Что такое настоящее покаяние?

– Батюшка, на исповеди человек открывает священнику самые потаенные уголки своей души. Это ведь очень личное общение. И начать разговор о таинстве покаяния хотелось бы с довольно неприятного вопроса.

Люди, получившие образование в советское время, хорошо помнят сюжет романа Этель Войнич “Овод”. Там описана трагедия молодого человека, который на исповеди рассказал священнику о своем участии в революционном кружке. И священник его предал. В результате молодой человек разочаровался в религии, возненавидел Христа и в конце концов был расстрелян за участие в революционном движении.

Так вот вопрос: возможно ли такое сегодня у нас в Церкви? Вернее – бывают ли ситуации, когда священник, по каким-то очень важным причинам, имеет право нарушить тайну исповеди?

– Я считаю, священник не может рассказывать о том, что услышал на исповеди. Разглашение тайны исповеди – это автоматическая духовная смерть для самого себя. Если священник дерзнул разгласить тайну исповеди, – при любых обстоятельствах, даже при грозящей государству опасности, – то я считаю, что этот священник уже не достоин носить сан. Потому что тайна исповеди – это один из основополагающих пунктов присяги священника, которую он дает перед рукоположением. Канонически эта традиция не закреплена. В истории Церкви существовали критические периоды, когда возникали практики оглашения тайны исповеди, связанной с опасностью для всей Церкви в целом или для общества. Однако даже в этом случае всегда подчеркивалось, что оглашается то, что угрожает Церкви и обществу, но не указывается тот, кто сказал об этом на исповеди. При этом, по прошествии времени такие практики всегда отменялись и даже осуждались. По общему убеждению современного духовенства, так же как в понимании древней монашеской традиции, не может быть никакой причины, которая оправдывала бы несохранение тайны исповеди. Доверие к исповедующему священнику важнее, чем любые другие соображения.

– В свое время к нам в редакцию журнала пришло письмо, где женщина писала, почему она не может заставить себя пойти на исповедь. Она это сформулировала так: “Потому что я отчетливо представляю себе такую картину: вот все исповедовались, священники собираются где-то после службы и начинают: “А мне сегодня то-то сказали, а мне – то-то и то-то!”

– У Феофана Затворника есть интересное замечание к исповедующим священникам, что на аналой надо положить для исповедующегося крест и Евангелие, а для того, кто принимает исповедь – нож. Если он кому-нибудь захочет рассказать что-то из принятой исповеди, пусть лучше язык себе отрежет. Это очень жестко, но правильно. Очень часто бывает, что к тебе приходит человек, ты принимаешь его исповедь и слышишь о таких грехах, что думаешь: Господи, как с ними не то что ему – он-то будет прощен – а как с ними ты будешь дальше жить? Но только человек отошел от аналоя, и ты уже все забываешь. Господь полностью стирает из твоей памяти все, что тебе не нужно и не полезно.

– А часто ли Вы сталкиваетесь с тем, что люди, впервые приходящие в Церковь, причем сознательно приходящие, не понимают значения исповеди и не знают, что это такое?

– Исповедь как одно из Таинств – сразу не постижима. Человек, чувствующий груз своих грехов, ответственность за свои поступки, мысли, дела и осуждаемый своей совестью, ищет выхода из сложившейся ситуации. Ему, как путнику, на ноги которого налипло много грязи, уже тяжело идти, и он хочет от этого освободиться. Как это сделать? Он приходит в храм и, естественно, попадает на первого встречного священника. Если это искренний и глубокий батюшка, путнику повезло. Если же ему встретился человек, скажем так, не очень ревностный и малограмотный, то путь его будет долог и сложен, но он все равно придет к настоящему покаянию.

– Наверное, это естественно, что человек может не знать, что такое исповедь, поскольку культура церковной жизни находится у нас в процессе становления. Но ведь есть такое понятие как “генеральная исповедь”. Когда человек в сознательном возрасте приходит в Церковь, его первая исповедь – это исповедь за всю прошедшую жизнь.

– Нельзя делить исповедь на “генеральную” и “не генеральную”. Каждая исповедь должна быть пересмотром всей своей духовной жизни, т.е. в каком-то смысле “генеральной”. Однако, в расхожем понимании “генеральная исповедь” – это первая исповедь за всю свою жизнь, и она включает в себя и то, что человек помнит, и то, что ему напомнили, и то, что Господь ему открыл в молитве, подготовляющей к исповеди. Но это не значит, что человек сразу освободился от всех своих грехов за всю свою жизнь. На самом деле, исповедь – это очень долгий путь: надо вскопать поле, посадить там какие-то семена и сделать так, чтобы они взошли и дали свои плоды.

Выходя на это поле, пахарь вдруг понимает, что поле засыпано камнями. Они большие – ни лошадь, ни трактор не пройдут, и человек начинает их выносить. Точно так же и грехи: большие грехи видны сразу. Человек, первый раз приходящий на исповедь, видит только какие-то знаковые события своей жизни – аборт, развод, тяжелые ссоры с родителями или детьми или еще что-то очевидное и ужасное… Он выносит с поля эти камни, возвращается, хватается за плуг, чтобы начать пахать, смотрит, а там – камни поменьше. Он опять оставляет плуг, но камней, которые поменьше, уже больше.

“Генеральная исповедь”, на самом деле, обычно растягивается на несколько лет. Человек то и дело возвращается к своему прошлому. Не сам возвращается – Бог его возвращает, Господь дает ему возможность увидеть то, что он натворил, что он сделал, но не осознал как грех. И это, на самом деле, благо для человека!

– Батюшка, мы говорим, что исповедь, это – Таинство Покаяния. А вот что такое – само покаяние, что происходит в этом Таинстве?

– Покаяние – это такое состояние человека, когда он осознает свою греховность, сожалеет о ней и начинает ненавидеть совершаемый им грех и деятельно бороться с ним, утверждаясь в добре. Ненависть ко греху и борьба с ним привлекают милосердие Божие. Вот это сочетание милосердия Божия с ненавистью человека ко греху и борьбой с ним совершает покаяние, то есть – избавление человека от греха. Ведь грех – это всегда что-то, что мешает любить Бога и ближнего. Это всегда препятствие, обычно очень труднопреодолимое и часто ставшее уже нормой жизни и не воспринимаемое нами именно как препятствие. Поэтому победить его можно только как собственными сверхусилиями, так и с помощью Божией.

– А как быть человеку, который хочет покаяться в грехе, но при этом не чувствует ненависти ко греху? Просто он умом понимает, что это – грех, а вот ненависти – нет?

– Такое бывает очень часто, и требует особых духовных усилий со стороны человека. Главное – не решить, что раз ненависти к греху нет, то и покаяться я никогда не смогу! Просто нужно помнить, что любое событие в духовной жизни человека никогда не бывает односторонним. Любое наше благое начинание нам помогает исполнить Сам Господь. При любой исповеди отношение человека ко греху все равно меняется. Нужно исповедовать этот грех, даже если мы не имеем в себе настоящей ненависти к нему и решимости с ним бороться. И в конце концов мы все равно придем к настоящему покаянию. Уже то, что мы даем себе труд исповедаться в этом грехе – угодно Господу. И, видя такое наше стремление, Он обязательно даст нам подлинное покаяние, со всей глубиной осознания и отвержения греха.

– Иногда люди считают, что покаяние заключается в остром эмоциональном переживании греха. И чем сильнее эмоция, тем глубже покаяние. Что Вы можете сказать по этому поводу?

– Это неправильно. Эмоции – это результат психологического состояния человека. А пытаться вызвать в себе покаянное чувство, эмоционально “накручивая” свою психику, может быть даже опасно. Можно довести себя до истерики и нервного расстройства. Ничего общего с настоящим покаянием такие упражнения не имеют. Степень покаяния определяется совсем другим: как ты себя ведешь после осознания своей греховности? Изменил ты что-то в своей жизни, или не изменил?

Слезы покаяния – великий дар Божий, которого удостаивались лишь немногие великие подвижники благочестия. Пытаться вызвать их искусственно – дерзость и неразумие. Для нас покаянный плач заключается в осознании своих грехов и сокрушении о них, о том, что мы не можем своими силами избавиться от этих грехов. Но это сокрушение не является самоцелью. Цель – это внутреннее перерождение, которое Господь дает тебе, видя искреннее желание жить иначе.

Если мы начинаем сокрушаться о своих грехах и не идем дальше, то это приводит к отчаянию. Очень показательный пример здесь – Иуда. Ведь он же раскаялся! Мало того, он после раскаяния сделал определенные шаги: бросил сребреники, искренне отказался от них – они стали жечь ему руки. Но он не пошел дальше. Не смог увидеть, ощутить милость Божию, не смог поверить, что Господь его простит.

И для христианина очень важно – не впасть в отчаяние при виде своих грехов. Я вообще склонен думать, что Господь подает Свою милость сразу. Потому что увидеть свой грех без Господа практически невозможно. Вернее, невозможно осознать, что это – грех. Человек совершает какой-то поступок, видит, что так же поступает его ближний, осуждает его… А сам даже не понимает – что так же грешит. И только любящий Господь может тебя повернуть и показать: “Вот, смотри, дорогой… Вот это – ты! Оказывается, ты – вот такой”.

Лишь Господь может помочь человеку взглянуть на себя самого со стороны. Сам человек на это не способен, это – милость Божия. Сам импульс, двигающий нас к покаянию – это уже прикосновение Господа к нашей душе. Потом мы сокрушаемся о своем грехе. А потом Бог, видя наше стремление очиститься, избавляет нас от греха. Так происходит покаяние. То есть, все начинается с милости Божией, и все милостью Божией заканчивается. Важно лишь воспользоваться этой милостью, не пройти мимо нее.

Ведь масса людей живут греховной жизнью и не ощущают своей греховности. И если человек почувствовал, что так жить больше нельзя, что нужно покаяться, это уже – милость Божия, это значит, что Господь его посетил. И само стремление к покаянию очень важно рассматривать не просто как человеческое движение души, но как сотворчество человека с Богом. Где Господь показывает человеку его грехи, а человек стремится избавиться от них.

– По-гречески покаяние — это – “метанойя”, что означает буквально “перемена ума”. Как это можно понимать, применительно к нашему разговору?

– Перемена ума – это осознание противности твоего нынешнего состояния и желание переродиться, желание измениться к лучшему. Причем, когда покаяние настоящее, то это желание на самом деле – неодолимое. Я могу привести такой пример. Одна женщина долго пила, и пила серьезно. Хотя была семи пядей во лбу, два института закончила… Куда она только не ездила – на всякие отчитки, по разным монастырям – ничего не помогало. И вот приехала к одному батюшке, причем недавно рукоположенному, и говорит о своем состоянии: “Не могу больше пить. Я чувствую, что выпиваю рюмку и – забиваю гвоздь в Христа. Рюмка – гвоздь, рюмка – гвоздь… Я не могу уже больше так, мне это противно, я хочу остановиться”. Батюшка ей на это: “Ну хорошо, а что ты готова сделать для этого?” Она отвечает: “Все что угодно”. – “Хорошо. Вот если ты не будешь три с половиной года выходить из церковной ограды (а было это в Подмосковье), Господь тебя избавит”. И она осталась. Не рассуждая, не предупредив мужа, не поехав собрать какие-то вещи … Она так возненавидела свое пьянство, что все остальное ее уже не интересовало, она махнула рукой на работу, на все свои дела. И знаете, поразительная вещь: недавно мы отмечали десять лет с того момента, как она бросила пить. Вот это – перерождение, это – настоящее покаяние. У нее ведь все было – и слезы, и ночные моления… Но все это было как бы подготовительным периодом. А когда пришла эта решимость – жить без пьянства, тогда и произошло настоящее покаяние, произошла перемена ума. Конечно, этот пример не означает, что каждому грешнику надо бросить семью, работу и все свои житейские обязанности и заботы, чтобы покаяться. Обычно – ровно наоборот: для истинного покаяния нужно ко всему этому вернуться. Но от чего-то обязательно придется полностью отказаться – категорически и навсегда. Чем-то придется пожертвовать частично или временно, и это обязательно бывает что-то очень значимое или очень “прикипевшее” к сердцу.

– Батюшка, Вы уже сказали, что человек исповедуется Богу. Сам Господь освобождает человека от греха. В этой связи вспоминается еще одно распространенное представление об исповеди: человек приходит в Церковь к Богу, на исповедь он приходит тоже к Богу. Зачем же там еще священник, в чем тогда его функция, если я прихожу к Богу? И почему я не могу исповедаться только Богу, например, покаяться в грехах у себя дома перед иконой?

– Вообще, грех – это болезнь души. Но не душевная болезнь, а духовная. Когда человек болеет каким-нибудь постыдным, страшным недугом, он, придя к врачу, начинает краснеть. Ему стыдно говорить о своей болезни, ему стыдно ее показать. Но когда человек от этой болезни уже изнемог, он понимает, что это предел. Если он сейчас все не расскажет, он не сможет выздороветь. Стыд остается, но отходит на второй план. Вот и исповедь нужна для того, чтобы человек засвидетельствовал, рассказал в присутствии свидетеля о своем грехе. Чистое намерение – чтобы человек пережил стыд и получил себе в союзники того, кто может засвидетельствовать, что он действительно хочет от этого греха избавиться.

У митрополита Сурожского Антония есть замечательное сравнение созревания греха в человеке – с луковицей. Когда грех зарождается, это как будто сердцевинка, которую многие, если не все, любят – она очень сладкая, сочная, замечательная. А потом эта сердцевина, этот грех начинает расти и превращается в лепесточки лука, вкушая которые каждый плачет.

Когда совесть в человеке начинает вопиять к его сердцу, к его сознанию, к его душе, грех начинает отмирать. Но без заботливой хозяйки, которая может очистить эту луковицу от шелухи, самоочищение не происходит. Нужен кто-то, кто засвидетельствует на земле, что человек здесь прошел те адские испытания своего сердца по поводу совершенного греха, которые он уже не будет испытывать в жизни вечной.

Есть и еще один принципиальный момент в Таинстве Покаяния, который требует обязательного присутствия свидетеля – священника. Это связано с объективным характером Таинства. Когда человек переживает свои грехи, сожалеет о них, борется с ними – это все происходит в глубине его души в тайне не только от всего мира, но и иногда …и от самого человека. Можно годами каяться дома перед иконой, но так никогда и не получить уверенности в том, что этот грех мне прощен. Где та объективная граница, которая отделяет грехи, ставшие “как не бывшие”, и грехи, которые по-прежнему лежат тяжким грузом на моей совести? Эту границу нельзя провести самому, потому что ее может определить только Господь. Эта граница – Таинство Исповеди. На исповеди не всегда удается испытать благодатные переживания эмоционально, не всегда удается до конца осознать свой грех, набраться решимости его ненавидеть, – это все зависит от усердия кающегося. Но на исповеди всегда совершается объективным образом, независимо от нас, благодатное действие Божие, очищающее нас от тех грехов, которые были исповеданы перед священником как свидетелем. Остается привычка к греху, может остаться даже тяга к греху, и иногда очень долго приходится бороться с последствиями греха, но сам грех уже не существует. В это Церковь твердо верит, и это доказывает весь Ее двухтысячелетний опыт. Эта объективная сторона Таинства требует объективного, не зависимого от нас самих выражения: словесной исповеди при свидетеле – священнике.

– Есть еще одно сегодня расхожее мнение: что исповедь – это такой предшественник кушетки психоаналитика. То есть, это – беседа со “специальным человеком”, который выслушивает тебя, задает наводящие вопросы, помогает тебе освободиться от ощущения неправильности каких-то поступков. И вот мы уже слышим, что, дескать, Церковь когда-то в несовершенном виде предложила то, что позже досконально было разработано дедушкой Фрейдом и его последователями. В чем, с вашей точки зрения, основное отличие визита к психоаналитику от исповеди?

– Визит к психоаналитику подобен визиту к такому врачу, который заглушает симптом, но не докапывается до сути болезни. Исповедь – это Таинство, в котором Господь полностью освобождает тебя от греха. А психолог лишь показывает, как обойти твое угнетенное состояние, появившееся из-за того или иного проступка. Вот и все. И эта разница, как мне кажется, очень существенна, диаметральна. Церковь освобождает от греха, а психолог – показывает, как избавиться от дискомфорта и психологических проблем, т.е. обойти грех, который остается в человеке и обязательно потом “всплывет”, если человек не придет в храм.

– Батюшка, а вот ситуация, с которой сталкивался, наверное, каждый, кто исповедовался систематически и часто. Человек увидел в себе грех, покаялся в нем на исповеди. И снова впал в тот же самый грех. На следующей исповеди опять в нем покаялся. А потом – снова согрешил, и т. д. В чем тут дело? И как быть человеку в такой ситуации, когда он кается, а прекратить грешить не может?

– Вы знаете, в замечательной книге блаженного Августина, которая так и называется – “Исповедь”, есть слова, удивительно точно объясняющие эту ситуацию. Вот что он пишет:

“…Я просил у Тебя целомудрия и говорил: – дай мне целомудрие и воздержание, только не сейчас. Я боялся, как бы Ты сразу же не услышал меня и сразу же не исцелил от злой страсти: я предпочитал утолить ее, а не угасить”.

Вот вам и ответ. Мы часто каемся, но душа наша привязана ко греху, грех остается для нас привлекательным и желанным. А ведь Господь смотрит не на слова, а на сердце. И если мы пришли на исповедь для того, чтобы Бог избавил нас от греха, а сердце наше в это время кричит: ”Только не сейчас, Господи!” – то, конечно, Господь не станет избавлять нас от этого греха насильно. Он попустит нам впасть в этот грех еще раз, и еще, и еще… Чтобы мы рассмотрели его с разных сторон, чтобы мы себя в этом грехе лучше увидели и поняли, наконец, сердцем – что же мы делаем.

Но каяться в таком грехе все равно необходимо. Ведь для того, чтобы покаяться на исповеди, человеку нужно преодолеть барьер собственного стыда перед священником. Даже у Святых Отцов есть такой принцип: если не осознаешь грех, подумай, что о нем придется говорить при человеке на исповеди. Этот стыд часто оказывается целебным, потому что подразумевает внутренне усилие кающегося. Видя этот труд, Господь дает нам возможность увидеть грех во всем безобразии и возненавидеть его. Только тогда становится возможным подлинное покаяние.

 

Некоторые люди говорят: «Мне каяться не в чем, я не грешный…»

История не знает случая, чтобы кто-то из людей избежал смерти. Все – умерли. Значит, все грешные. Умирают и малые дети, и младенцы, которые еще ничего не успели ни сделать, ни сказать. Все грешные. Если бы дети, как учат некоторые религии, до определенного возраста были безгрешными, или, как говорят «ангелами», они бы не умирали, потому что безгрешные, и Ангелы — не умирают.

Естественно, возникает вопрос: Откуда взялся грех у новорожденного младенца? Ответ не менее естественен: От его родителей. А тем – от их родителей, и так – до Адама и Евы. В Библии сказано: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один». И еще: «Все согрешили и лишены славы Божьей». Именно по этой причине люди отчуждены от Бога.

Библия объясняет, что есть лишь один способ избавиться от грехов и прийти к Богу, к Творцу и Жизнедателю человека. Путь к Богу – через покаяние. В покаянии перед Богом нуждаются все.

Но, что есть покаяние в свете Библии?

Наученные горьким опытом люди очень опасаются самой «процедуры», покаяния или признания. И не без основания. По природе человек всегда старается умолчать перед судьей о своих ошибках, грехах и преступлениях. Он это делает не потому, что является закоренелым преступником. Зная, что у судьи нет иной цели, как только найти в нем вину, чтобы обвинить, гражданин просто борется за свою жизнь и свободу. У него срабатывает элементарное чувство, даже инстинкт самосохранения.

Однако Небесный Суд отличается от суда земного, как небо отличается от земли. На земле давать признательные показания — всегда было опасно, и означало подписывать самому себе приговор. Но признание в своей неправоте и в ошибках перед Небесным Судьей, перед Господом Богом, приводит к противоположному результату — к помилованию, к освобождению от ответственности.

Бог – милостив, любит миловать. Он есть Судья, так сказать, «с оправдательным уклоном». Бог не ищет повода, чтобы наказать человека. Если бы Он так поступал, то уже давно никого из людей на земле не было бы, поскольку в каждом человеке всегда найдутся ошибки и согрешения. Бог ищет повода не наказать человека, а старается найти возможность, чтобы помиловать, простить грешника. Поэтому Он и предлагает человеку покаяться перед Ним, ибо помиловать не желающего каяться в своих грехах, означает не что иное, как потворствовать злу, или способствовать дальнейшему процветанию грехов и преступлений на земле.

Господь обращается к каждому человеку лично. Бог не обращается к толпе, а к каждой разумной личности отдельно.

С чего начинает Бог? С исправления мышления человека. И что предлагает Бог? Что нужно человеку, чтобы он обрел способность здраво мыслить, рассуждать? Учиться? Усваивать какие-то учения, взгляды? Приобретать какие-то знания, информацию? Это ли предлагает Бог? Нет. Бог начинает с другого. С призыва: «Покайтесь…»

Не покаявшийся человек не сможет понять здравого смысла. Не покаявшийся человек не уразумеет Божью любовь. Грешник отделен, отгорожен от любви своими грехами.

Покаяние, это – осознанный отказ от греха, от зла. Покаяние, это – добровольное преобразование своей внутренней сущности, прекращение грешной жизни и переход к жизни без греха.

Почему еще необходимо покаяться? Потому, что грех, зло, намеренное нарушение Божьих заповедей изменяет в плохую сторону внутренний мир человека, и, прежде всего, лишает его способности здраво мыслить и рассуждать. Библия прямо говорит, что люди, не желающие отказаться от грешного образа жизни, это люди поврежденного ума. Грех повреждает ум человека.

Чтобы обрести здравомыслие, чтобы исправить свой ум, человеку необходимо избавиться от того, что препятствует его здравомыслию, что затормаживает его мыслительную способность, что повреждает его ум. Человеку необходимо покаяться перед Богом.

«Познай самого себя». «Углубись в самосозерцание». «Познавший себя – познал мир». «Не пойму, что со мной происходит»… Такие, и бесчисленные другие подобные изречения и высказывания слышны на каждом шагу. Армии философов бьются над решением сих вопросов.

Но почему, собственно, так сложны для ученых, философов и писателей эти вопросы? А потому, что они пытаются понять сущность человека, не обращая внимания на то, что говорит человеку его Творец.

А Бог давным-давно разъяснил, что же нужно человеку для того, чтобы он перестал мучиться от неразрешимых вопросов относительно самого себя. В Библии говорится, что главным тормозом всей мыслительной силы и умственной энергии человека, являются его грехи, и его нежелание расстаться с ними.

Человек! Перестань грешить! Прекрати нарушать Божьи заповеди, и сразу поймешь, кто ты есть, для чего пришел в этот мир, и каково твое будущее в вечности. До тех пор, пока ты идешь на поводу греховных желаний и дел, ты будешь раздираем внутренними противоречиями.

Покаяние, по сути, есть очищение своего «внутреннего дома». Покаяние – есть генеральная уборка, ревизия, пересмотр содержимого. Это — избавление от чего-то вредного, от ненужного, старого, прогнившего. Покаяние перед Богом, это, наверное, даже похоже на капитальный ремонт дома.

Какого покаяния ждет от людей Бог? Приятен ли Богу тот, кто годами бьет себя в грудь и вопит: «Боже! Прости меня…»? Так ли нужно каяться перед Богом? Сколько раз надлежит грешнику каяться? А также — перед кем должен каяться грешник?

О покаянии, о спасении человека по-своему говорят все религии. Однако в этой разноголосице взглядов четко прослеживается одна закономерность: Практически все рисуют покаяние и спасение как нечто весьма труднодоступное. Но это противоречит тому, что говорится о спасении в Библии, и что продемонстрировал Сам Иисус Христос.

А что показал Христос? Как Он принимал покаяние грешников, и каким представил спасение покаявшихся? На удивление простым и легким. Вот, три живых примера из Библии, как грешники раскаивались перед Иисусом Христом, и как Господь реагировал на их покаяние:

Лютый разбойник, осужденный за свои злодеяния на смерть, уже умирая, произносит всего несколько слов: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!». И получает немедленный ответ также умирающего Спасителя, Который, в принципе, мог бы сказать: «Сейчас Мне не до тебя…» Но нет, не так ведет Себя Спаситель. Собрав последние силы, Он отвечает покаявшемуся грешнику: «Ты будешь со Мною в раю…». ( Луки 23:42,43)

Вот – налоговик, обманщик и вор, забывший стыд и совесть, обкрадывавший и обманывавший людей, говорит, по смыслу, Христу: «Господи! Я больше так не буду делать…» И все слышат ответ Бога: «Ныне пришло спасение дому сему…» (Луки 19 гл.)

Вот – общегородская грешница, презренная, и отверженная обществом. Она даже ничего не говорит Господу. Она даже не смеет стать перед Его глазами, и просто позади Него плачет у Его ног. Все брезгливо смотрят на нее. И вдруг слышат шокирующие для них слова Христа, обращенные к ней: «Прощаются тебе грехи. Вера твоя спасла тебя. Иди с миром». (Луки 7:36-50).

Так действовал Спаситель. Легко, быстро, и просто принимал покаяние и дарил спасение тем, кто этого хотел. Бог есть любовь. Любовь не будет мучить, и томить кающегося грешника. Любовь не станет «вытаскивать из него жилы». Божья Любовь сразу даст то, что у нее просят – прощение.

Нередко человек сам для себя становится жестоким и судьей и прокурором. Как сказал поэт: «Для меня нет палача страшнее моей совести…» У иного человека за ошибку или грех, совершенный в молодости, до старости кровь капает из сердца. Наверное, это – «нормально». У каждого – свой внутренний, эмоциональный мир. Но Господь Бог не истязает кающегося грешника. Какой бы грех не был совершен, если грешник от сердца просит у Бога прощения, Бог не оставляет его просьбу без внимания. Кто-то считает, что ему за совершенные грехи нужно уходить в монастырь и до конца дней молиться о них Богу. Это – его личное мнение и решение. Бог таких условий перед кающимися грешниками не ставит.

Христос, как Спаситель, говорит, что прощение и спасение грешника есть дело Божье. Для людей прощение преступника, грешника иногда представляется совершенно невозможным. Для Бога же нет ничего невозможного или трудного. Спасение это дар от Бога кающемуся человеку. Подарок, а не плата. Прощение от Бога, и спасение не нужно зарабатывать. Его невозможно заработать. Библия говорит: «Дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе».

Тема покаяния в грехах — очень важна для каждого человека. Признание в проступке или в грехе, тем более в тайном — есть очень серьезный шаг. Иногда признание в грехе поворачивает, коренным образом изменяет всю жизнь покаявшегося, причем, не только в хорошую, но и в плохую сторону. А это, в большинстве случаев, зависит от того, кому признаются.

Во всех религиях и деноминациях исповедь перед священнослужителем считается обязательной для верующего человека. Даже говорят, что если ты не признаешься в грехе перед священником, пастором, старейшиной, то, сколько ни молись, сколько ни умоляй Бога, Он все равно не простит твоего греха или проступка. Неправда! Подобной мысли в Библии не встречается! На самом деле такое учение имеет одну цель: Держать под контролем всю жизнь прихожанина, держать его в рабстве и в собственности этой религии-церкви-организации.

У слова «покаяние» имеется еще родственное слово «исповедь». Говорят: «Сходить на исповедь…» Опять же подразумевается, что «сходить» нужно обязательно к официальному священнослужителю. Но Библия не содержит такого категорического требования по отношению к согрешившему человеку.

В Библии на эту тему написано: «Признавайтесь друг перед другом..» Не сказано: «Признавайтесь обязательно только перед священником, перед епископом или пресвитером…» Таких слов в Библии нет. Но слово «признавайтесь» в Библии – есть. Это, по сути, заповедь, служащая нашему благу. Признание в грехе, как средство покаяния – нужно, полезно для согрешившего.

В большинстве случаев покаянное признание в грехе является первым и важнейшим, решающим шагом для кающегося, после которого он получает силу, способность и решительность избавляться от своей проблемы. В очень тяжелом положении оказывается тот согрешивший, которому, по той или иной причине, или по каким-то обстоятельствам не перед кем признаться в своем грехе, не перед кем, как говорится, «поплакаться». Это, примерно, как застрявший в болоте, не имея посторонней помощи, пытается сам выбраться на твердую землю. Вылезет ли, выкарабкается? Неизвестно. А вот, если кто поможет ему, тогда точно спасется.

Христианское Священное Писание говорит: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга…» (Иаков 5 гл.) В этом тексте, кроме того, что подразумевается о теплых, открытых, дружеских, доброжелательных отношениях между согрешившим и тем, кому он покаянно рассказал о своем грехе, еще содержится мысль, что конечным итогом признания будет конкретная помощь со стороны того, кому признаешься.

В Библии ни в коем случае не имеется в виду, что результатом признания станет наказание, порицание, поношение от того, кому признался. Было бы в высшей степени глупо признаваться в своих проступках врагу, тому, кто ждет не дождется какого-нибудь случая или повода, чтобы осрамить, затоптать, побить, наказать тебя. Сколько искренних, чистых, добрых людей пострадали от того, что признались в своих грехах или проступках не тем священникам, пасторам, старейшинам! Они, вместо помощи, утешения и поддержки, получили огорчения, стрессы, разочарования и боли. Многие, после таких признаний, охладели в вере и даже ударились в атеизм! Почему?

Почему их постигла такая трагедия? Потому, что они не смогли понять Библейские слова, что признаваться в грехах нужно духовному брату, другу, христианскому доброжелателю, имеющему любовь, которая «покрывает множество грехов». А они признались и покаялись перед пастором-чиновником, бездуховным функционером церкви или старейшиной религиозной организации.

Понятно, что не все священнослужители – бездуховны и не сострадательны. Среди них есть много «добрых» пастырей, которые действительно готовы помочь попавшему в беду христианину, и покаяться перед которыми будет очень полезно для согрешившего христианина. Здесь речь не об этом. А о том, что, все-таки, нужно смотреть, кому ты открываешь душу, чтобы не вышло, что к одной боли своего согрешения, ты прибавил бы другую, еще более тяжелую, полученную от грубого, бестактного и жестокого «исповедника».

Как проистекает из всего смысла Библии – задача исповедника, духовника, духовного друга-брата — состоит в том, чтобы помочь кающемуся грешнику избавиться от его грехов, а не просто выслушать его. Сегодня ему кто-то кается в своем грехе, а завтра, вполне может быть так, что завтра он сам согрешит, и в свою очередь будет каяться и просить духовной помощи у того, кому сам помогал вчера. Безгрешных людей не бывает.

Покаяться не означает формально рассказать кому-то о своих грехах. Покаяться означает перед Богом высказать в своем сердце сожаление о поступке. Только один Бог может прощать грехи. Перед ним и нужно каяться в первую очередь. Каждый лично знает, в чем ему нужно каяться перед Богом. Кому – в сочувствии эволюционной теории, кому в излишне горячем отстаивании каких-то религиозных взглядов, а кому в – делах личной жизни, в повседневных неправдах. У каждого – свои проблемы. Разумеется, все понимают, что слова покаяния должны сопровождаться последующими делами воздержания от грехов.

Покаяться перед Богом означает покориться Богу, признать Божью власть над собою, воздать славу Богу. Как сказал один покаявшийся человек, покаяться перед Богом, значит – сдаться Богу.

Господь ждет, все еще ждет, когда грешник покается. В Библии написано: «Ибо, как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его». (Псл.102:11)

Что такое тайна исповеди, и при каких условиях священник может ее нарушить по нормам закона

В Англиканской церкви действует наставление, по которому священники должны предупреждать кающихся о том, что переданная им информация о совершенных преступлениях и нарушениях норм безопасности будет передана государственным инстанциям. А как в такой ситуации должны поступать православные священники, и должны ли они передавать в правоохранительные органы имеющуюся по результатам исповеди информацию о преступлении?

Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Это бесплатно.

Что такое тайна исповеди

Российское законодательство различает несколько разновидностей тайн, среди которых — врачебная, служебная, коммерческая, адвокатская и пр. Одной из наиболее таинственных и непонятных, с позиции правового регулирования, остается тайна исповеди.

Тайна исповеди представляет собой охраняемое нормами закона религиозное таинство. Такая тайна служит гарантией свободы вероисповедания. Исповедью в христианстве называется покаяние в грехах перед священником — в данной ситуации он выступает представителем Бога на земле.

Главным условием таинства является то, что священник или монах не станут распространяться о совершенных правонарушениях, даже если они считаются преступлением. Священник вправе только направить человека на путь исправления.

Нарушение тайны исповеди с точки зрения законодательства

Законодательство не содержит официального определения понятий «исповедь» и «священнослужитель». Эти понятия могут трактоваться в разных конфессиях по-разному. Для того чтобы определить, являлось ли действо исповедью, а лицо, ее проводившую — священником, могут использоваться нормы Приказа Министерства Юстиции РФ от 2009 года №53 «О государственной религиоведческой экспертизе».

Закон не разделяет священнослужителей на тех, кто может совершать обряд, и тех, кто не вправе этого сделать по религиозным канонам. Нормы о свидетельском иммунитете на всех священнослужителей распространяются без каких-либо ограничений.

На основании п. 7 ст. 3 ФЗ-125 от 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» тайна исповеди охраняется законодательством. Здесь подчеркивается, что священнослужитель не привлекается к ответственности за отказ от дачи показаний в части обстоятельств, которые стали известны из исповеди. Россия является одной из редких стран, где тайна исповеди является сферой регулирования права и охраняется им.

Свидетельский иммунитет священнослужителя гарантирован ему ст. 51 Конституции, где сказано, что лицо вправе не давать показания против себя, своего супруга и близких родственников. Но также есть оговорка о том, что круг других лиц, которые могут не давать показания, определен федеральными законами.

Сразу несколько норм законодательства указывают на невозможность привлечения священнослужителя к ответственности за отказ от дачи показаний в части сведений, которые стали известны ему по нормам исповеди. Священнослужители не подлежат допросу в качестве свидетелей. В частности, об этом говорится в ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса, ст. 69 Гражданского процессуального кодекса, ст. 51 Кодекса административного судопроизводства и ст. 90 Налогового кодекса.

Нормы распространяются не только на православных священников, но и на священнослужителей из религиозных организаций, которые прошли госрегистрацию на территории РФ.

На тот факт, что священнослужители не обязаны давать свидетельские показания, есть немало Постановлений Конституционного суда и прочих судебных решений.

Но в Постановлении Конституционного суда РФ от 2004 года №13-П есть оговорка, что священнослужитель вправе прибегнуть к раскрытию тайны исповеди в рамках уголовного судопроизводства для защиты круга интересов отдельных лиц, если их права непосредственным образом затрагиваются в процессе.

Но применительно к гражданскому судопроизводству свидетельский иммунитет является абсолютным. Это значит, что священнослужитель не только вправе отказаться от дачи показаний по делу, но и обязан это сделать, а сам суд не имеет права его допрашивать.

Нарушение тайны исповеди с точки зрения РПЦ

С позиции Русской православной церкви тайна исповеди является безусловной и не может быть нарушена. Запрет на тайну исповеди снимался только во времена Петра I, когда священник обязан был донести о ставших известными ему планах государственной измены, поднятия бунта, покушения на жизнь царя и пр. Под «обязательное разглашение» подпадало и желание грешника ввести людей в заблуждение через сообщение о ложном чуде. Но даже в тот период практика доносов среди священнослужителей не прижилась.

Перед посвящением в сан священники проносят клятву перед Богом о том, что он не нарушит тайны исповеди и не нарушит доверия людей.

В Основах социальной концепции Русской православной церкви в разделе 9 подчеркивается, что священнослужитель не вправе нарушать тайну исповеди даже в интересах правоохранительных органов. Но есть одно исключение: священник может поделиться информацией о готовящемся теракте, убийстве или исполнении преступного приказа при военных действиях.

Первоначально священник должен повлиять на человека, который замыслил противоправный поступок, и только если попытка священника будет безуспешной, он обязан предупредить тех, чьим жизням угрожает опасность (например, человека, которого хотят убить). Он не должен раскрывать, что и кем было ему сказано, но предпринять действия для защиты лиц, которые находятся в опасности — его прямая обязанность. В сложных ситуациях он может обратиться за помощью к архиерею епархии.

В действительности громких случаев нарушения тайны исповеди в России со стороны РПЦ не случалось, и судебная практика по этому вопросу отсутствует.

Таким образом, тайна исповеди сегодня гарантируется не только на уровне церкви и церковных канонов, но и на уровне федеральных законов, Уголовно-процессуального и Гражданского процессуального кодексов. Священнослужители не подлежат допросу и не вправе привлекаться к ответственности за отказ от дачи показаний. Тайна исповеди выступает одной из гарантий конституционных свобод — свободы исповедания.

Екатерина Усова Юрист, практика по гражданским и семейным вопросам Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

ТАИНСТВО ИСПОВЕДИ

Исповедь (покаяние) — одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов — чтении разрешительной молитвы — невидимо разрешается от них. Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.

Борис Клементьев «Исповедь»

Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя. Перечислим некоторые из них:

Грехи против Бога

— Неблагодарность Богу, неверие, сомнение в вере, оправдание своего неверия атеистическим воспитанием, неношение нательного креста, посещение различных сект, упоминание имени Божия всуе (когда имя Бога упоминают не в молитве и не в благочестивом разговоре о Нем), ворожба, лечение у «бабушек», обращение к экстрасенсам, чтение книг по магиии оккультной литературы, мысли о самоубийстве, игра в карты и прочие азартные игры, невыполнениеутреннего и вечернего молитвенного правила, непосещение храма Божьего в воскресные и праздничные Дни, несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение другихпостов, установленных Церковью, отчаяние в трудных ситуациях и неверие в Промысел Божий, малодушный ропот, опасение старости, нищеты, болезни, рассеянность на молитве, мысли о житейском во время богослужения, осуждение Церкви и ее служителей.

Пристрастие к различным земным вещам и удовольствиям

Продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, т. е. чрезмерное упование на Бога.Пустая трата времени на просмотр телепередач, на чтение развлекательных книг в ущерб времени для молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы.

Утаивание грехов на исповеди и недостойное причащение Святых Тайн.Самонадеяние, человеконадеяние, т. е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то, что все в руках Божиих.

Грехи против ближних

— Воспитание детей вне христианской веры, вспыльчивость, гнев, раздражительность, высокомерие, лжесвидетельство, месть, насмешливость, скупость, невозвращение долгов, неуплата за труд заработанных денег, неоказание помощи нуждающимся, непочитание родителей, раздражение их старостью, непочтение к старшим, неусердие в своей работе, осуждение, злорадство, присвоение чужого, воровство, ссоры с соседями и ближними, убийство своего ребенка во чреве (аборт), склонение других к совершению убийства (аборта), убийство словом — доведение человека клеветой или осуждением до болезненного состояния и даже до смерти.

Грехи против самого себя

— Многословие, пересуды, празднословие, беспричинный смех, сквернословие, самолюбие, делание добрых дел напоказ, тщеславие, сребролюбие, зависть, ложь, пьянство, употребление наркотиков, чревоугодие, любодеяние — разжигание блудных помыслов, нечистые желания, блудные прикосновения, просмотр эротических фильмов и чтение подобных книг, блуд — физическая близость лиц, не связанных узами брака, прелюбодеяние — нарушение супружеской верности, блуд противоестественный — физическая близость лиц одного пола, рукоблудие, кровосмешение — физическая близость с близкими по родству или кумовству.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ИСПОВЕДИ

Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди нужно приготовиться заранее: вспомнить все свои грехи, можно выписать их на отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух. Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь — это не только осознание собственных недостатков, но и жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя. Хорошо выработать привычку каждый вечер приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели.

Как происходит исповедь

Существуют некоторые правила прохождения Таинства исповеди. К этому Таинству нельзя приступать Покаяния женщинам в период месячного очищения. Те грехи, которые кающийся исповедовал в предыдущие исповеди и которые уже были ему отпущены, вновь не называются. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника. После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и, если готовился к причастию, берет у духовника благословение на причащение Святых Христовых Тайн.

В некоторых случаях священник может наложить накающегося епитимию — духовные упражнения для углубления покаяния и искоренения греховных навыков. К епитимий нужно относиться, как к воле Божией, изреченной через священника, требующей обязательного исполнения для врачевания души кающегося. Желающие не только исповедаться, но и причаститься, должны достойно и в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к Таинству Причащения. Называется такое приготовление говением.

Исповедь в нашем храме, как правило, начинается

перед Литургией в 8 часов утра.

Таинство Покаяния (Исповедь)

  • Фоторассказ о Таинстве Покаяния свящ. К. Пархоменко
  • Фоторассказ о Таинстве Покаяния свящ. К. Пархоменко
  • Первая исповедь. Взгляд священника иерей Дионисий
  • Первая исповедь. Взгляд священника иерей Дионисий
  • О чем нужно помнить, готовясь к исповеди свящ. М. Немнонов
  • О чем нужно помнить, готовясь к исповеди свящ. М. Немнонов
  • Беседа перед исповедью свящ. Александр Ельчанинов
  • Беседа перед исповедью свящ. Александр Ельчанинов
  • Как приготовиться к исповеди прот. Михаил Шполянский
  • Как приготовиться к исповеди прот. Михаил Шполянский
  • Возвращение, покаяние и исповедь архим. Нектарий
  • Возвращение, покаяние и исповедь архим. Нектарий
  • Почему каяться стыдно, а грешить – нет? иерей А. Ильяшенко
  • Почему каяться стыдно, а грешить – нет? иерей А. Ильяшенко
  • Опыт построения исповеди архим. Иоанн (Крестьянкин)
  • Опыт построения исповеди архим. Иоанн (Крестьянкин)
  • В помощь кающимся святитель Игнатий (Брянчанинов)
  • В помощь кающимся святитель Игнатий (Брянчанинов)
  • Об исповеди и покаянии игумен Иларион (Алфеев)
  • Об исповеди и покаянии игумен Иларион (Алфеев)
  • Один на один с Богом священник Алексий Тимаков
  • Один на один с Богом священник Алексий Тимаков
  • Пояснения к Таинствам Исповеди и святого Причастия свящ. Д. Галкин
  • Пояснения к Таинствам Исповеди и святого Причастия свящ. Д. Галкин
  • Молитвы, читаемые священником на исповеди
  • Молитвы, читаемые священником на исповеди
  • Перемена ума cвященник Игорь Фомин
  • Перемена ума cвященник Игорь Фомин
  • О Таинстве Покаяния игумен Петр (Мещеринов)
  • О Таинстве Покаяния игумен Петр (Мещеринов)
  • О силе исповеди старец Паисий Святогорец
  • О силе исповеди старец Паисий Святогорец
  • Три проповеди об исповеди митрополит Сурожский Антоний
  • Три проповеди об исповеди митрополит Сурожский Антоний
  • Борьба с грехом протоиерей Григорий Дьяченко
  • Борьба с грехом протоиерей Григорий Дьяченко
  • Недостоин тот, кто считает себя достойным игумен Нектарий
  • Недостоин тот, кто считает себя достойным игумен Нектарий
  • Не стыдись исповедовать грехи свои прот. Григорий Дьяченко
  • Не стыдись исповедовать грехи свои прот. Григорий Дьяченко
  • В чем каяться на исповеди прот. Анатолий Правдолюбов
  • В чем каяться на исповеди прот. Анатолий Правдолюбов

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *