Святая Петка (Параскева Сербская) – одна из самых почитаемых балканских святых. День её памяти – 27 октября – в Сербии называют Петковицей или Пейчинданом. Святую считают защитницей женщин, детей, а также всех страдающих от болезней и голода.

Поклонение Святой Петке широко распространено не только в Сербии, но и в соседних Греции, Румынии и Болгарии. Поскольку мощи святой ныне находятся в городе Яссы (исторической столице Молодовы), Параскева считается покровительницей и этой бывшей республики Советского Союза.

Откуда же такая огромная популярность у Святой Параскевы?

На первый взгляд, её биография очень проста. Будущая святая родилась в XI веке в очень благочестивой семье. Место рождения Параскевы — Епиват — сейчас принадлежит европейской части Турции. После смерти родителей девушка поселилась в Иорданской пустыне, где проводила дни в молитве, питаясь лишь злаками. Незадолго до смерти она увидела Ангела, приказавшего отшельнице вернуться домой, «чтобы оставить там своё тело, а душу предать Господу». Действительно, в родном городе земная жизнь Петки вскоре закончилась. Вот и всё. Нет в этой истории ни великого подвига мученичества, ни огромных чудес. Но именно отшельническая жизнь Петки, её полное отречение от всего плотского, посвящение всей своей жизни душе привели православный мир в восхищение.

Попробуйте хотя бы во время церковного богослужения полностью посвятить себя молитве. Думаете, это легко? Мысли постоянно скачут, появляется множество далёких от происходящего действа тем, и вернуться к самому важному порой очень нелегко. Петка же овладела самым высоким уровнем молитвы – молитвой радости. Кроме того, ещё будучи совсем юной девушкой, она прославилась необычайной добротой. Поэтому для любого православного балканца Петка – это имя любви, преданности и сострадания.

Параскева не была похоронена на епиватском кладбище, потому что жители города посчитали её чужеземкой. Лишь в 1238 году её чудесным образом обретённые мощи были перенесены в болгарский Тернов, а затем больше трёхсот лет перевозились: сначала в Белград, затем – в Константинополь и, наконец, в Яссы.

Храмов и церквей, посвящённых святой Параскеве, в Сербии множество. Не меньше и чудотворных источников, названных её именем. Воду, набранную утром 27 октября на любом из них называют аджией. В буквальном переводе с турецкого – это боль. То есть воду считают лекарством от болезней и страдания.

Один из самых знаменитых чудотворных источников Святой Петки находится непосредственно в Белграде, на Калемегдане, рядом с церковью Ружица. Над родником построена Капелла Святой Петки, в которой хранятся её мощи. Считается, что каждая сербка хотя бы раз в жизни должна прийти к этому источнику и помолиться о себе и своих детях.

Ещё несколько веков назад проезжавшие через Белград иностранные путешественники писали об особом отношении сербов и к самой церкви, и к бьющему здесь роднику. Лишь один раз за всё известное нам время он пересох. Это случилось накануне Первой мировой войны, и было воспринято как очень плохой знак. Родник забил вновь только летом 1918 года – тоже весьма символическая дата.

Двадцать седьмое октября обозначено в календаре красным цветом. То есть в этот день нужно воздержаться от тяжёлой работы и посвятить себя молитвам. Женщинам же полагается не только отложить в сторону рукоделие, но вообще позабыть на время обо всех домашних делах. Поэтому большинство старается закончить и уборку, и готовку вечером накануне праздника. Исключением является только уход за младенцами и больными людьми.

Сербки называют Святую Петку самой отзывчивой из всех небесных покровительниц. Она особенно внимательна к молитвам о здоровье и семейном счастье, считают они. Достаточно лишь раз в молитве пригласить святую в свой дом, чтобы она больше никогда его не оставила.

Даже если Петковица не является семейной славой, во многих домах 27 октября принято зажигать большую свечу, которая горит весь праздничный день. Огарок не выбрасывают, но оставляют до следующего года в качестве защитника. Не выкидывают и крошки от разрезанного утром 27 октября хлеба. Вечером их рассыпают по чердаку или под кроватью, чтобы увидеть вещий сон. Говорят, что девушкам обязательно явится суженый. Особым счастьем считается увидеть во сне саму Святую Петку. Она никогда не появляется просто так, но всегда приходит с важным советом или предостережением.

Многие православные христиане всю Петкову неделю (так называют семь дней, предшествующих празднику) соблюдают пост. В некоторых сёлах Сербии крестьяне полагают, что святая помогает не только человеку, но и всякой твари Божьей. Поэтому накануне 27 октября хозяйки пекут специальный хлеб, который утром делят между домашними за здравие скотины.

Это не что иное, как отголоски ещё более давнего, языческого культа богини плодородия Мокоши. Многие его черты плавно перетекли в христианство. Древние славяне полагали Мокошь защитницей женщин и верили, что она помгает всем роженицам, а потом защищает и их детей от любого зла. Особые обряды в честь Мокоши устраивали как раз между 25 октября и 1 ноября.

Особо почитали Мокошь пряхи. В качестве жертвы богине они бросали в реку кудель-«мокрицу», а по пятницам откладывали работу в сторону — прясть было запрещено. Поскольку богиня имела прямое отношение к веретену, считалось, что она прядёт нить судьбы человека, определяя все важные события и сам день его смерти.

Интересно, что многие исследователи связывают образ этой богини с самой Бабой Ягой. Правда, в отличие от известной старухи, Мокошь изображали высокой молодой женщиной с длинными распущенными волосами, прекрасной, как сама земля. Но и она, как известная жительница избушки на курьих ножках, могла одарить обратившихся к ней юношей и девушек важным советом или даже магическими предметами.

Как бы там ни было, важно одно: в народном сознании и Святую Параскеву, и Мокошь отличает огромная доброта по отношению к человеку. Преданий о них «карающих» практически нет. Это символы любви и сострадания, то есть как раз тех качеств, которые особо ценятся в нашей жизни.

Сегодня, как говорят сербы, црвени дан — красный день календаря. Правда, праздник этот не государственный, а церковный. На работу все ходят как обычно, разные учреждения и магазины открыты, никакого сокращенного дня для них не предусмотрено, а вот работать по дому или во дворе — грех. Поэтому те пенсионеры, которые в обычные дни трудятся по хозяйству не покладая рук, сегодня будут степенно ходить друг к другу «на кафу», разговаривать и, воротившись домой, немного растерянно оглядывать свой двор: столько дел накопилось, а ничего не поделаешь, до завтра ждать надо… Сегодня особо оговариваются ограничения для женщин: не стирать, не шить, не прясть и не заниматься тяжелой работой. Празднуется Света Петка — день святой Параскевы, известной в народе как Параскева Пятница или, по-сербски, Света Петка.
Преподобная Света Петка родилась неподалеку от Константинополя в небольшом городке на берегу Мраморного моря. Она удалилась от мира в далекую Иорданскую долину, где дожила до глубокой старости, и только перед самой смертью вернулась на родину, чтобы быть похороненной столь же скромно, сколь скромной была и ее жизнь — на общем кладбище в безымянной могиле. Это было в XI веке, и в то время преподобная Параскева никакого отношения к Сербии не имела.
Однако судьба мощей святой Параскевы оказалась куда более богатой событиями, чем ее жизнь. Это была эпоха, когда на Балканы наступали турки, и православные христиане стремились уберечь от них свои святыни. После чудесного обретения мощей святой Параскевы их неоднократно переносили из одного города в другой, и на рубеже XIV—XV веков они оказались в Белграде. Перенесению мощей святой Параскевы из попавшей под власть Османской империи Валахии на сербскую землю поспособствовала княгиня Милица, вдова того самого князя Лазаря Хребеляновича, который возглавлял сербское войско в битве на Косовом поле и сложил там свою голову. И сама княгиня (или царица) Милица Хребрелянович — преподобная Евгения, и ее супруг — свети цар Лазар — впоследствии были причислены Сербской православной церковью к лику святых, и таким образом святая Параскева оказалась причастна к самому трагическому периоду сербской истории. Впоследствии мощи святой были вывезены из Белграда султаном Сулейманом Великолепным, чтобы в конце концов оказаться в румынских Яссах, где пребывают и по сей день. Однако традиция почитания святой Параскевы в Сербии сохранилась.
Впрочем, не знаю, много ли сербов знают о причастности святой Параскевы к сербской истории. Традиция почитания Свети Петки неразрывно связана с рассказами о тех чудесных исцелениях, которые происходили и происходят у ее мощей, так что и в наши дни именно к этой святой принято обращаться с просьбой о даровании выздоровления. Согласно легендам на всем пути следования мощей Свети Петки из Константинополя через Сербию в Румынию там, где они оставались на ночь, теперь бьют целебные источники. А лучшим днем для просьб и молитв об исцелении считается 27 октября — день святой Параскевы.
Недалеко, километрах в четырех, от дороги, соединяющей Лозницу с Шабцем, стоит красивый женский монастырь Петковица, основанный, согласно преданию, еще в XIII веке (хотя справедливости ради надо сказать, что первые достоверные записи о монастыре относятся к середине XVI века). Здесь, в храме Свети Петки хранится частица ее мощей и сюда в праздник приезжает множество людей с надеждой на помощь в излечении болезней. И здесь же, у самой стены храма растет плодоносящая — и чудотворная! — виноградная лоза. Говорят, что в Петковицу со всей Сербии приезжают бездетные семейные пары. Съеденная женой по благословению настоятеля храма виноградина с чудесной лозы дает ей надежду на то, что в ближайшем будущем в семье появится ребенок. (Рядом с лозой висит замечательная надпись, поясняющая, что без благословения сколько ягод не ешь, толку не будет.)
Здесь же, буквально метрах в десяти от входа в храм, красуются монастырские ульи. Действующие, с пчелами. Но никаких опасений у верующих они не вызывают: то ли пчелы здесь мирные, то ли верят, что Света Петка при необходимости и защитит, и излечит. А монастырский мед продается рядом — вкусный и целебный. Имя святой Параскевы обязывает…

Святая Петка (Параскева Болгарская / Сербская)

Святая Параскева Болгарская родилась в 11-м веке в благочестивой болгарской семье. Место рождения Параскевы сейчас находится в европейской части Турции. Еще в юности Параскеву поразили слова из Евангелия от Матфея: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною». После смерти родителей Параскева поселилась в Иорданской пустыне.


Дмитрий Ростовский пишет в житии святой Параскевы:
«Подражая Боговидцу пророку Илии и Иоанну Крестителю, она питалась только пустынными злаками, употребляя их притом лишь в малом количестве, и то по закате солнца. Постепенно истаевая, то от жара, то от холода, она обращала свои взоры только к Единому Богу, могущему спасти смиренных сердцем «от вихря, от бури» (Пс. 54:9). Кто в состоянии поведать о том, сколько слез пролила преподобная? Кто расскажет о частых и неумолкаемых стенаниях ее? Кто подробно передаст об ее коленопреклонениях непрестанных и различных подвигах телесных? Один Всевидящий Бог взирал на подвиги преподобной. У нее не было там забот о мирской суете: она заботилась только лишь об очищении души, об ответе на будущем суде и встрече с Небесным Женихом. «Тебе, женише мой, ищу» — говорила преподобная Параскева и постоянно держала в уме изречение из книги Песни песней: «Скажи мне, ты, которого любит душа моя» (Песн. 1:6). Она о том больше всего заботилась, как бы украсить свой светильник и вместе с мудрыми девами выйти на встречу Небесному Жениху, услышать сладкий Его глас и насладиться лицезрением красоты Его. «Когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс. 41:3) — непрестанно говорила святая».

«Украсив свою душу такими подвигами и добродетелями, Параскева сделалась возлюбленной невестой Христовой, так что на ней исполнилось пророческое слово: «И возжелает Царь красоты твоей» (Пс. 44:12). Итак Сей Царь вселился в нее со Отцом и Святым Духом и пребывал в ней, как и в святой Своей церкви, ибо святая Параскева, сохранив свою душу от греха и осквернения, соделалась церковью Живого Бога.
Однажды ночью Параскева, после долговременного уже пребывания в пустыне, по обыкновению своему, с умилением простирая руки к небу, стояла на молитве. Внезапно, в образе пресветлого юноши, она увидела ангела Божия, который, подойдя к ней, сказал:
— Оставь пустыню и возвратись в свое отечество, ибо там подобает тебе оставить тело на земле, а душою прейти ко Господу».
Параскева вернулась на родину. Когда она умерла, «тело ее было погребено верующими, по христианскому обычаю, но не на общем кладбище, — как тело странницы, никому не сказавшей о себе, откуда она».


Мощи святой были открыты позднее при чудесных обстоятельствах:
«Близ того места, где была погребена преподобная, в подвигах безмолвия на столпе подвизался некий столпник. Случилось, что туда же было выброшено волнами тело какого-то корабельщика, заболевшего во время плавания тяжкой болезнью и скончавшегося. От трупа сего начал исходить удушливый смрад, так что по той дороге невозможно было и проходить; смрада сего не мог стерпеть даже и столпник, подвизавшийся около того места, и он принужден был сойти со столпа. Посему он приказал выкопать глубокую яму и закопать в ней смердящий труп. Когда рабочие копали яму, то, по Божественному смотрению, они обрели лежащее в земле нетленное тело и сильно удивились сему. Но так как рабочие были люди неопытные и несведущие, то на случившееся не обратили никакого внимания, как на малозначительное и ничтожное дело. Они рассуждали так между собою:
— Если бы сие тело было святое, то Бог открыл бы его посредством каких-либо чудес.
С сими мыслями они вновь засыпали нетленное тело землею, бросив туда же и смрадный труп, а затем ушли домой. С наступлением ночи, один из них, некто Георгий, человек благочестивый, молился Богу в своем доме. Заснув под утро, он увидал во сне некую царицу, сидящею на пресветлом престоле, а кругом нее стоит великое множество светлых воинов. Объятый страхом и, будучи не в силах взирать на сие царское величие и славу, Георгий упал на землю. Тогда один из светлых воинов, взяв Георгия за руку, поднял его и сказал:
— Георгий! Зачем вы так презрели тело преподобной Параскевы и вместе с ним похоронили смердящий труп? Немедленно возьмите тело преподобной и положите его в достойном месте, ибо восхотел Бог прославить на земле рабу Свою.
Также и та светлая царица сказала ему:
— Поспеши вынуть мои мощи и положить их в достойном месте, потому что я не могу больше терпеть смрада от того трупа. Ибо я человек, и родина моя Епиват, где ныне и вы живете.
Тою же ночью было такое же видение и одной благочестивой женщине, по имени Евфимии. По утру они оба рассказали всем о том, что увидели. Услышав сие, благочестивый народ отправился с возжженными свечами к мощам преподобной Параскевы и, с благоговением вынув их из земли, радовался как бы о некоем многоценном сокровище. Святые мощи с торжеством положены были в церкви святых и всехвальных апостолов Петра и Павла, в селении Епиват, где, по молитвам святой Параскевы, от ее мощей подавались многие исцеления болящим: слепые прозревали, хромые начинали ходить и все недужные и бесноватые получали здравие».
В 1238 году мощи святой Параскевы были перенесены в престольный город Болгарской земли — Тернов. После завоевания турками Тернова мощи были перенесены в Белград. Однако турки завоевали и Белград и перенесли мощи святой Параскевы в Константинополь. С 1641 года мощи святой Параскевы находятся в румынском городе Яссы.
В 1994 году на средства болгарской ясновидящей Ванги в Рупите (селе, где Ванга жила последние 20 лет своей жизни) был построен храм святой Петки. Ванга была похоронена в ограде этого храма в 1996 году.

Святая Петка (Параскева Болгарская / Сербская). Икона в храме болгарского села Рупите.

Храм святой Петки в селе Рупите

Внутреннее убранство храма святой Петки в селе Рупите

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *