Что относится к материальной культуре, что к духовной культуре?

Материальная культура — это совокупность материальных ценностей, созданных определённой культурой, её овеществлённая (то есть, «материальная» — которую можно увидеть и потрогать) составляющая. Выделяются две части материальной культуры — это продуктивно-предметн­ая составляющая (по-другому, артефакты) и технологическая.

И так, материальная культура включает в себя: орудия и средства труда; дороги и транспорт; жилища и поселения; технику и технологии; промышленное и сельскохозяйственное производство; средства связи; пищу и одежду; предметы повседневного использования; труд и культуру производства; физическую культуру.

На изображении: артефакты с выставки «Война и мир. Материальная культура русско-шведского пограничья XVI-XVII веков».

Духовная культура — это область человеческой деятельности, охватывающая всю духовную жизнь человечества. К ней относится: познавательная и интеллектуальная культура; образование; мораль; философия; искусство; религия; наука.

На изображении: символы ислама, христианства и иудаизма.

Понятие техники

Понятие техники одно из самых разноречивых, не поддающихся однозначному определению. В научной литературе и на уровне обыденного сознания существует множество представлений о том, что это такое.

Напомним, что этимология слова техника своими корнями восходит к древнегреческому «techne», что означало искусство, мастерство, умение. Для древних греков техне было и ремесленным мастерством, и изящным художеством, и высоким искусством, и риторикой, и медициной, и наукой, и поэтичностью. Более того, техне воспринимали как знание в самом широком плане, как умение ориентироваться, разбираться в чем-либо, как вид познания истины, как получение результата.

В смысловом контексте оно подразумевало умения и средства, необходимые для достижения какой-либо цели и реализации плана. Но, по большому счету, «техне», как отмечалось ранее, было идентично культуре.

Термин техника основательно вошел в научный лексикон в XIX в. Однако его трактовка была весьма многозначной. Приведем несколько интерпретаций этого феномена.

С точки зрения Э. Каппа, техника, создаваемая человеком, является образом и подобием его организма, т.е. проекцией на самого себя.

О. Шпенглер определил технику как тактику жизни в целом. Она, согласно воззрениям немецкого мыслителя, представляет собой внутреннюю форму способа борьбы, который равнозначен самой жизни. По его мнению, имеются бесчисленные техники: техника льва, перехитрившего газель, техника дипломатии, управления, применения газов, живописи, скачек, управления полетом, логическая техника и т.д. То есть у О. Шпенглера речь повсюду идет не о вещах, но о целенаправленной деятельности.

X. Ортега-и-Гассет рассматривал технику как онтологического кентавра, одна часть которого взята из природы, а другая от человека. Техника, согласно его представлениям, выступает в качестве промежуточного звена между человеком и природой, которое опосредует их взаимоотношения.

X. Бек определил технику как результат «встречи» человеческого разума с природой, породившую удивительный парадокс.

К. Ясперс полагал, что техника — это совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой; цель их — придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять бремя нужды и обрести нужную ему форму окружающей среды.

Ж. Эллюэль сравнивает технику со средой обитания, являющейся, прежде всего, вселенной Машины.

М. Хайдеггер рассматривал технику как вид раскрытия потаенности. Сущность техники, с его точки зрения, расположена в области, где имеют место открытие и его непотаенность, где сбывается истина.

А. Н. Бердяев в работе «Человек и машина» утверждал, что технику можно понимать в более широком и в более узком смысле. В более широком смысле говорят не только о технике экономической, промышленной, военной, технике, связанной с передвижением и комфортом жизни, но и о технике духовной жизни, мистического пути, технике мышления, стихосложения, живописи, танца, права и т.д. В узком смысле техника всегда есть средство, орудие достижения целей, но не сами цели.

В отечественной литературе советского периода длительное время техника рассматривалась как совокупность орудий и средств труда, применяемых в общественном производстве, а также область человеческой деятельности, связанная с их изготовлением, применением и усовершенствованием.

Вообще надо заметить, что термин техника часто употребляется весьма произвольно — и по делу и всуе.

В конечном счете, в различных исследованиях по проблемам техники утвердились две ее основные трактовки — широкая и узкая.

В широком смысле под техникой понимается едва ли не вся целесообразная человеческая деятельность и продукты этой деятельности, т.е. искусство жить.

В узком смысле техника рассматривается как инструментально-орудийные средства человеческой жизнедеятельности, помогающие жить.

С нашей точки зрения элементы техничности, инженерии имеют место почти во всей системе культуры, во всем многообразии общественного бытия человека. Но вряд ли правомерно все это называть техникой. Для этого имеется немало других подходящих терминов — мастерство, качество, умение, технология, манера и т.п.

В силу чего представляется, что собственно под техникой целесообразно понимать систему материально-вещественных инструментальных средств (от простейших до сложнейших), с помощью которых человек воздействует на окружающий мир, преобразует его, создает, транслирует и воспроизводит культуру. В такой интерпретации техника, вне всякого сомнения, есть мастерство, но не всякое мастерство является техникой. Мастерство футболиста, артиста, художника и др. не является техникой в этом смысле, а умением качественно исполнять свои обязанности, те или иные процедуры, воплощенные не в веществе, а в действии.

В культурологическом аспекте техника может рассматриваться двояко: с одной стороны, — это важнейший элемент культуры, имеющий собственные черты, свойства, характеристики, законы и тенденции становления и развития, типологические и видовые особенности, а с другой, — техника есть всеобщий инструмент культуротворчества, благодаря которому существуют и развиваются едва ли не все элементы культуры и который по своей значимости стоит в одном ряду с языком. Подобно языку техника также является всеобщим полем, пространством, где разворачивается, функционирует и осуществляет собственное бытие культура. Многовековой опыт культурного бытия человечества показывает, что для того, чтобы существовала и развивалась культура, необходимо наличие следующей триады: человек —» техника —> природа. То есть культура не может создаваться без человека, культура не может существовать без природы, культура, по большей части, не может быть созданной и существовать без техники.

Как и всякий элемент культуры, техника имеет свои собственные специфические черты, признаки, свойства. Рассмотрим важнейшие из них.

Сущность культурного текста

В этимологию слова текст, таким образом, входит три семантических компонента, или маркера:

  • 1. То, что сотворено, сделано человеком, неприродное.
  • 2. Связность элементов внутри этого сделанного.
  • 3. Искусность этого сделанного.

В соответствии с этими тремя значениями текст изучается тремя дисциплинами: текстологией, герменевтикой и поэтикой.

Текстология выявляет из нескольких вариантов канонический текст, комментирует его содержание и производит атрибуцию, то есть определяет принадлежность его определенной эпохе и определенному автору. Так, до сих пор, например, непонятно, ни когда написано «Слово и полку Игореве», ни кто его автор и, главное, является ли оно подлинным произведением древнерусской литературы или гениальной подделкой конца ХVII века.

Герменевтика занимается толкованием текста. Например, без герменевтического комментария очень трудно понять такие тексты, как «Улисс» Джойса или «Логико-философский трактат» Витгенштейна. Герменевтика священных текстов называется экзегетикой. Так, например, Апокалипсис (Откровение Богослова Иоанна) располагается в конце всей Библии и считается последней книгой Священного писания христианской церкви. Но по своему стилю этот текст является настолько архаическим и в то же время в нем столько цитат из предшествующих текстов Библии, что в 1980-е годы русские математики М. Постников и А. Фоменко, занимающиеся темой фальсификации исторических текстов, высказали дерзкое и остроумное предположение, что Апокалипсис — не последняя, а первая, самая древняя книга Библии и тогда истолковать его будет значительно легче: ясно, что не Апокалипсис цитирует другие тексты, а другие, с точки зрения этой концепции более поздние, тексты Библии цитируют Апокалипсис. Таким образом, герменевтическая концепция текста может зависеть от его текстологической концепции (в данном случае атрибуции).

Священное писание наполнено загадочными, «темными» местами. Иногда только релятивистски ориентированное и раскованное сознание может добраться до приемлемого толкования. Приведем два примера из Евангелий. В Нагорной проповеди есть фраза «Блаженны нищие духом». Как это понимать — слабоумные? Но почему? С.С. Аверинцев предложил читать это высказывание как «Блаженны нищие по велению духа», и тогда все становится на свои места.

В другом месте Иисус говорит, что легче верблюду пройти через игольное ушко, нежели богатому попасть в царствие небесное. При чем здесь верблюд? Вероятно, потому, что это ошибочный перевод древнегреческого слова, одним из значений которого было «верблюд», а другим — «канат». «Легче канату пройти через игольное ушко…» — фраза становится гораздо более осмысленной.

Таким образом, текст тесно связан с тем языком, на котором он написан, и при переводе возникают ошибки.

Ведь каждый язык по-своему структурирует реальность.

Искусность построения текста изучает поэтика. Она исследует, как устроен текст, его структуру и композицию. Здесь следует ввести разграничение между художественным и нехудожественным текстом. Нехудожественные тексты передают или, во всяком случае, претендуют на то, чтобы передавать информацию. Это может быть на самом деле ложная информация, специально вводящая в заблуждение, дезинформация. Но художественный текст не передает ни истинной, ни ложной информации. Он, как правило, оперирует вымышленными объектами, так как задача искусства — это, в первую очередь, развлекать читателя, зрителя или слушателя. Конечно, бывают исключения, например «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына, который одновременно является высокохудожественным текстом и передает огромное количество информации. Но мы сейчас говорим о беллетристике, которая призвана развлекать, что не мешает ей высказывать глубокие философские истины и тонкие психологические наблюдения.

Но в роли беллетристики часто выступает газета, которая как будто пишет правду, но на самом деле оказывается, что это не совсем правда или совсем не правда, потому что для журналистов важно, чтобы газету читали, то есть чтобы ее тексты были занимательны. Вообще, правда — палка о двух концах. Есть правда прокурора, который доказывает виновность преступника, и есть правда адвоката, который доказывает на том же процессе его невиновность.

Художественный текст часто нуждается в герменевтическом комментарии, причем каждая эпоха прочитывает тексты по-своему. Например, стихотворение Некрасова «Железная дорога», которое мы проходили в школе, посвящено обличению русских чиновников, построивших железную дорогу на крови и костях простых людей. Так, вероятно, считал и сам поэт Некрасов. Сейчас в русле неомифологического сознания русский ученый В.А. Сапогов истолковал этот текст как воспевание «строительной жертвы». В соответствии с достаточно универсальным мифологическим представлением постройка будет тем крепче, чем больше человеческих жертв будет принесено на ее алтарь (на этом основан один из киношедевров Сергея Параджанова «Легенда о Сурамской крепости»). Некрасов пришел бы в ужас от такой интерпретации, но он сам в стихотворении «Поэт и гражданин» пишет:

Иди и гибни безупречно,

Умрешь недаром — дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

Текст может быть понят предельно широко, как его понимает современная семиотика и философия текста. Улица города — текст, или совокупность текстов. Названия улиц и номера домов, реклама и названия магазинов, дорожные знаки и светофор — все это несет информацию и считывается жителями города и приезжими. По одежде людей, идущих по улице, можно прочитать профессию, возраст, социальную принадлежность — военный, полковник, «новый русский», нищий, иностранец, хиппи, панк, чиновник, интеллигент.

Но тогда текстом оказывается все на свете и не остается места для реальности. В соответствии с пониманием автора словаря, реальность — это текст, написанный Богом, а текст — это реальность, созданная человеком. Если мы не понимаем языка текста, он становится частью реальности, если мы знаем язык звериных следов, то для нас зимний лес — открытая книга.

Origam.ru — искусство, культура

Связь культуры с деятельностью

Иван Малышев | Категория: Культура

Так же и в продуктах духовного производства: к культуре относится не какая-либо их часть и не вся их духовно-содержательная плоть (исключение составляют, пожалуй, лишь произведения искусства), а только воплощенный в них человек в совокупности его личностных отношений, способностей и потребностей.

Культура существует и в виде устойчивых способов, средств выражения личностного начала во всех видах и сферах человеческой деятельности, где только проявляется общественно-производящая природа труда. Связь культуры с деятельностью, — справедливо, на наш взгляд, подчеркивает В. М. Межуев, — становится понятной тогда, когда деятельность раскрывается как условие производства не только вещей и идей, но и человека в качестве ее общественного субъекта, в данном случае в качестве личности, следовало бы уточнить.
В свете этих положений становится понятным, почему культуру нельзя представить как предметно или духовно очерченную область. Понятно и почему один и тот же объект (и человек, и его деятельность, и ее средства, и т. д. и т. п.) должно рассматривать в разных аспектах, одним из которых является аспект культуры.
Проверим эти положения и на другом пути выявления границ культуры, который был предложен М. С. Каганом.

← Анализ процессов опредмечивания человека в создаваемом им предметном мире

Что такое культура — понятие культуры, виды

Что такое культура: определение, значение

У слова «культура» множество значений. В обыденной речи мы можем этого не замечать, но это действительно так. Мы говорим хулиганам на улице «не надо ругаться, соблюдайте культуру речи», просим ребенка «не кричи, это некультурно!», ходим на концерт в Дом культуры и покупаем в магазине садоводства семена плодово-ягодных культур.

В разных словарях встречается более 15-и определений слова «культура».

КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — англ. culture; нем. Kultur.

  • Совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень истор. развития данного общества и человека. Социологический словарь Культура — (лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) многозначное понятие, употребляемое для обозначения исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и развития способностей человека, выраженного в типах… Словарь по культурологии культура — культура I ж.

    Совокупность достижений человечества в области общественно-интеллектуальных и производственных отношений. || Совокупность таких достижений в определённую эпоху, у определённого народа. Толковый словарь Ефремовой

  • Культура — (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей… Большая советская энциклопедия

  • Культура — 1. совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; 2. высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. Большой бухгалтерский словарь

  • культура — КУЛЬТУРА -ы; ж. 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная к. Духовная к. Достижения культуры. История культуры. К. античного мира. К. Древней Руси. Средневековая к. Толковый словарь Кузнецова

  • культура — Культуры, ж. (книжн.). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. Большой словарь иностранных слов

  • КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, воспитание, образование) — система исторически развивающихся надбио-логических программ человеческой деятельности, поведения и общения… Новейший философский словарь

  • КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей… Большой энциклопедический словарь

  • культура — КУЛЬТ’УРА, культуры, ·жен. (·лат. cultura) (·книж. ). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. Толковый словарь Ушакова

  • культура — КУЛЬТУРА ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; || образование, умственное и нравственное; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр. Культиватор в земледелии, скоропашка, для передваивания пашни, с железными лапами, вместо сошника. Толковый словарь Даля

  • КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения)… Новая философская энциклопедия культура — -ы, ж. 1. Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Материальная культура. Духовная культура. Малый академический словарь

  • К.- специфический признак человека, присущий ему с начала его существования. Этнографический словарь

  • КУЛЬТУРА — (англ. culture) — ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества. Понятие «К.» (так же, как и понятие «общество») чрезвычайно широко употребляется в человекознании: социологии, психологии человека и др. Большой психологический словарь

Виды культуры

Обратимся к самым распространенным видам культуры:

  1. Жизненные ценности

  2. Нормы поведения

  3. Артефакты (материальные произведения)

Культура, как ряд жизненных ценностей, выражается в соблюдении общепризнанных норм поведения. Это как раз тот случай, когда мы объясняем ребенку, что в театре некультурно бегать и кричать. Но речь идет не только о правилах приличия, а обо всех моральных ценностях общества. Так, мы спасаем недоношенных детей, определяя жизнь как высшую ценность, жертвуем деньги на благотворительность, считаем недопустимым воровать и применять к людям физическое, моральное насилие. От отношения к слабым — детям, пожилым людям, людям с особенностями развития, зависит культура всего общества. Как известно, общественные строи, где к людям применялись иные правила (напр. Спарта) не существовали долго.

Культура, как нормы поведения укладывается в правила, которые приняты в том или ином обществе или учреждении. Они могут изменяться со временем, становиться более демократичными или наоборот консервативными. Нормы поведения складываются исторически и, как правило, универсальны, при этом в каждой стране, у каждого народа есть свои особенности, которые стоит учитывать, если вы отправляетесь в путешествие.

Артефакты — это материальные произведения, осязаемое выражение культуры общества.

Основные признаки

Культуролог Софья Гердер выделила основные признаки культуры:

  • культуру можно выявить и описать через ценности, нормы, стереотипы;
  • культура проявляется и отражается в поведении людей, в искусстве, законах, поэзии, религии, праздниках, идеалах и во многом другом;
  • культура всегда исторически обусловлена, но она может меняться на протяжении времени, как меняются представления о мире, о человеке, об обществе;
  • культура объединяет людей в единое целое, помогает людям понимать друг друга, видеть самое ценное и благородное в человеке;
  • культура может пониматься как система кодов (символы культуры, искусство, язык), с помощью которых люди хранят память о себе и взаимодействуют;
  • культура характерна только для человека, потому что она наследуется негенетически, с помощью обучения и воспитания;
  • культуру изучить в рамках одной науки невозможно, ее познают филологи, культурологи, политологи, философы, историки, искусствоведы и многие другие ученые;
  • культуру измерить вряд ли возможно, потому что в каждой культуре свои «мерила», критерии оценки правильности поведения людей или духовных идеалов;
  • культура воплощает свое богатство в творчестве и творческом преображении реальности;
  • культура сложно уловима, но проявляется достаточно ярко на фоне других культур;
  • культура находятся всюду, она внутри каждого, в его поведении и в ценностях;
  • культура – феномен социальный, коллективный, хотя отдельный человек является носителем той или иной культуры;
  • культура обладает границами, но нередко они размыты и не всегда можно отделить одну культуру от другой.

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *