Старец Наум из Троице-Сергиевой лавры пророчество

Старец Наум из Троице-Сергиевой лавры: пророчество на правах рекламы.
.
04.11.2019 на «Дзене» появилась статья «Старцы в православии – кто они? Мой рассказ об отце Науме из Троице-Сергиевой лавры» (автор некто: «Дневник Семинариста»):
«Старцы в современном православии это явление примечательное, хоть и не новое. Это не святые, по крайней мере, большинство из них – но и не обычные духовники, которым может быть любой батюшка. Они особые люди, у которых много духовных чад, а также явные дарования в духовной жизни. Расскажу вам про отца Наума, который не так давно ушёл от нас – это был интересный человек!
Как мы с бабушкой ездили к отцу Науму.
Эта поездка начиналась рано утром – обычно затемно. Мы шли пешком до электрички, потом садились и ехали примерно 40 минут до Сергиева Посада, который тогда ещё назывался Загорск. Дойдя до Лавры мы проходили через чугунные двери, «чёрный ход», через который можно было пройти начиная с 6 утра.
Потом к проходной монастыря, через узкую деревянную дверь вниз по галерее, в подвал огромного Трапезного Храма, где и находилась келья известного старца отца Наума.
Там нас ждала длинная очередь – из бабушек, странноватых молодых людей с бородками, священников и монахов. Они все ждали возможности пообщаться со своим духовным отцом, или приехали впервые.
Раньше отец Наум жил в маленькой келье, со входом из коридора, который вёл в столовую под Трапезным храмом, но потом, где-то в начале 90-х ему оборудовали просторное жильё, с большим «предбанником» для гостей, обитое вагонкой и довольно уютное.
Отец Наум принимал всех и обстоятельно расспрашивал, давал советы – простые, но по особому мудрые. Со мной – тогда ещё ребенком он много не разговаривал – только гладил по голове, благословлял и дарил молитвослов из высокой стопки книг, окружавших его кресло.
Моя бабушка относилась к нему истово – выполняла все его советы и искренне, со слезами каялась. Выйдя от него я ощущал подъём и время, потраченное на сидение в приёмной старца не казалось потраченным зря.
Старцы как к ним относиться?
Конечно, отец Наум был по-настоящему благочестивым человеком, который не мог повредить своей пастве и умудрялся помогать тысячам людей. Но есть среди них много людей, которые взяли на себя несоразмерную своим способностям ношу, а то и вовсе – извлекающих из послушных жертвователей немалый доход. Увы – таких среди пастырей немало. Есть и те, кто для поднятие личного авторитета сколачивают мини-секты, как например те, кто протестовал против введения ИНН, называя его «печатью антихриста».
Нужно быть мудрым – и не гнаться за особо одарёнными пастырями, помня, что главный авторитет для нас – Христос и Евангелие.
В последнем моём разговоре с отцом Наумом были затронуты разные направления, в том числе, и о будущем. Наиболее важная информация, которую озвучил старец, касалась политики нашего государства.
Все высказывания можно объединить в одно страшное слово, – «Война» на разных континентах мира. Гореть огнём всей земле ярким пламенем. Пожар затронет многие государства, но не Россию.
Многие народы объединятся для свержения России с престола многовекового лидера. Но не случиться этому никогда. Выстоит наше государство, не падёт духом и волей, будет крепко стоять на ногах. Патриотический дух российских граждан сильнее любых негативных вмешательств в их размеренную жизнь. Это одно из самых сильных оружий, не подвластное никому.
Страна не покорится никому, а, наоборот, будет здравствовать и править миром так, как угодно Богу, – говорил старец.
Впрочем, это не говорит о том, что российским гражданам светит беззаботная жизнь. Мы не сможем остаться в стороне от мировых событий. Однако трудности, непосильные для другого народа, сплотят и объединят в неистовую силу всех россиян. Победа наших дедов в Великой Отечественной Войне является лучшим примером и доказательством, что нам не страшны ничьи нападки.
Итак, отец Наум предсказывал великое будущее нашей стране, которое обеспечит светлую жизнь нашим детям. Подобные предсказания вселяют в граждан веру в свой народ».
* * *
Лепота!!!
Уже одно то обстоятельство, что автор скрылся за «ником» – «Дневник Семинариста» говорит о многом, в частности, что в статье есть недостоверная информация.
А как её может не быть в современных условиях, когда в сознании миллионов людей, проживающих на территориях бывшего Советского Союза, течение истории разделилось на два независимых потока – «до» и «после» развала.
«До развала» – свободное юридическое и экономическое пространство, непрерывное развитие науки, техники, образования, медицины, постепенное, но неуклонное расширение личных свобод.
«После развала» – превращение Советского Союза в конгломерат пятнадцати политических государств с «примитивной националистической» идеологией, с «перманентным» экономическим кризисом, с поворотом к системе тотального контроля над личностью.
После этого только остаётся мечтать о «великом будущем, которое обеспечит светлую жизнь нашим детям…»!!!
.
Сразу же после смерти отца Наума «на его костях» начались «весёлые пляски» по пересмотру его «старческого наследия»: из духовного наставления и утешения в святоотеческом духе – в пророческое.
Читаем «Новые известия» от 29.12.2017 статья «Архимандрит Наум, предсказывал Конец света» (автор не указан):
«Архимандрит Наум (в миру – Николай Александрович Байбородин) родился 19 декабря 1927 года, в праздник святителя Николая Чудотворца, в с. Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской области в семье крестьянина. В 1957 году он поступил в Московскую духовную семинарию. 14 октября того же года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Николай Александрович был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 8 октября 1959 года митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик) рукоположил иеродиакона Наума в сан иеромонаха. 25 апреля 1970 года иеромонах Наум возведен во игумены. В 1979 году ко дню Святой Пасхи игумен Наум был возведен в сан архимандрита.
«Архимандрит Наум был преданным и самоотверженным служителем Церкви, все свои силы отдававшим трудам во славу Божию, – говорится в сообщении официального сайта Троице-Сергиевой Лавры. – В течение многих десятилетий он ежедневно после братского молебна принимал богомольцев для исповеди и духовного наставления.
Поток народа к батюшке не иссякал: люди приезжали к нему со всех краёв России и других стран, и отец Наум, не щадя себя, принимал их, преодолевая недуги и болезни. По самым сложным вопросам батюшка находил слово назидания и утешения в святоотеческом духе. Его неустанное молитвенное делание и ревность к служению являлись высоким примером для монастырской братии…».
Вот как комментирует отца Наума телеграм-канал «Красный Сион»:
«Духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Наум (Байбородин) – один из мощнейших старцев современного Православия. Его ставят в один ряд с духовником патриарха схимандритом Илией (Ноздревым) и архимандритом Кириллом (Павловым), которого называли «всероссийским духовником».
Эта сеть духовников – организованная и встроенная в церковную иерархию часть старчества, народного православия. Называться ими могут только священники, в то время как среди «пещерных» старцев – в основном простые монахи-савонаролы. Но духовник, это, конечно, не должность типа ключника и алтарника, а статус – духовного окормителя, или, говоря светским языком, лидера мнений, отвечающего за состояние умов своих чад.
В советские годы такие статусные старцы выступали склейкой между продавшейся богоборческой власти официозной иерархией церкви и большей частью воцерковленных, настроенных крайне антисоветски. Духовники не участвовали в сомнительном коллаборационизме, за что подвергались гонениям, и всегда были доступны для простых прихожан, являясь для них «истинным духовенством». И, что удобно, в отличие от пещерных старцев, они сохраняли когда формальную, а когда и истинную лояльность церковному (но не государственному) официозу.
Во многом эта система перенеслась и в современность. Из ряс этих духовников уже после развала Советского Союза вышли народные православные движения, от Царства Царя-Искупителя (Николая II) до кружка певицы Жанны Бичевской и радикальных имябожников, добивающихся канонизации Сталина, Распутина и Ивана Грозного. Не случайно именно духовник Кирилла старец Илий освящал памятник царю в Орле.
Эти старцы, как нервная система церкви, соединяющая прихожан и иерархов, особо остро ощущают хтоническое манихейское мировоззрение простых православных и во многом вынуждены заигрывать с ним.
Вот что архимандрит Наум проповедовал в 2012 году:
«В мире действует тёмная сила, которая поклоняется дьяволу, ненавидит Евангелие, Церковь, Православие. Ещё в начале прошлого века масоны-сатанисты говорили, когда нас будет 3 млн, всё будет в наших руках. А сейчас их уже 5 млн. – 38 тыс. лож. Рокфеллеры, Ротшильды, Комитет-300, Бильдербергский клуб – эти четыре организации управляют всем миром.
Видимо, Конец уже близок. Если в России зло будет распространяться, то этим будет приближаться конец Света. Может быть большая война. Библия описывает эти закономерности исторического процесса. Если взять большую веревку, метров 300 – один конец будут тянуть одни, другой другие. Вот если современные саддукеи и фарисеи, блудники, убийцы, воры да развратники перетянут, молитва верующих уже не остановит бедствий…»».
* * *
Далее количество «предсказаний» в режиме «он-лайн» от отца Наума начало увеличиваться (читайте статью: Пророчество от старца Наума (Байбородин): правда и вымысел. // http://www.proza.ru/2018/04/12/203).
Сразу хочу ответить всем тем, кто возразит, что, дескать, некоторые паломники просто «неправильно» воспринимали отца Наума – как духовника, что, мол, никто не просил их возводить его «почитание» в «культ» и воспринимать его «духовные советы» как «пророчества» в последней инстанции.
Поправка полностью принимается, но сейчас автор пишет не об этих людях, не о тех, кто был в его тесном окружении обожателей или воздыхателей последние двадцать лет, и не о тех, кто в изобилии съезжались со всех концов страны ради спасительного слова, практически сутками ожидая в огромной очереди в подклет, а о тех, кто появился сразу же после смерти старца, и кто продолжил и продолжает сегодня «его пророческое служение» после смерти.
Недавно автору в интернете встретилось интересное сравнение:
«Если вы любите булочки с маком, – это ещё не повод убеждать всех, что мак – самое невинное растение. Потому что маковая присыпка на булке и маковый сок, пущенный по вене, – совершенно разные вещи.
Когда мы говорим об опасности тоталитарных сект, мы имеем в виду отнюдь не обычных любителей эзотерики, временами размышляющих дома над книгой какого-нибудь Ошо в сандаловом дыму под медитативную музыку. Мы говорим о людях, отсёкших не только свою волю, но и элементарный здравый смысл, в надежде услышать из уст очередного божьего посланника непреложный нравственный императив и прямое руководство к действию…».
В нашем случае, читатели даже не слышат пророческие слова из уст самого архимандрита Наума (в миру – Николай Александрович Байбородин), ибо их – нет, не был старец Наум – пророком.
Сегодня читатели слышат «пророчества старца Наума» из под пера неких Алисы Селезнёвой, «Дневника Семинариста» и т.д., – «духовный чад» (правда, неизвестно от кого?), которые отлично помогают ловить человеков на «патриотических настроениях» (для кого?).
Можно ли доверять таким «пророчествам» от старца Наума пусть каждый пытливый читатель решает сам (учитесь жить своим умом).
* * *
ДТН.

«В жизни нет тупиков!»

Будущий схиархимандрит родился в тюремной больнице: его беременную мать посадили за «религиозную пропаганду». Сам прошел тюрьму, уже став священником, по той же статье. От жестоких побоев в заключении отец Зосима навсегда остался сгорбленным. «Без Иисусовой молитвы я бы сошел с ума», – говорил старец своим близким. Он не обозлился, любил людей, которые шли к нему вереницей, и служил им даром, который приобрел, – молитвой.

29 августа мы вспоминаем схиархимандрита Зосиму (Сокура; 1944–2002).

«Если бы не Иисусова молитва, я бы сошел с ума…»

Схиархимандрит Зосима (Сокур) Схиархимандрит Зосима, в миру Иван, родился в тюремной больнице: его мать, будущая схимонахиня, была арестована по статье «религиозная пропаганда». Отец погиб на фронте. Мальчик рос глубоко верующим, имел монашеское устроение, с раннего детства прислуживал в алтаре. Окончил школу с золотой медалью, затем Ленинградскую духовную семинарию и академию – со степенью кандидата богословия.

Отец Зосима служил в Донецкой епархии. Был крайне нестяжателен, ходил в старом полинявшем подряснике и старом полушубке, говорил: «Я монах, мне ничего не надо». Строил храмы и заботился об их благолепии в то время, когда всё церковное разрушалось. Духовные чада старца вспоминали: «Службы у него всегда были длинные, монастырские, но молился он пламенно… Денег за требы он не брал».

Советские органы госбезопасности обратили внимание на «слишком активного» сельского священника. Отца Зосиму арестовали, он пережил тюремное заключение, избиения. На всю последующую жизнь у него остались следы этих истязаний за веру: началось рожистое воспаление ног, открылись глубокие раны, болели отбитые легкие, от побоев вырос горб. Старец делился с духовными чадами: «Если бы не Иисусова молитва, я бы сошел с ума». Истязания только усилили его пламенную молитву и дерзновенную веру.

Однажды, когда речь зашла о Русской Зарубежной Православной Церкви, согбенный старец заметил: «Зарубежники нас обвиняют в сотрудничестве с КГБ, – и, слегка ударив себя по горбу, весело добавил: – вот, видишь, какой у меня знак от этого сотрудничества».

Старец основал две обители: Успенский Свято-Васильевский мужской и Успенский Свято-Николаевский женский монастыри. Был также духовником Донецкой епархии.

Успенский Свято-Васильевский монастырь

Отец Зосима обладал очень редким, особым Божиим даром молитвы. Любил людей, и люди шли к нему за духовной поддержкой. За чистоту жизни Господь дал Своему избраннику дары духовного рассуждения, исцеления душ и телес человеческих – перед его молитвой отступали смертельные и неизлечимые болезни.

Отец Зосима стяжал также дары прозорливости, знания сердец человеческих. «Он и мысли наши все знал», – эти слова в разных вариантах повторяли многие духовные чада старца. Он духом знал скорби и испытания своих чад, говорил им: «Когда тебе будет плохо, ты меня позови – и я услышу». Еще говорил как бы в шутку: «Только Зосима на бочок, а тут – “Батюшка, помоги!”».

“Чтобы на нас Господь не разгневался – всегда помогайте нуждающимся”

По благословению отца Зосимы, при его участии и помощи на Донбассе было построено около десятка храмов. Особое место в его сердце занимала Богадельня, или Дом Милосердия, где нашли приют немощные люди преклонного возраста. Старец учил: «Чтобы на нас Господь не разгневался – всегда помогайте нуждающимся».

Особенно благоговейно старец относился к богослужению, очень почитал Божию Матерь. В честь Ее пречестного Успения он назвал основанные им обители – Успение было его любимейшим праздником. Господь открыл своему избраннику заблаговременно дату кончины. Отец Зосима говорил братии: «Когда я умру, вы будете знать: часы на моем молитвенном столике в алтаре остановятся».

29 августа, на второй день Успения Пресвятой Богородицы, без пятнадцати двенадцать ночи остановилось сердце схиархимандрита Зосимы – в это же время остановились и часы на молитвенном столике в алтаре. Так закончилось время земной молитвы старца, и начался отсчет его молитвенного предстательства в блаженной вечности.

Духовные советы и наставления схиархимандрита Зосимы

Главная епитимия века нашего

«Главная епитимия века нашего – это терпение. Что Бог ни дает, на всё Божия воля, и всё нужно спокойно переносить – без паники, без уныния, без нытья, без отчаянья, без мыслей на ближнего. За свои грехи мы и страждем».

«В жизни нет тупиков, это всё наша зацикленность на себе и своих проблемах».

Стремитесь светлым лучиком быть

«Стремитесь светлым лучиком быть! Господь не оставит».

«Буква убивает, а дух животворит… Не будьте вы замоленными, замороженными. Лик должен быть светлым, радостным».

«Бойтесь испортить друг другу настроение».

«Дай, Господи, нам чистоту мыслей такую, чтобы видеть в каждом человеке образ и подобие Божие, красоту божественную видеть и радоваться этой красоте».

«Помогайте друг другу! Помолитесь за человека, если видите, что он в унынии. А молитва всё может».

«День ангела у кого – поздравь, хоть яблочко подари, не важно что; главное ‒ внимание».

Сердце мирное

«Даже и сердишься когда, языком своим посердись, умом своим посердись – а сердце мирное; отрезанное от всего, сердце спокойно молится. Благодать Божию не оскверняй в сердце, Духа Святого никогда… Как самовар тот бухтит, что-то сказал там, без этого мы никак не обойдемся, начиная с меня и всеми вами кончая. А сердце мирное: повернулся, улыбнулся – и все с тобой улыбнулись, и мирно и хорошо».

“Как мыльный пузырь, лопается злоба, когда мы молимся за своих обидчиков”

«Молитва смягчает сердце, злоба утихает, сердце умиротворяется, и радость и смысл жизни появляются… Бог им Судия да будет, помолимся, и всё пройдет. И будет мир и тишина в сердце: и самим радостно, и врагам радостно, и людям, окружающим нас».

«За недоброжелателей и трудно – подвиг молиться: молитесь за них, за врагов, за обидчиков ваших. Как мыльный пузырь, лопается злоба, когда мы молимся за своих обидчиков, знайте».

Если ты тяжестью становишься для людей

«И самое страшное, когда ты по своему бесчестию в тяжесть бываешь людям окружающим, когда от тебя, от твоих помыслов, от твоих греховных немощей, от твоего нытья начинают страдать и люди окружающие. Это очень тяжело… Если ты чувствуешь, что ты в тяжесть другим людям становишься, – значит, ты не прав. Зациклишься в чем-то – “я спасаюсь, а остальные погибают”. Всё, это уже первая погибшая душа такая, зациклится, ходит в ложной святости своей…»

«Если ты тяжестью становишься для людей – плохо, ты уже тяжело духовно больной человек».

«Только старайтесь смотреть на себя со стороны. Не смотреть на ближнего, кто как грешит, кто что делает, – каждый свое получит. Ты на себя смотри, на свои грехи».

О страстях

«Если нападет бес гнева, убеги в другую комнату, в туалет – успокойся, рассуди всё и вернись, по-мирному реши все проблемы. А если вышла ссора, первая попроси прощения – победи беса».

«Где гордыня – радости нет, одно надмение».

«От лицемерия до лукавства один шаг. А от лукавства до предательства Господа – также один шаг, лесенка идет».

Храните крест святой

«Храните крест святой, никогда не снимайте, всегда будьте со святым крестом: и ночью, и днем, и в дороге, на отдыхе, и на водах, и на суше. Выходя из дома, осени себя крестом. Приходя в дом – осени себя крестом. Садись кушать – почитай молитву “Отче наш”, осени себя крестом и пищу перекрести, дабы пища была приятная, пользительная и в радость нашему телу».

Оставляйте суету – идите к Господу

«С любовью относитесь к службам. Оставляйте суету, идите к Господу. Господь всех ждет, оставляйте все дела, идите к Господу, тогда будет радость. А так не будет радости».

«Каждый праздник – это как звездочка на небосводе церковном. Дорожите ими, готовьтесь к встрече, переживайте каждый, как событие жизни! Потому что вот так долго мы готовились, ждали, а он раз! ‒ и уже прошел. И всё! Он уже в Вечности! И не вернуть ни одного мгновения назад…»

Синодик жизни вашей

«Житие какое-то читаете, или о старце каком-то услышали, или о старице какой-то что-то рассказали, – дай буду молиться за них, и они ж за меня будут молиться. И вот постоянный этот ваш синодик – книга жизни вашей, не прошедшей даром жизни, а именно духовной жизни – постоянно будет пополняться».

«Стоишь в храме – вспомни всех своих воспитателей, учителей, которые тебя учили, врачей, медсестер, которые в тяжкую минуту были рядом, друзей, знакомых. Так и служба пролетит – не заметишь… Идешь мимо больницы – помолись о страждущих, чтобы Господь укрепил их, утешил, о врачах, чтобы вразумил их Господь принять верное решение. Едешь мимо школы, садика – помолись о детях, о будущем нашем, об учителях, чтобы дал мудрость им Господь… Так и будет у тебя непрестанная молитва!»

Господь ведет нас по жизни

«Господь ведет нас по жизни – по нашим делам, по нашим заслугам. А живем мы для того, чтобы однажды вернуться к Богу, в Царство Небесное».

«Для чего нас Господь создал? Чтоб спасти или погубить? Конечно же – спасти! Никогда не рисуйте себе Господа жестоким, карающим! Он ДОЛГОтерпелив и МНОГОмилостив!»

«Я никого не боюсь! – Только Бога, и то я его не боюсь, а люблю».

«От тюрьмы и сумы николи не отрекайся. Кругом Бог – и в тюрьмах, и где только ни находимся, – кругом Бог. И с Богом ничего в жизни не страшно никогда».

«От Бога, не от людей посылаются страдания. На всё воля Божия, слава Богу за всё! Спаситель всё терпел, святые угодники Оптинские, Печерские. Святитель Иоанн Златоуст говорил: “За всё слава Богу”. И с этими словами ушел в вечность, подражая Иову Многострадальному. Он жив и нам указует путь в Вечность. Трудность появилась – поцелуй крест святой, открой книгу праведного Иова, читай».

Церковь наша Православная – это чудо!

«Какие бы силы ни восставали на Церковь, веруйте, что Церковь ничто не одолеет. Горсточка нас останется, но эта горсточка победит все силы вражия!»

«Именно святая непорочная православная вера – то величайшее чудо, за которое мы должны постоянно благодарить Господа и дорожить им как величайшим сокровищем. Верующему же ничего не страшно».

«Сама жизнь наша – это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, – это чудо. Кругом чудо – духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакие испытания нам никогда не будут страшны. Аминь».

В Троице-Сергиеву лавру перенесены останки духовника обители схиархимандрита Захарии (1850-1936)

Сергиев Посад, 21 октября 2019 г.

19 октября 2019 года наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Павел (Кривоногов) на Введенском (старом Немецком) кладбище города Москвы совершил панихиду на могиле духовника братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры схиархимандрита Захарии (1850-1936 гг.). Богослужебные песнопения исполнил квартет под управлением чтеца Николая Гоюка.

По окончании панихиды честные останки старца были перенесены в Троице-Сергиеву лавру, сообщает Патриархия.ru.

Старец Зосима (в схиме Захария) совершил множество чудес, засвидетельствованных очевидцами. Он трижды сподоблялся видения Святой Троицы и Пресвятой Богородицы, дважды ходил по воде, как по суше, по его молитве воскрес умерший. Он исцелял больных и обладал особым даром исповеди кающихся. После революции 1917 года старец последним из насельников покинул Троице-Сергиеву лавру и поселился в Москве у своих духовных чад. Схиархимандрит Захария скончался 15 июня 1936 года и после отпевания в церкви в честь Воскресения Словущего был похоронен на московском Немецком кладбище.

* * *

О старце Захарии и о причинах переноса его честных останков рассказала настоятельница Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы игумения Ксения (Чернега):

— В 90-е годы я посещала место захоронения старца вместе с опекаемыми мною детьми-сиротами из интерната, который расположен прямо напротив этого кладбища. Приходили с детьми сюда регулярно и молились на этой могиле, как могли. В те годы все только воцерковлялись, только начинали ходить в храм, было мало литературы. Одним из первых прочитанных мною житий было жизнеописание старца Зосимы (Захарии). Примечательно то, что это был лаврский монах, и для меня он сразу стал образцом святого, чистого, самоотверженного жизненного подвига.

— В чем причина нынешнего перезахоронения?

— Ко мне обратилась одна из прихожанок и сказала, что могила старца признана бесхозной, потому что он захоронен на месте упокоения своих духовных чад, и все родственники этих духовных чад уже скончались. Поскольку могила стала бесхозной, то может случиться так, что ее оформят на другое лицо и здесь захоронят других людей. В результате этого могила старца может совершенно предаться забвению.

— Поэтому Вы решили спасти могилу старца?

— В этой связи я инициировала перед Святейшим Патриархом вопрос о перезахоронении старца Захарии. Пришлось пройти суд, потому что нужно было оформить эту могилу на монастырь для того, чтобы осуществить это перезахоронение, и мы этот суд успешно прошли. Теперь тело старца окажется в Лавре.

— Что означает это перезахоронение для Лавры?

— Я считаю, что для жизни Лавры в духовном плане это большое событие, поскольку он был одним из последних монахов и духовников братии, которые оставались в Лавре уже после ее закрытия. Ведь сам он не хотел покидать стены монастыря до тех пор, пока власти насильно оттуда его не вывели.

— Не было ли предложений, чтобы перезахоронить старца где-нибудь в Москве, вне стен Лавры?

— Иных предложений не поступало. Когда архиепископ Каширский Феогност был наместником Лавры, то он предложил захоронить старца Захарию именно в Лавре — как монаха Лавры, и, как мне кажется, это очень правильно.

Беседовал Сергей Красников

По материалам сайта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

В монастыре попрощались с насельником обители схиархимандритом Захарией

Вечером 18 июня 2019 г. на 77-м году жизни отошел ко Господу схиархимандрит Захария (Потапов).

Большую часть своей жизни, с 1960-х гг., отец Захария находился в Троице-Сергиевой Лавре, с 2006 г. нес послушание в Оптиной пустыни. 20 июня совершено отпевание и погребение почившего.

Перед отпеванием о. Захариии, наместник монастыря Оптина пустынь епископ Можайский Леонид обратился к собравшимся со словом:

«Совсем недавно, Великим Постом, мы прощались со своим собратом отцом Варлаамом. Прошло немного времени, и мы вновь собрались у гроба другого собрата — схиархимандрита Захарии. И вот каждый из нас, возможно, задумался о почивших отцах. Кончина одного была внезапная, а кончина о. Захарии — ожидаемая ввиду продолжительной болезни, и к этой смерти отец Захария готовился.

Схиархимандрит Захария

Ему было 77 лет, и около 13 лет он пребывал в Оптиной пустыни. В 2006 году перешёл из Троице-Сергиевой Лавры в нашу обитель. Он стал действительно оптинским собратом, и многие насельники Оптиной пустыни окормлялись у этого духовника. Многие из нас, исповедуясь у него, беседуя с ним, получали наставления, но, наверное, многие со мной согласятся, что самое главное наставление, которое он дал, было то наставление, которое мы услышали с братиями, когда пришли к нему на праздник Пасхи.

Единственное, что он сказал тогда — это то, чтобы мы любили друг друга. Это очень важно, и, действительно, не каждый из нас понимает, хотя и знает, читает Евангелие, что любовь к ближним — самая главная заповедь. Эту заповедь надо исполнять не формально, она должна быть существом нашей жизни.

Сегодня, собравшись у гроба отца Захарии, давайте помолимся, проводим его в жизнь вечную. Помолимся, чтобы Господь дал ему упокоение, и, конечно, из глубины своего сердца попросим у него ходатайства у престола Божия, чтобы он, получив там дерзновение, молился о нас грешных».

Фотоальбом события

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *