Объясните, почему человек нуждается в семье.

Ответ:

Человек очень сильно нуждается в семье, потому что семья играет в его жизни огромную роль с самого рождения. В семье происходит социализация человека, это экономическая и психологическая крепость для человека. Но это не единственная причина.

Объяснение:

Семья — это ячейка общества, модель маленького государства, в которой каждый человек выполняет свою конкретную функцию.

Семья – важнейший социальный институт, в котором каждый человек нуждался на любом этапе истории. Еще с древности люди объединялись с другими общинами, заключали брачные союзы, чтобы расширять свои семьи. Без семей было бы невозможно продолжение человеческого рода, ведь в таком союзе все взаимосвязано: мужчина является добытчиком, он оберегает членов своей семьи от природных и социальных угроз, строит жилище, участвует в решении важных проблем. Женщина же в этой системе является хранителем очага, она занимается воспитанием будущего поколения.

Семья является залогом здорового и устойчивого общества. Во-первых, потому что только союз мужчины и женщины способ дать репродукцию в виде детей. Во-вторых, после рождения детей родители принимают обязательства по их воспитанию и того, как мужчина и женщина справятся с этой задачей, зависит будущее нации.

Семья – это главное место обитания человека. Здесь он может получить поддержку и совет от членов своей семьи в трудные минуты. Условия в семье напрямую влияют на психологическое состояние человека, именно поэтому так важно поддерживать уют и покой в доме.

Лекция 10. Психология больного

Согласно определению ВОЗ (1968) «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Субъективно здоровье проявляется в чувстве оптимизма, благополучия, радости жиз-ни, желания деятельности. Самосознание человека, находясь в нераз-рывной связи с интенсивностью раздражения интеро- и экстерорецепторов формирует представление о физическом состоянии.

Представление о своем соматическом состоянии, сопровождается определенными переживаниями, находит свое выражение в различных формах отноше-ния человека к своему здоровью. В одних ситуациях – это пренебрежение, в других – повышенное внимание, в третьих – адекватное к нему отношение. Содержание отношения человека к своему здоровью зави-сит от многих причин: личностных особенностей, возраста, пола, профессии, перенесенных заболеваний, образа жизни, культурного уровня, мировоззрения, физической тренированности и др.

Болезнь имеет внешнюю картину – симптомы и синдромы, диаг-ностируемые врачом, и внутреннюю – переживания с ней связанные.

Для пациента внутренняя картина болезни складывается из понимания механизмов возникновения неприятных и болезненных ощущений, оценки их значения для будущего, а также отреагирования на болезнь в виде эмоциональных переживаний, выбора способа действий и поведения в новых для человека условиях. Объективная тяжесть болезни – информация о летальности после подобного расстройства, вероятности инвалидизации и хронификации болезненного процесса тоже является одним из факторов для формирования внутренней картины болезни. Во внутреннюю картину болезни включаются также ми-ровоззренческие и мистические взгляды, присущие субкультуре, в которой вырос и живет больной. Например, религиозный подход к про-исхождению заболевания (болезнь как кара, как испытание, как назидание другим) или мистический (болезнь как следствие зависти, ревности, «сглаза», «навели порчу»). В структуре внутренней картины болезни важную роль играет также сопоставление ожидаемых и полученных результатов лечения.

При анализе аутопластической картины болезни Р. Конечный и М. Боухал (1985) приводят следующую типологию отношения к болезни:

1)нормальное, т. е. соответствующее состоянию больного или то-му, что было ему сообщено о заболевании;

2) пренебрежительное, когда больной недооценивает серьезность заболевания, не лечится, не бережет себя, в отношении прогноза болез-ни проявляет необоснованный оптимизм;

3) отрицающее, при котором больной «не обращает внимания на болезнь», отгоняет от себя мысли о ней, не обращается к врачу;

4) нозофобное, когда пациент несоразмерно боится болезни, не-однократно обследуется, меняет врачей; он в большей или меньшей степени понимает, что его опасения преувеличены, но не может бороть-ся с ними;

5) ипохондрическое, при котором больной убежден в том, что страдает тяжелым заболеванием;

6) нозофильное, связанное с определенным успокоением и прият-ными ощущениями от болезни (может заниматься любимым делом, се-мья больше заботится о нем);

7) утилитарное, является высшим проявлением нозофильного от-ношения к болезни.

Оно может иметь тройную мотивировку:

· получение сочувствия, внимания, лучшего обследования;

· выход из неприятной ситуации (например, ненавистная работа);

· получение материальных выгод (пенсия, отпуск, получение сво-бодного времени).

Многое в отношении к болезни не осознается и определяется бес-сознательными эмоционально-инстинктивными процессами.

А. В. Квасенко и Ю. Г. Зубарев (1980) предлагают выделить три этапа, которые отражают формирование и динамику личностных реак-ций больного на свое страдание: сенсологический, оценочный и этап отношения к болезни.

Сенсологический этап – отражает реакции больного на развив-шиеся явления дискомфорта (неприятных ощущений), боли и связанное с ними чувство той или иной собственной недостаточности. Боль – это сигнал о болезни, имеет физиологический (обусловленный воздействи-ем на рецепторы патологического процесса) и психологический компо-ненты. При появлении боли возникают представления и мысли об угро-зе жизни, возможных последствиях в виде инвалидизации, изменении положения в семье, обществе и т. д. Боль сопровождается тревогой, страхом, снижением настроения. Появляется сознание недостаточности эмоционально-волевых качеств («не могу справиться»), снижается активность, ослабляются побудительные мотивы к деятельности. Психи-ческое состояние соматического больного можно охарактеризовать как переживание стесненной свободы. Таким образом, психологическая ха-рактеристика ощущений (дискомфорт, боль) с отрицательно окрашен-ными переживаниями, осознание ограничения своих прежних возмож-ностей, чувство собственной неполноценности – все это можно объеди-нить понятием дефицитарности.

Оценочный этап – это результат внутренней переработки сенсо-логических данных, соответствует внутренней картине болезни. В ней важно определить баланс мыслительной и эмоциональной составляю-щих для последующего психотерапевтического воздействия.

Этап отношения к болезни – формируется у больного в процессе его индивидуального развития и воспитания. Он видел, как болеют дру-гие, имеет личный опыт болезни, обладает медицинской и обыватель-ской информацией о заболевании, имеет представления (верные или не-достоверные) о последствиях болезни и их значимости для себя, семьи, общества.

Выделяют следующие компоненты личностного реагирования на болезнь в зависимости от ее биопсихосоциального характера: виталь-ный, общественно-профессионально-трудовой; этический; эстетиче-ский и связанный с интимной жизнью (Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков, 1976). При инфаркте ведущим в реагировании будет витальный компо-нент, обусловленный биологической возможностью умереть. Общест-венно-профессионально-трудовой и этический компоненты связаны с социально-психологическим уровнем реагирования (например, оценка последствий травм с инвалидизацией, венерические заболевания). Пре-валирование же значимости эстетического и интимного компонентов (при косметических дефектах, урологических и гинекологических забо-леваниях) подчеркивает преимущественную заинтересованность инди-видуально-психологического уровня реагирования.

Наряду с общими закономерностями субъективного отражения болезни, следует учитывать и механизмы индивидуального представле-ния о болезни. Больной анализирует не только болезнь в целом, но и от-дельные ее симптомы, он имеет собственный «диагноз» болезни, свои суждения о причинах, прогнозе и лечении заболевания.

Больной – это личность, отягощенная заботой о здоровье. Это страдающий человек с нарушениями физического, психического и со-циального благополучия, расстройством биопсихосоциальной адапта-ции, ощущением зависимости от болезни, переживанием стесненной свободы. В процессе болезни изменяются отношение к себе и взаимоот-ношения с окружающими, возникают новые отношения с близкими, а также появляются новые связи с незнакомыми до болезни людьми.

Этап отношения к болезни включает: переживания, высказывания и действия, а также общий рисунок поведения, связанные с заболевани-ем. Кардинальным критерием, определяющим отношение больного к болезни, следует считать признание ее или игнорирование, отрицание. При осознании болезни складываются соответствующие формы отно-шения к ней, ее признакам, проводимому лечению, методам обследова-ния, а также исходу заболевания. Различают следующие варианты этих отношений:

· пассивно-страдательный;

· активно-положительный (уход в болезнь);

· спокойно-выжидательный;

· активное противодействие болезни.

Л. Н. Лежепекова и Б. А. Якубов (1977) предлагают дифференци-ровать личностные реакции больных на заболевание (в том числе и от-ношения к врачу). Они различают:

а) содружественную реакцию, когда больные с первых дней забо-левания демонстрируют редкую пунктуальность и безграничное дове-рие лечащему врачу;

б) спокойную реакцию, при которой больные аккуратно выполня-ют все назначения врача и адекватно реагируют на все его замечания;

в) неосознаваемую реакцию, которая, имея патологическую осно-ву, в ряде случаев выполняет роль психологической защиты;

г) следовую реакцию: несмотря на благоприятный исход заболева-ния, больные находятся во власти болезненных сомнений, в ожидании рецидива болезни;

д) негативную реакцию, характеризующуюся тем, что больные находятся во власти предубеждений, тенденциозности в отношении ле-чащего врача, медицинского персонала;

е) паническую реакцию, при которой они во власти страха, легко внушаемы;

ж) разрушительную реакцию с неадекватным поведением, игно-рированием всех указаний врача.

При определении типа отношения больного к своему страданию следует учитывать степень осознанности болезни. Больные могут осоз-навать свое соматическое заболевание полностью или частично (так, признавая болезнь, не понимают ее тяжести и возможных исходов).

Лекция 11. Психология больного (продолжение)

На характер реагирования на болезнь влияют три группы факторов:

1. Особенности и тяжесть самого заболевания, а также оценка болезни, существующая в населении, и степень ее усвоения больным (его «медицинская грамотность»). Так, злокачественное новообразование обычно вызывает чувство безысходности, обреченности; инфаркт мио-карда – страх перед новыми приступами и возможным быстрым смер-тельным исходом; СПИД, сифилис – чувство стыда и страдания и т. д. Реакция зависит от угрозы снижения или утраты трудоспособности, из-лечимости или неизлечимости болезни, ее продолжительности, физиче-ских страданий, предстоящей операции и т. д.

2. Особенности личности больного, его темперамент и характер, тип акцентуации. Гармоничные личности легче адаптируются к трудным условиям, вызванным болезнью. Имеет значение иерархия личностных ценностей. Люди, у которых основная направленность но-сит социальный характер, легче переносят болезнь, чем те, кто слишком много внимания уделяет своему здоровью и у кого на первом месте сто-ит удовлетворение физиологических потребностей. Отношение к болез-ни зависит от особенности реагирования на стрессовую ситуацию (фрустрации), механизмов психологической защиты и компенсаторных возможностей.

3. Социальные условия, образ жизни, труда. Важной является система отношений личности с действительностью и другими людьми (в семье, на работе, лечебном учреждении). Имеют значение физические факторы, действующие на человека (обстановка, одежда, звуки, цвет и прочее).

Выделяют следующие типы личностного реагирования на бо-лезнь: адекватную (гармоничную) реакцию; переоценку тяжести забо-левания (уход в болезнь); недооценку тяжести заболевания, вплоть до отрицания его (анозогнозия).

Адекватная (гармоничная) реакция наблюдается, если больной правильно оценивает тяжесть своего состояния, мобилизуется на борьбу с болезнью. В этом ему помогают врач, психолог, социальный работник. Устанавливаются взаимопонимание, доверительные отношения с леча-щим персоналом, выполняются все терапевтические предписания, при-нимается помощь близких. Больной не теряет надежды на улучшение состояния. При тяжелом прогнозе он разумно относится к неизбежному, обдумывает завещание, в случае возможного смертельного исхода, при инвалидности – адаптируется к новым условиям жизнедеятельности. Такого отношения к болезни с помощью психотерапии, соблюдения правил деонтологии желательно достичь у всех пациентов.

Переоценка тяжести болезни. Обычно возникает у акцентуиро-ванных или психопатических личностей, а также при снижении интел-лекта, наличии повышенной внушаемости и самовнушаемости. Степень переоценки колеблется в широких пределах: от легких пограничных сдвигов в психической деятельности до ипохондрического бреда, тяже-лых депрессий, суицидальных попыток. «Уход в болезнь» часто возни-кает у личностей с истерическими чертами характера. «Уход в болезнь», как и другие варианты переоценки тяжести своего состояния, не являет-ся симуляцией или аггравацией (см. лекцию 19), а представляет собой неосознанное преувеличение тяжести своего состояния. В таком случае болезнь – «условно желательное состояние», она дает какие-то преиму-щества больному. У таких пациентов есть уверенность, что они тяжело больны, даже если заболевание течет благоприятно и с хорошим про-гнозом. Эти пациенты требуют к себе повышенного внимания и неоп-равданно активного лечения, они стеничны в достижении целей, часто конфликтны и обидчивы, так как лечащий персонал, с их точки зрения, правильно не оценивает тяжести их страдания. Может наблюдаться рег-рессивно-инфантильный тип поведения: плачут, не встают с постели, требуют в постель судно для отправления своих физиологических нужд, в речи и поведении появляются детские интонации, беспомощность. У больных может психогенно (состояние фрустрации) нарушиться сон, аппетит, повыситься артериальное давление, участиться пульс и др.

Недооценка тяжести заболевания (гипогнозия и анозогнозия – отрицание) ведут к снижению интереса к обследованию и лечению, иг-норированию терапевтических рекомендаций. Несмотря на серьезность заболевания, больные остаются спокойными, благодушными (например, при инфаркте миокарда, туберкулезе).

Существует психогенный вариант гипо- и аногнозии, обусловлен-ный механизмами психологической защиты в трудной для человека си-туации (например, при подозрении на онкологическое заболевание). Некоторые больные в такой обстановке вытесняют неприятные, труд-ные для личности обстоятельства, стараются «уйти от болезни». При менее тяжелых заболеваниях встречаются пациенты, настолько захва-ченные интересами своей работы, своим долгом в отношении общества, семьи, что во имя этого игнорируют болезнь и необходимое лечение. При таких состояниях важна апелляция к личности человека, психоте-рапевтическое воздействие. Необходимо помочь больному осознать случившееся, найти правильную линию поведения.

Выше уже указывалось на важное значение акцентуации характе-ра в возникновении и течении заболевания. Все многообразие акцентуа-ций (до 18 по К. Леонгарду) А. В. Квасенко и Ю. Г. Зубарев (1980) предлагают сгруппировать в 4 типа: возбудимый, тормозимый, неус-тойчивый и ригидный.

У акцентуированных личностей возбудимого (экспрессивного) типа преобладает сенсологический этап реагирования на болезнь. У них на первый план выступает значимость витального (биологического) фактора, отсюда переоценка болезни и активная направленность личности на преодоление заболевания и его последствий. У акцентуирован-ных личностей тормозимого типа (импрессивных) оценочный этап пре-обладает над сенсологическим. Задействованы этический и эстетиче-ский компоненты переживаний больного. Переоценка болезни, ее зна-чимости обычно не выходит за рамки адекватной, однако отмечается ослабление приспособления к новым условиям труда и быта в результа-те заболевания. При неустойчивом (импульсивном) типе больше выра-жен сенсологический этап при слабости оценочного, отсюда нередки колебания в оценке своей болезни. Больные этого типа обычно пере-оценивают болезнь и недооценивают ее последствия.

Для ригидного (торпидного) типа акцентуированной личности характерно преобладание оценочного этапа над сенсологическим. Наи-большую значимость, для такого типа больных, приобретает перспекти-ва снижения или полной утраты общественно-трудовой деятельности, задействован социально-психологический уровень личности. В начале болезни часта недооценка (отрицание) болезни, а при неблагоприятном течении заболевания она может смениться ее переоценкой в связи с опасениями инвалидизации.

Еще более ярко эти реакции выражены у психопатических (дис-гармоничных) личностей. У них утрачивается соответствие реакций си-ле, продолжительности и значимости раздражителей. Болезнь, вызы-вающая астенизацию может вызвать декомпенсацию психопатии с по-явлением патологических типов реагирования. Для социального работ-ника (психолога) важно понимание вышеприведенных нормальных ти-пов реагирования акцентуированных личностей, так как в отличие от патологических типов реагирования психопатов он способен самостоя-тельно провести с ними психокоррекционную работу.

К патологическим типам реагирования А. В. Квасенко и Ю. Г. Зу-барев относят: депрессивный, фобический, истерический и ипохондри-ческий.

Депрессивный вариант характеризуется удрученностью болезнью, неверием в выздоровление, возможное улучшение, эффект лечения, да-же при благоприятных объективных данных. В высказываниях больных звучит страх смерти при инфаркте (витальный компонент), переоценка этического компонента (при туберкулезе, венерических заболеваниях), опасения инвалидизации при травмах (профессионально-трудовой ком-понент). Могут быть суицидальные высказывания и попытки.

При фобическом варианте (у тревожно-мнительных личностей) отмечают навязчивые опасения смерти в виде панических атак, кардио-фобий (витальный компонент), воображаемых последствий болезней, искажающих внешность (кожные, послеоперационные рубцы и др.), где наличествует эстетический компонент. Критика к навязчивостям непол-ная, характерны многообразные «защитные» ритуалы, «предупреждаю-щие» возникновение тяжелых последствий болезни.

Истерический вариант представлен эгоцентрической фиксацией на собственном страдании с требованиями повышенного внимания ле-чащего персонала и родственников к «исключительно тяжелым, не-обычным» проявлениям их болезни. «Бегство в болезнь» нередко ис-пользуется такими пациентами для шантажа окружающих.

Ипохондрический вариант представляет гиперболически песси-мистическую оценку болезни с несоответствием между тяжестью бо-лезни и ее истолкованием. Больной сосредоточен на субъективных бо-лезненных ощущениях, преувеличивает их значение, выискивает несу-ществующие опасные болезни.

В картине болезни, лечебном и реабилитационном процессе все-гда присутствуют, часто неосознаваемые, механизмы психологической компенсации и защиты. О некоторых из них (вытеснение, компенсация, «уход в болезнь») говорилось ранее. Эти механизмы направлены на пре-одоление причин стресса или устранение напряжения ему сопутствую-щего. Психологическая защита – это своеобразный механизм адаптив-ной перестройки восприятия и оценки – как правило, малоосознаваемо-го столкновения особо значимых противоречивых отношений личности с непереносимой ситуацией. Положительная роль психологической за-щиты заключается в стабилизации личности в трудных для нее услови-ях, отрицательная – в закреплении неадекватных форм поведения не из-бавляющих личность от решения имеющихся трудностей. Например, с помощью «замещения» пациент при каком-либо дефекте вследствие бо-лезни выдвигает для себя взамен недостижимой цели реальную цель, достижение которой повышает его самооценку. Этот вид психологиче-ской защиты может быть полезен для инвалидов в период решения реа-билитационных задач. Неконструктивными механизмами психологиче-ской защиты являются «бегство в болезнь» и фантазирование, при кото-рых личность уходит от реального решения трудностей. В процессе ле-чения и реабилитации больной может неосознанно использовать явле-ния «переноса», т. е. видеть во враче, психологе, социальном работнике эмоционально значимого для него авторитетного человека (отца, люби-мого), что повышает эффективность лечебно-реабилитационного про-цесса. Знание этих механизмов позволяет врачу (психологу) поддержи-вать положительные элементы психологической защиты, разрушать от-рицательные, помогает больному в поисках путей к преобразованию самого себя, чтобы справиться с болезнью.

Лекция 12. Психология больного (заключение)

Как мы уже указывали, отношение к ситуации болезни зависит от личностных особенностей заболевшего, самой болезни, социального положения пациента (одинок, имеет любящую или конфликтную се-мью, занимает престижную должность и др.)

Личностные особенности отражены в предыдущей лекции. Значе-ние влияния самой болезни зависит от ее параметров, затрагивающих значимые для пациента сферы деятельности. В. Д. Менделевичем (1999) выделены следующие параметры, на основании которых оценивается любая болезнь и формируется психологическое отношение к ней:

1) вероятность летального исхода;

2) вероятность инвалидизации и хрони-фикации;

3) болевая характеристика болезни;

4) необходимость радикального или палиативного лечения;

5) влияние болезни на возмож-ность поддерживать прежний уровень общения;

6) социальная значимость болезни и традиционное отношение к заболевшему в микросоциуме;

7) влияние болезни на семейную и сексуальную сферу;

8) влияние болезни на сферу развлечении и интересов.

Большое значение имеет также переживание болезни на различ-ных этапах заболевания. В премедицинской стадии болезни у больного появляются первые, едва заметные признаки дискомфорта в состоянии. Возникают вопросы: «Что со мной?», «Может, я болен?» «Пойти ли мне к врачу?». С этими вопросами связываются неопределенные, хаотиче-ские воспоминания, фантазии, переживания. Если больной делится своими опасениями с кем-то из родственников или знакомых, то часто получает взаимоисключающие советы.

В начальной стадии болезни, когда ее симптомы становятся явст-веннее, появляются негативные эмоции в виде тревоги, страха, растерян-ности. Преобладает сенсологический этап переживания болезни с фикса-цией на различных болезненных ощущениях. Больные напряженно ждут результатов обследования, анализов.

Снижается их социальная актив-ность, резко ограничиваются привычные контакты из-за госпитализации, происходит изоляция от семьи, работы, появляются неуверенность в про-гнозе заболевания для семейного и служебного функционирования (про-фессионально-трудовой компонент), для жизни (витальный компонент), для изменения взглядов окружающих (этический и эстетический компо-ненты). Наряду с этим, встречается беспечность и недооценка угрозы по-следствий заболевания. Имеет значение острота и тяжесть болезни.

В стадии разгара болезни, несмотря на интенсивность болевых ощущений, больные принимают факт болезни и начинают к ней при-спосабливаться, адаптируются к больничной среде. На смену тревоге и растерянности приходит успокоение. Больные поддерживают в себе на-дежду на выздоровление, в той или иной мере сотрудничают с лечащим персоналом. Отношение к терапии может быть разным: одни больные охотно выполняют лечебные рекомендации, другие – их игнорируют, третьи – индифферентно к ним относятся. Если ожидания больных от-носительно течения заболевания и эффектов лечения оправдываются, то такие больные не представляют проблем для врачей и психологов. При неблагоприятном развитии событий, повторных обострениях болезни, ее хронификации, у больных возникает чувство обманутых надежд, снова усиливаются тревога, страх за исход заболевания, возможны неадекватные реакции относительно лечащего персонала, конфликты с ним. В таких случаях необходимо понимание персоналом психологиче-ской подоплеки подобных реакций больных, исключение самых ни-чтожных поводов для подкрепления их нежелательного поведения, ра-бота по успокоению и вселению веры в выздоровление. У части боль-ных возможно явление госпитализма – больной привыкает к жизни в условиях больницы, не стремится покинуть ее, концентрируется на бо лях, пессимистично оценивает перспективы выздоровления, не борется с болезнью, иногда демонстрирует регрессивно-инфантильное поведе-ние с рентными установками. Может происходить патологическое развитие личности. Выделяют следующие типы патологического развития:

1) преобладание безнадежности, пассивности или раздражитель-ности;

2) чрезмерная фиксация на болезненных ощущениях, состоянии здоровья, поиске новых медикаментов и средств лечения;

3) эгоцентризм, гиперстеничность, направленные на извлечение выгод и преимуществ из своего болезненного состояния.

К счастью, наиболее частый исход болезни – выздоровление (ком-пенсация патологических расстройств и нарушенных функций). Выздо-ровление может быть полным и неполным – с остаточными явлениями болезни, которые не обеспечивают оптимального приспособления к ок-ружающей среде.

Выздоровление имеет биологическую и социально-психологическую стороны, которые не всегда совпадают. Часто физически уже здоровый че-ловек, чувствует себя еще больным. Выздоровление после тяжелого за-болевания всегда сопровождаются переживанием обновления своих возможностей, даже с эйфорией. Иногда наблюдается застывание и фиксация болезненных ощущений с навязчивыми воспоминаниями о них. Затяжные формы болезней способствуют ипохондричности и тревожной мнительности. При увечье и инвалидизации первичная адапта-ция может быть неустойчивой, физический недостаток может пережи-ваться и вести к психогенному развитию личности с уходом в болезнь, с новыми эталонами поведения, перестройкой системы жизненных оце-нок. Подобное негативное развитие событий необходимо предупредить, включая компенсаторные механизмы психологической реабилитации (см. лекцию 19). Таким образом, психологическая оценка больными своего выздоровления может выражаться следующими вариантами:

· полной осознанностью и адекватным пониманием;

· частичной осознанностью и недостаточным пониманием (оценкой переживаемого заболевания);

· отсутствием осознанности;

· извращенной оценкой (у больных с патологическим развитием личности).

Как видно из вышеизложенного, психологическая составляющая болезни играет важную роль в выздоровлении. По ходу лекций мы пы-тались показать отдельные элементы психологической коррекции от-ношений больных к болезни и лечению. Сейчас мы подчеркнем основ-ные направления психокоррекционной работы.

Итак, нормализация понимания болезни, правильная оценка и от-ношение к ней достигаются через апелляцию к личности больного, а также влиянием на окружающего больного среду.

Апелляция к личности осуществляется путем психологического воздействия на сенсологический и оценочный этапы: ослабление дис-комфортных явлений и болей, дезактуализацию значимости витальной угрозы, этического, эстетического, интимного и профессионально-трудового компонентов в переживании болезни. Большое значение при-обретает нормализация эмоциональных реакций на проявление заболевания, снятие эмоциональной напряженности, состояний тревоги и мни-тельности – это повышает психологическую устойчивость больного. Этой же цели достигают созданием в лечебном учреждении благоприятного психологического климата, разумного влияния на больного ав-торитетных родственников, друзей, врача, психолога, социального ра-ботника. Все это относится к области психотерапии.

Психотерапевтическими методами устраняют болезненные симптомы, изменяется отношение к своему заболеванию, к себе и окружающей среде. Наиболее адекватна так называемая рациональная пси-хотерапия разъясняющего, успокаивающего, активирующего характера, косвенное внушение с учетом индивидуальных особенностей личности, характера и тяжести заболевания. Основные цели психотерапии: разъ-яснение роли самого больного в успешности лечения и реабилитации, коррекция масштаба переживаний, активирование в лечении, подавление отрицательных реакций (эгоцентризма, ухода в болезнь, безразличие и др.); создание системы взаимного ободрения. Следует также ис-пользовать метод лечебной перспективы – это принцип целей и путей к здоровью (С. С. Либих, 1969). Главная задача – перестройка отношений личности больного путем сознательного и целенаправленного перевоспитания.

Снятие остроты психологической реакции на болезнь в ее начальном периоде, путем разъяснения больному ее природы, методов обследования, лечения, перспектив выздоровления ведет к усвоению, избавлению его от тревоги и заблуждений, способствует установлению доверительных отношений с врачом (психологом), делает участником лечебного процесса. Необходимо привести ожидание больного в соответствие с реальностями терапевтической ситуации. Знание системы цен-ностей больного, т. е. того, что он утратил в результате болезни, что и чем можно заменить, на какие ценности переориентироваться, каковы его перспективы, – все это помогает реализации новой линии поведения, освобождающей пациента от подчиненности болезненным переживаниям.

Что происходит в современной семье?

Посколько семья уже не выполняет функцию выживания как раньше, требования к отношениям увеличены. Роли сейчас не закреплены жестко, как в традиционной семье 19 века. Муж может воспитывать детей и уходить в декрет, жена может быть директором компании и зарабатывать деньги. Зачем она нужна современная семья?

1) Психотерапевтичесая функция. Возрастает роль отношений, чуткости, доверия.

2) Воспитание детей. Удобно жить вместе и растить детей. И даже привлекать бабушек и дедушек, для подстраховки.

Все меняется,социально-экономические условия меняются, сейчас дети не являются обязательной ценностью семьи… но что-то остается неизменным?

Да. Жизненные циклы семьи.

1) Монада. На пороге семьи. Задача: сепарация экономическая и психологическая от семьи.

2) Диада. Установление внутренних границ (правила внутри). Установить внешние границы (правила) с тещей и свекровью.

3) Семья с детьми. Освоить роль родителей. Супружество с появлением детей часто уходит на задний план. Дети вытесняют супружество — это проблема. мы живем в детоцентричной культуре (культ детей)

4) Фаза зрелого брака. Дети подрастают и нарастает тревога за будущее. Дети вырастут и покинут гнездо. Как жить дальше? Чем заниматься?

5) Сепарация. Дети отделяются. Супруги остаются лицом к лицу. Всплывают застарелые конфликты, оказываются что друг другу уже не интересны. Болезни. Родтели заболевают чтобы дети не уходили, чтобы заботились: «я тебя рОстила, рОстила, всю жизнь положила на тебя, сейчас я такая больная, кто обо мне позаботиться?». И сынок, которому 40 лет живет при мамочке.

6) Пустое гнездо. Путешествия кругосветные на лайнере. А что же еще остается?))

Каким образом возможно пройти через эти стадии и остаться живым?

Функциональная семя — гибкая, может адаптироваться к изменениям, перестроится с минимальными потерями. Измения неизбежны — переезд, ремонт, появление нового ребенка, кризисы возрастные, измена, конфликты, кризисы. Потребности всех членов семьи удовлетворяются! Никто не забыт. Есть ясные правилы игры — это основа стабильности, предсказуемости. Хорошие границы — нет замешательсва по поводу того кто включен в нашу семью? Бабушка? Дедшка? Друзья? Любовница? Они члены семьи или нет?

Родители должны быть солидарны по воподу принципов воспитания ребенка — коалиция. Не так что один разрешает гулять вечером, а другой запрещает ребенку.

Дисфункциональная семья — стереотипно реагирует на стресс, изменения. То есть противоположность функциональной. Дети вырасли но с ними по прежнему спят в одной кровати, нанькаются с ними. Игнорирование проблем. Жена, например, предпочитает не замечать что муж изменяет. Запрет на чувсва. Дети не могут злиться на родителей. Или я чувсвую злость, но у нас не принять открывать чувсва, поэтому я завожу любовницу (ка).

Внутреняя слепленность — мы все время вместе раз мы семья, нельзя общаться с друзьями и подругами. Все выходные вместе. Шаг впаво шаг влево расстрел. Раз ты уходишь куда-то с кем-то гулять — зачит ты меня не любишь!

Что сделать чтоб семья была функцональной? Лучше всего на стадии монады. Но можно и позже.

1. Какие ценности моих родителей мне подходят какие нет? Как я буду материально поддерживать себя и членов семьи, чем заниматься? Кто я?


По мотивам семинара Веры Романовой

PsychologiaGuide

Родители по-разному реагируют на болезнь ребенка. Обычно отцы не склонны драматизировать ситуацию, в то время как матери часто впадают в депрессию, испытывают чувство вины. Поэтому у матерей, как правило, проявляется больше психических симптомов в связи с болезнью ребенка, чем у отцов. Многое говорит о том, что модель реакции родителей непосредственно сказывается на психологической адаптации ребенка.

Большинство исследований показывает, что появление у ребенка хронического заболевания может повлиять на функцию семьи, особенно в случаях с болезнями, которые трудно поддаются лечению, например нестабильно протекающий диабет, тяжелая астма или рак. Обычно отношения в семье ухудшаются.

Как больному ребенку, так и его родителям, особенно в период стресса, необходима связь с обществом. Обычно она ухудшается, когда ребенок заболевает. Зачастую это связано с психическими проблемами семьи, особенно при болезнях, вызывающих социальные ограничения, например муковисцидозе, тяжелой аллергии или ревматоидном артрите.

Во время болезни родители нередко забывают о других своих детях. В то же время у них, даже если нет очевидных психических симптомов, часто наблюдаются низкая самооценка, беспокойство и неуверенность.

Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны. Основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения …

Характеристика родительских семей наркозависимых
Одна из основных причин распространения наркомании среди детей и подростков — рост социального сиротства. Большинство малолетних наркоманов и токсикоманов — это дети из неблагополучных семей: родители-алкоголики, ведущие асоциальный образ жизни, а также родители, совершенно не интересующиеся судьбой ребенка, заняты своими делами (личной …

Проблема формирования ценностных ориентаций
Формирование ценностных ориентаций – сложный и длительный процесс, предполагающий научное знание психологических механизмов, лежащих в основе ценностных ориентаций, и условий их развития. Представляется очень важным определиться в понимании природы ценностных ориентаций (ЦО). Изучение психологических особенностей формирования ЦО целесоо …

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *