещение» 1914
Гравюра на стали с картины В. Л. Боровиковского «Благовещение» была издана в середине XIX века, напр., в альбоме Н. Кукольника «Картины русской живописи» 1846, М. О. Вольфа
Василий Иванович Суриков (1848-1916)
«Благовещение» (гравюра с картины В. Л. Боровиковского) 1866
бумага, акварель
Музей-усадьба В. И. Сурикова в Красноярске

Важным этапом в постижении Суриковым техники рисунка было копирование работ известных художников. Учитель Василия Ивановича, Н.В. Гребнев, приносил ему гравюры с классических произведений для копирования. Процесс этот развивал в нем творческое начало. Одной из нескольких копированных работ в собрании нашего музея является акварель «Благовещенье». Очень миниатюрная и тонкая по своей технике. Каждую линию и складку художник прописывает с большой любовью и старанием. Образ для акварели позаимствован у Владимира Лукича Боровиковского, но краски Суриков добавляет «от себя». И только приехав в столицу, художник «познакомился» с первоисточником: «Я по приезде в Петербург сейчас же пошел в Казанский собор – Боровиковского посмотреть, ведь похожи краски у меня — угадал».


Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Голова смеющегося священника (Head of a Laughing Priest)
Этюд к картине «Боярыня Морозова»

Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова: А священника у меня в толпе помните? Это целый тип у меня создан. Это когда меня из Бузима еще учиться посылали, раз я с дьячком ехал — Варсонофием, (Варсонофий — Варсонофий Семенович Закоурцев, дьячок сухобузимской Троицкой церкви. Запечатлен в этюде для «Боярыни Морозовой» «Голова священника».) — мне восемь лет было. У него тут косички подвязаны. Въезжаем мы в село Погорелое. Он говорит: „Ты, Вася, подержи лошадей, я зайду в Капернаум». Купил он себе зеленый штоф и там уже клюкнул. „Ну, говорит, Вася, ты правь». Я дорогу знал. А он сел на грядку, ноги свесил. Отопьет из штофа и на свет посмотрит… всю дорогу пел. Да в штоф все смотрел. Не закусывая пил. Только утром его привез в Красноярск. Всю ночь так ехали. А дорога опасная — горные спуски. А утром в городе на нас люди смотрят — смеются.

Vasili Ivanovich Surikov (1848-1916, Russia)
Head of a Grinning Priest 1850
Oil On Canvas
Tretyakov Gallery (Moscow, Russia)
Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Голова монахини 1880-е
Холст, масло
37 x 30 см
Этюд к картине «Боярыня Морозова»
Калужский музей изобразительных искусств
Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Монах 1900-e
холст, масло
52 х 23
Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Посещение царевной женского монастыря 1912
Холст, масло
144 x 202 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Церковь в селе Дьякове, 1910-е.
бумага
акварель, карандаш
25 х 34
Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Деревенская божница. 1883
Бумага, акварель
23 x 33 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Лампада. 1883
Бумага, акварель
24 x 16 см
Этюд для картины «Меншиков в Березове»
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора. 1876
Бумага, акварель, графитный карандаш
15 x 24 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Церковь. 1910
бумага, акварель. карандаш
32 х 24
Венеция. Собор Св.Марка. 1884
Бумага, акварель.
17 x 25 см
Частное собрание
Собор Св.Марка в Венеции. 1900
Бумага, акварель, графитный карандаш
22 x 30 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Миланский собор. 1884
Бумага, акварель
21 x 27 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Собор Святого Петра в Риме. 1884
Бумага, акварель
17 x 25 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

  • Христианский Восток
    • Христианский Восток. Краткая справка
      • Рождение Христианского Востока как трансформация эллинистической культуры. П.В. Кузенков
    • Ветхозаветные времена
      • История Израильского царства
    • Родина святых
    • Христианские Церкви
      • Константинопольская Православная Церковь
      • Александрийская Православная Церковь
      • Антиохийская Православная Церковь
      • Иерусалимская Православная Церковь
      • Православные арабы
      • Древние Восточные Церкви
    • Византия
      • Страницы истории
      • Христиане и мусульмане
      • Византия и Святая Русь
    • Связи Востока и России
      • Церковные и дипломатические связи
      • Культурные и торговые связи
      • История русского паломничества
      • Иерусалим — центр мира
      • Синай
      • Афон
    • Русское рассеяние на Востоке
      • Русская Палестина
      • Египет
      • Ливан
      • Тунис
      • Турция
      • Греция
    • Христианство на Ближнем Востоке сегодня
      • Аналитика
      • Интервью и статьи
      • Иностранная пресса
    • Археология
      • Библейская археология
      • Военные конфликты и памятники истории
  • Святые места
    • Традиции паломничества
      • О чудесах
      • Паломничество вчера и сегодня
    • Россия
      • Москва и окрестности
      • Дивеево и Нижний Новгород
      • Урал и Сибирь
      • Юг России
      • Север России
    • Болгария
      • Храмы и монастыри
      • Святыни
    • Греция
      • Святые и святыни
      • Храмы и монастыри
      • Афон
      • В паломничестве по Греции
    • Египет
      • Монастыри
      • Храмы
    • Израиль
      • Святые места
      • Храмы и монастыри
      • Паломничество по Святой Земле
      • Служение на Святой Земле
    • Иордания
      • Святые места
      • Православные храмы Иордании. Л.Н. Блинова
      • Русский паломнический центр на Иордане
    • Италия
      • Святыни Италии
      • Храмы
    • Кавказ
      • Святыни и святые места
      • Паломнические заметки
    • Кипр
      • Почитаемые святые
      • Храмы
      • Монастыри
    • Ливан
      • Храмы и монастыри
    • Палестина
      • Святые места
      • Храмы и монастыри
      • Подворья РДМ
    • Сирия
      • Святые места Сирии
      • Храмы и монастыри
      • Война в Сирии и ее культурное наследие
    • Турция
    • Черногория
      • Храмы и монастыри Черногории
      • Святыни
    • Праздники на Святой Земле
      • Рождество
      • Пасха
      • Троица
      • Богородичные праздники
    • Информация для паломника
      • Реликвии Искупления в современном мире
      • В Израиль без визы
      • Авиабезопасность Израиля
      • Что взять с собой в Израиль
      • Памятка священнику- паломнику на Святой Земле
      • Адреса монастырей
      • Гостиницы РДМ
      • Музей путешествий и паломничества по святым местам
    • Приглашаем в паломничество
  • Православная культура
    • Святая Земля в культуре Руси
    • Паломничество и русская литература
      • Паломничество и культура
      • Образ Святой Земли в русской литературе
      • Путешествия русских писателей на Восток
    • Священное Писание в русской литературе
      • Стихи о Библии и Евангелии
      • Ветхий Завет в русской литературе
      • Евангельская история в стихах русских поэтов
      • Авторские строки
    • Русская литература и христианство
      • Обзоры
      • Перечитывая классиков
      • Православная литература как жанр
    • Псалмы и молитвы в русской поэзии
      • Молитва в творчестве русских поэтов
      • Стихи-молитвы русских поэтов
      • Переложение псалмов в русской поэзии
    • Святая Земля и Восток в живописи
    • Ветхий Завет в живописи
      • Ветхий Завет в русском искусстве. Репродукции
      • Статьи
    • Евангелие в русской живописи
      • Иоанн Предтеча
      • Бегство в Египет
      • Христос-отрок
      • Христос в пустыне
      • Христос в уединении на Генисаретском озере
      • Проповедь Христа и евангельские притчи
      • Чудеса Христа в русской живописи
      • Женщины, служившие Христу
      • Страстной цикл в русской живописи
      • Образы и деяния апостолов в русской живописи
      • Страшный суд в русской живописи
      • Статьи
    • Религиозные сюжеты в творчестве русских художников
      • БАСИН П.В. (1793-1877)
      • БРУНИ Ф.А. (1799-1875)
      • БРЮЛЛОВ К.П. (1799-1852)
      • ВАСНЕЦОВ В.М. (1848-1926)
      • ВРУБЕЛЬ М.А. (1856-1910)
      • ГЕ Н.Н. (1831-1894)
      • ИВАНОВ А.И. (1775-1848)
      • ИВАНОВ А.А. (1806-1858)
      • КАНДИНСКИЙ В.В. (1866-1944)
      • КОШЕЛЕВ Н.А. (1840-1918)
      • ЛЕБЕДЕВ К.В. (1852-1916)
      • ЛОМТЕВ Н.П. (1817-1859?)
      • НЕСТЕРОВ М.В. (1862-1942)
      • ПЕРОВ В.Г. (1833-1882)
      • ПОЛЕНОВ В.Д. (1844-1927)
      • РЕПИН И.Е. (1844-1930)
      • РЯБУШКИН А.П. (1861-1904)
      • СЕМИРАДСКИЙ Г.И. (1843-1902)
      • СУРИКОВ В.И. (1848-1916)
      • ШАГАЛ М.З. (1887-1985)
      • ШЕБУЕВ В.К. (1777-1855)
      • Первые христиане и мученики в русской живописи
      • Святой Николай Чудотворец в русской живописи
      • Князь Владимир и Крещение Руси в русской живописи
      • Образ Владимира святого в русской живописи. Е. А. Скоробогачёва
      • Калики перехожие в русской живописи
      • Образ странника-богомольца в русской живописи
      • Выезды и походы на богомолье в русской живописи
      • Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра в русской живописи
      • Монашеская жизнь на полотнах русских художников
      • Лица монашествующих на полотнах русских художников
      • Православная вера глазами русских художников
      • Крестный ход в русской живописи
    • Православные праздники в искусстве
      • Рождество Христово
      • Крещение Господне — 19 января
      • Сретение Господне — 15 февраля
      • Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля
      • Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье
      • Пасха
      • Вознесение Христа, Троица, Духов день
      • Первый Спас, медовый Спас, маковый Спас, Спас на водах — 14 августа
      • Преображение или яблочный Спас — 19 августа
      • Спас Нерукотворный — ореховый Спас, хлебный Спас — 29 августа
      • Богородичные праздники
      • Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня в русской живописи и поэзии
    • Паломнические реликвии
      • Евлогии с Востока
    • Храмоздательство и церковное искусство
      • Храмовая архитектура
      • Храм в русской живописи
      • Ставрография
      • Иконопись и иконография

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *