Благовещение Пресвятой Богородицы: иконы, фрески, мозаики

Благовещение — один из самых ранних по времени создания сюжетов в христианском искусстве. Первое изображение, интерпретируемое как Благовещение, находится в римских катакомбах. Источниками для иконографии Благовещения служили как Священное Писание (Лк. 1:26-38) так и устное Предание, зафиксированное позже в апокрифических Протоевангелии Иакова (гл. 10, 11) и Евангелии псевдо-Матфея (гл. 8, 9).

Росписи катакомб Присциллы. Середина III в (?). Рим

Ранние изображения можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся композиции, где Богородица представлена сидящей слева или, реже, справа от архангела. Она может просто слушать, делая жест рукой, или прясть.

Триумфальная арка базилики Санта Мария Маджоре. 432-440 г. Рим. Фрагмент

Ко второй группе можно отнести сцены, в которых Богоматерь изображена вставшей навстречу благовестию архангела. Памятники этого типа имеют сиро-палестинское происхождение. Начиная с VI века такая схема становится популярной в Восточной части империи. Ее происхождение связано с особенностями церемониала: императорские указы всегда выслушивались стоя.

Оклад Евангелия. 2-ая пол. V в. Сокровищница Дуомо, Милан

Согласно преданию, Деве Марии выпал жребий прясть пурпурную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына разодралась надвое. Изображение прядущей Богородицы почти повсеместно распространилось в Византии к XII веку. При этом Богоматерь могла изображаться как сидя так и стоя. Такое возвращение к архаическому иконографическому изводу можно объяснить распространением в этот период текста «Гомилии Иакова Коккиновафского», в котором излагались детали Предания.

Однако, мотив рукоделия не мог восприниматься только как некая бытовая подробность. Тонкая красная нить — указание на то, что из чистых и девственных кровей Приснодевы соткалась пречистая плоть Спасителя. Темы Воплощения и таинственного зачатия акцентируются в знаменитой иконе «Благовещение Устюжское». На лоне Богородицы, теми же пурпурными оттенками что и Ее мафорий, написан образ Христа Еммануила. Богоматерь как бы придерживает Его правой рукой, между пальцев которой тянется яркая красная нить. Тексты, тождественные такому художественному образу, присутствуют и в гимнографии: «Пречистая! Мысленная багряница — плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного, потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу» (перевод Богородична 8-ой песни Великого Канона).

Устюжское Благовещение. Из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде. 30-40-е г. XII в. ГТГ, Москва

Начиная с XII века художники обращаются к апокрифическому тексту, сообщающему, что в момент явления архангела Приснодева читала Священное Писание. Богоматерь начинает изображаться с книгой в руках или перед аналоем, на который положено раскрытое Писание. Этот иконографический вариант получил широкое распространение в Западной Европе, откуда он в конце XVI века проникает на Русь. В период Позднего Средневековья и Нового времени русские мастера часто изображают Богородицу читающей книгу пророка Исаии, а Архангела Гавриила с пальмовой ветвью или лилией в руке.

Икона из иконостаса церкви села Селезениха Тверской губернии. Кон. XVIII в. ГосНИИР, Москва

В конце XIII — начале XIV века мастера стремятся наполнить Евангельские сцены движением, действием, второстепенными персонажами и деталями. Так, в композиции Благовещения появляется служанка. Она может быть представлена как бы подслушивающей, выглядывающей из-за колонны, или сидящей за рукоделием у ног Богоматери.

Византийская икона. 1-ая четв. XIV в. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Дева Мария может изображаться держащей клубок в левой руке, правой же, свободной, Она может обращаться к архангелу с так называемым «жестом речи». Сам жест может иметь различное истолкование. Широкий жест поднятой и слегка отведенной в сторону руки — это жест диалога. Если рука Пречистой поднята на уровень груди или шеи, а кисть обращена тыльной стороной к зрителю, то жест демонстрирует согласие и принятие Богородицей Промысла Божиего, выраженное в словах: «Се раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

Богородица из композиции «Благовещение». Мозаика ц. Успения в Дафни. Около 1100г. Греция

Если же кисть развернута ладонью наружу и как бы выставлена вперед (характерный жест отрицания), то такой нюанс может передавать изумление и недоуменное вопрошание: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). Этот жест особенно часто встречается в византийском искусстве VIII-IX веков.

Резная икона из слоновой кости. 2-ая пол. X в. Византия. Государственный Эрмитаж. Фрагмент

Параллельно с «классической» иконографией Благовещения существовала композиция, изображающая «Благовещение у источника» (у кладезя). Согласно Преданию, Дева Мария впервые услышала архангельское приветствие, когда отправилась за водой. Само же явление благовестника произошло после возвращения Богородицы в дом. Изображения этого события появляются уже в раннехристианском искусстве. Например, на одном из клейм резного оклада из сокровищницы Миланского собора Приснодева представлена набирающей кувшином воду источника, бьющего из скалы.

Благовещение у источника. 2-ая пол. V в. Сокровищница Дуомо, Милан. Фрагмент

Сюжет «Благовещение у источника» можно встретить на стенах византийских и древнерусских храмов в составе цикла росписей, посвященных Богородице.

Благовещение у кладезя. Фреска ц. Перивлепты в Охриде. 1295 г. Македония

Саркофаг Браччофорте. Нач. V в. Равенна, Италия

Диптих из слоновой кости. VI в. Сокровищница Дуомо, Милан. Фрагмент

Шелковая ткань из «Латеранского сокровища». VI-VII в. Музеи Ватикана

Архангел Гавриил. Фрагмент фрески церкви Санта Мария Антиква. Середина VII в. Рим

Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. 989 г. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения

Фреска пещерной церкви Пюренли Секи. X- 1ая пол. XI в. Каппадокия, Турция

Фреска церкви Токали Килисе. X-XI в. Гёреме, Каппадокия,Турция

Софийский собор. Около 1037г. Киев. Совмещенные фрагменты мозаики на алтарных столбах

Архангел из композиции «Благовещение». Мозаика ц. Успения в Дафни. Около 1100г. Греция

Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Икона-эпистилий. 2-ая пол. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Византийская икона. Конец XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Архангел из композиции «Благовещение». Фреска церкви св.Георгия в Курбиново. 1191г. Македония

Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия

Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408 г. ГТГ, Москва

Назарий Истомин Савин. Икона из Михайло-Архангельского монастыря Великого Устюга. 1614-1615 г. Северо-Двинский музей

Симоне Мартини. Благовещение с двумя святыми. 1333 г. Галерея Уффици, Флоренция

Донателло. Алтарь Кавальканти. Около 1435 г. Церковь Санта Кроче, Флоренция

Рогир ван дер Вейден. 1445 г. Лувр, Париж

Фра Беато Анджелико. 1450 г. Фреска из монастыря Сан Марко, Флоренция

Приписывается Петрусу Кристусу. 1440-1450-е г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Леонардо да Винчи. 1472-1475 г. Галерея Уффици, Флоренция

Антонелло да Мессина. Мария Аннунциата. Около 1476 г. Национальный музей, Палермо

Гуго ван дер Гус. Алтарь Портинари. Вид в закрытом положении. Ок.1475 г. Галерея Уффици, Флоренция

Сандро Боттичелли. 1489-1490 г. Галерея Уффици, Флоренция

«Мария Аннуциата» — одна из самых известных картин великого итальянского художника Антонелло да Мессины (1429/31 — 1479). Знаменитый художник Раннего Возрождения написал картину в 1475 году. Дерево, масло. Размеры: 45 x 34,5 см. В настоящее время находится в Национальном музее Палермо.

«Мария Аннуциата» имеет характерные черты живописи Да Мессины. Художники эпохи Раннего Возрождения, можно сказать, только-только постигали искусство живописи. Это было время, когда великие художники находили новые формы, изобретали новые техники и стилевые решения, стали знамениты своими экспериментами с живописью. Творчество художников Возрождения напрямую отразилось на искусстве всех последующих поклонений художников и до сих пор является примером для начинающих живописцев. Антонелло да Мессина не является исключением из правил.

Для кисти данного живописца особенно характерны потрясающие по глубине и реалистичности портреты людей, а также картины на религиозные темы. В картине «Мария Аннуциата», а также картине «Благовещение», художник изобразил погрудный портрет женщины. Здесь мы можем увидеть, что Антонелло да Мессина пытается выразить невыразимое через символические вещи. Большинство художников изображали Благовещение именно как жанровые сцены, однако Антонелло отходит от этой практики и выражает ощущение духовной связи с высшим, как внутреннее состояние Марии Аннуциаты. Её взгляд, поза головы и рук, выражение лица — всё говорит о том, что в этот момент Мария находится далеко от бренного мира.

Мария Аннуциата находится на чёрном фоне, как бы подчёркивая этим и свою внешность и свою отрешённость от мира. Однако в своей картине Антонелло да Мессина смог подчеркнуть глубину картины, отодвинув фигуру женщины на задний план при помощи пюпитра и книги, которая находится перед Марией.

Картина «Мария Аннуциата» Антонелло да Мессина

Хотите всегда и при любых обстоятельствах выглядеть превосходно? Этого добиться вам поможет качественная бижутерия от http://www.formygirl.ru. Бусы, серьги, браслеты, кольца и многое другое.

Устюжское Благовещение

Праздник прошел и отдание уже было, а из сердца никак не уходит…
Есть некая новгородская икона Божьей Матери «Устюжское Благовещение» писанная в 12 веке. Почему икона Благовещения названа Устюжской доподлинно не известно. Но спустя столетие пришел в Новгород иноземный князь и богатый купец Гланда Камбила, ныне святой Прокопий Праведный. Как бы там ни было, пробыв в Новгороде некоторое время, он уходит именно в Устюг и это могло быть связано каким-то образом с этой иконой.
В Устюге он стал первый юродивым на Руси, и где до самой кончины в 1303 году, жил в полном аскетизме, безропотно вынося человеческие насмешки и суровый северный климат
Из маленького городишки, а лучше сказать поселения, Устюг дорос до «Великого» к 16-му веку, во время правления Ивана Грозного. Он же приказал привести «Устюжское Благовещение» в Москву и заказал списки с этой иконы для главных соборов Руси. Считается, что икона появилась в столице в 1574 году, в котором состоялись три главные события в жизни страны и Ивана Грозного: «венчание» Ивана Грозного на царство, венчание с Анастасией — пра-пра-внучкой Прокопия Праведного и собственно канонизация Прокопия Праведного.
Днем памяти Прокопия Праведного на Московском соборе было установлено 21 июля (день его кончины). В этот день в 1579 году в Казани, взятой в 1552 году Иваном Грозным, была обретена Казанская икона Божьей Матери.
По указу Иван IV поместили «Устюжское Благовещение» в иконостас Успенского собора в Кремле. Были написаны списки для Архангельского собора (служившего великокняжеской усыпальницей) и для Успенского собора Троице-Сергеевой Лавры.
В обоих соборах «Устюжское Благовещение» стоит второй иконой налево от Царских врат.
Ныне «Устюжское Благовещение», хранится в Государственной Третьяковской галерее (зал №56 – искусство домонгольской руси)
До последнего времени существовало мнение, что икона в середине XVI в. (между 1566–1568 гг.) привезена в Москву из Устюга Великого: перед нею, будто бы, в 1290 г. молился Прокопий Устюжский об отражении «тучи каменной» от города, в котором он жил.
«…Св. Прокопий, Христа ради юродивый, объявил однажды всенародно, что Бог за грехи людей хочет наказать их и что город страшно погибнет. Прокопий умолял их прибегнуть к покаянию и просить Бога о помиловании. Ответом на призыв к покаянию были насмешки. Дни и ночи Прокопий плакал и рыдал неутешно, оставаясь на паперти церковной молиться непрестанно за всех.
Чрез неделю после проповеди Прокопия о близости наказания, в воскресенье, в полдень, явилось на небосклоне черное облако; приближаясь к городу, оно росло и наконец легло над ним черною тучею. Тьма сделалась необычайною, так что люди не узнавали друг друга; раздавались страшные удары грома, беспрерывная молния, прорезывавшая густую тьму, освещала ужас и оцепенение всякого создания; земля колебалась от ударов, воздух сделался удушлив.
Увидев грозящую гибель, народ вспомнил о проповеди Прокопия; тогда все бросились в храмы и особенно в соборную церковь к иконе Божией Матери, пред которою Прокопий не переставал проливать слезы, умоляя Ее, да ходатайствует пред Сыном Своим за людей согрешивших! И весь народ, воздев руки, со слезами вопиял ко Господу и с воплем покаяния просил заступления Божией Матери, да отвратится гнев, праведно на него движимый. Рыдания раскаивающихся мужей и жен, стоны невинных детей, моления дряхлых старцев — смешались с обильными слезами угодника Божия Прокопия.
Вслед за сим стала ощущаться перемена в воздухе; страшная туча с громом и молниями отошла от города верст на 20 и там над пустынным местом разразилась, как дождем, раскаленными камнями; лес был поломан ими и сожжен, но ни один человек, ни одно животное не погибло от праведного гнева Божия, отвращенного от людей заступлением Богоматери. С тех пор народ начал с полною верою прибегать к иконе Заступницы рода христианского….»
Устюжское предание возникло в 18 в. на основе эпизода жития Прокопия Устюжского, составленного веком ранее.
Однако использованные не дошедшие до нас сведения относились, по-видимому, к другой иконе, привезенной при Иване Грозном из Устюга в Москву. Путаница произошла еще в середине XVIII в., когда из Москвы в Устюг была торжественно отправлена копия кремлевской иконы.
Но и эта «легенда» не находит подтверждения в местных устюжских источниках.
В Устюжском летописном своде нигде нет упоминаний о перенесении чтимых устюжских икон в Москву (Устюжский летописный свод — Архангелогородский летописец, ред. К. Н. Сербиной, М., 1950). Кроме того, по известиям этого свода древние памятники Успенского собора в Устюге, находившиеся там при жизни Прокопия Устюжского, сгорели в 1496 г.: «Загореся церковь Успение изнутри, невесть от чего загореся со всеми иконами чудотворными и с кузнью, и сосуды, и книги, и не сняли и замка…».
Устюжские изображения Прокопия представляют его молящимся Одигитрии, а не Благовещению. Таковы иконы Прокопьевской церкви в Устюге Великом: Прокопий Устюжский в рост, молящийся Одигитрии, с житием в 24 клеймах, Прокопий Устюжский в рост, молящийся Одигитрии, с житием в 40 клеймах на полях.
Во втором сборнике «Вопросов реставрации» (М., 1928,), появившемся через восемь лет после раскрытия Кремлевской иконы, впервые, но без всякой аргументации, было высказано мнение о происхождении памятника из Юрьева монастыря. Это предположение в 1933 г. развил Д. В. Айналов, основав его на известии дела дьяка Висковатого, относящемся к 1554 г. («Розыск или список о богохульных строках и о сомнениях святых честных икон дияка Ивана Михайлова сына Висковатого…».
Данные сопоставляли с указанием II Новгородской летописи под 1561 г. («Новгородские летописи», СПб., 1879, стр. 93), по которому Иван Грозный взял из Новгородской Софии в Москву «образ Благовещения Юрьева монастыря» вместе с двумя иконами Софийского собора. Возможно, что с перевозкой двух софийских икон — Спаса с Петром и Павлом — связывается происшедшая ранее, до 1554 года, такая же отправка «к царю на Москву» иконы Юрьева монастыря.
Несмотря на путаницу с известиями 1554 и 1561 гг., в пользу происхождения Кремлевской иконы из Юрьева монастыря говорит установленное в Третьяковской галерее совпадение размеров Георгия из Юрьева монастыря (230 x 142, см. № 1) и Устюжского Благовещения (229 x 144, без позднейших доделок).
Сцена Благовещения содержится только в Евангелии от Луки (I, 26-38). Архангел Гавриил явился деве Марии у нее дома и поведал ей благую весть. «Мария же сказала Ангелу: «как будет это, когда я мужа не знаю?». Ангел сказал ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».
«Устюжское Благовещение» — один из самых лаконичных вариантов этого образа. Нет никаких второстепенных деталей. Архангел Гавриил обращается к деве Марии. Его поза статична и уравновешена.
Фигуры, их тяжеловесность, характерный каскад складок одеяния архангела, ораторский жест, обозначающий речь, отражают сильное влияние византийских традиций. Мария в мафории винно-красного цвета и темно-синем хитоне внимает архангелу. Ее поза выражает согласие.
Благовещение застало деву Марию за работой: в ее левой руке моток пряжи, нить которой свешивается с поднятой к груди правой руки, которой она бережно прикрывает проступающую на темном фоне почти прозрачную фигурку Младенца: (его имя (Иисус) условно передано сложением перстов архангела). Мы видим само Боговоплощение!
Над архангелом и Девой в синем полукруге изображен на красном престоле «Ветхий денми» (Ветхий днями — образ, в котором Бог явился пророку Даниилу в одном из его видений (Дан. VII, 9)), от его правой благословляющей руки к деве Марии протянулся тонкий голубой луч.
Высказывается предположение, что первоначально архангел Гавриил изображался без крыльев, т. к. левкас под крыльями датирован XVI веком.
К сожалению, верхний красочный слой на лике Богоматери утрачен. Моделировка лика архангела выполнена характерным для византийской живописи этого времени приемом постепенного наложения все более светлых слоев охры с последующей подрумянкой. Колорит иконы сдержан и несколько приглушен.
Тропарь иконе Божией Матери Устюжская («Благовещение»)
Вспетая и Всеславная Царице Богородице, / Мати всея твари Содетеля, / христианская Надеждо и Заступнице, / печальным утешение, ненадеющимся и отчаявшимся скорое надеяние, молим Тя: / милостива буди нам, грешным, / не остави раб Твоих / и не отрини моления недостойных./ Молимтися, взирающе ко образу Твоему честному / святыя и чудотвбрныя иконы Твоея / и вопиюще с плавающими и путь шествующими, / да пребудет милость Твоя. / О Владычице, ризою честною защити, / и во всяцех местех злых соблюди, / и молися к рождшемуся из Тебе Христу Богу нашему, / да спасет от грех души наша.

АВИН НАЗАРИЙ ИСТОМИН (уп. 1614–1632)

сын Истомы Савина и брат Никифора Савина. (Брюсова 1976:184.)По мнению А.И.Успенского, в XVII в. было два иконописца с именем Назарий Истомин. Основанием послужил список мастеровых людей 129 г., где написано: “Назарий Истомин, и Назарей умер, а на его место никто не взят”. После смерти Назария Истомина в 1621 г. какой-то другой иконописец с этим именем работал в Москве, выполняя заказы патриарха (Успенский 1910). Однако В.Г.Брюсова доказала, что запись относится не к 1621, а к 1648-1650 гг. (Брюсова 1976:181-184). Следовательно, все сведения о Назарии Истомине относятся к одному и тому же лицу.

В 1620 г. Назарий Истомин и другие московские иконописцы по указу царя “пишут образы в соборную Федоровскую церковь на Костроме” (Брюсова 1984).

В 1621 г. Назарий Истомин участвует в украшении “знаменьнм и письмом” новых царских хором: Столовой избы и Постельной комнаты” (Забелин 1918 /1990/). См. также: Чирин Прокопий.

6 сентября 1626 г., “по указу великого государя, святейшаго патриарха Филорета Никитича московскаго и всея Русии”, поручено было написать “в новый монастырь, что за Микитцкими вороты, в новую церковь преподобнаго отца Федора игумена Студийскаго” царские двери 3 арш. в высоту и 1 арш. 7 вер. “поперег”, “местныя” иконы — “образ Богородицы да образ Петра и Иона московские чудотворцы, и с киоты”, северную дверь, деисус — высотою 1 арш. 3 вер., 11 икон “на празелени да образ Пречистыя Богородицы за престольныя на золоте, назади Петр и Павел, да крест запрестольный на золоте” (МАМЮ. Кн. № 1. Л. 16).

Весной и летом 1627 г. Назарий Истомин реставрирует (“чинит”) стенное письмо в Успенском же соборе — “в киотех около церкви” (Там же. Кн. № 1. Л. 36 и 47).

В сентябре 1627 г. Истомин вместе с Федором Васильевым писал “тябла”, “с деисусом вверху” в церковь Трех святителей московских (Там же. Кн. № 1. Л. 49).

В октябре того же года, по приказанию патриаха Филарета Никитича, “Назарий Истомин писал „в церковь Пречистыя Богородицы Ризположения“ местныя иконы — образ святыя и живоначальныя Троицы, а мерою цка в высоту 2 аршина без дву вершков, ширина — полтора аршина без вершка, на золоте на красном. — Образ Пречистыя Богородицы стоящия с Превечным Младенцем, в высоту 2 аршина без дву вершков, в ширину аршина без вершка, на золоте на красном. — Образ Петра и Иона московкие чудотворцы, стоящие, во облаце — образ Пречистыя Богородицы, в высоту — аршин и пол 11 вершка, в ширину 14 вершков. — Два образа малые — пядницы, по одному святому на цке — преподобный отец Михайло Малеин, а на другой цке — преподобная Евдокия — на золоте”. Кроме того, Назарий Истомин “был у иконнаго письма и у стенного, у новых и у старых починок — у Ризположения и у соборныя церкви у Пречистыя Богородицы и у всяких иконных дел” (Там же. Кн. № 1. Л. 95об, 114об).

В том же году Назарий Истомин получил около 42 руб. за “деисусы, праздники и пророки” и местный образ в Ризположенскую церковь в Георгиевский придел (Там же. Кн. № 1. Л. 326об).

24 марта 1628 г., по патриаршему указу, Назарию Истомину поручено было написать шесть следующих икон “в запас”: “Образ Успения Пречистыя Богородицы с московскими чудотворцы в молении, образ Пречистыя Богородицы Владимирския, образ Пречистыя Богородицы Милостивыя, образ московских чудотворцев Петра Алексея и Ионы, образ моление московских чудотворцев Петра, Алексея, Ионы на облаце, образ Пречистыя Богородицы стоящия”. За написание этих икон Назарий Истомин 27 мая 1628 г. получил 3 руб. 28 алт. 2 деньги (Там же. Кн. № 1. Л. 327).

17 июня того же года Истомину поручили (за 1 руб.) написать “в запас” две иконы — “образ Пречистыя Богородицы Владимирския да образ Пречистыя Богородицы Милостивыя” (Там же. Кн. № 1. Л. 338об).

В этом же году Истомин “писал образ местный Илии пророка в церковь к Ризположенью”, а также “образ на полотенце трех святителей Василия Великого, Григория Богослова, Ивана Златоустаго на золоте, во облаце Святая Троица”, “олифил из собору 56 образов минеи на полотенцах да триоди” (Там же. Кн. № 1. Л. 361об, 369).

2 июня 1628 г. патриарх Филарет Никитич приказал “у соборныя церкви у Успения Пречистыя Богородицы за престолом над алтарем писати стенной письмо”. Главная роль в этой стенной росписи принадлежала Назарию Истомину (Там же. Кн. № 1. Л. 585, 585об, 586 и об).

На второй день праздника Рождества Христова, 26 декабря 1628 г., “великий государь святейший патриарх Филарет Никитич московский и всея Русии пожаловал иконописца Назарья Истомина, — благословил образом Спасовым, обложен серебром, венец и поля басмою, промену и окладу 2 рубли с полтиной. А пожаловал государь патриарх Назарья за то, что он писал в соборе над жертвенником киот” (Там же. Кн. № 3. Л. 4).

Летом 1628 г. Назарий Истомин “писал стенное письмо у соборной церкви с площади” (Там же. Кн. № 3. Л. 9).

21 февраля 1629 г., по указу патриарха, поручено было Назарию Истомину написать в “запас”, “два образа Пречистыя Богородицы Похвалы, да два образа Пречистыя Богородицы с московскими чудотворцами, да образ Пречистыя Богородицы Милостивыя, да образ московских чудотворцев Петра, Алексея Ионы, да два образа Пречистыя Богородицы молящия о народе”. За письмо этих икон Истомин получил 6 руб. 2 гривны (Там же. Кн. № 3. Л. 9).

К концу мая того же года, по приказанию патриарха Филарета Никитича Истомин написал “образ в Федоровский монастырь преподобнаго Федора Студийскаго в церковь на налой стоящий штилистовый, на золоте на красном” (Там же. Кн. № 3. Л. 11), а 14 июня ему же приказано “написати вновь на одной цке осьмилистовой — образ Елисея пророка да Нефодия патриарха Царяграда да Устина философа” (Там же. Кн. № 3. Л. 11), “того ж дни” Назарий Истомин написал патриарху “в запас”, шесть образов Пречистыя Богородицы Взыграние Превечнаго Младенца (дано за письмо рубль), да два образа Успения Пречистой Богородицы (дано за письмо полтора рубли) да два образа Петра митрополита московкого чудотворца (дано за письмо рубль) (Там же. Кн. № 3. Л. 11об).

19 августа того же года Назарью Истомину дано 8 денег за то, что он “расправливал келейный образ Спасов старый да новую цку делал да левкасил таковуж” (Там же. Кн. № 3. Л. 12).

21 ноября 1629 г., читаем мы в документе, “указал великий святейший патриарх Филарет Никитич московский и всея Русии левкасити, и писати, и золотить в соборной церкви Успения Пречистыя Богородицы в алтаре над жертвенником кровлю деревянную с помощью некоторых других иконописцев” (Там же. Кн. № 3. Л. 252, 252об).

26 декабря 1629 г. “великий государь святейший патриарх Филарет Никитич московский и всеа Русии пожаловал иконописца Назарья Истомина, благословил образом Спасовым из келейныя казны, обложен серебром, венец и поля басмою, промену и окладу 2 рубли с полтиною. Да пожаловал государь патриарх его-ж Назарья Истомина из домовой казны — дороги кашинския светлозелены, цена 3 рубли с полтиною, да ему-ж пожаловал ковш серебрян, взят из ряду, весу 28 золотник с полузолотником; за него новых денег по счету 2 рубли 17 алтын 4 деньги за дело семь алтын. Куплен ковш серебренаго ряду у торговаго человека у Василья Мосалкина. А пожаловал государь патриарх иконописца Назарья за то, что писал в соборную церковь Успения Пречистыя Богородицы над жертвенником киот” (Там же. Кн. № 3. Л. 253об).

В январе 1630 г. Назарий Истомин писал “крест над жертвенником”, вероятно, в Успенском соборе (Там же. Кн. № 3. Л. 254).

10 августа 1631 г. Назарий Истомин получил из Патриаршего казенного приказа 2 руб. 23 алт. 2 деньги “за цки и левкас, и за золото, и за краски, и за олифу, и что дати мастерам от письма, что писали образы — шесть пядниц, — образ Всемилостиваго Спаса, поясной, образ Пречистыя Богородицы Знамение, образ Пречистыя Одигитрия, образ Пречистыя Богородицы Владимирския, образ страстостерпца Христова Федора, иж в Пергии, образ преподобнаго Михаила Малеина… А быти теми образом в церкви благовернаго князя Олександра Невскаго над царскими дверьми по тяблу” (Там же. Кн. № 3. Л. 727об). Вероятно, в письме этих икон принимал главное участие Назарий Истомин.

В начале (2-го) января 1632 г. Истомин “делал на подсвечник шанданы железные в церковь благовернаго великаго князя Александра Невскаго”, за что получил 3 алт. 2 деньги (Там же. № 3. Л. 739об).

4 июня Назарию же Истомину выдано было из Патриаршего казенного приказа 16 алт. 4 деньги за письмо образа преподобного Пафнутия Боровского; “взят образ к государю патриарху в келью. Да Назарью-ж за образ Похвалы Пречистыя Богородицы за письмо 25 алтын да за образ Пречистыя Богородицы Владимирския от письма полтина. Писаны образы в запас” (Там же. Кн. № 3. Л. 743об) (Успенский 1917).

Икона 6-листовая Спаса Нерукотворного письма Назария Истомина находилась в церкви Ильи Пророка в Ярославле, согласно описи 1651 г. (Трехлетов 1850:421).

  • «deep purple»
  • «kamu»
  • «queen»
  • «the beatles»
  • «Аврора»
  • «Бешеной собаке сто верст не крюк»
  • «Домострой»
  • «ЗВЕЗДЫ ЭГЕРА»
  • «Иван Купала»
  • «Калинов мост»
  • «Любовь к жизни»
  • «Мастер и Маргарита»
  • «Мир искусства»
  • «Митьки»
  • «Нормандия-Неман»
  • «Офицеры»
  • «Последний звонок»
  • «Сатирикон»
  • «Хильда»
  • «Якруна»
  • «бунташный век»
  • «клюква»
  • «ночные ведьмы»
  • «холодная война»
  • 18+
  • 18+!
  • 18+! красивая эротика
  • 18+!!!
  • 1905 год
  • 1914 год
  • 1917 год
  • 1941 год
  • 1990-е годы
  • 1993 год
  • 22 июня 1941 года
  • 23 февраля
  • Falk Gernegroß
  • X век
  • XI век
  • XII в.
  • XIII в.
  • XIV в.
  • XIX в.
  • XV век
  • XVI век
  • XVII век
  • XVIII в.
  • XX в.
  • abba
  • agita kieri
  • anton pieck
  • baizley
  • barndog
  • budd root
  • charles dwyer
  • chen yongle
  • christine comyn
  • colin staples
  • danni shinnya lua
  • durasik
  • elzbieta brozek
  • emilio payes
  • francois fressinier
  • gaston bussiere
  • gayetano de arquer buigas
  • gene pressler
  • hong leung
  • http://architectstyle.livejournal.com/
  • ikea
  • jean pierre monange
  • jim berberich
  • joel rougie
  • jorge namerow
  • katarsyna rzeszowska
  • kumba
  • lashun beal
  • lisete alcolde
  • marcel rene herrfeldt
  • milo manara
  • mostafa keyhani
  • renata domagalska
  • santos hu
  • slava fokk
  • steven scholes
  • suzanna sinclair
  • vladimirdar
  • woon lan ng
  • yves thos
  • А. Дементьев
  • А. Мень
  • А. П. Чехов
  • А.Муха
  • АК
  • АЛЬБОМ БАРЩЕВСКОГО
  • АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ
  • Аахен
  • Абрамцево
  • Абхазия
  • Авейру
  • Аверченко
  • Авила
  • Авиньон
  • Авраам Саакян
  • Австралия
  • Австрия
  • Адам Стыка
  • Адольф Циглер
  • Адриан Борда
  • Азат Нургалиев
  • Азербайджан
  • Айдемир Саидов
  • Айя-София
  • Акжана Абдалиева
  • Акунин
  • Албания
  • Албера Ватчева
  • Алекс Алемани
  • Алекс Левин
  • Александр Воронков
  • Александр Второй
  • Александр Луфер
  • Александр Македонский
  • Александр Невский
  • Александр Первый
  • Александр Пиляев
  • Александр Сигов
  • Александр Сулимов
  • Александра Худякова
  • Алексей Головин
  • Алексей Зайцев
  • Алексей Красавин
  • Алексей Лашкевич
  • Алехин
  • Алжир
  • Алтуфьево
  • Алупка
  • Альбаррасин
  • Альби
  • Альварадо
  • Альма-Тадема
  • Альфред Чейни Джонстон
  • Амано Ёситака
  • Амедео Модильяни
  • Америка
  • Амман
  • Амстердам
  • Амьен
  • Англия
  • Ангулем
  • Андалузия
  • Андалузские приключения
  • Андерс Цорн
  • Андорра
  • Андре Бретон
  • Андре Кон
  • Андреа Вероккьо
  • Андреа Поццо
  • Андреев
  • Андрей Беличенко
  • Андрей Белле
  • Андрей Боголюбский
  • Андрей Карташов
  • Андрей Малиновский
  • Андрей Мариенкофф
  • Андрей Маркин
  • Андрей Смоляк
  • Андрей Тарусов
  • Андрей Черныш
  • Андрис Лейманис
  • Андриус Ковелинас
  • Анже
  • Анжела Джерих
  • Анжелика Алиева
  • Анжело Батти
  • Анжер
  • Анна Беркоз (Siren)
  • Анна Петровна
  • Анри Жерве
  • Анри Матисс
  • Анталья
  • Антарктида
  • Антверпен
  • Антон Пик
  • Антонио Канова
  • Антонио Реверте
  • Антуан Бланшар
  • Антуан Ватто
  • Ареццо
  • Аристотель Фиораванти
  • Аркадий Острицкий
  • Арль
  • Армения
  • Аррас
  • Артур Берзиньш
  • Артур Брагинский
  • Артур Кларк
  • Архангельская область
  • Архнадзор
  • Ассизи
  • Астрахань
  • Аугсбург
  • Аустерлиц
  • Афанасий Никитин
  • Афанасьев
  • Афганистан
  • Афины
  • Афон
  • Африка
  • Б!
  • БОЛЬНОЙ ЧЕЛОВЕК ЕВРОПЫ
  • Бабушкинская
  • Бавария
  • Базель
  • Байё
  • Бакст
  • Балашиха
  • Бали
  • Баллард
  • Бальтюс
  • Бамберг
  • Барселона
  • Батуми
  • Батурин
  • Бахарах
  • Белая гвардия
  • Белград
  • Белоруссия
  • Белфаст
  • Бельгия
  • Бен Гейне
  • Бенвенуто Челлини
  • Бенин
  • Бенуа
  • Бергамо
  • Берген
  • Бердслей
  • Берлин
  • Берн
  • Бернард Шарой
  • Бернини
  • Берта Моризо
  • Бесалу
  • Бессмертный полк
  • Бетти Пейдж
  • Билибин
  • Билл Доббинс
  • Билл Уорд
  • Бильбао
  • Бисмарк
  • Блед
  • Бове
  • Богдан Пристром
  • Богданов-Бельский
  • Боголюбово
  • Болгария
  • Боливия
  • Болонья
  • Бомбей
  • Бонн
  • Борджиа
  • Бордо
  • Борис Акунин
  • Борис Годунов
  • Борис Лопез
  • Борис Савинков
  • Борн
  • Борнхольм
  • Боровиковский
  • Босния и Герцеговина
  • Бостон
  • Босфор
  • Боттичелли
  • Брага
  • Бразилиа
  • Бразилия
  • Братислава
  • Брауншвейг
  • Брач
  • Браччано
  • Брашов
  • Бреген
  • Брейгель
  • Бремен
  • Брент Хейтон
  • Бристоль
  • Брита Зайферт
  • Брно
  • Бруно ди Майо
  • Брусилов
  • Брэд Канкл
  • Брюгге
  • Брюллов
  • Брюсов
  • Брюссель
  • Бугро
  • Будапешт
  • Булгаков
  • Бургос
  • Бурса
  • Бухара
  • Буше
  • Бхангар
  • Быково
  • Бэнкси
  • ВДНХ
  • ВЕНГРИЯ (путевые заметки)
  • Вадуц
  • Важа Месхи
  • Вайль
  • Валенсия
  • Валери Мауджери
  • Валерий Беленикин
  • Валерий Рыбаков
  • Валерия Коцарева
  • Вальк
  • Вальтер Скотт
  • Вальхалла
  • Вальядолид
  • Ван Арно
  • Варламов
  • Варшава
  • Василий Верещагин
  • Василий Третий
  • Василий Шуйский
  • Василий Шульженко
  • Вася Ложкин
  • Ватикан
  • Вашингтон
  • Вегенер
  • Веласкес
  • Великая Отечественная война
  • Великобритания
  • Веллер
  • Вена
  • Венгрия
  • Венеция
  • Вениамин Каверин
  • Венсен
  • Вера Донская-Хилько
  • Вергилий
  • Вермеер
  • Верона
  • Вианден
  • Вигеланд
  • Византия
  • Виктор Гюго
  • Виктор Орта
  • Виктор Островский
  • Виктор Тихонов
  • Виктор Шелег
  • Виллем Хенретц
  • Вильнюс
  • Виннипег
  • Виноградово
  • Винсент Ромеро
  • Винсент ван Гог
  • Винчестер
  • Висмар
  • Витербо
  • Витре
  • Витте
  • Виттенберг
  • Виченца
  • Владивосток
  • Владимир
  • Владимир Ежаков
  • Владимир Казак
  • Владимир Мухин
  • Владимир Румянцев
  • Владимир Рябчиков
  • Владимир Стожаров
  • Владимир Струзер
  • Владимир Федотко
  • Владимирская область
  • Владислав Нагорнов
  • Влахо Буковац
  • Волга
  • Вологда
  • Володя Попов-Масягин
  • Волоколамск
  • Вормс
  • Воронихин
  • Вроцлав
  • Всеволод Иванов
  • Вучетич
  • Выборг
  • Высоцкий
  • Вышеград
  • Вьетнам
  • Вязьма
  • Вячеслав Курсеев
  • Вячеслав Тихонов
  • Вёрне
  • ГМИИ
  • ГОРОДА
  • Гаага
  • Габсбурги
  • Гавана
  • Гавр
  • Гаврилов
  • Гагарин
  • Гаджиевы
  • Галилей
  • Галина Уланова
  • Галла Абдель Фаттах
  • Гамбург
  • Ганнибал
  • Ганновер
  • Гари Бенфилд
  • Гатчина
  • Гауди
  • Гваделахара
  • Гватемала
  • Гвидо Аргентини
  • Гданьск
  • Гейдельберг
  • Гельнхаузен
  • Генри Асенсио
  • Генри Патрик Райли
  • Генрих VIII
  • Генрих Семирадский
  • Гент
  • Георг Гросс
  • Георгий Курасов
  • Геракл
  • Геринг
  • Герман Арасил
  • Германия
  • Герхард Глюк
  • Гессен
  • Гиза
  • Гийом Синьяк
  • Гиляровский
  • Гимарайнш
  • Гитлер
  • Глазго
  • Глостер
  • Гмуден
  • Говард Кристи
  • Говард Роджерс
  • Гоголь
  • Годива
  • Голландия
  • Гомель
  • Гомер
  • Гондурасс
  • Горбатов
  • Горбачев
  • Гороховец
  • Готланд
  • Гранада
  • Гранд Канал
  • Гранин
  • Грац
  • Гребенщиков
  • Гребнево
  • Греция
  • Грузия
  • Гумилев
  • Густав Климт
  • Гюстав Брисганд
  • Гётеборг
  • Д
  • ДАЛМАТИНСКИЕ ЗАМЕТКИ
  • Давид Фаррес Калво
  • Давид Черный
  • Дагестан
  • Далмация
  • Дамиан Клачкевич
  • Дана Муканова-Хуршудян
  • Даниэль Эрнандес Морилло
  • Дания
  • Данте
  • Дарем
  • Дарио Ортиз
  • Дариуш Зеджмо
  • Дединово
  • Дейнека
  • Делфт
  • Демис Руссос
  • Денис Гордеев
  • День Победы
  • Дербент
  • Детлев Ницшке
  • Детройт
  • Дж.Ф.Чарльз
  • Джанни Стрино
  • Джейк Баддели
  • Джеймс Бонд
  • Джеймс Герни
  • Джейсон Левески
  • Джейсон Тейлор
  • Джек Баддели
  • Джек Веттриано
  • Дженнифер Лопес
  • Джереми Манн
  • Джефф Вак
  • Джефф Кунс
  • Джефф Фаербер
  • Джил Элвгрен
  • Джим Уоррен
  • Джованни Больдини
  • Джон Ворф
  • Джон Кольер
  • Джон Леннон
  • Джон Ол Хогью
  • Джон Питре
  • Джон Стревенс
  • Джузеппе Венециано
  • Джулиан Мандел
  • Джулио Росети
  • Дибич
  • Дидье Деламоника
  • Диего Дайер
  • Диего Ривера
  • Дижон
  • Дилижан
  • Димитар Воинов
  • Дин Игл
  • Динан
  • Дионис
  • Дмитрий Калюжный
  • Дмитрий Кедрин
  • Дмитрий Спирос
  • Дмитров
  • Довмонт Псковский
  • Долгопрудный
  • Доменек-и-Монтанер
  • Домерг
  • Доминиканская республика
  • Дон Жуан
  • Дональд Трамп
  • Донателло
  • Дорина Костас
  • Достоевский
  • Дракула
  • Древний Восток
  • Древний Египет
  • Древний Рим
  • Древняя Греция
  • Древняя Русь
  • Дрезден
  • Дублин
  • Дубровицы
  • Дубровник
  • Дувр
  • Дуглас Хоффман
  • Дунай
  • Дуэйн Брайерс
  • Дэвид ЛаШапель
  • Дэвид Николсон
  • Дэмьен Хёрст
  • Дэн Бек
  • Дюла Баттяни
  • Дюма
  • Дюрер
  • Дюссельдорф
  • Дягилев
  • ЕГЭ
  • Евгений Кузнецов
  • Евгений Титов
  • Евгений Халдей
  • Европа
  • Евросоюз
  • Египет
  • Екатерина Великая
  • Екатерина Первая
  • Екатеринбург
  • Елабуга
  • Елена Бонд
  • Елена Ильичева
  • Елена Мартынюк
  • Елизавета Вторая
  • Ельцин
  • Ерденево
  • Ереван
  • Есенин
  • ЖЖ
  • Жак Ле Гофф
  • Жак де Бофор
  • Жан Беро
  • Жан Фруассар
  • Жан Фуке
  • Жан Хансем
  • Жан-Батист Валадье
  • Жан-Этьен Леотар
  • Жаннетт Гишар-Бунель
  • Жерар Депардье
  • Жиль Руссе
  • Жириновский
  • Жозефина Бейкер
  • Жозефина Уолл
  • Жорж де Фор
  • Жосан Гонсалес
  • Жуков
  • ЗАМЕТКИ О БЕЛЬГИИ
  • ЗАМЕТКИ О ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ
  • ЗАМЕТКИ О КАТАЛОНИИ
  • ЗАМЕТКИ О КОСТРОМЕ
  • ЗАМЕТКИ О ЛИССАБОНЕ
  • ЗАМЕТКИ О ЛЮКСЕМБУРГЕ
  • ЗАМЕТКИ О МАРФИНО
  • ЗАМЕТКИ О ПОРТУ
  • ЗАМЕТКИ О РЯЗАНИ
  • ЗАМЕТКИ О СМОЛЕНСКЕ
  • ЗАМЕТКИ О СТАМБУЛЕ
  • ЗАМЕТКИ О СТАМБУЛЕ — 2
  • ЗАМЕТКИ О СТАМБУЛЕ — 3
  • ЗАМЕТКИ О ТВЕРИ
  • ЗИЛ
  • Заандам
  • Загреб
  • Закинф
  • Зальцбург
  • Замки (ТОП-10)
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Звиков
  • Зволен
  • Зевс
  • Зежу Гуан
  • Зигфрид Задемак
  • Злата улочка
  • Знай наших!
  • Знаки Зодиака
  • Зодиак
  • Зюзино
  • ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ СТИХИ
  • ИТАЛИЯ-2019
  • Иван Великий
  • Иван Владимиров
  • Иван Грозный
  • Иван Каляев
  • Иван Куликов
  • Иван Кусков
  • Иван Лубенников
  • Иван Славинский
  • Иван Хивренко
  • Ивана Барази
  • Ивано-Франковск
  • Ивановская область
  • Ивантеевка
  • Игорь Гончаров
  • Игорь Жарков
  • Игорь Самсонов
  • Изборск
  • Израиль
  • Икша
  • Ингушетия
  • Индия
  • Индонезия
  • Инна Цукахина
  • Инсбрук
  • Иордания
  • Иосиф Бродский
  • Ипр
  • Ира Тсантекиду
  • Ираклио
  • Иран
  • Иркутск
  • Ирландия
  • Исаак Маймон
  • Исачев
  • Исландия
  • Испания
  • История
  • Истра
  • Италия
  • Итальянский дневник
  • Иудея
  • Ия
  • Йемен
  • Йоанна Хробак
  • Йозеф Лада
  • Йорк
  • КАЛЕНДАРЬ — 2015
  • КОСМОС
  • Каганович
  • Казанова
  • Казань
  • Казахстан
  • Казимеж
  • Каир
  • Кайзерсберг
  • Кал Гаджиум
  • Калашников
  • Калининград
  • Калининградская область
  • Калуга
  • Калужская область
  • Камасутра
  • Камбоджа
  • Каменец-Подольский
  • Кампания
  • Кан
  • Канада
  • Каналетто
  • Карачаево-Черкесия
  • Карбышев
  • Карелия
  • Карен Тарлтон
  • Карибский кризис
  • Каркасон
  • Карл XII
  • Карл Банг
  • Карл Брюллов
  • Карл Маркс
  • Карлес Арола
  • Карлов мост
  • Карловы Вары
  • Карлос Андино
  • Карлос Леон Салазар
  • Карлштейн
  • Кароль Бак
  • Картахена
  • Касерес
  • Каталина Абель
  • Каталония
  • Катар
  • Катерина Абель
  • Каунас
  • Кафка
  • Кашкайш
  • Квебек
  • Кекушев
  • Келуш
  • Кембридж
  • Кен Шортвелл
  • Кент
  • Кентербери
  • Керчь
  • Киев
  • Кинуко Крафт
  • Киото
  • Кипр
  • Кириенко
  • Китай
  • Кито
  • Кишинев
  • Клавдий Лебедев
  • Клаудио Сакки
  • Клеопатра
  • Клерво
  • Клин
  • Клод Моне
  • Клыков
  • Ключевский
  • Кносс
  • Ковель
  • Ковентри
  • Коломенское
  • Коломна
  • Колумб
  • Колумбия
  • Кольмар
  • Комягино
  • Константин Горбатов
  • Константин Кайгурский
  • Константин Качев
  • Константин Сомов
  • Константиново
  • Константинополь
  • Констанца
  • Копенгаген
  • Коперник
  • Копице
  • Корбюзье
  • Кордова
  • Корея
  • Корзухин
  • Коринт Ловис
  • Корк
  • Корольков
  • Кортес
  • Косово
  • Костница
  • Кострома
  • Кот-д’Ивуар
  • Кохем
  • Кошице
  • Краков
  • Крамской
  • Кранах
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Криста Киффер
  • Крит
  • Кронштадт
  • Крыжицкий
  • Крылов
  • Крым
  • Куала-Лумпур
  • Куба
  • Кукрыниксы
  • Куликовская битва
  • Куско
  • Кутаиси
  • Кутна Гора
  • Кутузов
  • Кёльн
  • Кёнигсберг
  • Ла Пинеда
  • Лан
  • Ларнака
  • Латвия
  • Лаури Бланк
  • Лев Толстой
  • Лев Чистовский
  • Левен
  • Лейпциг
  • Лейрия
  • Лейтон
  • Лена Сотскова
  • Лени Рифеншталь
  • Ленин
  • Лентулов
  • Леон
  • Леонардо да Винчи
  • Леонид Афремов
  • Леонид Быков
  • Леонид Утесов
  • Леонор Фини
  • Леопольд Шмутцлер
  • Леопольдштадт
  • Лермонтов
  • Лефевр
  • Лжедмитрий
  • Лианозово
  • Либерец
  • Ливан
  • Ливия
  • Лидо-ди-Езоло
  • Лидо-ди-Остия
  • Лидс
  • Лили Сент-Кир
  • Лилит
  • Лилль
  • Лима
  • Линкольн
  • Линц
  • Лион
  • Липецкая область
  • Лир
  • Лиссабон
  • Литва
  • Лихтенштейн
  • Лозанна
  • Локет
  • Локронан
  • Лондон
  • Лоран Парселье
  • Лосинка
  • Луганск
  • Луи Икар
  • Луи Лю
  • Луиза Рейнер
  • Лукка
  • Луцк
  • Лучио Амитрано
  • Львов
  • Льеж
  • Лю Фонвэй
  • Любек
  • Любляна
  • Любовь Орлова
  • Людмила Гурар
  • Люксембург
  • Люцерн
  • Лючия Сарто
  • Лёвен
  • МЕЦ
  • МИТРО
  • МИФЫ О ШЕКСПИРЕ
  • МОДЕРН
  • Маастрихт
  • Мадрид
  • Мазепа
  • Майкл Освальд
  • Майкл Шеваль
  • Майнц
  • Майя Вронска
  • Майя Рамиашвили
  • МакГиннис
  • Макаревич
  • Макдональдс
  • Македония
  • Макинтош
  • Маковский
  • Макс Сауко
  • Макс Эрнст
  • Малага
  • Малайзия
  • Малевич
  • Малоярославец
  • Мальборк
  • Мальмё
  • Мальта
  • Мальтийский орден
  • Мантуя
  • Мануэль Гарсия Родригес
  • Мариано Ваграс
  • Марибор
  • Мариенбург
  • Марина Подгаевская
  • Марина Цветаева
  • Мариуш Козик
  • Мария Бохтиярова
  • Мария Илиева
  • Марк Блок
  • Марк Кросс
  • Марк Шагал
  • Марко Ортован
  • Марко Поло
  • Марокко
  • Марсель
  • Марсель Нино Пажо
  • Марфино
  • Марьина роща
  • Масленица
  • Маурицио Маркато
  • Махир Атес
  • Машенька
  • Маяковский
  • Медведково
  • Меегерен
  • Мексика
  • Мессалина
  • Мессина
  • Метеоры
  • Мехелен
  • Мехико
  • Мец
  • Микаэль Мобиус
  • Микаэль Хаттер
  • Микеланджело
  • Микулаш Алеш
  • Микулов
  • Милан
  • Милорадович
  • Минкин
  • Миннели Лайза
  • Минск
  • Михаил Веллер
  • Михаил Савицкий
  • Михаил Хохлачев
  • Михаил Шеин
  • Михай Зичи
  • Мишель Уэльбек
  • Мишель дель Кампо
  • Модена
  • Можайск
  • Мокер
  • Молдавия
  • Молина
  • Молога
  • Молотов
  • Монако
  • Монголия
  • Монреалле
  • Монреаль
  • Монсеррат
  • Монтальчино
  • Монтаньяна
  • Монтесума
  • Морис Прендергаст
  • Морис Утрилло
  • Мосгорнаследие
  • Москва
  • Московская область
  • Моцарт
  • Мстислав Павлов
  • Муаммар Каддафи
  • Музей
  • Мумбаи
  • Мунк
  • Муром
  • Мурсия
  • Муссолини
  • Мцхета
  • Мытищи
  • Мэнди Цзун
  • Мэрилин Монро
  • Мюнстер
  • Мюнхгаузен
  • Мюнхен
  • НАТО
  • НКВД
  • Нагоя
  • Нанси
  • Нант
  • Наполеон
  • Нарбонна
  • Нарва
  • Натан Брутский
  • Наумбург
  • Неаполь
  • Невер
  • Невьянск
  • Ней
  • Нельсон
  • Немного про Амстердам
  • Нерон
  • Нестеров
  • Нестор де ла Торре
  • Нидерланды
  • Нижний Новгород
  • Николай Второй
  • Николай Калмаков
  • Николай Первый
  • Николай Свечин
  • Николь Вест
  • Никон
  • Ницца
  • Новая Зеландия
  • Новгород
  • Новгородская область
  • Нови-Сад
  • Норвегия
  • Норидж
  • Норман Линдсей
  • Норман Роквелл
  • Норман Фостер
  • Нормандия
  • Носов
  • Нью-Йорк
  • Нэнси Пич
  • Нюрнберг
  • Нюрнбергский процесс
  • ОАЭ
  • Обнинск
  • Образцово
  • Одесса
  • Одиссей
  • Одри Кавасаки
  • Оксана Ямбых
  • Оксфорд
  • Олег Григорьев
  • Олег Котов
  • Олег Побережный
  • Олег Токарев
  • Олег Турчин
  • Олег Чубаков
  • Олива
  • Оливия де Берардинис
  • Олимпиада 2014
  • Олимпиада 2016
  • Оломоуц
  • Ольга Налетова
  • Ольга Чехова
  • Омар Ортиз
  • Омар Хайям
  • Омиш
  • Орестес Бузон
  • Орлеан
  • Орхан Памук
  • Орхус
  • Осло
  • Османская империя
  • Остад Фарщиан
  • Останкино
  • Остенде
  • Остия-Антика
  • Оттава
  • Отто Вагнер
  • Отто Скорцени
  • Охрид
  • ПРЕМИЯ ДАРВИНА
  • ПРОГУЛКИ ПО «ВЕЧНОМУ ГОРОДУ»
  • ПРОГУЛКИ ПО ВЕНЕЦИИ
  • ПРОГУЛКИ ПО ДМИТРОВУ
  • ПРОГУЛКИ ПО КРАКОВУ
  • ПРОГУЛКИ ПО НИЖНЕМУ НОВГОРОДУ
  • ПСКОВ-ПЕЧОРЫ-ИЗБОРСК
  • Пабло Пикассо
  • Павел Еськов
  • Павел Первый
  • Павел Покидышев
  • Павел Хомский
  • Павия
  • Павловск
  • Падуя
  • Пал Фрид
  • Палермо
  • Палладио
  • Пальс
  • Париж
  • Паркес
  • Парлерж
  • Парма
  • Паскаль Чове
  • Пекин
  • Пенджаб
  • Пенза
  • Пензенская область
  • Первая мировая война
  • Перегрин Хиткот
  • Перес-Реверте
  • Переславль-Залесский
  • Перловка
  • Перов
  • Перово
  • Персей
  • Перу
  • Петербург
  • Петр Первый
  • Петр Фролов
  • Петрозаводск
  • Пикассо
  • Пино Даени
  • Пицунда
  • Платцер
  • Плеве
  • Пльзень
  • Подгорица
  • Подмоклово
  • Подмосковье
  • Подольск
  • Познань
  • Покров
  • Покрова на Нерли
  • Пол Джон Баллард
  • Политика
  • Политическая сатира
  • Полоцк
  • Поль Авриль
  • Поль Гоген
  • Поль Густав Фишер
  • Поль Дельво
  • Поль Лорензи
  • Поль Сезанн
  • Поль-Эмиль Бека
  • Польша
  • Помпеи
  • Порт Авентура
  • Портсмут
  • Порту
  • Португалия
  • Порхов
  • Пощупово
  • Прага
  • Пратер
  • Прато
  • Принцевы острова
  • Провен
  • Прогулка по Мецу
  • Прогулки по "вечному городу"
  • Прогулки по «вечному городу»
  • Прогулки по Вене
  • Прогулки по Зальцбургу
  • Прогулки по Линцу
  • Псков
  • Псково-Печерская лавра
  • Псковская область
  • Птуй
  • Пуатье
  • Пукирев
  • Пула
  • Путин
  • Пушкин
  • Пушкино
  • Пьер Гандон
  • Пьяченца
  • Пярну
  • РЕКИ И МОСТЫ
  • РОССИЯ-ТУРЦИЯ
  • РОСТОВ ВЕЛИКИЙ
  • РПЦ
  • Равенна
  • Радонеж
  • Разумов
  • Разумовский
  • Ральф Шерфоз
  • Рамблас
  • Рамон Вард-Томпсон
  • Рамон Касас-и-Карбо
  • Распутин
  • Рассказ
  • Рафаэль Галлур
  • Рафаэль Санти
  • Рашмор
  • Регенсбург
  • Рейкьявик
  • Реймс
  • Реконкиста
  • Рембрандт
  • Рене Магритт
  • Ренессанс
  • Ренсо Кастанеда
  • Ренуар
  • Репин
  • Ретимно
  • Реус
  • Решетников
  • Рибовилле
  • Рига
  • Рикардо Санз
  • Рикардо Фернандо Ортега
  • Рим
  • Римини
  • Рио-де-Жанейро
  • Ричард Гейгер
  • Ричард Миллер
  • Ричмонд
  • РоМашка
  • Роб Хефферан
  • Робер Кампен
  • Роберт Алотт
  • Роберт Ауэр
  • Роберт Дуйсбург
  • Роберт Финале
  • Роберто Ферри
  • Роз Макквиллиан
  • Рокоссовский
  • Роман Гарасюта
  • Романовы
  • Рон Инглиш
  • Ронда
  • Россетти
  • Россия
  • Россия-Англия
  • Ростов Великий
  • Ростов-на-Дону
  • Роттердам
  • Роу
  • Роулендсон
  • Руан
  • Рубе
  • Рубенс
  • Румелихисар
  • Румыния
  • Русско-японская война
  • Рэй Цезарь
  • Рязанская область
  • Рязань
  • С НОВЫМ ГОДОМ!
  • СМИ
  • СССР
  • США
  • Саврасов
  • Саграда Фамилия
  • Саламанка
  • Салоники
  • Сальвадор Дали
  • Саманта Фокс
  • Самара
  • Самарская область
  • Сан-Марино
  • Сан-Франциско
  • Санкт-Галлен
  • Санлис
  • Санторини
  • Сара Бернар
  • Сарагоса
  • Сардиния
  • Сартр
  • Сатурно Бутто
  • Саутгемптон
  • Саша Черный
  • Свазиленд
  • Свердловская область
  • Светлана Валуева
  • Светлана Воробьева
  • Светлана Овинова
  • Светлана Ясенева
  • Святой Антоний
  • Святой Валентин
  • Се Чую
  • Себастьян Крюгер
  • Севастополь
  • Севеж
  • Северная Ирландия
  • Северная Осетия
  • Северный Кипр
  • Севилья
  • Сегед
  • Седлице
  • Сезар Пелли
  • Сезар Сантос
  • Сельма Лагерлёф
  • Семен Слепаков
  • Сен-Мало
  • Сентэндре
  • Сербия
  • Сергей Боев
  • Сергей Брандт
  • Сергей Волков
  • Сергей Демиденко
  • Сергей Игнатенко
  • Сергей Ковалевский
  • Сергей Королев
  • Сергей Маршенников
  • Сергей Резниченко
  • Сергиев Посад
  • Сергий Радонежский
  • Серебрякова
  • Середниково
  • Серхио Лопез
  • Сесилия Вебер
  • Си Пан
  • Сид Вишес
  • Сидней
  • Сиена
  • Симбирск
  • Симеон Гордый
  • Симонов
  • Син-Яо Цзен
  • Сингапур
  • Синтра
  • Сирия
  • Сирмионе
  • Сицилия
  • Сиэтл
  • Скотт Хардинг
  • Слава Грошев
  • Словакия
  • Словения
  • Смоленск
  • Смоленская область
  • Смута
  • Собор святого Вита
  • Сокольники
  • Соледад Фернандес
  • Солженицын
  • Соловецкий монастырь
  • Солотча
  • Солсбери
  • Сомерсет Моэм
  • Сомов Константин
  • Сопот
  • София
  • Софрино
  • Сплит
  • Сталин
  • Сталинград
  • Стамбул
  • Станислав Крупп
  • Станислав Плутенко
  • Станислав Сугинтас
  • Старая Ладога
  • Старая Русса
  • Стари Град
  • Стелла Им Хультберг
  • Стив Хэнкс
  • Стивен Кинг
  • Стивен Ликок
  • Стивен Хокинг
  • Стихи
  • Стокгольм
  • Столетняя война
  • Столыпин
  • Страсбург
  • Страссбург
  • Стругацкие
  • Субиракс
  • Суворов
  • Судан
  • Суздаль
  • Суламифь Вулфинг
  • Сулеймание
  • Супетар
  • Суриков
  • Сьюзан Браун
  • Сьюзен Седдон Булет
  • Сюзанна Мартин
  • Таиланд
  • Таимураз Харабадзе
  • Таити
  • Тайнинское
  • Талашкино
  • Таллин
  • Тамара Лемпицка
  • Тампере
  • Танг Ешуи
  • Танжер
  • Тарагона
  • Тарифа
  • Таррагона
  • Таррагона.
  • Тарту
  • Татарстан
  • Ташкент
  • Тбилиси
  • Тверская область
  • Тверь
  • Тезей
  • Тельч
  • Тернополь
  • Терри Роджерс
  • Терри Рэдлин
  • Теряево
  • Тесфай Негга
  • Тиволи
  • Тимошенко
  • Титаник
  • Тито
  • Тиффани
  • Тициан
  • Толедо
  • Томас Шаллер
  • Томаш Сетовски
  • Томск
  • Томский
  • Топкапы
  • Торжок
  • Торонто
  • Торремолинос
  • Торунь
  • Тос Костерманс
  • Трабзон
  • Тракай
  • Третий рейх
  • Третьяков
  • Триест
  • Трир
  • Триш Биддл
  • Трогир
  • Троицк
  • Тронхейм
  • Тропарево
  • Троцкий
  • Троянская война
  • Труа
  • Тула
  • Тулуза
  • Туль
  • Тульская область
  • Тунис
  • Тур
  • Турин
  • Турку
  • Турнир Святого Георгия
  • Турнир святого Георгия
  • Турция
  • Тухачевский
  • Тюмень
  • Тюрингия
  • Уваров С. С.
  • Углич
  • Узбекистан
  • Уильям Баррибал
  • Уильям Блейк
  • Уильям Рассел Флинт
  • Украина
  • Ульм
  • Ульяновск
  • Умберто Брунеллески
  • Умберто Эко
  • Умео
  • Унтербергер
  • Уппсала
  • Урюпинск
  • Устюг Великий
  • Утесов
  • Утраченные произведения искусства
  • Ушаков
  • Уэльс
  • ФОТОЗАГАДКА
  • Фабио Фабби
  • Фалеро
  • Фальконе
  • Фамагуста
  • Фауст
  • Фаюмские портреты
  • Февральская революция
  • Федерико Гарсиа Лорка
  • Федерико дель Кампо
  • Федор Конь
  • Фелипе Сантаманс
  • Фелисьен Ропс
  • Феофан Грек
  • Фердинанд Врангель
  • Фернандо Ботеро
  • Фернандо Висенте
  • Феррара
  • Фидель Кастро
  • Филарет
  • Филипп Джексон
  • Филиппины
  • Финляндия
  • Финская война
  • Фира
  • Фландрия
  • Фленово
  • Флоренция
  • Фонтана
  • Фрагонар
  • Фрайбург
  • Франкфурт-на-Майне
  • Франсис Пикабиа
  • Франсуа Батет
  • Франсуа Буше
  • Франсуа Жером
  • Франсуа Мансар
  • Франтишек Купка
  • Франц Кафка
  • Франц фон Байрос
  • Франц-Иосиф
  • Франциско Рибера Гомез
  • Франция
  • Фрейд Люсьен
  • Фриц Уиллис
  • Фрэнк Малдер
  • Фултон
  • Фэн-Чан Цзянь
  • ХХ век
  • Хайдарабад
  • Ханой
  • Ханс Цацка
  • Харлем
  • Харьков
  • Хвар
  • Хелена Лам
  • Хельмут Ньютон
  • Хельсинки
  • Хесус Эльгера
  • Хива
  • Хиос
  • Хиросима
  • Хоакин Соролья-и-Бастида
  • Ховард Беренс
  • Холли Сьерра
  • Хорватия
  • Хорезм
  • Хосе Крус Геррера
  • Хосе Луис Бенисио
  • Хотин
  • Хрущев
  • Хуан Медина
  • Хуарес Мачадо
  • Хулио Ромеро де Торрес
  • Хьюберт де Лартиг
  • ЦСКА
  • Цао Йен
  • Царицыно
  • Цезарь
  • Церетели
  • Цесис
  • Цусима
  • Цюрих
  • ЧЕ-2016
  • ЧМ
  • ЧМ-2018
  • Чаплин
  • Чарльз Рока
  • Чекрыгин
  • Челябинская область
  • Чен Чонг Пинг
  • Черкизово
  • Черновцы
  • Черногория
  • Черчилль
  • Чески Крумлов
  • Честер
  • Честняков
  • Чефалу
  • Чехия
  • Чикаго
  • Чили
  • Чингисхан
  • Чубайс
  • Шагал
  • Шаляпин
  • Шанталь Ловилла
  • Шанхай
  • Шартр
  • Шауляй
  • Швейк
  • Швейцария
  • Шверин
  • Швеция
  • Шевелёв Александр
  • Шекспир
  • Шерлок Холмс
  • Шехтель
  • Шибеник
  • Шмаринов
  • Шон Коннери
  • Шопрон
  • Шотландия
  • Шпицберген
  • Шри-Ланка
  • Штирлиц
  • Шёнбрунн
  • Щецин
  • Эвита Медина
  • Эвора
  • Эврё
  • Эгер
  • Эгон Шиле
  • Эдвард Кукуэль
  • Эдвин Джорджи
  • Эдгар Дега
  • Эдинбург
  • Эдсон Кампос
  • Эдуар Мане
  • Эдуард Кортес
  • Эжен Грассе
  • Эжен Джей Папроски
  • Эйфелева башня
  • Эквадор
  • Эктор Гимар
  • Эльблонг
  • Эльзас
  • Эми Поллинг
  • Эмилия Вилк
  • Эней
  • Эрдоган
  • Эрик Уоллис
  • Эрик Фишль
  • Эрих Фромм
  • Эрл Моран
  • Эрнест Билер
  • Эрнест Норманд
  • Эрнест Проктер
  • Эрнесто Че Гевара
  • Эрнст Гранер
  • Эрфурт
  • Эстергом
  • Эстония
  • Эфес
  • Эфиопия
  • Югославия
  • Южная Америка
  • Юрий Горбачев
  • Юрий Долгорукий
  • Юрий Поляков
  • Юрий Чрош
  • Юрий Шевчук
  • Юрьев-Польский
  • Юстина Копаня
  • ЯРОСЛАВЛЬ как он есть
  • Яаба Маркус
  • Ян Гус
  • Ян Саудек
  • Ян ван Эйк
  • Япония
  • Ярополец
  • Ярослав Гашек
  • Ярославль
  • Ярославская область
  • Ясная Поляна
  • Яуза
  • Яцек Малькевич
  • абсент
  • абстракционизм
  • авангард
  • авиация
  • авто
  • автомобиль
  • азбука Меркурова
  • азбука Флоренского
  • азулежу
  • академизм
  • акварель
  • актуально
  • аллегория
  • амазонки
  • ампир
  • анекдот
  • анимация
  • антисемитизм
  • античный пантеон
  • антрополог М. М. Герасимов
  • антропология
  • апокрифы
  • аргонавты
  • армия
  • арт-деко
  • археология
  • архитекитура
  • архитектура
  • архитектурная живопись
  • архитектурные детали
  • ассоциации
  • астрономия
  • афера
  • балет
  • барокко
  • безумные гении
  • белая гвардия
  • бестиарий
  • библейские сюжеты
  • библиотека
  • боз-ар
  • бонистика
  • буддизм
  • бурлеск
  • бушизмы
  • валькирии
  • вандализм
  • ведьма
  • вексиллология
  • весна
  • видео
  • викинги
  • вино
  • витражи
  • возвращаясь к написанному
  • война
  • война 1812 года
  • вокзал
  • вопрос
  • воспоминания
  • выборы
  • гарем
  • геноцид
  • географические открытия
  • география
  • георгианский стиль
  • геральдика
  • гетеры
  • гетман Мазепа
  • гиперреализм
  • гифки
  • горгульи
  • готика
  • гражданская война
  • графика
  • граффити
  • гротеск
  • дадаизм
  • дача
  • декабристы
  • декаданс
  • декор
  • демонология
  • деноминация
  • деньги
  • деревянное зодчество
  • диафильм
  • дизайн
  • доченька
  • друзья
  • дуэль
  • дьявол
  • еда
  • жена
  • жж
  • животное
  • журналистика
  • журналистка Мария Воробьева
  • заветные сказки
  • загадка
  • замки
  • зима
  • знаете ли вы?
  • идеал красоты
  • идоты
  • из жизни идиотов
  • изобразительное искусство
  • изобретения
  • изразцы
  • иконы
  • иллюстрации
  • импрессионизм
  • индуизм
  • инки
  • инклюзия
  • инсталяция
  • инсула
  • интересно
  • инфляция
  • ислам
  • историзм
  • история
  • итоги
  • календарь
  • каннибализм
  • капитализм
  • карикатура
  • карнавал
  • карты
  • катастрофа
  • католицизм
  • кино
  • кирпичи
  • классицизм
  • княгиня Ольга
  • коллажи
  • комиксы
  • комсомол
  • коррида
  • космос
  • кот
  • котики
  • кофе
  • красивая эротика
  • кремли
  • крестоносцы
  • крестьянский вопрос
  • криминал
  • кубизм
  • куклы
  • кулинария
  • культурная политика
  • ландшафтный дизайн
  • легенда
  • лингвистика
  • лирика
  • литература
  • литетатура
  • личное
  • любовь
  • магический реализм
  • майолика
  • майя
  • макет
  • малые архитектурные формы
  • мануэлино
  • маньеризм
  • маски
  • маяк
  • межнациональные отношения
  • менады
  • метро
  • мечеть
  • минарет
  • мистика
  • миф о русофобии
  • мифология
  • мифология.
  • модерн
  • модернизм
  • мозаика
  • монархизм
  • монастырь
  • море
  • московские улицы
  • московское барокко
  • мост
  • моя малая родина
  • мрази
  • мудехар
  • музей
  • музей Тиссена-Борнемисы
  • музыка
  • мультипликация
  • мушкетеры
  • наводнение
  • нацизм
  • необарокко
  • неоготика
  • неоклассицизм
  • неоренессанс
  • неороманский стиль
  • неорусский стиль
  • нимфы
  • норманская теория
  • ностальгия
  • нумизматика
  • нэцкэ
  • ню
  • одалиски
  • оксюморон
  • они о нас
  • опрос
  • ориенталистика
  • оружие
  • осень
  • отели
  • охота на ведьм
  • палач
  • палеолит
  • памятники литературным персонажам
  • память
  • папство
  • патриарх Тихон
  • пейзаж
  • первобытность
  • перевод
  • перепост
  • песня
  • пиво
  • пин-ап
  • пираты
  • плагиат
  • платереско
  • подвиг
  • полезная информация
  • политика
  • политическая сатира
  • полиция
  • половцы
  • поп-арт
  • порт
  • портрет
  • постимпрессионизм
  • постмодернизм
  • потребительство
  • поэтическая миниатюра
  • праздник
  • практические советы
  • прерафаэлиты
  • примитивизм
  • природа
  • проверим свою эрудицию?
  • провокация
  • проект
  • против фальсификаций
  • профориентация
  • псевдоготика
  • псевдорусский стиль
  • путеводитель
  • размышления
  • раскол
  • ратуша
  • реализм
  • ребус
  • революция
  • регалии
  • реклама
  • рекомендую!
  • реконструкция
  • ренессанс
  • реплика
  • реставрация
  • ретро
  • рецензия
  • рецепты
  • рококо
  • романский стиль
  • романтизм
  • романтика
  • романтика.
  • романтический реализм
  • ругаемся по-английски
  • русалки
  • русофобия
  • русская армия
  • русский флот
  • русский язык
  • рыцари
  • салонная живопись
  • самолет
  • сатира
  • северный модерн
  • секс-символ
  • сепаратизм
  • символизм
  • символика православного храма
  • сказка
  • скульптура
  • славяне
  • советская архитектура
  • советы
  • современная архитектура
  • современная цивилизация
  • современное искусство
  • сообщество «europiancities»
  • социология
  • спасибо!
  • спорт
  • средневековье
  • ставкирха
  • старообрядцы
  • статистика
  • стереотипы
  • стихи
  • странное
  • стриптиз
  • сувениры
  • судопроизводство
  • супрематизм
  • сюрреализм
  • тамплиеры
  • театр
  • телевидение
  • террор
  • толерантность
  • топонимика
  • тоталитаризм
  • трамвай
  • транспорт
  • тролинг
  • тролли
  • тромплей
  • труллы
  • туризм
  • тюльпаны
  • угадайте место
  • утрата
  • утраченное
  • фалеристика
  • фантасмагория
  • фантастика
  • фантастический реализм
  • фахверк
  • фельетон
  • феминизм
  • фигуративный реализм
  • филателия
  • филология
  • философия
  • фольклор
  • фонари
  • фонтан
  • фотогорафия
  • фотография
  • фрески
  • футбол
  • футорология
  • фэнтези
  • херес
  • хобби
  • хоккей
  • христианство
  • хронология
  • царевна Софья
  • цареубийство
  • часы
  • чума
  • шампанское
  • шарж
  • шатоэск
  • шахматы
  • шашлык
  • школа
  • шоколад
  • шоу
  • шпионы
  • экзистенциализм
  • эклектика
  • экономика
  • эксперимент
  • экспрессионизм
  • эллинизм
  • эпатаж
  • эпиграмма
  • эссе
  • этимология
  • этнография
  • юмор
  • язычество

Рубрики: Вера

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *