Содержание

Цель:

1. Формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования;

2. Закрепление тем и экономических понятий на специальных задачах, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах).

Материально-техническая база:учебник А.Г. Важенин.- 6-е изд.-М., практикум А.Г. Важенин, наглядно-дидактический материал.

Описание работы

Задание 1

Определите статус лиц, перечисленных ниже, в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве и объясните свой ответ.

1) Работник, работавший не по специальности, уволившийся по собственному желанию и ищущий работу по специальности.

2) Оля Куликова, не работающая и являющаяся студенткой дневного отделения Высшей школы экономики.

3) Работник текстильного предприятия в городе Иваново, переведенный на режим неполного рабочего дня.

4) Слесарь, который был уволен с предприятия «Красный богатырь из-за сокращения числа рабочих мест и, отчаявшись найти работу, прекратил ее поиски.

5) Шахтер, который по состоянию здоровья больше не может работать.

6) Катя Иванова – лаборантка кафедры экономической теории Высшей школы экономики, которая учится в этом же вузе на вечернем отделении.

7) Балерина Большого театра, которая в 38 лет ушла на пенсию и больше не хочет работать.

8) Женщина-домохозяйка, которая полностью посвятила себя дому и семье.

9) Женщина, ушедшая в декретный отпуск.

10) Женщина, ожидающая ребенка, которая уволилась с работы.

11) Петя Васечкин, которому на днях исполнилось 14 лет.

Задание 2

Определите, к какому типу безработицы относятся следующие безработные.

а) Квалифицированный бухгалтер уволился, потому что у него не сложились отношения с директором фирмы, и сейчас он находится в поисках рабочего места, соответствующего его квалификации.

б) В последнее время внедрение персональных компьютеров в России сократило спрос на машинисток, а также понизился спрос на рабочую силу, занятую на предприятиях по производству пишущих машинок.

в) Медсестра Нина Касторкина из Рязани переехала жить в Москву и хочет устроиться на работу в одну из московских поликлиник.

г) Много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы из-за изобретения специальных станков для изготовления бутылок.

Задание 3

Придумайте примеры фрикционной, структурной и циклической безработицы.

Задание 4

Внимательно прочтите материал о состоянии российского рынка труда в 90-е гг. Подумайте о причинах, которые порождают на российском рынке труда такое явление, как частичная занятость. Перечислите эти причины и кратко охарактеризуйте их.

«В целом по России в вынужденных отпусках в течение 1993 г. находилось более 4063 тыс. человек, что составило около 10% занятых в народном хозяйстве. К примеру, в Тульской области в течение 1993 г. 65 тыс. работников (7% занятых) были в административных отпусках, а 15 тыс. работали неполный рабочий день. В Карачаево-Черкесской республике, по оценкам специалистов Центра занятости, скрытая безработица составила 40-50% занятых в государственном секторе республики. В первом полугодии 1994 г. на неполный рабочий день (неделю) по инициативе администрации были переведены более 18% работников в промышленности, более 15% – на транспорте и связи, около 7% – в строительстве и более 8% – в науке и научном обслуживании. Всего в таком режиме работало 4340 тыс. занятых в этих отраслях.

В этих же отраслях 6760 тыс. человек находились в отпусках по инициативе работодателей на условиях частичного сохранения заработной платы или даже без сохранения.

Максимального уровня частичная занятость достигла на предприятиях текстильной промышленности, тракторного, сельскохозяйственного и дизельного машиностроения, электронной промышленности. В этих отраслях от 40 до 60% занятых пользовались дополнительными отпусками или были переведены на неполную рабочую неделю (день).

В 1995 г. доля занятых на условиях неполного рабочего дня (недели) на предприятиях химической и нефтехимической промышленности по сравнению с 1994 г. составила 35,6%. На предприятиях машиностроения и металлообработки удельный вес занятых на работах с неполным рабочим днем (неделей) увеличился с 18,2 до 26%, в легкой промышленности – с 16 до 27,4% и т. д. В марте в отпусках по инициативе администрации предприятий находились 55% рабочих и 36,9% служащих (преимущественно с частичной оплатой). К июню 1995 г. эти показатели достигли уже соответственно 62% и 57,2% в среднем по всем обследованным предприятиям. В металлургии же они составили соответственно 95% и 70,4%, в машиностроении – 75% и 65,5% и т. д.».

Задание 5

Назовите некоторые из государственных программ, направленных как на снижение естественного уровня безработицы, так и на смягчение последствий, которые оказывает на человека потеря работы.

Задание 6

Определите статус лиц, перечисленных ниже, в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве.

1) Программист Вася Петечкин, уволенный из-за ликвидации конторы, в которой он работал, и обратившийся с просьбой о работе в Государственную службу занятости.

2) Коллега Васи Петечкина, уволенный по той же причине из той же конторы и устроившийся ночным сторожем на соседнем предприятии.

3) Многодетная мать, работающая на полставки контролером в кинотеатре.

4) Медсестра Нина Касторкина, которая работала в Рязани, вышла замуж за москвича, переехала жить в Москву и хочет устроиться на работу в одну из московских поликлиник.

Практическая работа №7

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 422 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Урок экономики с использованием ИКТ:

«Безработица и её виды». 7 класс.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок – практикум.

    Словесно-логические – рассказ, объяснение, беседа; Иллюстративные – демонстрация мультимедийной презентации; Практические – решение упражнений, выполнение заданий.

Цель урока: повторить структуру населения в составе населения страны с точки зрения занятости в национальном хозяйстве; познакомить учащихся с видами безработицы и её причинами; развивать умение определять статус лица в составе населения, вид безработицы, умение решать задачи по безработице; воспитывать социальную адаптацию учащихся к жизни в современном обществе.

Оборудование:

    Приложение1. Безработица. Виды безработицы.Приложение 2. Карточки для учащихся. Распечатанный для каждого ученика лист индивидуальной работы с заданием 2 и 3 (Приложение 3и4);

«Безработица и её виды».

“Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не нашлось работы. ”

«Истинное сокровище людей – умение трудиться». Эзоп.

Необходимое оборудование и материалы:

    компьютер, проектор; презентация; карточки; учебник «Экономика» эпиграф рабочие тетради

Объявление темы урока и цели урока.

Сегодня мы с вами повторим структуру населения страны с точки зрения занятости в национальном хозяйстве, познакомимся с видами безработицы и её причинами и выполним задания по этой теме.

Запишите тему урока в тетрадях.

II. Повторение изученного материала.

1.Беседа с выполнением заданий:

Учитель: В Конституции РФ в статье 37 говорится: «1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2.Принудительный труд запрещён». Слайд 2.

Учитель: в командной экономической системе безработица отсутствует, но может наблюдаться Неполная занятость – ситуация, при которой работник формально числится занятым, но заработной платы не получает, так как находится в вынужденном отпуске, или получает часть своей нормальной оплаты, так как трудится неполный рабочий день.

В рыночной экономической системе безработица всегда присутствует.

Учитель: Давайте повторим понятия, которые мы изучили на том уроке. Дать понятию определение: Население страны, Рабочая сила, Занятые, Безработные, Выбывшие. Слайд 4.

Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения не может найти себе работу. Слайд 5.

Учитель: А сейчас выполним задание. Слайд 6.

Кто из перечисленных граждан является безработным?

а)программист, работающий мастером производственного участка на заводе, уволился по собственному желанию и ищет работу по специальности; (безработный)

б)студент, не работающий и обучающийся на дневном отделении вуза; (выбывший)

в)рабочий, уволенный в связи с ликвидацией предприятия, обратился в поисках работы в государственную службу занятости; (безработный)

г)учитель школы уволился из-за переезда на новое место жительства в другой город и ищет работу по специальности (безработный).

III. Работа над новым материалом.

1.Объяснение нового материала.

Рассказ учителя с показом слайдов.

Учитель: безработица бывает четырех видов – фрикционная, структурная, циклическая и сезонная. Слайд 7.

Каждый вид безработицы имеет свои особенности и причины.

Особенность: работу ищут уже готовые специалисты с определённым уровнем профессиональной готовности и квалификации.

Причины: 1. Неосведомлённость людей, несовершенство информации.

2. Факторы, снижающие мобильность рабочей силы.

3. Особенности национального характера и образа жизни.

Особенность: связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу.

Причины: НТП ( научно – технический прогресс).

Структурная безработица – явление естественное и неизбежное.

Особенность: общий экономический спад в стране. Большинство предприятий закрываются, а люди остаются без работы.

Причина: низкий спрос на рабочую силу во всех отраслях, сферах, регионах.

Связана с сезонными работами.

Например: кочегары, сельскохозяйственные работы, обслуживающий персонал на курортах и др.

Связана с поисками и ожиданием работы.

1. Неосведомлённость людей о возможности найти работу по своей специальности с устраивающим уровнем оплаты. 2. Факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы. 3. Особенности национального характера и образа жизни.

Связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. НТП (научно – технический прогресс).

Вызывается спадом деловой активности в экономике страны. Общий экономический спад в стране. Большинство предприятий закрываются, а люди остаются без работы.

Сезонные работы. Например, кочегары, сельскохозяйственные работы, обслуживающий персонал на курортах и др.

Учитель: чтобы решать задачи по этой теме мы познакомимся с формулами

Уровень безработицы = ( безработные : рабочая сила ) х 100%

Уровень занятости = ( занятые : рабочая сила ) х 100%

ЕНБ (естественная норма безработицы) = фрикционная безработица + структурная безработица.

Полная занятость = рабочая сила х ( 1 – ЕНБ ) Слайд 12.

IV. Закрепление материала.

1.Задание: стр. 35 -36 (устно) рабочая тетрадь 7 класс.

2.Задание. Определить тип безработицы. Приложение .

3.Задание: Нужно определить статус лиц в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве. ( Индивидуальные карточки. Приложение 4).

V. Подведение итогов урока. Выставление отметок.

Домашнее задание: Учить виды безработицы (карточка), стр.36-37 текущий счет в тетради письменно.

Приложение . Безработица. Виды безработицы.

1. Трудоспособный возраст. 2. Отсутствие у человека постоянного заработка. 3. Доказанное стремление человека найти работу.

Выбывшие из состава рабочей силы – лица трудоспособного возраста; потенциально имеющие возможность работать, но по каким – либо причинам не работающие: учащиеся, пенсионеры, бездомные, домохозяйки, инвалиды, студенты дневных отделений.

Уровень безработицы = ( безработные : рабочая сила) × 100%

Уровень занятости = ( занятые : рабочая сила) × 100%

ЕНБ (естественная норма безработицы) = фрикционная безработица + структурная безработица.

Полная занятость = рабочая сила × (1 – ЕНБ)

Связана с поисками и ожиданием работы.

Связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. НТП (научно – технический прогресс).

Вызывается спадом деловой активности в экономике страны.

Сезонные работы. Например, кочегары, сельскохозяйственные работы, обслуживающий персонал на курортах и др.

Закон Артура Оукена: если фактическая безработица превышает естественный её уровень на 1%, то производство сокращается на 2,5%.

Приложение . Виды безработицы.

Связана с поисками и ожиданием работы.

1. Неосведомлённость людей о возможности найти работу по своей специальности с устраивающим уровнем оплаты. 2. Факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы. 3. Особенности национального характера и образа жизни.

Связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. НТП (научно – технический прогресс).

Вызывается спадом деловой активности в экономике страны. Общий экономический спад в стране. Большинство предприятий закрываются, а люди остаются без работы.

Сезонные работы. Например, кочегары, сельскохозяйственные работы, обслуживающий персонал на курортах и др.

Приложение№3. Задания по безработице. (Савицкая . 229).

Определите, к какому типу безработицы относятся следующие безработные.

1. Квалифицированный бухгалтер уволился, потому что у него не сложились отношения с директором фирмы, и сейчас он находится в поисках рабочего места, соответствующего его квалификации.

2. В последнее время внедрение персональных компьютеров в России сократило спрос на машинисток, а также понизился спрос на рабочую силу, занятую на предприятиях по производству пишущих машинок.

3. , которая переехала из Рязани жить в Москву и хочет устроиться на работу в одну из московских поликлиник.

4. В период спада 1982 года уровень безработицы в США поднялся до 9, 7%; в разгар » Великой депрессии» 1933 года безработица достигла 25%.

5. Много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы из – за изобретения специальных станков для изготовления бутылок.

Задача. (Савицкая . 225).

В стране Синеглазии в августе было 10 млн. человек безработных и 90 млн. человек занятых. 1. Определите численность рабочей силы в Синеглазии, уровень безработицы и уровень занятости.

2. В сентябре этого же года из 90 млн. человек, имевших работу, было уволено 0, 5 млн. человек. При этом дополнительного найма на работу в течение сентября зарегистрировано не было. Определите численность занятых в новой ситуации.

3. В течение сентября 1 млн. человек из числа безработных прекратили поиски работы, поскольку им постоянно отказывали в рабочих местах из – за того, что они имели карие глаза. Определите численность рабочей силы, количество безработных и уровень безработицы в Синеглазии в сентябре. Задача. (Савицкая . 243).

В стране Какофонии насчитывается 76 млн. человек в трудоспособном возрасте. Из них 30 млн. человек не работают и не ищут работу (это – домохозяйки, инвалиды, пенсионеры, студенты и бездомные бродяги).В стране Какофонии 4 млн. 600 тысяч человек безработных и 1 млн. человек работники, занятые неполный рабочий день и желающие работать полный рабочий день. Определите уровень безработицы в стране Какофонии

Приложение . Задание (, стр.221.)

Определите статус лиц, перечисленных ниже, в составе населения страны с точки зрения занятости в национальном хозяйстве.

1. Работник, работавший не по специальности, уволившийся по собственному желанию и ищущий работу по специальности (безработный).

2. Оля Куликова, не работающая и являющаяся студенткой дневного отделения Высшей школы экономики (выбившая).

3. Работник текстильного предприятия в городе Иваново, переведённый на режим неполного рабочего дня (занятый).

4. Слесарь, уволенный с предприятия «Красный богатырь» из – за сокращения числа рабочих мест и отчаявшись найти работу, прекративший её поиски (безработный).

5. Шахтёр, который по состоянию здоровья больше не может работать (выбивший).

6.Катя Иванова – лаборантка кафедры экономической теории Высшей школы экономики, которая учится в этом вузе на вечернем отделении (занятая).

7. Балерина Большого театра, которая в 38 лет ушла на пенсию и больше не хочет работать (выбывшая).

8. Женщина – домохозяйка, которая полностью посвятила себя дому и семье (выбывшая).

9. Женщина, ушедшая с работы в декретный отпуск (занятая).

10. Женщина, ожидающая ребёнка, которая уволилась с работы (выбывшая).

11. Петя Васечкин, которому на днях исполнилось 14 лет (не входит в состав рабочей силы).

12. Программист Вася Петечкин, уволенный из – за ликвидации конторы, в которой он работал, и обратившийся с просьбой о работе в государственную службу занятости (безработный).

13. Коллега Васи Петечкина, уволенный по той же причине из той же конторы и устроившийся ночным сторожем на соседнем предприятии (занятый).

14. Многодетная мать, работающая на полставки контролёром в кинотеатре (занятая).

15., работавшая в Рязани, вышла замуж за москвича, переехала жить в Москву и хочет устроиться на работу в одну московских поликлиник (безработная).

Численность экономически активного населения (рабочей силы) к концу 1995 года составила 73 млн. человек, а к концу 1996 года – 72,7 млн. человек. Количество занятых в экономике на конец 1995 года составило 67 млн. человек, а на конец 1996 года – 65,9 млн. человек.

1. Определите количество безработных в составе рабочей силы в России на конец 1995 и 1996 годов.

2. Определите уровень занятости в России на конец 1995и 1996 годов.

3.Определите уровень безработицы в России на конец 1995 и 1996 годов

Урок Трудовые ресурсы» Задачи: сформировать понятия: трудовые ресурсы. экономически активное население, занятые, безработные

Анализировать статистические и картографические материалы. Формулировать проблемы, пути их решения. Составлять прогнозы

Просмотр содержимого документа
«Урок «Трудовые ресурсы»»

  • Понятия: трудоспособное население, трудовые ресурсы, экономически активное население, занятые, безработные, рынок труда
  • Выявление зависимости структуры занятости населения от уровня развития экономики
  • Умения: анализировать карты, прогнозировать, формулировать проблемные вопросы, предлагать пути решения проблем

  • трудоспособное население,
  • трудовые ресурсы,
  • экономически активное население,
  • занятые,
  • безработные,
  • рынок труда

  • Используя текст учебника на стр.16 определите статус лиц в составе населения страны
  • 1.Оля Куликова – студентка ВГУ
  • 2. Программист Вася Петечкин, уволенный из – за ликвидации конторы и обратившийся в службу занятости населения
  • 3. Нина Касторкина – лаборантка кафедры экономической географии, которая учится в ВГУ на вечернем отделении
  • 4. Многодетная мать, работающая на полставки контролёром в кинотеатре
  • 5. Балерина Большого театра, которая в 38 лет ушла на пенсию и больше не хочет работать
  • 6.Учащиеся 9г класса лицея естественных наук

Определите статус лиц в составе населения страны

  • 7.Лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услугдля реализации на рынке
  • 8.Работник текстильного предприятия в городе Иваново, переведённый на режим неполного рабочего дня
  • 9.Лица, работающие на семейных предприятиях;
  • 10.Женщина домохозяйка, которая полностью посвятила себя дому и семье
  • 11.Петя Васечкин, которому на днях исполнилось 14 лет

  • количественные, качественные и структурные характеристики
  • Численность трудовых ресурсов (91 млн.) –62 %от численности населения
  • Экономически активное население:76.7 млн. человек или

52% от общей численности населения страны

Сформулируйте, объясните, спрогнозируйте

  • Проанализируйте предложенную диаграмму,сформулируйте зависимостьмежду уровнем развития страны и занятостью населения.
  • Объяснитеэту зависимость.
  • Спрогнозируйтена её основе изменения в структуре занятости населения России

  • Карта «Доля населения занятого в сфере услуг». стр. 17 учебника.
  • Определите районыс наиболее высокой долей занятости в сфере услуг.Объяснитеполученные результаты.
  • Сформулируйтепроблемный вопрос

  • проживающие на территории страны трудоспособные граждане,
  • не имеющие работы и заработка (трудового дохода),
  • ищущие работу и зарегистрированные в центре занятости по месту жительства;
  • готовые приступить к работе.

НАЗОВИТЕ СУБЪЕКТЫ РФ С ВЫСОКИМИ И НИЗКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ БЕЗРАБОТИЦЫ

  • От чего зависит уровень безработицы?

Высокий уровень безработицы

  • где большой удельный вес занимает сельское хозяйство,
  • уровень урбанизированности ниже средне российского,
  • скорость создания новых рабочих мест меньше, чем скорость роста трудоспособного населения
  • Приток мигрантов
  • Низкий уровень безработицы
  • в районах нового освоения
  • В высокоразвитых районах

Уровень безработицы в % к ЭАН

Профессии, востребованные на рынке труда Кировской области

  • Медсестра
  • Воспитатель детского сада
  • Инженер-технолог
  • Мастер строительных и монтажных работ
  • Инженер-конструктор
  • Врач-терапевт участковый
  • Ветеринарный врач
  • И нспектор полиции

  • Уровень естественного прироста населения;
  • Отраслевая структура хозяйства;
  • Миграции населения;
  • Скорость создания рабочих мест;
  • Новые требования к трудовым ресурсам;
  • Уровень урбанизации…

Самые востребованные профессии в России

  • Специалисты в сфере IT.
  • Инженер- проектировщик
  • Педагог
  • Юрист
  • Медики. В особенности геронтологи и специалисты, занимающиеся вопросами продолжения жизни
  • Маркетологи
  • Специалист по персоналу
  • Профессиональный рабочий –квалифицированные машинисты. Электрики. Сварщики
  • Специалист индустрии красоты: стилисты, визажисты, парикмахеры..
  • Экологи
  • Логисты
  • Химики

Востребованные профессии в мире(«Форбс»)

  • GR-менеджер-«специалист по взаимодействию с государственной системой управления»
  • Геронтологи и сиделки
  • Специалист по альтернативным источникам энергии
  • Эксперт по вопросам добычи нефти в труднодоступных месторождениях
  • Консультант по ведению бизнеса на африканском континенте
  • Журналист-блогер
  • Генетик-селекционер
  • Эксперт по развитию территорий (урбанисты, т.е. профессионалы, которые занимаются развитием городов.)
  • Специалист по абсорбции (адаптация мигрантов)

  • В макропрогнозе Минэкономразвития 2017 года, численность экономически активного населения России к 2020 году сократится на 1 млн человек,
  • а численность трудоспособного населения – на 3 млн .
  • Сформулируйте проблему. Предложите пути решения.
  • повышение пенсионного возраста
  • трудовая мобильность населения
  • развивать программы внутренней трудовой миграции
  • активно привлекать в страну специалистов из-за рубежа
  • принимать активные меры по минимизации оттока высококвалифицированных специалистов из России, создавая условия для их работы внутри страны,
  • расширять программы поддержки рождаемости, чтобы рост трудоспособного населения был не менее 2,7% в год

Увольняться или нет: вот в чем вопрос? Думаю, что каждый человек стоял перед выбором: уйти с работы или остаться.

Однако, когда возникает эта дилемма — в какой период времени? Конкретных дат и чисел я вам не назову, тем не менее расскажу одну реальную историю, которая могла бы произойти с каждым.

В один прекрасный день Таня поняла, что не может больше продолжать работать в компании «Х». Тем не менее в ее голове крутились мысли следующего характера: «Увольняться или нет?», «Если да, то вдруг я не смогу найти работу?», «А если нет, то как мне себя мотивировать, чтобы продолжать работу?». В общем, старый любимый вопрос вновь явился к Тане: «Что делать?». Да, она осознала, что работать в компании «Х» она больше не может (по разным причинам, включая неудовлетворенность размером заработной платы, одни и те же обязанности, одни и те же проблемы изо дня в день, скверный босс и т. д.), но она боялась предпринять действия по изменению сложившейся ситуации. Этот страх понятен и объясним, так как всех пугает неизвестность, и люди предпочитают оставаться там, где им все известно и ясно, как день. Им дорога стабильность и ради нее они готовы терпеть то, что их не устраивает только потому, что за пределами этой стабильности находится «черная дыра». Единственное чего люди не понимают или не хотят понимать — так это то, что стабильность им только кажется. В любой момент она может лопнуть, как мыльный пузырь и от нее ничего не останется, кроме недоумения: «Что произошло?», «Куда все исчезло?»
Таня пару дней обдумывала свои дальнейшие действия, рассуждала, как правильнее поступить и что лучше будет для нее: уволиться или нет. Те из вас, кто также, как и Таня маялись этими мыслями понимают, что трудно принять решение самому уйти с работы. Ведь часто происходит как? Пока жареный петух не клюнет и станут совсем невыносимыми условия для работы, только тогда человек перейдет к действиям, а до тех пор так и будет страдать и мучиться. Таня отдавала себе отчет, что в случае ухода из компании она остается без всего: никакого соцпакета, а главное никакой ежемесячной заработной платы. Уволившись, она присоединялась к армии безработных. Оставшись в компании «Х», Таня оказывалась одной из миллиона неудовлетворенных и несчастных сотрудников. Какая чаша весов перевесит?

Многие, наверняка, когда не знают, что делать составляют список из плюсов и минусов. Я его часто рекомендовала заполнить своим подчиненным, когда мотивация работать у них куда-то исчезала… Задача заключается в том, чтобы составить список из двух колонок, состоящий из положительного влияния работы на сотрудника и негативного. И если список отрицательных пунктов намного превышает положительные, тогда решение вытекает само собой: необходимо увольняться. Если же, список получился почти равным, то стоит еще раз хорошенько все обдумать, прежде чем принять решение и в этом случае поможет время, потому что часто бывает, что решения принимаются эмоционально под воздействием какого-либо события, а это неправильно. Именно поэтому, после увольнения возникают сожаления о своем поступке — это свидетельствует о принятии спонтанного решения под давлением внешних обстоятельств.
Так поступила и Таня, и ее список причин, почему она не хочет работать в этой компании, оказался настолько длинным, что Таня сказала себе: «Тянуть больше нельзя, нужно определяться».

Выходить из зоны комфорта всегда сложно и болезненно. Отказываться от привычного и устоявшегося хода вещей невероятно трудно. Довольно часто люди в виду выше изложенного продолжают терпеть грубого начальника или невыносимую работу. Однако, как говорил Достоевский:

Человек есть существо ко всему привыкающее.

Из этого следует, что к любым обстоятельствам человек сможет приспособиться и адаптироваться. «Так не воспользоваться ли мне этим качеством, заложенным природой?»- размышляла Таня. «Покинув компанию, я найду способ привыкнуть к новой реальности», — заключила она. Через несколько дней она написала заявление на увольнение и стала строить планы на будущее.

Принимать решение уволиться — это всегда трудно и необходимо определить причины, почему вы хотите это сделать. Составьте такой список, определите для себя доминирующую мотивацию, по которой вы продолжаете работать в этой компании и только спустя несколько дней после события, побудившего вас задуматься об увольнении — уже смело принимайте решение. Не нужно ждать и надеяться, что что-то изменится к лучшему. Пословица «семь раз отмерь, один раз отрежь» не подходит к данной ситуации. Скорее всего, здесь будет более уместно выражение, которым многие пренебрегают:

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Бенджамин Франклин

Удачи вам!

Следующие две вкладки изменить содержание ниже.

  • Об авторе
  • Последние записи

Раиса Сорокина

Узнать больше на www.raisasorokina.ru Карьерный эксперт, копирайтер по резюме и деловому письму, тренер по собеседованию, основатель и автор публикаций на bosshunt.ru.

Последние записи от Раиса Сорокина (Посмотреть все)

  • Составляем резюме: Руководитель электронной коммерции (E-commerce) — 24.04.2020
  • Составляем резюме: менеджер по взаимодействию с органами государственной власти (GR) — 08.04.2020
  • Составляем резюме: директор по клинингу — 02.04.2020

Увольнение по сокращению штата. Нюансы. Как правильно себя вести.

Среди других способов расторжения трудового договора особо выделяется увольнение по сокращению. Дело в том, что среди прочих видов увольнения, предусмотренных Трудовым кодексом (ТК РФ), это – самая трудоёмкая, но при этом, пожалуй, наиболее гарантирующая соблюдение прав работника.

Тому, что необходимо знать работнику и работодателю при сокращении штата, я и посвятил эту статью.

Увольнение работника по сокращению штата в ТК РФ включается в статью 81, которая рассматривает все случаи, когда трудовой договор расторгается работодателем.

○ Увольнение по сокращению штата.

✔ ТК об увольнении по сокращении штата.

81 статья ТК РФ объединяет в себе как случаи увольнения за прогул, нарушение дисциплины или мер охраны труда, так и случаи, когда работник увольняется, хотя ни в чём не виноват (к таким относятся, кроме сокращения, ликвидация организации, для руководителей, их заместителей и главбухов – смена собственника организации).

ТК РФ не расшифровывает, в чём различие между сокращением численности и сокращением штатов. На практике разница тоже малозначительна и состоит лишь в том, что при сокращении численности должность в штатном расписании сохраняется, но находиться на ней будет уже меньше работников (например, вместо трёх менеджеров в отделе остаётся один).

При сокращении же штата конкретная должность вообще исключается из расписания (к примеру, на предприятии упраздняется должность кадровика, и его обязанности переходят к бухгалтеру).

✔ Кого можно и нельзя сократить?

Несмотря на то, что сокращение численности или штата работников целиком зависит от инициативы руководства предприятия, законом предусмотрены определённые льготы для ряда категорий работников.

Подробнее о них расскажу ниже. Пока же скажу, что при сокращении существует правило о преимущественном оставлении на рабочем месте. Ст. 179 ТК РФ предусматривает, что увольнять при сокращении следует в первую очередь работников, обладающих меньшей квалификацией и с меньшей производительностью труда.

На практике это обычно означает, что сокращают в первую очередь работников с меньшим стажем работы, поскольку стаж обычно предполагает опыт.

При сокращении должны учитываться результаты квалификационных экзаменов, образование работника (на одной и той же должности работник с высшим образованием будет пользоваться преимуществом перед коллегой со средним специальным), а также показатели, достигнутые каждым из работников за предшествующий период.

ТК РФ и другие акты также требуют, чтобы преимуществом при оставлении на работе пользовались следующие работники:

  • Имеющие детей-инвалидов.
  • Матери и отцы-одиночки.
  • Единственные кормильцы.
  • Страдающие увечьем или профессиональным заболеванием, полученным на этом предприятии.
  • Инвалиды войн.
  • Герои СССР и РФ, кавалеры Ордена Славы.
  • Жертвы Чернобыльской катастрофы и Семипалатинских испытаний.
  • Повышающие квалификацию по направлению организации, совмещая обучение с работой.
  • Сотрудники-изобретатели (как ни странно, Закон СССР «Об изобретениях в СССР» в этой части до сих пор действует).

Кроме того, некоторые работники вообще не могут быть уволены работодателем иначе как по собственному желанию, соглашению или же за совершение проступка.

Применительно к сокращению, помимо обычных льготников не могут быть уволены члены руководства профсоюзов не ниже цехового уровня.

Запрещается увольнение выборных представителей коллектива работников, которые участвуют в разрешении споров с работодателем.

✔ Основные причины сокращения.

Законом прямо не установлено, в каких случаях работодатель вправе сокращать численность или штат работников.

Конституционный суд РФ в своём определении № 867-О-О от 18.12.2007 г. установил, что это – право работодателя в случаях, когда того требует экономическая необходимость.

Однако в свою очередь Верховный суд РФ определением от 03.12.2007 г. № 19-В07-34 ввёл правило, что в случае спора суд вправе проверить необходимость и обоснованность сокращения.

Таким образом, работодателю, желающему пойти на такие меры, необходимо в приказе о сокращении указать, по каким именно причинам производится увольнение.

Как правило, причинами, вынуждающим сокращать работников, являются:

  • Низкая прибыль предприятия и невозможность выплачивать зарплату прежнему штату сотрудников.
  • Низкая эффективность прежнего штата и наличие должностей, в которых нет необходимости.
  • Изменение технологии или организации производства, при которых часть работников оказывается невостребованной.

✔ Необходимые условия.

Увольнения работников по сокращению возможны при условии соблюдении работодателем ряда условий

  1. Полное и неукоснительное соблюдение процедуры сокращения, предусмотренной законом.
    Если же на предприятии ранее заключались коллективные соглашения с работниками, либо в трудовых договорах увольняемых содержатся дополнительные гарантии при увольнении – должны соблюдаться и они.
  2. Обоснованность увольнения.
    Как уже было сказано, в случае спора суд вправе проверить, насколько увольнение было обоснованно экономически и организационно.
  3. Уведомление службы занятости.
    Отдельно этот пункт стоит выделить, поскольку некоторые работодатели ухитряются совершенно забыть об этом требовании, в результате чего потом вынуждены платить штрафы и оплачивать работникам вынужденный прогул.

✔ Порядок, процедура и правила увольнения по сокращению.

Сокращение штатов для любого предприятия – процедура достаточно сложная, и нарушение на любом из её этапов чревата для работодателя штрафом или судебным разбирательством.

Увольнение должно производиться в следующем порядке:

  1. Руководство предприятия издаёт приказ о планируемом сокращении не менее чем за два месяца до того момента, как работник должен быть уволен (ст. 180 ТК РФ). О том, что ожидается сокращение, каждый из подлежащих увольнению сотрудников предупреждается персонально и под роспись знакомится с текстом приказа. Однако не следует путать приказ о сокращении штатов с приказом об увольнении конкретного работника – такие приказы издаются намного позднее, когда подходит срок увольнения.
  2. Работникам, которые подпадают под сокращение, руководство предприятия обязано предложить любую другую должность, отвечающую квалификации увольняемого сотрудника. Следует помнить, что предложение другой работы – это не однократная акция: работодатель обязан уведомлять увольняемых об открывающихся на предприятии вакансиях вплоть до самого расторжения трудового контракта. Работник же обязан либо принять предложение и продолжить работу на другой должности, либо отказаться – и отказ тоже должен фиксироваться письменно, с датой и подписью работника.
  3. Работодатель уведомляет профсоюзную организацию, если такая существует на предприятии. Срок уведомления такой же как для работников, но в случае, если планируется массовое увольнение, предупреждать профсоюз следует не за два, а за три месяца. Это правило установлено определением Конституционного суда РФ. В свою очередь профсоюз в течение семи дней должен высказать своё мнение по поводу увольнения. Если профсоюз не согласен на сокращение работников, то по закону в течение трёх дней должно произойти согласование позиций. Если же и в этом случае не было достигнуто согласие, работодатель вправе уволить работников, но профсоюз может обжаловать это решение в Федеральную инспекцию труда (Рострудинспекцию). Инспекция в свою очередь может признать увольнение незаконным и потребовать восстановления уволенного на прежнем месте работы с выплатой компенсации за вынужденный прогул. Решение Рострудинспекции может быть обжаловано работодателем в суд.
  4. Помимо профсоюза, работодатель в те же сроки (два, при массовом увольнении – три месяца) предупреждает и службу занятости.
  5. Если в течение двух месяцев работник не согласился ни на одну из предлагавшихся ему вакансий, работодатель выносит приказ об увольнении по сокращению штата. Приказ обычно выносится по унифицированной форме Т-8. При этом работнику выдается трудовая книжка, выплачивается зарплата за отработанные дни последнего месяца работы и компенсация за неиспользованные дни отпуска (в зависимости от времени, отработанного с момента прошлого отпуска). Самое же главное – работнику согласно ст. 178 ТК РФ выплачивается выходное пособие. Его размер – не менее средней месячной зарплаты, но по трудовому договору или коллективному соглашению с работниками пособие может быть увеличено.
  6. Если работник после увольнения встал на учёт на бирже труда, но не был трудоустроен, бывшее предприятие в течение двух месяцев продолжает выплачивать ему среднюю месячную зарплату (но с вычетом уже полученного выходного пособия).
  7. Если работник согласен, он может уволиться по сокращению и до истечения двухмесячного срока. В этом случае работодатель выплачивает ему, помимо выходного пособия, ещё и зарплату за неотработанное время между днём, когда он фактически уволился, и когда он должен был уволиться по плану работодателя. Кроме того, трудовым договором или коллективным соглашением могут предусматриваться и другие выплаты при сокращении штата.

✔ Какую запись поставят в трудовой при сокращении?

При увольнении работнику в трудовой книжке будет сделана запись, в которой должно быть указано, что уволен он именно по сокращению численности или штатов организации, со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 82 ТК РФ.

✔ Сроки.

Поскольку соблюдение сроков при сокращении является существенным условием, их стоит свести воедино и указать ещё раз:

  1. Приказ о планируемом увольнении по сокращению – не менее чем за два месяца;
  2. Предупреждение службы занятости и профсоюзной организации (если она на предприятии есть) – не менее чем за два месяца, при массовом увольнении – не менее чем за три.
  3. Срок выплаты зарплаты за отработанную часть месяца, компенсации за неиспользованный отпуск и выходного пособия – не позднее дня увольнения.
  4. Сроки выплаты средней зарплаты для работника, вставшего на учёт в службу занятости, но не трудоустроенного – до двух месяцев.

Нарушение этих сроков может привести к штрафу для ИП – до 50 МРОТ, для юридических лиц – до 500 МРОТ.

○ Как правильно вести себя при сокращении?

Для работника, попавшего в список сокращаемых, необходимо помнить про свои права:

  1. Первым делом необходимо проверить, не входите ли вы в список лиц, которые не могут быть уволены по сокращению штата и не пользуетесь ли вы преимуществом при оставлении на работе.
    Если да, то необходимо сообщить об этом работодателю в письменном виде. Лучшим способом будет составить письмо в двух экземплярах, один передать руководителю предприятия, а на втором потребовать отметку о получении первого экземпляра. В случае, если работодатель не прислушается к вашему мнению, это будет отличным доказательством для Рострудинспекции, прокуратуры или суда.
  2. Потребовать, чтобы вам предложили другую работу на предприятии.
    Соглашаться или нет – дело работника, но отказ должен тоже быть письменно зафиксирован. В противном случае вы всегда можете сослаться на нарушение закона, и в этом случае работодатель будет оштрафован, а приказ о вашем увольнении будет отменён.
  3. После увольнения в двухнедельный срок необходимо встать на учет в службе занятости.
    В этом случае вы сможете ещё в течение двух месяцев получать среднюю зарплату по прежней работе, если служба не сумеет вас трудоустроить за это время.
  4. Если речь зашла о сокращении штатов – ни в коем случае нельзя писать заявление об увольнении по собственному желанию или соглашаться на увольнение по согласию сторон.
    В этом случае вы теряете право на все предусмотренные законом льготы и выплаты.

○ Нюансы увольнения по сокращению:

Сокращение штатов имеет свои особенности для отдельных категорий работников. Рассмотрим, как производится сокращение:

✔ На больничном.

В период временной нетрудоспособности работник не может быть сокращён (ч. 6 ст. 81 ТК РФ).

✔ Во время отпуска.

Работник, находящийся в отпуске также не может быть уволен по сокращению. И временно нетрудоспособные, и отпускники могут быть уволены лишь по собственному желанию, по соглашению сторон, а также в случае ликвидации предприятия.

✔ Пенсионера.

Работники, получающие пенсию по старости, пользуются теми же правами, что и все остальные – дискриминация по возрасту прямо запрещена ст. 3 ТК РФ. Учитывая же, что обычно пенсионеры имеют наибольший трудовой стаж, на практике они могут оказаться претендентами на то, чтобы остаться на работе даже при сокращении.

✔ Многодетной или матери одиночки.

Согласно ст. 261 ТК РФ, родители, в одиночку воспитывающие ребёнка до 14 лет (инвалида – до 18 лет) не могут быть уволены – эта норма касается как матери, так и отца-одиночки. Для многодетных родителей, у которых три и более малолетних детей, не допускается сокращение единственного работающего родителя, если младший из детей не достиг трёхлетнего возраста.

✔ Совместителя.

В отношении этих работников процедура увольнения практически не отличается от обычной. Однако есть один спорный момент: следует ли работодателю выплачивать им не только выходное пособие (на которое они имеют право как и другие работники), но зарплату в течение двух месяцев?

Дело в том, что эти выплаты производятся с целью поддержать работника в то время, пока он не устроился на другую работу – но совместитель уже трудоустроен! К сожалению, здесь нет ни единого мнения специалистов, ни разъяснений судов или Рострудинспекции.

✔ Декретницы или беременной.

Женщина в период отпуска по беременности, а также по уходу за ребёнком до трёх лет не может увольняться по сокращению штатов (ст. 261 ТК РФ)

IT и медицина — профессии будущего? Это нищенская зарплата и отсутствие перспектив

Еще десять лет назад мы не слышали об event-менеджерах, SMM-редакторах, VR/AR-разработчиках, сегодня же любой старшеклассник легко объяснит, чем заняты эти люди. О том, как будет меняться рынок труда дальше, дискутируют часто и много, но все ли предположения разумны и имеют право на жизнь? Инженер Александр Корсаков развенчал шесть мифов о перспективных профессиях, которые можно встретить в колонках HR-менеджеров.

Истинный эйчар познаёт мир по объявлениям на сайтах по поиску работы, это по-своему интересно. Но каждый раз, когда я вижу статьи эйчаров, адресованные старшеклассникам и их родителям, мне становится жаль молодых: неужели никто, кроме кадровиков, не может им ничего посоветовать?

Итак, распространенные мифы:

1. Отрасль IT растет. Хочешь иметь любимую работу и зарабатывать — иди туда

Это ложь. Представление о растущей области складывается из-за большого количества вакансий в этой сфере на сайтах по поиску работы.

Правда в том, что IT-компании вынуждены искать специалистов, потому что желающих работать на скучной, тяжелой, бесперспективной работе мало. Те немногие, кого привлекла зарплата и мода, уходят из IT через несколько лет. Поэтому программистами чуть реже чем всегда работают очень молодые люди.

2. Идите в робототехнику, новую перспективную отрасль с острой нехваткой специалистов

Тоже неправда. Развитие науки и технологий в России не в лучшем состоянии, отставание от развитых стран достигает уже 50 лет, так что получить достойное образование в этой сфере без выезда за границу просто невозможно.

Да, в России есть лаборатории, занимающиеся робототехникой и промышленным оборудованием. Их немного, большинство расположены в Москве и никакого дефицита кадров они не испытывают: многочисленные технические университеты, оставшиеся в наследство от когда-то промышленно развитого СССР, ежегодно поставляют тысячи молодых специалистов.

Нужно помнить и о том, что сотрудники лабораторий мало зарабатывают, что нормально для ситуации низкого спроса и огромного предложения.

3. В науке, медицине и технологиях не хватает специалистов по 3D-печати

3D-печать — это очень зрелищно, поэтому вокруг нее часто устраивают хайп. Но любой инеженер, научный сотрудник или мастер, у которого на предприятии применяется 3D-печать, знает, что отдельного специалиста по ней нет и не будет.

Такой специалист просто не нужен, так как трехмерная печать не требует специальных знаний и навыков, это просто еще один инструмент, причем не самый сложный.

Читайте также: «Профориентация в РФ — это анкета от психолога, который и сам не знает, зачем это делает»

4. В будущем на первый план выйдут технологии профилактики старения

Только не здесь и не сейчас. В России продление жизни граждан не является приоритетом. На эти программы не выделяют деньги, специалистов нигде не готовят. Зарплаты ученых геронтологов остаются такими же низкими, как и во всей науке — на уровне МРОТ.

Государство такие проекты финансировать не желает, пожилые финансировать не могут ввиду бедности, а российские миллионеры предпочитают спонсировать исследования на Западе, потому что связывают свое будущее именно с ним.

5. Сельское хозяйство — отрасль будущего

Так было в 80-е и 90-е годы, когда люди открыли колхицин и научились генетически модифицировать растения. Они и сейчас продолжают выводить новые генетически модифицированные сорта, разрабатывают химикаты и, фактически, кормят этим весь земной шар.

Проблема в том, что в России нет ни одной такой лаборатории, они построены в Европе, США, Китае и Японии.

6. Образование станет дистанционным, вырастет потребность в продюсерах онлайн-образования

Этой потребности нет и не будет. Для отрасли онлайн-образования такие специалисты просто не нужны.

Учебные программы, системы сдачи зачетов и экзаменов, способ подачи материала выбирается преподавателем, который также руководит оператором, редактором и модератором форума. Он никогда не позволит руководить этим процессом несведущей в вопросе девочке-продюсеру.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *