Митрополит УПЦ МП: автокефальную церковь на Украине можно создать без раскола

Митрополит Черкасский и Каневский Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ) Софроний (Дмитрук) уже давно не скрывает, что является сторонником создания автокефальной церкви на Украине.

78-летний иерарх признает, что большинство его коллег из УПЦ эту позицию не разделяет. Однако, говорит он, если бы процесс получения томоса (грамоты о предоставлении автокефалии) инициировала именно «каноническая церковь», создать новую православную юрисдикцию на Украине было бы значительно проще.

Митрополит Софроний говорит, что его открыто автокефалистские взгляды не приносят ему никаких проблем в церкви: там его просто называют чудаком.

Однако уже сегодня он заявляет, что вопреки решению собора УПЦ (МП), собирается участвовать в объединительном соборе, на котором должна быть образована автокефальная церковь, а затем, возможно, и присоединится к ней.

Корреспонденты Би-би-си Святослав Хоменко и Виталий Червоненко встретились с митрополитом Софронием в Черкассах, центральноукраинском областном центре в 200 километрах от Киева.

Иерарх рассказал, почему он не присутствовал на закрытой встрече «автокефалистов» в рядах УПЦ с президентом Петром Порошенко, о чем он говорил с экзархами Вселенского патриарха и какой он видит религиозную ситуацию на Украине через пять лет.

«Если бы я поехал на Афон, то причастился бы»

Би-би-си: Владыка, вы — за автокефалию для украинской церкви или против?

Митрополит Софроний: За — без всяких сомнений. Я хочу, чтобы у нас на Украине церковь была более свободной, и подхожу к этому вопросу с точки зрения достоинства.

Церковный раскол между Украиной и Россией: что означает автокефалия. Документальный фильм Би-би-си

Пропустить Youtube пост , BBC News — Русская служба Внимание: Контент других сайтов может содержать рекламу.

Конец Youtube сообщения , BBC News — Русская служба

Албания, меньшая по территории чем Черкасская область, имеет патриарха и свою небольшую церковь, а Украина, такое большое государство, одно из крупнейших в мире по количеству приходов, и мы не можем у себя решать вопросы.

Хотя мы не ходим в Москву с поклонами, чтобы нам патриарх позволил открывать монастырь, рукополагать епископа. Наши епископы, когда их рукополагают, дают клятву не Москве, а Киеву. В 1992 году нам была дана расширенная автономия, которой греки не признают.

Но об этом никто не говорит. Начали кричать о томосе и об автокефальной церкви.

Моя точка зрения очень проста. Почему, когда начали говорить об автокефалии, было не поставить перед Константинополем вопрос о том, чтобы сначала узаконить нашу (УПЦ МП) автономию? Но почему-то это выкинули, а начали искать, кому же давать.

Откровенно скажу: мне очень тяжело на это смотреть. Я бы, может, залез в какую-то нору, чтобы ничего не видеть, кроме одного Бога. Но что делать, такое настало время, что нигде ни от кого не спрячешься.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Разрыв общения РПЦ и УПЦ со Вселенским патриархатом означает запрет для священников и мирян обеих церквей на участие в богослужениях на Святой горе Афон

Би-би-си: Официальный Киев и СМИ утверждают, что проведение собора, на котором будет создана автокефальная церковь, которая получит томос от Константинополя, — это вопрос дней или недель. Вы на этот собор пойдете?

М.С.: У меня такая позиция: я на собор пойду, но не для того, чтобы кричать: «Ура, все решено», а чтобы наблюдать. Я пойду туда в качестве наблюдателя для того, чтобы решить, как лучше поступить, чтобы было хорошо для нашего народа.

Представьте себе. У нас (УПЦ МП) есть монастыри, приходы — немало, 12 тысяч. И вот из этих 12 тысяч сколько-то перейдет , другие останутся, и эти переходы будут совершаться очень натужно — возможно, не без крови. Но это все очень просто можно было бы решить, без расколов.

  • Разделение церквей: почему это важно не только православным
  • «Где нам теперь молиться?» Православные за рубежом обсуждают решение РПЦ
  • «Мы и без них проживем». Интервью митрополита Илариона после решений синода

Мое личное мнение: если бы все наши епископы решили перейти , никакого раскола не было бы. Все наши верующие пошли бы за нами. Были бы недовольные, но это естественно: большинство осталось бы при нашей церкви. Не нужно было бы ничего делать с приходами, монастырями, они все были бы нашими, потому что они принадлежали бы церкви, в которую мы согласились перейти. Всё!

Би-би-си: То есть, по вашему мнению, на этот собор должен бы пойти весь епископат УПЦ?

М.С.: Я бы так хотел.

Би-би-си: Вы говорили об этом на соборе УПЦ 13 ноября, где церковь в который раз постановила, что считает создание Константинополем автокефальной церкви нелегитимным?

У меня спрашивали: почему ты против? Я объяснял. Например, в постановлении собора говорится, что за неправильные действия Константинополя УПЦ прерывает с ним евхаристическое общение. Извините, но нам не надо повторять то, что говорит Москва (РПЦ разорвала евхаристическое общение со Вселенским патриархатом Константинополя решением своего синода от 15 октября — Би-би-си).

Я говорил так, как я вам говорю: если мы признаем, что мы независимая церковь, то мы должны иметь свое независимое мнение.

Би-би-си: Вы лично разрываете евхаристическое общение с Константинополем?

М.С.: Я не разрываю из-за того, что я никуда не еду . Но если бы я поехал на Афон, то я бы причастился.

Когда я был на Афоне, то не показывал, что тут приехал пуп земли, епископ из Украины. Я ехал простым монахом, стоял в алтаре, читал, мне позволили причаститься. Так сделал бы и сейчас. Хоть это и постановление нашего собора, я не считаю, что оно правомочно.

«Я сейчас не знаю, кто я такой»

Image caption «У кого нет страха, кроме страха перед Богом, на того никакого давления не может быть оказано», — полагает владыка Софроний

Би-би-си: Вечером, после окончания собора, возле «Украинского дома» мы видели троих архиереев (по окончании собора УПЦ МП часть его участников приехала на встречу с президентом Украины Петром Порошенко. Официально не сообщалось о количестве участников этой встречи, а также не назывались их имена). Вас среди них не было. Вас туда не позвали?

М.С.: Не позвали. Я ничего не знал. Как только собор закончился, все вышли, я сел в машину и уехал, никто ко мне даже не подошел.

Потом позвонили, но мое физическое состояние… Такое напряжение целый день — это для меня тяжело. Поэтому я не вернулся — не потому, что не захотел. Если бы я знал, то я бы сразу после собора туда поехал. Но мне никто ничего не сказал.

Би-би-си: Представители украинской власти говорят, что на собор автокефальной церкви могут прийти гораздо больше, чем трое иерархов УПЦ МП, которые были в «Украинском доме».

М.С.: Известных двое — я и Александр (митрополит Переяславский и Вишневский Александр Драбинко). Затем появился Симеон (митрополит Винницкий и Барский, который, по сообщениям, также не поддержал постановление собора УПЦ МП). Может, есть еще — шесть или двадцать — но кто они такие, неизвестно.

Это как Верховная Рада: выступает три-четыре-пять человек, а голосуют все . Так же и здесь: известных может быть несколько человек, а потом другие могут менять свое отношение и свои действия.

Би-би-си: То есть, может быть такое, что какие-то ваши коллеги проголосовали за решение собора УПЦ МП, но, несмотря на это, придут на объединительный собор?

М.С.: Такое может быть.

Би-би-си: : Вы не боитесь, что за приход на собор, пусть даже в качестве наблюдателя, на вас могут наложить какое-то каноническое прещение (наказание)?

М.С.: А за что? Для наложения какого-то канонического прещения должна быть какая-то каноническая причина. Здесь нет ничего о том, что участие в соборе является каноническим нарушением.

Би-би-си: Седьмой пункт: присоединение епископата, духовенства и мирян УПЦ к процессу «предоставления так называемого томоса об автокефалии» считаем невозможным.

М.С.: Это для кого-то является невозможным, а я хочу. Даже не так: я хотел. Всю свою жизнь. Меня еще в Москве при академии (митрополит Софроний учился в Московской семинарии и духовной академии в 1962-70 гг. — Би-би-си) называли националистом.

Би-би-си: Возвращаясь к собору 13 ноября — вы были за то, чтобы ехать на встречу к президенту Порошенко?

М.С.: Я первым выступил за то, чтобы ехать. И настроение за то, чтобы ехать, было у всех. Но потом, знаете, перемололось, и решили оставаться. Один сказал так, второй так, непонятно стало. Кто-то сзади сказал, что пусть владыка позвонит президенту, хочет ли он приехать к нам. Как это обычно бывает, заговорились.

Президент позвонил, владыка Онуфрий с ним поговорил. Я не слышал, что там говорилось, но, видимо, президент отказался прийти сюда. А наши не пошли туда.

Би-би-си: Вы признаете решение синода Вселенского патриархата от 11 октября в части об отмене синодального письма 1686 года(Константинополь отменил акт, которым передал управление Киевской митрополией Русской церкви)?

М.С.: Я был к этому готов, я изучил весь материал. Мы были неправомерно присоединены к Москве, и если неправомерно это решение было отменено, то в итоге это будет засчитано как правомерность .

  • Константинополь: автокефалия для Украинской церкви — единственный выход
  • «Надеемся, Москва обратится к разуму»
  • Автокефалия для Украины: что решил Константинополь

Это всё политика. Как мы оказались под Москвой? Мы полвека вели борьбу с унией (речь идет о сопротивлении украинцев в XVII веке Брестской унии, по которой православные переходили в греко-католицизм, «униатство» — Би-би-си), и когда все было решено — при короле Владиславе была дана вольная в исповедании православия, — мусульмане прижали бедных православных в Константинополе. А между тем от монголо-татар уже начала подниматься Москва. И кто выигрывает? Тот, кто крепче.

Почему-то не осуждают неразумного Богдана , а осуждают церковь. Он подтолкнул к этому всему. Вся церковь боролась более двадцати лет, чтобы не идти туда .

Они просто забрали, потому что они имели силу, а Украина устала в борьбе.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Постановлением синода Вселенского патриархата все православные церкви на Украине были возвращены в юрисдикцию Константинополя

Би-би-си: В Константинополе говорят, что после отмены синодального письма от 1686 года все православные иерархи Украины, в том числе представители УПЦ МП, находятся в подчинении Вселенского патриархата. Вы сейчас чей?

М.С.: Я сейчас не знаю, кто я такой. Это решится тогда, когда будет собор. Потому что постановление Константинополя было, а его утверждения у нас на Украине не было.

Би-би-си: Признаете ли вы иерархов и священников непризнанных УПЦ КП и УАПЦ здесь, в Черкасской области?

М.С.: Я не знаю. Это еще надо думать.

Би-би-си: В своих предыдущих интервью вы говорили, что некоторых священников из этих конфессий вы выгнали за моральные проступки.

А я у вас спрошу: вы бы признали для себя приятным человека, которого вы осудили по справедливости, которого вы выгнали, а сейчас его к вам привели, рядом посадили и сказали: это твой друг? В том-то и беда, что здесь будет большая проблема…

«Никакого давления не ощущаю»

Правообладатель иллюстрации UNIAN Image caption Владыка Софроний возглавляет Черкасскую и Каневску епархию Украинской православной церкви с 1992 года

Би-би-си: Как вы думаете, сколько коллег из УПЦ вы увидите на объединительном соборе, когда придете туда?

М.С.: Мне бы хотелось видеть больше. Скажу причину: по моему мнению, если предстоятеля новой церкви выбирать голосованием, то — если мы хотим, чтобы это была церковь законная в полном смысле этого слова, — надо, чтобы ее предстоятель был от канонической церкви. А чтобы предстоятель был от нее, то надо, чтобы на соборе были в большинстве.

Я очень сомневаюсь, что у меня рука поднимется голосовать за кого-то, кто был в расколе, — и не важно, кто это будет.

Би-би-си: Ваши коллеги из УПЦ, которые встречались с Петром Порошенко, по словам советника президента Ростислава Павленко, жаловались на «бешеное давление» на сторонников автокефалии со стороны вашей церкви.

М.С.: Я вам за других не могу сказать, я скажу за себя: я никакого давления не чувствую.

Из моего жизненного опыта следует, что бешеное давление может чувствовать тот, кто боится. А у кого нет страха, кроме страха перед Богом, на того никакого давления не может быть оказано, потому что он будет просто принимать это и будет смотреть на это как на естественное отношение одной или другой стороны к себе.

«Скажите Варфоломею, чтобы он не наломал дров в Украине»

Би-би-си: В вопросе автокефалии вы не впервые идете против воли большинства в УПЦ. Например, было решение церкви не встречаться с экзархами патриарха Варфоломея, которых он направил на Украину. Вы же с ними встречались.

М.С.:Да, встречался, и не скрываю этого. Они сидели так, как вы сейчас сидите, потому что одно дело встречаться официально, а другое — неформально. Они приехали и выразили желание со мной встретиться. Кто может мне запретить — сказать, что я не имею права?

Кроме того, я проявлял еще и свою инициативу. Мне была интересна их миссия на Украине, зачем они здесь появились. И еще мне хотелось, чтобы они донесли состояние церкви и людей на Украине до Варфоломея, потому что он там не все знает, ему не все говорят. Если они встречаются с одной стороной, а другая — в стороне, то, конечно, они несут ему то, что они слышали.

А я им рассказал всё — и об одной стороне, и о другой. Я им сказал, нужна нам автокефалия сейчас, или надо еще поработать. Они выслушали меня, ничему не возражали. А что им возражать, если один из них — Илларион — мой ученик? Я знаю его по Киевской семинарии (Илларион (Рудник), епископ Эдмонтонский, учился в Киевской семинарии с 1989 по 1992 год — Би-би-си), я там преподавал.

Image caption «Мое личное мнение: если бы все наши епископы решили перейти в новую церковь, никакого раскола не было бы»

Они знают, что Софронию-Чудаку нельзя противоречить, поэтому только слушали.

Я их спросил, ради чего они приехали. Они ответили, что их цель — посмотреть, расследовать, узнать и доложить. Я им обрисовал всю ситуацию. Сказал, что надо еще хорошо все проанализировать. Говорил: не спешите, а хорошо подумайте. Передал: скажите своему Святейшему , чтобы он в спешке не наломал дров на Украине.

«С тех пор я перестал поминать патриарха Кирилла»

Би-би-си: В администрации президента намекают, что решение собора УПЦ МП от 13 ноября написано в Москве. Вы в это верите?

М.С.: Нет. Какая Москва, если пришел секретарь, владыка Антоний и печатал его прямо на месте?

Би-би-си: Многие говорят, что история с автокефалией была бы невозможна, если бы не события 2014 года в Крыму и на Донбассе. Тогда вы, по сообщениям черкасских СМИ, написали обращение к российским политикам, которые родом с Черкащины — председателю Совета Федерации РФ Валентине Матвиенко и министру культуры Владимиру Мединскому, вроде Владимира Путина бандитом обозвали…

М.С.: Сразу, когда это в 2014 году началось, не было никакой реакции патриарха , я позвонил владыке Антонию и сказал: с сегодняшнего дня я прекращаю поминать в молитве патриарха Кирилла.

Я считал, что патриарх должен сделать заявление, осудить Путина. Пусть сделает так, как Ермоген. Патриарх Ермоген поляков не принял, от поляков пострадал и стал святым (Московский патриарх Ермоген в 1611 году отказался поддерживать поляков, захвативших Москву, и призвал народ к восстанию. Умер в тюрьме — Би-би-си).

Почему так не сделать патриарху Кириллу? Война идет на его канонической территории, убивают его верующих. Не освобождают, не защищают, а убивают.

Правообладатель иллюстрации SERGEI CHIRIKOV Image caption Нежелание патриарха Кирилла выразить осуждение действиям Москвы по отношению к Украине оттолкнуло от него многих украинских верующих

С тех пор я перестал поминать патриарха. Но в епархии демократия: хочешь, поминай, не хочешь — не поминай.

Я как-то дал интервью, оно сразу появилось в интернете: что я осудил Путина, назвал его бандитом, осудил патриарха, назвал его соучастником.

Затем выступили Матвиенко и министр культуры из Смелы (город возле Черкасс — Би-би-си) Мединский. Ну, я еще и о них как положено рассказал.

С Матвиенко я целовался, когда она здесь в Черкассах была. У нее здесь сестра, мать и племянница жили. Когда она прилетала, я с губернатором ее встречал. С надеждой: советовали не отказываться от приглашения, ведь я строю колокольню , может, помогла бы.

Би-би-си: Помогла?

М.С.:Не дала ничего.

«Филарет очень много сделал для церкви на Украине»

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Фигура предстоятеля непризнанной церкви Киевского патриархата вызывает диаметрально противоположные оценки в среде украинских православных

Би-би-си: В 2017 году предстоятель неканонической УПЦ Киевского патриархата Филарет направил письмо с просьбой о примирении в адрес архиерейского собора РПЦ. Все закончилось скандалом, но был ли тогда шанс примириться?

Би-би-си: Но ведь он похожее письмо и написал…

М.С.: Нет, там не так было. Потом он выступил и отказался. Сказал: «Меня неправильно поняли».

На самом деле я Филарета знаю очень хорошо и очень уважаю. Он единственный, кто принял Софрония, когда его все боялись и выгнали из Московской духовной академии. Мы с Филаретом были хорошими друзьями, он мне несколько раз предлагал стать епископом, а я отказывался.

Вот его обвиняют, что он был КГБистом. А у меня вопрос ко всем, кто обвиняет: а кто не был КГБистом? Такой был период. Но одни работали для церкви, а другие — для себя и своего благополучия. Филарет очень много сделал для церкви на Украине, и я это знаю.

Но если бы он в 1992 году не пошел в раскол, у нас бы уже давно была автокефалия. Он своими действиями отбросил ее аж на 26 лет.

Би-би-си: Но христианство учит прощению. Может, и вы бы его простили и приняли как возможного предстоятеля новой церкви?

М.С.: Нет. Я не участник в этом деле.

Би-би-си: Но вы же на собор придете?

М.С.: У меня есть свой принцип. Если что-то начинать, то надо, чтобы оно начиналось без зазоринки.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption По словам митрополита Софрония, в случае создания на Украине своей поместной церкви она очень скоро станет доминирующей в стране

Би-би-си: Сейчас зазоринка есть?

М.С.: Да, и большая. Но Бог сам судит и рассудит.

Би-би-си: Что вы будете делать, если собор изберет Филарета?

М.С.: Уйду в затворники.

Би-би-си: Что будут делать в таком случае священники в Черкасской области? Перейдут в автокефальную церковь?

М.С.: Скажу так: куда я пойду, туда пойдет большинство священников, а, возможно, даже и все.

Би-би-си: То есть, если создадут новую церковь, и ее возглавит не Филарет, то переходов в нее из УПЦ МП будет больше?

М.С.: Да, перейдет больше, и довольно быстро.

«Вся интеллигенция говорит, что нужна автокефалия»

Би-би-си: Противники создания автокефальной церкви говорят, что ее создание приведет обострению ситуации на Украине и даже кровопролитию. Вы в это верите?

М.С.: Будет обострение или нет, зависит от тех, кто так говорит. Я вам уже говорил: если бы это сделали раньше, и это сделали бы мы, никакого обострения не было бы. Если епископы будут раздувать и говорить: не идите , то, конечно.

Би-би-си: Ваши оппоненты говорят, что УПЦ имеет статус самоуправляемой церкви, и ей не нужна автокефалия. Что бы вы могли им ответить?

М.С.: Я им отвечаю просто: чтобы успокоить всю интеллигенцию на Украине, людей более или менее сознательных. Вся интеллигенция говорит, что нужна автокефалия, она не разбирается, что такое автономия или автокефалия.

Би-би-си: Пять лет назад вы говорили, что, скорее всего, не доживете до создания автокефальной церкви в Украине. Сейчас кажется, что шансы есть. Как вы думаете, какие церкви будут существовать на Украине, и какая из них будет самой сильной через пять лет, в 2023-м?

М.С.: Если так случится, что будет автокефалия, то она будет единой церковью на Украине, как сейчас наша Украинская православная церковь так называемого Московского патриархата.

Би-би-си: А что будет с нынешней УПЦ МП?

Би-би-си: А где вы будете?

М.С.: Я буду там, где больше .

Киевская Русь

Православных верующих в Украине в наше время обычно делят на две противоборствующие группы. Первая – приверженцы автокефалии, которые, пойдя за некогда митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко), ныне являются членами Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП). Вторая – сторонники единства с Русской Православной Церковью. Личность митрополита Софрония (Дмитрука) не вписывается в этот стереотип. Он, будучи иерархом УПЦ МП, является последовательным сторонником автокефалии и объединения со всеми Церквами Владимирова крещения. С митрополитом Черкасским и Каневским СОФРОНИЕМ беседует украинский журналист Анатолий ХЛИВНЫЙ.

– Ваше высокопреосвященство, вас в СМИ часто называют лидером проукраинского крыла Украинской Православной Церкви – то есть той части священников, которые ратуют за автокефалию. Вы сами себя таковым считаете?

– Нет, не считаю. Лидер – это человек, который ведет людей вперед. Я таковым не являюсь. Я просто украинец, который болеет за свой народ, его благополучие, его жизнь. И, конечно, за его веру. И мне очень жаль, что есть среди родившихся на этой многострадальной земле люди, которые себя украинцами не считают. Значит, такой человек не ценит самого себя, не любит свой народ и не имеет чувства собственного достоинства.

– Но того факта, что вы сторонник автокефалии, вы отрицать не станете?

– Безусловно. У меня позиция одна, и она неизменна: украинское направление – и только. Что касается автокефалии, то нужно заглянуть в историю, чтобы понять, каковы должны быть место и статус Православной Церкви в Украине. Еще Москвы не значилось, а была уже Киевская Русь. И все епархии смотрели на Киев. Со временем митрополий стало две – Киевская и Московская. И только через 30 лет после того, как Богдан Хмельницкий, «неразумный сын» – так его Тарас Шевченко называет, присоединил Украину к России, присоединили и Церковь. Но – без воли на то народа. О референдумах тогда еще не знали, людей не спрашивали. А исполняли это – назову очень грубо – прихвостни и хотели для себя славы, которые никак не заботились о своем народе, несмотря на то что были церковными лидерами.

Мы вошли в одну империю и стали вроде как одним народом, поэтому для церковной организации, наверное, лучше, чтобы была одна Церковь. Хотя грузины, будучи в этой самой империи, жили начиная с 1917 года самостоятельной церковной жизнью. Но сейчас у нас два государства, имеющих две разные Конституции, разные системы власти, почему тогда мы даже не имеем права думать, чтобы самим управлять и церковной жизнью?

– Приверженцы единства с РПЦ утверждают, что автокефалия УПЦ является разделением.

– Никакого разделения автокефалия за собой не несет. Даже если мы не будем ни от кого зависимы – это не будет разделением. Это станет возможностью быть равными среди равных. На этот вопрос надо с другой стороны смотреть, отбросив все политические амбиции, и уяснить, что полезно для Церкви. Когда меня спрашивают, почему ты так настаиваешь на своей позиции, я всем привожу пример Константина Великого. Он, став императором, не захотел жить в Риме, а переехал в маленький городок Византий, который впоследствии превратился в Константинополь. В его империи, которая была чрезвычайно большой, уже было четыре Патриарха. Для чего ему понадобился пятый Патриарх? Для разделения? Никакой речи о разделении не было. Для отделения? Никакой речи об отделении тоже не было. Он хотел как император, желающий иметь мир и покой в своей державе, разрешать все наболевшие духовные вопросы со своим Патриархом на месте. Это неизбежно: когда есть два государства – должны быть отдельные Церкви, с которыми можно решать все проблемы государственного характера. Когда украинский парламент или президент что-то решают, они же не ездят за благословением в Москву, они должны получить его здесь, на месте.

– Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина) часто называют лидером пророссийского крыла УПЦ. В каких вы с ним отношениях?

– Митрополит Агафангел – человек России, русский, хотя и из Курской губернии, а Курщина – хочется нам того или нет – когда-то была Украиной. Там до сих пор целые поселения говорят на украинском языке. Но у него одно направление: Россия – его родина. Он верит в существование «русского мира». Но если брать в целом тех епископов-россиян, которые у нас есть в УПЦ, то я их просто уважаю. Я против всякого национализма, но я уважаю их за то, как они защищают самих себя.

– В 2005 году вы написали обращение к епископату УПЦ, где призывали бороться за автокефалию. Какова была реакция епископов?

– Реакция была неоднозначная. Одни молчали, ничего не говорили. Но были и такие, кто начал относиться ко мне настороженно, в том числе и те, о ком мы говорили выше.

– Как хорошо вы знаете Патриарха Филарета (Денисенко) – главу Киевского Патриархата? Вы, по сути, в вопросе автокефалии единомышленники?

– Я Денисенко знаю очень хорошо. Когда он был еще митрополитом Киевским, именно он принял меня как изгоя, как человека, которого все боялись и не хотели принимать. Потому что была такая всесильная организация – КГБ, которая меня силой вытолкала из Московской духовной академии, после чего я и оказался в Украине. Я благодарен ему за его добрый поступок, потому что он был единственным, кто принял меня без страха.

– И все же вы в свое время не поддержали его в стремлении получить автокефалию и остались в лоне РПЦ.

– Очень жаль, что в этом вопросе тогда была замешана политика. Коммунист и атеист Кравчук помогал ему, потому что там были причины друг другу помогать. Но мне кажется, что основная ошибка Денисенко была вот в чем. Ему надо было перед тем, как объявлять автокефалию, заявить о своем желании иметь такой статус и обосновать ее. А он, хочу заметить, достаточно грамотный богослов. Ему нужно было написать в Синод РПЦ о том, что он выходит официально из состава РПЦ, для того чтобы организовать независимую Церковь в Украине. А если бы была такая оговорка, постановление Синода РПЦ не имело бы силы. А так РПЦ поступила так, как поступила. Ну и еще одно: не вышел Патриархом Москвы и захотел стать таковым в Украине. Здесь все связано с политикой и отчасти с человеческими амбициями.

– Так какой же, на ваш взгляд, должен быть алгоритм действий на пути к автокефалии? Путь по Филарету (Денисенко) оказался не в полной мере оправдан: его организацию не признала ни одна каноническая Церковь, и в УПЦ случился раскол.

– Это очень сложный вопрос. Здесь множество проблем. И решать их надо через переговоры. Нужно садиться и думать, к кому и на каких условиях присоединяться. Но в том, что объединение всех ветвей православия в Украине в соборную автокефальную Церковь необходимо, у меня нет ни малейшего сомнения. Ибо ничто так не сплачивает людей, народ, как Церковь. Когда это будет – не знаю. Точно не при моей земной жизни. Может, через 100 лет, через 200…

Тут я вам больше скажу: автокефалия уже давным-давно была бы. Благодаря большому авторитету руководителя УПЦ митрополита Владимира этот вопрос можно было бы решить, и никакая из православных поместных Церквей не была бы против. Когда основывались как автокефальные Грузинская, Сербская, Болгарская и другие Церкви, то они были в этом стремлении едины. И они не боялись на первых этапах своего независимого существования быть непризнанными. А у нас – лебедь, рак и щука. Мы не все хотим церковной независимости, а если и хотим, то боимся сказать, только не знаю почему.

– Некогда вы сказали, что Иван Мазепа для вас – образец для подражания.

– Я и сейчас не боюсь этого повторить: для меня Иван Мазепа – образец православного человека. Годы его правления – расцвет православного строительства в Украине, книгопечатания, основание учебных заведений, в том числе и церковных. А то, что он политик, и то, что касается политики, – это дело другое. Но я всегда спрашиваю тех умников, которые говорят, что он предатель: а кого он предал? Он лишь проводил свою политическую линию, чтобы Украина стала независимой. Какое право имел Петр I – при том что именно он послал Меншикова уничтожить всех жителей гетманской столицы Батурина, начиная от грудного ребенка и заканчивая старцем, – предавать анафеме Мазепу? Анафеме предают за догматические, богословские отступления, чего в действиях гетмана никогда не было. Да и не Мазепу предали анафеме, а сделали его чучело, возили его по городу, анафематствовали и сожгли.

– Не кажется ли вам, что Православная Церковь не всегда вовремя дает ответы на вызовы времени? Взять хотя бы церковный, юлианский, календарь, который не совпадает с гражданским, григорианским.

– Я считаю себя человеком прогрессивным, но я противник григорианского календаря. Папа Григорий ничего не сделал полезного для Церкви, создавая новый календарь. Ведь из-за перехода на новый стиль нарушилось правило празднования Пасхи. Часто, например, католическая Пасха приходится на Пасху иудейскую, что недопустимо в православии. Да и по мнению астрономов, этот календарь не является таким уж совершенным.

Здесь есть еще одна проблема: психология наших людей. Не такие скорые мы на принятие нового. Греки перешли на новый стиль без особых проблем, потому что там все слушают, что говорит церковная верхушка. У нас, если начнем сейчас что-то делать с новым стилем, произойдет раскол, поводов для которого и так много. Здесь предстоит большая разъяснительная работа, должна быть собрана комиссия, которая бы постоянно работала над этим вопросом, которая бы убедила людей, что календарь – не догматика, а просто обычай.

– Украинские греко-католики позиционирует себя как национальная Церковь Владимирова крещения. Каково ваше к ним отношение и возможно ли с ними единение?

– Греко-католиков я категорически не понимаю. Давайте посмотрим, при каких обстоятельствах они у нас появились? В Речи Посполитой католические священники имели авторитет, а к православным, даже к епископам, относились без всяческого уважения. Именно этот поиск славы и был первой причиной унии. Тогдашние православные иерархи – не побоюсь этих слов – предали Украину и передались Польше через унию с Римом. А единение с ними возможно, только если мы придем и скажем, что Папа Римский над нами глава, с чем я никогда не смогу согласиться.

НГ-религии

Дата публикации: 26.01.2012

Софроний (Дмитрук)

В Википедии есть статьи о других людях с именем Софроний.

Митрополит Софроний

На встрече участников Архиерейского собора РПЦ с президентом России Дмитрием Медведевым в Кремле. 3 февраля 2011

Митрополит Черкасский и Каневский
до 24 сентября 2008 года — архиепископ
до 3 ноября 2000 года — епископ

c 9 августа 1992 года

Предшественник:

епархия учреждена; Филарет (Линчевский) (как викарий)

временно управляющий Полтавской епархией

1 октября — 30 декабря 2001

Предшественник:

Феодосий (Дикун)

Преемник:

Филипп (Осадченко)

Имя при рождении:

Дмитрий Саввич Дмитрук

Рождение:

15 февраля 1940 (72 года)
село Мнишин, Гощанский район, Ровненская область

Принятие монашества:

12 апреля 1971

Награды:

Митрополит Софроний (в миру Дмитрий Саввич Дмитрук; 15 февраля 1940, село Мнишин, Гощанский район, Ровенская область) — епископ Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), митрополит Черкасский и Каневский. Активный сторонник канонической автокефалии УПЦ.

  • 1 Биография
    • 1.1 Юность
    • 1.2 Начало служения
    • 1.3 Архиерейское служение
  • 2 Взгляды
    • 3.1 Обращения, речи
    • 3.2 Интервью
  • 4 Примечания

Биография

Юность

Дмитрий Саввич Дмитрук родился 15 февраля 1940 года в селе Мнишин Гощанского района Ровенской области.

По окончании средней школы в 1957 году работал на стройке. С 1960 года служил в рядах Советской армии.

С 1962 по 1966 год учился в духовной семинарии. Течение 1966—1970 годов учился в духовной академии, окончил её со степенью кандидата богословия.

Начало служения

С 1970 по 1972 год работал при МДА профессорским стипендиатом, сотрудником Церковно-археологического кабинета и старшим экскурсоводом.

24 ноября 1968 году был рукоположён в сан диакона. 12 апреля 1971 года принял монашеский постриг в честь святителя Софрония, епископа Иркутского.

7 января 1973 года рукоположён в сан иеромонаха.

В 1974—1979 годах преподавал в МДАиС.

В 1977 году возведён в сан игумена.

С октября 1979 года — настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Старый Коврай Чернобаевского района Черкасской области. На протяжении 1980—1987 — настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Черкассах. В 1987—1989 годах — настоятель Спасо-Преображенского храма в городе Городище Черкасской области. С 1989 в 1992 года — настоятель и строитель Свято-Борисо-Глебского собора в городе Борисполь Киевской области, благочинный Бориспольского округа.

В 1992 году возведён в сан архимандрита.

Архиерейское служение

9 августа 1992 года состоялась хиротония архимандрита Софрония в епископа Черкасского и Каневского.

3 ноября 2000 года возведён в сан архиепископа.

С 1 октября по 30 декабря 2001 года временно управлял Полтавской и Кременчугской епархией.

24 сентября 2008 года согласно решению Священного Синода УПЦ от 23 сентября возведён в сан митрополита. Вероятно, это обусловлено не в последнюю очередь его позицией и желанием епископата уравновесить активную антиавтокефалискую позицию митрополита Одесского Агафенгела равным по статусу архиереем с активной проавтокефалисткой позицией.

Взгляды

Митрополит Софроний (Дмитрук) является главным и открытым сторонником автокефалии Украинской Православной церкви среди её епископата. Он постоянно выступает публично на эту тему и евляется своеобразным «противовесом» митрополита Одесского Агафангела (Саввина).

В 2005 году после президентских выборов митрополит Софроний выступил с обращением к епископату УПЦ, где призвал немедленно добиваться автокефалии для УПЦ, пользуясь благоприятной политической ситуацией:

Моя позиция однозначна: до тех пор, пока мы не будем иметь статус полной независимости нашей Церкви, с нами никто никогда не будет разговаривать о присоединении. Потому что Михаил Денисенко никогда не откажется от своего «Патриаршества», и только тогда, когда нашу независимость признает не только Москва, но и весь Православный мир, все раскольники – в том числе и греко-католики, не будут заявлять о том, что они являются национальной Церковью.

Мне непонятно, почему наибольшая по количеству верующих людей Православная Церковь мира не может без кого-либо самостоятельно руководствоваться в своей жизни.

Ещё раз повторяю: самые благоприятные условия для приобретения статуса независимости для нашей Церкви — теперь; если мы сегодня или завтра не воспользуемся этой возможностью, то послезавтра будет уже поздно. Я не хотел бы этого, но нас за это будет судить Бог.

Епископат УПЦ не поддержал открыто владыку Софрония, но одновременно не прозвучало никакого осуждения и не было применено никаких санкций. В дальнейшем митрополит Софроний продолжал отстаивать эту позицию. В 2008 году накануне визита на Украину Константинопольского и Московского Патриархов на Архиерейском Соборе УПЦ ставился вопрос об изменении статуса УПЦ с «самоуправляемой Церкви с правами широкой автономии» на «собственно автономную Церковь». Активно поддержал эту идею лишь митрополит Софроний. Другие епископы осторожнее относятся к изменению статуса, опасаясь внутреннего раскола, который может возникнуть вследствие этого.

Ссылки

Обращения, речи

  • Слово архимандрита Софрония (Дмитрука) при наречении его во епископа Черкасского и Каневского (1992)
  • 5927 / Обращение к епископату Украинской Православной Церкви (2005),

Интервью

  • Архиєп. Софроній (Дмитрук): «Наш подвиг сьогодні — достойне свідчення про Христа» (2002)
  • «Альтернативи незалежній Українській церкві немає» (15.07.2005)
  • Архиепископ Черкасский Софроний пригрозил предать нынешних «слуг народа» анафеме (6.04.2007)
  • Архиепископ Софроний: «Теперь Черкасщина не выжженный пустырь…» Черкасской епархии Украинской Православной Церкви — 15 лет (14.08.2007)
  • Архиепископ Черкасский и Каневский СОФРОНИЙ. «Гибель православних храмов нужно воспринимать как наказание Божие для вразумления и как отнятие святыни за грех»
  • Архиепископ Черкасский и Каневский Софроний: «Благодать Божия есть в каждом освящённом храме»
  • Митрополит Софроній (Дмитрук): «Я особисто схиляюся перед гетьманом Іваном Мазепою, я вважаю його однією з найбільш значущих постатей в історії України» (15.05.2009)

Примечания

  • Биография на официальном сайте УПЦ.
  • Софроний, митрополит Черкасский и Каневский (Дмитрук Дмитрий Саввич)

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *