Князь Ростислав Владимирович

  РОСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ “ОТРАВЛЕННЫЙ” (ок. 1038–1067) – сын Владимира Ярославича.

  Ростислава нельзя назвать безземельным изгоем. При разделе наследства Ярослава Мудрого шестнадцатилетнему Ростиславу достался собственный удел – Ростовская земля, а впоследствии, по кончине дяди Вячеслава, он даже поднялся на нижнюю ступеньку «лествицы» – получил Владимир-Волынский край. Но при очередном перемещении, после смерти дяди Игоря, Ярославичи обошли племянника, не пустили его в следующее по значению княжество, Смоленское.

  Ростислав был женат на дочери венгерского короля.

  В стране хватало родовитых людей, обиженных «триумвиратом». Ростислав собрал их вокруг себя. История сохранила имена двух самых видных его сторонников – Порея и Вышаты, сына новгородского посадника.

  В 1064 году Ростислав захватил Тьмутаракань, прогнав оттуда Глеба, сына черниговского князя и члена «триумвирата» Святослава. С одной стороны, Тьмутаракань вроде бы была меньше Владимир-Волынского княжества, которое бросил Ростислав, зато она отлично подходила на роль плацдарма, где можно было накопить силы для последующей экспансии.

  Это отлично понимали и дядья-Ярославичи. Святослав не дал буйному племяннику закрепиться в этом стратегическом пункте – отправился туда с дружиной. Ростислав не мог воевать с могущественным родственником и убрался из города («не потому, что испугался Святослава, но не желая против своего дяди оружия поднять», – считает нужным пояснить летопись). Однако стоило дяде уйти, как изгой вновь выставил слабого Глеба Святославича и на этот раз сел в городе крепко. Ярославичам теперь было не до далекой Тьмутаракани – у них в это время началась куда более опасная война с Всеславом Полоцким.

  Ростислав начал расширять зону своего влияния, облагая данью соседние народы и начиная поглядывать в сторону близкого Крыма, где находилась богатая византийская колония Корсунь. Греки были очень обеспокоены таким агрессивным соседом.

  Корсунский катапанос (то есть, губернатор) решил проблему традиционным византийским образом. Вступил в переговоры с тьмутараканским князем, втерся к нему в доверие и отравил. «Однажды, когда Ростислав пировал с дружиною своею, котопан сказал: “Князь, хочу выпить за тебя”. Тот же ответил: “Пей”. Он же отпил половину, а половину дал выпить князю, опустив палец в чашу; а под ногтем был у него яд смертельный, и дал князю, обрекая его на смерть не позднее седьмого дня. Тот выпил, котопан же, вернувшись в Корсунь, поведал там, что именно в этот день умрет Ростислав, как и случилось».

  Летописец сообщает, что корсунцы побили отравителя камнями, но это скорее всего выдумки. С какой стати было жителям убивать человека, который избавил их от опасности иностранного вторжения? Да и на Руси, когда Ростислава Владимировича не стало, многие, надо полагать, вздохнули с облегчением.

Благоверный князь Ростисла́в (в Крещении Михаи́л) Мстиславич Киевский, Смоленский

Свя­той Ро­сти­слав, ве­ли­кий князь Ки­ев­ский, сын ве­ли­ко­го кня­зя Ки­ев­ско­го свя­то­го Мсти­сла­ва Ве­ли­ко­го († 1132, па­мять 14 июня), брат свя­то­го кня­зя Все­во­ло­да-Гав­ри­и­ла († 1138, па­мять 11 фев­ра­ля, 22 ап­ре­ля и 27 но­яб­ря), яв­ля­ет­ся од­ним из вы­да­ю­щих­ся го­судар­ствен­ных и цер­ков­ных де­я­те­лей Ру­си се­ре­ди­ны XII ве­ка.

С его име­нем свя­за­но укреп­ле­ние и воз­вы­ше­ние Смо­лен­ска, Смо­лен­ско­го кня­же­ства и Смо­лен­ской епар­хии.

До XII ве­ка Смо­лен­ская зем­ля бы­ла со­став­ной ча­стью еди­но­го Ки­ев­ско­го го­су­дар­ства. На­ча­ло ее по­ли­ти­че­ско­му обособ­ле­нию бы­ло по­ло­же­но в 1125 го­ду, ко­гда свя­той князь Мсти­слав Ве­ли­кий, уна­сле­до­вав от сво­е­го от­ца, Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха, ки­ев­ский ве­ли­ко­кня­же­ский стол, от­дал Смо­ленск в дер­жа­ние сво­е­му сы­ну Ро­сти­сла­ву (в Кре­ще­нии Ми­ха­и­лу). Бла­го­да­ря тру­дам и по­дви­гам свя­то­го Ро­сти­сла­ва Смо­лен­ское кня­же­ство, ко­то­рым он пра­вил бо­лее 40 лет, рас­ши­ря­ет­ся, за­стра­и­ва­ет­ся го­ро­да­ми и се­ла­ми, укра­ша­ет­ся хра­ма­ми и мо­на­сты­ря­ми, при­об­ре­та­ет вли­я­ние на об­ще­рус­ские де­ла.

Свя­тым Ро­сти­сла­вом ос­но­ва­ны в Смо­лен­ской зем­ле го­ро­да Ро­сти­славль, Мсти­славль, Кри­чев, Про­пойск, Ва­си­льев и дру­гие. Он стал ро­до­на­чаль­ни­ком смо­лен­ской кня­же­ской ди­на­стии.

В 1136 го­ду свя­той Ро­сти­слав до­бил­ся ос­но­ва­ния от­дель­ной Смо­лен­ской епар­хии. Пер­вым ее епи­ско­пом стал Ма­ну­ил, по­став­лен­ный в мар­те-мае 1136 го­да мит­ро­по­ли­том Ки­ев­ским Ми­ха­и­лом, а иму­ще­ствен­ное ее по­ло­же­ние бы­ло обес­пе­че­но Уста­вом кня­зя Ро­сти­сла­ва, из­дан­ным в том же го­ду. Кро­ме то­го, 30 сен­тяб­ря 1150 го­да спе­ци­аль­ной гра­мо­той свя­той Ро­сти­слав под­твер­дил пе­ре­да­чу Смо­лен­ской ка­фед­ре Со­бор­ной го­ры в Смо­лен­ске, на ко­то­рой сто­ял ка­фед­раль­ный Успен­ский со­бор и дру­гие епар­хи­аль­ные зда­ния.

Совре­мен­ни­ки вы­со­ко це­ни­ли цер­ков­ное стро­и­тель­ство кня­зя Ро­сти­сла­ва. Да­же ис­точ­ни­ки, ни­че­го бо­лее не со­об­ща­ю­щие о нем, от­ме­ча­ют, что «сей князь Свя­тую Бо­го­ро­ди­цу стро­ил в Смо­лен­ске». Эти сло­ва сле­ду­ет по­ни­мать не толь­ко в смыс­ле пе­ре­строй­ки и рас­ши­ре­ния при кня­зе Ро­сти­сла­ве Успен­ско­го со­бо­ра, воз­двиг­ну­то­го его де­дом, Вла­ди­ми­ром Мо­но­ма­хом, в 1101 го­ду (пе­ре­стро­ен­ный со­бор был освя­щен епи­ско­пом Ма­ну­и­лом на празд­ник Успе­ния 15 ав­гу­ста 1150 г.). Князь Ро­сти­слав был «стро­и­те­лем Церк­ви» в бо­лее ши­ро­ком смыс­ле: он обес­пе­чил Смо­лен­ский храм Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы ма­те­ри­аль­но, пре­вра­тил из го­род­ско­го со­бо­ра в цер­ков­ный центр огром­ной Смо­лен­ской епар­хии.

Свя­той князь Ро­сти­слав был стро­и­те­лем Смо­лен­ско­го Крем­ля и Спас­ско­го со­бо­ра Смя­дын­ско­го Бо­ри­со­глеб­ско­го мо­на­сты­ря, ос­но­ван­но­го на ме­сте убий­ства свя­то­го кня­зя Гле­ба († 1015, па­мять 5 сен­тяб­ря). Поз­же его сын Да­вид, вы­пол­няя, воз­мож­но, же­ла­ние сво­е­го от­ца, пе­ре­нес на Смя­дынь из Ки­ев­ско­го Вы­ш­го­ро­да вет­хие де­ре­вян­ные ра­ки свя­тых Бо­ри­са и Гле­ба, в ко­то­рых их мо­щи по­ко­и­лись до пе­ре­ло­же­ния в ка­мен­ные ра­ки в 1115 го­ду.

В пя­ти­де­ся­тые го­ды XII ве­ка свя­той Ро­сти­слав был втя­нут в дли­тель­ную борь­бу за Ки­ев, ко­то­рую ве­ли пред­ста­ви­те­ли двух силь­ней­ших кня­же­ских груп­пи­ро­вок – Оль­го­ви­чей и Мо­но­ма­хо­ви­чей.

Хо­тя ос­нов­ным пре­тен­ден­том на ве­ли­кое кня­же­ние со сто­ро­ны Мо­но­ма­хо­ви­чей был дя­дя Ро­сти­сла­ва Юрий Дол­го­ру­кий, Смо­лен­ско­му кня­зю, од­но­му из са­мых мо­гу­ще­ствен­ных вла­сти­те­лей Рус­ской зем­ли, неред­ко при­над­ле­жал ре­ша­ю­щий го­лос в во­ен­ном и ди­пло­ма­ти­че­ском со­пер­ни­че­стве. Для каж­до­го из участ­ни­ков схват­ки он – од­новре­мен­но опас­ный про­тив­ник и же­лан­ный со­юз­ник, по­ми­мо сво­ей во­ли он ока­зы­ва­ет­ся в цен­тре со­бы­тий. Это име­ло про­мыс­ли­тель­ное зна­че­ние, по­то­му что свя­той Ро­сти­слав вы­де­лял­ся сре­ди совре­мен­ни­ков го­судар­ствен­ной муд­ро­стью, стро­гой спра­вед­ли­во­стью и без­услов­ным по­слу­ша­ни­ем стар­шим, глу­бо­ким по­чте­ни­ем к Церк­ви и ее иерар­хии. Для несколь­ких по­ко­ле­ний он стал оли­це­тво­рен­ным но­си­те­лем Рус­ской Прав­ды и рус­ской пра­вед­но­сти.

По­сле смер­ти бра­та Изя­с­ла­ва († 13 но­яб­ря 1154 г.) свя­той Ро­сти­слав на ко­рот­кое вре­мя стал ве­ли­ким кня­зем Ки­ев­ским, но вла­дел Ки­е­вом сов­мест­но со сво­им дя­дей Вя­че­сла­вом Вла­ди­ми­ро­ви­чем. По­сле смер­ти по­след­не­го (в кон­це то­го же го­да) он вер­нул­ся в Смо­ленск, усту­пив Ки­ев­ское кня­же­ние дру­го­му сво­е­му дя­де – Юрию Дол­го­ру­ко­му, и устра­нил­ся от ак­тив­но­го уча­стия в кро­во­про­лит­ных меж­ду­кня­же­ских усо­би­цах. Вто­рич­но он за­нял Ки­ев 12 ап­ре­ля 1159 го­да и оста­вал­ся ве­ли­ким кня­зем до са­мой смер­ти († 1167), хо­тя еще не раз при­шлось ему от­ста­и­вать от­чее на­сле­дие с ме­чом в ру­ках.

Го­ды прав­ле­ния свя­то­го Ро­сти­сла­ва при­хо­дят­ся на один из са­мых слож­ных пе­ри­о­дов в ис­то­рии Рус­ской Церк­ви. Стар­ший брат Ро­сти­сла­ва, князь Изя­с­лав Мсти­сла­вич, сто­рон­ник ав­то­ке­фа­лии Рус­ской Церк­ви, из­брал в мит­ро­по­ли­ты рус­ско­го уче­но­го ино­ка Кли­мен­та Смо­ля­ти­ча и по­ве­лел по­ста­вить его в мит­ро­по­ли­ты со­бо­ром рус­ских епи­ско­пов, без об­ра­ще­ния к Кон­стан­ти­но­поль­ско­му Пат­ри­ар­ху. Это про­изо­шло в 1147 го­ду. Рус­ская иерар­хия в ос­нов­ном под­дер­жа­ла мит­ро­по­ли­та Кли­мен­та и кня­зя Изя­с­ла­ва в их борь­бе за цер­ков­ную неза­ви­си­мость от Ви­зан­тии, но неко­то­рые епи­ско­пы во гла­ве с Ни­фон­том, свя­ти­те­лем Нов­го­род­ским (па­мять 8 ап­ре­ля), не при­зна­ли ав­то­ке­фаль­но­го рус­ско­го мит­ро­по­ли­та и укло­ни­лись от об­ще­ния с ним, пре­вра­тив свои епар­хии, впредь до вы­яс­не­ния об­ста­нов­ки, в свое­об­раз­ные «ав­то­ке­фаль­ные» цер­ков­ные окру­га. Так по­сту­пил и епи­скоп Ма­ну­ил Смо­лен­ский.

Свя­той Ро­сти­слав по­ни­мал опас­ность, ко­то­рую та­и­ла в се­бе идея рус­ской ав­то­ке­фа­лии в то вре­мя, в усло­ви­ях раз­дро­бен­но­сти Ру­си. По­сто­ян­ная бит­ва за Ки­ев, ко­то­рую ве­ли кня­зья, услож­ни­лась бы та­кой же «бит­вой» за ки­ев­скую мит­ро­по­ли­чью ка­фед­ру меж­ду мно­го­чис­лен­ны­ми пре­тен­ден­та­ми, ко­то­рых вы­дви­га­ла та или иная кня­же­ская груп­пи­ров­ка.

Пред­ви­де­ние свя­то­го Ро­сти­сла­ва пол­но­стью оправ­да­лось. Юрий Дол­го­ру­кий, при­дер­жи­вав­ший­ся ви­зан­тий­ской ори­ен­та­ции, за­няв в 1154 го­ду Ки­ев, немед­лен­но из­гнал мит­ро­по­ли­та Кли­мен­та и по­слал в Ца­рь­град за но­вым мит­ро­по­ли­том. Им стал свя­той Кон­стан­тин (па­мять 5 июня), но он при­был на Русь лишь в 1156 го­ду, за пол­го­да до смер­ти Юрия Дол­го­ру­ко­го († 15 мая 1157). А еще пол­го­да спу­стя, ко­гда 22 де­каб­ря 1157 го­да в го­род всту­пил пле­мян­ник свя­то­го Ро­сти­сла­ва, Мсти­слав Изя­с­ла­вич, свя­ти­тель Кон­стан­тин дол­жен был бе­жать из Ки­е­ва, и на мит­ро­по­ли­чью ка­фед­ру вер­нул­ся низ­ло­жен­ный Кли­мент Смо­ля­тич. На­ча­лась цер­ков­ная сму­та – на Ру­си ста­ло два мит­ро­по­ли­та. Вся иерар­хия и ду­хо­вен­ство ока­за­лись под за­пре­ще­ни­ем: мит­ро­по­лит-грек за­пре­тил рус­ских, под­дер­жи­вав­ших Кли­мен­та, Кли­мент за­пре­тил всех став­лен­ни­ков и сто­рон­ни­ков гре­ка. Для пре­кра­ще­ния со­блаз­на свя­той Ро­сти­слав и Мсти­слав по­ста­но­ви­ли уда­лить обо­их мит­ро­по­ли­тов и про­сить у Пат­ри­ар­ха по­став­ле­ния на рус­скую ка­фед­ру но­во­го пер­во­свя­ти­те­ля.

Но слож­но­сти на этом не кон­чи­лись. При­быв­ший в Ки­ев осе­нью 1161 го­да мит­ро­по­лит Фе­о­дор умер вес­ной сле­ду­ю­ще­го го­да. По при­ме­ру свя­то­го Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го (па­мять 4 июля), пы­тав­ше­го­ся в это вре­мя про­ве­сти в мит­ро­по­ли­ты сво­е­го спо­движ­ни­ка епи­ско­па Фе­о­до­ра, свя­той Ро­сти­слав вы­дви­нул сво­е­го кан­ди­да­та, ко­то­рым вновь ока­зал­ся мно­го­стра­даль­ный Кли­мент Смо­ля­тич.

Тот факт, что ве­ли­кий князь из­ме­нил свое от­но­ше­ние к мит­ро­по­ли­ту Кли­мен­ту, про­ник­ну­то­му иде­ей рус­ской ав­то­ке­фа­лии, объ­яс­ня­ет­ся вли­я­ни­ем Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря и осо­бен­но ар­хи­манд­ри­та По­ли­кар­па. Ар­хи­манд­рит По­ли­карп, блю­сти­тель пе­чер­ских пре­да­ний (в 1165 го­ду он стал на­сто­я­те­лем оби­те­ли), был са­мым близ­ким к свя­то­му Ро­сти­сла­ву че­ло­ве­ком.

Свя­той Ро­сти­слав имел бла­го­че­сти­вый обы­чай при­гла­шать по суб­бо­там и вос­кре­се­ньям Ве­ли­ко­го по­ста к сво­е­му сто­лу Пе­чер­ско­го игу­ме­на с две­на­дца­тью ино­ка­ми и сам им при­слу­жи­вал. Князь не раз изъ­яв­лял же­ла­ние по­стричь­ся в мо­на­хи в оби­те­ли пре­по­доб­ных Ан­то­ния и Фе­о­до­сия и да­же при­ка­зал по­стро­ить се­бе там кел­лию. Пе­чер­ские ино­ки, поль­зо­вав­ши­е­ся огром­ным ду­хов­ным вли­я­ни­ем в Древ­ней Ру­си, под­дер­жи­ва­ли в кня­зе мысль о неза­ви­си­мо­сти Рус­ской Церк­ви. Тем бо­лее, что епи­ско­пы из гре­ков бы­ли в эти го­ды на Ру­си да­же под по­до­зре­ни­ем от­но­си­тель­но их пра­во­слав­но­сти в свя­зи с из­вест­ным «спо­ром о по­стах» («леон­ти­ан­ская ересь»). Но бла­го­че­сти­вое же­ла­ние свя­то­го Ро­сти­сла­ва до­бить­ся у Пат­ри­ар­ха бла­го­сло­ве­ния рус­ско­го мит­ро­по­ли­та Кли­мен­та не осу­ще­стви­лось. Гре­ки счи­та­ли пра­во на­зна­че­ния мит­ро­по­ли­та на Ки­ев­скую ка­фед­ру сво­ей важ­ней­шей при­ви­ле­ги­ей, что объ­яс­ня­лось не столь­ко цер­ков­ны­ми, сколь­ко по­ли­ти­че­ски­ми ин­те­ре­са­ми им­пе­рии. В 1165 го­ду в Ки­ев при­был но­вый мит­ро­по­лит – грек Иоанн IV, и свя­той Ро­сти­слав из сми­ре­ния и цер­ков­но­го по­слу­ша­ния при­нял его. Но­вый мит­ро­по­лит, по­доб­но сво­е­му пред­ше­ствен­ни­ку, управ­лял Рус­ской Цер­ко­вью ме­нее го­да († 1166). Ки­ев­ская ка­фед­ра вновь оста­лась вдов­ству­ю­щей, а ве­ли­кий князь был ли­шен оте­че­ско­го со­ве­та и ду­хов­но­го окорм­ле­ния со сто­ро­ны мит­ро­по­ли­та. Един­ствен­ным ду­хов­ным уте­ше­ни­ем его бы­ло об­ще­ние с игу­ме­ном По­ли­кар­пом и свя­ты­ми стар­ца­ми Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря и Фе­о­до­ров­ско­го мо­на­сты­ря в Ки­е­ве, ос­но­ван­но­го его от­цом.

Воз­вра­ща­ясь из по­хо­да на Нов­го­род вес­ной 1167 го­да, свя­той Ро­сти­слав за­не­мог. Ко­гда он до­е­хал до Смо­лен­ска, где кня­жил его сын Ро­ман, род­ные уго­ва­ри­ва­ли его остать­ся в Смо­лен­ске, но ве­ли­кий князь при­ка­зал вез­ти его в Ки­ев. «Ес­ли умру по до­ро­ге, – за­ве­щал он, – по­ло­жи­те ме­ня в от­чем мо­на­сты­ре у свя­то­го Фе­о­до­ра. Ес­ли Бог ис­це­лит ме­ня, мо­лит­ва­ми Пре­чи­стой Сво­ей Ма­те­ри и пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия, по­стри­гусь в Пе­чер­ском мо­на­сты­ре».

Бог не су­дил ис­пол­нить­ся дав­не­му же­ла­нию Ро­сти­сла­ва – окон­чить жизнь ино­ком свя­той оби­те­ли. Свя­той князь скон­чал­ся на пу­ти в Ки­ев 14 мар­та 1167 го­да. (В дру­гих ис­точ­ни­ках ука­зан 1168 год.) Те­ло его, со­глас­но за­ве­ща­нию, бы­ло по­ло­же­но в Ки­ев­ском Фе­о­до­ров­ском мо­на­сты­ре.

Ростислав Мстиславич, князь Смоленский и великий князь Киевский

Ростислав Мстиславич. Изображение из Русского биографического словаря

Ростислав Мстиславич (ок.1108 — 14 марта 1167)
— смоленский князь, князь новгородский (1154), великий князь киевский (1154—1155, 1159—1161, 1161—1167) сын Мстислава Великого, Мать — Христина Шведская, дочь шведского короля Инге Старшего.

Ростислав Мстиславич — третий сын Мстислава Владимировича, внук Владимира Мономаха, князь Смоленский (1125—1159 г.), а затем Киевский. Профессор П. В. Голубовский в своей монографии «История Смоленской земли до начала ХV ст.» отводит ему первенствующее место в деле устроения Смоленской земли. «Значительная населенность, — говорит он, — развитие торговли с востоком и западом, севером и югом давали Смоленскому князю обильные средства для придания своему княжеству политического веса в общерусских делах, и, несмотря на всю отрывочность имеющихся у нас данных, можно сказать, что Ростислав умел воспользоваться своим положением и поставил Смоленскую землю на высшую степень политического могущества, какой она уже никогда не достигала после его смерти».

Картина Анатолия Булдакова «Смоленск великокняжеский».

Стремясь поставить свой удел в независимое положение и в церковно-административном отношении, Ростислав основал в Смоленске в 1137 г. епископскую кафедру, а в 1151 г., «сдумав с людьми своими», т. е. с согласия веча, написал уставную грамоту, в которой назначил десятую часть доходов князя и княгини, земельные владения, бобровые гоны, «сеножаты» (сенокосы) и т. д. — «Святей Богородици (Соборной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы) и епископу, кроме продажи, и кроме виры, и кроме полюдья». Примеры назначения десятой части доходов в пользу церкви были, как известно, и ранее: начало «десятин» в пользу церкви положил, как известно, Владимир Святой, при построении им Десятинной церкви в Киеве. В случае упразднения епископской кафедры в Смоленской земле и присоединения этой земли, как то было раньше, к Переяславской епископии, — все преимущества, дарованные Смоленскому епископу, должны быть, как сказано в уставной грамоте 1151 г., уничтожены.

Игорь Сибикеев. Русский дружинник. XII век.

Просвещение, торговля и богатство Смоленской земли обусловливались ее географическим положением. Находясь в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги, она рано вступила в торговые сношения с Западной Европой через посредство Полоцкой земли, с Киевом, Новгородом, Суздальской землей вообще и выделившимся из нее впоследствии Тверским княжеством. Ведя оживленную торговлю с соседями, Смоленская земля — через них или даже непосредственно, вошла в сношения с далекими образованными странами на Востоке, как, напр., с Волжской Булгарией и Багдадским халифатом, а на юге — с Византией, под сильным влиянием которой и развилось ее просвещение. Смоленские бояре, пришедшие с Ростиславом в Киев, когда он сделался великим князем, ездили в 1161 г. в Византию по делу о постановлении нового митрополита в Киев. Вследствие уменья Ростислава ладить с вечем, во все время его долгого княжения в Смоленской земле господствовало внутри страны спокойствие.

Михаил Иванов. Княжеский дружинник. XI век.

Ростислав был лучшим блюстителем народных вечевых прав.Сами смоленские князья пользовались весьма ограниченными правами. Ростислав Мстиславич не ограничил прав земщины, а, напротив, во всех делах сам стал на неё опираться. Ростислав много заботился о собирании и списывании книг и рукописей. В самом Смоленске, в других городах и селениях в его время появились книгохранилища светской и духовной литературы.

В 1125 г. скончался Владимир Мономах, и Киевское княжение перешло к его старшему сыну Мстиславу, который перевел брата Вячеслава из Смоленска в Туров, а сына своего Ростислава посадил в Смоленске.В то же время Ростислав не уклонялся от участия в борьбе за великое княжение, которая достигла наибольшей остроты именно в его время. Он был верным союзником старшего брата — Изяслава Мстиславича, вместе с ним воевал против Юрия Долгорукого, особенно активно в 1147—1151 гг. Могущество Ростислава возросло настолько, что в 1147 г. Рязанское княжество добровольно признало вассальную зависимость от Смоленска.

После смерти Изяслава Мстиславича (в ноябре 1154 г.) соправитель последнего — старый Вячеслав — призвал Ростислава на киевский трон, чтобы разделить с ним власть. Старшинство Ростислава признали рязанские князья и Новгород, принявший его сына Давыда.
Уже в начале 1155 г. Вячеслав умер, Новгород принял сына Юрия Долгорукого Мстислава, а на Киев выдвинули претензии черниговский князь Изяслав Давыдович и сам Юрий Долгорукий. Оба они, согласно лествичной системе, имели больше прав на великое княжение, чем Ростислав. Юрий выступил в поход из Суздаля в Киев через Смоленскую землю, и Ростислав должен был покинуть Киев и вывести смоленские полки навстречу дяде. До столкновения не дошло, но Ростислав признал старшинство дяди (чем сильно рассердил своего союзника Мстислава, сына Изяслава Мстиславича, который готов был его поддержать). И хотя Киев был занят Изяславом, при приближении Юрия он уступил ему княжение. В 1156 г. старшинство Ростислава признал племянник Изяслава Черниговского Святослав Владимирович Вщижский.

Денис Гордеев. Киевский дружинник XII века.

Юрий вскоре умер (вероятно, отравлен боярами) (1157 г.) в то время, когда Ростислав с Мстиславом и Изяслав готовили выступление против него. Изяслав вернулся в Киев, но уже в 1158 г. предпринял попытку вмешательства в галицкие дела, и галичане поддержали Ростислава и Мстислава. С 1158 года новгородским князем был сын Ростислава Святослав (с небольшим перерывом в 1160-61, когда в Новгороде княжил Мстислав Ростиславич, внук Долгорукого).

Фомин Никита. У древних стен Смоленска

Изяслав был свергнут в 1158 г., и Ростислава призвали в Киев Мстислав Изяславич Волынский и Ярослав Осмомысл. Не желая быть марионеткой южных князей, а также чтобы не подать смолянам, новгородцам и киевлянам повода упрекнуть его в стремлении к самовластию и из уважения к народным правам и обычаям, Ростислав послал предварительно в Киев двух земских послов, от смолян — Ивана Ручечника, от новгородцев — Якуна, договориться с киевлянами о том, на каких условиях они приглашают его в киевские князья. Мстиславу Волынскому тот выделил из своих владений города Белгород, Торческ и Треполь. В 1159 г. Ростислав послал войско освободить город Олешье в низовьях Днепра, захваченный вольницей т.н. берладников. Изяслав, не пущенный обратно в Чернигов Святославом Ольговичем, вступил в союз с его племянниками Всеволодовичами и половцами, произвёл разорительный поход в Смоленское княжество, потом ему удалось вернуться в Киев, но он был вновь разбит Мстиславом и галичанами, убит Чёрными Клобуками 6 марта 1161 г.

Дальнейшее правление Ростислава в качестве великого князя (до 1167 г.) был довольно спокойным, особенно в отличие от предшествующих лет. Усобицы случались лишь эпизодически, а Ростислав всегда старался примирить враждующие стороны и предотвратить конфликты. Власть Ростислава не испытывала серьёзных покушений. Он старался поддерживать безопасность Киева и следил за порядком. В 1162 г. он отразил половцев, напавших на черных клобуков, а в 1163 г. женил своего сына Рюрика на дочери половецкого хана Белука и с тех пор был с половцами в союзе, однако нападения других половецких орд продолжались. В 1165 г. он фактически присоединил к Смоленскому княжеству Витебск, куда посадил своего сына Давыда Ростиславича. За это витебский князь Роман получил в управление два смоленских города.

Борис Чориков. Ростислав и его племянник Мстислав находят умирающего Изяслава.

В 1166 году половцы заняли пороги и начали грабить русских и византийских купцов. Ростислав разослал гонцов к князьям, повелев собраться в Киеве со всеми полками. На зов великого князя откликнулись: Мстислав Изяславич с братьями Ярославом и Ярополком, Владимир Андреевич, Владимир Мстиславич, Глеб Юрьевич, сыновья Ростислава — Рюрик, Давыд и Мстислав, галицкий князь Ярослав Владимирович, приславший значительную помощь, и ряд других князей. Огромное русское войско спустилось к Каневу и простояло там до окончания речной навигации, охраняя торговые суда.В конце его княжения новгородцы невзлюбили своего князя Святослава, сына Ростислава, и выгнали его из Новгорода. Ростислав решился отправиться в Новгород в 1167 году, с тем, чтобы примирить своего сына с новгородцами. Когда смоляне узнали, что к ним едет любимый князь их, «мало не весь город Смоленск» выехал к нему навстречу за 300 вёрст. Богато одаренный смолянами, Ростислав отправился к Новгороду через Торопец, но здесь занемог и потому послал сказать к сыну в Новгород, чтобы тот явился в Великие Луки вместе со знатными новгородцами. Ростислав упрашивал послов примириться с сыном, не разлучаться с ним до гроба, умолял их держаться союза со смолянами, как лучшими их друзьями; сына Святослава он упрашивал ладить с новгородцами. Обе стороны скрепили свой союз, и новгородцы обещали быть верными Святославу до гроба. На обратном пути, в Смоленске, Ростислав почувствовал себя ещё хуже, но, желая во что бы то ни стало умереть в Киеве, продолжал путь.Ростислав умер в селе Зарубе, а его тело было привезено в Киев и 2 апреля 1167 года похоронено в киевском монастыре св. Фёдора.Прославлен Русской Православной Церковью в лике святых как благоверный

Павел Попов. Ратник XII века с характерным шлемом из Немии.

Итоги правления

С. М. Соловьев подводит такого рода итог деятельности Ростислава: «И этот Мстиславич представляет также замечательное явление между древними князьями нашими: далеко уступая старшему брату своему Изяславу в деятельности, отваге и распорядительности ратной, Ростислав отличался охранительным характером: постоянно почтительный пред старшим братом, покорный его воле, он был почтителен и перед дядьями, с неудовольствием смотрел на борьбу с ними старшего брата, уговаривал его уступить им, и когда самому пришла очередь быть старшим в роду, то потребовал от младших такого же повиновения, какое сам оказывал своим старшим. Принявши старшинство, он не уступил пылкому племяннику своему Мстиславу в требованиях, — как по всему видно, неумеренных, но после и его, и всех остальных младших родичей ни в чем не обидел, всех старался примирить, всех наделил волостями, так что при конце его жизни повсюду водворилось спокойствие».

Мак Брайд. Русский ратник, XII-XIII века.

У Ростислава Мстиславича было пять сыновей и одна дочь: Святослав княжил в Новгороде; Роман в Смоленске, а затем в Киеве; Рюрик-Василий (женат с 1163 г. на дочери Половецкого хана Белуха, а во втором браке на Анне, дочери Юрия Ярославича) — в Новгороде, а затем в Киеве; Давид княжил последовательно в Новгороде, Торжке, Вышгороде, Витебске и Смоленске; Мстислав Храбрый (женат на дочери Глеба Рязанского) — в Треполе, а затем в Ростове и Новгороде. Дочь Агапия была замужем за князем Олегом Святославичем.

Через браки своих семи сестер Ростислав Мстиславич находился в родственных отношениях с Норвежским, Оботритским и Венгерским королями, с Греческим императором Иоанном и с князьями: Брячиславом Борисовичем (внуком Всеслава Полоцкого), Ярославом (сыном Святополка II Михаила) и Всеволодом (сыном Олега Святославича), князем Черниговским.

Сыновья: Роман Ростиславич, великий князь Киевский
Рюрик Ростиславич великий князь Киевский
Святослав Ростиславич, князь Новгородский
Давыд Ростиславич, князь Смоленский
Мстислав Ростиславич Храбрый, князь Новгородский
Дочери: Елена Ростиславна, жена Казимира II, короля Польши
Агафья Ростиславна, жена Олега Святославича, князя Новгород-Северского
Аграфена Ростиславна, жена Игоря Глебовича, князя Рязанского
дочь, жена Мстислава Ростиславича Безокого, князя Ростовского

Смоленский князь Ростислав Мстиславич, отец Рюрика и Давыда.

Русские княжества в XII веке.

Благоверный великий князь Ростислав

Дни памяти: 14 марта, 4 июня (Белорус.), 4 июня
Ростислав князь

Святой Ростислав, великий князь Киевский, сын великого князя Киевского святого Мстислава Великого (+ 1132, память 14 июня), брат святого князя Всеволода-Гавриила (+ 1138, память 11 февраля, 22 апреля и 27 ноября), является одним из выдающихся государственных и церковных деятелей Руси середины XII века.

С его именем связано укрепление и возвышение Смоленска, Смоленского княжества и Смоленской епархии.

До XII века Смоленская земля была составной частью единого Киевского государства. Начало ее политическому обособлению было положено в 1125 году, когда святой князь Мстислав Великий, унаследовав от своего отца, Владимира Мономаха, киевский великокняжеский стол, отдал Смоленск в держание своему сыну Ростиславу (в крещении Михаилу). Благодаря трудам и подвигам святого Ростислава Смоленское княжество, которым он правил более 40 лет, расширяется, застраивается городами и селами, украшается храмами и монастырями, приобретает влияние на общерусские дела.

Святым Ростиславом основаны в Смоленской земле города Ростиславль, Мстиславль, Кричев, Пропойск, Васильев и другие. Он стал родоначальником смоленской княжеской династии.

В 1136 году святой Ростислав добился основания отдельной Смоленской епархии. Первым ее епископом стал Мануил, поставленный в марте-мае 1136 года митрополитом Киевским Михаилом, а имущественное ее положение было обеспечено Уставом князя Ростислава, изданным в том же году. Кроме того, 30 сентября 1150 года специальной грамотой святой Ростислав подтвердил передачу Смоленской кафедре Соборной горы в Смоленске, на которой стоял кафедральный Успенский собор и другие епархиальные здания.

Современники высоко ценили церковное строительство князя Ростислава. Даже источники, ничего более не сообщающие о нем, отмечают, что «сей князь Святую Богородицу строил в Смоленске». Эти слова следует понимать не только в смысле перестройки и расширения при князе Ростиславе Успенского собора, воздвигнутого его дедом, Владимиром Мономахом, в 1101 году (перестроенный собор был освящен епископом Мануилом на праздник Успения 15 августа 1150 г.). Князь Ростислав был «строителем Церкви» в более широком смысле: он обеспечил Смоленский храм Успения Богородицы материально, превратил из городского собора в церковный центр огромной Смоленской епархии.

Святой князь Ростислав был строителем Смоленского Кремля и Спасского собора Смядынского Борисоглебского монастыря, основанного на месте убийства святого князя Глеба (+ 1015, память 5 сентября). Позже его сын Давид, выполняя, возможно, желание своего отца, перенес на Смядынь из Киевского Вышгорода ветхие деревянные раки святых Бориса и Глеба, в которых их мощи покоились до переложения в каменные раки в 1115 году.

В пятидесятые годы XII века святой Ростислав был втянут в длительную борьбу за Киев, которую вели представители двух сильнейших княжеских группировок — Ольговичей и Мономаховичей.

Хотя основным претендентом на великое княжение со стороны Мономаховичей был дядя Ростислава Юрий Долгорукий, Смоленскому князю, одному из самых могущественных властителей Русской земли, нередко принадлежал решающий голос в военном и дипломатическом соперничестве. Для каждого из участников схватки он — одновременно опасный противник и желанный союзник, помимо своей воли он оказывается в центре событий. Это имело промыслительное значение, потому что святой Ростислав выделялся среди современников государственной мудростью, строгой справедливостью и безусловным послушанием старшим, глубоким почтением к Церкви и ее иерархии. Для нескольких поколений он стал олицетворенным носителем Русской Правды и русской праведности.

После смерти брата Изяслава (+ 13 ноября 1154 г.) святой Ростислав на короткое время стал великим князем Киевским, но владел Киевом совместно со своим дядей Вячеславом Владимировичем. После смерти последнего (в конце того же года) он вернулся в Смоленск, уступив Киевское княжение другому своему дяде — Юрию Долгорукому, и устранился от активного участия в кровопролитных междукняжеских усобицах. Вторично он занял Киев 12 апреля 1159 года и оставался великим князем до самой смерти (+ 1167), хотя еще не раз пришлось ему отстаивать отчее наследие с мечом в руках.

Годы правления святого Ростислава приходятся на один из самых сложных периодов в истории Русской Церкви. Старший брат Ростислава, князь Изяслав Мстиславич, сторонник автокефалии Русской Церкви, избрал в митрополиты русского ученого инока Климента Смолятича и повелел поставить его в митрополиты собором русских епископов, без обращения к Константинопольскому Патриарху. Это произошло в 1147 году. Русская иерархия в основном поддержала митрополита Климента и князя Изяслава в их борьбе за церковную независимость от Византии, но некоторые епископы во главе с Нифонтом, святителем Новгородским (память 8 апреля), не признали автокефального русского митрополита и уклонились от общения с ним, превратив свои епархии, впредь до выяснения обстановки, в своеобразные «автокефальные» церковные округа. Так поступил и епископ Мануил Смоленский.

Святой Ростислав понимал опасность, которую таила в себе идея русской автокефалии в то время, в условиях раздробенности Руси. Постоянная битва за Киев, которую вели князья, усложнилась бы такой же «битвой» за киевскую митрополичью кафедру между многочисленными претендентами, которых выдвигала та или иная княжеская группировка.

Предвидение святого Ростислава полностью оправдалось. Юрнй Долгорукий, придерживавшийся византийской ориентации, заняв в 1154 году Киев, немедленно изгнал митрополита Климента и послал в Царьград за новым митрополитом. Им стал святой Константин (память 5 июня), но он прибыл на Русь лишь в 1156 году, за полгода до смерти Юрия Долгорукого (+ 15 мая 1157). А еще полгода спустя, когда 22 декабря 1157 года в город вступил племянник святого Ростислава, Мстислав Изяславич, святитель Константин должен был бежать из Киева, и на митрополичью кафедру вернулся низложенный Климент Смолятич. Началась церковная смута — на Руси стало два митрополита. Вся иерархия и духовенство оказались под запрещением: митрополит-грек запретил русских, поддерживавших Климента, Климент запретил всех ставленников и сторонников грека. Для прекращения соблазна святой Ростислав и Мстислав постановили удалить обоих митрополитов и просить у Патриарха поставления на русскую кафедру нового первосвятителя.

Но сложности на этом не кончились. Прибывший в Киев осенью 1161 года митрополит Феодор умер весной следующего года. По примеру святого Андрея Боголюбского (память 4 июля), пытавшегося в это время провести в митрополиты своего сподвижника епископа Феодора, святой Ростислав выдвинул своего кандидата, которым вновь оказался многострадальный Климент Смолятич.

Тот факт, что великий князь изменил свое отношение к митрополиту Клименту, проникнутому идеей русской автокефалии, объясняется влиянием Киево-Печерского монастыря и особенно архимандрита Поликарпа. Архимандрит Поликарп, блюститель печерских преданий (в 1165 году он стал настоятелем обители), был самым близким .к святому Ростиславу человеком.

Святой Ростислав имел благочестивый обычай приглашать по субботам и воскресеньям Великого поста к своему столу Печерского игумена с двенадцатью иноками и сам им прислуживал. Князь не раз изъявлял желание постричься в монахи в обители преподобных Антония и Феодосия и даже приказал построить себе там келлию. Печерские иноки, пользовавшиеся огромным духовным влиянием в Древней Руси, поддерживали в князе мысль о независимости Русской Церкви. Тем более, что епископы из греков были в эти годы на Руси даже под подозрением относительно их православности, в связи с известным «спором о постах» («леонтианская ересь»). Но благочестивое желание святого Ростислава добиться у Патриарха благословения русского митрополита Климента не осуществилось. Греки считали право назначения митрополита на Киевскую кафедру своей важнейшей привилегией, что объяснялось не столько церковными, сколько политическими интересами империи. В 1165 году в Киев прибыл новый митрополит — грек Иоанн IV, и святой Ростислав из смирения и церковного послушания принял его. Новый митрополит, подобно своему предшественнику, управлял Русской Церковью менее года (+ 1166). Киевская кафедра вновь осталась вдовствующей, а великий князь был лишен отеческого совета и духовного окормления со стороны митрополита. Единственным духовным утешением его было общение с игуменом Поликарпом и святыми старцами Киево-Печерского монастыря и Феодоровского монастыря в Киеве, основанного его отцом.

Возвращаясь из похода на Новгород весной 1167 года, святой Ростислав занемог. Когда он доехал до Смоленска, где княжил его сын Роман, родные уговаривали его остаться в Смоленске, но великий князь приказал везти его в Киев. «Если умру по дороге, — завещал он, — -положите меня в отчем монастыре у святого Феодора. Если Бог исцелит меня, молитвами Пречистой Своей Матери и преподобного Феодосия, постригусь в Печерском монастыре».

Бог не судил исполниться давнему желанию Ростислава — окончить жизнь иноком святой обители. Святой князь скончался на пути в Киев 14 марта 1167 года. (В других источниках указан 1168 год.) Тело его, согласно завещанию, было положено в Киевском Феодоровском монастыре.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Stephanya История России. Ростислав Мстиславич Смоленский






Ростислав Мстиславич Смоленский
Годы жизни: 1110 – 1167
Годы правления: 1159-1167
В крещении дано имя Михаил. Был третьим сыном святого Мстислава Великого и шведской королевны Христины Инговны. Внук Владимира Мономаха. Представитель рода Рюриковичей. Родоначальник Смоленских князей.

Князь Смоленский в 1125-1160 гг. Кн. Новгородский в 1153 г. Великий Князь Киевский в 1154, 1159-1167г.г.
В молодости был доблестным воином, но только из уважения к своему старшему брату Изяславу Второму он принимал участие в ненавистных ему междоусобных войнах. В 1127 г. коалиция Мономашичей, во главе которой стал Мстислав Великий совершила поход на Полоцкое княжество. Ростислав ходил со своей дружиной на город Друцк.
В этом же году Ростислав получил от отца Смоленское княжество. До 1132 г. Ростислав Мстиславич занимал Смоленский стол как подручник своего отца Мстислава, и находился в его полной власти, а само Смоленское княжество было лишь уделом Киевского княжества.
Князь Ростислав Мстиславич княжил в Смоленске более 30-ти лет (1125/7-1159 годы). Его княжение явилось самым важным этапом в истории создания и развития Смоленского княжества.
Особенности личного темперамента влекли Ростислав Мстиславича к мирной, организаторской деятельности. Цель его внутренней политики заключалась в том, чтобы сделать смоленский край богатым, сильным и независимым от других княжеств. Для этого Ростислав образовал из Смоленской области особое княжество и стал именоваться великим князем смоленским. Ему принадлежали Смоленская губерния, часть Псковской (Торопецкий уезд), половина Могилевской, некоторые части таких губерний, как Витебская, Тверская (Осташковский и Ржевский уезды), Московская (Можайский уезд) и Калужская. Смоленское княжество, окруженное со всех сторон только русскими землями, благодаря именно такому географическому положению, было избавлено от войн с инородческими врагами. Ростислав был лучшим блюстителем народных вечевых прав. Особенной чертой его княжения в смоленском княжестве было совершенное слияние княжеской дружины с земщиной, которая принимала самое деятельное участие во всех политических и общественных делах.
Утверждение княжеской семьи в отдельно созданном княжестве сопровождалось усилением градостроительной политики. До 1125 г. в Смоленском княжестве кроме самого Смоленска было всего 3 города: Торопец ,Вержавск, Каспля. При Ростиславе были построены Мстиславль, Ростиславль, Дорогобуж , Изяславль, Ельня, а др. населенные пункты превратились в города: Лучин, Кричев, Красн, Василев, Пропойск.
Именно при Ростиславе Мстиславиче Смоленск обособляется от Южной Руси и в церковном плане. С начала 11-го века Смоленск был в составе Переяславльской епископии. В 1136 году смоленский князь учредил собственную епископию, во главе которой стал с епископ Мануил. В тот же год Ростислав дал епископу грамоту, согласно которой Смоленская епископия получила 10% от всех княжеских доходов.
Ростислав много заботился по поводу собирания и списывания рукописей и книг. В Смоленске и в других городах в его время появились книгохранилища духовной и светской литературы. Смоленские летописи не сохранились до нашего времени, но то, что смоленская летопись существовала, ведет свое начало со времен Ростислава, не вызывает никаких сомнений. Смоленские известия 30-60-х гг. стали основой «Хроники Ростиславичей», которая написана в 80-е гг., и через нее вошли в Киевский свод 1200 г., составленный по приказу сына Ростислава, князя киевского Рюрика. Вступив на пост, Мануил в 1136 г. освятил Смоленский Успенский собор, который был заложен Мономахом в 1101 г.
XII век – век княжеских междоусобиц. Участвует в них и Ростислав Мстиславич Смоленский. В 1132-1136 годах, сразу после смерти отца, он помогает своим братьям Всеволоду и Изяславу в борьбе за отчинный Переяславль против их дяди, Юрия Долгорукого. В 40-е гг. Мстиславичи ведут активную борьбу против черниговских князей Ольговичей, которые утвердились в Киеве и Новгороде. В 1141 г. Ольговичи совершают поход на Смоленск. В 1142 году Ростислав и Изяслав посадили в Новгороде своего брата Святополка, и в том же году Ростислав Мстиславич совершил поход на Чернигов. В последующие годы князь Изяслав Мстиславич ведет длительную и упорную борьбу за Киев с Юрием Долгоруким. В этой войне, которая длилась около десяти лет, Ростислав Мстиславич всегда выступал верным союзником старшего брата, и 4 раза совершал походы на Киев: в 1144, 1147, 1151, 1152 годах. В 1149 г. оба брата совершили поход на суздальские земли, дошли до Ярославля, и как писал летописец: «полон мног принесоша и много зла земле той сотвориша».
В эти годы Ростислав Мстиславич стал одним из самых авторитетных князей Киевской Руси, который совместно со старшим братом проводит антидолгоруковскую политику. В начале 50-х гг. Ростислав фактически стал соправителем своих дяди и брата в Киеве, как говорили белгородцы: «наши князья Вячеслав, Изяслав и Ростислав». В эти же годы князю Ростиславу удалось привести рязанских князей в вассальную зависимость, которые до того были союзниками Юрия Долгорукого.
В 1159 г. Ростислав Смоленский был приглашен киевлянами на великокняжеский стол, вместо Изяслава Давидовича. Из уважения к народным правам и обычаям, Ростислав предварительно послал 2-х земских послов в Киев: от новгородцев – Якуна, от смольнян — Ивана Ручечника, чтобы узнать на каких условиях он приглашен в киевские князья. «Любовию ли духа и советом соединения, — писал он, — зовете мя на великое княжение в Киев? И если это так, то благодать имам к вам».
Когда же Ростислав стал великим князем, то больше всего заботился о мире на Земле Русской. Во времена его княжения междоусобицы на Руси практически не было. Князь всей душой стремился к Церкви: тесно общался со священнослужителями, был знаком с Печерским архимандритом Поликарпом, создал в Смоленском уделе множество храмов. Ростислав Мстиславич жаждал иноческой жизни, но преподобный Поликарп сказал ему, что дело князей — княжить, творить суд и блюсти церковное целование. Но, видя непреклонное и пламенное желание Ростислава, изрек: “Да будет воля Божия”. После этого в Печерском монастыре Ростислав Мстиславич велел приготовить себе келью.
Своей примирительной, справедливой политикой Ростислав Мстиславич Смоленский сумел привлечь к себе симпатии многих удельных князей; даже с лютыми врагами русских земель, половцами, он старался наладить отношения с помощью родственных связей.
В конце его княжения жители Новгорода невзлюбили правящего князя Святослава, сына Ростислава, и выгнали его из города. В 1167 г. Ростислав Мстиславич отправился в Новгород, чтобы уладить конфликт между своим сыном и горожанами. Когда смольняне узнали, что к ним едет их любимый князь, «мало не весь город Смоленск» выехал к нему на встречу за 300 верст. Ростислав был щедро одарен горожанами и отправился к Новгороду через Торопец, но здесь заболел и послал за сыном в Новгород, чтобы тот явился в Великие Луки вместе с знатными новгородцами.
Ростислав Мстиславич уговаривал послов помириться с сыном, умолял их держать союз с смольнянами, как лучшими друзьями, а сына Святослава просил ладить с новгородцами. Обе стороны скрепили свой союз, и новгородцы пообещали быть верными князю Святославу до гроба.
Помирив их, Ростислав возвратился в город Смоленск будучи совсем больным. Перед смертью он жаловался своему духовнику, священнику Семену, на то, что тот не допустил его до обряда пострижения: “Ты ответишь пред Богом за то, что не дал мне стать иноком в Печерском монастыре. Я этого сильно желал, и да простит мне Господь то, что я не выполнил обета моего”. Ростислав постоянно думал об этом и часто говорил игумену Поликарпу: «Поставь мне келью добрую, боюсь напрасной смерти». Но Поликарп постоянно отговаривал его. Теперь Ростислав Мстиславич спешил в Киев, чтобы постричься, но в с. Зарубе почувствовал приближение смерти, послал за духовником Семеном. А после сам прочел отходную и скончался в полной памяти.
Он умер 17 марта 1167 года на территории Смоленского княжества в с.Зарубе, принадлежавшем его сестре Рогнеде.
Тело его привезли в Киев и погребли в Феодоровском монастыре, как сам князь Ростислав и завещал.
Со смертью Ростислава Мстиславича ушла в прошлое целая эпоха – эпоха укрепления отдельных княжеств. Смоленский князь Ростислав был представителем новой генерации русских князей, которые действовали, прежде всего, в интересах собственных семей и собственных земель. Политика Ростислава Мстиславича в Смоленске и Киеве яркий тому пример. Он сумел превратить Смоленское княжество в одно из сильнейших княжеств Киевской Руси и поднять авторитет князя Киевского.
О семье Ростислава Мстиславича Смоленского известно очень мало. Неизвестно на ком был женат смоленский князь, и количество его браков. Сыновья Ростислава Мстиславича впервые появляются в летописи в конце 40-х начале 50-х гг.
Дети
Сыновья
Роман Ростиславич, великий князь Киевский
Роман Ростиславич (?—14 июня 1180) — сын Ростислава Мстиславича. Князь Смоленский, Новгородский и великий князь Киевский (1172—1174, 1175—1177).
В 1151 году помогал Изяславу Мстиславичу отстаивать Киев от Юрия Долгорукого, много содействовал поражению последнего при реке Руте и защищал от него Чернигов. В следующем году помогал Изяславу против Святослава Ольговича.
Когда после смерти Изяслава Мстиславича отец Романа в 1154 году ненадолго занимал киевский престол, Роман княжил в Новгороде. В 1158 году участвовал в походе Рогволода Борисовича против других полоцких князей, в 1159 году — в походе Святослава Ольговича против Святослава Владимировича, в 1169 году — во взятии Киева войсками Андрея Боголюбского и затем в походе последнего на Новгород.
После смерти в Киеве Глеба Юрьевича и Владимира Мстиславича Андрей в 1172 году посадил Романа на великое княжение киевское, но через два года, разгневанный отказом Романа выдать киевских бояр, заподозренных в убийстве князя Глеба Юрьевича, заставил его удалиться из Киева в Смоленск. Роман подчинялся воле Андрея, в отличие от своих младших братьев. После неудачного похода Андрея в Киевскую землю и осады Вышгорода (1173) киевским князем стал младший брат свергнутого в 1169 году Мстислава Изяславича Ярослав. После гибели Андрея Боголюбского (1174) Роман сел в Киеве уже в качестве самостоятельного князя. В периоды киевского княжения Роман оставлял в Смоленске своего старшего сына Ярополка.
В 1177 году русские войска, возглавляемые братьями Романа Рюриком и Давыдом, были разгромлены половцами. Виновником поражения считался Давыд, и черниговский князь Святослав Всеволодович потребовал от киевского князя суда над Давыдом и лишения его доли в Русской земле, то есть удела в Киевском княжестве. Роман уклонился от этих действий и вынужден был оставить Киев в пользу Святослава в том же году.
Роман скончался в Смоленске в 1180 году, пробыв один год (1179) в Новгороде.
Семья и дети
Жена: с 1149 года — Мария, дочь Святослава Ольговича Новгород-Северского.
Дети:
Ярополк Романович
Мстислав Романович Старый
дочь — замужем за Всеславом Васильковичем Полоцким
Рюрик Ростиславич, великий князь Киевский
Рюрик Ростиславич — сын Ростислава Мстиславича. Князь Новгородский (1170—1171), Овручский (1173—1194), великий князь Киевский (1173, 1181, 1194—1201, 1203—1204, 1205—1206, 1207—1210), Черниговский (1210—1214).
По смерти отца в 1168 году Рюрик остался княжить в Овруче. Вскоре после похода войск Андрея Боголюбского и его союзников на Новгород в 1170 году новгородцы выгнали Романа Мстиславича Волынского и пригласили на княжение Рюрика. В 1171 году его брат Роман, заняв Киев, дал ему Белгород. Когда Роман в 1173 году подчинился распоряжению Андрея Боголюбского покинуть Киев, и Михаил Юрьевич послал в Киев своего брата Всеволода и племянника Ярополка Ростиславича, Давыд Ростиславич взял их в плен, а в Киеве вокняжился Рюрик. Вскоре Андрей двинул на младших Ростиславичей свои войска, и Рюрик покинул Киев и сел в осаду в Белгороде.
В 1177 году войска под руководством Рюрика и Давыда были разбиты половцами в Битве у Ростовца, после чего Святослав Всеволодович Черниговский потребовал от их старшего брата Романа, князя киевского, лишить Давыда волости, как виновника поражения. Роман отказался и был изгнан Святославом. В 1181 году Рюрик ненадолго занял Киев, вступил в союз с волынскими князьями и Ярославом Осмомыслом галицким, послал брата Давыда на помощь Роману, княжившему тогда в Смоленске. В то самое время Роман умер, и Давыд возглавил оборону от черниговских и полоцких войск. Попытка Святослава установить контроль и над киевской землёй успехом не увенчалась: Игорь Святославич и половцы Кончака были разбиты Рюриком. В итоге он уступил Святославу старшинство, себе же взял «всю Русскую землю», то есть остальные города Киевской волости. Впоследствии Рюрик действовал вместе со Святославом против половцев (битва на реке Орели, битва на реке Хороле).
Борьба с Романом Мстиславичем
В 1181 г. (предположительно) Рюрик выдал свою дочь Предславу за волынского князя Романа Мстиславича. В 1188 г. Роман овладел Галичем, но вскоре бежал оттуда при известии о приближении венгерского войска и явился за помощью к Рюрику. Рюрик послал с Романом небольшое войско, которое ничего не достигло в Галицкой земле. Предложение Святославом Киевским помощи в получении галицкого престола в обмен на Овруч и другие киевские пригороды Рюрик отклонил. Однако после этой неудачи Рюрик оказал Роману дипломатическую поддержку в возвращении Владимира Волынского, откуда не желал уходить младший брат Романа Всеволод Мстиславич.
В 1194 году по смерти Святослава Рюрик вокняжился в Киеве. Начал назревать конфликт с Ольговичами. В следующем году Рюрик отдал в держание своему зятю Роману довольно большую волость на Киевщине в Поросье, в составе которой было пять городов: Торческ, Треполь, Корсунь, Богуслав и Канев. Всеволод Большое Гнездо, основной союзник Рюрика, вытребовал себе волость Романа, отдав из неё Торческ сыну Рюрика Ростиславу. В ответ Роман развелся с женой, Предславой Рюриковной, после чего вступил в тайный союз с претендовавшим на Киев черниговским князем. Зимой 1196 года Ольговичи в союзе с полоцанами провели поход в Смоленскую землю. Осенью 1196 года Роман приказал своим людям разорять земли Рюрика, который, в свою очередь, вскоре организовал нападение войск Владимира Галицкого и Мстислава Романовича на Перемиль, Ростислава Рюриковича — на Каменец. Одновременно Рюрик, Давыд и Всеволод атаковали Черниговское княжество и, хотя не смогли преодолеть обороны Чернигова и засек на северо-востоке княжества, вынудили Ярослава Всеволодовича отказаться от претензий на Киев и Смоленск.
Соотношение сил резко изменилось после смерти Владимира Галицкого и захвата Романом Галича (1199). В 1201 году Рюрик вступил в союз с Ольговичами и стал готовить поход на Галич. Однако Роман опередил Рюрика, неожиданно появившись на Киевщине во главе волынских и галицких полков. На его сторону перешли чёрные клобуки, а киевляне сами открыли ему ворота в Копыревом конце. Рюрик вынужден был отказался от Киева, Ольговичи вернулись за Днепр, и Роман отдал Киев свеому двоюродному брату Ингварю Ярославичу Луцкому. Близкая Всеволоду Большое Гнездо, чьё старшинство признавал Рюрик, Лаврентьевская летопись сообщает, что Ингваря посадили на княжение Всеволод и Роман.
Рюрик не смирился с поражением. 2 января 1203 г. его войска в союзе с Ольговичами и половцами взяли Киев, причём союзники подвергли город жесточайшему разграблению: ограбили даже крупнейшие храмы города, Софийский собор и Десятинную церковь, а также все монастыри; монахов и монахинь, священников и жен их, старых и увечных перебили, а молодых и здоровых повели в плен, также и остальных киевлян; пощадили только иностранных купцов, запершихся в каменных церквях, — им предоставили свободу в обмен на половину стоимости их товаров. Рюрик вокняжился в Киеве, лишь клятвенно отрёкшись от Ольговичей и половцев, а также «целовав крест» Всеволоду и детям его, то есть отказавшись от старшинства в роде и после смерти Всеволода.
В 1203 году Рюрик принял участие в большом походе южнорусских князей на половцев, организованном Романом Галицким. На обратном пути Роман и Рюрик с сыновьями остановились в Треполе и начали переговоры о распределении волостей, но к соглашению не пришли. Дело кончилось тем, что Роман арестовал Рюрика и его сыновей. Рюрика он отослал в Киев и там велел постричь в монахи вместе с его женой Анной и дочерью Предславой (бывшей женой Романа). Двух сыновей Рюрика Ростиславича Роман увёл как пленников в Галич, но после переговоров с великим князем Всеволодом Большое Гнездо отпустил их; старший, Ростислав Рюрикович, женатый на дочери Всеволода Большое Гнездо, стал киевским князем.
19 июня 1205 года Роман Галицкий был убит во время похода в Малую Польшу. Рюрик, узнав о смерти Романа, немедленно скинул монашескую рясу и объявил себя князем Киевским вместо сына; он хотел было расстричь и жену, но та не согласилась и постриглась в схиму. Ольговичи провели съезд в Чернигове, на котором присутствовали Мстислав Романович Смоленский и половцы, двинулись в поход на Галич, соединившись в Киевской земле в Рюриком, отнимать наследство у сыновей Романовых. На реке Серете союзники встретили галицкое и волынское войско, бились с ним целый день и принудили отступить к Галичу. Однако самому городу они ничего не могли сделать и потому возвратились домой без успеха.
Борьба с Всеволодом Чермным
В следующем 1206 г. по приглашению венгерского короля сын Всеволода Большое Гнездо Ярослав Переяславский попытался занять Галич, но его опередил представитель черниговских Ольговичей Владимир Игоревич. Произошёл разрыв существовавшего в период княжения Романа союза Ольговичей и Ростиславичей: старший в роду Ольговичей Всеволод Чермный сел в Киеве и вскоре выгнал Ярослава из Переяславля, посадив на его место своего сына Михаила. Рюрик уехал в Овруч, сын его Ростислав — в Вышгород, а племянник Мстислав Романович — в Белгород. Но в том же году Рюрик, соединясь с сыновьями и племянниками, выгнал Ольговичей из Киева и Переяславля, сам сел в Киеве, а сына своего Владимира посадил в Переяславле. Всеволод Чермный явился зимою с братьями и половцами добывать Киева, стоял под ним три недели, но не мог взять и ушел назад ни с чем.
В 1207 году Всеволод Чермный, соединившись со Святополчичами Туровскими и Владимиром Игоревичем Галицким, приступил к Киеву. Рюрик бежал в Овруч; Треполь, Белгород, Торческ также были отняты у Мономашичей. Всеволод Чермный сел опять в Киеве, наделав много зла Русской земле через своих союзников половцев, как говорит летописец.
В 1208 году Рюрик внезапно явился к Киеву и выгнал из него Чермного. Только в 1210 году Всеволоду Чермному удалось вернуть Киев путем переговоров с великим князем Всеволодом Большое Гнездо. Киев достался Чермному, а Чернигов Рюрику. Здесь он и умер четыре года спустя.
Семья и дети
Браки: с 1163 года — дочь хана половецкого Белука;
дочь князя Юрия Ярославича Туровского Анна (+1214)
Дети:
Анастасия Рюриковна — с 1182 года замужем за Глебом, сыном Святослава Всеволодовича Киевского
Предслава Рюриковна — замужем за Романом Мстиславичем Волынским
Ярослава Рюриковна — с 1187 года замужем за Святославом Игоревичем, сыном Игоря Святославича.
Ростислав Рюрикович
Всеслава Рюриковна — с 1199 года замужем за Ярославом Глебовичем, удельным рязанским князем
Владимир Рюрикович
Святослав Ростиславич, князь Новгородский
Давид Ростиславич, князь Смоленский
Давыд Ростиславич (1140 г. — 23 апреля 1197 г.) — князь смоленский, четвертый из сыновей Ростислава Мстиславича, великого князя киевского
Родился Давид в Смоленске, в 1140 году в семье Ростислава Мстиславича, князя Смоленского. Отправляясь из Смоленска в Киев, Ростислав послал Давида в 1154 г. в Новгород, но Новгородцы в январе же следующего года прогнали его от себя. В 1157 г. он снова появляется в Новгороде вместе с братом Святославом и затем после похода на родственников Рогволода Борисовича, князя полоцкого, занимает престол в Торжке (1168 г.). Но и отсюда, по требованию новгородцев, Давид был отправлен в Смоленск братом его Святославом (1160 г.). В 1165 г. он занял витебский престол, но в следующем же году уступил его изгнанному из Полоцка Всеславу Васильковичу.
При вокняжении в 1167 г. в Киеве Мстислава Изяславича Давид получил в удел Вышгород. Давид участвовал в следующем году на съезде князей в Киеве, где решено было идти на половцев, но почему-то он отказался от участия, разошелся с Киевским князем и даже в 1169 г. находился при взятии Киева войсками Андрея Боголюбского. По отбытию последних, на Давида напал Мстислав, но тот отсиделся в своем Вышгороде и затем сжег г. Михайлов, последнее убежище Мстиславова племянника, и Василька Ярополковича (1170 г.).
В 1171 г. Давид принимал деятельное участие в посажении на киевском столе Владимира Мстиславича, князя дорогобужского, а в следующем году своего брата, Рюрика. Так как последние действия Давида шли вразрез с желаниями Андрея Боголюбского, отправившего в Киев своего брата Михаила, то он и предложил ему удалиться в Берлад. Гордый ответ Давида на это предложение был причиною того, что Андрей Боголюбский послал под Вышгород громадное войско, которое, впрочем, и после девятинедельной осады города не могло выгнать оттуда Давида (1173 г.).
В 1175 г. он вместе с Олегом Святославичем, князем северским, воевал область черниговскую и в следующем году потерпел поражение от половцев у Ростовца. Автор «Слова о полку Игореве» напоминает Давыду и его брату Рюрику о тех событиях: не ваю ли вои злачёными шеломы по крови плаваша?. Святослав Всеволодович Черниговский требовал, чтобы Давыд, как виновный в поражении, был лишён удела в Киевском княжестве. Давид некоторое время пробыл в Белгороде и по смерти брата Романа вокняжился в Смоленске (1180 г.). Все его семнадцатилетнее княжение здесь прошло, с одной стороны, в беспрерывной борьбе со смоленским вечем, причем дело не раз доходило до серьезных восстаний, гибельных по своим результатам для смольнян, и с другой — в частых войнах с соседними князьями и с половцами. Так в 1181 г. Давид ходил к Друцку против Ольговичей, в 1184 г. на половцев. В 1185 году, после поражения в степях Игоря Святославича Новгород-Северского, привёл свои войска на помощь южным князьям против вторгнувшихся под Переяславль и в Посемье половцев и расположился в Треполе на правобережье Днепра (на пути с левого берега реки через витичевский брод к Киеву). Отсутствие дальнейшего движения смоленских войск обычно трактуется исследователями как «измена Давыда». Когда Святослав и Рюрик форсировали Днепр южнее, на зарубинском броду, заходя в тыл осаждавшему Переяславль Кончаку, и тот спешно отступил, Давыд вернулся в Смоленск.
В 1186 г. Давыд ходил на Полоцк, в 1190 г. боролся со Святославом черниговским, в 1195 г. потерпел поражение от Ольговичей, сильно разоривших смоленскую землю и в 1196 г. был разбит под Витебском.
Вначале Давыд был сторонником и даже поклонником Всеволода Большое Гнездо, по первому требованию его высылал свои войска, потом же заметил, что он был лишь орудием в руках Всеволода, что особенно обнаружилось при заключении последним в 1196 г. мира с Ольговичами, и стал было готовиться к самостоятельному походу, но среди приготовлений скончался, приняв по обычаю того времени монашество. Умер 23 апреля 1197 года.
Дети
Изяслав (ум. после 1185)
Мстислав (Борис) (ум. 1189), князь Новгородский 1184—1187, Вышгородский 1187—1189
Мстислав (Фёдор) (1193—1230), князь Смоленский с 1219
Константин (ум. 1219), родоначальник князей Фоминских и Березуйских
дочь; муж: Глеб Владимирович (ум. 1219), князь Рязанский
дочь; муж: Василько Брячиславич (ум. ок. 1221), князь Витебский
Мстислав Ростиславич Храбрый, князь Новгородский
Мстислав Ростиславич (умер в 1180) — князь новгородский, сын Великого князя Киевского Ростислава Мстиславича, святой Русской Церкви. Имя князя в крещении — Георгий. Прозвание Храбрый не использовалось при жизни князя. Впервые оно появляется в Новгородской первой летописи младшего извода.
Б. А. Чориков. Неустрашимый Мстислав
В 1168 году участвовал в победе южнорусских князей над половцами. Стремясь вместе с братьями контролировать уделы Киевского великого княжества, встал на сторону Андрея Боголюбского в конфликте 1169 года, но вскоре союзнические отношения прекратились в связи со стремлением Андрея подчинить себе смоленских князей. Поход войск Андрея и его союзников в 1173 году закончился безуспешной осадой Вышгорода. При известии о приближении претендента на киевское княжение Ярослава Волынского с галицким войском осада была снята. В борьбе за власть во Владимиро-Суздальском княжестве 1174-1175 годов вместе с Глебом Рязанским поддерживал ставленников старого ростовского и суздальского боярства, внуков Юрия Долгорукого Мстислава и Ярополка Ростиславичей, против Михаила и Всеволода Юрьевичей, поддержанных новыми ремесленными городами и Святославом Всеволодовичем Черниговским.
В 1179 году новгородцы призвали его на княжение. В 1179 году Мстислав совершил удачный поход на Чудь во главе 20-тысячного войска. Весной 1180 года Мстислав хотел двинуться на Полоцк, однако был остановлен своим старшим братом Романом Смоленским, который выслал сына Мстислава для помощи Полоцку. Поход был отменен. 14 июня 1180 года Мстислав умер от внезапной болезни. По словам летописи, перед смертью он похудел и у него стал отниматься язык. Новгородцы погребли Мстислава в гробнице Владимира Ярославича в Новгородском Софийском соборе в приделе Рождества Богородицы. Память его совершается местно 14-го (27) июня, а также в дни русских и новгородских святых: соответственно во 2-ю и в 3-ю неделю по Пятидесятнице.
Семья и дети
1-й брак — дочь Ярослава Осмомысла.
2-й брак (после 1176 года) — Феодосия — дочь Глеба Ростиславича Рязанского.
Дети
Мстислав Мстиславич Удатный, князь торопецкий
Давыд Мстиславич, князь торопецкий
Владимир Мстиславич, князь псковский
Дочери
Елена Ростиславна, жена Казимира II, короля Польши
Еле́на Зноемская — королева польская. Согласно польской историографии, дочь Конрада II Зноемского, а по иным версиям — новгородского князя Всеволода Мстиславича Новгородского, или же Ростислава Мстиславича Смоленского и Киевского. Около 1163 года (по другим сведениям — в 1184 году) стала женой польского короля Казимира II Справедливого; после его смерти в 1194 году пять лет правила Польшей вместе с сыном Лешком Белым. Уступила королевство Мечиславу (Мешко) III Старому.
Елена Зноемская
Елена поддерживала компромиссную внутреннюю политику своего мужа, ставленника панов. После смерти Казимира (1194) паны провели на Краковский стол его малолетнего сына Лешка, а Елену ввели в состав регентства. Елена вскоре стала тяготиться опекой панов и, боясь за власть сына, временно уступила краковский стол претенденту Мешку Старому, признавшему сына Елены, своим наследником (1200). Через год Мешко поссорился с панами и был прогнан ими; но Елена, опять не поладившая с панами, вступила с ним в новую сделку. Мешко вновь стал краковским князем.
Агафья Ростиславна, жена Олега Святославича, князя Новгород-Северского
Аграфена Ростиславна, жена Игоря Глебовича, князя Рязанского
дочь, жена Мстислава Ростиславича Безокого, князя Ростовского
Память благоверному князю Ростиславу Мстиславичу Смоленскому отмечается 14/27 марта и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. Он был причислен Русской Православной Церковью к лику святых как благоверный за свою праведную жизнь правителя.
***
***
История государства Российского
Серия «СЛАВЯНЕ»
Славяне
Века Богумира. Сказание о Семиречье.
Арий и его сыновья. Исход из Семиречья.
Рус, Словен, Венд
Русы в Вавилоне,Ассирии и Египте.
Войны с Грецколанью
Карпатский исход
Русколань,Остроготия и Боспор
Войны Германареха
Бус Белояр
После Буса
Времена Кия
Гибель Святояров
Хазарское иго.
Аркона.
История Руси
Гостомысл
РЮРИКОВИЧИ
Рюрик. 862-879
Аскольд и Дир.
Олег Вещий. 882-912
Игорь Рюрикович. 912-945
Княгиня Ольга.945-966
Святослав Игоревич. 966-972
Ярополк Святославич.972-980
Олег Святославич
Владимир I Святославич. 980-1015
Святополк I Окаянный 1015-1019
Мстислав Владимирович Храбрый
Борис и Глеб
Ярослав Мудрый. 1019-1054
Изяслав I Ярославич.1054-1078
Святослав Ярославич
Всеволод I Ярославич 1076-1077, 1078-1093
Елизавета Ярославна
Анастасия Ярославна
Анна Ярославна
Всеслав Брячиславич Полоцкий.1068-1069
Святослав II Ярославич 1073-1076
Владимир Всеволодович Мономах
Завещание Владимира Мономаха
Почему князь Владимир называется Мономахом
Мстислав Владимирович Великий.1125-1132
Ярополк II Владимирович
Вячеслав Владимирович .
Всеволод Ольгович
Игорь Ольгович
Изяслав II Мстиславич
Юрий I Владимирович Долгорукий
Женщины Древней Руси.Анна-Янка Всеволодовна
Женщины Древней Руси.Рогнеда Рогволодовна и Предслава Владимировна
Александр Невский
Ледовое побоище
Поэтическая летопись Бородинского сражения
Куликовская битва.Часть 1
Куликовская битва.Часть 2
Куликовская битва.Часть 3
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов
Александр Васильевич Суворов. Часть 1.
Александр Васильевич Суворов. Часть 2.
РУССКИЕ ПОРТРЕТЫ XVIII и XIX столетий. Часть 1 — 10.
В.П.Верещагин.Державные правители России.
Древнейшие регалии русских царей.Часть 1
Древнейшие регалии русских царей.Часть 2
Коронационные регалии российских императоров.
***
Императрица Мария Федоровна
Царицы, поразившие Пушкина
Протопоп Аввакум
Боярыня Морозова
Княжна Тараканова
Две Екатерины
Царевич Дмитрий, последний сын Ивана Грозного
Павел I
Владельцы Ораниенбаума.Екатерина II
Владельцы Ораниенбаума.Петр III.
Владельцы Ораниенбаума.Александр Данилович Меншиков.
Александр Дмитриевич Ланской.
ГИРАЛЬДИКА
Орден Святого Иоанна Иерусалимского.Россия.
Орден Святого апостола Андрея Первозванного.Россия.
Орден Святого Александра Невского
Орден Святой Екатерины

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *