Михаил Васильевич Нестеров — знаменитый русский художник, живописец. Родился в 1862 году в Уфе. в 1941 году стал лауреатом Сталинской премии первой степени, а в 1942 Заслуженным деятелем искусств РСФСР.

С самого детства Михаил Нестеров проявлял интерес к природе и искусству. Родные, друзья и знакомые удивлялись его способностям и художественному таланту. Детство и юность он прожил в Уфе, а затем отправился в Москву. Здесь он закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были такие известные художники, как В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников. После этого обучался мастерству высокого искусства в Академии художеств, где его преподавателем стал П.П.Чистяков.

За свою жизнь успел жить и творить как в Уфе, Москве, так и в Подмосковье, Киеве, Франции, Италии, Западной Европе и т.д. Везде он пытался найти что-то своё, что могло бы послужить развитием его таланта и вдохновением для очередного произведения. В разных городах и странах он учился чему-то новому, что брал как из окружающей среды, так и у местных художников. Кроме того, Михаил Васильевич Нестеров являлся активным членом «Товарищества Передвижников».

Сейчас картины гениального русского художника находятся в самых знаменитых музеях, в том числе в Эрмитаже и Третьяковской галерее. Умер великий живописец в Москве 18 октября 1942 года.

Хотите носить только лучшую и самую оригинальную одежду? Лучшим выбором для вас станет http://2futbolki.ru/c/mayki_pricol/skulls 2Funbolki. Огромный выбор уникальной одежды на любой вкус.

Автопортрет

Великий постриг

Весна. Абрамцево

Видение отроку Варфоломею

Всадники

Две гармонии

Девушка у пруда (Н.М.Нестерова)

Девушки на берегу

За Волгой

За приворотным зельем

Зимой в скиту

Лисица

Молчание

Монахини

На горах

На Руси

Наташа на садовой скамейке

Под благовест

Портрет Виктора Васнецова

Портрет Е.П.Нестеровой

Портрет Л.Н.Толстого

Амазонка. Портрет Ольги Михайловны Нестеровой

Портрет скульптора Веры Мухиной

LiveInternetLiveInternet

В 1901 г., желая углубить своё знакомство с духовным миром русских монастырей, художник отправился в путешествие в Соловецкий монастырь на Белом море.

Три старца (Лисичка). 1915
Холст, масло. 102 x 120 см
Национальная галерея Армении, Ереван
Братия монастыря — крестьяне северных губерний и Сибири поразили его умом, крепостью, деловитостью. «С топором да пилой в лесу Богу молимся», — говорили они о себе. Вся природа была для них святым храмом. Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности. Раз в год монастырский собор выносил решение изловить для нужд монастыря определенное количество медведей, оленей, зайцев, лисиц. Все лишнее, что попадало в капканы и силки сверх соборного постановления, выпускали на волю.
Под впечатлением русского Севера, суровой природы и соловецких монахов были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки».

Соловки. 1917
Холст, масло. 78 x 122 см
Луганский областной художественный музей
Но на этом перечень его произведений с «соловецкими мотивами» не заканчивается — они ещё долго звучали на его картинах.
Вот что рассказывает Нестеров в своих воспоминаниях о Соловках: «Ездили мы и на Рапирную, и в Анзерский скит. На Рапирной, сопровождаемые монашком, помню, вышли мы на луговину. На ней сидело два-три дряхлых-дряхлых старичка. Они всматривались через деревья в далекий горизонт уходящего далеко-далеко Белого моря. Слева была рощица. Наш проводник внезапно обратился ко мне со словами: «Господин, смотрите, лиска-то, лиска-то!» Я, не поняв, что за «лиска» и куда мне надо смотреть, переспросил монашка. Он пояснил, что смотреть надо вон туда, налево, на опушку рощи, из которой выбежала лиса и так доверчиво, близко подбежала к старичкам…»

Лисичка. 1914
Холст, масло. 101 x 127 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В 1914 пишет картину «Лисичка» (Холст, масло. 101 x 127 см. Государственная Третьяковская галерея. Инв. номер: 22449. Поступление: В 1934 от «Всекохудожника»). Сцену, подобную изображенной в картине «Лисичка» , художник наблюдал на Рапирной горе у Белого моря.
«…обитавшие у скитов лисы перестали бояться людей и заходили в кельи к знакомым монахам. Это приводило в изумление писателя и страстного охотника Пришвина, как, впрочем, и художника Нестерова (картина «Лисичка»)» (Асеф Джафарли. Особенность Соловецкой охоты. Журнал «Культура». Москва. 16.04.1998)
Самыми сильными, полными северного лиризма произведениями о Соловках стали картины «Тихая жизнь», «Мечтатели» и «Молчание», написанные в Соловецкий монастырь в 1903 году.
Удивительная северная природа и благородные, полные внутреннего достоинства соловецкие люди покорили Нестерова. Природа Соловков стала для него святым храмом.

Молчание. 1903
Холст, масло. 71 x 116 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Под впечатлением Соловков была написана одна из лучших нестеровских картин «Молчание». Берег острова Анзер. Гора Голгофа. Таинственный свет раннего утр, все еще ночные тени, падающие на неподвижную морскую воду. Фигуры монахов в лодках — старца и юноши. Умиротворенное состояние природы и духовный человеческий покой соединены художником в лаконичной, сдержанной композиции.
Залив у подножия Рапирной горы. Таинственный свет белой ночи. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора. Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши. Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Нестеровское мастерство композиции здесь проявляется в ее лаконизме, выборе крупных планов, скупости обобщающих линий. Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке.
Примечательно, что в своих работах на «монастырские» темы Нестеров никогда не изображал ни архиереев, ни великолепных служений с их пышными обрядами, ни истекающих золотом церковных интерьеров. Отмечая характерные особенности религиозных полотен Нестерова, Дурылин писал:
«Своих монахов-простецов Нестеров всегда выводит из келий, из церквей, из монастырских стен — уводит их в лесную глушь и оставляет там одних с их молитвой, лицом к лицу с животворящей природой, наедине с ёлочками да берёзами, а в собеседники даёт им птицу да зверей… Тема эта была постоянной, неотлучной от Нестерова темой — блаженного общения верующего человека с природой».

Святой Зосима
Холст, масло
Государственный музей А.С.Пушкина, Москва
В советский период творчества Нестеров пишет пейзажи русского Севера. В их числе полотно «У Белого моря. Тихие воды» (1923), находящееся в собрании галереи. Певец патриархальной Руси, живописец часто обращается к старой русской архитектуре, в частности к памятникам зодчества на Соловецких островах.

Тихие воды. 1922
Вариант-повторение одноименной картины 1912 г, хранящейся в Харьковском художественном музее
Холст, масло. 66 x 102 см
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, С.-Петербург

Тихие воды. 1912
Холст, масло. 78 x 157 см
Харьковский художественный музей, Украина

Тихие воды
Эскиз
Бумага, графитный карандаш
Государственный музей А.С.Пушкина, Москва
Здесь, на Соловках, Нестеров задумал удивительную картину. «Явление Христа народу» Нестеров решил перевести на русскую землю. Изобразить явление Христа русскому народу была второй попыткой художника, а первой стала картина «Святая Русь», главным смыслом которой были слова: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою Вы».
Святая Русь. 1901-1905
Холст, масло. 233 x 375 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Зимний пейзаж навеян природой Соловецких островов. Именно там художник писал этюды для картины. Любимые нестеровские герои, богомольцы, странники, монахи, девушки, дети, все они написаны по этюдам с реальных лиц, сделанным Нестеровым на Соловках. Две женщины, помогающие больной девушке, портреты сестры и матери художника.
К глухому лесному скиту приходят верующие, каждый со своей бедой. Навстречу им выходит Иисус с наиболее почитаемыми на Руси святыми — Николаем, Сергием и Георгием. Пейзаж Соловков, так удавшийся художнику, стал своего рода дополнительным образом, олицетворением русского характера картины.
Святая Русь. 1900
Эскиз картины «Святая Русь»
Картон, гуашь, графитный карандаш. 30 x 47 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Более к теме Соловков Нестеров не обращался, и лишь однажды написал портрет человека, которому Господь предрешил стать одним из величайших людей, погибших в Соловках. История портрета мистическая: ни художник, ни тем более его герой, отец Павел Флоренский, не знали и да и не могли знать о соловецкой судьбе, предопределенной свыше выдающемуся философу-богослову.
НЕСТЕРОВ ПИШЕТ ПОРТРЕТ СОЛОВЕЦКОГО УЗНИКА
Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский). 1917
Холст, масло. 123 x 125 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Мало кто знает, что Соловки мистическим образом вернулись к Михаилу Нестерову и еще раз напомнили о себе. На сей раз с трагической стороны.
Вторая серия портретов написана Нестеровым в самый разгар большевистского мятежа и последующей гражданской войны в России. В цикл вошли портреты Л. Толстого (1907), архиепископа Антония (1917), философов-богословов П. Флоренского и С. Булгакова (1917), И. Ильина (1922).
В них художник отразил его современников в момент наивысших нравственных исканий и раздумий. Подчеркивание отрешенности человека от внешнего мира, сдержанные композиции, строгость красок подтверждает, что в творчестве Нестерова этого периода преобладали интонации, связанные с разрушительным действием «революционного» хаоса. Художник предчувствует приближающуюся трагедию, подчеркивает озабоченность, серьезнейшие размышления и переживания современников.
В портрете Сергея Булгакова и Павла Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся российских религиозных философов. Нестеров был знаком с идеями отца Павла Флоренского, знал основы его учения. Он избрал жанр парного портрета, чтобы показать два разных подхода к поиску истины, два разных пути, две разные судьбы.
Сергей Булгаков (1871-1944) — философ и теолог, видел и хорошо понимал причины катастрофы общества, отравленного марксистской идеей. С.Булгаков оставляет должность профессора Московского университета и покидает страну в 1922 году. Он уезжает во Францию, организует общество Святой Софии, и становится профессором богословского института в Париже (1925-1944).
Отец Павел Флоренский остался в России. Как и тысячи других честных русских ученых, он оказывается в соловецком узилище — Соловецком лагере особого назначения. Священник Павел Флоренский, ученый-энциклопедист, «русский Леонардо да Винчи» провел на Соловках 4 года и был расстрелян коммунистами 8 декабря 1937 года.
Работа Михаила Нестерова является, по-видимому, единственным портретом великого ученого, ставшего соловецким заключенным и погибшего в Соловках.

http://www.tanais.info/art/nesterov5more.html

Серия сообщений «Нестеров»:
Часть 1 — Александр Невский в русской церковно-монументальной живописи
Часть 2 — ХУДОЖНИК МИХАИЛ НЕСТЕРОВ,ЧАСТЬ 1

Часть 5 — Тихая Русь Михаила Нестерова
Часть 6 — Нестеров. Портрет великой княгини Елизаветы Федоровны.
Часть 7 — МИХАИЛ НЕСТЕРОВ: НЕ БОЙТЕСЬ СОЛОВКОВ, ТАМ ХРИСТОС БЛИЗКО…

18 октября 1942 года, московский дом № 43 в Сивцевом Вражке опустел…Хотя в окнах горели огни,а по лестницам раздавались шаги…Этот дом навсегда покинул один из жильцов-восьмидесятилетний старик, запомнившийся строгим, задумчивым лицом и черной шапочкой. Художник Михаил Нестеров уже никогда не отворит ключом тяжелую дверь в свой мир, где живет Святая Русь.
Михаил Васильевич Нестеров родился 19 (31) мая 1862 в глубоко патриархальной, традиционно религиозной купеческой семье, в Уфе, в предгорьях Урала. Он принадлежал к старинному купеческому роду. Дед его — Иван Андреевич Нестеров, был выходцем из новгородских крепостных крестьян, переселившихся при Екатерине II на Урал. Он получил вольную, учился в семинарии, затем записался в купеческую гильдию и 20 лет служил уфимским городским головой.Отец Василий Иванович человек прямого и независимого характера, очень почитаемый в своём городе.
В доме царила мать,Мария Михайловна, умная, волевая.происходила из Ельца, из старинного, почётного купеческого сословия Ростовцевых.
Близость с родителями сохранилась у Нестерова до конца их дней. В каждый свой приезд в Уфу он вел с ними, особенно с матерью, долгие задушевные разговоры, а разлучаясь, писал подробные письма о своих творческих успехах и неудачах, неизменно находя понимание
и сочувствие.Родился он десятым ребенком. Из 12 родившихся детей-10 умерли в младенчестве. Лишь будущий художник и его
сестра — выжили.Художник в книге воспоминаний «Давние дни» писал:»Помнить себя я начал лет с трех-четырех. До двух лет я был слабым, едва выжившим ребенком. Чего-чего со мной не делали, чтобы сохранить мою жизнь! Какими медицинскими и народными средствами ни пробовали меня поднять на ноги,а я все оставался хилым, дышащим на ладан ребенком,пока однажды не показалось моей
матери, что я вовсе отдал Богу душу. Меня обрядили, положили под образ. На грудь положили небольшой финифтевый образок Тихона Задонского. Той порой моя мать приметила, что я снова задышал, а затем и вовсе очнулся. Мать радостно поблагодарила Бога,приписав мое воскрешение заступничеству Тихона Задонского, который, как и Сергий Радонежский, пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием. Оба угодника были нам близки, входили, так сказать, в обиход нашей духовной жизни. С этого счастливого случая мое здоровье стало крепнуть, и я совершенно поправился».
Несмотря на семейные скорби, жили Нестеровы дружно и ладно. Единственное, к чему Михаил в детстве проявляет настоящий интерес, не считая многочисленных шалостей и озорства, это рисование. Ум и чуткость родителей проявились в том, что они согласились с советами
учителей, подметивших художественные способности мальчика, и предложили ему поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.Михаил признателен своим родителям до конца своей жизни. Отец Нестерова как никто другой понимал, что для его сына нет ничего важнее собственной живописи и призывал во что бы то ни стало всегда ставить ее выше мирской жизни с ее суетой и соблазнами. Когда Нестерову предлагали хорошие деньги за роспись какого-нибудь храма, он спрашивал отца взять или не взять работу, а в ответ получал жесткое:
-Не бери! Всех денег не заработаешь! Тебе картины писать надо!
Нестеров не может на первых порах определить свой собственный путь. Он мечется, неудовлетворенный собой. Оставляет художественное училище в Москве и поступает в Академию художеств в Петербурге. Но там он остро чувствует рутинность традиционного преподавания и возвращается в московское училище. Из учителей наибольшее влияние на Нестерова оказал Василий Перов. На третий год учения он экспонирует на ученической выставке свою работу. Все ждут Василия Григорьевича Перова. Вот как описывает сам Нестеров этот день.
-Появился и он. Мы тотчас окружили его, и просмотр начался. Моя картина стояла в натурном классе, слева у окна. Долго мне пришлось ждать, пока Перов дошел до нее. Мое юное сердце билось-билось, я переживал новое, еще неведомое чувство: страх,смешанный со сладостной надеждой. Перов остановился против картины, все сгрудились вокруг него, я спрятался за товарищей. Внимательно осмотрев картину своим ястребиным взглядом, он спросил:
— Чья?
Ему ответили:
-Нестерова.
Я замер. Перов быстро обернулся назад, найдя меня взором, громко и неожиданно бросил:
-Каков-с! — пошел дальше.
Что я перечувстовал, пережил в эту минуту!Надо было иметь 17 лет, мою впечатлительность, чтобы в этом «каков-с» увидеть свою судьбу, нечто провиденциальное.Я почувствовал себя счастливейшим из людей, забыв все, оставив и Перова и выставку, бросился вон из училища и долго бродил одиноким по стогнам и весям московским, переживая свое счастье…
Это было доброе начало. Но как еще далеко до того, что суждено создать художнику! Получив диплом «свободного художника»,причем окончил училище блестяще, получив две медали.Но напряжение последних месяцев учебы подорвало здоровье молодого живописца, и он слег в постель. Узнав о его болезни,из Уфы приехала Мария Ивановна Мартыновская по распутице, на лошадях до Оренбурга. Нестеров познакомился с ней во время его каникул,когда был в Уфе.Это была любовь с первого взгляда.
Была она крайне впечатлительна, нервна, несмотря на простоту и бедность, по-своему горда…18 августа 1885 года Михаил Нестеров и Мария Мартыновская обвенчались,так и не добившись согласия родителей Михаила,по их мнению, слишком ранний и поспешный, брак. Свадьба, несмотря на ее скромность, прошла весело. Только одно событие нарушило общую радостную атмосферу, и впоследствии Нестеров склонен был рассматривать его как некий «знак»:
-После венца, мы собрались все у сестры жены. Стали обедать. И в самый оживленный момент нашего веселого пирования бывшего на свадьбе доктора-акушера вызвали из-за стола.Потом он вернулся.
— Опоздал, больная уже умерла…
Все это тогда на нас произвело тяжелое впечатление, конечно, ненадолго, но хорошая, веселая минута была отравлена. В душу закралось что-то тревожное…Они ждут ребенка. Решили, что если родится девочка,то назовут ее Ольгой. Нестеров работал тогда над большим полотном, жена время от времени заходила к нему,хвалила работу, а иногда приговаривала шутя:
-Ты не мой, Мишечка, ты картинкин.
Семейное счастье оборвалось неожиданно и быстро. 27 мая 1886 года Марии Ивановне сделалось худо, ее перевезли к заранее нанятой акушерке. К вечеру на свет появилась маленькая Ольга.
-Этот день, был самым счастливым днем в моей жизни! Я бродил ночью по набережной Москвы-реки, не веря своему полному, абсолютному счастью…Так было до следующего утра…Утром же выяснилось, что здоровье роженицы вовсе не так хорошо, как то представлялось накануне.
-Было тогда воскресенье, Троицын день, ясный, солнечный. В церкви шла служба, а рядом, в деревянном домике прощалась с жизнью, со мной, со своей Олечкой моя Маша. Я был тут и видел, как минута за минутой приближалась смерть…Горе было невыносимым. Нестеров пытался изжить его, воскрешая любимые черты на бумаге и холсте. Он писал и рисовал портреты жены, и ему казалось, что она продолжает быть с ним, что души их неразлучны. Он написал ее портрет в подвенечном платье.
Картина «Великий постриг»
она была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Он испытал, по его словам, «молниеносную любовь». В Кисловодске он встретился с девушкой, — она была певицей и выступала с гастролями в местной опере, — и был захвачен не красотой ее, а чем-то глубоко скрытым, тайной внутренней жизни.»Через веселую остроумную речь сквозил ум и какая-то далекая печаль. В глазах эта печаль иногда переходила в тоску, в напряженную думу…» — вспоминал Нестеров. Вскоре они уже не могли существовать друг без друга. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Свое глубокое горе Нестеров излил в этой картине. Нестеров принимает предложение Васнецова работать во Владимирском соборе. Имя этого художника в то время гремело. Испытав обольщение религиозными росписями Васнецова, Нестеров на первых порах начинает подражать ему, но затем спохватывается.По сравнению с росписями Васнецова, полными в изображениях святых энергии и мужества нестеровские более лиричны. Да,Нестеров был не монументалистом по характеру своего дарования, а лириком. Поэтому даже на стенах церкви он стремится создать станковую картину. В Марфо-Мариинской обители он задумывает написать на стене трапезной картину «Путь ко Христу».
-Все более и более приходил я к убеждению, что стены храмов мне не подвластны…
Решение отказаться от церковной живописи медленно созревало…В Киеве Нестеров оказался в семейном кругу Праховых. 18-летняя дочь хозяина Елена /Леля/портрет работы Васнецова
худощавая, не слишком красивая, но остроумная и обаятельная, сразу отнеслась к художнику, как к старому знакомому. А он все больше симпатизировал девушке. Именно с нее писался образ святой Варвары для иконостаса Владимирского собора. Сходство оказалось настолько очевидным, что генерал-губернаторша, посещая работы в соборе, не сдержала возмущения:
-Не могу же я молиться на Лельку Прахову?!
Пришлось несколько изменить черты великомученицы…В 1899 году после долгого знакомство с Лелей Праховой решил увенчать женитьбой. Его сватовство было встречено благосклонно, состоялась помолвка.Но…Примерно в то же время у Нестерова случилась бурная связь с молодой Юлией Урусман. Юлия родила художнику дочь Веру и через год – сына Михаила. Что здесь оказалось главным – увлечение мужчины или влюбленный взгляд художника, но позже воплощение в живописи Нестерова
именно ее черт назовут «нестеровской женщиной». Ее лиричный, сдержанный облик, ее выразительные глаза запечатлены в картинах «Думы».
«За Волгой»
Когда у Праховых узнали, что Урусман ждет от их будущего зятя ребенка, помолвка расстроилась,хотя дружеские отношения с Лелей живописцу удалось сохранить. Вырвавшись из Киева в любезное ему Подмосковье, покончив с работами во Владимирском соборе,Нестеров
писал :»Вот уже 5 дней, как я в деревне.Я теперь свободная птица, но беда в том, что сильно поразучился петь по-птичьи, да и крылья не могу до сих пор путем расправить. Очень уж засиделся в клетке. Начал писать этюды, пока очень робко, как школьник. Одно несомненно хорошо — это природа. Господи! Сколько она содержит в себе звуков, мыслей, отрывков чувств, сколько в ней мечтаний…Вот и сидишь, да и слушаешь, что природа говорит, что рассказывает лес, о чем птицы поют…слушаешь и переживаешь юность, сравниваешь свою весну с весной природы и видишь,сколько упущено, как мало,неполно понята была своя весна и с грустью видишь, что поправить ничего нельзя…все минуло и не вернется,
и грустно станет, и защемит, заноет сердце».
Он ненадолго оставляет Киев. Свою Оленьку он отдал учиться в здешний Институт благородных девиц. Именно здесь он создавал свою»Святую Русь»./к ней мы вернемся/. Когда картина близилась к завершению, о ней уже ходила громкая молва среди киевлян. Однажды графиня,начальница Института благородных девиц, попросила живописца показать работу одной из институтских классных дам – Екатерине Васильевой. А дочь Оля —
воспитанница института — дала ей самую лестную характеристику: красива, симпатична, молода! Художник согласился ее принять.
В мастерской появилась скромная, одетая в черное, миловидная 22-летняя девушка. Она долго и молча смотрела на полотно, и было понятно, что картина ей очень нравится. 40-летний художник долго беседовал с ней,а потом они встретились снова…В мае 1902 года Михаил Васильевич восторженно писал своему близкому другу Александру Турыгину: «…я влюбился, как мальчишка. Она действительно прекрасна, высока, изящна, очень умна и по общим отзывам дивный, надежный, самоотверженный человек. И если по дурной привычке своей я не выпрыгну в окно, то через месяц наша свадьба».Нестерову не пришлось «прыгать в окно»/намек на гоголевского Подколесина/. Летом 1902 года он и Катя стали мужем и женой. Некоторых смущала изрядная разница в возрасте,но это не стало помехой их счастливому браку. Вплоть до смерти художника супруги жили душа в душу.
Михаил Васильевич плодотворно трудился, его жена продолжала преподавать в институте. У них родилась дочь Наталья, потом — сын Алексей. В 1910-м семья переехала в Москву. В городе происходили революционные события и значительная часть его работ и все ценности были разграблены. Пришлось нелегко. Екатерина Петровна,будучи педагогом,была на прекрасном счету у новой власти и до тех пор, пока эта власть не признала Нестерова живым
классиком, обеспечивала благополучие семьи. Уехав из Киева, Нестеров еще не раз посещал город на Днепре, с которым сроднился и где остались многие его прекрасные работы. Одну из них – картину «На горах»он особенно любил.
Эту картину купил киевский помещик. Рассказывали, что если Нестерову доводилось проезжать вечером в трамвае по этой улице, он всегда становился на вагонную скамью, откуда мог разглядеть в освещенном окне свое произведение. Однажды он нашел ее в одном из музеев Киева. Он с радостью бросился к ней:
-Голубушка моя, где же ты столько лет пропадала? Как ты жила все эти годы нашей разлуки? И как это ты уцелела?
Сейчас она украшает коллекцию Киевского музея русского искусства.На 18-ой Передвижной выставке 1890 года выставляется картина молодого художника «Видение отроку Варфоломею». Картина написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего «Жития преподобного Сергия»,
написанного его учеником Епифанием Премудрым. Не сразу Нестерову удается найти модель для головы Варфоломея.На одном из эскизов инок изображен с открытым лицом, а Варфоломей — со спины.
Возможно, это — следы творческого отчаяния художника, которому долго не удавалось найти модель для головы Варфоломея. Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея. Пейзаж для картины был взят из окрестностей Комякина недалеко от Сергиева Посада. Здесь сама природа словно бы хранила воспоминания о жизни Преподобного
-Такая русская, русская осенняя красота!…
Картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
стала одной из самых обсуждаемых. Отец его полушутя говаривал, что лишь тогда он поверит в успех сына, когда его работы будут приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым,знаменитым московским коллекционером. Попасть в Третьяковскую галерею значило больше, чем иметь академические звания и награды. Третьяков приобретает сразу две нестеровские работы «Варфоломея» и «Пустынника»
Он сумел разглядеть мастера, несущего в своем творчестве духовные основы в то время, когда за Россией уже мчались «бесы рой за роем…». Но незадолго до открытия выставки над «Варфоломеем» начали сгущаться тучи. Перед картиной собираются строгие «охранители чистоты» передвижнического направления — «таран русской критики» В.В.Стасов, маститый художник-передвижник Г.Г.Мясоедов, писатель-демократ Д.В.Григорович и издатель А.С.Суворин.
-Судили картину страшным судом. Они все четверо согласно признали ее вредной, даже опасной.
Эта четверка решается отговорить Третьякова от покупки картины. Коллекционер в это время бродит по экспозиции, присматривая новые экспонаты для своей галереи. Первым решается заговорить с ним Стасов:
— Картина эта попала на выставку по недоразумению. Ей на выставке Товарищества не место! Задачи Товарищества известны, картина же Нестерова им не отвечает. Вредный мистицизм, отсутствие реального,этот нелепый круг /нимб/ вокруг головы старика…
Особенно возмущало критиков то, что молодой автор не испытывает никакого раскаяния. А поскольку молодежь следует учить, они призвали Третьякова отказаться от покупки картины и тем самым наставить начинающего на путь истинный. Внимательно выслушав оппонентов,Третьяков заявил:
— Если бы я картину Нестерова не купил раньше, то, уверяю вас, купил бы ее после всего того, что слышал сегодня от вас!
Образ Сергия продолжает волновать Нестерова на протяжении всей жизни.Он работает над большой картиной «Юность преподобного Сергия».
Художник создает свой тип пейзажа, получивший название «нестеровского». юные тонкие деревца:преувеличенно вытянутые бело-ствольные березки, пушистые сосенки, рябины с красными гроздьями ягод и резной листвой, вербы с пушистыми сережками. Каждое из них портретно, каждое наделено собственной душой.
-Вот русская речка, вот церковь. Все свое, родное, милое. Ах, как всегда я любил нашу убогую, бестолковую и великую страну родину нашу!»
Нестеров решил перевести на русскую почву и показать явление Христа русскому народу. Картина «Святая Русь».
«Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные и аз упокою вы». На картине к скиту, затерянному в глухой лесистой долине, приходят стар и млад, каждый со своей бедой. Навстречу им из-за ограды выходят Христос и святые.Все происходит на фоне зимнего пейзажа,навеянного природой Соловецких островов. Богомольцы, пришедшие ко Христу, это любимые нестеровские герои-странники, монахи, старообрядки, девушки, дети. Все они написаны по этюдам с реальных лиц. Две пожилые женщины на правом плане,поддерживающие больную девушку, — это сестра и мать художника.В девушке-образ Ольги,дочери художника. Она была в это время очень больна,только что перенесла операцию. В изображении этой группы проявилась любовь художника к самым близким для него людям. Еще в картину «Святая Русь» Нестеров хотел поместить народных самородков — Федора Шаляпина, Максима Горького. Горький даже побывал на полотне в толпе богоискателей, но художник убрал его. Нестеров восхищался личностью и творчеством Горького, но после знакомства с ним понял, что смыслом жизни этого человека была не христианская любовь, а революционная борьба. Нестеров начал подготовительную работу над картиной «Христиане». Позже она получила название «На Руси» /Душа народа/.
«Кто мы? Откуда мы? Куда идем?» Художник отказывается от изображения труждающихся и обремененных и показывает Россию во всей ее духовной и интеллектуальной мощи. Он не вводит в картину Христа. Христос присутствует лишь в виде старинной потемневшей иконы Спаса. На правом плане обращает на себя внимание «Христова невеста» с горящей свечой в руке. На левом плане картины в группе женщин в белых холщовых паневах — «Христа ради юродивый», человек, добровольно принимающий облик умалишенного, чтобы жить по закону правды. В картине «На Руси» вместе с народом идут христианские писатели Достоевский, Толстой, Владимир Соловьев.Нестеров особенно почитал Достоевского. За фигурой писателя он поместил его героя, «русского инока» Алешу Карамазова.В Толстом он видел, прежде всего, мастера слова, но иронически относился к его христианским мудрствованиям-«озорника мысли». Толстой помещен стоящим вне толпы и как бы находящимся в сомнении — стоит ли присоединяться? Вся эта толпа движется вдоль берега Волги. Нестеров избирает эту реку фоном картины, помня о том, какую великую роль она играла в истории России. Перед толпой, намного опередив ее, идет мальчик в крестьянском платье с котомкой за плечами и с расписным туеском в руке. Это смысловой центр картины. Художник хотел сказать словами Евангелия: «Не войдете в царство небесное, пока не будете как дети». Именно ребенок оказывается самым совершенным выражением души народа.Она еще находилась в мастерской, когда разразилась Февральская революция. Вслед за ней прогремела Октябрьская, и Святая Русь Нестерова ушла, чтобы никогда уже больше не вернуться…В канун Октябрьской революции рождается картина «Философы».
Словно в противовес творящемуся буйству и хаосу, на ней — тихая беседа двух мыслителей — Сергея Булгакова и Павла Флоренского. Два антиномических характера в едином поиске истины. Вечереет. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы — разные выражения. Священник в белой рясе — воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Другой, в черном пальто, Булгаков — олицетворение неистового противления,яростного бунта. Судьба Флоренского оказалась трагичной. Этот выдающийся мыслитель, ученый, предвосхитивший многие идеи семиотики, погиб в 1934 году в сталинских лагерях…На первых порах Нестеров продолжает лирическую линию своего искусства, преимущественно в женских портретах. Создать лирический портрет — именно такую цель художник ставит перед собой в портрете дочери Веры, написав ее в интерьере музея 1840-х годов.
Девушка в пышном бальном платье на мгновение присела на старинный диванчик, чтобы в следующее мгновение закружиться в вихре бала.Однако уже в портрете Наташи Нестеровой, получившем название «Девушка у пруда»
Облик героини полон молодой энергии, порыва к действию. Нестеров не стремится сделать девушку олицетворением революции, но прав был Горький, когда заметил, что эта нестеровская девушка, в монастырь не уйдет. «Ей дорога в жизнь, только в жизнь». Нестеров был необыкновенно строг ко всяким сравнениям кого бы то ни было со знаменитыми художниками прошлого, был чрезвычайно скуп на всякие похвальные эпитеты, присоединяемые к именам художников.
-Все говорят, любят говорить: «Величайший, гениальный!» А это редко. Вот Пушкин гениальный — это, наверное, так. Рафаэль, Микеланджело гениальны. Вот это тоже наверное… Из русских живописцев вот Александр Иванов был гениальный.У Врубеля были проблески гениальности, но только проблески…
Нестеров никогда не был преподавателем живописи и никогда не хотел им быть. Он дважды отказался,от предложений занять место профессора и руководителя мастерской в Академии художеств.
-Я продолжаю еще считать себя недостаточной древностью и бесполезностью в мире живущих, У меня еще «кровь играет».
Это не означало, конечно, что Нестеров был равнодушен к судьбе молодежи, ищущей знаний в искусстве, желающей научиться мастерству в живописи.Он никогда никого не называл своим учеником, но умел создать такую прекрасную атмосферу дружеского общения с молодежью, что его свободное творческое воздействие стоило гораздо больше иного школьного наставничества и учительства.В первые годы советской власти семья Нестеровых терпит голод, холод и нищету. Сам художник часто болеет, не раз оказывается при смерти. Тяжело переживает глумление над верой и традициями предков.
-Работа, одна работа имеет еще силу отвлекать меня от свершившегося исторического преступления.От гибели России. Работа дает веру, что через Крестный путь и свою Голгофу Родина наша должна прийти к своему великому воскресению «Распятие».
В 1938 году М.В. Нестеров был арестован и провел две недели в бутырской тюрьме. Его зять, видный юрист В.Н.Шретер был обвинен в шпионаже, а затем расстрелян. Дочь художника, О.М. Нестерова была отправлена в ссылку в Джамбул…Как ни странно, чем старше становился художник, тем более энергичным, страстным, мастеровитым делалось его искусство. Лучшие из его портретов: Портрет Веры Мухиной
Ее самая известная скульптурная работа «Рабочий и колхозница».
портрет скульптора И. Шадра
автора скульптуры «Девушка с веслом». Ему поручили сделать надгробие для жены Сталина — Надежды Аллилуевой. Возможно, именно она сохранила автора во времена репрессий.
портрет академика И.Павлова
За эту работу Михаил Нестеров был удостоен Сталинской премии
Первая из этих премий. Она была только что введена.
портрет хирурга С. Юдина.
Хирург от Бога! Он мог делать то, что выходило за пределы человеческих возможностей.Один из лучших хирургов мира! Не могу не рассказать, хотя бы вкратце об этом забытом человеке. В 1930 годы он предложил методику переливания трупной крови. Консервировать кровь тогда еще не умели. Открытие, сделанное накануне войны, позже спасло жизнь миллионам бойцов. Кроме того, Юдин с командой хирургов института выезжал на самые трудные участки фронта и оперировал одновременно на 4–5 столах, показывая и обучая. Его гениальными руками были спасены тысячи раненых. В конце 1948 года, почти сразу после того, как Юдин был награжден второй Сталинской премией, по гнусному доносу его ученика хирург был арестован по обвинению в шпионаже.В одиночной камере Лефортовской тюрьмы, после пыток, этот заключенный просил только об одном: дать ему возможность писать.В 1953 году был реабилитирован и вернулся на прежнюю должность,но разборки и доносы продолжались. Спустя 11 месяцев он скончался от инфаркта…Его имя постарались забыть, хотя его открытиями и сегодня продолжают пользоваться миллионы медиков…Последней работой Нестерова была картина «Осень в деревне» 1942 год.
написанная под впечатлением пушкинских строк: «Уж небо осенью дышало…». Ничего не могло оторвать от любимой работы — ни постепенно ухудшающееся состояние здоровья, ни тяжёлое материальное положение, ни лишения военного времени.
-Художник — высочайшее из званий, которые может носить человек, и очень немногие люди имеют на него право! Ничего бы я так не хотел, как заслужить это звание, чтоб на моей могиле по праву было написано: «ХУДОЖНИК НЕСТЕРОВ».
Михаил Васильевич Нестеров скончался на 81-ом году жизни в Москве 18 октября 1942 г. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище.
«Природа души моей была отзывчива на все явления человеческой жизни, но лишь искусство было и есть моим единственным призванием. Вне его я себя не мыслю. Творчество много раз спасало меня от ошибок… Я избегал
изображать сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы. И в портретах моих, написанных в последние годы, меня влекли к себе
те люди, благородная жизнь которых была отражением мыслей, чувств, деяний их…»

Михаил Иосилевич

Народные герои одобряют эту статью
Поэтому рекомендуют продолжать текст в том же духе

Михаил Александрович Иосилевич В Ичалковских пещерах, 2007 год

Использования технологий Ajax.
Выступление перед разработчиками
на DevGarage 17/04/2012.

О митинге «Марш Миллионов»

Михаил Иосилевич, 2013, Прага

Михаил Иосилевич сообщает о смене статуса
в проекте «НН.РУ»

Михаил Иосилевич о участии митингах

Михаил Иосилевич в клубе «Макао» Прием крови Михаила Иосилевича. Донорская акция компании ННРУ Михаил Иосилевич, фан-арт Михаил Иосилевич, начало 2000-х. Михаил Иосилевич, ралли, 2005 год. «НН.РУ всех победит» Михаил Иосилевич объявляет о своей отставке с поста директора и переходе в Почетные Модераторы ННРУ На антикоррупционной акции в Нижнем Новгороде. Михаил Иосилевич — в шлеме с уточкой Михаил Иосилевич в начале апреля 2017 года получает бан на НН.РУ «за обсуждение действий модератора» — после того, как он поставил под сомнение действие редакции форумов, изменившей пароль пользователю Корвин Елена Хромова, занимающаяся политикой администрирования форумов от лица НН.РУ, в день взрыва в метро Санкт-Петербурга выступила в Фейсбуке с резкой критикой социальной и мировоззренческой позиции своего бывшего руководителя, с которым проработала многие годы.

Михаил (Александрович) Иосилевич (народн. И.О.Силевич, И.О., МИО) — ведущий нижегородский фейсблоггер, общественный деятель, бизнесмен и политический меценат. Известен широким народным массам, главным образом, как идеолог социально-ориентированного нижегородского е-бизнеса. Совладелец (1999-2013) наиболее крупной и успешной региональной интернет-компании «НН.РУ», директор, модератор общественных форумов.

Советник президента компании «ИнтерМедиаГруп» (ИД Hearst Shkulev Media), член совета Директоров НН.РУ, почетный модератор форумов НН.РУ (с февраля 2013 г.)

Старейшина Нижегородского Клуба Маркетологов первого созыва. Арбитажный управляющий.

Владельц Модельного агентства АСС.

Единственный законный представитель Летающего Макаронного Монстра в Нижегородской области (участник Пастафарианского съезда в Москве).

Любимое высказывание: “Усложнять — просто, упрощать — сложно” (Альберт Эйнштейн).

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *