Путешествие в Тверскую область. Старицкий Успенский монастырь. Красивое,интересное и душевное место.

Старицкий монастырь — место очень необычное… Он сильно отличается от всех других православных монастырей, где мне довелось побывать. Это не только памятник нашей истории и архитектуры, а также уютное и красивое место для прогулок, но еще и по сути бесплатный музей. Обитель у всех остается в памяти, как место очень дружелюбное и милое. А еще это святое место для истории не только православной церкви, но и всей России — потому что монастырь связан с первым русским патриархом Иовом. О том, как мы здесь побывали во время нашего путешествия по Тверской области в июне 2018 года, а также немного о истории этого места — я расскажу сейчас в своей заметке, показав много красивых фотографий монастыря. И думаю, многие тоже захотят здесь побывать.

Как и большинство русских монастырей, Старицкий монастырь построен в виде крепости. А вход идет через воротную башню, как и положено в средневековых крепостях.

Как только заходим, сразу попадаем в царство красоты! Слева — Введенская церковь, прямо — колокольня, где был похоронен первый русский патриарх Иов, справа — Успенский собор.

Крепостная стена. На стене в былые времена стояли вооруженные монахи, готовые дать отпор врагам…
Почему монастыри были так похожи на крепости? Во-первых, очень часто они для военных целей и строились. Под видом распространения православия ставилось мощное укрепление на границах княжества, чтоб совместить два в одном — и распространение своего влияния через религию, и усиление своей военной мощи на границах. Во-вторых, сами монастыри тоже желали себя защищать — по Руси всегда бродили большие толпы разбойников, которые с удовольствием грабили монахов, чтоб отнять у них пожертвования верующих.

Введенская церковь тоже напоминает небольшой средневековый замок. Суровые были времена…Построена она была в 1570 году при Иване Грозном.

Считается, что монастырь основали в 1110 году два монаха из Киево-Печерской Лавры. Однако в 14 веке во время междоусобных войн между тверскими и московскими князьями — он был разрушен. Безбожные и злые были времена. Города и монастыри чаще уничтожались своими же русскими князьями, чем монголами, под чьим игом Русь тогда находилась… В 16 веке Старицкий монастырь возродился при последних князьях Старицы. Потом они были все поголовно истреблены безумным выродком Иваном Грозным, которому Андрей Старицкий приходился дядей. Были убиты почти все его дети и внуки, включая младенцев, а также их прислуга. Старицу и монастырь Иван Грозный прибрал тогда в личные владения. Все это происходило на глазах Иова, который тогда был монахом, потом настоятелем монастыря. И не удивительно, что Иов , первый русский патриарх, потом был так верен Борису Годунову — он прекрасно видел разницу между полоумным бесом, который просто уничтожал русскую землю, и достойным царем — созидателем, поднимавшим ее из руин.
Введенская церковь увидела кровь погибших и от рук других извергов. В годы войны здесь фашистами были заперты в мороз пленные красноармейцы, которые умерли все там от холода, 78 человек. Так получалось, что и большевики, и фашисты — нередко использовали мощные крепостные постройки в качестве тюрем для своих пленников.

Успенский собор был построен тоже в 16 веке. На фото столетней давности он выглядел иначе. Но после разрушений, сделанных большевиками, потом фашистами — его надо было восстанавливать из полуразрушенного состояния. И монастырь со своими постройками был реставирован в 2000-е. Поговаривают, что при участии вице-премьера Христенко, мужа Голиковой, что возглавляла Счетную палату. Они смогли подключить к реставрации олигархов, выбить из них деньги, и монастырь был почти идеально восстановлен. Только главы Успенского собора стали выглядеть слегка иначе. В остальном — полное соответствие облику, что был до революции.

Еще одни ворота с башней. Здесь же — надвратная церковь Иоанна Богослова. Построена в 1694 году.

Памятник Иову — первому русскому патриарху. Иов был личностью героической, очень достойной. Поэтому о нем надо сказать побольше. До Бориса Годунова в России не было своего патриарха. Но при Борисе Россия стала выходить из жуткого разорения, в которое ее вверг Иван Грозный, сначала устроивший почти полное вырезание части русских земель, а потом еще и проигравший в пух и прах Ливонскую войну, после чего вражеские отряды изрядно опустошили то, что еще не успел разорить московский царь. Последствия проигранных войн и опричнины — были очень тяжелыми. Борису Годунову удалось вернуть почти все, что потерял в войне Грозный , укрепить государство, построив новые крепости, заключить выгодные мирные договоры. Положение России в мире укрепилось. И она смогла выбить себе право получить своего собственного патриарха, договорившись с Константинополем (и видимо, щедро одарив тамошнего патриарха). Первым русским патриархом стал Иов, который сделал очень много для распространения христианства на Поволжье, а также в Сибири. Иов занимался печатаньем книг, распространением грамоты в русских землях. И родом он был из Старицы. В этом монастыре и начинался его духовный путь
Здесь же он в конце жизни был и погребен. И это очень хорошо, что хотя бы здесь ему есть памятник. Потому что Иов был образцом христианского поведения, в отличие от многих других православных деятелей, чье поведение вызывает очень много вопросов…
Борис Годунов умер, ему наследовал Федор Годунов. Но его предали все, переметнувшись на сторону идущего к Москве Лжедмитрия . Иов был одним из немногих, кто сохранил верность молодому царю. Он проклял всех предателей. Бояре убили Федора и его мать, сестру передали в качестве приятного подарка Лжедмитрию. Московские элиты изо всех сил старались угодить новому хозяину…Иов не признавал его как правителя, писал воззвания с осуждениями и проклятиями. Лжедмитрий не рискнул его убить, как делал когда-то Иван Грозный, но велел арестовать, подвергнуть истязаниям, и отправить в Старицкий монастырь. Но Иова ничто не сломило, и он стоял на своем до конца. Вскоре Лжедмитрий был свергнут и убит Василием Шуйским. Разбитому и истощенному старому Иову предложили вернуться на должность патриарха , но он отказался. И остался умирать в Старице. В этом монастыре его и похоронили. Позже его мощи перевезли в Москву.
На фото слева частично попал Троицкий собор, построенный в 1819 году. В центре — Успенский, построенный в 1530 году, при князе Андрее Старицком. Справа — колокольня с часовней патриарха Иова, возведенная над его усыпальницей. Она построена в 1685 году.
Еще одна часть крепостной стены монастыря. Стены и башни были почти целиком разрушены большевиками. Оставались лишь руины. Именно их в первую очередь восстановили на деньги олигархов и чиновников. Бывает и от них польза…
Это просто чудо, что на такой небольшой территории смогли вместить столько разной красоты!
Троицкий собор. Газон перед ним идеально подстрижен. Интересная деталь — монастырь открыт, нигде ничего не огорожено. Монахов вообще не видно, охраны какой-то тоже. Такое ощущение, что он создан именно для людей, для прихожан и туристов, чтоб они могли насладиться красотой, а также побыть в тишине, помолиться, или просто подумать о прошлом. Здесь ничем не торгуют, как в Троице-Сергиевой лавре, здесь ничего не закрывают от людей — а создают идеальную комфортую обстановку, чтоб здесь каждый себя чувствовал хорошо. Это просто чудо! Сюда так тяжело добраться, и место это мало известно, но если все же кто доедет — то никогда не пожалеет!
Вот пример — сидят на траве местные девушки, фотографируются. Никто их не гонит, даже не шипит, и косо не смотрит.
И вновь крепостная стена. От серьезной армии бы не защитила. А от разбойных шаек — могла спасти!
В башенках могли сидеть в те времена вооруженные часовые, смотревшие по сторонам, не приближается ли кто.
Чудесное место! Здесь хорошо чувствуется дух русской старины….
Часовня Георгия Победоносца. На ней стоит дата — 1914 год. Хотя построили ее в 2007 году. Вероятно, в 1914 году тут стояла тоже какая-то часовня, потому и указан этот год
Внутри купель, а также два крана, где можно набрать святую воду.
Краны весьма необычной формы…
Идем к колокольне
Табличка, напоминающая, что это памятник архитектуры. Даже в СССР это поняли, и взяли под охрану то, что не успели разрушить во времена озверелого большевизма, в 20-30-е годы.
Древнерусский каменный крест
Входим в маленькое помещение внизу
ЭЭто гробница патриарха Иова. Надгробная плита над его могилой.
Дальше идем к Успенскому собору
Архитектура начала 16 века. Таких древних храмов очень мало в Центральной России. В ней есть еще черты древнерусской архитектуры. Потом все это начнет исчезать…
Очень радующая душу табличка! Обычно у нас все запрещают. А тут наоборот — разрешают! И лишь просят не снимать монахов. Все для людей, душевно и уважительно!
Внутри Успенского собора.
Красиво и величественно!
Я снимал там очень много, но оставил лишь эту фотографию. Все остальное, мне кажется, лучше увидеть своими глазами…
Каменные надгробия (Некрополь)
Сами могилы многие утеряны, но найденные останки захоронены позже в костнице
Идем смотреть Введенскую церковь
Если посмотреть на окна. то можно увидеть, какие у церкви толстые, мощные стены. И правда — как рыцарский замок.
Внутри церкви.
Тихо, спокойно. Кроме нас — ни души…
А вот теперь самое главное. Когда-то здесь был музей. И многие экспонаты музея — до сих пор выставлены здесь под стеклом. Это очень здорово! Церковь сохраняет роль образования и просвещения, не убивая целиком то, что ей досталось, как это часто происходит в других монастырях
Можно увидеть старинные книги!
И сравнить текст трехсотлетней давности — с современным….
Выходим наружу. Гуляем вдоль стены. В дальней башенке — устроен туалет. Бесплатный, и туда ведет указатель, чтоб паломники не страдали от неизвестности…
Маленький закуток, видимо братская территория. Единственное огороженное место, очень маленькое и скромное. И кстати — никаких запрещающих табличек нет даже здесь.
Введенская церковь, вид с другой стороны.
Осталась непосещенной Троицкая церковь, перед которой сидели на траве девушки. Идем внутрь
Все расписано яркими красками
Красота!
Раз можно фотографировать, значит нужно это делать — чтоб показать красоту читателям. Кстати, в храме сидела бабуля — смотритель, как в музее. Но так как была просьба не фотографировать служителей, ее в кадре нет
И еще кое-что осталось . Небольшое подземное помещение у Введенской церкви…
Предупреждаю — не для слабонервных!
Идем вниз по древним ступеням
А там нас ждут кости и черепа!
Это останки тех, чьи могилы были утеряны.
Со вспышкой. Выглядит мрачно. Но это тоже наша история. И часть наших традиций.
В конце помещения икона. Здесь похоронены были многие жители Старицы. И те, у чьих предков утерялись могилы, могут прийти сюда, и ставить свечку, так как среди останков весьма вероятно — их родственники.
Табличка, рассказывающая о том, что это такое
Выходим из монастыря. Надо еще дойти до автовокзала, чтоб купить билет на автобус в Тверь. Замечательное место!
Смотрим на другой берег. Там тоже старинные храмы. Все вместе они смотрятся просто сказочно. До чего же красиво в Старице! Как много потеряли те, кто поленились сюда поехать…Вот она, Русь — во всей ее красе, Русь настоящая…
Напоследок — прикреплю наше групповое фото , сделанное утром на другом берегу. И за нашими спинами — Успенский монастырь
Страница туристического клуба «Восемь Врат» (Петербург): https://vk.com/club17791063

Успенский мужской монастырь (Старица)

Россия Тверская область Старица

Идёт загрузка карты…

Успенский монастырь — православный мужской монастырь в Тверской области. Возвращен Церкви в 1996 году.

История

В 1100 г. из Киевских пещер в урочище «Старый Бор» пришли два инока: Трифон и Никандр. Они построили себе келью, а затем и часовню для общественной молитвы и обучения приходящих людей слову Божию. Града Старицы тогда еще не было, и, вероятно, приходившие к инокам люди жили в окрестностях Старого Бора, а, может быть, и на месте нынешней Старицы.

Трифон скончался в 1127 году, другой же инок, Никандр, в 1153 году, спустя 26 лет после кончины своего сотрудника и товарища. Основатели будущей обители сделали все для прочного и правильного ее устройства, а оставленные ими ученики продолжали начатое святое дело. Число иноков росло, часовня Трифона и Никандра, пришедшая в ветхость, не могла уже вмещать всех желающих и появилась потребность в постройке большого храма. И вот, в 70-х годах XII столетия при иноке Феодорите было начато строительство каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. Храм этот был освящен епископом новгородским Георгием в присутствии, как повествует монастырская летопись, «великаго князя суздальскаго св. Андрея Боголюбскаго».

К концу ХIII столетия монастырь, насчитывавший более 100 человек братии, уже управляемый игуменом, подвергся нападению татар, призванных сыном св. Александра Невскаго Андреем, задумавшим отнять престол у брата своего Димитрия. Монастырь был сожжен, братия во главе с игуменом Серапионом перебита, тела их брошены в Волгу.

Восстановлен монастырь был в первой половине XVI в. дядей Иоанна Грозного, Старицким князем Андреем Иоанновичем, который построил все главные постройки из белого камня и кирпича. Им сооружены были соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, с приделом Похвалы Пречистыя, с большим подвалом внизу; церковь над св. воротами во имя свт. Василия Анкирского; каменные корпуса для игумена и братии, и все было обнесено каменной стеной. Все эти сооружения, в той или иной степени сохранности, существуют и в настоящее время.

С историей Старицкого Успенского монастыря тесно связана и жизнь первого Московского и Всероссийского патриарха, свт. Иова, который был отдан в монастырь мальчиком, там получил солидное по тому времени образование и там же скончался, уже в сане патриарха. Собор 1589 г. положил быть на Руси Патриаршеству. Божие благословение всей Тверской земле — так было справедливо понято тверитянами избрание в первые Российские Патриархи именно тверитянина — святителя Иова.

До революции 1917 г. в Старицком монастыре свято хранилась та рака, в которой покоились до перенесения в Москву мощи свт. Иова. Сохраняются также и вещи святителя: митра, крест и палица.

Расцвет строительства переживает монастырь при князе Андрее Иоанновиче Старицком. В 1503-1537 годах возводится монументальный белокаменный Успенский собор, увенчанный торжественным пятиглавием.

В 1570 году царем Иваном Грозным строится Введенская церковь, увенчанная высоким шатром, с обширной трапезной палатой.

В 1694 году над западными святыми вратами сооружается церковь Иоанна Богослова на месте сгоревшей церкви Василия Анкирского. При сравнительно небольших размерах храм привлекает монументальностью облика и строгой лаконичностью силуэта. В XVIII веке монастырь был окружен каменной оградой, фрагмент ее с круглой башней сохранились с юго-восточной стороны. В комплекс входят братский и настоятельный корпуса, южные ворота (1885), мавзолей-усыпальница Глебова-Стрешнева. В 1819 голу закончено подведение Троицкой церкви, выполненной в формах позднего классицизма.

Высотной доминантой комплекса является трехъярусная шатровая колокольня. До 1930 года здесь находились уникальные часы-куранты. В помещении церкви долгое время размещался историко-археологический музей. Создатели его — И. Крылов и Е. Клодт, внук знаменитого скульптора. В монастыре проводятся музейные работы. Со временем здесь разместится крупный музейный комплекс.

Обзор истории Успенского монастыря был бы неполным, если не упомянуть о каменном Введенском храме, построенном царем Иоанном Грозным в 1570 г. и сохранившемся по настоящее время почти без внешних изменений, если не считать, что бывшая при Грозном трапезная была в 1761 г. обращена в придел во имя свт. Арсения Тверского, в 1802 г. с северной стороны пристроена большая каменная паперть, а в 1920-40-х годах интерьер храма был полностью утрачен по известным историческим причинам.

До 1917 г., причисленный к разряду третьеклассных, монастырь не отличался ни своей многочисленностью, ни большим наплывом богомольцев, и содержался на скромные средства, частью отпускаемые правительством, частью получаемые от монастырских угодий и монастырских служб. Только сохранившиеся памятники времен Старицких князей и Иоанна Грозного, соединявшиеся в древнее время подземным ходом под Волгой с дворцом князей, свидетельствуют о прежнем величии и славе теперь мало заметной обители.

Монашеская жизнь в обители вновь началась в 1996 г. Количество насельников невелико: игумен, иеромонах, иеродиакон и двое послушников. Управляет монастырем игумен Гермоген (Чирков).

Современное состояние

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельников обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Храмы

Храмы:

  • Собор Успения Пресвятой Богородицы
  • Собор Троицы Живоначальной
  • Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
  • Церковь свт. Иоанна Богослова

Часовни:

  • Надвратная часовня
  • Часовня вмч.Георгия Победоносца
  • Колокольня с часовней Иова, патриарха Московского
  • Успенская часовня в юго-восточной башне

Святыни

  • Мощи местночтимой схимонахини Пелагии

Престольные праздники

Собор Успения Пресвятой Богородицы — 28 августа

Собор Троицы Живоначальной — 50-й день после Пасхи

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря

Церковь свт. Иоанна Богослова — 21 мая, 9 декабря

Фото

  • Собор Успения Пресвятой Богородицы

  • Собор Троицы Живоначальной

  • Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Видео

Как добраться

Адрес: Тверская обл., Старицкий р-н, г. Старица, ул. Пушкина, 1

Из Москвы (от станции метро «Тушинская») и Твери (от автовокзала) в Старицу ежедневно отправляются рейсовые автобусы.

Но можно добраться до Старицкого монастыря и на личном автотранспорте. Дорога от Твери по живописному Старицкому шоссе займет не более полутора часов. Из Москвы придется добираться дольше — около трех часов.

По трассе М-10 (Москва-Санкт-Петербург) до Твери, а потом по указателям на Ржев и Старицу, или же по трассе М-9 (Москва-Рига). С последней нужно поворачивать направо в Зубцове и следовать по дороге Ржев-Тверь.

Паломнику

Успенский монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

Телефон: (48263) 2-36-35

Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь

Религиозная организация Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь Тверской и Кашинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Расписание богослужений:

Смотреть на сайте монастыря

История и описание:

Основан монастырь около 1110 г. Киевопечерскими иноками Трифоном и Никандром. Примечательно, что обитель была одной из первых обителей на Севере России и стала центром миссионерской проповеди для языческого населения этого региона. В монастыре настоятелем были Старицкий уроженец Герман, в будущем Архиепископ Казанский; постриженик архимандрита Германа, архимандрит Иов, в последствии первый Патриарх Московский, также уроженец г.Старицы и архимандрит Дионисий, впоследствии архимандрит Троице-Сергиевой Лавры.

Ансамбль Старицкого Успенского монастыря относится к числу наиболее значимых архитектурных комплексов Тверской области. Основанный в глубокой древности, а затем возобновлённый в первой трети XVI века, к началу XX столетия монастырь стал украшением и гордостью Старицы.

В белокаменном Успенском соборе монастыря до сих пор покоятся мощи схимонахини Пелагии. Пелагия, мать Святейшего патриарха Иова, исконно почиталась жителями Старицы, считалась заступницей веры и благочестия. Успенский монастырь был окружён заботой не только старицких князей, но и царей, среди которых особо заметен Иван Грозный – заказчик одной из основных построек обители. Немало сделали для монастыря и именитые представители других эпох.

Монастырь предположительно был закрыт в 1918 г., но ликвидирован в 1923 г.

В соответствии с представлением Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, Священный Синод РПЦ от 17.04.1997 г. благословил открытие монастыря и возрождения и возрождения монашеской жизни с назначением наместника игумена Гермогена (Чиркова Димитрия Станиславовича). Древняя обитель возвращена Тверской епархии в весьма разрушенном состоянии. Обитель стала действующей, но остается открытый вопрос в отношении возвращения всего монастырского комплекса, в связи с расположением музея в одном из монастырских храмов.

Наконец в 2002 году наметилась возможность производства работ по восстановлению Свято-Успенского монастыря, благодаря образованию Фонда, в учреждении которого активное участие принял зам. председателя правительства В. Христенко. В связи с этим выполнен генплан по восстановлению обители, закончена работа по прокладке подземного газопровода, осуществлялась реставрация и настоятельского корпуса.

В 2003 году выполнялись следующие работы: восстановлены межэтажные перекрытия, смонтирована и перекрыта кровля, осуществлен монтаж отопления, проведены газ и вода, смонтирована канализация, произведена наружная реставрация и отделка настоятельского корпуса, установлены все оконные блоки, изготовлены и установлены кованные изделия: балкон, паникадила, подсвечник, семисвечник, оконные решетки. Изготовлены столярные изделия церковной утвари домовой церкви. Закончено изготовление кровли, водосточных труб, флюгарок на трубы, заканчивается устройство подоконных отливов из платоизола. Проведены археологические исследования в местах прохождения газопровода и частично в местах будущих прокладок подземных коммуникаций. Полностью осуществлено научное исследование состояния почв и оснований Успенского собора, Троицкой церкви, надвратной церкви Иоанна Богослова.

Осуществлены все вспомогательные, подготовительные, восстановительные, реставрационные и строительно-монтажные работы не только на настоятельском и братском корпусах, но и в целом по всему комплексу монастыря.

Подготовлен для богослужения Успенский собор, в котором проходят регулярно службы. В храме сооружен временный иконостас и престол.

В течение 2001-2002 г.г. проводилась работа по очистке развалин Вознесенской церкви, где по преданию было захоронение местночтимой святой схимонахини Пелагии (Ланяевой), ближайшей родственницы Патриарха Иова, по всей вероятности – сестры. Во время работ были обнаружены останки схимонахини Пелагии, а затем была проведена медико-антропологическая экспертиза и по исследовании останки помещены в раку и установлены в Успенском соборе монастыря.

В 2004 году завершено воссоздание Настоятельского корпуса с домовым храмом. Совершена замена кровли на храме Иоанна Богослова. Отреставрирована колокольня, с устройством на ней двух келий. На колокольне устроена звонница из 12 колоколов. Воссоздан из руин 1-й этаж братского корпуса. Проведено отопление Успенского собора. Сделаны археологические изыскания и вскрытие основания древней водосвятной часовни для последующего воссоздания.

Ежегодно с момента открытия монастыря в день памяти первого Патриарха Московского и всея Руси Иова из приходской Ильинской церкви совершается Крестный ход в монастырь, где у первого захоронения Патриарха Иова совершается молебное пение с чтением акафиста. Крестный ход также совершается и в день памяти местночтимой святой Пелагии, родительницы Святейшего Патриарха Иова.

Восстановление обители было завершено в 2010 году к празднованию 900-летия основания монастыря.

Церкви:

  1. Соборная, каменная, построена в 1503-1537 гг. иждивением Старицкого князя Андрея Иоанновича, престол один Успения Пресвятой Богородицы.
  2. Введенская, теплая, каменная, двухэтажная, построена в 1569-1584 гг. царем Иоанном Васильевичем Грозным, престола два: Святителя Арсения Тверского и Введения во храм Пресвятой Богородицы.
  3. Иоанно-Богословская, каменная, холодная, построена в 1694 г., престол один Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
  4. Троицкая, каменная, двухэтажная, холодная, построена в 1819 году, престола три: главный Святой Троицы, придельные: правый Преподобного Сергия Радонежского, левый Преподобного Дионисия.
  5. Домовая Державная.

Подворья монастыря:

  1. Патриаршее подворье Храм Свт. Иова Патриарха Московского и всея Руси г. Москва
  2. Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы в Родне
  3. Церковь в честь Спаса Нерукотворного Образа в Сергино
  4. Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Дегунино
  5. Глебова женская пустынь при Богоявленском храме с. Глебово
  6. Приписной храм Вознесенская церковь г. Старица

Русская Православная Церковь

Старицкий Свято-Успенский монастырь, один из древнейших монастырей Тверской епархии, расположен на правом берегу Волги, в так называемой Московской части г. Старица, немного выше устья реки Верхняя Старица, впадающей в Волгу с противоположной от монастыря стороны.

Корни Старицкой Свято-Успенской обители лежат в Киево-Печерской лавре. В помяннике Успенского монастыря записано: «…в 1110 году, пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним».

Старицкая обитель была основана не на том месте, где располагается ныне (почти на самом берегу реки Волги), а выше — в глухом лесу, где два инока поставили для себя келию. Постепенно число братии умножалось, место вокруг иноков обживали и другие монахи. Так образовался монастырь, а вокруг монастыря — селение. Также при Трифоне и Никандре была построена небольшая деревянная церковь.

В 1127 г. скончался Трифон, а спустя 26 лет, в 1153 г., скончался второй основатель Успенской обители — инок Никандр.

Память о первых иноках была увековечена в построенном при иноке Феодорите храме «в честь Успения Божией Матери, да похвалы Пресвятые Богородицы». Храм был построен за один год. При его освящении в 1165 г. присутствовал великий князь Суздальский Андрей Боголюбский.

С конца XII века обитель стала управляться игуменами.

XVI век вписал особую страницу в историю Старицкого Свято-Успенского монастыря. И связана она, в первую очередь, с деятельностью старицких князей — одного из знатнейших русских родов, потомков Рюриковичей.

В 1504 году по духовной грамоте великого князя Московского Ивана III Старица была отписана его младшему сыну Андрею, который принял титул князя Старицкого. Именно князю Андрею Ивановичу Старицкий монастырь обязан своим возрождением. Он перенес монастырь на новое место — ближе к Волге. На другой стороне реки, как раз напротив монастыря, на высоком городище находился кремль с княжеской резиденцией.

Но наиболее ярко строительная активность старицкого князя реализовалась в создании ансамбля Успенского монастыря, получившего в итоге каменные стены, собор, колокольню, надвратную церковь и ряд каменных палат. Главной монастырской постройкой стал Успенский собор — оригинальный памятник русского зодчества, возведенный в 1530-е годы. Его сходство с Успенским собором Московского Кремля очевидно. Не случайно этот факт воспринимался в то время многими как вызов князя своим державным родственникам в столице.

XVI век — не только время строительства интереснейших архитектурных сооружений монастыря. Это и время великих подвижников Русской Православной Церкви, жизнь и духовный подвиг которых связаны со Старицкой обителью: первого Патриарха Иова, архимандрита Германа (впоследствии архиепископа Казанского) и архимандрита Дионисия (позднее — настоятель Троице-Сергиевой лавры, благословивший русские войска на изгнание поляков из Москвы в 1612 году). История распорядилась так, что в бытность служения Германа архимандритом Старицкого Успенского монастыря в обитель был принят мальчик, который в дальнейшем станет одним из великих угодников Божиих, — святитель Иов, первый Патриарх Московский. А в 1605 г. Дионисий, в то время архимандрит Успенского мужского монастыря в Старице, принимал сосланного в свою родную обитель неугодного Самозванцу Патриарха.

Представление о состоянии Успенского монастыря в начале XVII века, при архимандрите Дионисии, дает опись 1607 г., сохранившаяся в подлиннике. Согласно описи, в монастыре «иеромонахов и иеродьяконов было 73; послушников 32 человека; слуг монастырских 43». Церквей в обители было три: соборная во имя Успения Божией Матери, с приделом Похвалы Богородицы; трапезная — во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и надвратная — во имя священномученика Василия Анкирского. Колокольня была деревянная, «на ней четыре колокола, а в особом чулане часы боевые, а при колокольне на столбах висел большой колокол благовестник в 100 пудов». Вокруг монастыря была каменная ограда.

События смуты начала XVII века не обошли стороной и Старицкую обитель. В 1609 г. войско Лжедмитрия II подошло к Старице. Малочисленные защитники были истреблены, а город и монастырь сожжены и разграблены.

Опустошительный набег поляков нанес непоправимый урон монастырю, после которого он так и не смог восстановить свой былой облик и славу. Из грамоты царя Михаила Федоровича от 1617 г. явствует, что казна монастыря, царские грамоты и другие крепостные акты были отобраны поляками. Монастырские постройки еще долгое время оставались заброшенными.

В 1681 г. страшный пожар довершил разрушения, причиненные захватчиками. Сгорели братские деревянные кельи, житницы, деревянная колокольня и надвратная церковь во имя Василия Анкирского. На ее месте 1694 г. была сооружена каменная церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова. В целом конец XVII века стал этапом больших строительных работ в монастыре, когда восстанавливались поврежденные здания и строились новые.

Петровское время, негативно сказавшееся на всей церковной жизни России, не обошло и Старицкую обитель. Петровские реформы привели к постепенному запустению монастыря.

В 1730-е гг., в период правления Анны Иоанновны, в монастыре стали размещать на жительство отставных военных (в основном инвалидов).

В конце 30-х гг. XVIII века в Старицком Успенском монастыре открылось духовное правление. Оно находилось в ведении настоятеля обители Тарасия, который управлял монастырем более 30 лет.

В 1750 г. было завершено строительство новой каменной ограды монастыря, а в 1760-е гг. обновлен Успенский собор. Тогда же трапезная была перестроена в теплый храм, были перестроен братский корпус, возведен мавзолей-усыпальница Глебова-Стрешнева.

Начало правления Екатерины II ознаменовалось целым рядом реформ, одна из которых предполагала изъятие у монастырей вотчин и введение нового «штатного положения». Согласно новому штатному расписанию Старицкий Успенский монастырь был отнесен к третьему классу, а его настоятели получили сан игумена (архимандриты полагались только в монастырях первого и второго классов). Обители разрешалось иметь 12 человек братии и 9 служителей. Крестьяне (2 888 мужчин), а также земельные угодья со скотом и все хлебные запасы передавались в ведомство Коллегии экономии.

Игуменами настоятели Успенского монастыря оставались до 1798 г., когда по Высочайшему повелению обители было разрешено «для благолепия церковной службы, посвящать монастырских настоятелей, вместо игуменов, в сан архимандрита».

В 1809 г. в Старицком монастыре было открыто духовное училище, первым смотрителем которого стал архимандрит Серафим.

В тяжелое для всей России время 1812 года от всех сословий, в том числе и от духовных учреждений, поступали пожертвования в пользу государства. Новый архимандрит обители Иоасаф «пожертвовал на военные надобности лично от себя 100 рублей, а от монастыря серебра 1 ф. 77 1/2 золотников».

В 1819 г. в обители был построен еще один каменный храм, инициатором создания и жертвователем которого стал генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин. Троицкую церковь пристроили к северному фасаду Успенского собора. Нижний этаж храма был превращен в фамильную усыпальницу Тутолминых. В архитектуре Троицкого храма отчетливо проявился творческий стиль старицкого зодчего Матвея Чернятина.

20 августа 1824 г. в истории Старицкого Успенского монастыря произошло значительное событие: в городе Старице и обители побывал император Александр I. Встреча была торжественной, при большом стечении местного населения и клира. В Успенском соборе был совершен молебен, который император, будучи глубоко верующим человеком, отстоял, преклонив колени.

В середине XIX века в обители было построено новое здание Духовного правления, автором которого стал Матвей Чернятин. Архитектор нашел простое решение: построить новое здание в монастырской стене с южной стороны. Позднее в здание Духовного правления было переведено монастырское духовное училище.

В 1898 г. была произведена настенная роспись в Троицкой церкви.

Первое десятилетие XX в. ознаменовалось для истории Старицкого Свято-Успенского монастыря двумя важнейшими событиями: празднованием 300-летия со дня преставления первого Патриарха Российского и 800-летним юбилеем обители.

19 июня 1907 г. архиепископ Тверской и Кашинский Алексий при многочисленном стечении духовенства и народа возглавил всенощное бдение. На следующий день были совершены заупокойная Литургия и торжественная панихида на месте погребения Патриарха Иова.

После октября 1917 г. монашеская жизнь в обители продолжалась недолго. Новая власть закрыла Свято-Успенский монастырь. В истории древней обители наступил долгий период забвения, продлившийся 80 лет.

Великая Отечественная также оставила свой разрушительный след в истории монастыря. Фашисты вошли в Старицу 12 октября 1941 г. и оставались здесь более двух с половиной месяцев. Драматические события произошли в Успенском монастыре: во Введенской церкви фашисты заморозили 78 пленных красноармейцев. Советскими войсками город был освобожден в новогоднюю ночь 1 января 1942 г. Почти все постройки монастыря оказались в полуразрушенном состоянии.

Решение о восстановлении памятников архитектуры Старицкого монастыря было принято еще до окончания войны. В 1944-45 гг. начались проектные, а в дальнейшем и ремонтно-восстановительные работы. Основные постройки монастыря были законсервированы для их последующей реставрации. Однако в советское время монастырь оставался исключительно светским заведением.

В конце XX столетия начался новый этап в истории россиян к духовному обновлению своей жизни. Русская Православная Церковь отметила выдающуюся историческую дату — 1000-летие Крещения Руси. А юбилейное празднование 400-летия со времени учреждения Патриаршества, состоявшееся в 1989 г., ознаменовалось всероссийским прославлением и почитанием первого русского Патриарха святителя Иова в лике святых.

18 апреля 1997 г. Святейший Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нем монашеской жизни».

Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 12 октября 2007 г. (журнал № 105) наместником Успенского мужского монастыря г. Старица был назначен казначей Нило-Столобенской пустыни, член Епархиального совета Тверской епархии игумен Димитрий (Севостьянов).

Огромный вклад в восстановление монастыря внес, основанный в 2001 г., Благотворительный фонд возрождения Старицкого Свято-Успенского мужского монастыря (председатель — В.Б. Христенко).

В 2009 году начался заключительный этап восстановления и реконструкции монастыря.

Патриархия.ru

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *