Икона Иисуса Христа

Святые образы нашего Всевышнего присутствуют практически во всех христианских домах, ведь эти иконы являются главной православной реликвией, которая занимает одно из основных мест в домашнем иконостасе и в церквях. Эта икона одна из самых дорогих и боготворимых среди христианских святынь, потому как это лик нашего Спасителя. Икон Господа Иисуса существует огромное множество. Многие божественные образы со святым изображением обладают целебными свойствами. Все святые лики Всевышнего в основном характеризуются тем, что несут в себе гармонию и благословение Божье.

Предназначение икон
Святые образы Всевышнего Иисуса Христа выступают в роли посредника между Небесным Царством и земным человеческим светом. Пред Образом возносят молитвы об излечении серьезных недугов, молятся о ниспослании поддержке во всяком горе, просят Всевышнего направить их на путь истинный и указать на верное решение судьбоносного вопроса. Верующие верят, что если произносить молитвы перед иконой Спасителя, то такая просьба быстрее дойдет до небесного покровителя.
В наше время иконописцы делят все лики на несколько видов:
• Икона Христа Всеповелителя и Небесного Судьи.
• Лик Господа образе проповедника среди мирских людей.
• Кроме вышеперечисленных изображений Иисуса, существуют святые образы Христа, где он изображается в образе мальчика либо малыша (такие образы Всевышнего не образуют отдельный вид).
На большинстве образов Спаситель изображается с крeстчaтым нимбом на голове. Этот нимб является символом Божественного света, который Господь показал своим последователям на холме Фaвoр. Путем изображения такого символа обозначается две сущности Иисуса Христа – Небесное естество и земное, людское.
Практически на всех образах он изображается держащий в руках книгу: Открытую либо закрытую – Библию, священное послание о спасении, которое Всевышний принес людям.
• Святой образ Господа Вседержителя – икона, которая, обязательно есть любой христианской церкви, обычно, она расположена в центре церкви. На этой иконе он изображен во время своей проповеднической деятельности: волосы гладкие, которые ниспадают на плечи, маленькая борода и усы, правая рука изображается в благословляющем жесте, а в левой руке он держит Библию.
• Образ в терновом венце — это страдальческая икона. Потому как это символизирует страдания и грехи людей, которые Иисус, согласно воле своего Отца взял на себя.


Когда обращаются к иконе
Считается одним из главных и необходимых предметов мирского бытия православных верующих. Надо знать то, что этот святой лик обладает своим предназначением и у него есть определенные условия. Это все нужно иметь ввиду для того чтоб понять атрибутику иконы Всевышнего. Выбирая святые лики для своей квартиры вы должны основываться на том чего хочет ваше сердце. Икона воплощения Господа Бога считается главным и необходимым элементом праведного жития верующих людей. Можно выбрать, как и истинное божественное изображение, так и то, которое насыщенное атрибутикой.
По-гречески Вседержитель, переводится как Пантократор. Что обозначает способность делать чудесное явление, которое и считается привилегией Всевышнего.
Как изображается лик
Всевышнего могут изображать сидя на престоле, во весь рост либо же бюст. В одной руке у него находиться пергамент либо же библия. Другая же рука изображается в напутствующим знаке. Библию же изображают раскрытую либо же наоборот закрытую. Если же Евангелие раскрытое, то там рисуют два знака: название первой и последней букв в греческом алфавите. Это означает рассвет и закат.
На этой иконе Наш Господь изображается в тот период мирской жизни, вовремя которого Иисус проводил миссионерские беседы. Вокруг головы находится круглый нимб с вписанным в него крестом. На нем одеты синяя накидка поверх красного древнегреческого мужского платья. Верхняя накидка обозначает исток небо, а рубашка- людскую суть, страдание, и величавость. Этой одеждой показывают равноденствие мирского, религиозного и небесного.
Значение иконы
Эта икона очень известна людям, потому как над ликом Иисуса парит венец с крестом. Этот венец показывает на божественное начало, а также на второй мирской лик Всевышнего. Крест означает борьбы над кончиной и греховным деянием, смирение, которое показал наш Спаситель во время страданий.
Выделяют из огромного количества святых образов лик Всевышнего. Он представлен шестью главными видами, которые в свою очередь представлены двадцатью подтипами.
«Спаситель Небесный», «Всевышний Вседержитель» и «Иисус Христос на троне» — это самые популярные и почитаемые иконы, которые знает всякий православный верующий.
Роль иконы в православии
Предназначение этой иконы крайне важное. В нем собрано предупреждение о Высшем суде, через который должны пройти все люди, а также такие качества как: сердечность и сострадание. С помощью этой иконы православные люди справляются со всеми преградами и бедами на своем пути ведущему к высокой благой цели. Данный святой лик Господа символизирует о гармонии мирского и религиозного бытия, и еще о тех мучениях, которые вытерпел Иисус ради всего человечества.
Святой лик дарует верующим сострадание в печалях, спокойствие, и силы для выдержки всех препятствий, терпение. Вознося мольбы пред этой иконой, верующие выражают признание за содействие и подмогу, и еще молят о послании напутствия в достижении цели.


В чем помогает
Это божественное изображение несет помощь и сострадание. Произнося молитву к этому лику православные верующие получит избавление от:
• нечистых мыслей,
• душевных, телесных ран.
Молить у иконы Всевышнего нужно о:
• спасении от гибели и несчастий,
• ограждении лжи и огорчения,
• спасение от бесчестности и бессердечия.
Нужно возносить не только молитвенные прошение к Всевышнему, но и благодарственные молитвы. Необходимо наносить визит в церковь и в моменты радости, чтобы поблагодарить Господа за все. Мольбы надо произносить искренне от всей души и добрыми мыслями. Можно возносить молитвенные просьбы не лишь о себе, но и за своих родных.
Икона поможет обрести:
• единство;
• помогает обрести покой;
• скрепляет семью;
• единодушие.
Огромную роль играет эта икона в семейных отношениях. Она оберегает семью. При помощи этой иконы возможно оградить своих чад от недугов и несчастий. Считается, что не существует таких болезней, которые не может исцелить Небесный Целитель души и тела.
К этому божественному лику возносят молитвы о исцелении самых тяжелых болезней. И если верование верующего твердое, настоящее и чистое, то эта икона исцелит от всяких недугов. Пред этой иконой молят о здравии и любви для друзей и ближних. Эта икона создает Венчальный образ. Очень часто родные молодого именно этой иконой и напутствуют его на добрую, взаимную любовь и вечный брак.

Необходимо так же не забывать о признательных мольбах, потому как случаи в нашем мирском бытие иногда оказываются на самом деле небесной помощью нашего Спасителя. Данная икона есть в любой церкви. Для этого святого лика нет какой -либо определенной даты памяти. Все говорят, что Тот, Кто изображается на этом лике, и считается Счастьем, Благословением и Миром.

Символика цвета в иконе

Дата публикации или обновления 21.01.2017

  • К оглавлению: Православная газета «Благовест»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Символ — это мост, который связывает видимое, земное и небесное, переводя одно в другое. Искусство иконописи не является автономным, оно есть часть Литургической тайны и источает таинственное присутствие мира видимого и невидимого.

    В своей подлинно символической ценности икона превосходит искусство, но также и объясняет его. Можно безоговорочно восхищаться творениями великих мастеров всех времен, считая их вершиной искусства. Но икона находится несколько в стороне, так же, как и библия по отношению к мировой литературе. Чрезмерная красивость явно вредит иконе, отвлекая внутренний взгляд от раскрывающейся Тайны.

    Красота иконы заключается в чрезвычайно строгом иерархическом равновесии цвета, отдельных форм, света, линий. Это особый язык, элементы которого коренятся в Софии и выражают ее точно так же, как слова выражают мысль.

    Символика цвета в иконе также, как и композиция и пластика, отражают Божественную премудрость. У каждого цвета свое место, свое значение. Цвета в иконе никогда не смешивались. Спектральный анализ показал, что цвета в древней иконе накладывались один на другой. Происходило свечение нижнего слоя из-под верхнего. Тем самым иконописец получал возможность получать необходимое количество цветовых оттенков для наиболее полного раскрытия образов. Так достигалось гармоничное переложение цвета тварного Мира на икону.

    Основной цвет в иконе золотой, символизирующий свет царствия Божия. Порой он заменяется желтым и охристым. Ассист — тонкие линии на одеждах Богородицы, Христа, Ангелов, святых — это нетварный Свет, присутствие самого Божества в сиянии Божественных лучей.

    Пурпурный цвет был очень важен в Византийской культуре, он принадлежал Царственным особам, только император мог надевать одежду пурпурных оттенков, восседать на пурпурном троне. Этот цвет присутствует в иконах на одеждах Богородицы, Христа Спасителя.

    Красный цвет — цвет животворной энергии, любви, именно он стал символом Воскресения — победы жизни над смертью. В красных одеждах изображены святые мученики, отдавшие свою жизнь ради любви ко Христу. Крылья серафимов на древних иконах также пишутся красным цветом, означающим пламенеющую любовь к Богу.

    Белый цвет всегда являл собой святость и чистоту. Поэтому на иконах в белых одеждах изображались праведники и ангелы.

    Синие — это цвета небесной сферы и означали высшую созерцательную энергию. Синий цвет считается цветом Богородицы. Фоны росписей во многих храмах, посвященных Богородице, выполнены синими цветами. Этот цвет в соединении с пурпурным дает вишневый. Матерь Божия изображается в синих или вишневых одеждах, цвета которых означают соединение Земного и Небесного Мира.

    Зеленый цвет — цвет обновления всего живого. Позем (земля на иконах) — обычно зеленых оттенков.

    Черный цвет очень редок в иконе, открыто он присутствует лишь при изображении Ада, пещеры, могилы. Он обозначает отсутствие Божественного света.

    Серый — смешение белого и черного никогда не использовался с в иконе, т.к. добро и чистота не входят в смешение со злом.

    Чистота и ясность красочного слоя иконы всегда свидетельствовали о чистоте духовного состояния иконописца.

    И наоборот, серые, ахроматические, неясные оттенки ликов, одежд Святых и фонов говорят о художественной и духовной незрелости иконописца.

    Прекрасное — это не только то, что вам нравится и приятно для глаз; истинно прекрасное, прежде всего, питает ум и просветляет душу. Раскрывая икону, наделяя каждую форму определенным цветом, древний художник вводил в икону софийное содержание, т.е. краски мудрости. Это было не слепое выкрашивание одежд и ликов какими угодно цветами, но цветами, наделенными живой силой мысли и образа.

    Влияние цвета на человеческую душу огромно. И он воздействует на нее не менее, чем звук Правильно «звучащие», премудро гармонирующие цвета порождают мир, покой и любовь. Неясные, резкие, дисгармоничные — разрушение, тревогу, печаль. Очень важно с самого начала развития художественных навыков иконописца привить чувство цветовой гармонии, которое заложено в самой окружающей нас Богосотворенной природе.

    Елена Аникеева, член Союза художников России

    Православная газета «Благовест» № 12 (228) декабрь 2012 г., издается по благословению митрополита Рязанского и Михайловского Павла

    В начало

    Иван Кучин — Хрустальная ваза, аккорды

    Am Dm E Am Хрустальная ваза, кайма золотая Dm G C Am Разбитая вдребезг, застывшая кровь Dm G C Am И в комнате муж,что случилось не знает Dm E Am Стоял не дыша, и нахмуривши бровь Am Dm E Am Прошелся он взглядом по шкафу пустому Dm G C Am в ЧК позвонил, закурил у окна Dm G C Am Потом ни себе, не майору седому Dm E Am Не мог объяснить где родная жена Am Dm E Am Его увезли, а квартиру закрыли Dm G C Am Согласно закону еще до войны Dm G C Am Ее не нашли, а его посадили Dm E Am На двадцать годков, за убийство жены Am Dm E Am Шел тридцать седьмой, смерть гуляла по зонам Dm G C Am Его ж горемыку прошла стороной Dm G C Am И вот наконец вышел он из вагона Dm E Am По темным аллеям пошел он домой Am Dm E Am Звоночек залился, и сердце схватило Dm G C Am Невольно склонилась к двери голова Dm G C Am Но двери открыла, но двери открыла Dm E Am Седого майора больная вдова Am Dm E Am Он вышел из дома, и в город далекий Dm G C Am Уехал в надежде там встретить весну Dm G C Am И как-то однажды он брел одиноко Dm E Am И вдруг постаревшую встретил жену Am Dm E Am Та встреча была холодна как могила Dm G C Am Она же сказала: «Прости я ушла Dm G C Am А вазочку жалко, ее я разбила Dm E Am Поранила руку в дорогу спеша Am Dm E Am От жизни с тобой, я к другому сбежала Dm G C Am Боялась скандала, ведь ты не поймешь…» Dm G C Am И вдруг она вскрикнула, и застонала Dm E Am В руке хладнокровно сверкнул острый нож Am Dm E Am Он вновь позвонил, сообщил что случилось Dm G C Am Считал он что смерть — справедливый виток Dm G C Am Но снова над ним небо клеткой накрылось Dm E Am И черный опять подкатил воронок Am Dm E Am «Ведь я же за это сполна расплатился Dm G C Am За это убийство уже отсидел…» Dm G C Am На совещание суд удалился Dm E Am И приговор вынес-убийце расстрел… Dm G C Am На совещание суд удалился Dm E Am И приговор вынес-убийце расстрел…

    Омофор

    Покров Пресвятой Богородицы

    Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

    Ныне святая Церковь особо чествует Матерь Божию, Которая в 910 году покрыла Своим омофором город Константинополь, защищая его от варварского разорения, и тем самым показала, что непрестанно молится за весь христианский род.

    Свидетелями данного чуда были всего два человека: юродивый Андрей и его ученик Епифаний. Видимо, авторитет святого Андрея был настолько велик, что Церковь доверилась его свидетельству и установила праздник в память об этом событии. Юродивый Андрей видел, как Богородица появилась во Влахернском храме во время всенощного бдения. Ее сопровождали Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов, а многие святые в белых одеждах пели при этом духовные песнопения. Остановившись вблизи амвона, перед алтарем, Она сняла со Своей головы сияющий, как лучезарное светило, платок и простерла его над головами молящихся в храме людей. Омофор Пречистой был знаком с небес, что молитва верных услышана: иноземные захватчики не одолеют стен города, граждане могут спокойно растить детей, строить дома, садить деревья.

    Греческое слово «омофор» означает «носимый на плечах». По всей видимости, в древности омофором назывался широкий платок, который свободно спускался на плечи. Если присмотреться к византийским фрескам, то можно заметить, что такое покрывало раньше было типичным элементом женской одежды. На иконах Божией Матери платок фиолетового цвета покрывает не только Ее голову и руки, но и спину вплоть до лодыжек.

    Сегодня мы называем омофором один из элементов богослужебного облачения епископа. Это длинная широкая лента, которая ложится на плечи вокруг шеи. Великий омофор – это лента, которая одним концом спускается на грудь, а другим – на спину. Малый омофор несколько короче, оба его конца ложатся на грудь архиерея.

    На омофор нашиты кресты, это символически показывает, что епископ продолжает служение Иисуса Христа. Епископ призван заботиться о своей пастве, как указал Спаситель в притче о Добром Пастыре. По словам святителя Симеона Солунского, омофор «изображает заблудшее овча, которое взял Спаситель на рамена Свои».

    Омофор является самым древним элементом архиерейского облачения. Он в чем-то похож на диаконский орарь или священническую епитрахиль. Все эти элементы богослужебной одежды – омофор, епитрахиль и орарь – имеют вид широкой ленты, длинного полотна, которое возлагается на плечи духовенства. Это выделяет священнослужителей из общего ряда членов Церкви, указывая на их призвание взять на себя иго Христово (см.: Мф. 11: 29), взять на себя право и обязанность заботиться о пастве вплоть до своей личной Голгофы. В то же время широкая лента на плечах – это и символ благодати, которая дается духовенству для служения. Когда епископ или священник покрывает главу человека святым полотном – епитрахилью, Бог дарует кающемуся человеку прощение.

    Зачастую это прощение грехов от Бога оказывается для самого человека незаметным. Мы потому и называем это действие Таинством, поскольку не замечаем и не особо чувствуем приход Божией благодати, которая делает наши души чище и защищает от видимых и невидимых врагов. Мы видим, как священник простирает над главой епитрахиль, но мы не видим тот нетварный свет, которым Бог просвещает наши души.

    Тот Покров, который простерла Божия Матерь над главами молящихся в константинопольском храме тысячу лет назад, имеет много общего с тем покровом, который простирает над главою кающегося за каждой исповедью священник или епископ. Покров Божией Матери был символом прощения от Бога: опасность миновала, враг уходит, живите счастливо и долго на земле. Покров священника тоже является символом прощения: Бог не поставит тебе в вину твои грехи, если ты не будешь их повторять, иди свободным и продолжай свой жизненный путь. Чудо Покрова Божией Матери, когда от Ее омофора исходил свет светлее солнца, явственно увидели всего два человека. Так и способность увидеть чудо схождения благодати на главу кающегося человека после каждой исповеди тоже является уделом лишь избранных.

    Мы верим, что Пречистая никогда не прекращает молитв за весь христианский род. В песнопениях сегодняшнего праздника мы многократно слышим обращение к Божией Матери: «За весь мир молишися, покрывaющи милостию», «молишися спастися всем», «честным омофором покрывaющи люди от всякия напaсти», «Тебе, Заступницу, и покров державен христианскому роду Христос дарова, покрывати и спасати люди согрешшия, к Тебе притекающия».

    Нам хочется верить, что Господь нас прощает, защищает и благословляет по молитвам Божией Матери. Но почему-то очень часто этого покрова Богородицы мы на себе не чувствуем. Мы молимся, а в ответ не видим никаких перемен. Болезни, скорби, неустройства в жизни – все это продолжается изо дня в день. Неужели Бог нас оставил, и теперь наши молитвы напрасны?

    Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем разобрать фрагмент одной из молитв сегодняшнего богослужения. В этой молитве звучит не только просьба к Богу о помощи, но и слова, обращенные к нам лично: «верою от чиста сердца Тебе истинную Матерь Божию исповедающия, и Сыну Твоему вопиющия» (1-я стихира на литии). Слова «истинную Матерь Божию исповедующие» говорят о том, что мы должны искать истину, правильных представлений о Боге и Деве Марии. Мы тогда начнем торжествовать с ангелами, когда очистим ум и приобретем знания о духовных предметах (см. стихиру на «Славу и ныне» на литии), когда будем хранить сердце в чистоте и соблюдать верность Богу. Затем автор молитвы обращает внимание на душевное расположение молящегося человека: «Сыну Твоему вопиющие». Молитва к Сыну Божию – это не перечисление списка предметов, которых не хватает в доме или на даче для полного счастья. Молитва – это крик души, вопль верующего человека.

    Молиться со слезами на глазах, оплакивать свои проступки или хотя бы извиняться друг перед другом, когда мы кого-то обижаем, сейчас как-то не принято. Мы можем нагрубить, оскорбить, посмеяться над неудачами другого человека, пройти мимо чужой боли и при этом ничего не почувствовать. Мы ставим свое «я» мерой всех вещей и даже на исповеди не сокрушаемся в том, что с кем-то хладнокровно сводим счеты. Рассказываем о проблемах с мужем, дочерью и зятем, пытаясь уйти от ответа на прямой вопрос: а как ты сам (или сама) живешь? Какой ответ ты дашь пред Богом за свою душу? Мы не заботимся о том, чтобы приобрести верные знания о Боге, мы не плачем о своих грехах и зачастую не спрашиваем себя: какие мотивы мною движут, когда я что-то говорю и делаю по отношению к другим людям? И как же мы хотим заполучить Божий покров, когда мы сами не стремимся подготовиться для диалога с Богом?..

    Матерь Божия никогда не прекращает молитв за весь христианский род. И Ее Покров простирается над каждым из нас

    Дорогие братья и сестры, тысячу лет назад такие же, как мы с вами, люди увидели, как омофор Пречистой изливал свет и даровал гражданам освобождение от неприятелей. Начиная с князя Андрея Боголюбского, на протяжении веков русские люди строили храмы в честь Покрова Божией Матери. Они, несомненно, ощущали, что Богородица хранит землю Русскую. Так и нам с вами следует верить, что тот Покров Божией Матери простирается над каждым из нас.

    Будем же молиться Пречистой Деве, чтобы Она простирала руки к небу на всех христиан и возносила бы нашу скромную молитву к престолу Господа Славы. «Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога» (кондак, глас 3).

    Аминь.

    Значение цветов в иконах

    Глубокая символическая нагрузка почти всех составляющих изображения – главная особенность иконописи. Элементы картины, форма, цвет – во все вкладывается определенное значение. Богатство символического языка превращает икону из картины в своеобразный «текст».

    Как и любой другой смысловой объект, она имеет свои синтаксис и морфологию, подчиняется грамматическим правилам. «Прочитать» икону – непростая задача. Скрытый текст обычно несет в себе больше информации, а замаскированные образы гораздо насыщеннее, чем художественная оболочка.

    Икона и искусство

    В своей подлинной символической ценности икона превосходит искусство. Она стоит в стороне от него точно так же, как Библия занимает особое положение в мировой литературе. Излишняя красота иконе вредит: за ней сложно найти подлинный глубокий смысл и открыть великую тайну, скрываемую под слоем краски.

    Цвета в иконописи – один из основных инструментов для создания ее особой атмосферы святости. Еще в Византии, откуда и пришло к нам христианство, цвета для икон никогда не смешивались. Они всегда оставались чистыми. Современные исследования старинных икон показали, что краски накладывались слоями друг на друга. Таким способом иконописцы добивались получения потрясающих оттенков и переходов между тонами.

    Цветовой символизм в икконописи

    Золотой занимает особое место в иконописи. Золото – это символ благодати, вечности, святости. Именно золото преподнесли волхвы новорожденному Иисусу. Золотом расписывают нимбы святых, штрихи на складках их одежд.

    Золото – дорогостоящий металл, но в иконописи не экономят и используют настоящее сусальное золото (тонкие листы). Это символ самого Бога и великолепного сияния его небесного царства – места, куда никогда не спускается ночь и тьма. Золотой цвет всегда становится смысловым центром иконы, который окружен дополнительными оттенками:

    • Желтый близок по тональности к золотому, поэтому он часто используется в качестве замены или напоминания о божественном сиянии.
    • Зеленый – цвет возрождения. Его использовали, чтобы обозначить границу, за которой начинается жизнь. Это природный цвет травы, древесных крон, надежды, молодости, возрождения. Зеленый часто используется в сценах Рождества, как символ возрождения и победы над смертью. Этот цвет – олицетворение Святого духа.
    • Белый – цвет непорочности и чистоты. Он часто используется для росписи одежд праведников, святых, ангелов, умерших людей и пеленок младенцев, которые непорочны по своей природе. Белый олицетворяли с праведностью.
    • Синий или голубой символизируют непорочность, небесную чистоту и красоту вечного мира, куда попадают праведники. Синевой на иконах расписывают одежды Богоматери.
    • Насыщенно-красный, багряный и пурпурный имеют двоякое значение. В иконописи они подчеркивают выразительность художественного образа. Это цвет крови и мучительных страданий, которые перед казнью перенес Иисус. В других значениях это цвет жизни, энергии, любви, тепла, душевного огня. В иконописи пурпур олицетворяет победу жизни над смертью при воскрешении Спасителя. Красный и синий часто используются вместе. Они – олицетворение земной и небесной сущности Спасителя.
    • Коричневый символизирует голую землю, прах, бренность сущего. Иконописцы используют его, чтобы напомнить о главной особенности человеческой природы – смертности.
    • Черный – антагонист белого, его главная противоположности и противник. В иконописи он используется очень редко и только для изображения адской бездны. Черный – это отсутствие всякого света, абсолютное ничто и безграничная пустота. Ад обычно изображается в виде черной воронки, бездонной пропасти, не имеющей формы и четких границ.

    Интересно, что серый в иконописи не используется никогда. Ахроматический цвет получается путем смешения черного и белого, то есть тьмы и света. Серый также олицетворяет абсолютное ничто, пустоту и неясность. В символическом языке иконописи ему места нет.

    Рубрики: Вера

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *