Владыка Феофан о новом наместнике: «Запомните одну вещь: этот человек неслучаен…»

Свияжский монастырь возглавил 38-летний иеромонах Симеон из Оптиной пустыни, которому поручено вернуть в обитель монашеский дух

«Лично патриарх его знает и благословил», — рассказал митрополит Феофан о кандидатуре нового наместника Свияжска. Вчера Синод официально освободил от поста игумена Силуана, назначив нового наместника. «БИЗНЕС Online» выяснил подробности его биографии: иеромонах Симеон (в миру Артем Калугин) родился в Барнауле, является кандидатом богословских наук, служил в монастырях РПЦ, управляемых лично нынешним предстоятелем РПЦ.

РЕШЕНИЕ СИНОДА: НАЗНАЧИТЬ ИЕРОМОНАХА СИМЕОНА В СВЯЗИ С ПРОШЕНИЕМ МИТРОПОЛИТА КАЗАНСКОГО И ТАТАРСТАНСКОГО

Буквально вчера в патриаршей и синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве состоялось долгожданное для многих в республике событие — заседание Священного Синода русской православной церкви. Синод наконец принял ожидаемое решение по скандалу в Свияжском Богородице-Успенском мужском монастыре, связанного с назначением нового наместника обители. В журнале заседания от 27 декабря в самом конце документа затаилась почти неприметная запись, кратко рассказывающая о решении освободить от должности наместника монастыря игумена Силуана (Хохиашвили) и поставить на его место иеромонаха Симеона (Кулагина). При этом решение это было принято в связи с личным прошением митрополита Казанского и Татарстанского Феофана.

Напомним, что в середине октября в митрополии разразился скандал, связанный с намерениями владыки отстранить игумена Силуана. Его последователи начали было собирать подписи в его поддержку, готовились даже уличные выступления, но затем конфликт удалось погасить. Последние пару месяцев обязанности наместника монастыря исполнял иеромонах Амвросий (Степанюк). Свое служение церкви Амвросий начинал на одном из приходов Нижнекамского района, после чего отправился в Свияжск, где в пору еще Силуана некоторое время был благочинным. Но, по словам собеседника газеты, Амвросий не смог найти с ним общего языка, в результате чего вынужден был отдалиться от монашеской жизни и отправиться на службу в село Дрожжаное. Однако после известных событий митрополит Феофан вновь призвал его в Свияжск на управление монастырем. Однако, как рассказал источник «БИЗНЕС Online» в церковной среде, Амвросий якобы не оправдал надежд митрополита как управленец, несмотря на то что с жизнью и бытом обители знаком не понаслышке. Впрочем, не менее вероятно, что он был переходной фигурой с самого начала — логично, что на такое стратегически и финансово значимое место нужен человек на 100% доверенный.

В журнале в самом конце документа затаилась неприметная запись, рассказывающая о решении освободить от должности наместника монастыря игумена Силуана и поставить на его место иеромонаха Симеона

Такой, судя по всему, и нашелся в Свято-Введенской Оптиной пустыни. Место предложили иеромонаху Симеону (Кулагину), насельнику монастыря в Калужской области, где он был келарем, то есть занимается продовольственным обеспечением обители. Это решение с печалью восприняли в Оптиной пустыни: по информации собственных источников «БИЗНЕС Online» в церковной среде, наместник монастыря архимандрит Венедикт не хотел отдавать ценные кадры в Татарстан. Впрочем, в церковном мире это обычная практика — никто не хочет терять людей, но перед решением Синода смиряются.

В Свияжском монастыре новый наместник Симеон появится на острове к Рождеству
Фото: tatmitropolia.ru

«УВИДИТЕ: ПОЛЬЗА БУДЕТ БОЛЬШАЯ, У МОНАСТЫРЯ БУДЕТ СОВЕРШЕННО ДРУГОЙ КОЛОРИТ»

Тем не менее жребий брошен и выбор сделан. В Свияжском монастыре новый наместник появится на острове к Рождеству. Такую надежду в разговоре с «БИЗНЕС Online» высказал митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

«Это человек, который имеет высшее богословское образование — он кандидат богословских наук, — охарактеризовал нового наместника владыка. — У него высшее светское образование. Хороший опыт монастырской жизни — он трудился в Оптиной пустыни. Поэтому это то, что надо для монастыря».

Владыка затруднился сообщить, какое послушание исполнял иеромонах Симеон в Оптиной пустыни. Но подчеркнул, что он опытный человек, и прежде всего с точки зрения монастырской жизни, что важно для Свияжского монастыря.

«В первую очередь надо, чтобы монашеская жизнь была по-настоящему монашеской, — обозначил задачи нового наместника митрополит. — Чтобы была преемственость, чтобы был монашеский дух, ведь монастырь не место для бомжей, которые лишь бы снег чистили! Должна быть прежде всего молитва, строй монастырской жизни. Чтобы монастырь был монастырем, чтобы число насельников не ограничивалось, как это было, двумя-тремя людьми, чтобы насельников больше было, чтобы развивалась просветительская деятельность, чтобы люди чувствовали, что они приходят в монастырь. В монастырь, где они смогут найти и слово опытного монаха, и интеллектуально развитого человека, чтобы не было зашоренности какой-то».

Феофан: «Хороший опыт монастырской жизни — он трудился в Оптиной пустыни. Поэтому это то, что надо для монастыря»
Фото: «БИЗНЕС Online»

Учитывая размеры монастыря, в нем может быть гораздо больше насельников, чем сейчас, но это не должен быть «колхоз». Братия вполне может насчитывать человек 25, высказал свое видение владыка. В этом случае создается хорошая, управляемая община, где каждому есть свое место и свое послушание. К слову, пока в Татарстане нет столь крупных монастырей: например, судя по сайту митрополии, в Казанском Богородицком около 10 насельников, в Раифе — 12. Почему именно кандидатура Симеона была выбрана для трудов наместника? Как заметил митрополит Феофан, «владыка многих знает».

«Запомните одну вещь: этот человек неслучаен, — подчеркнул владыка. — Естественно, лично патриарх — ведь назначение прошло через Синод — его знает и благословил. И, естественно, всегда остается последнее слово и право правящего епископа. В Татарстане же, например, последнее слово всегда за президентом в светских случаях. А в духовных — тот, кто является митрополитом в регионе, тот и определяет кадровую политику».

Новый наместник пока не прибыл на остров, нужно какое-то время на оформление документов — ведь вчера лишь было принято решение.

«Я совершенно уверен, что в жизни Свияжска появится новая струя, — заключил Феофан. — Увидите: польза будет большая, монастырь обретет совершенно другой колорит».

Будущий иеромонах Симеон в миру носил имя Артема Кулагина
Фото: tatmitropolia.ru

НЕСТАРЕЦ ИЗ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ

Будущий иеромонах Симеон в миру носил имя Артема Кулагина. Родился он 26 апреля 1978 года в Барнауле. Крестили малыша Артема только в 1990 году в Покровском кафедральном соборе Барнаула. Его отец, ныне предприниматель, имеет высшее историческое образование, что отразилось и на сыне: после окончания средней школы в 1995 году он поступил на исторический факультет Алтайского государственного университета, где проучился до начала нулевых. Сразу после этого решил продолжить обучение по данному профилю и поступил в аспирантуру своей alma mater. Параллельно подрабатывал преподавателем на кафедре новейшей отечественной истории этого же университета. Во время обучения в университете и в аспирантуре имел отсрочку, поэтому и не прошел срочную службу в армии.

Впервые тяга к монашеской жизни проявилась у Кулагина в 2002 году, когда он начал регулярно посещать богослужения в храме. В Свято-Введенскую Оптиную пустынь будущий священнослужитель пришел летом 2005 года. Там он до своей диаконской хиротонии в течение пяти лет проходил трудовые послушания в коровнике и в скиту, некоторое время был также помощником благочинного и библиотекарем, в 2007 — 2011 годах проходил послушания в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной пустыни: пономарь, помощник уставщика, экскурсовод, после — заведующий паломнической гостиницей скита. Не отрываясь от своей монашеской жизни, Кулагин заочно обучался в Московской духовной семинарии. Пострижен в мантию (то есть стал мантийным монахом) 4 ноября 2010 года в честь святого праведного Симеона Богопреимца. Иерейская хиротония Симеона прошла в 2012 году. После семинарии поступил также заочно в Московскую духовную академию, которую благополучно окончил в 2015 году. Защитил дипломную работу на кафедре церковной истории по теме «Иоанно-Предтеченский скит Оптиной пустыни в начале ХХ века (1900 — 1923 гг.)». Как соискатель работает над кандидатской диссертацией по истории Оптинского скита. Из церковных наград имеет набедренник, врученный патриархом Кириллом. Как и положено монашествующим, Симеон не женат и детей не имеет.

«Нынешний митрополит (Феофан — прим. ред.) до встречи с ним запретил ему какое-то общение с прессой, — рассказали „БИЗНЕС Online“ в канцелярии Оптиной пустыни в ответ на просьбу поговорить с отцом Симеоном. — Митрополит же в своей епархии хозяин, по прессе тоже имеет свои определенные мнения. Они еще не виделись, ничего не обсуждали, поэтому можно дать лишь автобиографическую информацию. Остальное пока, к сожалению, нет. Приедет он на новое место уже после разговора с митрополитом, который расставит определенные акценты на том, что можно, что нельзя».

БИТВА ЗА СВИЯЖСК

Битва за пост наместника Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря вышла в публичную плоскость в середине октября этого года. Все началось с того, что в православных кругах заговорили о намерении митрополита Феофана отстранить от управления наместника монастыря игумена Силуана. Эта информация подтвердилась — владыка неоднократно имел разговор с главой монастыря и не раз рекомендовал тому уйти по собственному желанию. Главным аргументом митрополита стал вопрос о якобы серых финансовых схемах, сложившихся в монастыре, которыми он остался недоволен.

Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь
Фото: «БИЗНЕС Online»

Но игумен отказался подчиниться и покинуть свой пост, в результате чего он мгновенно перешел в статус опального. Внутрицерковную борьбу осложняло то, что де-юре решение о снятии настоятеля монастыря с его должности принимает только священный Синод по представлению епархиального архиерея.

Близкое окружение Силуана решило бороться до последнего за своего батюшку, попытавшись дать бой новому архиерею. Основным их оружием стала тогда челобитная патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в поддержку Силуана. Авторы открытого письма жаловались предстоятелю на рост налогов на церковные свечи и прочую утварь, о финансовых махинациях окружения владыки и его жестких личных качествах. Помимо жалоб, в письме было и главное требование — прекратить смещение настоятелей монастырей и храмов. По словам собеседников газеты, только за год правления митрополита своих должностей лишились сразу 28 татарстанских влиятельных и не очень священнослужителей.

Игумен Силуан
Фото: «БИЗНЕС Online»

Сторона главы Татарстанской митрополии же, напротив, утверждала, что причина отставки Силуана кроется сугубо в разногласиях по поводу финансово-хозяйственной деятельности монастыря. Так, например, все финансовые вопросы, связанные с монастырем, находились в руках родственников игумена. Супруга родного брата Силуана ведала всей торговой частью, хотя это прямое нарушение монастырского устава, а старший брат игумена отвечал за всю хозяйственную часть монастыря. Все остальные доводы недовольных были разбиты самим митрополитом, что заставило противников владыки пойти открытым митингом против него. Однако демонстрация в центре Казани так и не состоялась — игумен Силуан предпочел избежать «кровопролития».

Вместе с тем к концу октября вопрос о том, кому же быть наместником монастыря в Свияжске, был разрешен сам собой. Игумен Силуан был назначен на новое место службы в Буинском районе — в церковь у святого источника Пантелеимона Целителя, на его место назначили и. о. наместника иеромонаха Амвросия. Однако опальный игумен предпочел более радикальный вариант и отправился в Грузию.

СТАВРОПИГИАЛЬНАЯ ОПТИНА ПУСТЫНЬ

Оптина пустынь относится к так называемым ставропигиальным монастырям — то есть к обителям, которые управляются лично патриархом Московским и всея Руси. Непосредственно руководит жизнью такого монастыря наместник, но настоятелем является патриарх. Всего их в России 33 — перечень приводится на официальном сайте Московского патриархата.

Свияжск Фото: «БИЗНЕС Online»

Оптина пустынь находится в Козельске (Калужская область), что примерно в 300 км от Москвы. Основана в начале XV века — по преданию, ее первым насельником и основателем стал разбойник по имени Опта, нареченный в иночестве Макарием. Но слава о монастыре пошла с XIX века, когда в обители был устроен скит. Главной святыней обители были ее благочестивые старцы, 14 из которых почитаются в лике святых преподобных старцев Оптинских, так что свет их жизни продолжается для многих верующих. Старчество в Оптиной пустыни, согласно официальному сайту монастыря, появилось в 1829 году. И именно опыт старчества пронизал не только церковную жизнь, но и русскую культуру. К ним приезжали Жуковский и Вяземский, Гоголь и Тургенев, Тютчев и Алексей Толстой, Достоевский и Чайковский… Был даже Жуков (уже после закрытия монастыря старцы все равно жили и молились в пустыни) — будущий «маршал Победы» приезжал в 1928 году.

Многие считали обитель одной из самых благоустроенных в России — в частности, так писал святитель Игнатий (Брячанинов), духовным отцом которого был один из первых старцев, преподобный Лев. Отмечает в своих письмах обитель и ее братию также архиепископ Казанский и Свияжский Антоний.

К моменту революции сюда стремилось огромное количество богомольцев со всей России, хотя на тот момент в империи было более тысячи монастырей. Неудивительно, что после революции монастырь был закрыт почти сразу — в феврале 1918 года и окончательно ликвидирован в 1923 году. Многие его насельники были арестованы и позднее погибли в лагерях.

Возвращение монастыря русской православной церкви произошло в 1987 году. Были здесь и трагедии нового времени — так, на Пасху в 1993 году произошло громкое убийство, когда трое насельников были убиты рукой сатаниста.

Персоны: Митрополит Феофан (Ашурков)

Как известный советский поэт-песенник ушёл в Оптину пустынь

Многие люди старшего поколения прекрасно помнят эти песни, которые во времена их юности звучали буквально отовсюду: «Льет ли теплый дождь, падает ли снег…», «Быть может, ты забыла мой номер телефона…», «Говорят, что некрасиво, некрасиво, некрасиво отбивать девчонок у друзей своих…», «Желтый дождь стучит по крышам, по аллеям и по листьям…». Простые и трогательные, они выбивались из общей массы патриотических песен. И вдруг автор слов всех этих песен исчезает, уходит в монастырь… Почему?
Родился Онегин Гаджикасимов в Баку в семье аристократов в год 100-летней годовщины со дня гибели А.С. Пушкина, в 1937. Столь необычным именем, Онегин, своего первенца наградила мать, обожавшая русскую литературу.
Онегин прекрасно владел русским языком, как и мать, любил русскую литературу, умел изъясняться образно, поэтично и в 1954 году с легкостью поступил в Литературный институт имени Горького в Москве.
Обаятельный статный красавец-жизнелюб, талантливый и энергичный, он слыл «баловнем судьбы». Мог зарифмовать любую фразу, чем приводил в восторг друзей. Знал толк в вине и, как восточный мужчина, прекрасно готовил. Любил женщин, и они не могли устоять перед его обаянием.
По окончании учебы Онегин работает в музыкальной редакции Всесоюзного радио, готовит выпуски передач об отечественной и зарубежной эстраде. Работает одержимо, а ночью сочиняет стихи. «…По ночам в тиши я пишу стихи…».
60-е – время официальной эстрады, сдержанные манеры, чувства, строгие костюмы.
А с Запада уже несется музыкальная стихия – битломания.
Онегин Гаджикасимов вместе с друзьями-музыкантами ищут новый стиль, новое звучание.
Они, пытающиеся внести в музыку новую струю, даже не представляли тогда, что их попытки станут зарождением поп-музыки в СССР.
Из-под пера Гаджикасимова выходили добрые и искренние стихи о любви, и равных в этом среди поэтов-песенников ему не было.
Вскоре он становится широко известным поэтом, в сотрудничестве с самыми лучшими композиторами — Арно Бабаджаняном, Александром Зацепиным, Давидом Тухмановым, Юрием Антоновым пишет песни, которые исполняют популярные певцы — Валерий Ободзинский, Муслим Магомаев, Олег Ухналев, а также вокально-инструментальные ансамбли – «Веселые ребята», «Синяя птица» и другие.
Без песен Гаджикасимова не обходился ни один концерт, они слышались из окон многих домов. «Эти глаза напротив», «Алёшкина любовь», «Восточная песня», «Дождь и я» и ещё многие-многие другие любимые песни, и все их написал Онегин Гаджикасимов, работал он очень продуктивно…
Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами, достигшими к концу 70-х годов почти 16 миллионов. Такого еще никогда не бывало! И, тем не менее, они не залеживались на прилавках, людям приходилось выстаивать за заветной пластинкой долгие очереди.
Его гонорары от огромных тиражей вызывали зависть коллег и настораживали дирекцию, пытающуюся загнать поэта в привычные рамки – «Не выделяйся».
Многих деятелей от культуры возмущали эти его столь любимые в народе “вульгарные песенки-однодневки”.

В 1971 году маститый поэт Лев Ошанин в газете «Советская культура» разразился грозной статьей. В ней партийный песнописец обвинял «горе-поэта» Гаджикасимова в том, что его стихи примитивны, косноязычны и совсем не обогащают людей духовно.
Гостелерадио СССР в те времена возглавлял Лапин, которого за глаза называли «Инквизитор». За время своей работы он фактически выжил с эстрады всю лирическую задушевную музыку, все то, что, по его мнению, не прославляло СССР. Исполнители и авторы были разделены им на приближенных и отвергнутых. Многих тогда перемололи идеологические жернова.

После этой статьи в «черный» список попал и Гаджикасимов. По приказу «инквизитора» его уволили с работы, размагнитили записи, на концертах перестали звучать его песни, а, если и исполнялись, то без упоминания автора слов.
Но его песни продолжали жить.
Кроме того, он переключился на переводы зарубежных песен, которые тогда начинали появляться в эфире. И это у него неплохо получалось. Благодаря его переводам, зарубежные песни подхватила вся страна. И снова успех.
Но постепенно к середине 80-х появилось все нарастающее ощущение, что в его жизни как-то все идет неправильно. Вроде всего добился – славы, признания, благополучия, а что дальше? Да и время было такое, когда все идеалы рушились и сгорали. Многие тогда не выдержали и сломались.
«Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их» (Рэй Бредбери)
Возможно, вспомнив об этом, Онегин достал с полки давно пылившуюся там Библию, книгу, которую так и не прочел.
Осилил Библию он за три дня и три ночи, буквально впитав ее в себя, после чего на несколько дней ослеп. Но эта слепота дала ему толчок к внутреннему духовному прозрению
«Господи, я прихожу к Тебе во имя Иисуса Христа. Ты видишь сердце мое. Оно пленено духом уныния. Я признаюсь Тебе, что согрешил, когда допустил этот нечистый дух в свое сердце. Я не могу, Боже, сам избавиться от него. Очисти меня, Боже. Освяти Духом Своим…».

В одночасье тот «мир искусства», в котором он блистал, стал для него пустым, ненужным и неинтересным. И Онегин оставил этот мир. Ушёл, никому ничего не сказав…
В 1985 году, приняв окончательное решение, уехал из Москвы и в небольшой сельской церквушке крестился и принял православие. Он давно уже любил Россию и считал себя русским, как по душе, так и по культуре.

А спустя три года, окончательно расставшись с мирской жизнью, в Оптиной пустыни постригся в монахи, получив новое имя Силуан. Был ему тогда 51 год.
Он много проповедовал, послушать его люди съезжались с самых разных мест.
Отец Силуан вызывал необыкновенное доверие к себе, и люди к нему тянулись. А он учил их простым истинам — любви и милосердию, укрепляя их в вере.
О своей прошлой жизни старался не вспоминать, считая ее потраченной впустую, и никому о ней не рассказывал.

Монах Силуан
Спустя еще некоторое время отец Силуан стал иеромонахом, и был наречен именем Симон («Услышанный «).

Иеромонах Симон
Оставив по каким-то причинам Оптину пустынь, но оставаясь светлым и одухотворенным, он поселился в подмосковной глуши недалеко от церкви и целые дни проводил в молитвах. Люди, прослышав о нем, потянулись туда, стали приходить за советом…
30 июня 2002 года отец Симон, завершив свой земной путь, ушел из этой жизни.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *