Стихи Федора Тютчева о природе

  • Есть в осени первоначальной… • 146
  • Зима недаром злится… • 142
  • Осенний вечер • 113
  • Весенняя гроза • 89
  • Чародейкою Зимою… • 84
  • Вечер • 62
  • Рассвет • 52
  • Утро в горах • 45
  • Весна • 43
  • Весенние воды • 40
  • Как неожиданно и ярко • 28
  • Сияет солнце, воды блещут… • 22
  • Тихо в озере струится… • 19
  • Листья • 18
  • Под дыханьем непогоды… • 18
  • Одиночество • 17
  • Декабрьское утро • 16
  • Летний вечер • 15
  • Весеннее приветствие стихотворцам • 13
  • Тихой ночью, поздним летом… • 12
  • Лебедь • 12
  • Полдень • 12
  • • 12
  • Осенней позднею порою… • 11
  • Я помню время золотое… • 10
  • Вечер мглистый и ненастный… • 10
  • Лето 1854 • 10
  • Первый лист • 9
  • С поляны коршун поднялся… • 9
  • О чём ты воешь, ветр ночной?.. • 8
  • Неохотно и несмело… • 8
  • И в божьем мире то ж бывает… • 7
  • Небо бледно-голубое… • 7
  • В небе тают облака… • 7
  • В деревне • 7
  • Я не ценю красот природы… • 6
  • Успокоение • 6
  • Снежные горы • 6
  • Нет, карлик мой! трус беспримерный!.. • 5
  • Опять стою я над Невой… • 5
  • Там, где горы, убегая… • 5
  • Ночное небо так угрюмо… • 5
  • И гроб опущен уж в могилу… • 5
  • Как весел грохот летних бурь • 5
  • К*** (Уста с улыбкою приветной…) • 4
  • Слезы людские, о слезы людские… • 4
  • Не то, что мните вы, природа… • 4
  • В Риме • 4
  • Еще земли печален вид… • 4
  • Последний катаклизм • 3

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Анализ стихотворения «Зима недаром злится, прошла ее пора» Тютчева

Ф. Тютчев долгое время не публиковал своих стихотворений. Находясь на дипломатической службе и являясь уважаемым и обеспеченным человеком, он считал свои литературные творения забавой и способом отвлечься от серьезных государственных дел. К публикации своих стихов его вынудили настойчивые просьбы друзей, которые высоко оценили талант начинающего поэта. Среди таких «легких» набросков оказалось стихотворение «Зима недаром злится…» (1836 г.), которое Тютчев включил в послание своему товарищу. Оно так и не было опубликовано при жизни поэта.

Отличительная особенность произведения – его непосредственность и легкий разговорный стиль. Поэт совершенно не думал о том, как воспримет его читающая публика. Он и не собирался никому, кроме друга, показывать стихотворение. Впоследствии в творчестве поэта появились и техника, и сложные образы, и философские размышления. А пока что он не был ничем связан. Его вдохновение не знало границ и изливалось свободным потоком.

Стихотворение напоминает русскую народную сказку. По крайней мере, налицо противостояние добра и зла в образах Весны и Зимы. Тютчев не случайно именует времена года с прописных букв. Перед нами живые волшебные персонажи, проявляющие обычные человеческие чувства и испытывающие человеческие ощущения. Автор «оживляет» окружающий мир с помощью многочисленных олицетворений («злится», «хохочет», «хлопочет»).

Сказка вплетается в жизнь благодаря появлению жаворонков, которые на полном основании вступают в борьбу Весны с Зимою. Эта борьба олицетворяет первые признаки пробуждения природы, хлопоты зимы – ночные заморозки и холодный ветер, а хохот весны – весеннее журчание ручьев и пение птиц. Очень образно Тютчев описывает финальный снегопад. Побежденная Зима кидает в «прекрасное дитя» горсть снега. Но эта безнадежная последняя попытка ни к чему не приводит. Последний снег быстро тает, позволяя Весне умыться и стать еще прекраснее.

«Зима недаром злится…» — прекрасный образец пейзажной лирики Тютчева, еще не скованный критическими замечаниями поэтического мира. Оно не несет никакой смысловой нагрузки, поэтому воспринимается удивительно легко и свободно. Немногие поэты не только XIX века, но и в наше время, могут похвастаться таким простым, но в то же время художественно выверенным слогом.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «От жизни той, что бушевала здесь…» (восприятие, толкование, оценка)

Анализ стихотворения
1. История создания произведения.
2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).
3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).
4. Особенности композиции произведения.
5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).
6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.
Стихотворение «От жизни той, что бушевала здесь…» было написано Ф.И. Тютчевым в 1871 году. Создавалось оно под впечатлением поездки поэта на берег Десны, к городищу древнерусского города Вщиж Брянского уезда Орловской губернии (неподалеку находилось родовое поместье Тютчева), разгромленного татарами в 1237 году. Рядом с этим местом сохранились древние курганы, напоминающие об этих кровавых событиях истории. Сохранился первоначальный вариант этого стихотворения:
От жизни той, во дни былые
Пробушевавшей над землей,
Когда здесь силы роковые
Боролись слепо меж собой,
И столько бед здесь совершалось,
И столько крови здесь лилось,
Что уцелело и осталось?
Затихло все и улеглось.
Лишь кое-где, как из тумана
Давно забытой старины,
Два-три выходят здесь кургана.
Произведение относится к философской и пейзажно-медитативной лирике. Жанр его – лирический фрагмент. Основная тема – след человека в истории и природе.
Вопрос-раздумье открывает это стихотворение. Лирический герой, глядя на окружающую природу, вспоминает о минувших исторических событиях:
От жизни той, что бушевала здесь,
От крови той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас?
Затем герой размышляет о том, что может сохраниться во времени, пройти через глубину веков. И это для него – природа.
Два-три кургана, видимых поднесь…
Да два-три дуба выросли на них,
Раскинувшись и широко, и смело.
Красуются, шумят, – и нет им дела,
Чей прах, чью память роют корни их.
Природа в этом пейзаже не просто равнодушна или безучастна к человеку, она противопоставлена самой жизни, человеку и его памяти. Тот же мотив противостояния природы и человека звучит у Тютчева и в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах»:
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?
Природа у Тютчева искушает и «губит» человека:
Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Во второй части стихотворения мысль лирического героя принимает характер философского и афористического обобщения. Природа здесь противопоставлена всему человечеству с его историей, войнами, кровопролитием, «бесполезными подвигами». Итогом жизни становится «всепоглощающая бездна».
Природа знать не хочет о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих – лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.
Бездна здесь – это смерть, небытие, бесконечность времени и пространства. Исследователи неоднозначно оценивали финал стихотворения. Б.Я. Бухштаб отмечал «пессимизм» Тютчева, Л.В. Пумпянский – нигилистическое отрицание. И.Н. Сухих пишет «о беспощадном трагизме тютчевской мысли, преодолевающей как романтические, пантеистические иллюзии, так и нигилистическое отрицание». Безусловно, человек в этом произведении обречен на забвение и небытие именно потому, что является частью природы. Он не чувствует своего единства и кровного родства с ней, осознавая себя лишь ее «грезою». Вечность наглухо заслоняет от поэта мысль о преемственности жизни.
Композиционно произведение делится на две части. Первая часть – это мысли героя о прошлом, условная картина природы. Вторая часть – философское обобщение.
Стихотворение написано пятистопным ямбом, рифмовка – кольцевая и перекрестная. Поэт использует скромные средства художественной выразительности: эпитеты («призрачные годы», «всепоглощающей и миротворной бездной»), олицетворение («природа знать не хочет о былом»), анафору («От жизни той, что бушевала здесь, От крови той, что здесь рекой лилась»), аллитерацию («Свершающих свой подвиг бесполезный»).
«От жизни той, что бушевала здесь…» – это программное произведение Тютчева. Содержание стихотворения – «не… мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее – а мысль чувствующая и живая».

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *