Идолопоклонство

Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности.

Идолопокло́нство, идолопокло́нничество, идолослуже́ние (греч. εἰδωλολατρεία) — поклонение идолу, как подмена поклонению истинному Богу, как его понимают Авраамические религии (Иудаизм, Христианство, Ислам). Идолопоклонство, по-еврейски — עבודה זרה (авода зара) — «чуждая служба», то есть поклонение чужому, с точки зрения евреев и христиан, не существующему богу. По мнению чтимого христианами апостола Павла:

мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого
(1Кор.8:4)

По-еврейски «идол» אליל (элиль), что переводится как «божок», поэтому идолопоклонство — это отказ от веры в истинного Бога, или подмена Его неким придуманным существом. Для ветхозаветных евреев идолопоклонниками были те, кто, оставив или не зная Бога Израиля, поклонялись неким «богам», которые были ничем иным как олицетворёнными силами природы, обожествлёнными людьми или даже животными. Фактически, для евреев идолопоклонство было альтернативным именованием язычества и отступничества.

Ветхий Завет об идолопоклонстве

Против подмены истинного Бога «иными богами», то есть обожествления природных стихий и всякой твари, поклонения им, изготовления соответственных истуканов и иных проявлений идолопоклонства, говорит библейская Заповедь, по традиции разделяемая на две части:

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель…
(Исх.20:2-5)

Борьба пророков с идолопоклонством проходит красной нитью через всю историю Израиля. И естественно, что при отсутствии для верующих в Бога Израилева самих языческих божеств, все «богопочитание» язычников в глазах пророков сводилось к служению изображениям тех «богов»:

истреблю истуканов твоих и кумиров из среды твоей, и не будешь более поклоняться изделиям рук твоих
(Мих.5:13)
и побросали богов их в огонь; но это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, потому и истребили их
(Ис.37:19)

Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо , ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом

Идолопоклонство в христианстве

Мнение исторических церквей

Внешние видеофайлы

Иконопочитание и идолопоклонство

Иконопочитание и идолопоклонство: в чем разница? В чем значение иконы в Православии? — отрывок из передачи «Церковь и мир» с Митрополитом Илларионом на канале «Вести»

По мнению традиционных исторических церквей (Древневосточные церкви, Православие, Католицизм, Лютеранство, Англиканство), идолопоклонством в христианстве являются:

  • Искажённое понимание иконопочитания, когда вместо Первообраза, поклонение воздается самому образу, то есть икона превращается в фетиш. Как отмечал православный архимандрит Макарий: «Впрочем, у нас нельзя и ожидать того, чтобы одни миссионеры и клирики приходских церквей проповедовали иноверцам Бога истинного; но и все православные земледельцы и торговые люди нередко изъясняют им веру, которую называют „крещёною“, и многие из сих учителей называют честныя иконы богами, а полочки, на которых они стоят, божницами».
  • Создание «неканонических» икон с изображением Бога в виде антропоморфного существа. К таким иконам относятся так называемые «иконы Бога Отца» и иконы Троицы, где помимо изображения Богочеловека Христа, есть изображение и Бога Отца, то есть изображение Того, Кого нельзя изобразить, и на что существует недвусмысленный ветхозаветный запрет.
  • Поклонение нескольким богам — многобожие

Протестантизм, реставрационизм, другие авраамические религии, атеисты

По мнению протестантских христианских церквей, а также реставрационистких организаций и групп, включая свидетелей Иеговы) и христадельфиан, придерживающихся иконоборческой идеологии, а также иудеев, мусульман, части англикан, придерживающихся статьи 22 англиканского вероисповедания, и некоторых атеистов,а также в раннем советском религиоведении идолопоклонство в христианстве присутствует в его традиционных, исторических направлениях (древневосточные церкви, православие, католицизм, Оксфордское движение) в форме иконопочитания, то есть по причине поклонения религиозным изображениям (статуям, иконам и крестам) во время богослужений в храмах и других местах и формах поклонения Богу.

  • Прежде всего, такая точка зрения части христиан, иудеев, мусульман и атеистов основана на толковании Библии, по их мнению, запрещающей поклоняться любым религиозным изображениям.
  • Утверждается так же, что греческое слово εἴδωλον может переводится и как образ и как и идол, поэтому идолопоклонство рассматривается как поклонение образам. Однако, такое сопоставление двух понятий не корректно, поскольку имеет исключительно полемический смысл и опровергается в частности греческим библейским текстом-

сотворил Бог человека по образу (ср.-греч. εἰκόνα) Своему, по образу Божию сотворил его
(Быт.1:27)

муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ (ср.-греч. εἰκόνα) и слава Божия
(1Кор.11:7)

Который (Сын) есть образ (ср.-греч. εἰκόνα) Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари
(Кол.1:15)

  • Сторонники (Артур Древс и его последователи) мифологической школы указывают на сходство изображений Богоматери и языческих богинь.
  • Также критики иконопочитания указывают на решение одного из испанских поместных соборов (в начале IV века), согласно которому «не должно быть рисунков (picturas) в церкви, чтобы на стенах не изображалось то, что почитается и чему поклоняются» (ne quod colitur et adoratur in parietibus depingatur).
  • Аргументация против иконопочитания принадлежит древним иконоборцам, отвергавшим иконы Христа по той причине, что Его божественная природа неизобразима, а изобразима природа только человеческая, а потому, поклоняющийся перед иконой Христа, поклоняется твари вместо Творца, что так же является идолопоклонством. Однако, традиционные исторические церкви считают данную критику иконоборцев несправедливой, так как поклонение воздается Самому Христу, который является, по мнению тринитариев, воплощённым Богом, а не Его природам. Так, Феодор Студит и Патриарх Константинопольский Никифор основывали свои доводы против иконоборцев на понятии ипостасного единства Божества и человечества во Христе. По их утверждениям, икона изображает не природу, а ипостась воплощённого Бога, то есть божественное Слово, ставшего Человеком. На сиянии вокруг головы Христа всегда пишется греческий перевод священной ветхозаветной тетраграммы (Ягве), чтобы показать, Кто изображён.

Библейские цитаты

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» ( Библия, Исход 20:4-5, Синодальный перевод)

Перечень обвиняемых в идолопоклонстве

Древний мир

  • Иеровоам I
  • Иорам (царь Израиля)

Средние века

  • 1431 г. Жанна д’Арк

«На голову Жанны надели бумажную митру с надписью „Еретичка, вероотступница, идолопоклонница“ и повели на костёр…»

ХХ-XXI века

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

См. также

  • Иудохристианство
  • Язычество
  • Мелофобия

Ссылки

  • Юрий Семёнов «Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия»
  • Галичский клад, один из древнейших сохранившихся бронзовых идолов на Руси

Примечания

  1. Прот. Александр Шмеман. Исторический путь православия. Глава 5. Византия
  2. Б. Тихомиров.Архимандрит Макарий (Глухарев). Жизненный путь и переводческая деятельность. Часть 2.//Русская линия, 12.12.2007
  3. Нужно ли почитать иконы?//Пробудитесь! от 8 мая 2005 года
  4. Почему Свидетели Иеговы не почитают изображения? Опубликовано в «Сторожевой башне» от 1 февраля 2009 года
  5. Почему мусульмане не используют икон и свеч?
  6. Иконы — деревянные идолы
  7. Большая советская энциклопедия. Статья «Идол»
  8. Вейсман А. Д.Греческо-русский словарь. СПб., 1899 г. 1370 стр.
  9. εἴδωλον τό 1) видение, призрак ex. (βροτῶν εἴδωλα καμόντων Hom.; εἴ. καὴ ψεῦδος Plat.) εἴ. σκιᾶς Aesch. — призрак тени, то есть абсолютное ничто 2) подобие, видимость ex. (ἴκελόν τινι Hom.; τῆς ἀρετῆς Plut.) 3) отображение, отражение ex. (τὰ ἐν τοῖς ὕδασιν εἴδωλα Arst.) 4) образ, изображение ex. (χρύσεον Her.) 5) мысленный образ, воображение, греза ex. (τὰ φαινόμενα εἴδωλα καθεύδοντι Arst.; εἴδωλα τῶν νοουμένων Plut.) 6) идол, кумир NT. — Большой древнегреческий словарь
  10. Свенцицкая И.С.. Раннее христианство… Сказания о Марии
  11. Васильев А. А. История Византийской империи. 5. Иконоборческая эпоха (717—867) 2 часть
  12. Прот. Иоанн Мейендорф. ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН ДАМАСКИН И ПРАВОСЛАВНАЯ ЗАЩИТА ИКОНОПОЧИТАНИЯ. Из книги «ВВЕДЕНИЕ В СВЯТООТЕЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ»

Идолопоклонство как качество личности – склонность отказываться от веры в истинного Бога или подменять Его неким придуманным существом, поклоняться ложным богам и идолам, приносить им жертвы, возлагать на них надежды.

Некто попросил суфия: — Научи меня молиться. Суфий отвечал: — Ты не только уже молишься, но часть твоего ума постоянно занята этим.— Я не понимаю, о чём ты. Я не мог молиться Господу в течение нескольких месяцев по некоторым причинам. — Ты сказал: «Научи меня молиться», — ты не говорил ничего о Господе. Молитва, в которую ты был вовлечён на протяжении нескольких месяцев, это молитва к твоим соседям, так как ты постоянно думал о том, что они могут подумать о тебе. Это была непрерывная молитва идолу денег, ибо это то, чего ты жаждешь. Ты также молишься идолу собственной безопасности и множеству других. Поскольку у тебя столько богов, которым ты вынужден постоянно молиться, нет ничего удивительного в том, что у тебя не остаётся места и времени для какой-то иной молитвы.

Идолопоклонство – склонность творить в своем сердце богозаменителей – идолов. Идол – самозванец, занимающий место Бога. Для идолопоклонника идол однозначно занимает первое место. В чем опасность – он может появиться в любой сфере нашей жизни. Идолом может стать человек, деньги, материальные блага, работа, действия или отношения. И тогда какой-то истукан становится источником человеческого счастья, умиротворения и благополучия. Человек начинает уделять идолу больше внимания, чем Богу, пытается черпать из него энергию или наоборот отдавать ему свои силы.

В Ветхом завете в главе Исход прямо сказано: «Да не будет у тебя других Богов перед лицом моим». Иными словами нельзя поклоняться на одном уровне Богу и идолам или другим могущественным личностям, которых много во Вселенной. Бог как духовная сущность имеет, как и человек, определенные формы. Человек, не имея четкого представления о формах Бога, начинает что-то придумывать, воображать. В результате возникают идолы – формы, не имеющие ничего общего с Богом.

Философ Василий Тушкин пишет: «Запрет на поклонение формам полубогов совсем не означает, что у Верховного тоже нет форм или что им нельзя поклоняться. Т.е. сама установка «Да не будет у тебя других богов перед лицом моим» подразумевает, что у Бога есть лицо. А значит и все остальное. Т.е. у него есть форма. А на поклонение форме Всевышнего в Библии запретов нет. Но те, кто не имеет ясного понимания и не отличает Верховную личность Бога от его заместителей, министров, от всех этих полубогов списали принятое в Индии поклонение Кришне или Вишну и его различным воплощениям как идолопоклонство. Т.е. сработал обычный максимализм – вместе с водой выплеснули ребенка. Этот момент очень важно понять. Т.е. почему это идолопоклонством называют поклонение какой-то форме? Вовсе не потому, что у Бога форм нет и потому что ей поклоняться нельзя, а потому что люди не отличают форм Верховного от форм полубогов. Вот в этом весь смысл. В библейском запрете сказано: «Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли». Т.е. не стоит создавать идолов или кумиров из всего диапазона материальных форм, населяющих воду, небо и землю. Однако образы Бога, описанные в Ведах совершенно не похожи на формы этого мира. Они обладают каким-либо уникальным цветом, например, цвет Кришны – такой темно-синий. Мы не встречаем здесь людей такого цвета. Либо четыре руки, либо какая-то форма необычная, как форма , например. Либо какие-то другие формы, которые совершенно не имеют каких-то аналогов в этом материальном мире».

Иными словами, поклонение форме Бога не является идолопоклонством. Идолопоклонниками являются люди, ставящие на место Бога какую-то безделушку, истукана или известного человека. Бог присутствует в каждом атоме своего творения. Например, в христианстве есть чудодейственные иконы, крестики с распятием, святые места – всё это материальные объекты. Почему мы их не считаем идолами? Почему поклоняемся им? Дело в том, что они отмечены присутствуем духовной энергии, идущей от Бога – «святая вода», освященная пища, священное распятие или святое место, к которому идут люди. Почему оно священное? Почему эта материя вдруг стала освященной? Потому что там был Бог. Или он низошел на это место, на эту воду или на этот символ. Идол сам хочет занять место Бога.

«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо , ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом». (Втор 4:15-19).

Поклонение Богу в образе установленного в храме божества идолопоклонством ни в коем случае не является. Философ Владимир Критский пишет: «Всевышнему можно поклоняться в форме доступной для восприятия или же в духовной форме, недоступной для восприятия. Поклонение божеству в храме относится к первой категории, потому что изображение Господа создано из материи, однако образ Господа, воплощённый в камне, дереве и красках, которые являются материальными сами по себе, этот образ материальным не является. В этом абсолютная природа Абсолютной личности Бога. В этой связи можно привести простое сравнение. Если опустить письмо в любой из почтовых ящиков развешенных на улице, оно без труда найдёт своего адресата, но любой другой ящик, не установленный почтовым отделением, хоть даже похожий на почтовый, для этой цели не годится. Аналогичным образом божество, установленное в храме, – это трансцендентный образ Бога, который представляет его в этом мире. Господь предстаёт перед нами в этом образе, чтоб принимать, таким образом, наше служение. Он всемогущий, поэтому, воплощаясь в этой форме, он принимает служение преданных, чтобы обусловленным душам было легче служить ему».

Иными словами, поклонение форме Господа в храме является очень глубоким трансцендентным процессом и не имеет ничего общего с идолопоклонством. Бог вездесущ, он везде и во всем, поэтому он находится и в своём образе, который создан верующими из каких-то материальных элементов, из камня, из металла или дерева, и находясь также и в сердце верующих.

Интересная история в контексте идолопоклонства связана с немецким философом Фридрихом Ницше, отрекшемуся от христианства и традиционной морали, и заявившему, что Бог мертв. Он отождествлял себя с Дионисом, греческим богом вина и достатка. На место Бога он ставил воображаемого, всесильного аморального сверхчеловека, который был в двадцатом столетии воплощен в личности Адольфа Гитлера.

В «Веселой науке» Ницше писал: «После того как Будда умер, в течение столетий показывали еще его тень в одной пещере – чудовищную страшную тень. Бог мертв: но такова природа людей, что еще тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. – И мы – мы должны победить еще и его тень!»

На входе в университет, в котором он преподавал, была написана фраза «Бог мёртв». То есть Ницше заявлял, что Бога или нет, а если он и есть, то не принимает никакого участия в материальном мире, поэтому всё равно, что его не существует. Бог умер, о Боге не думайте. И вот пришло время умирать. В университете состоялась траурная церемония, что-то вроде гражданской панихиды и самое удивительное, что на этом плакате, который висел при входе в университет «Бог мёртв» было приписано кем-то «Ницше мёртв», подпись «Бог».

Вопрос:

Прочитал Ваш ответ по поводу протестантизма. Несомненно, М. Лютер отверг множество очевидных истин Писания. Но, все-таки, стоит ли такое внимание уделять святыням, какое существует в Православной Церкви? Не может ли увести это от Бога в идолопоклонство?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Почитание икон и других святынь в Православной Церкви основывается не только на многовековой традиции, но и на твердом богословском фундаменте. Особое значение имеют труды преподобного Иоанна Дамаскина, который опирался на идеи святого Максима Исповедника. Последний в «Мистагогии» дает толкование литургических образов. Между образом и первообразом может существовать не только условная, но и реальная (онтологическая) связь. «Для обладающих зрением весь умопостигаемый мир представляется таинственно отпечатленным во всем чувственном мире посредством символических образов. А весь чувственный мир при духовном умозрении представляется содержащимся во всем умопостигаемом мире, познаваясь благодаря своим логосам. Ибо чувственный мир существует в умопостигаемом посредством своих логосов, а умопостигаемый в чувственном – посредством своих отпечатлений» (Максим Исповедник, преподобный. Мистагогия. Введение). Вещественное начало способно к обожению. Оно при определенных условиях может вместить в себя божественные энергии. Эта мысль имеет основание в Священном Писании. В Деяниях святых апостолов говорится об апостоле Павле: «На больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19: 12). Вещественные предметы, которыми пользуется угодник Божий, освящаются и приобретают целительную силу. Тем более тело святого, которое становится чистым сосудом благодати Божией, может воспринимать сверхъестественные благодатные силы. На этом основано почитание святых мощей. Это тоже имеет подтверждение в Библии: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13: 20–21).

Для чего создается икона? Святой Иоанн Дамаскин объясняет: «Итак, мы знаем, что невозможно увидеть глазами природу как Бога, так души, так и демона, но что они созерцаются посредством некоторого приспособления, когда Божественный Промысл облекает образами и формами то, что бестелесно, и лишено образов, и не имеет телесной фигуры, для руководительства нами и для поверхностного и частичного знания их, чтобы мы не находились в совершенном неведении Бога и бестелесных созданий. Ибо Бог, конечно, по природе совершенно бестелесен. Ангел же, и душа, и демон, по сравнению с Богом, Который, , Один только выше сравнения, суть тела. По сравнению же с материальными телами они – бестелесны. И так Бог, не желая, чтобы мы совершенно не знали того, что бестелесно, облек его формами, и фигурами, и образами, применительно к нашей природе; фигурами, , телесными, созерцаемыми при помощи невещественного зрения ума. И этому мы даем формы, и это изображаем» (Иоанн Дамаскин, преподобный. Третье защитительное слово против порицающих святые иконы. XXV).

В точном значении мы поклоняемся не иконам, не веществу, но посредством их Тому, Кто на них изображается. Воздаваемая иконе честь переходит на Первообраз. Поэтому в богословии проводится различие между служебным поклонением (греч. latreia – «служение, поклонение, культ») и почитанием (греч. proskunesis). В первом случае служебное поклонение воздается только Богу, тогда как неслужебное поклонение может относиться к святыням и святым. Неслужебное поклонение, воздаваемое святым, основывается на том, что они являются сосудом Божественной благодати.

Но допустимо ли неслужебное поклонение, в чем православных упрекают протестанты? Вновь обратимся к священным текстам.

«А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс. 5: 8).

«Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!» (Пс. 98: 5).

«Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его» (Пс. 131: 7).

«Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою» (Пс. 137: 2).

«Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего» (Евр. 11: 21).

Иногда возражение против святынь основывают на том, что некоторые верующие готовы молиться иконе. Надо определенно сказать: во все времена были люди, которые имели неверные религиозные понятия. Причина здесь не в святыне, а в том, что некоторые не имеют необходимой духовной зрелости. Их надо просвещать. Есть люди, которые страдают обрядоверием. Формально-уставные стороны религиозной жизни для них важнее заповедей, но это не значит, что надо отказываться от обряда. Без него невозможно богослужение. Фарисеи и книжники заменили заповеди о любви и милосердии предписаниями закона (например, о субботе), но разве причина в законе, который был дан Богом, а не в них самих?

Переписка с протестантами убеждает, что все их выступления против святынь имеют начетнический характер. Мне ни разу не встретился протестант, который бы добросовестно изучил реальную практику Православия. Схоластические прения, основанные преимущественно на цитатах, не рассматривают такие принципиальные вопросы. Почему некоторых, одержимых демонами, невозможно подвести к чудотворным иконам или к святым мощам? Они начинают бесноваться и хулить. Почему ни одна картина на религиозную тему ни в одном музее мира ни разу не мироточила, а с иконами это происходит? Что мешало любому протестанту тщательно изучить Монреальскую Иверскую икону, которая 18 лет находилась в центре храма? Она была написана на Афоне в 1981 году греческим монахом с оригинала иконы Богоматери Вратарницы. В 1982 году эту икону привез с Афона в Монреаль Иосиф Муньос Кортес, испанец, принявший Православие. Началось мироточение, когда икона была в его доме: «24 ноября, в три часа ночи, я проснулся от сильного благоухания. Вначале подумал, что оно исходит от мощей или разлитого флакона духов, но, подойдя к иконе, я поразился: вся она была покрыта благоухающим миром! Я застыл на месте от такого чуда!» Вскоре мироточивая икона была отнесена в храм. С тех пор эта икона Божией Матери постоянно мироточила, за исключением Страстных недель. Замечательно, что миро истекало главным образом из рук Богоматери и Христа, а также звезды, находящейся на правом плече Пречистой. В то же время задняя сторона иконы всегда была сухая. Миро Монреальской иконы янтарных оттенков с нежным, но стойким благоуханием. И только первое миро, источаемое иконой на Пасху, после Страстной седмицы, бывало особенным: очень светлым и со своеобразным ароматом. Другим чудесным свойством мира была его способность умножаться, что отмечали многие его обладатели. Чудотворный образ побывал в Америке, Австралии, Новой Зеландии, в Болгарии и в странах Западной Европы. Везде, куда бы ни прибыла эта икона, она распространяла любовь и согласие, как, например, в одной общине, где ссорившиеся прихожане вновь обрели путь к молитве и церковному единению.

Недавно перешел в Православие известный немецкий лютеранский богослов профессор Карл Христиан Фельми. Произошло это потому, что он в течение нескольких лет честно изучал богословие и духовную жизнь Православной Церкви. У него не было предвзятого отношения к иконе. Он рассказывает в одном из интервью: «В 1956 году в Реклингхаузене, в 70-и километрах от Мюнстера, открылся Музей икон – самое богатое собрание икон в Западной Европе. Я часто ездил туда. И до сих пор поддерживаю самые тесные контакты с этим музеем. Иконы, по моему убеждению, являются важным источником для изучения православного богословия, без них невозможно понимание его богословской сути».

Идолопоклонство — Авода зара

Запрет Идолопоклонства в Десяти Речениях

Десять Речений, которые Моше-Рабейну (Моисей) получил на горе Синай и которые начертаны на Скрижалях Завета, составляют основу еврейского мировоззрения.

Первая заповедь «Я — Всевышний, твой Б-г…», подразумевает необходимость получения знаний о мире, т.е. о том, что мир был создан, что есть Тот, Кто его создал, и что вся вселенная, каждая ее частичка ежесекундно получают жизненную энергию из Единого Источника, от Творца.

Вторая заповедь звучит так:

«Да не будет у тебя иных богов, кроме Меня. Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что на небе наверху, того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я — Всевышний, твой Б-г, Ревнитель, за вину отцов карающий детей до третьего и четвертого поколения, тех, кто ненавидит Меня; и творящий милость на тысячи поколений любящим Меня и соблюдающим Мои заповеди» (Шмот 20:3—6).

Теперь становится ясно, почему Десять заповедей называются у евреев Десять речений (асерет адиброт). Ведь на самом деле здесь их больше десяти. В одном только речении «Да не будет у тебя иных богов…» содержатся сразу несколько заповедей:

а) не верить в других богов;

б) не делать рукотворных идолов — их изображений и изваяний;

в) не поклоняться им ни в каких формах — ни в традиционно принятых, ни в изощренно-экзотических.

Это очень важная и строгая заповедь, много раз повторяющаяся в Торе. Она — одна из трех заповедей, о которых сказано: умри, но не делай. (Две другие — запрет убийства и прелюбодеяние.)

Актуальность запрета сегодня

Сразу же возникает вопрос. Известно, что Тора была дана не только поколению, вышедшему из Египта 33 столетия назад. Она дана всем людям на все времена, в том числе и нам с вами, живущим сейчас. О каком идолопоклонстве можно говорить сегодня?

С древними примитивными народами все понятно. Но мы же современные люди. Люди XX века обычно говорят: «Мы, конечно, не праведники. Но поклоняться столбу, камню или изваянию? Нет, увольте». Многие из нас так уверовали в свое превосходство над людьми, жившими в прошлой эпохе, что даже не пытаются осмыслить ситуацию.

Технический прогресс, особенно в последние 100-150 лет, для всех очевиден и бесспорен. Но в духовном плане положение иное.

Наши далекие предки, жившие в гораздо более размеренном темпе, не отвлекались теориями о том, что от жизни надо получать всё и сейчас. Они жили не внешней жизнью, как мы ныне, а намного чаще нас и глубже заглядывали в себя. Известно, к примеру, что йоги с древних времен обладали более совершенными знаниями об управлении человеческим организмом, чем современные врачи и физиологи. Подобными знаниями обладали многие народы, а некоторые еврейские школы становились ориентиром и предметом подражания для всего Востока. В те эпохи люди гораздо лучше нас знали, что Творец Един и что Он управляет миром. Они видели, ощущали Его духовную энергию и умели ею пользоваться, как сегодня мы пользуемся, например, солнечной энергией. Мы многое утратили из их опыта.

Но у наших предков была другая проблема: возможность легко получать и использовать духовную энергию через «посредников», отвлекало их от факта существования Единого Источника и от поиска постоянного контакта с Ним.

Наш современник подхватил и развил это заблуждение. Он трезво рассуждает: «Создатель, возможно, и существует, но что мне до этого, если все жизненные блага я получаю из других источников? Нужно зарабатывать деньги, обзаводиться связями, женой, друзьями, собакой, наконец».

Постепенно люди забывали о Едином Источнике всего сущего и стали наделять своих кумиров абсолютным, самостоятельным могуществом.

Атеизм — лишь логическое завершение процесса. Такой подход оказался еще и выгодным. Если в мире несколько сил, которыми я могу манипулировать, то, значит, я управляю миром. Я становлюсь богом… Конечно, как вы понимаете, речь здесь идет только о древних примитивных людях. К нашей эпохе эти слова совсем не относятся.

Но, кроме поклонения мне, любимому, что еще произошло с идолами и идолослужением?

Идолы не исчезли, а лишь приняли новые формы. В универсальном смысле идол — это все, что из средства приближения к Всевышнему (т.е. повышения духовности) превращается в самоцель, в высший самодостаточный идеал.

Современные идолы

Современные идолы нам хорошо известны, хотя мы не задумываемся над их особенностью. Самые распространенные вещи, из которых делают идолов — это деньги, власть, свобода, демократия, государство и т. д. Кратко рассмотрим некоторые из них.

Начнем с самого расхожего, с денег.

Деньги — это богатство. В самом богатстве иудаизм, в отличие от других религий, не видит ничего плохого. Наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков были очень богатыми и одновременно очень праведными людьми.

Но в деньгах, вернее, в их покупательной способности скрыта огромная энергия. Имея много денег, можно накормить бедных, построить дома и школы, финансировать важные медицинские исследования, которые спасут тысячи жизней, и т.д. Короче, деньги, использованные по назначению — это большое благо. Но они же — и большая ответственность. Ибо деньгами надо уметь правильно (и главное, праведно) распоряжаться.

К примеру, Тора вменяет нам в обязанность отдавать десятую часть дохода на общественные нужды. В расчет берется средний заработок. Это не милостыня, не благотворительность. Это то, что изначально нам не принадлежит, но дается Создателем для того, чтобы мы научились давать, приняли участие в справедливом распределении ресурсов. Цдаку выделяют на помощь бедным, больным ради поддержания социальной гармонии в обществе. На протяжении веков десятина поддерживала еврейские общины, разбросанные по всему миру, обеспечивая их финансовую независимость от стран, внутри которых они жили.

Иллюстрация: много лет назад одному известному раввину рассказали о старике, который умер от голода. Рав сокрушенно покачал головой и заявил: «Нет, он умер от гордости», — т.е. не захотел просить других о помощи.

С другой стороны, нет нужды объяснять, как деньги и материальные блага могут превратиться в предмет поклонения и цель жизни.

Другой распространенный идол — власть. Подобно деньгам, власть дана нам как для усовершенствования окружающего мира, так и для того, чтобы эффективно и творчески проявлять свои способности. По мере того как молодой специалист продвигается по служебной лестнице, его власть, сфера ответственности и возможности самореализации расширяются. Став директором компании, он не только принимает важные решения, которые влияют на судьбу многих людей, но и максимально полно раскрывает свой личный потенциал. Это нормальный процесс, идущий на благо человека и общества.

Но когда власть становится самоцелью — это уже идолопоклонство. Некоторые люди стремятся к власти не для реализации своих способностей, а для преодоления скрытого чувства неполноценности, для «укрепления уважения и самоуважения». Другие боятся утратить контроль и поэтому хотят расширить его. Но как ни парадоксально, чем больше зона их контроля, тем она уязвимее, тем легче им потерять власть, частично или всю целиком. Стремление к расширению власти становится навязчивой идеей. В обоих случаях людьми движет не только тщеславие, но и растущее чувство неуверенности, страха. От этого комплекса, ведущего иногда к тяжелым последствиям и страшным преступлениям, невозможно избавиться даже путем достижения абсолютной власти.

Важная закономерность: идолы никогда не приносят длительного удовлетворения тем, кто им служит.

Современное общество часто поклоняется еще одной обожествленной идее — свободе. Никто не спорит, свобода нужна всем. Но это понятие не простое и не однозначное. Чтобы разобраться в нем, требуется отдельный серьезный разговор. Сейчас мы зададим лишь один вопрос: что такое свобода — средство достижения цели или самоцель?

Абсолютизация свободы (слова, печати, мнений) выливается в очень интересный феномен. Заметьте, последовательные либералы левого толка выступают за предоставление этих возможностей фашистам, расистам, распространителям порнографии, — короче, носителям любых идеологий, разрушающих как личность, так и общество.

Еще один модный идол — демократия. Что и говорить, демократия (в переводе с греческого: народовластие) — прекрасная вещь. Кстати, ее принес в мир, как ни странно для многих, именно иудаизм. Равенство между людьми вытекает из постулата о «равенстве индивидуальных душ перед Б-гом», столь бесившего и греков, и римлян, и более близких нам по времени нацистов.

Многие элементы демократии использовались в древнееврейском государстве. Высший еврейский судебный и законодательный орган Санедрин (Синедрион), где заседали мудрейшие и достойнейшие знатоки еврейского закона, решал спорные вопросы простым голосованием.

Но и здесь можно «перегнуть палку». Так, в современных государствах, проповедующих «безбрежную» демократию, наметилась тенденция выносить на голосование в парламенте, а иногда и на всеобщий референдум, практически все важные вопросы. Вы не видите здесь ничего плохого? Возьмем, к примеру, гомосексуализм, который еще недавно считался очевидным пороком, и большинство людей выступали против его легализации. Теперь в моде «терпимость»: проголосовали — и гомосексуализм стал моральным явлением. Парламенты некоторых стран вполне демократическим путем приняли законы, разрешающие браки между однополыми супругами и уравнивающие их в правах с нормальными семьями; им даже разрешают брать на воспитание детей. Если такая тенденция сохранится, то завтра голосованием узаконят скотоложство. Ничего не поделаешь — демократия. Кстати, гомосексуализм и скотоложство — явления отнюдь не новые. В древности у евреев действовал запрет на продажу в рабство нееврею мужчины-раба и овцы: чтобы не потворствовать обоим извращениям. Хорошие у нас были соседи, не правда ли?

Другой пример. 20 лет назад большинство населения Соединенных Штатов выступало против абортов. Теперь большинство — за аборты. Уже ведется кампания за легализацию эвтаназии: общество готово разрешить деятельность тех врачей, которые не лечат, а помогают отправиться на тот свет всем желающим. В начале это будут, в основном, тяжело больные, которые не желают «мучаться». Потом круг «избранных» расширят. Готовьтесь, скоро будем голосовать…

Безусловно, демократия хороша как средство ограничения власти и выражения воли большинства. Но нельзя голосовать за законы природы, как физические, так и духовные, к которым относится мораль, отражающая внутреннюю структуру человека. Однако многие считают, что мораль — понятие относительное, договорное.

Что получается на практике? Скажите, как вы думаете: если бы большинство граждан нацистской Германии проголосовало за тотальное уничтожение евреев, это было бы морально? Или если бы древние народы, приносившие детей в жертву идолам, утвердили свой обычай с помощью референдума, либо через своих избранников в законодательном органе, мы бы тоже приняли их «передовую» мораль как отражение мнения демократического большинства?

Идолами можно сделать и часто делают государство, спорт, искусство, науку и технический прогресс. Миллионы жертв были принесены на алтарь государства, из которого мы уехали…

Что касается спорта, то превращаясь в самоцель, он не укрепляет здоровье, а разрушает его — допингом, перегрузками, стремлением добиться победы любой ценой. Поэтому противостояние двух культур — греческой (изящной по форме, но языческой по сути) и еврейской (не признающей форму без наполняющей ее духовности), — продолжается по сей день. И не только в обществе, но и в каждом из нас.

Не обращаться к «посредникам»

Вернемся ко Второй заповеди: «Да не будет у тебя иных богов перед Моим лицом». В дословном переводе «перед Моим лицом» означает запрещение прибегать к услугам посредника в контактах с Б-гом.

Вот почему мы так решительно отвергли христианство. Еврей обращается прямо к Творцу. Он всегда и везде чувствует Его присутствие, ощущает себя Его частицей. Христиане же обещают нам «спасение», если мы обратимся к Всевышнему через посредника — Иисуса (по-еврейски Ешу). Признавая такое «посредничество», еврей нарушает тем самым Вторую заповедь.

Есть, однако, христианские группы, которые говорят, что Иисус и есть Всевышний. На что мы отвечаем: в Торе приведены разные имена Всевышнего, каждое из которых раскрывает одно из Его качеств, но там нигде нет человеческого имени Ешу. Поэтому признание этого человека богом означает нарушение первой из Десяти заповедей: «Я — Всевышний, твой Б-г».

Поэтому для нас, евреев, христианство — всего лишь одна из форм идолопоклонства, совершенно чуждая нашему знанию Единого Творца.

Библия о поклонении иконам.

.

В чем сущность идолопоклонства?

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Вопрос. «…если я молюсь к Деве Марии, то я идолопоклонник???»

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Ч.1 Кто будет спасен? Спасение обещано Богом через веру и послушание Слову Господа Иисуса Христа (Иоанна 5:24)!

Ч.2 В чем сущность идолопоклонства? Как в Новом, так и в Ветхом Завете, идолопоклонство является грехом к смерти (Галат.5:19-21). Сущность его – поклонение делу человеческих рук, идолам, через которые действуют бесы (Откровение 9:20).

• Гл.2 Закон не был упразднен полностью! Законом мы узнаем, что есть грех;

• Гл.3 И находим определение греха идолопоклонства: Господь запрещает не просто создание изображений, но создание их с целью поклонения им! Запрет существует даже на Его Собственное изображение! • Гл.3, • Гл.4

Ч.3 Подводя итог Слову Божьему. Восемь грехов, о которых Господь Бог Сам говорит в конце Своего Слова (Библии), один из них – все тот же грех!

Часть 1. Кто будет спасен?

1. Спасение через послушание Слову Господа Иисуса.

Часть 2. В чем сущность идолопоклонства?

1. Грех идолопоклонства в Новом Завете.

1.2 Суть идолопоклонства: поклонение делу рук.

1.3 Каким образом люди поклоняются бесам?

2. Закон не упразднен. Законом познается грех.

3. Определение греха идолопоклонства.

3.3 «Не поклоняйся им …»

3.4 «Не служи им …»

4. Двойное предостережение!

Часть 3. Подводя итог Слову Божьему.

1. Грехи, названные Самим Господом!

2. Итог. На что мы надеемся!?

——————————

Скачать: яндекс-диск https://yadi.sk/d/1qZcbIMF3A3J6i , гугл-д. https://goo.gl/IPx0ne

——————————

——————————

Открыть ссылку Библии, оставшись на странице – удерживайте кл. Ctrl

——————————

——————————

• в угловых <…> – стоит комментарий или слова для смысловой связки,

• в одинарных – стоят слова (РБО), для смысловой связи, которых нет в Писании.

——————————

Примечание 2. О лексиконе Стронга: иногда после есть (ссылка на подстрочный перевод РБО-Винокурова или др.), где нажав на слово, можно увидеть значение словарного определения и номер Стронга.

Википедия о Л.Стронга – https://goo.gl/ORFVsu

——————————

Мир вам и благословение во имя Господа Иисуса Христа!

Кто будет спасен?

Прежде чем приступить к основной теме, объясняющей, почему идолопоклонство является грехом, и почему поклонение иконам относится к этой категории, позвольте начать с самого начала! Давайте разберемся, как человек обретает спасение и почему может потерять его?

Здесь мы коротко рассмотрим основные моменты Спасения. Желая понять эту тему глубже, смотрите «Путь к Спасению» и «Что нужно для Спасения» (см. ).

(Огл.)

1. Спасение через послушание Слову Господа Иисуса.

Спасение даруется нам Богом через веру в Сына Божьего, Иисуса Христа (Иоанна 3:16-19,36), а также через слышание и послушание Его Слову {1}!

………………………………….

—————

………………………………….

………………………………….

—————

………………………………….

………………………………….

{3} 1Тимофею 2:5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, (http://bble.ru/1+Тим+2:5)

{3.2} (Римлянам 8:31-34) … Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. (http://bble.ru/Рим+8:31-34)

—————

………………………………….

………………………………….

………………………………….

Итак, у христианина есть обетование: исполняющий Божье Слово, данное Господом Иисусом, будет спасен и на суд не придет {1}! Неисполняющий же Его Слово будет судим по Слову Божьему {5}, данному Богом через Сына Своего, Иисуса Христа.

………………………………….

Осознавая это, нам крайне важно разобраться, что Божье Слово называет идолопоклонством!

1. Грех идолопоклонства в Новом Завете.

(Огл.)

1.1 Идолопоклонство – грех, ведущий к смерти.

Как Ветхий, так и Новый Завет учат о грехе идолопоклонства (идолослужения), предупреждая, что поступающие так Вечную Жизнь в Божьем Царстве не наследуют {1}.

………………………………….

—————

………………………………….

1.2 Суть идолопоклонства: поклонение делу рук.

Сущность же этого греха – поклонение и служение идолам {2}, которые являются делами человеческих рук (•1, •2), и через которые действуют бесы (•1, •3).

………………………………….

—————

………………………………….

1.3 Каким образом люди поклоняются бесам?

Рассматривая отрывок Нового Завета (Откровение 9:20 {2}), говорящий об этом грехе, может показаться, что речь идет о поклонении бесам, а не идолам!

• 1. «не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам,

• 2. которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить.»

Строка • 1. «не раскаялись в делах рук своих»! Что является делами рук? Конечно же не демонические существа, бесы; но идолы являются делами рук человеческих!

Строка • 2: «которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить», – о чем здесь речь? Кто не может ходить или слышать? Писание говорит нам, что нечистые духи, бесы и ходят и слышат (Матфея 12:43; 8:31,32). Идолы же действительно не могут «ни видеть, ни слышать, ни ходить»! Таким образом, речь здесь идет о поклонении идолам, за которыми и стоят бесы, то есть демонические существа, злые духи!

Итак, контекст рассматриваемого места Писания говорит не о поклонении божествам (бесам), но о поклонении идолам, за которыми же стоят бесы!

И в этом есть разница! Разве кто-то из людей хочет почитать бесов и сатану вместо Всевышнего Бога!? Возможно, небольшая группа людей и делает это сознательно, например, называющие себя сатанистами; но в большинстве случаев это не так!

Вот, что важно знать: несмотря на то, что люди не поклоняются сатане сознательно, он назван князем {3} и «богом» (•4) этого мира!

………………………………….

—————

драконом Писание называет дьявола (Откровение 12:9 http://bble.ru/Откр+12:9)

………………………………….

Точно так же большинство людей, создавая идолов, не подозревают, что это идолы и что за ними стоят бесы! Только Библия, Божье Слово, может помочь нам разобраться, как Всемогущий Бог может стать нашим Богом (Откровение 21:3,7)!

1.4 Итог.

2. Закон не упразднен. Законом познается грех.

(Огл.)

Возможно, у кого-то все-таки возникнет вопрос: «Может поклонение иконам – это не грех, ведь на них изображены Святые!?»

Как узнать, в чем сущность идолопоклонства?

Первое упоминание и определение этого греха находим в Законе Моисея.

Но прежде, чем открыть Закон, нам необходимо быть уверенными, что Закон не упразднен Новым Заветом полностью.

Писание говорит, что закон не прешел (не исчез).

………………………………….

{1} (Матфея 5:17,18) 17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

………………………………….

Исполнилось ли все? Нет! В Законе есть пророчества о последнем времени, о суде над народами! Таким образом, ни одна черта не должна прейти (исчезнуть) из закона или потерять свою актуальность, пока эти пророчества не исполнятся!

Но если Христос – конец Закона {2}, тогда какую роль играет Закон сейчас? И как совместить, что закон не исчез и то, что «конец закона — Христос»?

………………………………….

{2} Римлянам 10:4 «… конец закона — Христос…» http://bble.ru/Рим+10.4

………………………………….

………………………………….

………………………………….

Получив понимание, что

1. закон в Новом Завете положен для живущих не по Духу {4}, но по плоти ({5},{6}),

2. одно из дел плоти – идолопоклонство ({5} 20 ст.);

далее, чтобы понять, что значит этот грех, мы должны открыть Закон, то место, где это слово получило определение греха.

3. Определение греха идолопоклонства.

(Огл.)

Вторая из 10 заповедей, сказанных Господом Богом во всеуслышание (Исход 20:1,19,22) перед народом Израильским, а затем написанных Божьим Перстом (Исход 31:18) на скрижалях, гласит: «4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе … 5 не поклоняйся им и не служи им…» {1}

………………………………….

—————

………………………………….

Итак, кумир или идол – это то, что сделано из любого материала, а также какое-либо изображение того, что на Небе или на Земле, предназначенное для поклонения…! Здесь важно сделать акцент: Божья заповедь запрещает не просто создание изображений, но создание их с целью поклонения или служения им!

Далее (Гл.3.4) мы сможем увидеть, что под служением может подразумеваться молитва и прошение!

3.2 Запрет на создание изображения Господа Бога.

Что может подразумеваться под словами «что на Небе»?

Можно найти разные толкования этого, но чтобы правильно понять Писание, необходимо искать толкование в нем самом! Ключ к толкованию обычно находится недалеко!

Изучая эту главу, немного далее мы можем найти толкование: Господь Сам дает его, Он говорит: «Я с неба говорил вам» {2}.

………………………………….

{2} Исход 20:22 И сказал Господь Моисею: так скажи сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам; (bble.ru/Исх+20:22)

—————

………………………………….

Далее (в Гл.4) еще более явно говорится об этом!

3.3 «Не поклоняйся им…»

(Огл.)

Но прежде, давайте еще раз обратим наше внимание на слова «не поклоняйся им»!

3.3.1 Изображения, заповеданные Самим Господом…

Некоторые толкователи Писания оправдывают поклонение иконам тем, что царь Соломон сделал в Иерусалимском Храме изображения Херувимов.

Внимательно изучая Писание, мы сможем обнаружить, что в Скинии Моисея, которая долгое время была у Израильского народа и служила в качестве Храма, также были изображения Херувимов (Исход 26:1), созданные по повелению Самого Господа Бога. Только эти изображения были скрыты от человеческих глаз (Исход 26:7-16), так как находились внутри Святилища, куда могли входить лишь священники (Евреям 9:6)! То же самое было и с тремя завесами Скинии, закрывающими вход во двор, Святилище и Святое Святых: Херувимы были изображены только на одной, внутренней завесе Святилища, закрывающей вход в Святое Святых (Исход 26:31-36; 27:16).

Мы можем также увидеть несостоятельность этого аргумента, ответив на два вопроса: разве Божьи законы упразднились после создания Храма Соломоном!? Разве кто-либо любящий Бога стал поклонялся изображениям Херувимов!? Конечно нет!

Таким образом, можно обнаружить, что Божий запрет был не просто на создание изображений (изображения в Святилище были даже заповеданы Богом), но на создание их, с целью поклонения им и служения им!

3.3.2 Божья заповедь связана со словом «поклонение» …!

Давайте еще раз посмотрим Божью заповедь, данную через Моисея ({3} •1) и сравним со сказанным в Новом Завете через Откровение Господа Иисуса (•2 – •4) : мы сможем обнаружить, что с Божьей заповедью связано слово «ПОКЛОНЕНИЕ»!

………………………………….

—————

………………………………….

Обратите внимание, в Ветхом Завете (договоре) Бога с людьми сказано: «Не делай себе кумира и никакого изображения … не поклоняйся им и не служи им…»; в Новом же Завете Бога с Человечеством сказано, что участь во второй смерти имеют идолослужители, что также имеет значение: идолоПОКЛОННИКИ .

А теперь посмотрите, в чем состоит сходство: в трех рассматриваемых случаях говорится о поклонении идолам (образам, изображениям)! Таким образом, заповедь, данная Богом, связана с действием поклонения или служения идолам, изображениям!

Это также означает, что если Господь Бог и давал повеление сделать образы Херувимов на Ковчеге Завета (Откровения) или изображения внутри Святилища, то это никак не может повлиять или отменить заповедь, запрещающую поклонение изображениям!

3.4 «Не служи им…»

(Огл.)

Что такое поклонение, понятно большинству; но что означает заповедь «не служи»?

Некоторые верующие говорят: «Мы не молимся Святым, а только просим их, чтобы они ходатайствовали за нас!»

Но есть большая разница между просьбой о ходатайстве живого человека (это не только позволено Богом, но и заповедано Им (Иакова 5:16; Ефесянам 6:18)), и просьбой тех, кто изображен на ИКОНАХ (греч. слово — изображение) !

—————

—————

В этом случае важно знать, что Писание называет служением также и молитву, и прошение {4}!

………………………………….

—————

………………………………….

Господь Иисус также повторяет запрет на поклонение и служение кому-либо, кроме Господа Бога: «Ему одному служи» {5}!

………………………………….

………………………………….

4. Двойное предостережение!

(Огл.)

Заметьте, из всех заповедей, написанных Господом Богом на скрижалях, этой заповеди уделяется особое внимание!

При повторении всего закона в пятой книге Моисея, Второзаконие, эта заповедь выносится в отдельную главу для разъяснения! И здесь с большей ясностью мы видим, что Господь Бог запрещает делать не только изображение какого-либо человека, но даже Его Самого (12,15-16 стихи)!

………………………………….

{1} • 1. (Второзаконие 4:12-15) 12 И

—> говорил Господь к вам из среды огня; глас слов вы слышали, но образа не видели, а только глас; 13 и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях; 14 и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтоб овладеть ею.

15 Твердо держите в душах ваших, что

—> вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня,

—————

………………………………….

Подводя итог Слову Божьему.

(Огл.)

1. Грехи, названные Самим Господом!

В самом конце Своего Слова, в книге Откровение, предпоследней главе, Господь Бог, как бы подводя итог, повторяет только 8 категорий грехов, совершая которые, человек имеет участь в озере огненном. Один из них – идолопоклонство {1}

………………………………….

—————

Определение номера Стронга и ссылку смотрите в Ч.2, гл. 3.3.2

………………………………….

Немного далее, в последней главе Своего Слова, Господь называет только 6 категорий грехов, но среди них все тот же грех {2}!

………………………………….

<Синодальный перевод РБО>

<Подстрочный перевод с греческого РБО-Винокурова, более близкая к оригиналу версия Писания. Здесь более явно видно, что это слова Господа! (Сравните 14 стих.)>

• (Откровение 22:13-16) 13 Я Альфа и Омега, Первый и Последний, Начало и Конец. 14 Блаженны омывающие одеяния их, так что будет власть их над деревом жизни и воротами они войдут в город <Небесный Иерусалим>. 15 Вне псы и чародеи и развратники и убийцы и идолопоклонники и всякий любящий и творящий ложь. 16 Я Иисус послал ангела Моего засвидетельствовать вам это по церквам. … www.bible.in.ua/underl/NT/Rev22.htm#14

………………………………….

Обратите внимание, в самом начале учения, когда Господь Бог дает закон через Моисея, Сам Господь с Неба произносит всего 10 заповедей (Исход 20:1; 20:19,22; 20:4-17), также и в последней книге Библии Сам Господь, с Престола говоря Иоанну, называет только 8 категорий грехов {1}.

И в первом (Ч.2. гл.3 (Исход 20:1,2,4-6)), и во втором случае Господь упоминает все тот же грех – идолопоклонство!

Заметьте: из всех грехов Господь выделяет всего лишь восемь {1} и даже шесть {2}, и среди них все тот же грех!

2. Итог. На что мы надеемся!?

(Огл.)

Итак, на что мы надеемся: на Господа Иисуса, умершего за нас и искупившего нас Своею кровью, и давшего нам заповеди, чтобы, соблюдая их, мы имели Вечную Жизнь в Царстве Всемогущего Бога {3}; или на человеческие традиции и предания {4} !?

………………………………….

{3} (Иоанна 12:48-50) 48 Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. 49 Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. 50 И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец.

………………………………….

Чтобы Господь не назвал нас лицемерами ({4} 7ст.), и наше почитание Бога не оказалось тщетным (напрасным) ({4} 9ст.), нам необходимо быть внимательными к заповедям Господа Бога и, тем более подтвержденным в Новом Завете!

Ссылки.

——————————

Ссылки. На некоторые Библейские отрывки указаны только координаты: (Лук.1:35), на сайте отрывки становятся видны при наведении курсора: mir.domnanebe.ru/pr/bpi (Должен быть включен JavaScript)

Скачать яндекс https://yadi.sk/d/1qZcbIMF3A3J6i , гугл-д. https://goo.gl/IPx0ne

Понимание. Об идолопоклонстве: «Великий обман Человечества. Святые на иконах. Кто дает ответ?» домнанебе.рф/pr/sni

…………………. О спасении:

• «Путь к Спасению» mir.domnanebe.ru/spas/pks

• «Что нужно для спасения?» mir.domnanebe.ru/spas/nds

• «Молитва угодная Богу» mir.domnanebe.ru/spas/mol

• «Спасение в слове Бога и разоблачение духа антихриста.» домнанебе.рф/svsb

…………………. Скачать статьи в архиве .zip с сайта домнанебе.рф/files/2017.zip

——————————

Последнюю редакцию ( — указана в начале статьи) смотрите на сайте!

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *