Христианское искусство

Характеристика живописи, скульптуры и архитектуры христианской направленности.

Христианское искусство

Введение

Христианство распространилось по всему миру, чтобы стать основной религией и системой ценностей для человечества, по крайней мере, до 20-го века. С течением времени оно обрастало иерархической организацией и традициями, а также стало самым крупным и влиятельным покровителем художников, скульпторов и архитекторов. Действительно, с самого начала церковь использовала произведения различных видов искусства для того, чтобы создать определенный образ, усилить влияние церкви и привлечь новых единомышленников. В процессе становления христианского искусства была разработана уникальная иконография, архитектурный стиль, создавались характерные скульптуры, алтари, витражи, фрески и мозаики.

Пьета. Микеланджело.

В начале 16-го века церковь использует для оплаты заказов на библейские темы деньги, собранные за счет повышенных налогов, что вместе с рядом других исторических событий приводит к возникновению протестов и недовольств. В 1517 году голландский пастор Мартин Лютер, начавший религиозную революцию, известную под термином «реформация», приведшая к формированию более скромной и менее иерархической форме христианства, известной как протестантизм.

Собор Святого Марка, Венеция. Купол святого Иосифа.

Раннее христианское искусство в Риме (150-450)

До легализации христианства в 313 году произведений искусства на эту тему было относительно мало. Оно включало в себя фресковую живопись на стенах катакомб, ряд простых архитектурных памятников, эмблемы на религиозную тему из различных материалов. В ранние времена христианское римское искусство оставалось, в буквальном смысле, подземной культурой. Однако, после официальной легализации, потребность в нем резко возросла.

Византийское искусство (450-1450)

Восточная православная церковь – форма христианства, возникшая в Константинополе. Византийское религиозное искусство первым по-настоящему «расцвело», а специализировалось оно в области архитектуры (Базилика Святых Сергия и Вакха, базилика Святой Софии, Базилика Святой Ирины и т.д.), мозаики, фрески и иконописи. Также византийские мастера отличались своими ювелирными навыками и созданием иллюстрированных рукописей.

Мозаика конхи. Базилика Сан-Витале.

Средневековое христианское искусство (450-1200)

С падением и распадом Римской империи западная Европа вступила в темные века (400-800), период политической неопределенности и культурного застоя. Единственной объединяющей силой стало христианство, но его влияние было ограничено. Только в Ирландии, стране, отрезанной от европейского материка, христианство процветало.

Готика (1150-1375)

Готическое искусство обязано своим развитием, в том числе точным наукам, включая математику. Художники эпохи создавали огромные витражи и фрески на христианские темы и иллюстрировали библейские сюжеты. Готический период был связующим мостом между средневековым искусством и эпохой Возрождения.

Ренессанс

В начале 14-го века в области христианского искусства можно выделить творчество Джотто (Капелла Скровеньи, Алтарь Перуцци, Маэста и т.д.). Позже в 15-м веке христианская живопись и скульптура преобладает во Флоренции, а в 16-м — в Риме, во времена пап Сикста IV, Юлия II, Лва X и Павла III.

Крещение Константина. Рафаэль.

Ряд бессмертных картин религиозной направленности включает в себя произведения Пьеро делла Франческа, знаковые фрески и картины Леонардо да Винчи, Андреа Мантеньи, Рафаэля, Микеланджело, Корреджо, Паоло Веронезе, Тинторетто, Яна ван Эйка, Альбрехта Дюрера, Андреа Верроккьо, Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Лоренцо Гиберти, Рубенса, Караваджо, Ганса Гольбейна и других.

Тинторетто. Рай.

В современную эпоху (1750-2000)

Христос перед Пилатом. Мункачи.

К середине 18-го века католические страны перенасытились соборами, церквями и монастырями. В результате заказы подобного рода становились реже. Промышленная революция и политические события привели к тому, что художники стали заострять внимание на портретах, пейзажах и других формах искусства, не относящихся к религиозной теме. Безусловно, христианские картины создавались и современными художниками (например Михаем Мункачи, Марком Ротко, Фрэнсисом Бэконом и так далее). Но вектор развития живописи был повернут в другую сторону.

Христианское искусство обновлено: Июнь 13, 2017 автором: Глеб
Почему-то не нашел в интернете удовлетворительного рейтинга или списка современных художников православной направленности. Пришлось вспомнить самому. Решил составить свой рейтинг понравившихся православных художников. Возможно, кому-то будет интересен мой небольшой обзор. Чтобы не перегружать пост картинами, выбрал по 2 произведения от каждого художника.
1. Татьяна Юшманова (http://www.yushmanova.com/). Довольно известный художник, который пишет очень красивые северные пейзажи. Ее проникновенные картины Русского Севера всегда меня трогали. Между прочим она жена отца Алексея Яковлева, который организовал общественную организацию Общее Дело, занимающуюся восстановлением деревянных храмов Русского Севера (http://obsheedelo.ru/), он служит в Раеве г. Москва (Серафимовский храм, проезд Шокальского, 48), где организована школа плотников (http://www.raevo.ru/).


2. Павел Рыженко (http://xn—-7sbgmbf3aevlbr7l.xn--p1ai/). Этот художник известен своими историческими полотнами, его любимая тематика – средневековая Русь и гражданская война. К сожалению этот художник уже умер, ему было всего 44 года. Часто его критикуют за подражание Нестерову, но я считаю, что у него есть свой индивидуальный ярко выраженный стиль. Это несомненно один из самых талантливых художников нашего времени.


3. Алия (в крещении Александра) Нуракишева (http://www.pravoslavie.ru/58823.html , http://www.pravoslavie.ru/108584.html). Также московская художница известная своими акварелями, сделанными для подарочного издания стихов иеромонаха Романа (Матюшина). Акварель – это ее любимая техника. Ненавязчивые нежные пейзажи Алии трогают за живое.

4. Александр Простев (http://www.pravoslavie.ru/112719.html). Очень многоплановый художник, имеющий однако свой узнаваемый стиль. Известен как и иллюстратор, и иконописец. Мне кажется, что из него вышел бы не плохой мультипликатор.
5. Михаил Шаньков (https://valsur.livejournal.com/106665.html). Самарский художник, профессионал, академик и преподаватель. Наверное, ошибочно называть его исключительно православным художником, т.к. большинство его полотен совершенно безрелигиозны, но некоторые картины заставили меня включить его в данный список и не на последнее место. В конце концов, Левитан вообще был иудеем, однако его картины можно считать глубоко христианскими.
6. Дмитрий Белюкин (http://www.belukin.ru/). Ученик Глазунова и братьев Ткачевых, активный участник студии им. М. Грекова (военные художники). Этот художник, как и все последующие также пишет довольно нейтральные пейзажи и портреты. И все же мне понравилось.
7. Олег Молчанов (https://fishki.net/2675217-hudozhnik-molchanov-oleg-ivanovich.html). Его пейзажи напоминают Левитана, но, как мне кажется, он не дотягивает до известного гения, хотя определенно талантливый художник.
8. Виктор Маторин (http://victor-matorin.ru/). Схож с Рыженко несколькими работами, хотя большая часть картин нейтральна.
9. Андрей Шишкин (https://a-shishkin.ru/). Замечательный портретист. Его тематика – славянская языческая Русь и средневековая Европа. Вообще очень разноплановый художник. Есть у него и «православные» портреты.
10. Василий Нестеренко (http://www.vnesterenko.ru/). Схож по сюжету и с Молчановым и с Рыженко. Имеет много патриотических работ.
11. Игорь Машков (https://valsur.livejournal.com/94402.html). Также ученик Ткачевых, любит писать портреты казаков, но мне больше понравились вот эти работы:

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *