О значении научно-богословского форума в деле сохранения нравственных ценностей, об Урале как «Русской Голгофе» и примере духовно-нравственного просвещения общества, о диалоге с молодежью в интервью нашему корреспонденту рассуждает профессор Московского православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Наталия Юрьевна Сухова.

Доктор церковной истории, доктор исторических наук Наталия Юрьевна в седьмой раз принимает участие во Всероссийской научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История», которая проходит в Екатеринбургской митрополии по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла.

— Наталия Юрьевна, Вы неизменный участник и один из главных докладчиков конференции «Церковь. Богословие. История» на протяжении всего периода ее существования. Что для Вас Екатеринбург и данный научный форум?

— В этом году замечательная научно-богословская конференция «Церковь. Богословие. История», организуемая совместными усилиями Екатеринбургской епархии и Екатеринбургской духовной семинарии, проводится седьмой раз. Я с большим интересом седьмой раз участвую в этой конференции, так что могу считать себя не только ее «долгожителем», но в каком-то смысле также и соорганизатором.

Для меня это, конечно, большая радость, потому что Урал в жизни России значит очень много, в том числе, и в духовном смысле. Конечно, в эти юбилейные годы вспоминается, прежде всего, Царская семья, «Русская Голгофа». Это тот камертон, который задал Урал всей российской жизни и в эпоху гонений, и далее — в эпоху возрождения, ибо на примере как Царственных мучеников, так и всего сонма новомучеников и исповедников российских воспитываются поколения. Или, по крайней мере, должны воспитываться. С этим примером сверяют свою жизнь современные члены Церкви – хотя, конечно, в относительно мирной жизни представить «предельную» ситуацию, в которой надо дать решительный – такой же «предельный» — а точнее, «запредельный» — ответ, очень сложно, даже, видимо, невозможно. Но пример новомучеников, хотя он и «запределен», очень важен в нашей реальной жизни.

Екатеринбург – столица Урала, и мы привыкли относиться к нему именно как к центру России. Даже если на окраинах нашего отечества какие-то нестроения, какие-то смущения, модернизм, новизны, которые могут смущать, огорчать, то есть надежда, что вот этот надежный центр удержит от «расшатывания», даст какие-то плодотворные и здоровые соки.

Конференция «Церковь. Богословие. История» собирает замечательные силы: и научные, и церковно-практические. Очень важно, что активно участвует и духовенство епархии – не только с докладами: на пленарном заседании всегда полный зал, приятно видеть столько духовенства, имеющего интерес к церковной истории, богословию, новым идеям, концепциям, выводам. Всегда есть надежда, что священники понесут эти знания своим прихожанам — и многовековое упование русского народа на духовное просвещение наконец начнет исполняться.

Очень радостно, что участвуют студенты семинарии. Так как с семинариями, духовными школами я связана и своими научными исследованиями, и преподавательской деятельностью, для меня, конечно, стремящиеся к знаниям семинаристы и, тем паче, занимающиеся исследованиями, делающие доклады – бальзам на душу, самый лучший подарок, торжество.

Как мне кажется, эта конференция получила высокое звучание не только в рамках Урала, и даже не только в рамках России. Задаются очень хорошие темы, удачно компонуются секции, активно участвует весь Екатеринбург. Важно, что заседания проходят не только в епархиальном управлении, но и в центре «Царский», в Миссионерском институте, несколько секций проводится в семинарии. Организаторы всегда стараются сводить участников конференции в местные интеллектуальные центры (учебные заведения, библиотеки), свозить по святым местам. Поэтому с этой конференцией связано чувство церковного и научного торжества. Это для меня, наверное, главная радость.

— Насколько такие конференции могут быть полезны духовному просвещению российского общества?

— Мне кажется, что Екатеринбург являет в этом отношении один из лучших примеров. Здесь действуют телеканалы, которые свои передачи распространяют не только на Екатеринбург, Урал, но и на всю Россию. В Москве и Петербурге, в Европе, в Америке смотрят именно эти каналы – это достойная оценка!

Мне кажется, что очень важно распространять духовное просвещение через учебные центры. И то, что в Екатеринбурге и это делается – преподаватели светских вузов преподают в семинарии, преподаватели семинарии преподают в светских вузах – очень важно. Общение светских и духовных студентов, светских и духовных преподавателей – чрезвычайно важно! Научные форумы, общестуденческие конференции – это здорово, это обязательно надо развивать. Екатеринбург уже подает в этом хороший пример. Но есть и перспектива, которая на наших конференциях также прослеживается.

— Не случайно в работе конференции активное участие принимает молодежь. Ей же были посвящены недавние Рождественские чтения. В чем, по-вашему, секрет работы с молодыми, как наладить взаимопонимание и взаимодействие поколений?

— Я выскажу свое личное мнение: несмотря на то, что сейчас молодежь выросла в новых культурных и технических условиях, это «дети интернета», слой «технической оснащенности», нового понятийного аппарата и пр. иногда кажется перегородкой между поколениями. Но мне думается, что в самом главном никаких противостояний и отрывов поколений нет – это те человеческие ценности, которые по сути определяются христианскими ценностями, даже если общество это не всегда сознает. Возможно, это мне так кажется, так как я со студентами работаю много, но это преимущественно студенты духовных школ. Даже если они поддаются на современные соблазны и смущения, все же перспектива у них сотериологическая, и рано или поздно это определяет и все прочее, каждодневное…

И старшему, и младшему поколениям важно понять, что система мышления сейчас немного иная, но ценности остаются неизменными. Здесь важна работа со всех сторон, но, возможно, инициатива должна исходить от взрослого поколения – жизненный опыт обязывает и дает большие возможности.

Мне кажется, проблемы «отцы и дети» в христианской перспективе просто быть не может; главное – всегда иметь в виду иерархию ценностей и не путать мелочи с главным. Думаю, что и молодежь, по крайней мере, значительная ее часть, понимает это.

— Несмотря на то, что сегодня молодежь пытаются отвлечь протестными настроениями…

— Да, и работают в этом направлении профессионально. Конечно, нам каким-то приемам надо учиться. Но, уверена, главный прием – это любовь, это желание смотреть глаза в глаза, не прячась за какие-то новомодные методы и т.д.

Потому что любая душа человеческая – она христианская, как известно. И она чувствует это добро, чувствует любовь. Падать всем легко — сила тяжести помогает… Но рано или поздно все-таки душа стремится выше. И очень важно не пропустить этот момент, и поддержать, помочь этому восхождению.

Духовенство

Протоиерей Максим Шевцов — настоятель храма с августа 2012 года.
Родился 11 июля 1977 года в городе Ставрополе.
В 1998 году окончил Московскую духовную семинарию.
В 2002 году окончил Московскую духовную академию.
Кандидат богословия.
8 января 1999 года рукоположен в сан диакона ректором Московской Духовной Академии епископом Верейским Евгением. Им же 20 мая 1999 года, на праздник Вознесения Господня, рукоположен во иерея в Покровском академическом храме.
С 2003 по 2012 год являлся клириком кафедрального соборного Храма Христа Спасителя.

Протоиерей Николай Скурат — клирик храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке в Москве.
Родился 8 июня 1959 года в Москве.
В 1982 году окончил Московский институт электроники и информатики.
В 2003 году окончил Московскую духовную академию.
В марте 1996 года рукоположен во диакона архиепископом Одинцовским Иовом.
В марте 1998 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II рукоположен во иерея.
Женат, имеет семерых детей.

Протоиерей Андрей Чернеев — клирик храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке в Москве.
Родился 4 июля 1973 года в Ростове-на-Дону.
В 2002 году окончил Московскую духовную академию.
В декабре 1996 года архиепископом Верейским Евгением (Решетниковым), ректором МДАиС, рукоположен во диакона.
В сентябре 1997 года архиепископом Верейским Евгением (Решетниковым), ректором МДАиС, рукоположен во иерея.
Женат, имеет шестерых детей.

Иерей Андрей Дорохин — клирик храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке в Москве.
Родился 8 июля 1970 года в Москве.
В 1992 году окончил Московский авиационный технологический институт им. К.Э.Циолковского.
В 1998 году — окончил Финансовую академию при Правительстве РФ.
С 1995 года нес послушание алтарника и чтеца в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках в Москве.
В 2004 году окончил Московскую духовную семинарию.
В 2007 году окончил Московскую духовную академию.
В марте 2004 года архиепископом Верейским Евгением (Решетниковым), ректором МДАиС, рукоположен во диакона.
В 2006 году архиепископом Верейским Евгением (Решетниковым), ректором МДАиС, рукоположен в иерея.
С 2002 года по настоящее время несет послушание в Учебном комитете Русской Православной Церкви.
Женат, имеет шестерых детей.

Иерей Владимир Сердюк — клирик храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке г. Москвы.
Родился 5 июля 1992 года в Москве.
В 2012 году окончил Московское государственное училище музыкального исполнительства им. Фредерика Шопена.
В 2017 году окончил бакалавриат Сретенской Духовной семинарии.
В 2019 году окончил магистратуру Сретенской Духовной семинарии.
Магистр богословия.
17 апреля 2016 года рукоположен в сан диакона ректором Сретенской Духовной семинарии епископом Егорьевским Тихоном в Соборном храме Владимирской иконы Божией Матери Сретенского ставропигиального мужского монастыря.
7 мая 2019 года рукоположен во иерея митрополитом Истринским Арсением, первым викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в Архангельском соборе Московского Кремля.
С 2016 года по настоящее время несет послушание в Управлении Московской Патриархии по г. Москве.
Женат, воспитывает сына.

Духовенство в истории

Причт храма в XVII столетии состоял из cвященника, диакона, дьячка и пономаря. О происхождении священников того времени, образовании и деятельности ничего неизвестно. Имеющиеся источники (в основном, Приходные книги Патриаршего приказа) не позволяют воссоздать последовательность и время их служения в целом. Однако следует обозначить имена, дошедшие до наших дней.

Известно, что в 1625 году в Обыденской церкви служил священник Игнатий. Через него внесена от Илии-Обыденской церкви дань в количестве 12 алтын с деньгою (приходная книга Патриаршего приказа 1625 года). О. Игнатий значится в приходных книгах по 1629 год включительно.
В документах 1642 года упоминается священник Иоанн (по приходной книге 1642 года). О. Иоанн упоминается настоятелем в 1652–1684 годах. С 1643 по 1653 год, очевидно, вторым священником «был священник Семен».

В 1686 году здесь служил священник Иродион Афанасьев (по приходным книгам того же года). Иродион «был священником» в 1686–1689 годах. В 1687 году упоминается Иоанн Иосифов (приходная книга того года).
О служении в храме священника Василия известно с 1702 года. При нем началось строительство каменной церкви на иждивение думного дьяка Гавриила Федоровича Деревнина. К этому же времени относится упоминание первого диакона прихода — Иоанна (приходные книги Патриаршего приказа 1694, 1701 и 1704 годов).
О жизни храма и прихода в ХVIII — первой половине ХIХ века сохранились лишь отрывочные сведения: имена жертвователей, иногда — священников. Со второй половины ХIХ века о жизни храма известно гораздо больше.
Много лет, с 1867 года до конца ХIХ века, настоятелем храма был протоиерей Иоанн Матвеевич Лебедев. Двадцатипятилетие его служения было торжественно отпраздновано в 1892 году. В «Московских церковных ведомостях» читаем: «В адресе указывалось на серьезные заслуги юбиляра перед приходом, для которого он возобновил храм, бывший до него в запущенном состоянии, учредил попечительство о бедных, устроил еще около двадцати лет назад церковноприходскую школу и постоянно заботился об ее процветании, открыл богадельню при церкви и вообще всеми силами старался содействовать улучшению духовного и материального состояния своих прихожан».
Священник Андрей Иванович Соколов служил на этом приходе с конца 90-х годов ХIХ века до 1917 года. Его послереволюционная судьба неизвестна, однако до начала 1920-х годов он был здесь настоятелем; его сменил протоиерей Виталий Лукашевич. Приблизительно с 1920-х годов он стал настоятелем, до начала 1930-х годов единственным священником прихода. Доброжелательный и бескорыстный протоиерей Виталий снискал любовь и глубокое уважение пасомых. Отвергнув обновленчество, он запрещал бывать на богослужении в оскверненном храме Христа Спасителя; сурово порицал увлекавшихся А. И. Введенским. В эти годы диаконами в храме был сначала отец Сергий Меньшов, художник-самоучка, а затем отец Симеон Балабанов. В 1930-е годы многие диаконы ушли на государственную службу, в том числе и отец Симеон.
С 1930-х годов в храм стали вливаться общины верующих из закрытых к тому времени церквей: Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах с протоиереем Георгием Чинновым и протодиаконом Александром Любимовым, Воскресения Словущего на Остоженке с протоиереем Николаем Митропольским и протодиаконом Николаем Мороювым, Успения Пресвятой Богородицы на Остоженке с протоиереем Сергием Орловым и диаконом Сергием Вознесенским. Отец Виталий всех по-братски принимал.

По доносу в 1936 году протоиерей Виталий был переведен в единственную тогда действовавшую церковь в Загорске. Через год его арестовали. Из Уссурийского лагеря он писал родным, даже присылал засушенные им растения. Истинно добрым пастырем проявил он себя и в лагере, духовно заботясь о товарищах по заключению. О. Виталий умер 27 ноября 1938 года, посмертно реабилитирован.
30 марта 1936 года указом Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) настоятелем Обыденского храма был назначен протоиерей Александр Васильевич Толгский (1880–1962). На этом посту он служил непрерывно 26 лет до дня своей кончины, удостоен всех возможных церковных наград.
В 1938 году на Обыденский приход был переведен отец Николай Павлович Тихомиров (1896–1981).
В конце войны клир состоял из двух священников — отца Александра Толгского и отца Николая Тихомирова — и протодиакона Николая Орфенова. До смерти протоиерея Александра Толгского отец Николай был вторым священником, а после кончины настоятеля заступил на его место (1962–1985).
В послевоенные годы возникла настоятельная необходимость увеличить число священников до трех-четырех, не считая «помогавших». Третьим, а по смерти отца Александра Толгского вторым, священником, отдавшим храму всю жизнь, был замечательный пастырь — протоиерей Александр Николаевич Егоров (1927–2000), служивший на приходе с сентября 1951 года.
Следующим настоятелем стал протоиерей Ерос Дамианович Ясенчук. В декабре 1986 года его сменил и в течение 20 лет нес обязанности настоятеля протоиерей Алексей Сергеевич Лапин. С сентября 2006 года отец Алексий являлся почетным настоятелем храма — вплоть до 1 сентября 2018 года, когда батюшка отошел ко Господу.
Добрую память в сердцах прихожан оставил протоиерей Владимир Иванович Смирнов (1903–1981), служивший в Обыденском храме в 1954–1978 годах. Третьим священником стал отец Петр Дьяченко. К печали прихода, он неожиданно умер еще не старым 10 июня 1991 года.
На Обыденском приходе непродолжительное время служил незабвенный многолетний прихожанин, а затем священник протоиерей Глеб Каледа.
Невосполнимой для храма была потеря скончавшегося в начале 1995 года замечательного протодиакона Николая Николаевича Орфенова, служившего здесь с начала 1940-х годов.
Вечная память всем почившим священнослужителям!

СКУРАТ КОНСТАНТИН ЕФИМОВИЧ

Проф. Константин Скурат

Константин Ефимович Скурат (род. 1929), заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор церковной истории, доктор богословия

Родился 1 сентября 1929 года в крестьянской семье села Комайск Витебской области (Западная Беларусь). Его родители воспитывали трех своих сыновей в строго православном духе.

Учился в польской школе, немецкой (в годы оккупации) и советской. Общеобразовательную среднюю школу окончил с отличием (получил серебряную медаль).

В 1951 году окончил Минскую духовную семинарию, в 1955 году — Московскую православную духовную академию со степенью кандидата богословия за труд на тему “Христианское учение о молитве и ее значении в деле нравственного совершенствования” был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата по кафедре истории Русской Церкви и преподавателя семинарии. В разные годы преподавал Катехизис, Историю Русской Церкви, Общую церковную историю, Догматическое богословие, Греческий язык, Патрологию и Историю Древней Церкви.

В 1964 году удостоен звания доцента.

В 1970 году защитил магистерскую диссертацию на тему “Сотериология святого Афанасия Великого” и был удостоен звания профессора, а в 1978 году — докторскую на тему “Поместные Православные Церкви”.

С марта 1976 г. — член Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства.

С 1994 г. — член Синодальной богословской комиссии.

С 1989 г. — член Комиссии по изучению материалов о репрессированных в советский период духовных лицах и мирянах Русской Православной Церкви.

Заслуженный профессор МДА, на 2012 год преподаёт Катехизис в семинарии и Патрологию в академии.

В июне 2014 года удостоен звания доктора богословия .

Видео

Киностудия Московской духовной академии. Лица академии — К.Е.Скурат, 2012

Труды

Стипендиатский отчёт и диссертации

  • Христианское учение о молитве и ее значении в деле нравственного совершенствования. Курсовое сочинение (кандидатская диссертация). Загорск, Троице-Сергиева Лавра, 1955. Машинопись. Библиотека МДА.
  • Митрополит Платон, его жизнь и деятельность. Отчет профессорского стипендиата по кафедре Истории Русской Церкви. Московская духовная академия, 1955-56 гг. Машинопись. Библиотека МДА.
  • Сотериология святого Афанасия Великого. Магистерская диссертация в четырех томах. Московская духовная академия, 1970. Машинопись. Библиотека МДА.
  • Поместные Православные Церкви. (Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чехословацкая и Православная Церковь в Америке). Докторская диссертация в восьми томах. Московская духовная академия, 1977.

Публикации

  • Собрание трудов в 16 томах:
    • Том I. Сборник отдельных статей и заметок за 1955-1965 гг. Загорск. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1965. — 337 с. Машинопись. Библиотека МДА
    • Том II. Сборник отдельных статей и заметок за 1955-1965 гг. Загорск. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1965. — 265 с. Машинопись. Библиотека МДА
    • Том III. Отзывы на курсовые сочинения студентов Московской духовной академии, на отчеты профессорских стипендиатов, магистерские диссертации, на докторский труд и др. 1960-1975 гг. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1975. — 290 с. Машинопись. Библиотека МДА
    • Том IV. Сборник отдельных статей за 1965 — 1976 годы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1976. — 355 с. Машинопись. Библиотека МДА
    • Том V. Сборник статей за 1977-1978 гг. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1978.- 320 с. Машинопись. Библиотека МДА
    • Том VI. Сборник статей за 1979 год. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1979. — 350 с. Машинопись. Библиотека МДА
    • Том VII. Учебные материалы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, академия, 1979. — 210 с. Машинопись. Библиотека МДА
    • Том VIII. Сборник статей за 1980-1982 гг. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1982. — 246 с. Машинопись. Библиотека МДА
    • Том IX. «Идите и научите» сборник проповедей. К трехсотлетию Московской духовной академии (1685-1985). Славному юбилею – скромный труд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1985. — 342 с. Машинопись. Библиотека МДА
    • Том Х. Сборник статей за 1980-1982 гг. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1986. — 365 с. Машинопись. Библиотека МДА
    • Том XI. Отзывы на дипломные и курсовые сочинения студентов Московской духовной академии, на отчеты профессорских стипендиатов и аспирантов, на магистерские диссертации, на труд митрополита Сардского Максима и др. 1976-1988 гг. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1988. — 307 с. Машинопись. Библиотека МДА
    • Том XII. Сборник статей за 1987-1988 гг. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1988. — 263 с. Машинопись. Библиотека МДА
    • Том XIII. О святом православии. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1991. — 151 с. Машинопись. Библиотека МДА
    • Тома XIV, XV (В одном переплете). Сборник статей за 1989-1993 гг. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. — 386 с. Машинопись. Библиотека МДА
    • Том XVI. Разное. Московская духовная академия, 1995. — 250 с. Машинопись. Библиотека МДА
    • Том XIX. Сборник статей за 2002-2003 гг. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2003. – 147 с. Машинопись. Библиотека МДА
    • Том XXI. Святитель Игнатии (Брянчанинов) наставляет. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2004. — 172 с. Машинопись. Библиотека МДА
  • История Поместных Православных Церквей. Учебное пособие. В 2-х томах.
  • Православное вероучение и нравоучение в церковной литературе Святой Руси XI-XVII веков. Белорусский Экзархат Московского Патриархата, Минск, 1995.
  • Православная вера: краткое изложение книги «Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной». М. 1996.
  • Идите и научите: Сборник проповедей. – Минск: «Лучи Софии» 1998.
  • Необыкновенное в обыкновенном: сборник рассказов. – Клин. 1999.
  • Великие святые учители. Машинопись МДА 1999.
  • Великие учители Церкви. – Клин: Фонд «Христианской жизни» 1999.
  • Христианское учение о молитве и её значение в деле нравственного совершенствования. – Клин. 1999.
  • О святом Православии. 2002.
  • Золотой век святоотеческой письменности. – Учебное пособие по патрологии. ТСЛ 2003.
  • Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси. Изд. Дом «Покров». 2003.
  • Святитель Игнатий (Брянчанинов) наставляет. МДА 2004.
  • Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I-II вв.). Учебное пособие по патрологии. ТСЛ 2005.
  • Патрология. Период посленикейский (IV в.- первая половина V в.)
  • Лампада Глинская: Старчество в современном мире. М. 2005.

В разное время многочисленные статьи К. Е. Скурата неоднократно публиковались в различных изданиях Русской Православной Церкви («Богословские Труды», «Журнал Московской Патриархии», «Православнiй Вiснiк», «Вестник Белорусского Экзархата», «Stimme der Orthodoxie», «Богословский Вестник», «Даниловский Благовестник», «Троицкое Слово», Юбилейные сборники…) и других Поместных Православных Церквей (Болгарской, Польской, Македонской), а также Лютеранской церкви Германии и Лютеранской церкви Финляндии.

Награды

  • орден св. кн. Владимира III степени (1971)
  • орден св. кн. Владимира II степени (1979)
  • орден прп. Сергия Радонежского III степени (1985)
  • орден прп. Сергия Радонежского II степени (1989)
  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского III степени (1995)
  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского II степени (1999)
  • орден свт. Макария Московского II степени (2004)
  • орден прп. Сергия Радонежского I степени (2014, во внимание к многолетним трудам на благо Святой Церкви и в связи с 85-летием со дня рождения)
  • орден свят. Кирилла Туровского I степени
  • ордена Александрийской, Болгарской Православных Церквей, медали Иерусалимской и Румынской Православных Церквей

Использованные материалы

  • Константин Ефимович Скурат Страница официального сайта Московской духовной академии
  • Священники Сергий Забелич и Алексий Яковлев. Об авторе // К. Е. Скурат. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I-III вв.). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, МДА, 2005. С. 247-250

Архиепископ Верейский Евгений вручил дипломы доктора богословия новость на официальном сайте Московского Патриархата, 17.06.2014:

Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжества по случаю 200-летия пребывания Московских духовных школ в Троице-Сергиевой лавре. Официальный сайт Московского Патриархата, 14.10.2014:

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *