«Бдите и молитеся, да не внидете в напасть»

Из книги «Близок к нам Господь: Жизнеописание, воспоминания духовных чад и труды схиигумена Саввы (Остапенко)», выпущенной Сретенским монастырем.

Родители должны хранить себя в чистоте еще прежде зачатия во утробе матерней младенца, должны удаляться неумеренного плотского общения, должны иметь раздельное ложе друг от друга в ночи, предваряющие праздники и воскресные дни, под среды и под пятки и во все четыре поста, установленные Святою Церковью, наипаче же в Великий пост, и неотложно по зачатии плода, во все время беременности до самого рождения и даже до вскармливания младенца матерним молоком, жить в чистоте, решительно не имея сожития.

Во время беременности мать должна все внимание свое сосредоточить на том, как бы сохранить во чреве младенца, вспоминая, что он — будущий храм Божий и жилище Духа Святого.

Мать-христианка должна беречь не только физическую жизнь и здоровье, но особенно духовно-нравственную жизнь, помня, что во время утробной жизни младенец воспринимает духовно-нравственные качества своей матери. Питаясь ее физическими соками, он питается и ее духовною природою, живя ее жизнью. Вот почему христианка во время ношения должна как можно чаще и усерднее Богу молиться, почаще и подольше размышлять о премудрых свойствах и делах Божиих, а также непременно должна вести жизнь умеренную и строго воздержную, помня, что от всего этого зависит характер и нравственно-духовный облик ее младенца.

Родители должны крестить своих детей по возможности сейчас же по рождении.

Святейшее Таинство крещения — есть главнейший дар человечеству нашего Искупителя. Таинство крещения уничтожает первородный грех, то есть ту нравственную порчу нашей природы, которая переходит через естественное рождение от предков к потомкам и которая препятствует человеку нравственно развиваться и совершенствоваться в добре.

Некрещеные дети должны быть рассматриваемы наравне с мертворожденными. Давать им христианские имена и поминать их на церковных богослужениях также не следует; судьба их такова же, как и мертворожденных, то есть они не будут наказаны, так как не сотворили еще по малолетству грехов, но и полного блаженства не могут быть удостоены, как не очищенные от первородного греха.

Велик грех родителей, если по их вине, особенно по небрежности, дети умирают некрещеными. Если нет поблизости священника, а новорожденное дитя слабо и можно ожидать его смерти, то пусть совершит над ним крещение кто-нибудь из присутствующих здесь православных христиан — мирянин или монах.

Крещение совершается так: погружают, а если младенец больной, то окропляют его священною (крещенскою) водой троекратно, произнося:

«Крещается раб (или раба Божия — дается христианское имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

Если после этого младенец останется живым, то его нужно представить священнику и заявить о том, что над ним такой-то совершил святое крещение. Священник не повторяет, а только дополняет крещение и совершает над младенцем святое Таинство миропомазания.

За нарушение чистоты супружеской жизни родителями родятся дети не на утешение, а на скорбь и слезы им и во вред отечеству своему: они бывают растленны нравом, способны воспринять всякое зло от юности своей, также часто родятся мертвыми. Нередко же в родах с ними и сама мать умирает в тяжких страданиях.

Таковы плоды за нарушение супружеских правил, за несоблюдение постов и всякое невоздержание, ибо чадородие есть дар Божий, а не человеческое изобретение.

Господь дал жену мужу в помощницу для взаимного сожития, благословив их, рече им: «Растите и множитесь» по естественному закону природы, для всех тварей Богом данному, а не ради похотного сладострастия, не ведающего ни времени, ни меры. Бессловесные животные поднесь строго соблюдают сей закон, ибо по зачатии плода до времени исхода его, и даже до вскармливания млеком, решительно не допускают сожития.

Человек же бывает иногда хуже скота несмысленного, увлекаясь страстным похотением, забывая свое достоинство, данное ему от Бога, создавшего человека по образу и подобию Своему. Злоупотребляя природою в оскорбление чести своей, человек вызывает на весь род свой (до четвертого колена) праведный гнев Божий.

Каким страшным бедствиям подвергается семейство, нарушившее правило и чистоту супружества! Предает их Господь в неискусен ум творити неподобная: является неверность супругов, нестроения и всякие беды. Детей постигают неисцелимые болезни, затем преждевременная смерть мужа или жены, а также чад их возлюбленных.

Посему умоляю вас, покайтесь от всего сердца вашего, исповедуйте свои грехи отцу духовному, исправьте житие свое во всем и храните свято супружество во всякой чистоте и правде Божией, ходя по заповедям Божиим, тогда узрите на себе и на чадах ваших благословение свыше в род и род, по неложному обещанию Господа нашего Иисуса Христа.

Из видения Григория, ученика святого Василия Нового, о Страшном Суде, видно, что младенцам, не просвещенным святым крещением, Господь в будущей жизни дает покойное место и участь наслаждений вечной жизни в небесных селениях. Эти свидетельства дают некоторое утешение для родителей, скорбящих о загробной участи умерших младенцев, не просвещенных святым крещением.

С другой стороны, такая смерть младенцев попущена Богом не иначе, как за грехи их родителей, а потому родители должны принести чистосердечное покаяние свое пред Богом в грехах, исправить свою жизнь частыми и усердными молитвами в церкви и дома, соблюдением постов, любовью к ближним, подаянием милостыни.

Молитва матери за мертворожденное дитя: «Боже Милосердный, помилуй чадо мое, умершее во утробе моей, и за веру и слезы мои, не лиши его света Твоего Божественного»

Младенец, мать которого умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем и узнает матерь свою, а она — детище свое. Не видевшие здесь друг друга увидятся там.

В воскресении не будет ни старых, ни малых. Преждевременно родившиеся предстанут такими же, как и совершеннолетние.

Любодейца, которая извела зачатый ею во чреве плод, чтобы не видел он здешнего мира, и сама не увидит будущий век. Как она не дозволила ему насладиться жизнью и светом в этом веке, так и он лишит ее жизни и света в оном веке. Поскольку она решилась погубить плод свой во чреве преждевременно, чтобы сокрыть его во мраке земли, то и сама, как мертвый плод, извергнута будет во тьму кромешную. Таково воздаяние любодейцам, которые посягают на жизнь детей своих. Судия накажет их вечною смертию и низринет в бездну мучения, полную зловонного тления.

Родители и воспитатели! Со всею заботливостью остерегайте детей своих от капризов, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят сердце свое злобою, заглушат совесть, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца.

Каприз — зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу.

Родители не только за грехи свои будут наказаны, но и за детей своих, если не воспитали их в благочестии.

Обращайте особое внимание на сохранение чистоты совести ваших детей и воспитанников. Совесть для них должна быть добрым руководителем и судией в продолжение всей их жизни. Следите, чтобы они не возросли бессовестными и не сделались язвою общества и причиною ваших слез.

Человек бессовестный (в смысле заглушения ее голоса нерадением и увлечением греховным) есть самый лукавый и потому самый страшный для других и самый несчастный для себя.

Дивная сила в человеке — совесть! От нее никуда не уйдешь, нигде не скроешься — она везде с нами, все видит, все: не только дела, но и мысли и намерения наши — знает; для нее нет ничего тайного, у нее и ночь и день — как день. Вот какой чудный страж поставлен над человеком от Творца.

Совесть — есть зеркало, пред которым нельзя скрыть ни одного порока; обвинитель, который не дает покоя; свидетель, которому нельзя противоречить; судья, пред которым нельзя устоять. Совесть, по словам Иоанна Златоуста, есть не умолкающий в нас обличитель, которого ни обмануть, ни обольстить нельзя.

Человек, учинивший грех и совершивший беззаконное дело, успеет скрыться от всех людей, но от этого судии укрыться он не может, напротив, всегда носит в себе этого обличителя, который беспокоит его, мучит и никогда не утихает. Как усердный врач, она не перестает прилагать свои врачевства, и пусть не послушают ее, она и тогда не отстает, но продолжает постоянно заботиться, непрерывно напоминая о грехе, не давая грешнику дойти до забвения, чтобы хотя чрез это сделать нас не столь склонными к прежним грехам.

Человек с чистой совестью, даже и необразованный, выше всякого образованного, заглушившего свою совесть.

В необразованном человеке простота сердца, кротость, незлобие, молчаливость, терпение — дороже пред Богом всех наших познаний, всего внешнего лоска, всех заученных выражений, всех приторных учтивостей, всех хитросплетенных речей, даже самые грехи их, как грехи неведения, извинительнее. Потому уважай простую необразованность и учись у нее простоте, незлобию, терпению и прочим добродетелям.

Необразованные — младенцы о Христе, которым иногда Господь открывает тайны Свои.

Когда Спаситель мира восхотел, по бесконечной благости Своей, исполнить в кончину веков Предвечный Совет о спасении погибающего грехом рода человеческого и найти пропавшую царскую драхму, взыскать погибшую овцу Своего словесного стада, тогда, приняв на Себя человеческий образ и облекшись во всего человека от Духа Святого и Марии Девы, Он избрал в помощники Себе, Своему великому делу, простых учеников и апостолов, рыбарей по занятию, и через них на деле показал, что дело спасения нашего не зависит от мирской знатности, учености или от земной мудрости, а что оно есть единственно дело Божие, дело Его благости, премудрости, силы, милосердия.

Напрасно мы привыкли представлять себе святых не иначе, как окруженных разными знамениями и чудесами небесными, ничего не ядущими, никогда не спящими, ходящими по водам и пр. Не все святые были чудотворцами, как и не все прославившиеся в жизни чудотворениями были святыми. Бог только того и хочет и требует от нас, чтобы мы были святыми. Святыми можно быть не удаляясь от общества и не бросая мир. Веруй от души всему тому, чему учит Святая Церковь, и живи так, как она требует; иначе — будь истинным христианином, и ты будешь святым.

Безмолвие, конечно, вещь хорошая, но кто призван послужить в обществе, не должен уходить от сего без особенного указания от Провидения Божия.

схиигумен Савва (Остапенко)

Родился 11 ноября (ст. ст.) 1898 году в день памяти Иоанна Милостивого в простой христианской семье на Кубани. Его родители Михаил и Екатерина Остапенко отличались глубокой верой, благочестием и страннолюбием. В семье было восемь детей.

В 1904 году был отдан на обучение в церковно-приходскую школу, где был одним из способных учеников. С малых лет прислуживал в храме, пел на клиросе. Однажды зимой, едва не утонув в проруби, он сильно простудился и заболел. Во время болезни ощутил желание быть священником. Как-то раз он даже хотел втайне от родителей бежать с монахом-паломником, но тот уговорил ребенка обождать годок-другой.

В 1911 году Николай окончил 2-классное училище, в 1914 году — досрочно в связи с началом Первой мировой войны призван в армию .

С 1917 года служил уже в рядах Красной Армии. А после Гражданской — закончил военно-техническое училище со званием военного техника и работал по специальности.

До 1931 года служил инженером-прорабом в Горпромстрое. В 1932 году — окончил Московский строительный институт и до 1945 года работал инженером-строителем.

В 1946 году, в возрасте 48 лет успешно сдает экзамены в Духовную семинарию при Троице-Сергиевой Лавре. Вскоре наместник Лавры архимандрит Иоанн ходатайствует перед Святейшим Патриархом о пострижении Николая Остапенко в монашеский чин. При постриге ему было дано имя Савва, в честь Саввы Сторожевского (Звенигородского). В Лавре нёс послушание эконома.

В одной из бесед со своим воспреемником епископом Вениамином отцу Савве было дано 4 основных завета:

– для того чтобы руководить народом и быть мудрым и опытным наставником, надо много читать святоотеческих книг;

– никому, даже родственникам, на житейские темы писем не писать;

– быть среди священнослужителей последним, то есть презреть честолюбие, не стремиться к наградам, почестям и повышению сана;

– нести крест благодушно.

В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре принял великую схиму.

Скончался (14) 27 июля 1980 году, был похоронен в пещерах при большом стечении народа.

Схиигумен Савва (Остапенко). 1898-1980

Николай Михайлович Остапенко, будущий схиигумен Савва, родился в 1898 году, 12 ноября (ст. ст.), на Иоанна Милостивого в простой христианской семье на Кубани.

Родители его Михаил и Екатерина были людьми благочестивыми. Его мать, имея своих восемь детей, отдавала последнюю еду приходящим в дом странникам. В это верится с трудом, но это, действительно, было так, и на вопрос мужа: «Катя, да ты опять детям-то ничего не оставила?!» – жена с уверенностью отвечала: «Бог пошлет!»

И Господь не оставлял их без хлеба насущного. Совершали родители паломничество по святым местам и брали с собой детишек. Так с малых лет малыши приучались к благочестивой христианской жизни. Маленький Коля очень любил эти поездки. Он благоговейно слушал звон колоколов и монашеское пение в храме, с замиранием сердца прикладывался к чудотворным иконам, смиренно выстаивал долгие службы.

С шести лет мальчика отдали в церковно-приходскую школу, и учение ему давалось легко. Он с удовольствием прислуживал в храме, пел на клиросе. Все это постепенно приводило Колю к желанию служить Богу.

Неудивительно, что ребенок говорил:

–Вырасту, буду монахом!

Однажды зимой, едва не утонув в проруби, он сильно простудился и заболел. Ночью он долго не засыпал, смотрел в потолок и вдруг увидел себя в священническом облачении.

–Сердце мое неизреченно возрадовалось. После этого я быстро поправился,– рассказывал отец Савва, вспоминая детство. Как-то раз он даже хотел втайне от родителей бежать с монахом-паломником, но тот уговорил ребенка обождать годок-другой.

Но ждать пришлось не годок и не два… Шли годы, заветное желание все не исполнялось, но он продолжал усердно и горячо молиться Господу.

–Главное – молитва, молитва – это все! Молитва все победит, и на все вопросы молитва ответит,– часто говорил он впоследствии.

Юный Николай хорошо знал Святое Евангелие, особенно любил перечитывать Евангелие от Иоанна. Во время чтения Святого Писания ему делалось так сладко и хорошо на душе, что он забывал о земле и о земном.

В тринадцать лет Николай окончил 2-классное училище, в шестнадцать – досрочно призван в армию, началась империалистическая война. Послужной список говорит, что в 1917 г. Николай Остапенко служил уже в рядах Красной Армии. А после Гражданской – закончил военно-техническое училище со званием военного техника и работал по специальности. До 1931 г. служил инженером-прорабом в Горпромстрое. В 1932 – окончил Московский строительный институт и до 1945 г. работал инженером-строителем.

Можно только догадываться, что стоит за этими датами. Почти половина жизни прожита в миру. И как смог Николай сохранить, словно неугасимую лампаду, свою веру и любовь ко Господу?! Как бережно был сохранен этот огонь, если его не потушили ни страшные двадцатые, ни более мрачные тридцатые годы… Сам батюшка вспоминал, что в эти годы он любил ходить на кладбища, особенно на Ваганьковское. Видимо, только там и оставался неизменным прежний уклад, как неизменными остаются рождение и смерть человеческие.

Там, на Ваганьковском, у могилы блаженного Николая, будущий схиигумен Савва не только молился, но и проповедовал Слово Божие тем, кто жаждал его, кто нуждался в нем.Примерно в то же время Николай Михайлович повстречался со схимонахиней Марией. Эта старица заслуживает отдельного повествования, здесь же кратко скажем: по благословению Оптинского старца отца Нектария она была направлена в Шамординскую обитель. По воле Божией в дальнейшем она сблизилась со старицей Февронией и стала ее келейницей. Добавим, что матушка Мария имела дар прозорливости.

Она же привела Николая Михайловича к Афонскому старцу схиархимандриту Илариону, служившему тогда в Лианозове. Старец принял в духовные чада будущего схиигумена Савву.

–Отче,– просил отца Илариона Николай Михайлович,– благословите принять тайный постриг. Монастыри ведь все закрыты…

–Не спеши! Откроются монастыри, и тогда не тайный постриг примешь, а явный. Будешь жить в Лавре.

В те времена ни о каком открытии монастырей речи не шло, но война изменила все. Принесла великие скорби и испытания, приблизила ужасный лик смерти. Через горе, потери близких люди обращались к Богу.

Случилось так, что незадолго до начала войны Николай Михайлович сломал ногу и поэтому работал по строительству различных сооружений в тылу всю войну. Война закончилась. И наконец-то настал этот долгожданный час – открылась Троице-Сергиева Лавра и несколько духовных учебных заведений. Николаю Михайловичу было тогда 48 лет. Казалось бы, что уже поздно начинать жизнь сначала, тем более что лучшая часть ее (по мирским меркам) уже прожита. Но ничего не могло помешать будущему старцу. Успешно сдав экзамены в Духовную семинарию, он садится за изучение Премудрости Божией. Вспоминая учебные годы в семинарии, отец Савва говорил, что, изучая предлагаемые там науки и особенно Богословие, он старался все понять и воспринять сердцем, поэтому отвечал на задаваемые преподавателем вопросы по существу, так, как понимал своей душой и сердцем, так, как приходилось ему наблюдать в жизни.

Курс семинарии Николай Михайлович закончил за три года, вместо положенных четырех. Настоятель Богоявленского собора приглашал его служить вместе у мощей святителя Алексия. Но давняя многолетняя мечта о монастыре не оставляла будущего схиигумена, и он отказался от этого приглашения.

Монашество – это разумный и свободный подвиг человека, борьба за достижение христианского совершенства. Оно основано на святом Евангелии. Правда, слово «монашество» не встречается там, но о сущности монашества говорится во многих местах. Впоследствии отец Савва написал о монашестве несколько книжек, в том числе «Об иноческом постриге», «Ответы на вопросы о монашестве». Много в этих работах полезных советов и наставлений для новоначальных иноков. Щедро делился старец опытом своего монашеского делания. И щедрость эта была неоценима в те годы, когда святоотеческой литературы об этом не издавалось.

И вот наконец-то Николай Михайлович Остапенко принимается в число братии Троице-Сергиевой Лавры. Пока послушником. Этот период был недолгим для будущего старца.Послушание свое он нес усердно, с Божией помощью минуя искушения и соблазны. И это неудивительно: вся его долгая, предшествующая этому жизнь была направлена к достижению совершенного служения Богу.

Вскоре наместник Лавры архимандрит Иоанн ходатайствует перед Святейшим Патриархом о пострижении Николая Остапенко в монашеский чин. Благословение на постриг в монашество совпало с днем памяти великого угодника Божия преподобного Серафима Саровского. Отец Савва очень любил его и втайне мечтал носить его имя. Но Господь судил иначе: при постриге ему было дано имя Саввы Сторожевского (Звенигородского), верного ученика преподобного Сергия Радонежского. Так из «победителя народов» (греч. перевод имени Николай) батюшка стал «невольником» (араб. перевод имени Савва). Встав на путь совершенного служения Богу, монах становится добровольным невольником, принимая скорби и поношения, претерпевая испытания и искушения.

«Ты дал обет целомудрия, чтобы приобрести господство духа над влечением плоти. Ты дал обет послушания для облегчения борьбы с самолюбием и гордостью. Ты дал обет нестяжательности, чтобы воспитать в себе полное бескорыстие и бесстрастие к земным благам… Быть истинным последователем Христа – это значит распять страсти, то есть обессилить их, подавить и совсем искоренить их, умертвить себя миру, поработить тело духу, а это совершается только помощью Божией при постоянном напряженном труде тебя самого над твоим внутренним человеком»,– писал батюшка.

Жизнь батюшки в Троице-Сергиевой Лавре совпала с трудным периодом ее восстановления. Неся послушание эконома, ему приходилось не только руководить строительством, но и выполнять самую тяжелую и грязную работу. Видя зрелость и богатый жизненный опыт эконома, наместник обители дает о. Савве новое послушание – быть духовником богомольцев. Так началось пастырское служение старца. Можно только догадываться, как скорбела его душа, когда сталкивалась с обилием людских грехов.

–Какое беззаконие творят они, как оскорбляют своими грехами величие Божие, какая строгая кара ждет их в загробной жизни! – часто сокрушался он. Батюшку угнетало то, что сердца людские далеки от покаяния, они не ведают жизни вечной и спасения. Духовные чада старца вспоминают, что он никогда не бранил за порок, а старался раскрыть и показать исповеднику всю мерзость содеянного им греха. И лишь изредка он резко обличал, но потом сразу же извинялся за резкость.

Измученные сердца находили утешение у доброго и мудрого священника.

«Сколько искренних слез и стенаний было на исповедях, которые проводил наш духовный отец!» – вспоминали позднее его духовные чада.

–Встанем на коленочки,– бывало, скажет он,– и со слезами помолимся. Попросим Господа простить наши грехи, наши ошибки,– и море слез льется из очей исповедующихся. Во время пения «Тебе поем, Тебе благословим…» батюшка опять прерывал исповедь, прося всех встать на колени возле аналоя, и молился со слезами.

В одной из бесед со своим воспреемником епископом Вениамином отцу Савве было дано 4 основных завета:

1. Для того чтобы руководить народом и быть мудрым и опытным наставником, надо много читать святоотеческих книг.

2. Никому, даже родственникам, на житейские темы писем не писать.

3. Быть среди священнослужителей последним, т.е. презреть честолюбие, не стремиться к наградам, почестям и повышению сана.

4. Нести крест благодушно.

Эти заветы отец Савва хранил всю свою жизнь, принимая огромное количество людей, имея более 7 тысяч духовных чад. Именно они и поддерживали своего духовного отца в минуты скорби и испытаний, именно они поехали за своим батюшкой из Троице-Сергиевой Лавры в далекий и неизвестный Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.

В монастыре отца Савву ждало ответственное послушание благочинного. С первых же дней он предложил по примеру Лавры ввести ежедневный братский молебен перед ракой с мощами преподобномученика Корнилия, а после вечернего богослужения ежедневно читать акафисты в храме.

Для тех, кто впервые приезжал в Печоры и не был осведомлен об истории обители, он написал книгу «Краткое описание Псково-Печерского монастыря».

Так в трудах и молитвах проходили и дни отца Саввы. Не все было гладко у него в монастыре, находились люди, которые не понимали его пастырского служения. Несколько раз отец Савва был даже вынужден некоторое время служить на приходах Псковской епархии, но, несмотря ни на что, он возвращался в обитель, находящуюся под покровительством Пресвятой Богородицы. «Кто оправдывается и старается доказать свою правоту, то, может быть, и найдет справедливость, но только тем нарушит планы Божии об исцелении души! Кто ищет покоя, в том не может пребывать Дух Божий. Где скорбь, там и Бог». Люди съезжались к отцу Савве со всех концов страны. Что они обретали в Печорах? Любовь и утешение, покаяние и прощение. И на любовь своего духовного отца отвечали такой же горячей и преданной любовью.

Почти все его книги, наставления и поучения направлены к одному: заставить человека задуматься, что он есть раб Божий, и, только обратившись целиком к Богу, можно увидеть мир таким, каким тот создан своим Творцом. И тогда, увидев всю силу и благодать Божию, проститься со своей неправильной жизнью и начать новую. Об этом батюшка написал книгу «Плоды истинного покаяния», в которой доступно и просто рассказал о том, что такое исповедь и как к ней нужно готовиться. Как через сокрушение сердца, плач необходимо порывать с грехом, ощущая всю его мерзость.

«Если мы будем постоянно сожалеть о грехах и каяться, то Господь пошлет обильные слезы и раскаяние, душа заплачет вместе с телом, и эти слезы будут лучшим даром Христу… И делать это нужно скорее, пока не поздно. Мы не знаем, как долго продлится наша жизнь. А там, за гробом, если и будем плакать, то слезы уже не смогут утешить нас, а будут палить огнем»,– говорил он на одной из своих проповедей. Отец Савва считал необходимым для христианина углубленное изучение своей души. Трезвение отгоняет врагов души нашей, так считали святые отцы.»

«Ты говоришь: «Не могу, нет сил бороться с грешным помыслом»… Но так ли, друг мой? Ведь твоя совесть говорит совсем не то: она не требует от тебя невозможного …она говорит тебе только: «Гони прочь от себя греховное пожелание», а ведь это можно; только так уж сдружился с грехом, что тебе жаль расстаться с ним,– вот ты и говоришь: «Не могу», и сам себя обманываешь… и как же ты решаешься думать, будто ты лучше Самого Господа Бога знаешь свои силы? Един Он, Создатель наш, знает наши силы и способности и соизмеряет с ними искушения, на нас попускаемые; и наше дело – бороться с грехом, пока в нас есть дыхание жизни…» Сколько в этих наставлениях батюшки доброты и любви к нам, грешным. Сколько в его книжках терпеливых объяснений Божией Премудрости! Откроем его советы, прочитаем ежедневное правило, которое отец Савва предлагает своим духовным чадам и другим православным людям. Первое – быть во всем справедливым и беспристрастным до мелочей. Второе – никогда, даже шутя, никого не обманывать. Третье – быть бескорыстным даже в мелочах. Искать случая, где только можно, быть кому-нибудь полезным. Во всех неприятностях судить строже самого себя и быть снисходительным к другим. Никогда ни над кем не шутить и не насмехаться. О себе никогда ничего хорошего не говорить и забывать самого себя для других. Более молчать, нежели говорить, выслушивать других и по возможности избегать споров. Всегда стараться не быть праздным. Не горячиться, а ежели будешь чувствовать, что гнев так овладел тобою, что тяжело преодолевать себя, то тотчас замолчать и, если можно, уйти.»

В этой небольшой работе есть не только практические советы: как вести себя вечером, утром, как вести себя по отношению к Господу Богу, как общаться с другими людьми, как вести себя в несчастье, но и многое другое. Достаточно места батюшка уделил в этой своей книге советам святых отцов, их изречениям по тем или другим вопросам.

И разве не удивительно, что по кончине схиигумена Саввы в 1980 году сотни людей съехались в Печоры для того, чтобы проводить своего дорогого духовного отца в последний путь.

Не было человека, соприкоснувшегося с батюшкой, который бы не утешился рядом с ним. Для каждого у отца Саввы находилось слово любви и мудрого наставления.

–Каким был ваш духовный отец схиигумен Савва? – спросили у одного из духовных чад.

–Он творил любовь,– был ответ.

Вот поэтому никогда не угасает лампада на могиле старца в Богом зданных пещерах Псково-Печерского монастыря.

И в день Ангела старца, и в день его блаженной кончины, несмотря ни на какие трудности, собираются его духовные чада в святой обители, чтобы вместе с братией монастыря отслужить Божественную литургию о почившем пастыре, чтобы единением духа, в союзе мира, единым сердцем и едиными устами славить Господа, даровавшего им такого дивного пастыря.

[АУДИО] Как жить? Слово схиигумена Саввы (Остапенко)

Исполненное добротой и верой слово схиигумена Саввы (Остапенко) в субботу Акафиста перед исповедью. О грехах, об осуждении, о том, с чего начать жизнь и как закончить день…

Аудиозапись беседы

Комментарии 2

ОБ ИСПОВЕДИ В ПЕРВУЮ НЕДЕЛЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Схиигумен Савва (Остапенко)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В первые дни Великой Четыредесятницы, возлюбленные, помог нам Бог попоститься и помолиться. Некоторые повели эти дни строго, а некоторые не так строго. Но, слава Богу, дни говения прошли, и сюда мы сейчас собрались для того, чтобы совершить здесь Таинство Исповеди. Господь наш Иисус Христос знает наши немощи и поэтому Он установил Таинство Покаяния.

При крещении мы омыли свой первородный грех, которому стали причастны через собственное рождение от своих родителей. Чистыми и богоугодными вышли мы из святой купели.

После крещения мы уже по своей воле допускаем грехи. Господь поэтому и установил Таинство Исповеди, Таинство Покаяния, чтобы очистить те грехи, которые мы по своему произволению допускаем и тем омрачаем свою душу. А что, здесь, на земле, отпустится, то отпустится и на небе. Вот великая милость Божия и великая благодатная сила, которая ведет нас к вечной радости, к вечному блаженству!

Таинство Исповеди – уже одно слово «таинство» говорит, что это такая тайна, которую мы не можем постигнуть умом, а это дается только верою и мы веруем, что мы сюда пришли для того, чтобы очистить свою греховность. Но Господь сказал: Без мене не можете творити ничесоже. Ессли Господь Иисус Христос не поможет, то мы сами и покаяться не сможем. Поэтому Таинство Покаяния предваряется молитвою. Молитва – это беседа с Богом. Беседуя с Господом, мы сначала Господа благодарим, потом каемся, а потом уже просим.

Слава Богу! Будем благодарить Господа за Его милости, что мы пришли сюда. А сейчас будем просить Господа, чтобы Он помог нам покаяться, очистить свою греховность. Что такое грех?

Грех – это ужасное, болезненное состояние души нашей. Наша душа создана по образу и подобию Божию: она светлая, ароматная, красивая и нет ничего дороже на земле для Бога, как душа человека. Поэтому Господь Иисус Христос Сам и сошел с неба на землю для того, чтобы нашу душу призвать на вечное блаженство. И если мы хотим узнать цену души, то знайте. Что это самое драгоценное, самое дорогое сокровище, потому что она искуплена самой дорогой ценой – Кровию Господа Иисуса Христа.

Господь Иисус Христос пришел на землю, и по Своей любви к нам, пострадал, претерпел поношение, смерть, пролил Свою дражайшую Кровь за наши грехи для того, чтобы искупить Своею Кровию наши грешные души. А мы, возлюбленные, имея такое драгоценное сокровище, не умеем ценить его. Тварь не имеет этого, но человек, разумное существо, имеет эту великую ценность, это великое сокровище, через которое Господь призывает нас для вечной радости, для вечного блаженства.

Господь Иисус Христос перед тем, как установить это Таинство, Сам 40 дней и 40 ночей постился и молился. Он, безгрешный, но страдал за нашу греховность. И нам надо плакать и скорбеть о своих грехах, о том, что мы покрыли нашу душу, светлую, ароматную, красивую, мраком и смрадом. Скорбит Матерь Божия и плачет, видя нашу нераскаянность, и Ангел Хранитель отступает от нас, ибо он не может находиться при человеке, когда тот покрывает свою душу мраком и смрадом. Но когда мы в таинстве Покаяния плачем и каемся о своих грехах, тогда приближается к нам Ангел Хранитель с радостью и Матерь Божия в это время утешенно взирает на нас, кающихся, и радуется, что мы омыли свою греховность. Омыть, конечно, надо слезами. Но у некоторых слез телесных нет; что же тогда, нам, отчаиваться?

Нет, возлюбленные, надо в это время сокрушаться сердцем. Ведь слезы – это дар Божий! Не всем дается этот дар Божий. Но отчаиваться не надо; надо сокрушаться сердцем, сокрушаться о тех грехах, которые мы допустили. И когда, возлюбленные, мы сокрушаемся, то Господь говорит: Грядущего ко мне не изжену вон, Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Если вы пришли сюда и сокрушаетесь сердцем, то это уже великое дело. Господь снимает эту греховность, то есть мрак и смрад, и становимся тогда достойными Царства Небесного, ибо что прощается (оставляется) здесь, на земле, то прощается и на неб. И поэтому святые через Таинство покаяния сделались святыми. Мария Египетская была великая грешница, но покаянием она так омыла свою греховную природу, что стала великой святой и вошла в вечную светлую радость. И много примеров среди святых, которые были великими грешниками, а потом в Таинстве Покаяния омылись от грехов своих и перешли в светлом состоянии для вечной радости.

Возлюбленные, Таинство исповеди надо провести так, чтобы очистить свою греховную природу и с Божией помощью, от силы к силе. Идти к благочестию. Но для этого нужно правильно провести Таинство исповеди.

Святая Церковь установила, что к Таинству Исповеди и к Таинству Причащения надо приступать после полного примирения со всеми, если даже нас незаслуженно обидели и оклеветали; мы должны всем простить и не допускать не только злобы. Но даже и огорчения. Поэтому, в первую очередь. Я прошу прощения у всех.

— Благодатию и щедротами и человеколюбием Бог да простит и помилует всех нас!

Первое условие: «Хотяй ясти Тело Владычне, примирися, тя опечалившим»; то есть прежде, чем молиться, нужно иметь полное примирение со всеми.

Второе – это нерассеянно помолиться. Когда мы молимся рассеянно, тогда мы только прогневляем Бога. Надо забыть все вопросы: бытовые, личные, служебные, даже скорби и болезни забыть, а только благодарить, каяться, молиться и проситьГоспода, чтобы Он помог нам очистить свою греховность.

В храме надо стоять со страхом Божиим и со смирением. Ведь храм – это дом молитвы, поэтому в храме надо чувствовать, что здесь благодатная сила и мы должны проявить здесь известный страх Божий и, самое главное, смирение.

Преподобный Серафим Саровский 1000 дней и 1000 ночей стоял на коленях для того, чтобы победить своего мысленного амалика, хотя бы своим наружным смирением, и вот через это наружное смирение – стояние на коленях – он получил великую благодатную силу, которой потом врачевал всех людей. Вас здесь много, поэтому мы сейчас физически не сможем встать на колени, так мы хоть сердечное смирение проявим, хотя мысленно смиримся и будем иметь страх Божий. Если помолимся не рассеянно, помолимся в полном примирении, со страхом Божиим и смирением, то Господь услышит наши молитвы и очистит нашу греховность.

Эта исповедь с подробным перечислением всех грехов называется великопостной. А в основном-то мы согрешаем непокорством, непримиримостью, осуждением, завистью, памятозлобием…

Вот умерла одна инокиня Досифея, а другая ее старшая сестра (ей было около 80 лет), тоже благочестивая девица, стала молиться и просить у Господа:

— Открой мне, Господи, в каком состоянии находится моя сестра, инокиня Досифея?

Несколько раз она так помолилась, и Господь открывает ей. В тонком сне является к ней усопшая и говорит:

— Сестра, ты все спрашиваешь, в каком состоянии я нахожусь. Так вот знай, что Господь привел меня для вечной радости. Мы с тобой все время работали (во время войны они жили в землянке, обрабатывали для себя клочок земли, и когда немцы бомбили, то кругом разрушались дома, а их землянка так и осталась нетронутой), обрабатывали мы землю, и вот я все время молилась: Господи! Дай мне возможность никого не осуждать и никому не завидовать. Мы живем скромно, бедно, но зато честно. Над нами насмехаются, но Ты помоги нам переносить все скорби без ропота, в терпении и смирении, и помоги никого не осуждать. Господи, прости мне грехи вольные и невольные, соделанные мною ведением и неведением. Вот и ты, сестрица, никого не осуждай и проси у Господа прощения, чтобы Господь простил все грехи вольные и невольные, в ведении и неведении соделанные тобою.

Вот и вы, возлюбленные, все сознайте, что мы, грешные, осуждаем, завидуем, раздражаемся. Дай Бог нам изжить эти пороки. Чаще кайтесь в грехах волею и неволею, ведением и неведением соделанных и в тех грехах, которые перечислялись на исповеди и которые вы исповедовали перед своим крестиком. Ведь батюшка только свидетель, а Сам Христос – Пастыреначальник Церкви, и земной и небесной, поэтому отпускает грехи Сам Господь невидимо для нас, а батюшка как свидетель только видимым образом стоит здесь и накладывает епитрахиль.

Старайтесь целовать свой крестик утром и вечером и просите: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Крестом Своим очисти меня от всех грехов и от тех, которые я не могу вспомнить»; а те, которые вспомните, перечислите и скажите: «Как Марию Египетскую Ты простил и очистил, так и меня очисти и спаси, и моего духовного отца игумена Савву».

А я за вас уже помолюсь. Я хоть один раз наложу епитрахиль, а уже молюсь. У жертвенника вынимаю частицы за вас.

С Божией помощью в эти великопостные дни так Господь положил мне на сердце вспомнить те моменты, когда я принимал пострижение в иночество. Это воспоминание я с Божией помощью выразил на бумаге и сам снова пережил все эти чувства. Какая это великая благодатная сила при пострижении в монашество и потом, при рукоположении во священство!

Если мы будем и поститься и молиться, и на голых досках спать, и милостыню творить, и бдения ночами совершать, но если мы будем кого-либо осуждать и смирения у нас не будет, то мы не получим спасения. Избави нас, Господи! Об этом и святые отцы пишут.

И вот, когда я писал, мне пришлось пересмотреть все иноческие обеты. Искренно вам говорю, прослезился я и думаю: «Как мы иногда не понимаем самого главного, что не надо никого осуждать и что надо нам смириться». Вот я сам себя часто проверяю и думаю: «Может быть, люди правы, что я очень строго поступаю». А ведь, откровенно говоря, без строгости нет спасения! Поэтому злобиться и гневаться не надо, а горячиться надо для того, чтобы спасать всех духовных чад и тех, которые исповедывались у меня. Поэтому, возлюбленные, прошу вас: не обижайтесь на меня. Я иногда горячо обращаюсь, потому что «ни холоден , ни горяч» не получит спасения, а надо горячо желать не только себе спасения, но и всем вам.

Когда я прихожу в алтарь и когда имею возможность, вынимаю за вас частицы, поминаю вас и желаю, чтобы вы получили самое главное – это благодать, содействующую и укрепляющую, которая ведет вас от силы к силе, к благочестию и удаляет нас всех от нечестия.

Дай Бог нам всем спастись и в разум истины прийти.

Когда я был в Троице-Сергиевой Лавре, а там у нас был духовник строгий, пожилой. Вот смотришь ночью какие-нибудь соблазны, просыпаешься: «Боже мой, что же это такое!?» (Я не о себе говорю, а знаю таких людей), сейчас крестик целует свой и скорее идет к духовнику. Стук-стук в дверь.

— Кто там?

— Батюшка, я пришел поисповедоваться. (Причащаться он не будет, а даже ночью приходит исповедоваться).

Открывает духовник: «Ну, пожалуйста!» Сейчас почитает молитву, епитрахилью накроет, отпустит грехи и тот, освобожденный от греха, как по воздуху летит! Человек делается легким, свободным. Поэтому исповедоваться можно, как говорят, самому себе, то есть каждый день подвести итог, а как я день провел? Плохо! Утром согрешил тем-то, вечером — тем-то.

Вот Мария Египетская в пустыне так и исповедовалась. Поцелует свой крестик и говорит: «Господи, Ты ведь везде!» — «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое», то есть везде: и в пустыне, и на корабле в море, и в больнице. Тут есть некоторые в больнице работают, а там есть тяжело больные, умирающие. Я сам в больнице лежал. Ну, что же, там икону уж не повесишь, а так уж исповедуешься, крестик свой поцелуешь и вот исповедуешься, а чувствуешь, что Господь близ тебя. Он, вы знаете, везде! Наша рубашка близко на теле, а Господь ближе. Он не только на теле, а Он в теле. Он так близок к нам! Если бы вы только знали, как он близок к нам!

Мы думаем, что Бог только на небе, Бог только в храме. Нет, Бог везде! И Он так близок к нам! Особенно Он близок к тем, которые в больницах лежат, которые дома болеют, которые в темницах сидят, которые несут большие скорби и находятся на военной службе. Там, конечно, открыто нельзя исповедовать и они тайно молятся и Господь их утешает; Бог намерение целует, Бог все наши мысли знает. Мы только подумаем: «Господи, ты же видишь, нет ни иконы, ничего. Ты меня прости». И Господь все слышит.

Так вот, к чему я, возлюбленные, это говорю, а к тому, что Господь нас всех любит, Он везде и всюду с нами, где бы мы ни были, на всяком месте Владычествия Его. Не отчаивайтесь, Господь с нами! И Он нас очищает и причащает. В больнице, там же нельзя причащаться, на военной службе тоже нельзя причащаться, на военном корабле…там море, открытое море, волны бушуют…о, как страшно! А человек кается, и Господь тут же его очищает. И если постигнет смерть, «в чем застану, в том и судить буду», а он очищен уже! Видите, как утешительно для нас!

Когда женщины бывают нечисты, в нецерковном периоде, подходить к Евангелию и Кресту нельзя, а в нормальном состоянии подходите, целуйте Крест и евангелие.

На исповеди ни в коем случае нельзя допускать советы. Когда вы жалуетесь: «Мой муж пьет. Что мне с ним делать?», то исповеди получается осуждение. Он мне, мол, мешает спасаться, он меня мучает, я бы хорошая была, а он мне не дает молиться… Значит, вы осуждаете мужа.

Дочка, сын, муж – это все близкие, но это не ваше сердце, поэтому все советы после исповеди, а сейчас сокрушайтесь только о своих грехах.

Рассеянность, хульные и блудные помыслы, это оттого, что осуждаем других. Как перестанем осуждать, уйдут помыслы и рассеянность, и у нас будет собранное состояние; и молитва будет не рассеянная, и помыслы всякие уйдут. А то стоит, на иконы молится, а тут всякие площадные слова в голове, помыслы хульные и блудные. Наша молитва не угодна Богу, когда мы осуждаем. Кто хочет избавиться от хульных и блудных помыслов, тот должен стараться не осуждать.

Один думает: «Вот бы мне узнать, кто мой близкий друг и кто недруг». Враг внушил ему иметь такие очки, чтобы все видеть. Нашел он такие очки. И вот он посмотрит через них, так всех и видит кто такой. А так как один Бог без греха, а люди все грешные, то он у всех видел пороки, а своих не замечал и всех осуждал. И в конце концов он дошел до тяжелого состояния, очерствело его сердце и он стал удаляться ото всех.

Как-то пришел он в храм, встал на колени перед иконой Божией Матери и говорит:

— Матерь Божия! Что мне делать? Сердце у меня очерствело, все люди несовершенные, все люди, оказывается, фальшивые и что же мне теперь делать?

А Матерь Божия внушает ему:

— А ты возьми те очки и посмотри себе внутрь.

И он как посмотрел:

— О Боже мой! Я хуже всех! Они нехорошие, фальшивые, а я в десять раз фальшивее.

Заплакал он горько и больше не стал осуждать. Вот и вы эти очки возьмите, да посмотрите внутрь себя! А то мы иногда сучок у брата замечаем, а своего бревна не видим. Избави нас, Господи!

Вот, возлюбленные, надо так делать, чтобы нам никого не осуждать, и тогда помыслы блудные, хульные, всякие немощи, все они удалятся от нас только за эту добродетель, если будем нудить себя не осуждать. Это не значит, что мы не должны молиться, поститься. Конечно, и молиться. И поститься, все это нужно делать – жить по заповедям, но, самое главное, нудить себя никого не осуждать.

В монастыре был один такой инок: он привык завтракать рано утром, в 5 часов. Ну какой там завтрак, кусок хлеба возьмет и кушает. А ведь в 5 часов утра в монастыре бывает полунощница и только после полунощницы бывает завтрак и то только для тех. Кто работает на трудных работах. А он еще до полунощницы кушает. И вот братия пришли и и доложили игумену. А игумен говорит:

— Надо отучить его.

— А как отучить?

— Завтра вы поедете на рыбную ловлю в 3 часа утра и его возьмете с собой, увезите его на середину озера и ловите рыбу до 10 часов, а когда приедете, он позавтракает.

Вот они утром в 3 часа приходят и говорят ему:

— Игумен благословляет тебя ехать с нами на рыбную ловлю.

— О, какое хорошее послушание! – говорит он. – Сейчас!

Быстро оделся и краюху хлеба, раз в карман, и положил незаметно. Поехали. Отплыли они на середину озера, а озеро глубокое, и начали ловить рыбу. Он чувствует время 5 часов, вынимает краюху хлеба и начинает кушать. Изумились те и один из них показывает другому, который правит веслами: «Дай ему под локоть веслом и хлеб выпадет у него в воду». И тот так ловко ударил ему веслом под локоть, что хлеб, действительно, выпал за борт в воду, а лодку они скорее угнали от этого места, и метров 15 от лодки плавает хлеб по воде. А этот монах перекрестился, перешагнул через борт и быстро пошел поводе, взял хлеб, потом садится в лодку и опять кушает. — О! – изумленно смотрят они, — что за чудеса? По воде ходит как по суху!

Докладывают об этом игумену, а игумен им говорит:

— У него есть такая высокая добродетель, ради которой Бог прощает ему этот небольшой грех, что он кушает до полунощницы.

Спрашивают у него:

— Что у тебя есть хорошее?

— А ничего нет у меня хорошего, только я никогда никого не осуждаю. Бог им Судия! Кто что ни делает, я никого не осуждаю.

Тогда игумен говорит:

— Вот, оказывается, какая это добродетель! За то, что он не осуждает никого, Господь ему не только прощает, что он кушает раньше времени, а даже возвысил его до того, что он по воде ходит как по суху. А мы его осуждали, что он нечестиво живет, что рано кушает. А у него, оказывается, есть такая добродетель, которая покрывает его маленькие недостатки.

Этот человек прославился на весь православный мир как почитаемый старец. Его путь к служению Церкви был долгим и тернистым. Но, несмотря на это всю свою жизнь он посвятил служению одному единому нашему Господу. Схиигумен Савва — кто он? Каков его духовный путь к Богу? Как проходило его служение Церкви? Какие труды с собой он принес в мир? Об этом далее в статье.

Биография

Жизнеописание схиигумена Саввы доступно не в полном виде. Многие годы его пути просто неизвестны, но самые основные, ключевые моменты, все же, можно найти.

Родился мальчик в 11 (25) ноября 1898 года в самой обычной по тому времени крестьянской семье Остапенко. Отец Михаил сразу дал сыну имя Николай. Он был в семье не единственный. Кроме Коли, были еще 3 сына и 5 дочерей. Родители были глубоко верующими людьми, так привили любовь к Господу и детям.

В семье никогда не было зла, грубости или серьезных наказаний. Насобственном примере родители показывали, каким должен быть хороший человек. Коля с самого детства интересовался религий. Он отлично учился в церковно-приходской школе, посещал все службы.

Схиигумен Савва (Остапенко)

Уже в юношеские годы у молодого человека появилось сильное желание стать священником. Однако в 1914 году Николай попал в армию, причем досрочно из-за начала Первой мировой войны. Через три года, служа уже в Красной армии, будущий схиигумен получил в училище должность военного техника. Позже становится инженером-прорабом.

Несмотря на политику советской власти, Николай часто посещал церковь. Он с детства сохранил в себе любовь к христианству. Часто Николай читал духовные книги, чтобы достигнуть озарения и, наконец, стать священником.

Сам схиигумен позже расскажет, что огромную роль для него играли сны. Так, в одном из ночных видений Николай увидел умерших, о которых он давеча молился и по которым читал акафист.

Чуть позже после беседы со схимонахиней Марфой, Николай получил от нее урок о правильной молитве. В ту же ночь ему приснился сон о том, как он побывал во всех святых местах из жизни Иисуса. Позже сама Марфа станет близким другом для схиигумена. Она поможет ему и на духовном пути.

Это интересно! Схимонахиня — женщина монахиня, которая приняла великую схиму, что означает ее полное отречение от мира и мирской жизни. Женщина отказывается от сего и становится единой с Богом сначала в жизни, а потом и в жизни.

Книги и труды

За свою долгую жизнь Савва написал много книг, посвященных Господу. Например:

  • «Краткое объяснение важнейших правил и обычаев православной христианской веры»;
  • «О покаянии»;
  • «О наградах земных и небесных»;
  • «О главных христианских добродетелях и гордости»;
  • «О Божественной литургии».

Книга схиигумена Саввы «Свет в сердце»

Эти труды прославили схиигумена и приблизили его к Богу. Они обращены к самым разным темам и всегда смогут помочь истинному верующему, ищущему ответов.

Монашеский постриг

Настоящим духовником Николая все же стоит считать старца Иллариона, который пришел из афонского монастыря. Он смог найти нужные слова, чтобы переубедить своего ученика пока не подаваться в монастырь. Так, в 1946 году была открыта Троице-Сергиева лавра, куда и поступил Николай.

Через два года он принял монашеский постриг и получил имя Савва. В 1954 году монаху пришлось покинуть любимую лавру. Он был направлен в Псково-Печерский монастырь. Туда к нему приезжали богомольцы со всего Союза. Новым испытание для святого отца стало восстановление церкви Казанской иконы Божьей матери в Великих Луках.

Схиигумен Савва умер в возрасте 81 года в 1980 году. Принято считать, что это произошло во сне, но есть свидетельства, что святой отец часто болел.

Документальный фильм о схиигумене Савве

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *