Церковная десятина в историческом контексте

В церковной жизни сегодня есть насущная необходимость поиска иных способов материального обеспечения православных приходов.

Одним из негативных последствий торговли в Церкви являются «репутационные потери»

Не секрет, что отсутствие достаточных финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности прихода (оплата коммунальных услуг – электричество, водоснабжение, отопление и др., материальное обеспечение духовенства и причта, расходы на благотворительную деятельность и т.д.) понуждают многих настоятелей искать источник финансирования в торговле разнообразными товарами, не только далекими от собственно духовных целей (например, продуктами питания), но и совсем уж сомнительными и даже душевредными («православные» сувениры с уклонением в обереги и т.п.). Примеры такой продукции приводились в предыдущих статьях авторов. Одним из негативных последствий такой слишком обширной торговли в Церкви являются, выражаясь современным языком, «репутационные потери» и получение поводов к нередким упрекам в том, что «Церковь – это бизнес».

Альтернативой такому способу финансирования церковной организации может стать возвращение к церковной десятине в том или ином виде. В 2019-м году авторам уже доводилось говорить об этом на радио «Радонеж», однако эту сложную тему стоит более основательно рассмотреть в статье.

Десятина в Библии

В древнем Израиле существовала довольно сложная система налогов на содержание храма, его служителей и благотворительные цели. Израилю предписывалось ежегодно приносить начатки плодов в «дом Господень» (ср. Исх. 23, 16, 19; 34, 26; Втор. 26, 1–11), отделять десятину на содержание левитов (ср. Числ. 18, 19–21), которые из своей доли отдавали священникам «десятину из десятины» (ср. Числ. 18, 26–29). Каждый 3-й год десятина отдавалась не в храм, а левитам, пришельцам, сиротам и вдовам (ср. Втор. 14, 27–29).

Поскольку Израиль получил землю и ее плоды от Господа (ср. Втор. 26, 8–10; Пс. 23, 1), то неуплату десятин и отказ от приношений в «дом Господень» пророк Малахия называл «обкрадыванием» Бога (Мал. 3, 8–10).

По утверждению Иосифа Флавия, в Израиле полагалось ежегодно уплачивать две десятины, а третью – в третий и шестой год семилетнего цикла. Таким образом, в течение этого цикла отделялось 16 десятин, что составляло более 22% от ежегодного дохода населения и было для него нелегким бременем.

В Новом Завете Господь Наш Иисус Христос не отменяет десятину, но делает акцент на главном, которое есть «суд, милость и вера» (Мф. 23, 23). Обличая книжников и фарисеев за то, что они дают десятину даже «с мяты, аниса и тмина», но не исполняют главное в Законе, Господь говорит: «Сие надлежало делать и того не оставлять» (Мф. 23, 23; Лк. 11, 42).

А.П. Лопухин в своей Толковой Библии так поясняет это место из Евангелия:

«Прямой смысл таков: должно было соблюдать требования суда (справедливости), милости и веры, не оставляя уплаты десятин».

По толкованию блаж. Феофилакта Болгарского, десятину надо понимать аллегорически:

«…каждый учитель должен требовать от народа десятину, то есть требовать от десяти чувств (пяти телесных и пяти душевных) суда, милости и веры. ‟Сие надлежало делать”, – говорит Господь, не повелевая этим давать десятину от овощей, но устраняя предлог к обвинению, что Он учит вопреки закону Моисееву».

Стоит вспомнить, что во исполнение Закона и Сам Господь через апостола Петра отдает «собирателям дидрахм» подать на храм, хотя Он как Сын Божий свободен от этого, как и царские «сыны свободны» от податей земному царю (Мф. 17, 24–27).

Именно на эти слова Спасителя ссылается апостол Павел в обоснование своего права пользоваться материальной поддержкой со стороны коринфской общины (1Кор. 9, 1–14), от которого он, в отличие от других проповедников, добровольно отказался ради получения большей награды от Бога, благовествуя «о Христе безмездно» (1Кор. 9, 15–18). В подкрепление указанного права апостол ссылается и на ветхозаветные установления:

Право «достойно начальствующих пресвитеров» (особенно трудящихся «в слове и учении») на материальное обеспечение со стороны общины апостол Павел прямо утверждает в послании к Тимофею:

Писал апостол и о необходимости помогать нищим и бедным общинам (1Кор. 16, 1; Гал. 2, 10).

При этом апостол Павел полагал, что христиане из язычников – «должники» перед христианами из иудеев: «Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном» (Рим. 15, 27). Толкователи подчеркивают, что иерусалимские христиане находились в более стеснительном психологическом и материальном положении, чем верные в рассеянии, вследствие сильного давления иудейской среды на своих соплеменников-христиан, «отступивших» от «веры отцов» (а в действительности ее исполнивших). Однако в сборе милостыни со всех христианских общин Ойкумены на Иерусалимскую Церковь-Мать нельзя не увидеть и аналогии со сбором иудейской подати на Иерусалимский храм со всех евреев Палестины и рассеяния.

В Новом Завете мы не находим ни отмены десятины, ни ее установления для христиан в виде фиксированного налога

Таким образом, в Новом Завете мы не находим ни явной отмены установленной Законом Моисея десятины, ни ее установления для христиан в виде обязательного фиксированного налога, как это было в Ветхом Завете. В посланиях апостола Павла акцент делается на милостыне, подаваемой нуждающимся по христианской к ним любви, а для любви нет закона. Такая милостыня – не «ветхая» десятина, а дар от любящего сердца. При этом апостол не призывает кого-то к самолишению, а поощряет пожертвование на благотворительность по достатку (2 Кор. 8, 11–15), ибо «не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» (2 Кор. 8, 13).

В то же время и Господь наш Иисус Христос (Мф. 10, 10; Лк. 10, 7), и апостол Павел (1Кор. 9, 1–14; 1Тим. 17–18) говорят о том, что благовестники Евангелия и священнослужители вправе получать материальное обеспечение от своей паствы.

Десятина в ранней Церкви и в церковном праве

В ранней Церкви (I–III вв.) существовали приношения в пользу ее служителей и нуждающихся членов общины. Наиболее подробно об обязанностях христианской общины по содержанию клира и помощи бедным говорится в таком известном и авторитетном церковно-каноническом памятнике, как «Апостольские постановления».

«Апостольские постановления» представляют собой компиляцию из литургико-канонических памятников I–III вв., но также содержат и некоторые оригинальные тексты. В «Постановлениях» последовательно проводится мысль, что новозаветное священство, как «служащее алтарю» подобно ветхозаветному жречеству, «питается от алтаря» и осуществляет благотворительную деятельность.

  • «Посему так как вы несете бремя, то и нужно, чтобы вы первые пользовались плодами, и раздавали их нуждающимся…»;
  • «части, десятины и начатки – первосвященнику Христу и служителям его» (II.25).

Согласно этому памятнику, Господь освободил христиан от приношения в жертву Ему животных, однако

  • Он «не освободил вас от взносов, которыми вы одолжены священникам, и от благотворительности нуждающимся».
  • «Ты так и поступишь, как Господь постановил, и дашь священнику должное ему, – начаток гумна и точила и приношения о грехах, как посреднику между Богом и нуждающимися в очищении и заступлении; ибо тебе прилично давать, а ему – раздавать, потому что он – домостроитель и правитель церковных дел» (II.35).
  • «Пред священниками не являйся с пустыми руками, но непрестанно приноси добровольные дары свои» (II.36).

Кроме добровольных приношений, «Постановления» предписывают приносить на содержание клира начатки, десятину и др. обязательные части. Как правило, это делалось через епископа, как предстоятеля местной общины.

Канон предписывает чтить епископа,

Некоторые каноны прямо указывают на обязанность верующих отделять часть плодов на содержание священников:

«Всякий начаток плодов от точила, гумна, также волов и овец давай священникам, чтобы благословлялось отложенное в кладовых твоих и произрастения земли твоей…» (VII.29).

«Всякую десятину давай сироте и вдовице, бедному и пришельцу» (VII.29).

Епископу же предписывается справедливо распоряжаться «подаваемыми по заповеди Божией десятинами и начатками»:

«Приношения добровольные на убогих пусть разделяет правильно сиротам, вдовицам, страждущим и неимущим странникам, как имеющий отдать отчет в этом Богу…» (II.25).

Следует отметить, что в последующие века «Апостольские постановления» в своей канонической части не вызывали возражений, хоть в их вероучительной части и были усмотрены расхождения с позднейшим учением Церкви. Поэтому отцы Трулльского Пято-Шестого Собора (691–692 гг.) своим вторым Правилом «ради назидания и ограждения христианнейшей паствы, оные Климентовы постановления благорассмотрительно отложили».

Однако из «Апостольских постановлений» в канонический кодекс Православной Церкви были включены 85 Правил святых апостолов, в числе которых есть несколько Правил, относящихся к содержанию клира членами церковной общины.

Так, Правило 3-е запрещает приносить к алтарю любые продукты, кроме вина и хлеба, а также «новых класов или винограда в надлежащее время». А правило 4-е, по изъяснению православного канониста священноисповедника Никодима (Милоша),

«возобновляя предписания предыдущего, повелевает отсылать начатки всякого плода епископу и пресвитерам для того, чтобы это было содержанием, как им, так и всем остальным, находящимся на службе при церкви».

Эти начатки плодов – добровольные приношения верных – «были единственным источником содержания клира в первые времена Церкви», – замечает толкователь.

Правило 41-е предписывает

«епископу имети власть над церковным имением», «чтобы он всем распоряжал по своей власти, и требующим чрез пресвитеров и диаконов подавал… такожде (аще потребно) и сам заимствовал на необходимые нужды свои и странноприемлемых братий… Ибо закон Божий постановил, да служащие алтарю от алтаря питаются…».

Как пишет епископ Никодим (Милош), в ранней Церкви, «пока существовала общность церковного имущества», все имущество любой местной христианской общины «состояло из приношений верных во время богослужения». Глава общины епископ разделял эти приношения на три части:

  1. «для нужд богослужения и содержания помещения для совершения последнего»;
  2. «на содержание себя и клира»;
  3. «на вспомоществование бедным членам церкви».

Начиная с 315 г. декретом императора Константина Великого в помощь содержанию клира дополнительно стали выделяться средства из государственной казны.

Автор называет следующие источники содержания приходского духовенства:

  1. денежное вознаграждение, упоминаемое еще в апостольское время;
  2. участок земли, «плодами которой оно имеет право пользоваться»;
  3. «епитрахильные доходы» (плата за требы и т.п.);
  4. «установленные приношения со стороны прихожан от плодов земных или от животных».

Относительно последнего владыка Никодим пишет:

«Общим и очень древним источником содержания приходского духовенства является сбор, т. е. то, что ежегодно дается прихожанами священнику от земных плодов или скота. Такого рода сбор в пользу духовенства мы находим и в ветхозаветной Церкви».

Новозаветная Церковь унаследовала этот принцип. О ежегодном приношении от земных плодов десятины «в пользу церкви и духовенства говорят самые древние церковно-юридические памятники».

В западной Церкви из этого родилось учение об обязательной десятине, которое развилось в Римско-католическом церковном законодательстве, начиная с VI века, и сохраняется доныне во многих католических и протестантских странах.

«В общем церковном восточном законодательстве нет ничего подобного, – пишет еп. Никодим, – но было только предоставлено верным давать своему духовенству от плодов земных по усердию, сколько могут, без определения количества.

Десятина в России

На Руси десятина в пользу Церкви выплачивалась только государственной властью, начиная со св. равноап. Вел. князя Владимира – Крестителя Руси.

«Принципиальное отличие десятины, существовавшей на Руси, от западной заключалось в том, что она взималась не со всего населения, а только с княжеских доходов на основании пожалования и поэтому была многократно меньшей, чем на Западе», – пишет прот. Владислав Цыпин.

Однако в период монголо-татарского ига, вследствие изменения экономической ситуации, княжеская десятина была заменена выделением Церкви земельных угодий с тем, чтобы «позволить самой позаботиться о себе, поставив в своих владениях крепкое хозяйство», – пишет историк Д. Володихин. В период секуляризации государство отобрало большую часть церковных земельных владений, заменив их государственным жалованием, которое, по словам Д. Володихина, выплачивалось не всем и не в должном объеме.

«В Российской империи Церковь жила бедно. Ну, а советская власть, забрав то, что еще у Церкви сохранилось, приучала ее к нищете, расстрелам и страданиям», – продолжает Д. Володихин.

После ухода в прошлое советской власти вновь остро стоит вопрос о средствах для обеспечения жизнедеятельности церковного организма (а это не только приходы и монастыри, но и семинарии, академии, богоугодные заведения, благотворительные организации). Одних пожертвований в современных условиях недостаточно, полагает Д. Володихин.

Введение в России «налога на вероисповедание» по западному образцу было бы пагубным для Русской Церкви

Он считает, что введение в России «налога на вероисповедание» по западному образцу было бы пагубным для Русской Церкви. И потому предлагает два пути частичного возрождения церковной десятины:

«Во-первых, десятину может платить актив приходских общин – в обмен на право получать полный отчет о расходе этих денег и влиять на то, как они будут израсходованы.

Во-вторых, полезно и правильно добиваться от государства передачи нового и нового имущества во владение или хотя бы оперативное пользование Церкви».

Последний тезис автор подкрепляет доводами о том, что Церковь – эффективный пользователь собственности, с оговоркой, что речь идет не о нефтяных и газовых скважинах, а «о запущенных землях, о кое-каком производстве, о домах, понемногу разрушающихся без пригляда» и т.п. .

Пути решения проблем содержания приходов Русская Церковь искала накануне революции 1917 г. В этом смысле отчасти верна поговорка: все новое – это хорошо забытое старое. Напомним из него наиболее важное.

Документы Поместного Собора 1917–1918 гг.

На Соборе, в частности, рассматривалась проблема финансирования жизнедеятельности Церкви в условиях отсутствия государственной поддержки. Соборные решения предполагали реализацию проекта создания самостоятельной церковной экономики. Так, в определении «О финансово-хозяйственных церковных учреждениях» Собор принял соответствующие доклады, подготовленные Соборным отделом о церковном имуществе и хозяйстве, и передал их в Высшее Церковное Управление, с тем чтобы

ВЦУ учредило «как предусматриваемые в этих докладах, так и иные финансово-хозяйственные учреждения для изыскания средств на осуществление просветительных, благотворительных и миссионерских задач Церкви».

К теме организации жизнедеятельности прихода напрямую относятся некоторые положения Приходского Устава, принятого на Соборе.

Приходской Устав давал значительные полномочия прихожанам, разумно сочетая их права и обязанности по содержанию прихода и причта и распоряжению приходским имуществом. Так, на прихожан, в частности, возлагалась забота о материальном содержании причта и обеспечении его жильем (ст. 26).

Устав предполагал, что «совместная деятельность клира и прихожан в управлении приходскими делами осуществляется чрез Приходское Собрание и Приходский Совет» (ст. 28). Собрание формировалось из списочного состава прихода. В особой приходской книге предписывалось вести список всех прихожан с семействами (ст. 22). Совещательный голос в Приходском собрании имели «все прихожане, достигшие брачного возраста и ведущие самостоятельно свое хозяйство», а решающий голос – «все члены причта и прихожане обоего пола, достигшие 25-летнего возраста и занесенные в приходскую книгу» (ст. 44). Приходское Собрание ведало всеми приходскими делами и распоряжалось «приходскими капиталами и имуществом» (ст. 55). Собрание также изыскивало средства «на нужды прихода и храма путем сборов, самообложения, подписок», ведало делами «по представлению обязательных взносов и оказанию пособий на епархиальные и общецерковные нужды» (ст. 56).

Приходское Собрание имело право применять к неисправным плательщикам лишение права участия в приходских собраниях

Приходское имущество формировалось из доходов от продажи свеч (ст. 109), от «принадлежащих приходу недвижимых имений», из добровольных взносов и сборов (деньгами и натурой) и обязательных сборов «по постановлениям общего Приходского Собрания» (ст. 110). При этом приход сам определял «порядок и нормы обложения денежного и натурою» (ст. 123). Приходское Собрание имело право «применять к неисправным плательщикам приходских налогов» в качестве меры воздействия «лишение права участия в приходских собраниях» (ст. 45, 126).

Оперативное управление приходом осуществлял Приходской Совет во главе с настоятелем. В состав Совета входили все члены причта, церковный староста, миряне, избираемые из лиц, имеющих право участия в Приходском Собрании, в числе, не меньшем числа членов причта (ст. 68). Приходский Совет обязан был вести списки «прихожан, имеющих право на участие в Приходских Собраниях и обязанных делать взносы на приходские нужды» (ст. 73).

Заметим, что в Приходском Уставе, как и в других соборных документах, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности и различным денежным сборам в пользу Церкви термин «десятина» не употреблялся.

***

Сравнение с действующим Уставом РПЦ и Типовым Уставом прихода показывает отличия нынешней церковной практики от планов Поместного Собора 1917–1918 гг.

Согласно действующим церковным документам в православных приходах России, Приходские собрания обладают существенно меньшими правами и обязанностями.

Если коротко:

  1. не ведутся полные списки прихожан;
  2. Приходское собрание представляет собой не всех реальных членов прихода, а очень ограниченное число лиц, прием в которое совершается положительным решением этого Собрания на поданное кандидатом прошение;
  3. в документах нет подробного перечисления добровольных сборов и взносов на содержание прихода;
  4. отсутствуют обязательные сборы с прихожан-членов Приходского собрания;
  5. заметен акцент на единоначалие и ограничение прав общины, более настойчиво подчеркивается абсолютная власть правящего архиерея;
  6. значение Приходского собрания умалено за счет его прикровенной численной минимизации;
  7. Приходской совет также сведен к минимуму из трех человек (настоятель, его помощник и казначей), в него не входят ни причт, ни члены Приходского собрания из числа мирян.

Планам Поместного Собора 1917–1918 гг. не суждено было сбыться, вследствие начавшихся большевистских гонений на Церковь в России. Но многое было реализовано за ее пределами, в среде русской эмиграции. Именно в Русской Православной Церкви за границей утвердилась практика обязательных взносов и сборов с прихожан на содержание прихода и, соответственно, расширенные полномочия общины по управлению им.

В Русской Православной Церкви за границей утвердилась практика обязательных сборов с прихожан на содержание прихода

Так, согласно п. 11 Приходского Устава, утвержденного Архиерейским Синодом РПЦЗ в 1951-м г., в члены прихода входят не только те лица православного исповедания, кто исповедуется и причащается Святых Таин не реже одного раза в год, но и кто платит установленные Приходским собранием членские взносы (п. 20.д.). Соответственно, принимать участие в приходских собраниях с решающим голосом, избирать должных лиц и быть избираемыми на приходские должности могут только те члены прихода, кто исправно платит членские взносы, а также другие обязательные взносы, установленные Епархиальными собраниями (п. 13).

Те же, кто не платит членские взносы в течение трех месяцев, лишаются права голоса на Приходском собрании, а в случае продолжения неуплаты взносов в течение 12 месяцев вообще исключаются из списка членов приходов, за исключением тех, кто не вносил взносы по уважительным причинам – болезнь, безработица и т.п. (Примечание 2 к п. 13).

Принципиальным отличием Приходского Устава РПЦЗ от современного Устава РПЦ (от 2000 г.) является следующее. По первому документу предполагается, что те совершеннолетние православные, кто ходят в один и тот же храм, мыслятся как члены прихода со своими правами и обязанностями, и, соответственно, – участники Приходского собрания. То есть этот Устав предполагает знак равенства между прихожанами и членами Приходского собрания.

Современный же Устав РПЦ этой равнозначности между прихожанами и членами Приходского собрания не предполагает. Можно быть постоянным прихожанином и при этом не входить в Приходское собрание, которое, как правило, по количеству его участников бывает весьма немногочисленным, по сравнению с количественным составом постоянных прихожан (прихожан на практике бывает в десятки раз больше, чем членов Приходского собрания).

Эта разница между Уставами РПЦЗ и РПЦ ясно усматривается из самой терминологии. По первому Уставу, участник Приходского собрания называется просто – «член прихода» (п. 21). А по второму Уставу он называется особенным образом – «член Приходского собрания» (глава XVII, п. 35).

***

Размышляя о возможном постепенном изменении существующей практики в направлении расширения обязанностей прихожан по содержанию прихода, полезно ознакомиться с другим документом Поместного Собора 1917–1918 гг.

В соборном Определении «Введение к приходскому Уставу» особо оговаривалось, что «узаконяемое Уставом о православном приходе не есть что-либо новое», но воспроизводит древнюю практику в Греческой Православной Церкви и в России.

Так, на Руси издревле

«приходы указывали Архиерею на кандидатов в клир. Они же строили и содержали храмы и причтовые дома, как и прочие церковно-приходские здания, считавшиеся мирским строением, а равно обеспечивали и клир приходским содержанием. Такой порядок был закреплен постановлением Стоглавого Собора 1551 года, как и Духовным Регламентом».

Благотворительность велась приходом через выборных старост и «братчиков». Церковная казна являлась, по сути, приходским банком, из которого оказывалась помощь прихожанам в трудную пору.

«Для ясного же учета своего состава приход вел приходскую книгу, впоследствии замененную ведением метрических книг».

Отцы Собора полагали:

«Восстановлением указанных древних порядков в приходе и будет постепенное и осмотрительное, но решительное и планомерное проведение в жизнь принятого Церковным Собором Устава о православном приходе».

Для этого предлагалось «по приходам произвести запись всех, желающих принадлежать к данному приходу при том или ином храме». Духовенство должно было предварительно провести с прихожанами подготовительную работу в виде многократных бесед

о вере, Церкви, «о церковной жизни, о православном приходе, о приходской жизни и деятельности, о непременном личном участии всякого прихожанина в устроении прихода, как священном долге христианина для спасения его души, без исполнения какового долга христианин будет мертвым членом в теле».

В документе подчеркивалось, что

вследствие забвения «истинной церковной жизни, от утраты нами чувства церковности, нас всех объединяющей и воодушевляющей на братское общение для вечного спасения» и «произошло всё падение нравов со всеми переживаемыми теперь нами грозными последствиями» (т.е. революцией).

Далее предлагалось настоятелю вначале объединить вокруг себя несколько наиболее толковых прихожан и постепенно создать «в приходах большие или малые кружки и содружества ревнителей» – ближайших помощников пастыря. Это позволило бы провести «не случайные и слепые, а целесообразные выборы и в Совет Приходский, и на иные служения в приходе». «Только после такой внимательной подготовки и можно будет приступать к проведению в жизнь принятого Церковным Собором Устава о православном приходе». Пастырь, воодушевляя своих соработников из числа прихожан на приходскую работу во спасение своей души, создаст живую связь с приходом и будет для него «проводником Божественной благодати».

Пастырь, воодушевляя прихожан на приходскую работу, создаст живую связь с приходом и будет для него проводником Божественной благодати

Собор выражал надежду, что возрождение живой приходской жизни сможет спасти Россию:

«Так постепенно и устроится приходская жизнь по всей России в ее обновление из переживаемой духовной разрухи. Живительное начало христианской веры просветит тьму нашего духовного оскудения, поднимет дух в отдельных христианах, устроит семейную добрую жизнь, украсит через это и общественность нашу. Возродится душа народная от возрождения веры через приходскую жизнь, возродится и тело народной жизни – наша государственность».

Многое из сказанного в этом документе может быть применено и в наше время для развития приходской жизни, воспитания у прихожан чувства ответственности за свой храм и приход, углубления связи между причтом и мирянами, пробуждения у последних желания реально участвовать в организации и обеспечении его жизнедеятельности, в том числе и своими регулярными посильными взносами.

Пожертвования на храм через интернет

Помощь храму Господа представляет собой весьма эффективным способом очиститься от земных грехов, а также сделать вклад в свое будущее и будущее своего города. Помните, благотворительность ценится Господом, а также очищает душу и защищает сознание от темных мыслей. Оказать помощь монастырю в восстановлении своей культурной и исторической ценности можно любым удобным для вас способом.

Прислать пожертвование можно через:

  • Яндекс.Деньги
  • Сбербанк Онлайн
  • QIWI Wallet
  • Другие платежные системы.

Просто выберете удобный способ оплаты и введите в окошко нужную сумму в рублях. Далее потребуется кликнуть кнопку отправить и выбрать способ пожертвования – через банковскую карту, электронный кошелек или посредством счета на мобильном телефоне.

Храм оценит любое пожертвование. Даже незначительный на ваш взгляд взнос может кардинально изменить ситуацию в вашем городе. Существует множество храмов, которым не то, что не хватает средств на ремонт и восстановление, а банально недостаточно средств для удовлетворения текущих нужд. Большинству церквей и монастырей серьезно не хватает молитвенных свечей, а также красок для восстановления иконостаса.

Все пожертвования собираются для текущего ремонта, а также дальнейшего благоустройства монастырей и храмов. Для этой цели русская церковь зарегистрировала специальную религиозную организацию, занимающуюся сбором средств. Организация юридически зарегистрирована и имеет полный пакет требуемых документов в территориальном органе государственной регистрации.

Как правило, все монастыри, храмы или церкви ведут хозяйственную деятельность только за счет благотворительных пожертвований. Все большую популярность набирают пожертвования через интернет, которые позволяют удобно и безопасно сделать вклад в развитие религии. Однако для того, чтобы помочь храму вовсе не обязательно переводить средства электронным образом. Отправить деньги на восстановление храмов можно и по старинке – через

  • Церковную лавку – приобретение молитвенных свечей, заказ молебна или покупка чудотворных икон способны помочь храму выйти из тяжелого положения. Также своеобразным пожертвованием можно считать панихиды. Все деньги, полученные с церковной лавки, идут на текущие нужды храма, а также мелкий ремонт;
  • Ящик-копилку – практически в каждой церкви или на прилегающей к ней территории расположен небольшой ящик для пожертвований. Как правило, на таком ящике указывается текущая цель пожертвований – для каких нужд храма собирается та или иная сумма. На практике подобный способ пожертвования монастырям или храмам является наиболее эффективным – каждый желающий может положить сколько он может. При этом само пожертвование не занимает много времени, а также не требует оформления каких-либо документов;
  • Оформление договора с религиозной организацией – заключение подобного договора возможно для любого жертвователя. Соглашение составляется в письменном виде и доступно каждому – подписать пожертвование сможет как физическое, так и юридическое лицо. В роли пожертвования может играть недвижимое или движимое имущество, финансовые средства. При этом жертвователь может полностью контролировать текущее использование дара и в случае его нерационального использования – расторгнуть договор.

Средства, отправленные электронным образом, переводятся анонимно или с указанием персональных данных жертвователя – по желанию. Также отправить средства во благо помощи Храма Господа Бога можно в банковском отделении или в любом банкомате, с помощью терминалов платежных система. Для перечисления пожертвования можно воспользоваться любой формой на сайте храма – все ресурсы пойдут только нужды и восстановление.

Любой перевод на благотворительность храму способен перевернуть ситуацию в стране и предотвратить угнетение религии. Несмотря на рост популярности христианства в РФ, текущее финансовое положение негативно сказывается на состоянии храмов и монастырей. Это в свою очередь ведет к запустеванию монастырей, разрушению церквей и расформированию храмов.

Пример

Рядом с небольшой деревней во Владимирской области находится расформированный храм, который был поврежден еще во время Великой Отечественной войны. Один из местных жителей деревни, Кузьмин Василий Петрович, решил бескорыстно помочь восстановить данную святыню. Мужчина не обладал нужной суммой финансов, требуемой для реставрации храма и поэтому решил запустить программу по восстановлению храма.

Для этого Кузьмин Василий Петрович собрал всех единомышленников и направился к воротам территориального регистрирующего органа. Там мужчине помогли зарегистрировать религиозную некоммерческую организацию – потребовались только такие документы как:

  • Заявление;
  • Список лиц, участвующих в создании учреждения;
  • Устав;
  • Протокол учредительного собрания;
  • Справка, подтверждающая, существование религиозной группы;
  • Документ об уплате госпошлины.

Некоммерческая организация была зарегистрирована в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц), что позволило запустить легальную кампанию по сбору средств на восстановление храма. Единомышленники Василия Кузьмина стали размещать информацию об необходимости пожертвовать средства на восстановлении храма – объявления появились:

  • В региональных средствах массовой информации;
  • В сети интернет на собственном сайте организации;
  • В некоторых газетах.

Спустя некоторое время необходимая сумма была успешно собрана, а церковь восстановлена. С тех пор та церковь считается любимым местом прихожан по всей Владимирской области. Храм успешно функционирует и на сегодняшний день и доступен для каждого желающего. Ежедневно в доме Господа проводятся богослужения, регулярно обновляется иконостас, проводятся акафисты. Каждая нуждающаяся или страждущая душа найдет в Храме Господа покаяние и сможет избавиться от земных грехов.

Стоит отметить, что подобных случаев весьма немало. Большинство сознательных граждан проявляют свою гражданскую позицию и принимают посильное участие в восстановлении храмов и церквей. Физическая и финансовая помощь позволяет улучшить положение дел в стране и позаботиться о своем культурном будущем. Восстанавливая и обновляя храмы и церкви, люди делают вклад в духовное и культурное развитие свое личности и государства в целом.

В первую очередь созданная религиозная организация считается юр лицом, что заставляет ее считать учет обособленно. Независимо от предмета или финансового размера дара, организация обязуется декларировать пожертвования в книге учета. При этом требуется помнить, что в большинстве случаев пожертвование совершается через ящики или копилки. Поэтому никаких персональных данных жертвователя неизвестны и не декларируются – за свои данные можно не переживать.

Данная информация приведена на основе выдержек официального документа, который подтверждает факт совершения пожертвования. На основе этого производиться акт приема ящика, а также вскрытия копилки для пожертвований, принимаются пожертвования членами специально сформированной комиссии. Данные о пожертвованиях невозможно сфабриковать, поэтому все собранные средства будет использованы только во благо храма – для его восстановления или текущих нужд.

Проверка ящиков для пожертвований или актов вскрытия копилок проводиться согласно официальной инструкции. Обязательными пунктами инструкции по сбору пожертвований являются:

Пункты, которые обязательно необходимо указать в акте вскрытия ящика для пожертвований:

  • Указание места и даты вскрытия копилки или ящика;
  • Запись ФИО лиц, составляющих данный акт;
  • Дата и номер решения на основании, которого была установлена копилка;
  • Количество денежных средств и в какой валюте были обнаружены жертвования при вскрытии ящика;
  • Номер и дата приходного ордера;
  • Собственноручные подписи всех перечисленных членов комиссии.

Во время пересчета собранного пожертвования члены комиссии заключают приходный кассовый ордер. Кроме того, данные пересчетных операций отдельно указываются в кассовой книге храма.

Также требуется отметить случаи благотворительности от конкретных лиц или организаций. Если пожертвование храму было осуществлено не анонимно, то в кассовом ордере храма дополнительно указываются все контактные и персональные данные мецената. В частности, будет записаны ФИР, адрес регистрации и паспортные данные – данные записи будут продублированы и в кассовой книги храма.

Текущие проекты на сбор благотворительных пожертвований религиозной организации направлены на:

  • Восстановление и реставрацию храмовых сооружений – церквей и монастырей;
  • Написание новых и восстановление старых икон православных святых;
  • Украшение храмов во время проведения массовых службы и в дни церковных торжеств;
  • Поддержание благоустройство прилегающих к храму территорий;
  • Оказание помощи многодетных и малоимущих прихожан храма;
  • Организацию и благоустройство воскресной школы;
  • Финансирование школу искусств и дошкольного лицея;
  • Проведение миссионерской работы – печати и расклейки баннеров, буклетов и афиш;
  • Отдельно формируется счет на развитие сайта храма и обновление списка молитв и икон, представленных на данном ресурсе.

Ежегодно данная организация занимается проведением спортивных и интеллектуальных мероприятий, среди которых требуется отметить пейнтбольные турниры, соревнования по футболу между воскресными школами.

Дополнительно религиозная организация проводит Фестивали воскресных и духовных школ (Пасхальный Фестиваль творчества воскресных школ города Москвы и Рождественско-Сретенский Фестиваль творчества духовных школ города Москвы в Московском государственном детском академическом музыкальном театре им. Н.И. Сац).

Часто организовываются приходские мероприятия – различные художественные спектакли, балы и просветительные уроки от известных монахов и наставников духовных семинарий. Также отдельно выносятся средства на социальную деятельность – к примеру организацию праздников в Детском доме-интернате «Южное Бутово» и Хосписе №3.

Религиозная организация проводит широкий спектр работ, охватывающий физический и духовный мир нашего государства. Помните, только общими силами возможно сформировать оптимальные условия для развития религии и сохранении моральных и социально приемлемых норм и устоев. Успейте сохранить культурное и историческое наследие свей страны – сделайте благотворительный вклад.

Главной задачей религиозной организации является повышение сознательности граждан и восстановлении церковных зданий по всем территории России. С начала зарождения организации была проведена масса работ по восстановлении и реставрации культурных объектов и мероприятий с целью духовного просвещения нации. Не будьте безразличным – позаботьтесь о будущем своей детей и внуков!

Терминал для пожертвований в храме. В чем удобство и что смущает?

Протоиерей Андрей Ефанов

Да, конечно, это очень удобно. В столичных храмах такая услуга вовсе не редкость. Наличные деньги, нравится нам это или нет, постепенно будут уходить в небытие.

Некоторые боятся того, что абсолютная прозрачность любого платежа и полная подконтрольность электронных систем могут сделать человечество рабом «электронного концлагеря» и эти опасения не беспочвенны, другие относятся ко всему этому довольно спокойно. Кто из них прав – покажет время. Прогресс не остановить и рано или поздно, но мир совершенно изменится и нам или же нашим детям придется в нём жить. Пока же приём пожертвований на храм по картам — это удобно и быстро, экономит время прихожан, которым не приходится искать банкомат перед посещением храма, да и нет проблемы, если вдруг захочется приобрести дополнительно книгу или икону, а наличных средств на это не имеется. Удобно. Хорошо.

Но хотелось бы обратить внимание на суммы пожертвования. Приходы в нашей бескрайней стране разнятся друг от друга. И люди, что бы ни говорили, бывают разные. И если в одном храме уместно и даже правильно не назначать «минимальную сумму пожертвования» за свечи или требы, то в других местах такое решение приведет к тому, что храм придется отключать от отопления, гасить электричество а духовенство будет вынуждено устраиваться на светскую работу, служа в храме лишь по выходным от своей основной профессии. Увы, но любит русский человек «халяву».

Приведу примеры из своей практики. Беру три своих реальных прихода, кардинально отличающихся по отношению прихожан к бюджету храма.

Приход первый. В храме все свечи без цены. Каждый берет столько свечей, сколько считает нужным и жертвует столько, сколько для него по силам. Приход второй – самые тонкие свечи без фиксированной суммы пожертвования, остальные – по указанным суммам. Приход третий – есть дешевые свечи, есть подороже. Почему же так?

Потому что на первом приходе каждый чувствует ответственность за свой храм. Во втором прихожане считают: «мы бедные, нашему храму должны помогать богатые спонсоры» (которых, конечно же, нет) и, как следствие, попытка не устанавливать минимальную сумму пожертвования на все свечи привела к тому, что закупать новые свечи стало вовсе не за что. А на третьем приходе расходы на коммунальные услуги требуют ежемесячных сумм, которые просто не собрать, если за свечи станут жертвовать по рублю за штуку, что и произошло при попытке надеяться на ответственность прихожан за свой храм.

Приход — он как семья, а семьи бывают разные. И дело здесь не только в воспитании, а в разных характерах, что следует учитывать. Так что это не «кое-кто такое себе позволяет», а просто экономика. В изначальном значении этого слова – домостроительство. Ведь настоятелю приходится заботиться не только о духовном состоянии прихожан, но и о том, чтобы прихожане в тепле и уюте молились в своем храме. И этим не ограничивается забота настоятеля о храме – текущий и капитальный ремонт, благоустройство территории, социальная деятельность, да мало ли всего, что вложено в обязанности священника?

Обычно об этих проблемах не принято говорить. Неудобно, потому что одной из статей расходов является и зарплата священнослужителя. И так должно быть. Священник не должен голодать, его семья не должна влачить нищенское существование, а дети ходить в обносках. Но чаще всего именно так и происходит. Мне редко приходилось видеть обеспеченных священников.

Так что пускай в храмах стоят терминалы для пожертвований. Пускай они будут настроены так, как считает правильным настоятель. Главное – не это. Главное – чтобы на приходе была любовь и взаимопонимание. А это ни за какие деньги не купишь, это лишь может быть результатом самовоспитания. Самовоспитания в себе ответственности за дом Божий, в котором проходит самая важная для христианина часть жизни.

Как на храм пожертвовали хлам — и как отреагировал священник

Фото Chris Alban Hansen

Один мой друг-священник, у которого уже внуки в храме деду-настоятелю в алтаре помогают, рассказал мне историю. В прошлом профессиональный строитель, в своей епархии он возвел больше пятнадцати храмов. И вот как-то раз достраивал он очередную церковь. Там уже шла внутренняя отделка и нужно было купить три новых уличных двери, и вдруг, как это нередко бывает, все деньги у батюшки закончились.

Он помолился Богородице и поехал к одному знакомому бизнесмену, у которого была фирма, торгующая дверями. Тот сказал, что строить храм – это дело Божье, и он обязательно поможет. На всякий случай опытный в таких делах батюшка уточнил, что двери нужны не какие-нибудь, а уличные, потому как зимой у них морозы не шуточные.

Через какое-то время двери действительно привезли прямо на стройплощадку возле храма. Но когда коробки распечатали, оказалось, что они были самого отвратительного качества, как сказал батюшка, «буквально из бумаги, пальцем проткнуть можно!» Когда одна случайно упала на землю, то от удара помялась. Естественно, никуда их ставить не стали, купили другие.

Я слушал, качал головой, негодовал, спрашиваю: «Надеюсь, вы вернули их этому человеку, который живет по принципу «бери Боже, что мне негоже»? Священник рассмеялся. «Я, — говорит, — так и хотел поначалу поступить. А потом вспомнил историю из патерика про скупого богача, который шел по рынку, нагруженный покупками. За ним увязался нищий и стал громко просить, чтобы тот что-нибудь ему дал, но богач делал вид, что не слышит. А когда ему стало невмоготу слушать попрошайку, богач развернулся и кинул в него хлебом. Он не собирался его кормить, у него просто были заняты руки, и вместо камня богач кинул в нищего хлеб. Спустя какое-то время богач заболел и в беспамятстве увидел, как демон и ангел судились за его душу. Брошенный в нищего хлеб оказался единственным добрым делом, которое он совершил. Но когда ангел положил этот хлеб на весы, он перевесил все злые дела богача. Когда тот пришел в себя, увиденное так его поразило, что после этого он переменился, стал помогать бедным и умер в мире с Богом и людьми. И я подумал: «Кто я такой, чтобы этого человека судить? Может, эти худые двери, пожертвованные на храм, для него – самое доброе, что он в своей жизни сделал? Бог ему судья! Я ему позвонил и поблагодарил, хотя он прекрасно понимал, что подсунул нам хлам. А спустя какое-то время он пришел к нам в храм, чтобы крестить своего внука. Сейчас их семья ходят к нам на все праздники, молятся, случается, и людям помогают». Такая вот история.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *