«Общее дело» ищет добровольцев для возрождения храмов Русского Севера

Всех неравнодушных к судьбе уникальных деревянных храмов организаторы проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» приглашают в летние экспедиции на Русский Север.

По словам организаторов проекта, «в деревнях можно встретить удивительные по красоте деревянные храмы и часовни, построенные несколько веков назад», сообщает сайт «Патриархия.ru».

«В годы советской власти огромное число церквей было сожжено, раскатано по бревнам, отдано под клубы и склады. Нам выпала честь найти эти храмы, сохранить и передать потомкам», — отметили в «Общем деле».

Добровольцам предстоит провести противоаварийные работы: отремонтировать кровли, закрыть окна, заменить сгнившие венцы в основаниях.

«Если не сделать этого сейчас, деревянные святыни разрушатся, как уже исчезли безвозвратно сотни северных храмов», — подчеркнули организаторы проекта.

Отмечается, что ежегодно во время летних экспедиций добровольцы «Общего дела» расчищают завалы и убирают из храмов мусор, проводят противоаварийные и консервационные работы, устанавливают иконы и приглашают священнослужителей для совершения богослужений.

В проекте принимают активное участие и местные жители, которые после отъезда волонтеров продолжают заботиться о святынях, воссоздавая при этом церковные общины.

За десять лет существования проекта проведено более 240 экспедиций, обследовано 350 храмов и часовен, в 127 проведены противоаварийные и консервационные работы. В 13 храмах впервые за десятилетия с момента закрытия отслужены Литургии.

Записаться в экспедицию можно на сайте www.obsheedelo.ru

Координаторы проекта: Сенькин Никита Александрович (тел. +7(926)355-67-08), Курицына Лидия Сергеевна (тел. +7(926)729-42-49).

Саминский погост.

Еще несколько десятилетий назад Саминский Погост имел совершенно другой вид: шатровую Ильинскую церковь украшала колокольня, была цела Тихвинская церковь. Но время и люди безжалостны к древним постройкам, особенно, деревянным. Можно только надеяться на чудо, что когда-то они будут восстановлены в первозданном виде.
01
Илья Пророк — шатровый храм, силуэтом своим напоминающий взлетающую ракету. Верхний восмерик шире сидящего под ним четверика. Такая конструкция встречается только в Обонежье. Как считается, родилась такая архитектура от скрещения русской традиции с местной, вепской.
02
Ильинская церковь была построена в 1692-1702 годах. В 1970-х годах реставраторы убрали колокольню, сочтя не аутентичной, поскольку она была построена в XIX веке.
03
Теплая Тихвинская церковь, построенная в 1897 году на фундаменте церкви XVII века, начала рушиться в 1990-х годах.
04
05
06
Слово «Погост» происходит от слова «гость». Так в древней Руси называли селения, где останавливался князь с дружиной для сбора дани. Здесь же останавливались торговцы, устраивались торги. Многие погосты появились на месте древних языческих центров и капищ. Позднее здесь стали ставить церкви, рядом с ними устраивать кладбища. Погосты приобрели статус административно-территориальных единиц, объединявших несколько деревень. На Русском Севере, не знавшем крепостного права, они сохранили свой статус до конца XVIII века, а в некоторых местах — до 1917 года.

07
На реке Самина (Самино), притоке Андомы, к XV веку сложилось целое «гнездо» деревень, приписанных Саминскому Погосту. Он был одним из двух концов большого Андомского Никольского погоста Олонецкого стана Обонежской пятины. В наши дни Саминский Погост — небольшая деревня, где постоянно проживают около 25 человек. К ней примыкают другие населенные пункты: Анциферово, Берег, Загородская, Крюковская, Лахново, Силово, Титово.
08
В 1652 году в Саминском Погосте был поставлен храм Ильи Пророка. Место и небесный покровитель храма были выбрано неслучайно. Как гласит предание, в прошлом здесь били родники, место было хоть и возвышенное, но топкое. Илья Пророк генетически связан с языческим богом-громовержцем Перуном, главой славянского пантеона. В 1656 году рядом с Ильинской церковью был возведен храм святых Флора и Лавра.
Простояв почти четыре десятилетия, Ильинская церковь сгорела. В 1692 году началось строительство новой церкви, освященной в 1702 году во имя Илии Пророка. Во второй половине XVIII века храм был перестроен: увеличили высоту шатра, старый балочный потолок заменили на «небо». В XIX веке сруб в целях сохранности обшили досками. Примерно в то же время были расширены окна, пристроена колокольня к трапезной. В советское время в храме был устроен клуб.
08
09
Ильинская церковь частично обшита досками и потому кажется светлой. Живописны расширения-повалы, характерные для обонежских храмов. Да, действительно — она похожа на Успенскую церковь в Кондопоге. К сожалению храм в Кондопоге сгорел.Что то часто деревянные храмы последнее время стали гореть. Как говорится спешите видеть, пока этот храм ещё цел.

Skoda Yeti Шмыга ›
Бортжурнал ›
«Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера»

Прежде всего извините, отчет получился корявым. Подписывал фото, разорвалось повествование и сбился порядок.
«Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» Часть 2
Участие в данном проекте было целью моего путешествия. Я записался добровольцем в этот проект около полугода назад. Мне его посоветовала сестра. Зная мое пристрастие к путешествиям и мое нежелание отрывать задницу без существенного повода, дала стимул сорваться с места. Я пробовал, больше трех дней отдыхать не могу, не мое это лежать на пляже. Отдых по программе «Все включено» — это значит, что все включено: передний мост, понижайка, блокировки и никак иначе. А уж отдавать свои деньги Туркам я не могу по историческим убеждениям. А здесь, идеальный вариант: путешествие, знакомство с новыми, хорошими и увлеченными людьми, обучение плотницкому делу, плюс помощь в восстановление духовного и исторического наследия. Может и громко сказано, но каждому свое. Я конечно не ахти какой верующий, но помочь в восстановлении для меня приятное времяпрепровождения.
Позвонил мне куратор проекта. Предложил на выбор с разными датами две экспедиции. На первую я не успевал, так что поехал в Карелию, г. Пудож, с. Кубовское.
Суть экспедиций такая:
1. Берете палатки и прочую походную атрибутику.
2. Инструмент, необходимый для работы.
3. провизия.
Вперед на подвиги! По времени неделя, иногда приходится задерживаться на 1-3 дня если не успеваем все закончить.
В группе всегда есть старший, он руководит работами и отвечает за остальных раздолбаев. Не всегда, но часто руководят работами мастера из музея Кижи. Они оказывают огромную помощь в проекте. Так же, они проводят обучение добровольцев. Отличные надо сказать ребята. Я с ними подружился, профи в своем деле. Сейчас мало кто обладает такими знаниями и умениями в области деревянного зодчества.
Нас курировали Трегубов и Любимцев. Любимцев по обучающей части проводил занятия. Работал под началом Трегубова.
Еще пару слов об Общем деле
Серьезная организация с опытом и большим (около 600 принявших участие в проектах) добровольцев. На добровольных началах работают архитекторы, плотники, проводится обучение плотницкому мастерству. Собирают деньги на материалы, сами делают/реставрируют деревянные части храмов и доставляют/ монтируют на объекты. Огромная работа — это получение разрешений и согласований на проведение таких работ. К моему сожалению все это Москва. Мне для посещения и участия тяжело и по финансам, и по времени, и по расстоянию.

Один момент — люди там православные в основном, верующие. Так что поездки с пьянками и гуляньями — это другое направление. Мы, как люди понимающие, но далекие от истинной веры ведем себя по принципу:
С Русскими я Русский
С Армянами я Армянин
С Татарами я Татарин
Ни кто не матерится, не употребляет алкоголь, по желанию ходит со всеми в церковь.
Если вам интересно принять участие, пожалуйста
obsheedelo.ru/
vk.com/obsheedelosever
Ссылки с администрацией сайта согласовал.

На данном проекте я был белой вороной (в моем случае седой вороной))) Сочинцы еще не принимали участие в таких проектах. Так что озвучивание моего родного города всегда вызывало удивление. Приходилось пояснить, что в СОЧАХ почти все такие шумоголовые, а если бы вы еще и маршрут из грязи предложили, то приехал бы за 2700 км на уазе))
И так, наш план работ следующий:

Полный размер

На выезде из Вологды

Полный размер

Долгая и красивая дорога до Карелии

Полный размер

Дорога на Вытегру просто шикарная. И остановки и беседки для отдыха, чинят, новый асфальт везде. Красота. Ремонты не досаждают, машин мало, проскакивал их не тратя время

Полный размер

Здесь мы оставили машины. Деревня на другом Берегу реки Водла.

Полный размер

А вы что подумали? Паромная переправа!

Полный размер

Водла, вдалека Кубовская.

Полный размер

Целым этот храм остался только потому, что ему снесли звонницу и купол, переделали в клуб. Будет проект по восстановлению первоначального облика крыши.

Полный размер

Этот дом…живое объяснение судьбы деревни, всех деревень, всей страны. Полный размерИ стоит он сиротливо один… с памятным знаком. Полный размерЭто вышивка, ковер практически. потрясающей точности изображения. Полный размерЭто дом, с которым предстояло работать. Полный размерНаша банда.

1.Храм иконы Казанской Божией Матери 1888 года постройки. Осмотр, отчет о состоянии, составление перечня необходимых работ и ремонт по возможности без внесений изменений в конструкцию здания (прям уазик блин))
Старинный дом (около 150 лет) осмотр, отвод воды от фундамента, замена кровли (благо не является памятником, кровлю можно делать смело)
Мне повезло с первым визитом. Вместо палаток деревня нам приготовила здание школы, баню и развлекательную программу (с которой приходилось убегать что бы поработать иначе не успели бы ничего сделать))
Сначала деревня от нас шарахалась как от чумных. Понятное дело. Приехала толпа, сами, бегают, все чинят, за свой счет(в общем подозрительные личности с непонятными целями)
Когда все таки понимание пришло, принимали нас как родных. Фотографий много, потихонечку начнем…

Общее дело (Поездки на север)

Июль. Архангельская область. Самое тяжелое для туристов время. Комаров не счесть! 12 градусов тепла против московских 20–27. Ночью траву сковывает иней. Днем идут дожди.

По дороге на Север. В гостях у отца Феодосия, д. Казаково, Каргопольский р-н Архангельской обл.

Когда благоразумные туристы выжидают сезона, на Север отправляются воспитанники Сретенской духовной семинарии вместе с другими волонтерами «Общего дела» — проекта по восстановлению деревянных храмов Русского Севера (полное название проекта — «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» ). Отправляются, чтобы, несмотря на комарье и проливные дожди, увидеть красоту северной природы и — затерявшиеся в глубине древнего края деревянные храмы.

О Кижах слышали все. Но мало кто знает, что по берегам реки Онеги расположились десятки сбитых из дерева православных церквей и часовен. Разных. Самый высокий в мире деревянный храм стоит в этих краях: церковь в честь Вознесения Господня в деревне со странным для русского уха названием Пияла. Кубоватых храмов (или храмов с кубоватым завершением, отличительной чертой поонежской архитектурной школы) несколько на всю Россию, и все они здесь, на Онеге.

Деревня Турчасово. Храм Преображения Господня

Только кто скажет, долго ли им здесь стоять? Деревянные храмы Севера, предоставленные самим себе и времени, постепенно разрушаются. Фундамент колокольни пияльского храма Вознесения, того «самого высокого», размыт настолько сильно, что вскоре колокольня может попросту рухнуть в реку. Дерево не любит влаги: если крыша храма прохудилась, сруб очень быстро гниет и превращается в труху. При безучастном наблюдении за этими процессами через 20–30 лет подобная судьба постигнет все храмы Севера. Они просто исчезнут.

Храм Вознесения Господня, д. Пияла В разбитые окна деревянных церквей залетают птицы. Первая работа, которую находят для себя те, кто открывает полвека закрытые двери храмов, — ликвидировать следы пребывания пернатых гостей. «Если в храмы не приходят люди, — говорит руководитель экспедиции, иеромонах Ириней (Пиковский), — в нем поселяются птицы. Свято место пусто не бывает».Если в храм не приходят люди, в нем поселяются птицы Часто оказывается: храмы сохранились до наших дней только потому, что в советские годы их использовали как клубы, спортзалы или склады. Хотя бывает по-разному. Некоторых храмов давно уже нет — их раскатали по бревнышкам. Или попросту сожгли. Но многие из тех, что есть, еще можно восстановить.

Этим — восстановлением деревянных жемчужин Севера — и занимаются участники проекта «Общее дело». Студенты Сретенской духовной семинарии в числе других неравнодушных молодых людей приезжают на Русский Север. Каждое лето. Что делают? То, что каждый из них умеет. В зависимости от навыков. Приходилось иметь дело с рубероидом? Полезай заделывать дыры в крыше. Нет? Можно другим заняться, например, обновить пол храма, заменяя гнилые доски новым

Храм Богоявления Господня, д. Поле

Местные жители, узнавая, кто и с какой целью приехал, тоже приходят помогать. Самим восстановить свои святыни им уже не по силам, говорят: «Молодых-то рук нет совсем». Чаще всего местные жители — люди пожилые. В пору их молодости время было другое, с восстановлением храмов мало совместимое.

Но все-таки и они выходят потрудиться: идут вместе с приезжей молодежью в храм, убирают мусор внутри и вокруг, стирают известные — увы, почти неизбежные — надписи на стенах. Наводят порядок, одним словом. Один жителей д. Большой Бор сказал как-то: «Народ на Севере соскучился по вере».

Народ на Севере соскучился по вере

Особый энтузиазм проект вызывает у местной детворы — приехавших на лето к бабушкам и дедушкам внуков и внучек. Они активно помогают москвичам в добром деле. Поработав, все собираются вместе, чтобы с интересом провести время. Для «внуков и внучек» каждый год готовится что-то новенькое — или загадки из «Повести временных лет», или путешествие во времена Великой Отечественной войны, или, как летом 2015, мультипликация. Самая настоящая. Мультфильм начался с нарисованного маслом на стекле сюжета об апостолах Петре и Павле, плода совместного творчества детей. В нем ребята рассказывают взрослым, кто такие первоверховные апостолы и почему они так именуются. Получилось просто и искренне. Мультфильм показали на празднике Дня деревни, совершенно не случайно совпавшем с днем памяти апостолов Петра и Павла. Он напомнил жителям о том, что уже забылось.

Но ведь не все время работать, иной раз ребята выбираются покататься на лодке и посмотреть соседние озера или собрать невиданную северную морошку, похожую по вкусу на печеное яблоко. Но чаще всего вечерами всех собирают костер и гитара.

Вечера у костра

Семинаристы приезжают на Север и зимой. Впечатлений — не меньше, чем летом. Например, от чтения акафиста в храме, когда «было страшно холодно: изо рта шел пар, отчего буквы в молитвослове были едва видны» (так вспоминает зимнюю экспедицию один из ее участников, семинарист Алексей Гугливатый). Зато горячий чай в таком зимнем походе обретает особую ценность.

В деревне Поле зимой. Храм Богоявления Господня

На Север приезжают разные люди. Даже англичане и американцы. Берут отпуск или проводят в экспедиции каникулы. Иные — возвращают билеты на Черное море и отправляется на Белое. Зачем? Что туда тянет? Только ли северное гостеприимство, пироги, творог, сметана? «Это не главное, — говорит один из воспитанников семинарии, Иона Скрипник. — Там люди добрые, отзывчивые. У них нет такого понятия: я тебе даю, а ты мне обязан дать что-то взамен. Они рады тому, что мы просто к ним едем».

Проповедь в Большом Бору

Для семинарской братии главное в северных поездах — люди. Проповедь им о Христе. Ведь, как для будущих священнослужителей, это — их призвание. А сейчас — серьезная проверка. Такие беседы не похожи на дискуссии в аудитории. Здесь ты уже не слушатель на лекции, слушают — тебя. И вес твоих слов, и ответственность за них совсем иные. Иеромонах Ириней (Пиковский) обязательно совершает богослужения, крестит, венчает в тех деревнях, где приходится бывать. В одной из таких деревень, Шомокше, где никогда не было храма (эту деревню создали искусственно в советское время), за три дня, пока там были семинаристы, захотели креститься сорок три человека.

В 2015 году исполнилось пять лет с начала экспедиций в рамках «Общего дела» от Сретенского монастыря, первой из которых была поездка в деревню Пияла.

Позже в деревне Поле родилась одноименная песня, ставшая местным «хитом» и затем записанная в профессиональной студии. Эта песня — своеобразный гимн проекта.

Состав первых экспедиций от Сретенского монастыря насчитывал не более 20 человек. Летом 2015 года количество волонтеров достигло 90 человек, отправившихся в девять различных населенных пунктов Архангельской области.Карта экспедиций в Онежский и Плесецкий районы Архангельской области за 2011-2015 гг.

Надеемся, что в последующие годы экспедиции на Север будут привлекать к себе все больше ребят. И время, неудобное для туристов, вполне сгодится для людей, старающихся по мере сил сохранить рукотворную красоту храмов и нерукотворную, немеркнущую красоту веры.

Отец Ириней, семинаристы и местные жители

Заброшенные, разрушенные храмы — привычное зрелище в пору советской власти. Но сколько сейчас разрушенных храмов, которые не на виду, где-то в глубине. И какие храмы!

Куратор проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» ‒ священник Алексий Яковлев:

В экспедициях ежегодно участвует более 500 человек, в том числе студенты Сретенской духовной семинарии. Сегодня они составляют самую многочисленную группу участников проекта.

В 2015 году группа телеканала «Царьград» подготовила сюжет о проекте «Общее дело».

Каждой осенью участники «Общего дела» подводят итоги года и готовятся к новым экспедициями. Подать заявку на участие в составе экспедиционных групп на лето 2016 года можно заполнив анкету и отправив ее по электронному адресу: ks-yhoo@yandex.ru (предпочтение отдается мужчинам в возрасте до 35 лет).

После богослужения в Турчасово

Наша группа «ВКонтакте»

Подробнее о наших поездках на сайте семинарии и Православие.ру:

«ОБЩЕЕ ДЕЛО» – ПОМОЧЬ НАШИМ ДУШАМ. Воспоминания о миссионерской поездке в Архангельский край (Иеромонах Ириней (Пиковский), 2012 год).

ПО «СВЯТЫМ КЛУБАМ» ОНЕГИ (Валентин Фролов, 2012 год).

СИЯНИЕ СЕВЕРА. О храмах, которые не работают, священниках, которых нет, и людях, которые ждут Русского Возрождения (Жанна Бобкова 2012 год).

ДРУГАЯ СТРАНА. Миссионерские записки (иеромонах Ириней (Пиковский), 2013 год).

МИССИОНЕРСКИЕ ЗАПИСКИ – 2014. Поездка на Русский Север (иеромонах Ириней (Пиковский), 2014 год).

«ТРУДЫ И ДНИ АРХАНГЕЛЬСКИХ МИССИОНЕРОВ. Зимние заметки о летних впечатлениях (+ФОТО)» (Евгения Нарайкина, 2014 год).

«СКАЗ О РУССКОМ СЕВЕРЕ»: РАССКАЗЫ СЕМИНАРИСТА О ПОЕЗДКЕ В АРХАНГЕЛЬСКУЮ ОБЛАСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ОБЩЕЕ ДЕЛО» ЧАСТЬ 1: ТРУД И ОТДЫХ – 2017. Поездка на Русский Север (Александр Пусько), 2017 год).

ОТКРЫВАЯ СЕВЕР. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ О ДУХОВНОЙ МИССИИ СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ (2018 год)

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *