10 бессмертных произведений Николая Римского-Корсакова

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился в небольшом городе Тихвине Новгородской губернии. Игре на фортепиано он начал обучаться дома с шести лет, хотя поначалу музыка производила на него меньшее впечатление, чем книги. Больше всего ему по душе были церковные произведение, а также русские народные песни.

После начала учебы в Морском кадетском корпусе, музыка стала интересовать Николая значительно больше, позже он будет вспоминать: «Я был 16-летний ребенок, страстно любивший музыку и игравший в нее». С осени 1859 года берет уроки у пианиста Федора Канилле.

После знакомства с Милем Балакиревым, Римский-Корсаков начинает писать первое крупное сочинение — Певая симфония ор.1. Впервые она была исполнена в 1865 году под управлением самого Балакирева.

Одним из основополагающих произведений композитора стала музыкальная картина «Садко», музыка которой в будущем была частично использована в одноименной опере. После появления произведения, часть произведений композитора будет тесно связано с определенной литературной программой.

В 1872 году окончил первое оперное произведение «Псковитянка». В последствии, оперные произведения стали ведущими в творчестве. В 1880-х годах уделил внимание симфоническим жанрам, выходят сюита «Шахерезада», «Испанское каприччио» и увертюра «Светлый праздник». В последние годы XIX столетия написал знаменитые оперы «Садко» (1896) и «Царская невеста» (1898).

Среди сочинений Римского-Корсакова 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Опера «Снегурочка». Исполняет Белорусский Государственный академический Большой театр оперы и балета.

Cюита «Шехеразада»

«Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане». Исполняет Симфонический оркестр Колледжа имени Гнесиных, Дирижер — Заслуженный артист РФ Виктор Луценко.

Опера «Садко» в исполнении Государственного академического Большого театра СССР.

Опера «Царская невеста». Исполняет Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета.

Опера «Ночь перед Рождеством». Постановка Киевского муниципального академического Театра оперы и балета для детей и юношества.

Опера «Кащей бессмертный» . Спектакль Белорусской оперы. Режиссер-постановщик Галина Галковская, дирижер Иван Костяхин.

Увертюра «Светлый праздник». Исполняет оркестр Капеллы «Таврическая».

Опера «Псковитянка». Санкт-Петербургская консерватория им. Римского-Корсакова, два Ариозо Ольги в исполнении Татьяны Павловской.

Испанское каприччио. Исполняет Концертный симфонический оркестр Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Дирижёр — Станислав Дятлов.

» Предыдущие записи

Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова

Суббота, 11th Сентябрь 2010

Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова, самого младшего из членов Могучей кучки,— живое олицетворение поэ­зии и самобытной красоты русского национального искусства. Богатейшая художественная культура, созданная русским на­родом, русская история, народный быт вызывали у Римского-Корсакова, верного последователя Глинки, подлинную влюбленность, а с нею и приливы творческого вдохновения.

Художник-оптимист

Пятница, 10th Сентябрь 2010

По особенностям своего дарования и мироощущения Римский-Корсаков принадлежит к числу художников-оптимистов. Произве­дения его как бы излучают солнечный свет и тепло, подчеркивают мудрое, гармоническое начало в жизни. Музыка, полная воздуха и красок живой природы, богата свежим и здоровым чувством, она передает многообразную красоту мира.

Римский-Корсаков — Творческая жизнь

Четверг, 9th Сентябрь 2010

Римский-Корсаков прожил долгую творческую жизнь. Сформировавшись, как и остальные кучкисты, под идейным влиянием общественного движения 60-х годов, он оставался выра­зителем благородных демократических стремлений на всем про­тяжении почти сорокалетнего творческого пути, захватившего и годы первой русской революции.

Мелодии-кантилены

Четверг, 9th Сентябрь 2010

В то же время он является создателем и многочисленных ши­роких мелодий-кантилен. Для них чрезвычайно типична спокой­ная уравновешенность как бы «парящего» мелодического рисунка, плавность движения к кульминации, пропорциональность в строе­нии мелодического целого. В операх и романсах лирико-психологического содержания мы встретим многочисленные образцы выразительной ариозной и речитативной мелодики, тонко передаю­щей интонации речи, поэтической и прозаической.

Оркестровка

Среда, 8th Сентябрь 2010

Римский-Корсаков принадлежит к величайшим мастерам и поэтам оркестра. Оркестровка, составляющая органическую часть его музыкальных замыслов, никогда не рассматривалась компо­зитором как внешняя красочно-тембровая оправа произведения.

Детство Корсакова

Среда, 8th Сентябрь 2010

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в Тихвине, провинциальном городке Новгород­ской губернии. Семья Римских-Корсаковых была музыкальной: отец компози­тора по слуху играл на фортепиано, мать и дядя часто пели на­родные песни, а также отрывки из модных опер. Музыкальные способности мальчика — абсолютный слух, ритм, память — про­явились в двухлетнем возрасте.

Морской корпус

Вторник, 7th Сентябрь 2010

Морской корпус, знакомство с Балакиревым и заграничное пла­ванье. В продолжение шести лет Римский-Корсаков учился в кор­пусе и весной 1862 года был выпущен со званием гардемарина. Казалось, этим окончательно определился его жизненный путь, но к тому времени юношей завладела любовь к музыке, которая ре­шительно вытеснила прежнее ребяческое увлечение морем.

Канилле

Понедельник, 6th Сентябрь 2010

С осени 1859 года Римский-Корсаков начал заниматься с Канилле, образованным музыкан­том, хорошим пианистом, ценителем национальной русской музыки. Канилле поддержал стремление Римского-Корсакова к серьезному искусству, одобрил его страстную любовь к Глинке.

Алмаз

Понедельник, 6th Сентябрь 2010

В первые месяцы Римский-Корсаков усиленно переписывался с Балакиревым и продолжал жить преимущественно музыкаль­ными интересами, отдавая музыке все свободное от службы время. Во время стоянки в Англии он сочинил Первой симфонии, оказавшееся лучшей частью цикла. Однако творчество начало постепенно оттесняться обильными и яркими впечатлениями от морского путешествия, от бескрайних просторов океана, от природы и быта посещавшихся

60-е годы

Воскресенье, 5th Сентябрь 2010

60-е годы. Римский-Корсаков сразу зарекомендовал себя как талантливый и многообещающий симфонист.

Псковитянка

Воскресенье, 5th Сентябрь 2010

Одновременно с оркестровыми произведениями Римский-Кор­саков создает романсы лирико-пейзажного и восточного характера. Но капитальнейшей работой композитора, завершившей первый период его творчества, была опера «Псковитянка», начатая летом 1868 года.

Развитие композиторской техники

Суббота, 4th Сентябрь 2010

Одновременно Римский-Корсаков трудится над развитием и совершенствованием своей композиторской техники, недостаточ­ность которой стала для него весьма ощутимой. 1874 и 1875 годы прошли для Римского-Корсакова в усиленных занятиях гармо­нией, контрапунктом, инструментовкой. Обучая других, он учился сам, не стыдясь обращаться за советами и помощью к своим то­варищам, профессорам консерватории, и к Чайковскому.

Майская ночь

Суббота, 4th Сентябрь 2010

«Майская ночь» — одно из самых романтичных произведений Римского-Корсакова. Хотя в ней значительную роль играет ко­медийный элемент, он составляет лишь одну (и притом не самую главную) сторону оперы.

Снегурочка

Пятница, 3rd Сентябрь 2010

«Снегурочка» была поставлена в январе 1882 года. Опера про­шла с успехом, хотя композитора огорчали значительные купюры, сделанные театром, и придирки рецензентов, не оценивших свое­образную прелесть эпического характера оперы.

80-е годы

Четверг, 2nd Сентябрь 2010

80-е годы — период преимущественно симфонического творче­ства Римского-Корсакова, время создания «Сказки» (по мотивам пушкинского пролога к «Руслану и Людмиле»), Симфониетты (на народные темы), Концерта для фортепиано и Фантазии на народ­ные темы для скрипки с оркестром. В конце 80-х годов компози­тором были написаны самые выдающиеся его симфонические про­изведения — Испанское каприччио и «Шехеразада». На исходе этого

Последние работы

Четверг, 2nd Сентябрь 2010

Последние две работы были предприняты композитором в пер­вой половине 1906 года, во время творческой паузы, вызванной студенческими волнениями, разыгравшимися в Петербургской кон­серватории на протяжении 1905—1906 годов. Римский-Корсаков принял активное участие в этих событиях и выступил на стороне революционно настроенных учащихся.

Поздние оперы Римского-Корсакова

Среда, 1st Сентябрь 2010

Поздние оперы Римского-Корсакова, в общем типичные по кругу сюжетов и образов для всего его творчества, обладают тем не менее своими стилистическими особенностями. Эти особенности обнаруживаются преимущественно в музыкальном языке.

Оперы Римского-Корсакова

Среда, 1st Сентябрь 2010

Оперы Римского-Корсакова весьма различны по содержанию и художественному облику, по своим формам и музыкальной дра­матургии. У него мы находим исторические, сказочные, лирико-драматические, лирико-комедийные, сатирические произведения.

Увертюра к «Псковитянке»

Вторник, 31st Август 2010

Увертюра к «Псковитянке» — выдающийся образец програм­много симфонизма Римского-Корсакова. Построенная на темах главных действующих лиц, она отражает основные драматические конфликты оперы.

СНЕГУРОЧКА

Вторник, 31st Август 2010

«Снегурочку» Римский-Корсаков любил более всех других своих произведений, считая эту оперу самой совершенной. Сюжет одноименной пьесы-сказки А. Н. Островского (в основу пьесы взят один из вариантов народной сказки о Снегурочке) удиви­тельно подошел к особенностям дарования композитора, к его ху­дожественным склонностям, определившимся в течение 70-х го­дов. «Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему рус­скому обычаю и

» Предыдущие записи

Римский-Корсаков

Оперы Римского-Корсакова:

  • Псковитянка
  • Майская ночь
  • Снегурочка
  • Млада
  • Ночь перед Рождеством
  • Садко
  • Моцарт и Сальери
  • Боярыня Вера Шелога
  • Царская невеста
  • Сказка о царе Салтане
  • Сервилия
  • Кащей бессмертный
  • Пан воевода
  • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Золотой петушок
  • Особенности стиля и художественного метода композитора с наибольшей полнотой раскрылись в оперном творчестве. 15 опер Римского-Корсакова представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургических, композиционных и стилистических решений. Среди них — сочинения, тяготеющие к номерной структуре (“Майская ночь”, “Снегурочка”, “Царская невеста”) и к непрерывному развитию (“Моцарт и Сальери”, “Кащей бессмертный”, “Сказание о невидимом граде Китеже”, “Золотой петушок”); оперы с широкими массовыми сценами (“Псковитянка”, “Майская ночь”, “Снегурочка”, “Млада”, “Садко”, “Китеж” и без них (“Моцарт и Сальери”, “Вера Шелога”, “Kaщей бессмертный”), с развёрнутыми законченными ансамблями (“Царская невеста”) и без ансамблей (“Moцарт и Сальери”, “Золотой петушок”). В каждом конкретном (случае выбор жанра, принципы драматургического и стилистического решения обусловлены сюжетными предпосылками. “Я никогда не верил и не верю, — подчёркивал Римский-Корсаков, — в одну единую истинную оперную форму, считая, что сколько на свете сюжетов, столько (почти столько) должно быть и соответствующих самостоятельных оперных форм”. Утверждая взгляд на оперу как на произведение прежде всего музыкальное (см. авторские предисловия к партитурам “Сервилии”, “Китежа”, “Золотого петушка”), Римский-Корсаков предъявлял в то же время высокие требования к её поэтической основе, единству и выдержанности литературного стиля. Он активно направлял работу либреттистов (крупнейший среди них — В. И. Бельский, автор выдающихся по художественным достоинствам либретто “Сказки о царе Салтане”, “Сказания о граде Китеже”, “Золотого петушка”). Ряд оперных либретто композитор написал сам.

    Подчёркивая главенствующую роль вокального начала в опере, Римский-Корсаков уделял огромное внимание и оркестру, особенно в многочисленных живописно-изобразительных эпизодах, как чисто инструментальных (вступления к “Ночи перед Рождеством”, “Садко”, “Китежу”, 3 антракта в “Сказке о царе Салтане”), так и вокально-симфонических (фантастические сцены в “Садко”, сцена на горе Триглаве в “Младе”, Шествие в “Золотом петушке”). Композитор симфонизирует оперу, насыщая её сквозным развитием основных интонационно-тематических комплексов. В музыкальных характеристике образов он широко использует лейтмотивы (также лейтгармонии, лейттембры), образующие в поздних операх разветвлённую систему, охватывающую почти весь важнейший тематический материал произведения.

    Первая опера Римского-Корсакова — “Псковитянка” (по исторической драме Л. А. Мея, воскрешающей события времён Ивана Грозного) в наибольшей степени отразила эстетические установки Балакиревского кружка. Обращение к переломному периоду русской истории, широкое развитие народных сцен, их драматически действенная трактовка, психологическая разработка образа Грозного, значительная роль речитатива и декламации, тяготение к свободному сквозному развитию сближают эту оперу с жанром народной музыкально драмы. В то же время в ней сказывается характерная в дальнейшем для Римского-Корсакова повествовательность, спокойная объективность тона, что позволило Асафьеву назвать “Псковитянку” “оперой-летописью”. Новый, специфически корсаковский тип оперы с характерными особенностями драматургии формируется в лирико-комической “Майской ночи” (по Н. В. Гоголю), получает законченное воплощение в “Снегурочке” (по А. Н. Островскому) и сохраняется в последующих произведениях — в “Ночи перед Рождеством” (по Гоголю), отчасти в “Младе”. В этих операх Римский-Корсаков отказывается от острых конфликтов, борьбы сильных человеческих личностей (исключение — “Млада”), напряжённого драматического развития. Его увлекает отстоявшийся в обычаях и ритуальных формах быт людей, тесно слитый с жизнью природы, окрашенный народными поверьями и мифологическими представлениями. В центре внимания не столько само действие, сколько поэтическая атмосфера, в которой оно разворачивается. Широкие обрядовые или игровые сцены на народно-песенной основе (хоровод “Просо”, Троицкая песня, русальные песни в “Майской ночи”; проводы масленицы, свадебный обряд, сцена в заповедном лесу в “Снегурочке”; коло в “Младе”; колядки в “Ночи перед Рождеством”), романтически красочные картины природы, фантастические сцены (ночь на берегу пруда в “Майской ночи”; Пролог, волшебные превращения леса, появление Весны из озера в “Снегурочке”; вступление “Святый вечер” в “Ночи перед Рождеством”) образуют развёрнутый фон, на котором рельефно выступает лирическая линия главных героев. Природа и быт, нереальное и реальное оттеняют друг друга; это подчёркивается и характерным для Римского-Корсакова приёмом сопоставления контрастных женских образов (Панночка и Ганна в “Майской ночи”; Снегурочка и Купава; тень Млады и Войслава).

    Отмеченные тенденции получили развитие в опере “Садко” с её монументальными массовыми сценами (1, 4, 7-я картины), морскими пейзажами (вступление “Окиан-море синее”, 5-я картина), фантастикой подводного царства (6-я картина), параллелизмом женских образов (Волхова—Любава). Контраст реальной (жизнь древнего Новгорода) и фантастической (подводное царство) сфер в этой опере ещё глубже проникает в музыкальный язык. Стремясь подчеркнуть специфику жанра эпической “оперы-былины”, Римский-Корсаков создаёт для бытовых картин “Садко” особый тип речитатива (по словам композитора, “как бы условно-уставный былинный сказ или распев”). Симфонизированные фантастические сцены обособлены стилистически благодаря применению сложных ладов (“гамма Римского-Корсакова”).

    Индивидуальны по своему характеру последующие 3 оперы. Камерные “драматические сцены” “Моцарт и Сальери” (на полный текст “маленькой трагедии” Пушкина) — тонкий психологический этюд. Сложный внутренниц мир героев, особенно Сальери, Римский-Корсаков передаёт с помощью гибкого, интонационно-выразительного речитатива и ариозной декламации, истоки которых — в вокальном стиле “Каменного гостя” Даргомыжского. Опера “Боярыня Вера Шелога” по типу приближается к драматической моноопере. Музыкальное содержание её раскрывается в большой, свободно построенной симфонизированной сцене рассказа Веры. Особое место в оперном творчестве Римского-Корсакова занимает “Царская невеста” (по Мею) с её конфликтной драматургией, напряжённым развитием действия, яркими кульминациями, подчёркнутой ориентацией на классические принципы формообразования. Чёткая расчленённость номерной структуры, главенство вокального начала, обилие арий и развитых, мастерски написанных ансамблей различного состава (от дуэта до секстета) выделяют “Царскую невесту” среди других опер композитора.

    Столь же разнообразна и группа поздних опер-сказок. В “Сказке о царе Салтане” (по Пушкину) господствует принцип условности, охватывающий как сферу содержания (сюжет, характеристики персонажей), так и приёмы воплощения. Спектакль стилизован в духе народно-театральных представлений, красочного лубка, узорчатого орнамента. Опора на формы народного искусства предстаёт здесь не как средство, а как своего рода цель, художественныя модель, определяющая и стиль произведения, и самый метод творчества (Римский-Корсаков сравнивал его с созданием “рисунка по клеточкам”). Театрально-живописная природа сочинения сказывается также в драматургически значитительной роли изобразительных, блестяще инструментованных симфонических антрактов, каждому из которых предпослан программный поэтический эпиграф из сказки.

    “Золотой петушок” (по Пушкину) развивает во многом аналогичные тенденции, которые подчинены здесь общей сатирической направленности оперы. Задача осмеяния тупости, духовного убожества царя Додона и его окружения решается комплексом приёмов: специфическим отбором народно-песенных тем, их использованием в нарочито несоответствующих сценических ситуациях (например, интонации скоморошьей песни “Шарлатарла из партарлы” в сцене заседания царской думы или мотив “Чижика” в качестве любовной серенады Додона и др.). Интонационной сфере Додонова царства противостоит звуковой мир фантастических персонажей: восточная орнаментика виртуозно-колоратурной партии Шемаханской царицы, мерцающие звучания темы Звездочёта. Значительное место занимают в опере симфонические эпизоды (“Сон Додона”, сказочное Шествие и др.). По богатству и разнообразию оркестровых красок “Золотой петушок” (как и “Сказка о царе Салтане”) — одна из самых блестящих партитур Римского-Корсакова.

    В опере “Кащей бессмертный” (сюжет E. M. Петровского, либретто Римского-Корсакова) господствует однотонный, “тёмный” колорит, связанный с воплощением сил зла. При внешнем несходстве образов немощного злобного старца Кащея и жестокой, но обольстительно-прекрасной Кащеевны их музыкальные характеристики во многом родственны. Общий сумрачно-зловещий характер произведения определяют холодные тембры низких деревянных духовых, “колючие” звучания засурдиненной меди и струнных sul ponticello, крайне обострённая, “пряная”, изобилующая диссонантными сочетаниями и эллиптическими последованиями гармония, основанная на системе сложных ладов.

    Важнейшие идейные, драматургические и стилевые тенденции оперного творчества Римского-Корсакова во многом обобщает сложная, многоплановая и вместе с тем исключительно цельная концепция “Сказания о невидимом граде Китеже…”. Стержневая для композитора проблема борьбы добра и зла, преломлённая сквозь призму поэтической легенды и религиозно-христианских представлений, даётся здесь в двух аспектах — народно-патриотическом и этическом (нравственно-философском). Первый из них связан с темой нашествия татарских орд на Русь, второй раскрывается в противопоставлении полярных мироощущений, жизненных философий, носители которых — центральные персонажи: чистая сердцем, устремлённая к свету и радости дева Феврония и горький пьяница, предатель Гришка Кутерьма. Драматургическая многослойность оперы ведёт к сочетанию и взаимодействию эпического, драматического и лирического принципов воплощения в рамках эпико-повествовательной в своей основе жанра с к а з а н и я. Она выявляется в разнообразии массовых сцен — жанрово-бытовых (в Малом Китеже), драматически-конфликтных, действенных (нашествие татар), ораториально-статических (в Великом Китеже, в невидимом граде), в различных решениях образов — эпически обобщённом (Князь Юрий, Поярок, Всеволод), драматическо-психологически углублённом (Гришка Кутерьма), лирическом (Феврония). Симфонизированная музыкальная драматургия “Сказания” опирается на последовательное сквозное развитие важнейших интонационно-тематических комплексов, связанных с основными идеями оперы. Узлами этого развития становятся симфонические или вокально-симфонические эпизоды: вступление “Похвала пустыне”, монологи Февронии (в 1-м и 4-м актах), антракты “Сеча при Керженце” и “Хождение в невидимый град”.

    О. Б. Степанов

    Творчество Римского-Корсакова «
    Духовная музыка «
    Симфоническая музыка «
    Вокальная музыка «
    Редактор, педагог, просветитель «

    Корсак

    При упоминании названия «корсак» многие сразу и не поймут, что это за животное. Но стоит лишь взглянуть на фото корсака, сразу видно, что он очень схож с обыкновенной лисицей, только представляет собой ее уменьшенную копию. Узнаем более детально о его жизнедеятельности, изучив внешние характеристики, определив места обитания, проанализировав повадки и нравы, рассмотрев особенности размножения и предпочтительный пищевой рацион.

    Происхождение вида и описание

    Фото: Корсак

    Корсака именуют так же степной лисицей, этот хищник принадлежит псовому семейству и роду лисиц. Считается, что название животного имеет отношение к тюркскому слову «карсак», которое ассоциируется с кем-то низкорослым, низким, коротышкой. Корсак миниатюрнее, чем писец, а внешне очень похож на рыжую лисицу, только в уменьшенных размерах.

    Интересный факт: Протяженность тела степной лисы редко превышает половину метра, а ее масса варьируется в пределах от трех до шести килограмм. Стоит отметить, что зоологи выделяют три подвида корсака, которые немного отличаются не только местами своей дислокации, но и габаритами и цветовой гаммой шерсти.

    Если сравнивать корсака с рыжей лисицей, то по телосложению они весьма схожи, у обеих лис туловище вытянуто и приземисто, только корсак размерами подкачал. Уступает рыжей плутовке он не только в габаритах, но и в протяженности хвоста. К тому же, хвост у обыкновенной лисицы выглядит гораздо богаче и пушистее. Отличием корсака от рыжей хищницы выступает и темный кончик его хвоста, а от афганской лисицы он отличается наличием белых подбородка и нижней губы.

    Конечно, и окрас его, по сравнению с рыжей хитрой красавицей, не так ярок и выразителен. Но эта расцветка служит хищнику верой и правдой, помогая ему оставаться незамеченным на открытых степных просторах, которые часто покрывает высохшая от знойного солнца трава. Вообще, корсак соразмерен довольно упитанной кошке или небольшому псу, его высота в холке практически не выходит за тридцатисантиметровый предел. Если говорить о различие полов, то у корсаков оно, практически, отсутствует. Самец незначительно крупнее самочки, но этого почти не видно, а в окрасе они идентичны.

    Внешний вид и особенности

    Фото: Как выглядит корсак

    На счет габаритов корсака все ясно, а вот в его окрасе присутствуют серовато-охристые и буроватые оттенки, ближе к области лба цвет становится темнее. Мордашка у степной лисицы недлинная и заостренная, конус расширяется ближе к скулам. Остроконечные уши корсака достаточно внушительные и широки в основании, сверху они имеют буро-рыжий или серо-охристый тон. На внутренней стороне ушей есть достаточно густые желтоватые волоски, а их окантовка имеет белый цвет.

    Видео: Корсак

    Область вокруг глаз имеет более светлую шерстку, а образованный уголками глаз и верхней губой треугольник более темного фона. На горле, в области шеи и около рта заметна желтовато-белая шерстка.

    Интересный факт: Корсак обладает очень мелкими зубами, которые по строению и числу идентичны всем лисьим, их насчитывается 42. Клыки корсака все же крепче и мощнее, чем у рыжей лисы.

    С приближением холодов корсак становится все краше, его шубка становится шелковистой, мягкой и густой, окрашенной в серовато-палевые тона. На хребте проявляется светло-коричневый тон с примесью седины, т.к. остевые волоски обладают серебристыми кончиками. Если таких волосков много, то сверху хищник становится серебристо-серым, но иногда, наоборот, коричневого меха становится больше. Плечевая область подстраивается под тон спины, а на боках заметны более светлые оттенки. Брюшко и грудь белого цвета или с проблесками некой желтизны. Передние ноги корсака впереди имеют желтоватый оттенок, а с боков они ржавые, задние лапы более блеклые.

    Интересный факт: Летняя шуба корсака совсем не схожа с зимней, она грубоватая, реденькая и короткая. Даже хвост становится редким и выщипанным. Никакой серебристости не наблюдается, все одеяние приобретает грязно-охристую однотонность. Голова на фоне летнего неказистого костюма становится несоразмерно крупной, а все тело приобретает поджарость, отличаясь худобой и длинными ногами.

    Нужно добавить, что зимой хвост степной лисицы очень богат, благороден и пышен. Его длина может составлять половину тела и даже более, она колеблется в пределах от 25 до 35 см. Когда корсак стоит, то его красавец-хвост ниспадает прямо до земли, касаясь ее своим более темным кончиком. Хвостовое основание коричневое, а по всей длине заметна серовато-бурая или насыщенно охристая цветовая гамма.

    Где обитает корсак?

    Фото: Корсак в России

    Корсак облюбовал Евразию, захватив Узбекистан, Киргизию, Таджикистан, Казахстан. Проживает степная лисица в некоторых российских регионах, куда входит и Западная Сибирь. На европейской территории область расселения занимает Самарскую область, а на юге ограничивается Северным Кавказом, с севера ареал пролегает до Татарстана. Небольшая площадь распространения отмечена на пространствах южного Забайкалья.

    За границами нашего государства корсак проживает:

    • в Монголии, обходя стороной ее горную местность и лесные массивы;
    • на севере Афганистана;
    • в Азербайджане;
    • в северо-восточном и северо-западном Китае;
    • на Украине;
    • на территории северо-восточного Ирана.

    Есть данные о том, что корсак широко расселился в междуречье Урала и Волги. В последнее время степную лисицу заметили и в Воронежской области. Корсака считают постоянным обитателем западной части Сибири и Забайкалья.

    Для мест постоянной дислокации корсак выбирает:

    • холмистую территорию с низкорослой растительностью;
    • засушливую степь;
    • пустынную и полупустынную местности;
    • долины рек;
    • песчаные места высохших русл.

    Сторонится степная лисица густых лесных чащ, непролазной кустарниковой поросли и распаханных земельных угодий. Можно повстречать корсака в лесостепи и предгорьях, но это считается редкостью, в такие местности он забирается случайно и ненадолго.

    Теперь Вы знаете где живет лиса корсак. Давайте же посмотрим, что употребляет в пищу степная лисица.

    Чем питается корсак?

    Фото: Лиса корсак

    Хоть корсак размерами и не вышел, он, все-таки, хищник, поэтому и его разнообразное меню состоит из животной пищи.
    Степной лис с удовольствием перекусывает:

    • тушканчиками;
    • степными пеструшками;
    • мышами (и полевками тоже);
    • сусликами;
    • сурками;
    • различными пресмыкающимися;
    • некрупными пернатыми;
    • птичьими яйцами;
    • всевозможными насекомыми;
    • зайчатиной;
    • ежами (нечасто).

    На охоту корсак выдвигается в сумеречное время в полном одиночестве, хотя иногда может активничать и днем. Первоклассное обоняние, острейшее зрение и великолепный слух служат ему в охотничьем деле верными помощниками. Свою потенциальную добычу он чувствует издалека, труся за ней против ветра. Заприметив жертву, корсак стремительно ее настигает, но, как рыжая родственница лисица, мышковать не способен. Когда дела с пропитанием обстоят совсем туго, корсак не брезгует и падалью, поедает различные отбросы, но растительную пищу не ест.

    Интересный факт: Корсак имеет удивительную способность, он может долгое время просуществовать без воды, поэтому его и привлекает жизнь в пустынях, полупустынях и засушливых степях.

    Степной лисий хищник очень ловко ловит небольшую пернатую дичь, т.к. движется стремительно и перемещается молниеносно, он может даже без особого труда влезть на дерево. Во время поиска пропитания корсак способен преодолеть сразу несколько километров, но в зимний период при обширном снежном покрове это делать очень затруднительно, поэтому в холодное время года многие особи гибнут.

    Интересный факт: По окончании сурового зимнего сезона поголовье корсаков сильно редеет. Есть данные о том, что в некоторых регионах за одну зиму оно снижается в десятки и даже сотню раз, что очень печально.

    Особенности характера и образа жизни

    Фото: Корсак в Астрахани

    Корсаков нельзя назвать одиночками, они проживают семьями. Каждая семейная группа обладает своим земельным владением, которое может занимать от двух до сорока квадратных километров, бывает, что площадь превышает и сто квадратных километров, но это редкость. Этих псовых можно назвать норными животными, на их территориальном участке располагаются целые разветвленные лабиринты нор и множество проторенных постоянно используемых троп. Корсаки привыкли к подземным укрытиям, т.к. в тех местах, где они проживают, знойный дневной климат резко сменяется на довольно прохладный в сумерках, а зимы очень суровы и нередко бывают снежные бураны.

    Сам корсак рытьем нор практически не занимается, он проживает в пустующих убежищах сурков, сусликов, больших песчанок, иногда селится в норах рыжих лис и барсуков. В скверную погоду хищник может несколько суток не покидать своего убежища.

    Интересный факт: В виду того, что рытьем нор степной лис не любит заниматься, а живет в чужих, то ему приходиться делать перепланировку изнутри, обязательным решением здесь выступает наличие нескольких выходов на случай, если придется внезапно эвакуироваться.

    Нор, глубина которых достигает двух с половиной метров, во владениях корсаков несколько, но проживают они только в одной. Перед выходом из убежища осторожный лис выглядывает наружу, затем сидит некоторое время около выхода, так он оглядывает округу, только после этого выдвигается на охотничью вылазку. В отдельных местностях, когда наступают осенние холода, корсаки кочуют южнее, где климат мягче.

    Интересный факт: Иногда корсакам приходится мигрировать, так происходит из-за степных пожаров или массового вымирания грызунов, в такие времена степных лис можно встретить в черте городов.

    Между собой степные хищники общаются при помощи различных звуков: визжания, лая, рычания, тявканья. Методом общения выступают и ароматные метки. Лаем, чаще всего, обозначен воспитательный процесс молодняка. Зрение и слух у корсаков отменные, а при беге они могут развивать скорость до 60 километров в час. Если говорить о нраве и характере этих животных, то их нельзя назвать агрессивными, к своим близким родственникам они относятся лояльно, ведут себя спокойно. Конечно, случаются и конфликты, но до драки доходит редко (они случаются в свадебный сезон), животные чаще всего ограничиваются лаем и рычанием.

    Социальная структура и размножение

    Фото: Детеныши корсака

    Корсаки по сравнению с другими лисьими ведут коллективную жизнь, часто сразу несколько степных лисиц живут вместе на одной территории, где расположено их норное городище. Половозрелыми хищники становятся ближе к десятимесячному возрасту. Этих зверей можно назвать моногамными, они создают крепкие семейные союзы, которые существуют на протяжении всей жизни, распадом такого семейства может послужить лишь смерть одного из лисьих супругов.

    Интересный факт: В трудные зимние времена корсаки охотятся целыми группами, которые создаются из семейной четы и их подросших отпрысков, так им гораздо легче выжить.

    Брачный период у корсаков имеет начало в январское или февральское время, иногда, в самом начале марта. Во время гона самцы часто лают в сумерках, подыскивая себе партнершу. На одну даму обычно претендуют сразу несколько хвостатых женихов, поэтому между ними случаются поединки и конфликты. Спариваются корсаки под землей, в своих норах. Период беременности длится от 52 до 60 дней.

    Семейная пара корсаков обзаводится потомством уже в марте или апреле. Один выводок может насчитывать от двух до шестнадцати лисят, но, в среднем, их бывает от трех до шести. Малютки рождаются незрячими и покрытыми светло-буроватой шерсткой. Протяженность тела лисенка составляет около 14 см, а его вес не превышает 60 граммов. Детеныши обретают способность видеть ближе к 16 дням отроду, а когда им исполняется месяц, они уже лакомятся мясом. Оба заботливых родителя занимаются детишками, хотя отец живет в отдельной норе.

    Интересный факт: В норах, где живут корсаки, их очень сильно одолевают различные паразиты, поэтому за период роста лисят мать меняет место их дислокации по два или три раза, каждый раз переселяясь с отпрысками в другую нору.

    Ближе к пятимесячному возрасту, молодняк становится идентичным взрослым сородичам и начинает расселяться в другие норы. Но, с приближением зимних холодов, все молодые лисята снова собираются вместе, что легче перезимовать в одном логове. Точный жизненный срок, отмеренный степным лисам дикой природой, неизвестен, но зоологи полагают, что он схож с продолжительностью жизнью обыкновенных лисиц и варьируется в пределах от трех до шести лет, зато точно установлено, что в неволе корсак может прожить и дюжину лет.

    Естественные враги корсака

    Фото: Маленький корсак

    Корсак невелик, поэтому и врагов в диких естественных условиях ему хватает. Самыми коварными недоброжелателями для степной лисицы выступают волки и обыкновенные рыжие лисы. Волки постоянно ведут охоту на корсаков. Хоть степные лисы умеют быстро бегать, они не способны делать это слишком продолжительное время, поэтому волк загоняет их до изнеможения, заставляя совсем выдохнуться, а затем нападает. В соседстве с волком для корсаков есть и некоторая польза. Лисьи хищники часто подъедают за ними остатки их добычи, которой часто служат крупные джейраны и сайгаки.

    Рыжую плутовку правильнее назвать не врагом, а основным пищевым конкурентом корсаков, ведь едят они идентичную пищу, обе лисы занимаются выслеживанием некрупной добычи. Конкурируют лисы и за обладание тем или иным облюбованным логовом. В голодные времена обыкновенная лисица может напасть на маленьких детенышей корсака, разрыв логово, где они проживают, обычно, рыжая хищница убивает сразу весь выводок.

    Относительно пищевого рациона, конкуренцию корсакам составляют и некоторые хищные пернатые, среди которых можно назвать:

    • канюков;
    • луней;
    • соколов-балобанов;
    • орлов.

    К врагам степного лиса можно причислить и человека, который вредит зверям напрямую и опосредованно. Люди убивают корсаков из-за их красивой и ценной шубы, в больших масштабах на территории нашей страны велся отстрел степной лисицы в позапрошлом и прошлом столетиях.

    Человек приводит корсаков к гибели и косвенно, путем своей непрекращающейся хозяйственной деятельности, когда вмешивается в природные биотопы, где этот зверек привык проживать, тем самым вытесняя степную лисицу с привычных мест обитания. Может быть, и зря, но корсаки не испытывают большого страха перед людьми и могут подпустить к себе человека на расстоянии около 10 метров. У корсака есть интересный механизм защиты: он способен притворяться мертвым, а в удобный момент молниеносно подскочить и броситься наутек.

    Популяция и статус вида

    Фото: Как выглядит корсак

    Численность популяции корсаков очень сильно пострадала из-за бесконтрольной охоты в погоне за ценной лисьей шкуркой. Только в позапрошлом веке с территории нашей страны вывозили от 40 до 50000 шкур этого животного. В двадцатом столетии в 1923 – 1924 годы охотники добыли более 135 000 шкур.

    Интересный факт: Есть данные о том, что из Монголии в период с 1932 по 1972 год в СССР было вывезено более одного миллиона шкур.

    Не стоит удивляться тому, что сейчас корсак стал довольно редким хищником, который во многих регионах находится под особой охраной. Кроме охоты, на сокращение поголовья степной лисицы повлияла хозяйственная деятельность людей: строительство городов, распашка земельных угодий, повсеместный выпас скота привели к тому, что вытеснили корсаков с их привычных обжитых мест. Людские действия повлияли и на то, что численность сурков сильно сократилась, а это привело к гибели многих степных лис, ведь они часто занимают для жилья именно их норы, а так же питаются сурками.

    Сейчас, конечно, шкуры степных лис ценятся не так, как в былые времена, да и введение особых мер и ограничений на охоту привели к тому, что на западе нашей страны популяции начинают очень медленно, но восстанавливаться, но появилась другая причина – степи начали зарастать высокой травой, которая осложняет жизнь животным (так происходит в Калмыкии).

    Не стоит забывать и о том, что в некоторых областях огромное число степных лис погибают из-за того, что не могут пережить суровые зимы, когда большое количество снега не позволяет животным вести охоту. Итак, во многих местах корсак считается большой редкостью, его популяцию нельзя назвать многочисленной, поэтому животное нуждается в определенных охранных мерах.

    Охрана корсака

    Фото: Корсак из Красной книги

    Как уже выяснилось, популяция корсаков сильно поредела из-за различных человеческих воздействий, поэтому зверь нуждается в охране со стороны природоохранных организаций. Корсак числится в списках Международной Красной книги. На территории нашей страны он находится в отдельных региональных Красных книгах. В Украине корсак считается редким видом, испытывающим угрозу исчезновения, поэтому числится в Красной книге этого государства.

    В Казахстане и России этот зверь считается пушным, но приняты специальные меры ведения охоты, которые разрешают добычу корсака в период с ноября по март. Под строгим запретом такие охотничьи мероприятия, как выкуривание, раскопка лисьих нор, отравление животных, затопление их подземных укрытий. Регулирование и контроль за охотой ведется специальным национальным законодательством.

    Корсак числится в Красных книгах Бурятии, Башкирии, где имеет статус вида, численность которого постоянно снижается. На территории нашей страны хищник охраняется в заповедниках Ростовской и Оренбургской областей, а так же в заповеднике под названием «Черные земли», что находится на просторах Калмыкии. Остается надеяться, что охранные меры дадут положительный результат, и численность корсаков хотя бы стабилизируется. Зоологов радует тот факт, что корсак способен активно размножаться в различных зоопарках, расположенных по всему миру.

    В заключении остается добавить, что корсак необычен своей миниатюрностью и некоторыми нюансами жизнедеятельности, которые отличают его от обыкновенных лис, показывая самобытность и неординарность этого небольшого хищника. Поедая огромное число грызунов, степной лис приносит несомненную пользу двуногим, поэтому и людям стоит более бережно и заботливо относиться к маленьким и, порой беззащитным, лисичкам.

    Дата публикации: 08.08.2019 года Дата обновления: 28.09.2019 года в 23:04 Алексеева Инна

    Рубрики: Вера

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *