Великий православный пост: правила для тех, кто постится впервые

В этой статье мы опишем вам базовые принципы православных постов. Шесть простых правил, которые помогут разобраться впервые постящимся и бывалым христианам.

Первое правило православного поста: дело не в еде

С наступлением постного времени интернет и эфир заполняются подробнейшими гастрономическими указаниями о том, что отныне можно, а что нельзя вкушать православным. Указания эти бывают порой, мягко говоря, странными – несколько лет назад на одном из центральных телеканалов в список «запрещенных продуктов» попал, Бог весть почему, морковный сок.

Добавляют ажиотажа и календари, до сих пор активно перепечатывающие предписания монастырского устава с его сухоядением, а иногда и полным воздержанием от пищи.

Глядя на всю эту «постную вакханалию», я вспоминаю выражение Иоанна Дамаскина: «Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы». И как человек, в свое время не успевший, но честно пытавшийся испортить здоровье буквальным соблюдением Типикона, хочу напомнить правило, ставшее в последнее время повсеместным: меру Вашего поста Вы определяете в личной беседе с духовником или исповедующим священником.

И не стоит приходить на нее со списком и «поштучно» утверждать виды разрешенных продуктов. Основная идея здесь – пост – это не ритуал «священного вкушения картошки», а наша жертва Богу. И уж конечно, он не должен превращаться в кратчайший способ попасть в больницу.

Пост призван дисциплинировать, но при этом быть посильным. Шахтер не может поститься так, как домохозяйка, студент – как пенсионерка с гипертонией, не говоря уже о детях, беременных или, например, диабетиках, для которых отказ от пищи или отдельных продуктов может быть смертельно опасен.

Весьма неплохо «компенсировать» «допуск запрещенных продуктов» в ваше меню бóльшей разборчивостью в пище духовной. Например, можно почитать хорошие, не обязательно даже «духовные» книжки, которые вы так давно откладывали. А вот телевизор и соцсети ваше отсутствие в течение семи недель вполне себе переживут.

И все-таки еще немного про еду

С другой стороны, допускаемые послабления тоже должны быть разумны. И, поверьте, взрослый, условно здоровый человек обходиться без животной пищи в течение семи недель без ущерба для здоровья может вполне.

Да, при этом немного меняется физическое состояние, к этому просто надо привыкнуть. При переходе на растительную пищу есть, как правило, хочется чаще (особенно если на улице холодно). Может, особенно поначалу с непривычки, меняться настроение.

Как правило, подобные проблемы переносятся легче, если в пост входить плавно и использовать Масленицу именно как «сырную седмицу», а не «блинную обжираловку». Выход из поста тоже требует определенной умеренности, но мы пока не об этом.

Разумный подход надо проявить и тем, кто регулярно занимается спортом. Если вы не член олимпийской сборной, то до Пасхи вполне можете удержаться от рекордов – ведь ресурсов стало меньше, а организм не железный. Зато спортивное упорство и выдержка пригодятся вам вполне.

Православный пост – время молитвы

Многажды говорилось, что главная цель поста – молитва. Собственно, для того, чтобы немного «вынуть» человека из его обычного состояния и направить на молитву, и придуманы все пищевые ограничения. В общем же, пост призван стать временем наблюдения себя, внутреннего спокойствия и ясности.

Молитвенные упражнения, предписанные верующим во время Великого поста, – это ряд особенных общих служб и ваше личное молитвенное правило. Мера того и другого, опять же, в разумных пределах, колеблется.

Службы в православный пост

Понятно, что присутствовать постом на всех церковных службах так, как это делали иногда древнерусские крестьяне (поскольку полевые работы в средней полосе в это время еще не начинались), современный человек, особенно житель мегаполиса, позволить себе не может. И все же есть несколько особенных богослужений, побывать на которых желательно.

В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели поста, а затем вечером в среду пятой недели (формально – на утренней службе четверга) в храмах читают Великий покаянный канон Андрея Критского. Конечно, его можно почитать дома, а теперь даже и послушать на диске. Но при возможности быть в храме – очень желательно.

Великим, а теперь и другими постами в храмах массово проводится таинство Соборования, очень созвучное постной дисциплине. Время его проведения и продолжительность в разных храмах различается, нужно просто узнать про ближайшие и выбрать удобный.

Очень помогает достойно завершить пост и подготовиться к празднику Пасхи посещение служб последней Страстной седмицы. Некоторые православные даже берут на эти дни отпуск, а в православных гимназиях – объявляют специальные каникулы.

Все перечисленное выше – ключевые моменты, которые хорошо бы не пропустить. Разумеется, что прочие церковные службы постом тоже продолжаются (правда, чуть реже служатся литургии, которые в первые шесть недель по будням бывают только в среду и пятницу). И их посещение зависит от Ваших возможностей.

Важно иметь в виду, что после Соборования необходимо при первой же возможности причаститься. То есть в обычном порядке подготовиться и побывать либо на ближайшей литургии, либо – на литургии в ближайшие выходные (разумеется, всё – с посещением вечерней службы накануне).

Также на литургии по будням могут быть отслужены полным чином Часы, и тогда служба займет больше времени, чем обычно. Впрочем, это зависит от обычаев конкретного храма, о которых стоит заранее расспросить дежурную у свечного ящика.

Молитвенное правило во время православного поста

Пост – время молитвы, и личному правилу в это время тоже стоит уделить чуть большее внимание. Но здесь опять необходимо призвать на помощь разум.

Помните, что пост – это забег на длинную дистанцию. А потому человек, решивший ежедневно в качестве подвига вычитывать пол-Псалтири, рискует бросить вообще все еще до конца первой недели. Рассчитайте свои силы, при необходимости посоветуйтесь со священником, учтите обстоятельства.

В итоге кто-то добавит что-то к набору ежедневных молитв, кто-то – просто постарается, наконец, дочитывать до конца утреннее и вечернее правило. Это – опять же вопрос совести, личных сил, времени и терпения. Главное, чтобы молитва в принципе не уходила из фокуса вашего внимания.

Фото: «Новый сад»

О ближних

Отдельных замечаний требует общение с окружающими.

Все мы живем среди людей. Это – и домашние, и наши коллеги. И именно постом нередко возникают ситуации в стиле «был бы праведником – но ближние так мешают!». Но, в конце концов, именно того человека, который стоит перед Вами сейчас, некоторые Отцы называли главным человеком Вашей жизни.

Поэтому православный пост – самое время помириться или наладить отношения. И уж конечно, он – не время раздувания конфликтов (хотя иногда с голодухи очень хочется).

К тому же на Великий пост выпадает у нас несколько гражданских праздников, сопровождающихся иногда коллективными застольями. И тут – опять призываем на помощь разум.

Понятно, что на разухабистом корпоративе православным лучше не гулять. Но немного посидеть с коллегами за столом с бутылкой шампанского и парой салатиков, демонстрируя тем самым, что православные – вообще-то не угрюмые отшельники, а вполне себе мирные люди, – можно. (Небольшой жизненный совет: принесите к столу связку бананов. В противном случае набор «шампанское+соленый огурец» вам обеспечен.)

***

Надеемся, все вышесказанное хоть немного поможет вам благополучно перебраться через обширное море поста (или, как обычно бывает, к его окончанию вновь констатировать, что «не успел, «не сделал», «не прочитал», «не стал») и достойно встретить праздник Пасхи.

И тихонечко шепотом: «Христос Воскресе!»

Первый в жизни Великий пост

Наступает Великий пост – время особых молитв и подвигов. Многие впервые вступают в него с желанием строго соблюдать церковный устав и приобрести особую духовную пользу. Это люди только приходящие к вере, новокрещенные или крещенные давно, но только сейчас начинающие воцерковляться. Что можно посоветовать человеку, который первый раз в своей жизни собирается правильно и строго провести время Великого поста? От чего его нужно предостеречь, на что обратить особое внимание? С этими вопросами мы обратились к братии Сретенского монастыря.

Самое важное – это покаяние пред Богом

Иеромонах Лука (Ауле)

Иеромонах Лука (Ауле):

‒ Вначале я бы поинтересовался у этого человека, как долго он ходит в храм и что за это время узнал, какие творения из святоотеческого наследия он читал, насколько знаком со Священным Писанием, Евангелием. И, исходя уже из этого, я бы дал ему некоторое руководство относительно прохождения Великого поста.

Тому, кто более-менее что-то знает, я посоветовал бы приобрести, конечно, святоотеческие творения, где можно почитать о наших постах и узнать, на чем конкретно надо акцентировать свое внимание, свои силы и стремления во время поста. Посоветовал бы узнать подробнее обо всех неделях Великого поста, различной строгости телесных постов. О праздниках и особых богослужениях, связанных с постом. Немножко познакомиться со структурой поста.

Тем, кто постится вообще впервые, порекомендовал бы следующее: не нужно обязательно стремиться строго всё исполнять, уклоняться исключительно в строгую букву исполнения постов. Надо помнить, что главная духовная составляющая поста – это покаяние человека, то, что человек принесет Богу в своих мыслях, в своем уме, – вот это важно.

Пост служит нам для того, чтобы ослабить действие страстей в нашем теле. Смиряется тело – и ослабляется действие страстей, человек может более глубоко и более тонко в своем уме помолиться Богу.

Но сразу приняться за строжайший пост тем, кто никогда не постился так продолжительно, – опасно. Знаю это по себе. 20 лет назад я первый раз в жизни строго постился, и мне было физически очень тяжело. В итоге я заболел, и пришлось дать себе небольшое послабление – вкусить раз или два в течение поста рыбы, потому что врачи сказали мне: твой организм еще не перестроился, не привык к постам, сделай послабление, иначе организм не выдержит.

Итак, мой совет тем, кто впервые постится, такой: не нужно обязательно поститься строго, не вкушать ничего, не пить. Если есть какая-то ситуация, когда человек хочет очень глубоко покаяться перед Богом и это просто плач его души, достаточно с благоговением, с рассуждением и советом попоститься, насколько он сможет.

И очень хорошо, когда люди, собирающиеся первый раз поститься, не хотят делать это самочинно, а спрашивают совета – прежде всего приходят за советом к священнику. Это залог успешного прохождения поприща Великого поста, потому что священник дает им благословение – и дает не от себя, а свыше: от Бога, по молитвам тех людей, которые и просят ответа у Бога через священника. По Божественной благодати священник и благословляет, и дает им рассудительный ответ.

Еще раз повторю: самое важное в Великий пост – это покаяние пред Богом. Что включает в себя покаяние? Изменение человека, изменение его жизни. А какое изменение? Ответ на этот вопрос очень важен. И перед тем, как поститься Великим постом, нужно прочитать Евангелие, и лучше всего ‒ прочитать с толкованием, чтобы правильно все понимать согласно святым отцам. Если не опираться на святых отцов, то может так случиться – и часто случается, – что у человека сложатся какие-то бредовые представления и он начнет этим бредом жить. Такое состояние называется прелестью. И тогда говорить об общении с Богом невозможно. Человек просто заболевает прелестью, а в духе прелести говорить о каких-то духовных дарованиях и общении с Богом не приходится.

Некоторые, постясь, ставят акцент на том, чтобы вызвать некое особое духовное чувство. Это неправильно. Никаких чувств не должно быть. Такие чувства часто прельщение человека. Человек должен верить в Бога, слушать Церковь, молиться, рассуждать и советоваться, а правильное состояние посещает нас, когда мы очистим и наполним Божественной благодатью свою душу. Господь посещает такого человека, и христианин радуется, потому что ощущает присутствие Бога.

При этом присутствует покаяние как залог правильного духовного расположения. Чувство глубокого покаяния, слезы о своих грехах. Человек плачет, и этим самым утешается, он чувствует в себе залог от Бога, Бог ему говорит: ты будешь прощен и будешь спасен. Блаженный плач ‒ это и есть умиление.

Когда человек ожидает, что пост принесет ему особые чувства, «блаженство», забывая при этом о покаянии, ничего хорошего не получается

Но когда человек ожидает от поста, что он будет «блаженствовать», забывая при этом о покаянии, ничего хорошего не получается. Святитель Игнатий (Брянчанинов) четко об этом говорит: когда вы встали на молитву и вас посетило умиление ‒ поблагодарите Бога; но если вы снова встали на молитву и ждете исключительно умиления – то вы в прелести.

Вот исходя из этого наставления надо всю свою духовную жизнь во время поста и построить: чтобы этот вопрос стал одним из основных, потому что человек прельщенный никогда не сможет беседовать с Богом, а истинная молитва – это прежде всего слезы и плач о грехах.

План поста и головокружение от успехов

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Иеромонах Игнатий (Шестаков):

– Впервые вступающим на стезю Великого поста настоятельно рекомендую внимательно ознакомиться с его структурой, последовательностью недель, праздников, событий и их содержанием, и все это отметить для себя, записать. Часто, имея искреннюю ревность и желание поститься с пользой для души, мы просто забываем о том или ином событии в Церкви. Это происходит из-за невнимательности, неорганизованности и элементарной теоретической неподготовленности. Нам все время кажется, что кто-то нам подскажет, что батюшки напомнят… И в итоге мы пропускаем что-то очень важное, а потом жалеем. Не понимая, что конкретно происходит в храме и на богослужении, мы не получаем в полной мере того молитвенного утешения и той пользы, которые нас ждали целый год или всю жизнь.

Было бы правильно для начала просто взять церковный календарь, просмотреть его целиком за период Великого поста: что, когда, где… Еще лучше было бы спланировать пост, взять и выписать важные моменты, составить для себя такой личный план Великого поста. Заранее прочитать обо всех неделях, что за чем следует. Когда будет канон Андрея Критского, что нас ждет на Первой недели поста, а что на Страстной седмице. Сейчас полно материалов на эту тему, собранных и в книжках, и на множестве православных сайтов. Чтение краткой содержательной информации не займет много времени, но структурирует Великий пост у нас в голове.

Вот, например, один практический момент, с которым может столкнуться новый духовный подвижник. Многие, а в особенности те, кто впервые вступает на стезю Великого поста, просто не знают, что Божественная литургия постом совершается не каждый день. Даже в столичных монастырях, где есть ежедневное богослужение. Просто таков устав поста. Это важно, чтобы человек знал, когда и какая Литургия есть, когда можно причаститься и исповедаться. В условиях мегаполиса, где сейчас и живет большая часть христиан, такие элементарные знания очень важны.

На самом деле неосведомленность и забывчивость присуща и большинству людей, считающих себя воцерковленными и во всем разбирающимися. Это вообще свойственно современному человеку: забывать о главном, а забивать голову второстепенным и ненужным. Потом мы часто жалеем, что именно это, самое важное, драгоценное прошло мимо нас из-за нашей рассеянности и суеты. С ужасом осознаём, что для нас именно это и было самым важным и вожделенным, а не та суета, на которую мы потратили наши время и жизнь. Именно для того, чтобы такого не произошло и мы не пропустили драгоценные моменты встречи с Богом, правильно будет изучить структуру Великого поста, отметить что-то, даже записать, поставить в заметки на своих гаджетах, засыпающих нас информацией. Пусть и там будут правильные «напоминалки».

Можно много говорить о том, как правильно поститься в первый раз, и здесь вновь адресовал бы интересующихся к множеству литературы на этот счет, которая сейчас доступна, так же как и беседы в видеоформате.

Но хотелось бы особо обратить внимание еще на один момент. Очень важно не забывать о таком явлении, как головокружение от успехов. Это общий для всех момент, но для новоначальных особенно. Надо все время помнить, что часто после первых успехов и духовных взлетов следуют падения. Многие по своему опыту знают, что иногда бывает после хорошо проведенной первой недели поста, молитв, всех канонов, Причастия… Когда буквально через день или час неожиданно может произойти искушение и падение.

Самое главное – не начинать превозноситься, пусть и в своих только глазах. Это прямой путь к падению

Избежать этого может в первую очередь человек смиренный и смиренномудрый. В этом случае как раз прекрасно подходит русская поговорка: «Тише едешь – дальше будешь». Не нужно сразу брать на себя ношу, превышающую наши возможности, но самое главное – не начинать превозноситься, пусть в своих только глазах. Это прямой путь к падению и потере всего приобретенного блага. Будем мудры, как змии, и кротки, как голуби. Надо поститься внимательно, осознанно и спокойно. Без раздражения и с любовью к ближним. А нашему смиренному расположению послужат дела любви и милосердия, которые во время поста столь же необходимы, как усердные молитвы и воздержание.

Не бояться и радоваться!

Иеромонах Зосима (Мельник)

Иеромонах Зосима (Мельник):

– Думаю, важным здесь является мотивация к посту, если говорить современным языком, то есть зачем человек твердо решил поститься. Очень важно желание угодить Богу. Человек только воцерковляющийся хочет максимально, как можно более усердно следовать Уставам Церкви и всем ее постановлениям: правильно молиться, правильно поститься, все делать правильно. Что можно посоветовать такому человеку? Ну, раз он уже решился это делать, то, во-первых, не бояться! Нас и Господь всегда призывает к этому в Евангелии: не бояться ничего. Не бояться голода, болезни, которая якобы сопутствует посту. Многие врачи все время предупреждают: не надо поститься, потому что будет анемия, авитаминоз и прочее. Но если мы посмотрим историю, увидим: от поста еще никто не умирал. Не бояться ступить на такой аскетический путь. И если есть усердное желание угодить Богу постом, то нужно следование полностью Уставу, пусть его называют монастырским, каким угодно, ненужным для мирян, но попробовать именно по Уставу попоститься строго особенно первую седмицу и последнюю стоило бы.

Во-вторых, нужно молиться, по той же заповеди Божией: непрестанно молитесь. И еще, как говорят святые отцы, потому что молитва и пост – это два крыла, которыми душа возлетает к Богу, к высоте небесной. Поэтому молитва очень существенна во время поста, и к ней нужно прибегать, потому что иначе сам пост, аскеза явится просто диетой, а не пособием к духовному росту; а вместе с постом молитва является действенным средством к душевному равновесию и духовному росту.

Молитва и пост – два крыла, которыми душа возлетает к Богу. Поэтому молитва очень существенна во время поста

Ну, и третий совет: радоваться. Господь говорит: всегда радуйтесь! Если будем действительно правильно поститься, правильно молиться, используя советы святых отцов, наших духовных наставников, священников, к которым мы ходим исповедоваться, то и пост, и молитва обязательно приведут к духовной радости, которую Господь сообщает вместе с той благодатью, что приходит в результате аскетических подвигов и стремления к угождению Богу.

Пост, молитва и радость вместе являются и средствами, и плодом наших духовных усилий, можно даже сказать: плодом Духа Святого, который мы приобретаем на стезях поста. Но, главное, к чему должны восходить все наши старания, все наши аскетические упражнения, молитвы, ‒ к любви. Любовь к Богу и ближним – это основание и корень того духовного древа, которое возрастает и приносит плод будущего века в Царствии Небесном.

Не упустить возможность встречи с Богом

Иеромонах Никон (Париманчук)

Иеромонах Никон (Париманчук):

‒ Надо иметь в виду, что с первого раза вообще человек, возможно, ничего и не поймет. И с десятого даже, может, не поймет. Это все собирается постепенно, накапливается какой-то духовный опыт, и только потом понимаешь, что пост-то должен быть всегдашним, просто мы не способны быть все время в бодрствующем состоянии, нам дается какое-то время для расслабления и время для бодрствования, то есть поста.

Важно не забывать, что еще нужно творить добрые дела, что это тоже входит в круг обязанностей поста. Посоветовал бы не увлекаться своими внешними успехами, любыми, даже духовными (или гастрономическими).

Не забывайте творить добрые дела: это тоже входит в круг обязанностей поста

Пост ‒ это время, чтобы увидеть свою слабость и невозможность, даже при всем усердном стремлении, выполнить то, о чем просит нас Господь: хоть в это короткое время поста быть милостивым к людям, любить Бога, любить ближних своих, воздерживаться от зла, которое можем сделать, попытаться сделать добро, которое есть возможность сделать, но нам это очень тяжело.

Во время поста нас должно сопровождать и чувство покаяния об упущенном. Чувство сожаления об упущенных возможностях, которые нам даются. Мы больше в жизни упускаем возможность встречи с Богом, не в силах отказаться от того, что любим, и это заслоняет от нас людей, которых посылает Бог нам навстречу, ‒ не всегда таких удобных, как нам хочется, от которых хлопоты, проблемы, неприятности, которым надо послужить, а через это увидеть и Господа, Который тоже пришел, чтобы послужить другим.

Различные виды поста.

Упоминание о посте встречается по мере чтения Библии от Ветхого Завета до Нового, и мы можем видеть потрясающую силу и возможности поста.

Пост– это воздержание в течение определенного времени с целью поиска лица Божьего в молитве по поводу конкретной нужды, или с целью проведения времени с Богом для укрепления внутреннего человека, вооружения себя в духовной брани. Воздержание должно быть:

– от пищи;

– от интимной (половой) близости (1Кор. 7:5);

– от чтения других книг, кроме Библии и духовной литературы;

– от просмотра телевизора;

– от любого рода развлечения или действия, которое может стать препятствием в общении с Богом.

Различные виды поста

Пост можно осуществлять по-разному. В Библии представлены четыре разновидности поста.

1. Абсолютный.При таком посте человек воздерживается от пищи и воды, т.е. ничего не кушает и не пьет (Есф. 4:16; Деян. 9:9). Проверено, что человеческое тело может нормально функционировать без пищи до 2 месяцев, но без воды всего несколько дней, поэтому абсолютный пост нельзя брать больше чем на три дня. Однако есть исключения, когда Бог говорит конкретно, например: Моисей дважды брал абсолютный пост на 40 дней (Втор. 9:9, 18; Исх. 34:28).

2. Многодневный.Это воздержание от любой пищи и питья, кроме воды, в течение нескольких дней или недель. Человек пьет только воду и ничего больше. Похоже на то, что Иисус брал такой пост, потому что Библия говорит, что по прошествии сорока дней Он взалкал, но не возжаждал; когда Давид постился семь дней, Библия говорит, что он не ел хлеб (2Цар. 12:15-20).

3. Однодневный. Воздержание от пищи и питья с вечера предыдущего дня до вечера текущего. Можно принять затем легкий ужин.

4. Неполный.

1) Воздержание от принятия пищи и питья в течение определенного времени дня.

2) Воздержание от определенного вида пищи (Дан. 10:2-3; Дан. 1:11-12).

3) Сокращение частоты принятия пищи.

* Неполный пост рекомендуется тем, кто имеет проблемы со здоровьем или другие объективные причины, препятствующие взять другой вид поста.

Пост может быть личным, т.е. в нем участвует только один человек, и групповым, который вовлекает всю семью, всю церковь или группу людей, даже целый город или страну: «пойди, собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью, и я с служанками моими буду также поститься» Есф. 4:16.

Сочетание поста и молитвы

Молитва в Писании часто сочетается с постом. Иногда в этих случаях речь идет о настойчивой молитве. Например, Неемия, услышав о поражении Иерусалима, «постился и молился пред Богом небесным» Неем. 1:4. Когда иудеи услышали о приказе Артаксеркса уничтожить их, «было большое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль» Есф. 4:3.

В Новом Завете сказано, что Анна служила Богу в храме «постом и молитвою… день и ночь» Лк. 2:37, а когда верующие антиохийской церкви «служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» Деян. 13:2. Прежде чем послать Варнаву и Савла в первое миссионерское путешествие, церковь вновь прибегла к посту: «Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их» Деян. 13:3.

Итак, пост часто сопровождал молитву. Это случалось, когда кто-то настойчиво ходатайствовал пред Богом о ком-то другом во время покаяния, поклонения или поисков водительства. Во всех этих случаях пост приносил много положительных результатов, касающихся наших взаимоотношений с Богом:

1. Усиливает в нас ощущение смирения и надежды на Бога (так как голод и физическая слабость постоянно напоминают нам о том, что сами по себе мы вовсе не сильны и постоянно нуждаемся в Господе).

2. Позволяет нам уделять молитве больше времени (так как мы не тратим время на еду).

3. Все время напоминает нам, что, так же как мы жертвуем ради Господа своим комфортом во время поста, нам следует постоянно жертвовать всем нашим существом ради Него.

4. Это прекрасная проверка самодисциплины, так как, удерживая себя от принятия пищи, которой нам хочется, мы усиливаем нашу способность сопротивляться греху, к которому мы часто склоняемся. Если мы упражняем себя в малых «страданиях» добро­вольного поста, то мы будем способны принять и больше страдания ради праведности.

5. Повышает живость ума и духа, усиливает ощущение присутствия Божьего, так как мы сосредоточиваем наше внимание не на материальном.

6. Выражает насущность и важность нашей молитвы: если бы мы не прекратили пост, мы вскоре умерли бы. Таким образом, пост символически говорит Богу, что мы готовы умереть ради изменения определенной ситуации. Пост особенно уместен, если церковь в этот момент духовно слаба.

7. Является оружием духовной войны: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» Мф. 17:21.

Хотя в Новом Завете нет требования поститься, обращенного к верующим, и не установлены какие-либо особые периоды для проведения поста, Иисус явно подразумевал, что мы будем поститься, так как Он говорил Своим ученикам: «Также, когда поститесь…» Кроме того, Иисус говорит: «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» Мф. 9:15. Жених – это Иисус, а мы – Его ученики, Он «отнят» у нас до тех пор, пока не возвратится.

Также рекомендуем: Правильный пост | Пост. Просто, понятно и доступно | беседы о правильном посте в практике и не только | Различные виды поста..

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *