Остригла Самсона, 6 букв, сканворд

  • «парикмахерша» Самсона
  • В библейской мифологии: филистимлянка, возлюбленная Самсона
  • в Библии любовница Самсона, выдавшая его филистимлянам (мифическое)
  • в Библии филистимлянка, возлюбленная Самсона
  • В Библии: знаменитая филистимлянка, возлюбленная Самсона
  • В Ветхом Завете женщина-филистимлянка, обольстившая и предавшая Самсона. Её имя стало синонимом предательницы
  • в Пятикнижии Моисея филистимлянка, возлюбленная Самсона, выведала тайну его силы, отрезала спящему волосы и выдала беспомощного Самсона филистимлянам за вознаграждение
  • Влюблённая Самсона
  • Возлюбленная Самсона
  • возлюбленная Самсона (библ.)
  • возлюбленная Самсона (Библия)
  • Дама сердца Самсона
  • Дама сердца Самсона (библ.)
  • Женское имя со значением: (др.-евр.) библейская победительница Самсона
  • Женское имя, библейская победительница Самсона (др.-евр.)
  • женское имя: (древнееврейское) библейская победительница Самсона
  • Зазноба библейского Самсона
  • Зазноба Самсона (библ.)
  • Знаменитая филистимлянка
  • Значение женского имени (др.-евр.) библейская победительница Самсона
  • Лада Самсона (библ.)
  • Любовница Самсона (библ.)
  • Любовница, подставившая библейского Самсона
  • Любовь Самсона
  • Муза библейского Самсона
  • Муза Самсона
  • Муза Самсона (библ.)
  • опера французского композитора Камиля Сен-Санса «Самсон и …»
  • Остригла Самсона
  • переведите на арабский язык «соблазнительница»
  • предавшая Самсона возлюбленная
  • Предала Самсона
  • Предала Самсона, выдав его секрет
  • Самсон
  • Самсон и …
  • та, что любила, но предала Самсона
  • филистимлянка, погубившая богатыря Самсона, отрезав его волосы

Кто такой Самсон в Библии

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии». Сегодня мы говорим о тех, кто носил имя Самсон в Библии.

Самсон – библейский герой, который обладал сверхъестестенной силой. С Самсоном связана тема женского коварства: сначала его первая жена (Суд. 14), а затем его возлюбленная Далида (Суд. 16) выведывали у него тайны, которые передавали врагам-филистимлянам.

Он упоминается в Книге Судей израилевых и в Послании Апостола Павла к Евреям.

Самсон происходил из рода (колена) Дана и был последним из великих судей израильских (людей, которые пользовались уважением и авторитетом в народе и к которым обращались за разрешением трудных вопросов и дел).

Мать Самсона долго не могла родить ребенка. Однажды ей явился Ангел Господень, который сказал, что она зачнет и родит сына, который «начнет спасать Израиля от руки филистимлян» (Суд. 13:5). А филистимляне были древним народом, который населял приморскую часть Израиля (от современного Тель-Авива до Газы) и ко времени Самсона правили Израилем 40 лет.

Самсон полюбил филистимлянку и, вопреки советам, женился на ней. Во время свадебного пира, он загадал гостям загадку, ставка была 30 рубашек и 30 пар верхней одежды, которую должны были платить те, кто проиграет. Гости угрожали жене Самсона и заставили ее ночью выпытать у мужа ответ. Утром она передала его филистимлянам, и таким образом Самсон проиграл в споре.

На героя сошел Дух Господень, и «пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, снял с них одежды» (Суд. 14:19). Так он рассчитался за проигрыш. Не предупредив Самсона, отец отдал его жену в жены молодому другу Самсона.

Самсон мстил филистимлянам, сжег их поля, и запугал настолько, что жители Аскалона боялись выходить за ворота. Узнав, что герой мстит за жену, филистимляне пришли к ней в дом и сожгли вместе с отцом.

Между евреями и филистимлянами начались раздоры. Испугавшись, соплеменники связали Самсона и выдали врагам, но он «нашел ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек» (Суд. 15:15).

Через некоторое время Самсон снова влюбился в филистимлянку – Далиду. Она выпытала у Самсона, что его сила заключена в волосах, и ночью остригла косы Самсона.

Филистимляне привели лишенного силы и ослепленного героя на храмовый пир. Самсон воззвал к Богу, силы вернулись, и он в обрушил своды дома «на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (Суд. 16:30).

В Послании к Евреям Самсон назван в числе ветхозаветных подвижников веры, «которые не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:39-40).

На заставке фрагмент картины Ван Дейк Самсон и Далила. Источник фото wikipedia.org

Мировые шедевры, репродукции картин » По художнику » Rembrandt

след. статья >>

1636 г.,
х. м., 236 x 302 см.,
Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне

художник: Харменс ван Рейн Рембрандт

Ослепление Самсона (холст, масло, Харменс ван Рейн Рембрандт – 1636г.), описание картины

Сцена ослепления мифического героя Самсона легла в основу произведений многих авторов с мировым именем. Х.В.Р. Рембрандт не обошел стороной благодатную почву мифологического сказания о заточении ветхозаветного Судьи-героя, сражавшегося против филистимлян, что совершали разрушительные набеги на города Иудеи. Филистимляне изображены Рембрандтом облаченными в металл. Это внимательное историческое наблюдение автора. Ведь филистимляне (иначе пеласги) единственные, кто владел технологией выплавки стали. Именно они ознаменовали своим мастерством начало Железного Века.
Собственное видение сцены ослепления пойманного Самсона Рембрандт изложил в характерной для него манере – с использованием борьбы света и тени. Он не поскупился на желтизну для «освещения» жестокой сцены. В окружении мрачных каменные стен пещеры Самсон и его мучители словно «вырваны» из контекста холодной глубокой тьмы. Лицо предательницы Далилы, той, что безмятежно любил богатырь, освещено лучом. В сочетании с глубиной черных углов пещеры она и выбеленный образ пойманного героя поданы наиболее светлыми пятнами, определяя главных героев сцены.
Эта контрастная подача насыщенных теней и невесомого света подтверждает мнение специалистов об авторе, как настоящем мастере светотени. Интересна манера письма Рембрандта. В этой работе не видно отдельных мазков, резких переходов и фактурности краски. Издалека полотно похоже на репродукцию настолько гладко письмо Харменса ван Рейна. В целом картина кажется теплой по колориту, ближе к караваджинской палитре. При более детальном рассмотрении видно, что Рембрандт вкрапил в одежду Далилы аквамариновую краску и голубовато-серую для обозначения холодного дневного света.
Полотно «Ослепление Самсона» написано автором в 1638 году. Критики считают эту работу наиболее значимой в творчестве живописца, однако обращаются к ней крайне редко, описывая творчество художника. Дипломированный специалист престижного учебного заведения – сильный конкурент среди соискателей, поскольку ценится на рынке труда. Я всегда мечтала иметь высшее образование, но не срослось, поэтому решила пойти другим путем, и стала искать, где купить диплом высокого качества, но по низкой цене. Эту компанию посоветовал человек, который пользовался ее услугами. Он заверил, что никто не узнает о сделке, а также то, что дубликат будет идентичный оригиналу, со всеми защитными элементами. Он оказался прав. Быть может, в силу не совсем удачного момента захвата Самсона и откровенной сцены насилия. Быть может, по причине яркой реалистичности кровавой сцены.
В настоящее время «Ослепление Самсона» является частью коллекции Штеделевского Художественного института (Франкфурт-на-Майне).
автор рецензии: Никонова Ирина © wm-painting.ru
вернуться в раздел: картины Рембрандта, ч.1

фото: Общественное достояние
Загружено: VaLeNt

PR в библейской мифологии

Дьякова Елена

Самсон

Краткое содержание мифа

Самсон

Самсо́н (ивр. Шимшо́н) — знаменитый библейский Судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами.

Самсон, лат. Samson, Шимшон (евр. предположительно «служитель» или «солнечный»), герой ветхозаветных преданий, наделённый невиданной физической силой; двенадцатый из «судей израилевых». Сын Маноя из колена Данова, из города Цора. Рождение Самсона, которому суждено «спасать Израиля от руки филистимлян», Маною и его жене, долго бывшим бездетными, предрекает ангел.

Благодаря этому, Самсон избирается на служение богу «от чрева матери», причём даётся повеление — подготовить ребёнка к пожизненному назорейству (обет, состоявший в соблюдении ритуальной чистоты и в воздержании от вина для всецелого посвящения себя богу). С самого детства в решающие моменты жизни на Самсона нисходит «дух господень», дающий ему чудесную силу, с помощью которой Самсон одолевает любых врагов. Все поступки его имеют скрытый смысл, непонятный для окружающих. Так, юноша вопреки воле родителей решает жениться на филистимлянке. При этом им руководит тайное желание найти случай отомстить филистимлянам. На пути в Фимнафу, где жила невеста Самсона, на него нападает молодой лев, но Самсон, исполнившись «духа господня», раздирает его, как козлёнка.

Фрагмент шиферного барельефа
«Самсон разрывает пасть льву»

Позже Самсон находит в трупе этого льва пчелиный рой и насыщается оттуда мёдом. Это даёт ему повод на брачном пиру задать тридцати филистимлянам — «брачным друзьям» — неразрешимую загадку:

«Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Самсон поспорил на тридцать рубашек и тридцать перемен одежд, что брачные друзья не найдут разгадки, и они, ничего не придумав за семь дней пира, пригрозили жене Самсона, что сожгут её дом, если он «оберёт их». Поддавшись просьбам жены, Самсон сообщает ей разгадку — и тут же слышит её из уст филистимлян: «Что слаще мёда, и что сильнее льва?».

Самсон, загадывающий загадки на свадьбе
1638, Рембрандт

Тогда, осуществляя первый акт своей мести, Самсон поражает тридцать филистимских воинов и отдаёт их одежды брачным друзьям. Гнев Самсона и его возвращение в Цор расцениваются женой как развод, и она выходит за одного из брачных друзей. Это служит поводом для нового акта мести филистимлянам: поймав триста лисиц, Самсон связывает их попарно хвостами, привязывает к ним горящие факелы и выпускает на жатву филистимлян, предавая огню весь урожай. За это филистимляне сжигают жену Самсона и её отца, а в ответ на новое нападение Самсона целое филистимское войско вторгается в Иудею. Три тысячи иудейских посланников просят его сдаться филистимлянам и отвратить этим от Иудеи угрозу опустошения. Самсон разрешает им связать себя и выдать филистимлянам. Однако в стане врагов «сошёл на него дух господень, и верёвки… упали… с рук его». Тут же Самсон, подняв с земли ослиную челюсть, поражает ею тысячу воинов-филистимлян. После битвы по молитве изнемогшего от жажды Самсона из земли пробивается родник, получивший имя «источник воззвавшего», а вся местность, в честь битвы наречена Рамат-Лехи. После этих подвигов Самсон всенародно избирается «судьёй израилевым» и правит двадцать лет.

Самсон и Далила. Антонис Ван Дейк

Виновницей гибели Самсона становится его возлюбленная — филистимлянка Далила из долины Сорек. Подкупленная «властителями филистимскими», она трижды пытается выведать у Самсона источник его чудесной силы, но Самсон трижды обманывает её, говоря, что он станет бессильным, если его свяжут семью сырыми тетивами, или опутают новыми верёвками, или воткут его волосы в ткань. По ночам Далила осуществляет всё это, но Самсон, просыпаясь, с лёгкостью разрывает любые путы. Наконец, устав от упрёков Далилы в нелюбви и недоверии к ней, Самсон «открыл ей всё сердце своё»: он назорей божий от чрева матери, и, если остричь ему волосы, обет нарушится, сила покинет его и он станет, «как прочие люди».

Ночью филистимляне остригают «семь кос головы» спящего Самсона, и, просыпаясь на крик Далилы: «Филистимляне на тебя, Самсон!», — он чувствует, что сила отступила от него. Враги ослепляют его, заковывают в цепи и заставляют вращать мельничные жернова в темнице Газы.

Между тем волосы его постепенно отрастают. Чтобы насладиться унижением Самсона, филистимляне приводят его на праздник в храм Дагона и заставляют «забавлять» собравшихся. Самсон просит отрока-поводыря подвести его к центральным столбам храма, чтобы опереться на них. Вознеся к богу молитву Самсон, вновь обретший силу, сдвигает с места два средних столба храма и с возгласом «Да умрёт душа моя с филистимлянами!» обрушивает всё здание на собравшихся, убивая в миг своей смерти больше врагов, чем за всю жизнь.

Образы и символы мифа

Ослепление Самсона. Рембрандт. 1636

Образ Самсона типологически сопоставляется с такими эпическими героями, как шумеро-аккадский Гильгамеш, греческие Геракл и Орион и др. Подобно им, Самсон обладает сверхъестественной силой, совершает богатырские подвиги, в том числе вступает в единоборство со львом. Потеря чудесной силы (или гибель) в результате женского коварства также характерна для ряда эпических героев. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием. Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» — буквально `солнечный`, «косы головы его» — солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу).

Волосы, безусловно, главный символ мифа. Это символ жизненной силы, наделенной героем мифа. Волосы считались местонахождением души или магической силы. Потерять волосы означало потерять силу. Поднимая вопрос о ношении длинных волос, считается возможным объяснить это двумя причинами: 1) страхом за те беды, которые могут сотвориться со стриженными волосами и тем самым повредить человеку и 2) священностью головы, в которой обитает особый затылочный дух и боязнью неосторожным обращением с волосами причинить ему боль; «Волосы рассматриваются чем-то вроде жилища или седалища бога, так что, если их обрезать, то бог теряет жилище, которое он имеет в лице жреца», говорит он.

Лев. Символ мощи. Не зря льва считают королем зверей. Лев был распространенным образом врагов Израиля. Дух сошел на Самсона, и он победил льва, что должно было сказать ему, что он на самом деле может избавить Израиль от Филистимлян.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Гибель Самсона. Шнорр фон Карольсфельд

Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец». Среди произведений 18 в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве-ха-плиштим» («Самсон и филистимляне») В 19в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в 20 в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951–52) и другие.

В изобразительном искусстве наиболее полное воплощение получили сюжеты: Самсон, раздирающий льва (гравюра А. Дюрера, статуя для Петергофского фонтана работы М. И. Козловского и др.), борьба Самсона с филистимлянами (скульптуры Пьерино да Винчи, Дж. Болоньи), предательство Далилы (картины А. Мантеньи, А. ван Дейка и др.), героическая смерть Самсона (мозаика церкви Санкт-Гереон в Кёльне, 12 в., барельеф Нижней церкви в Пече, 12 в., Венгрия, барельеф Б. Беллано и др.). Все основные события жизни Самсона отразил в своём творчестве Рембрандт («Самсон задаёт загадку на пиру», «Самсон и Далила», «Ослепление Самсона» и др.). Среди произведений художественной литературы наиболее значительна драматическая поэма Дж. Мильтона «Самсон борец», среди музыкально-драматических произведений — оратория Г. Ф. Генделя «Самсон» и опера Ш. К. Сен-Санса «Самсон и Далила»..

Скульптурная
группа фонтана
«Самсон»

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).

Самый знаменитый памятник Санкт-Петербурга «Самсон, раздирающий пасть льва» — самая зрелищная композиция Большого каскада. Струя воды возносится вверх на 21 метр. Постаментом служит трехметровая гранитная скала.

Скульптурная группа фонтана «Самсон» — аллегория победы России над Швецией под Полтавой. Через месяц после легендарного сражения Петра I впервые сравнили с Самсоном, что объяснялось и тем, что Полтавская битва произошла в день этого святого — 27 июня. С той поры образ Самсона стал одним из самых распространенных символов русской армии и Петра I. Швеция же и ее король Карл XII отображались в виде льва, изображение которого присутствовало на государственном гербе Швеции.

Фонтан «Самсон» был установлен в Петергофе в 1735 году в 25 годовщину великого исторического события. Первоначально группа была отлита из свинца Б.К. Растрелли, создателем одного из лучших памятников Петру I в Санкт-Петербурге.

Самсон и Далила
Артус Квеллинус Старший

В 1801 году монументальная группа была заменена новой, отлитой из бронзы по модели выдающегося русского скульптора — М. Козловского, который внес некоторые изменения, сохранив при этом первоначальный замысел и композицию. В том же году по проекту А. Воронихина велись работы по сооружению нового постамента фонтана, в котором были устроены ниши из которых выглядывали золоченые головы львов.

В период оккупации Петергофа скульптурная группа «Самсон, раздирающий пасть льва» была похищена и, по всей вероятности, уничтожена. На основе довоенных фотографий и набросков М. Козловского скульптура была восстановлена и отлита в бронзе. А в 1947 году «Самсон», уже третий по счету, занял свое историческое место у подножия Большого каскада, составив с ним единое художественное и композиционное ядро всего Нижнего парка Петергофа.

Социальное значение мифа

Христианские богословы, трактуя Книгу Судей, акцентируют на примере с Далилой значимость борьбы с плотской страстью. Потеря жизненной силы в результате женского коварства присуща многим мифологическим героям. Это показывает, что не всегда стоит доверять даже близким людям.

Миф о Самсоне может научить нас борьбе со Злом, он борец за справедливость. Самсон помогает своему народу избавиться от Израильского ига, что показывает его самоотверженность.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *