(Порубай Петр Николаевич)
Дата рождения:

1 октября 1975 г.

Дата хиротонии:

27 ноября 2011 г.

Дата пострига:

28 августа 2000 г.

День ангела:

16 октября

Страна:

Россия

Биография:

Родился 1 октября 1975 г. в Рязани в семье служащих.

В 1992 г. окончил среднюю школу-гимназию № 5 г. Рязани и поступил на факультет истории и английского языка Рязанского государственного педагогического университета им. С.А. Есенина. Обучаясь на 5-м курсе, одновременно работал учителем истории в 5-7 классах в средней школе № 17 г. Рязани. В 1997 г. окончил РГПУ по специальности «учитель истории и английского языка».

В 1997-1998 гг. работал в должности ведущего специалиста отдела организации персонифицированного учета в отделении Пенсионного фонда РФ по Рязанской области.

1 сентября 1998 г. поступил в Иоанно-Богословский мужской монастырь Рязанской епархии, где 1 ноября того же года по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Симона епископом Шацким Иосифом, викарием Рязанской епархии, поставлен во иподиакона.

С января 1999 г. — старший иподиакон и келейник епископа Шацкого Иосифа.

В 1998-2001 гг. обучался на заочном отделении Рязанского духовного училища.

27 марта 1999 г. епископом Шацким Иосифом рукоположен во диакона к Иоанно-Богословскому монастырю и назначен насельником обители.

23 марта 2000 г. зачислен в братию Иоанно-Богословского монастыря.

28 августа 2000 г. наместником Иоанно-Богословского монастыря архимандритом Авелем (Македоновым) пострижен в мантию с именем Дионисий в честь священномученика Дионисия Ареопагита, епископа Афинского.

В 2002-2009 гг. обучался на заочном отделении Московской духовной академии.

С апреля 2004 г. — личный секретарь настоятеля Иоанно-Богословского монастыря епископа Шацкого Иосифа.

С марта 2005 г. — и.о. благочинного Иоанно-Богословского монастыря, с января 2006 г. — благочинный.

В 1996-2004 гг. — ведущий рубрики в телепрограмме «Зерна» (ГТРК «Ока»), в 2000-2005 гг. — член редакционного совета газеты «Благовест».

4 ноября 2006 г. архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом рукоположен во иеромонаха.

В 2007 г. — руководитель Церковно-исторической экспедиции при Рязанской епархии.

5 октября 2007 г. назначен и.о. наместника Иоанно-Богословскоого монастыря.

Решением Священного Синода от 27 декабря 2007 г. назначен наместником Иоанно-Богословского монастыря.

21 мая 2009 г. архиепископом Рязанским Павлом возведен в сан игумена.

25 января — 25 мая 2010 г. проходил профессиональную переподготовку в Московской академии государственного и муниципального управления по программе «Государственное и муниципальное управление».

2 марта 2011 г. назначен настоятелем Иоанно-Богословского монастыря.

17 мая 2011 г. назначен председателем попечительской комиссии Рязанской епархии.

24 мая 2011 г. назначен секретарем церковного суда Рязанской епархии.

С 2004 г. — старший преподаватель отделения теологии факультета русской филологии и национальной культуры Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина.

С 2006 г. преподавал в Рязанской духовной семинарии курс истории Древней Церкви.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 135) избран епископом Касимовским и Сасовским.

9 октября 2011 г. возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 25 ноября 2011 г. в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. Хиротонисан 27 ноября за Божественной литургией в Зачатьевском ставропигиальном монастыре в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 168) освобожден от должности настоятеля (игумена) Иоанно-Богословского мужского монастыря с. Пощупово Рязанской обл.

На Архиерейском Соборе 2017 г. избран членом Высшего общецерковного суда с назначением на должность секретаря суда.

Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. (журнал № 51) назначен викарием Екатеринодарской епархии с титулом «Туапсинский».

Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал № 113) назначен викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Воскресенский».

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 24 января 2019 г. назначен управляющим Юго-Восточным викариатством г. Москвы.

На заседании Священного Синода 26 февраля 2019 г. назначен первым заместителем управляющего делами Московской Патриархии (журнал № 4) и наместником Новоспасского ставропигиального монастыря (журнал № 9).

Распоряжениями Святейшего Патриарха Кирилла от 16 июля 2019 г. назначен на должность первого викария Патриарха Московского и всея Руси, а также назначен управляющим Центральным викариатством с освобождением от должности управляющего Юго-Восточным викариатством г. Москвы и председателем Комиссии по церковному имуществу и землевладениям при Епархиальном совете г. Москвы.

Решением Священного Синода от 30 августа 2019 г. (журнал № 114) включен в состав Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 29 октября 2019 г. (журнал № 132) назначен управляющим делами Московской Патриархии.

20 ноября 2019 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

Образование:

1997 г. — Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина.

2001 г. — Рязанское духовное училище (заочно).

2009 г. — Московская духовная академия (заочно).

2010 г. — Московская академия государственного и муниципального управления.

Место работы:

Управление делами Московской Патриархии

(Управляющий делами)

Епархия: Московская епархия (городская)

(Первый викарий Патриарха Московского и всея Руси)

Место работы: Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

(Наместник)

Место работы: Московская Патриархия

(Управляющий делами, Первый викарий Патриарха Московского и всея Руси)

Место работы: Церковный суд Русской Православной Церкви

(Секретарь Высшего общецерковного суда)

Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Дионисия (Порубая) при наречении во епископа Касимовского и Сасовского.

Награды:

Митрополит-реформатор остался не у дел

Синод поставил рекорд по частоте заседаний. Фото с сайта www.patriarchia.ru

Синод РПЦ на заседании 29 октября сменил управляющего делами Московской патриархии. Им стал первый викарий патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Воскресенский Дионисий (Порубай). Предыдущий управделами, митрополит Тверской и Кашинский Савва (Михеев), продержался на должности восемь месяцев. В истории РПЦ это самый короткий срок пребывания на административном посту. Рекорд поставил и сам Синод. Только в октябре епископы собирались трижды, а начиная с января это было девятое заседание. Обычно главный орган церковного управления собирается не чаще чем 4–5 раз в год.

Как поясняет официальный сайт Московского патриархата, митрополит Савва (Михеев) сам подал прошение об отставке с поста управделами, объясняя это большим объемом работ и поставленных задач по управлению Тверской епархией, «находящейся сейчас в сложном духовном и материальном положении», и невозможностью совмещения обязанностей. Однако трудно поверить, что лишь чрезмерная занятость в епархии вынудила архиерея добровольно уйти с высокого поста.

Возможно, основной причиной отставки Михеева стала ситуация с приходом святой Матроны Московской, ранее входившим в состав Русской православной церкви заграницей, в Майами (США). 13 октября из-за конфликта с главой РПЦЗ митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом (Капралом) община вместе со своим настоятелем Александром (Белей) перешла под омофор Константинопольского патриарха Варфоломея. 30 августа на сайте патриархии появилось сообщение, что Синод РПЦ утвердил решение Архиерейского синода РПЦЗ об избрании архимандрита Александра (Бели) епископом Майамским, викарием Восточно-Американской епархии. Указывалось, что на имя патриарха Московского и всея Руси Кирилла поступило соответствующее обращение митрополита Илариона. Однако 14 сентября архимандрит внезапно был запрещен главой РПЦЗ в служении. В Зарубежной церкви подчеркивали, что никогда не отсылали распоряжений по Беле в Москву. Все документы к Синоду готовятся в управлении делами, которое возглавлял Савва (Михеев). Инсайдеры полагают, что в ведомстве не проверили подлинность присланных из США бумаг.

Михеев также известен тем, что вскоре после своего назначения на пост управделами совершил в храме в Твери литургию на русском языке. Этот шаг был воспринят в РПЦ неоднозначно. Часть верующих и клириков поддержали реформаторство тверского митрополита, а часть – выразили недоумение, напомнив, что основной язык богослужения в русской церкви – церковнославянский. Сам митрополит признался, что «впервые прочитал литургию на русском языке» и «открыл для себя новые смыслы».

Во время заседания Синода в Москве на сайте Православной церкви Украины (ПЦУ) появилось сообщение, что от предстоятеля Элладской православной церкви архиепископа Иеронима II на имя главы ПЦУ митрополита Епифания (Думенко) поступили так называемые мирные грамоты (документ, удостоверяющий действительность и каноничность рукоположения). Ранее в ходе чрезвычайного Синода РПЦ 14 сентября патриарх Кирилл был уполномочен «прекратить поминовение имени» архиепископа Афинского в случае, если предстоятель Элладской церкви «начнет за богослужениями поминать главу одной из украинских раскольничьих группировок или предпримет иные действия, свидетельствующие о состоявшемся признании им украинского церковного раскола». На сайте Отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви Московского патриархата 29 октября появилось заявление, что на ближайшем заседании Синода УПЦ МП будет принято «окончательное решение о возможности дальнейшего пребывания в евхаристическом общении и сослужении с духовенством Элладской церкви».

Административное устройство монастыря

Возглавляет монастырь священноархимандрит – правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх.

Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.

Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество – это духовный путь, настолько выверенный и отшлифованный вековой практикой, что его можно назвать академическим) в монастыре каждый несет определенное послушание.

Первый помощник и заместитель наместника – благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.

Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).

Из опытной братии выбираются:

казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников),

келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов),

гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.

В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.

Правила поведения в монастыре

Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития.
Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.

Из монастыря без благословения выходить нельзя.

Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).

Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова — «прости» и «благослови».

Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна.

Не ходят в чужие келии, кроме случаев, когда бывают направлены настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.

При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.

В отличие от мира, при приветствии, за руку друг друга не берут.

Вместо «спасибо» принято говорить «Спаси Господи».

Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.

скорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

Самый молодой епископ Беларуси — об отношении к атеистам, социальным сетям и коронавирусу

В 2014 году на заседании Священного Синода РПЦ приняли решение об учреждении в границах Минской области трех новых епархий: Молодечненской, Борисовской и Слуцкой. Последнюю возглавил 33-летний на тот момент архимандрит Антоний (в миру Денис Доронин). Так и стал епископом.

— Епископ Антоний, как вы пришли к христианству, религиозным ценностям?
— Началось все в детстве. В конце 1980-х в Минске возродили храм Марии Магдалины. Как-то отец решил туда сходить вместе со мной. На входе увидел объявление о наборе детей в первый класс воскресной школы и спросил: «Хочешь?» Согласился. И мне понравилось. Там была приятная аура, много ребят разных возрастов. С нами занимались и священнослужители, и светские преподаватели. Мы постоянно ездили на экскурсии: в Жировичи, Полоцк, Вильнюс. С каждым днем становилось интереснее, а позже привязался к церкви. Больше всего впечатлило богослужение, особенно когда его совершал митрополит Филарет. Для меня это было потрясением, ведь ничего похожего в жизни не видел. В храме царила особая торжественность, казалось, что сюда пришел библейский персонаж вроде Авраама или Иакова. Подобные богослужения в храме Марии Магдалины Филарет проводил раз в год — 4 августа. С тех пор я всегда с особым трепетом ждал этого дня.
— В 10 лет вы начали исполнять послушание алтарника. Уже тогда решили связать дальнейшую жизнь с церковью?
— Видел сверстников, которые помогали в алтаре, и мне сильно захотелось туда попасть. Попросил и в итоге стал пономарить там. Мне нравилось, хотя попутно учился в художественной школе, где занимался керамикой и скульптурой. Родители очень хотели, чтобы я пошел по художественной стезе, но для себя твердо решил поступать в Минскую духовную семинарию. Тогда там был серьезный конкурс: три человека на место. Целый год готовился, ведь нужно было написать изложение по библейской истории, знать наизусть ряд молитв и церковные песни. Родители думали, что я не поступлю и потом пойду получать светское образование, однако вступительные экзамены сдал хорошо. Они приняли мой выбор. Дальше была Минская духовная академия, после второго курса которой я попал в Высший институт православного богословия при Православном центре Вселенского патриархата в Швейцарии. Затем на протяжении трех лет исполнял послушание иподиакона митрополита Филарета. Потом рукоположен в иеромонаха, получил сан архимандрита. Так все и пошло.
— Попутно с этим была заочная учеба на факультете переподготовки БГПУ по специальности «практическая психология». Зачем?
— Во-первых, родители хотели, чтобы я получил светское образование, и у меня на подсознательном уровне сохранялось желание исполнить их волю. Тем более представилась такая возможность. Во-вторых, люди зачастую обращаются не с духовными проблемами, а с житейскими. И, конечно, когда священник молод и у него мало собственного жизненного опыта или, как я, вовсе не семейный человек, то определенные знания можно черпать из психологии. Это очень мне помогает в церковной деятельности.
— В 33 года, столь молодом возрасте, вас выбрали епископом…
— Все случилось так. Меня вызвал к себе митрополит Павел и сообщил, что мою кандидатуру предложат на синоде в качестве епископа Слуцкого и Солигорского. Немного растерялся и прямо говорю ему: «Владыка, мне ведь только 33 года». А митрополит Павел в ответ: «Иисус Христос проповедовал с 30 лет, так что молодость не помеха». Конечно, возникало много вопросов: как себя вести, как правильно выстраивать церковную жизнь? Несмотря на смущение, согласился. У нас ведь все по послушанию, и мы живем по принципу: ни на что не напрашивайся и ни от чего не отказывайся. В итоге меня избрали епископом, так поехал в Слуцк.
Сначала непросто было осознавать себя самым молодым епископом в Беларуси. Ты приходишь в епархию, где есть священнослужители старой формации, которым годишься в сыновья, а иным и во внуки. Однако в Церкви все знают, что епископу нужно оказывать доверие и послушание. Приехав в Слуцк, никогда от священников не чувствовал непонимания или какого-то пренебрежения ко мне из-за возраста. Все относились с уважением и помогали мне советами.
— С чего начали работу, учитывая, что Слуцкая и Солигорская епархия была создана лишь в октябре 2014 года?
— Пришел не на голое место: здесь всегда служили священники, плюс трудились митрополиты Филарет и Павел. Мне же оставалось только активизировать то, что уже делалось. В качестве места постоянного служения определил Михайловский кафедральный собор в Слуцке, так как у него впечатляющая история. Вторым городом по титулованию стал Солигорск, потому что это самый большой населенный пункт епархии, где живет 106 тысяч человек. Слуцк и Солигорск одинаково важны, поэтому одно воскресенье я служу в Слуцке, а другое в Солигорске. После организации богослужений начал устраивать остальную церковную жизнь. Стали создавать различные отделы: по работе с молодежью, социальному служению и благотворительности, духовному образованию и катехизации.
— Судя по новостям, священнослужители епархии довольно часто посещают школы и другие учебные заведения. Это попытка привлечь молодых людей в церковь?
— Просветительская работа с детьми и подростками естественна для Церкви, так как образование зародилось именно в ней. У нас есть различные кружки: по английскому языку, фотоискусству, истории, краеведению. Причем все бесплатно. Мы не ставим во главу угла заинтересовать людей религией. Человек должен прийти к вере самостоятельно. Нам важнее донести до подрастающего поколения, что значительная часть храмов — памятники архитектуры и достояние белорусской культуры, которые создавались их прародителями для особой цели — общения человека с Богом. В итоге здесь у молодежи рождается множество вопросов, равнодушных людей нет.
— Сегодня некоторые представители молодежи относят себя к атеистам или агностикам и достаточно критичны к религии. Что вы о них думаете?
— Честно, ни разу не встречал молодого человека, агрессивно настроенного по отношению к Церкви. Кто-то может сказать, что это не в тренде, но мы и не гонимся за модой. Догматам Церкви больше двух тысяч лет, и они всегда должны оставаться константой и ориентиром для людей. Возвращаясь к молодежи, хочу сказать, что когда они поодиночке, то никто не пройдет мимо храма, чтобы не перекреститься. Будь у него там ирокез на голове или серьга в ухе, он по сторонам посмотрит, убедится, что никто не видит, три раза перекрестится, поклонится и пойдет дальше. А вот в компании все ведут себя иначе, но какую-то злобу, если она есть, открыто не выражают.
— Повлияла ли как-то на отношение молодежи к Церкви деятельность иерея Павла Сергеева из Лядно, который рассказывал о богослужениях в Instagram?
— Настороженно отношусь к присутствию священников в социальных сетях. В них всегда есть большое искушение зациклиться на лайках и просмотрах. Главное место действия священника — храм. Если все делать правильно, по канонам, будет интересно и молодежи, и детям. Насколько мне известно, люди обращались к отцу Павлу за советами, однако он не мог в полной мере отдавать всего себя медийному пространству, потому что был настоятелем прихода, у которого много дел: службы, литургии, крестины, погребения и так далее. Конечно, Церкви важно присутствовать в интернете, но не нужно на этом зацикливаться. В сети человек теряет возможность общения лицом к лицу, а это многое значит.
КРАТКО
— Обязательно ли платить за крещение, венчание, отпевание и освящение машины или квартиры?
— В церкви не существует понятия «цена». Есть рекомендуемое пожертвование. Раньше люди несли свечи, какие-либо продукты для священника. Когда пошла урбанизация, появились денежные отношения в качестве благодарности, но никакой фиксированной платы нет. Если священник отказал в совершении таинства в связи с тем, что вы не смогли ничего пожертвовать, он будет лишен сана. Это грубейшее нарушение церковной дисциплины.
— Может ли священник передать кому-нибудь информацию, полученную во время исповеди? Например, если человек признается в совершенном преступлении.
— Ни при каких условиях. За это предполагается лишение сана. Исповедь только между священником и человеком. При покаянии исповедующий никогда не осуждается, наоборот, ему сострадают.
— Как Церковь относится к чайлдфри (девушки, которые целенаправленно не хотят иметь детей)? Считается ли это грехом?
— Церковь не может осудить человека, она может осудить поступок. Мы говорим так: семья создается, чтобы люди, любя друг друга, дарили этому миру детей. Это одна из заповедей о продолжении человеческого рода. Каждый ребенок в семье считается благословением Божьим.
— Что можно есть в пост?
— Однозначно в пост нельзя «есть» друг друга. Пост заключается прежде всего не в ограничении себя в пище, а в отказе от пристрастий — курения, сладкого или чего-то еще.

Фото из архива Слуцкой и Солигорской епархии.

Настоятель монастыря: кто он? Первые управляющие монастырями

Настоятель монастыря — это человек, всецело посвятивший себя служению Богу и своей общине. Трудно описать словами все те тяготы и обязанности, что ложатся на плечи монаха, вступившего на эту должность. Тем не менее они никогда не унывают, ведь все их труды направлены на то, чтобы спасти как можно больше душ — вывести их из тьмы этого бренного мира.

Итак, кем же является настоятель монастыря? Каковы его обязанности? И насколько велика разница между священнослужителями православной и католической веры?

Появление первых монастырей

После вознесения Иисуса Христа на небеса его последователи разбрелись по всему свету с единой миссией — нести слово Божье. Шли года, власть менялась быстрее ветра в поле, а с нею и отношение к христианам. То их гнали отовсюду, то принимали, как дорогих гостей. И все же, в конечном счете, большая часть Европы признала новое учение, что позволило христианам без опасения проповедовать.

Однако многих верующих смущал тот разврат и безбожие, что царили в городах. Поэтому они решили уйти из них и жить вдали от мирской суеты. Так в начале IV века в Европе появились первые христианские монастыри.

Естественно, подобная структура требовала того, чтобы кто-то ею управлял. А потому неудивительно и то, что появилась такая должность, как настоятель монастыря. Изначально у католиков этот сан носил иное наименование (аббат), а посвящал в него Папа римский или епископ. Впервые это случилось примерно в VI веке.

Католические монастыри

С годами роль монастырей в католическом мире сильно переменилась. Из обычной обители монахов они превратились в важные административные единицы. Бывало и так, что настоятель монастыря мог управлять всеми землями, что входили в его удел. Подобная власть была предметом зависти для многих представителей местной знати, а посему они всеми силами пытались усадить туда своего человека.

Дошло даже до того, что королевские семьи сами назначали аббатов. В частности, подобная практика имела место быть во время правления династии Каролингов с VII по X век. Однако с годами католическая церковь вернула себе власть, что позволило вновь назначать настоятелей монастырей по своему усмотрению.

Настоятель монастыря в Киевской Руси

Для Киевской Руси 988 год стал великим — именно тогда князь Владимир крестил свой народ. Спустя несколько лет появились первые монастыри, послужившие приютом для всех, кто хотел посвятить всего себя Богу.

Чем же отличался настоятель монастыря в Киевской Руси от своего коллеги из католической церкви? Прежде всего заметим: православный устрой, позаимствованный из Византии, не предусматривал наличия системы орденов и святых воинов. Русские монахи были простыми верующими, ведущими аскетический образ жизни.

Поэтому главной задачей настоятеля такого монастыря было поддержание морального и материального состояния обители. То есть в духовном плане он следил за тем, как монахи выполняют свои обязанности (соблюдают ли они пост или таинство молитвы) и так далее. Что касается материальной стороны вопроса, то настоятель монастыря должен был вести учет расходов, следить за состоянием зданий, запасаться припасами, а при необходимости договариваться о помощи с синодом или местным князем.

Современная иерархия в православных монастырях

И хотя со времен основания первого монастыря прошло уже много столетий, их роль в духовном просвещении верующих осталась неизменной. Поэтому будет весьма уместным поговорить о том, кто такой настоятель православного монастыря сегодня.

Теперь священников, управляющих храмом или монастырем, называют игуменами. Это весьма почетный сан, и получить его можно только при согласии верховного священнослужителя, управляющего той епархией, к которой относится монастырь. Если игумен зарекомендует себя как мудрый управитель и проявит свою веру, то с течением времени ему дадут более высокий титул — архимандрит.

Но настоятелем монастыря может быть и священник более высокого ранга. Более того, управлением лавром зачастую возлагается на плечи правящего епархией или даже патриарха. Например, Троице-Сергиева лавра находится под попечительством священноархимандрита Кирилла.

Обязанности настоятеля монастыря

Сегодня обязанности настоятеля монастыря, как и сотни лет назад, весьма обширны. На него ложатся как духовные, так и материальные проблемы его подопечных. В частности, настоятель монастыря выполняет следующие задачи:

  • проводит обряд посвящения в монахи;
  • следит за соблюдением правил, установленных в храме;
  • контролирует жизнь монахов — направляет на работы, напоминает о приближении поста, следит за чистотой и так далее;
  • ведет священнослужения в своем храме;
  • занимается юридическими вопросами (подписание договоров, оплата счетов, хранение печати храма);
  • назначает монахов на различные должности, необходимые монастырю.

Под конец следует заметить, что обязанности, которые выполняет настоятель мужского монастыря, немного отличаются от тех, что ложатся на плечи управляющей женской обителью. В частности, игуменьи не проводят священных обрядов, так как в христианской вере женщина не может быть священником.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *